Научная статья на тему 'Оптимизация металлических конструкций грузоподъемных машин мостового типа'

Оптимизация металлических конструкций грузоподъемных машин мостового типа Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
356
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЕЧНО-ЭЛЕМЕНТНОЙ МОДЕЛЬ ПРОЛЁТНОЙ БАЛКИ / ПОЯСНЫЕ ЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Анцев В. Ю., Толоконников А. С., Калабин П. Ю.

Рассматриваются вопросы оптимизации металлоемкости пролетных балок мостовых кранов с поясными листами разной толщины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Анцев В. Ю., Толоконников А. С., Калабин П. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация металлических конструкций грузоподъемных машин мостового типа»

УДК 621.874

В.Ю. Анцев, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, (4872) 33-22-88, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),

А.С. Толоконников, канд. техн. наук, доц., (4872) 33-22-88, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),

П.Ю. Калабин, магистрант, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ОПТИМИЗАЦИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН МОСТОВОГО ТИПА

Рассматриваются вопросы оптимизации металлоемкости пролетных балок мостовых кранов с поясными листами разной толщины.

Ключевые слова: конечно-элементной модель пролётной балки, поссные листы

Основными условиями оптимального проектирования металлических конструкций грузоподъёмных кранов являются создание рациональных конструктивных схем и установление областей их применения при наивыгоднейших значения их геометрических параметров и размеров отдельных элементов. Применительно к металлоконструкциям мостовых кранов на передний план выходит задача снижения металлоёмкости при обеспечении прочности, местной устойчивости, жесткости, так как масса металлоконструкции в значительной степени определяет её стоимость.

Оптимизации параметров пролётных балок мостовых кранов посвящены работы многих авторов, например, [1,2]. По их результатам для баки симметричного сечения при расчете на прочность по расчетным случаям 11а и Ш удаётся в явном виде выразить зависимость площади сечения от момента сопротивления, представляющую собой целевую функцию

Жх_+Жу_

уИ Ь у

— + — И*

И 3 е

3

где Жх, Жу - моменты сопротивления сечения относительно осей хиу,м

И , Ь - высота и ширина сечения, м; *е - толщина стенки, м.

Таким образом, задач оптимизации сводится к минимизации площади ^ при заданных моментах сопротивления. Задаваясь значением толщины стенки, вычисляются оптимальные значения высоты и ширины баки, толщины поясов.

Данна методика в процессе проектирования требует корректировки значения ширины баки для кранов малой грузоподъемности, которая, исхода из технологических соображений, должна составлять не менее 300...350 мм [3]. Кроме того, для баки с заданным пролётом толщина поясных листов уменьшается с увеличением грузоподъёмности (следовательно, с увеличением толщины стенки), что противоречит условию обеспечения прочности верхнего пояса.

Исследование конечно-элементной модели пролётной балки показало, что для кранов легкого и среднего режимов работы вследствие местного давления ходового колеса грузовой тележки верхний пояс в процессе эксплуатации испытывает большие значения напряжений, чем нижний. Таким образом, возникает вопрос об оптимальном проектировании металлоконструкций балок с поясами раной толщины. Причем, минимальная толщина нижнего пояса может быть принята равной толщине стенок.

Проведённый сравнительный анализ результатов [4], полученных по существующему и предложенному методам, позволил сделать следующие выводы:

1. Для кранов грузоподъемностью до 20 т применение пролётных балок с разными толщинами поясов при пролётах более 16,5 м позволяет снизить площадь поперечного сечения на 3...6 % по сравнению с баками, имеющими равные по толщине пояса.

2. Для кранов грузоподъемностью 32 т выигрыш по площади до 4 % наблюдается в диапазоне пролётов от 10 до 20 м.

3. Для кранов большой грузоподъемностью применение балок с разными толщинами поясов нецелесообразно.

Таким образом, предложенная методика определения геометрических размеров поперечного сечения не является оптимальной на всем диапазоне пролетов и грузоподъемностей мостовых кранов среднего и легкого режимов работы.

Для устранения указанных недостатков предлагается изменять характерный параметр (толщину нижнего пояса) в пределах от толщины стенки до толщины верхнего пояса.

Схема геометрических размеров поперечного сечения представлена нарис. 1 (где д<а< х).

Ч

,_____________, І

ч

ГТ1 гг »

Рис. 1. Поперечное сечение пролетной балки с поясами разной

толщины

к •• -2•

а +

0од

к

2

+ В • а-0.5а + В• х•

а + к +

х

2

у.

х

12

к •••2 + В •а + В • х

Уод ~а - 0.5к]2 • 2к -рВ^ а(уйд - 0,5^)2 + В • х(уйд — - а -0.5х);

3

Жх

____х_

Уод

где Уод - координата центра тяжести сечения, м; 8 - толщина, стени и

толщина нижнего пояса, м; В - ширина баки, м; х - толщина верхнего пояса, м.

Условия ограничения, реализуемые в системе МаШСАБ, принимают вид I о2Ь Му2Ь . _ I лоа . „ Ь . , . Ь

Ж

+

х

Ж

<£• у;

У

о2а

Жх

<Я • у; — <к <—; В >Ь/50: 18 14

0,005 <«<0,01; | <В <| ; в >0,3; 1,55<х <2 5; 0,005 <а <0,01,

где I д2а,I о2Ъ,Му2Ь - изгибающие моменты относительно осей хиу для

расчетных случаев 11а и IIЪ, кН-м; Я - расчетное сопротивление материала баки изгибу, МПа; у - коэффициент надежности при расчете по методу предельных состояний; L - пролет крана.

На рис. 2-4 представлены графики зависимости площади поперечного сечения балки от грузоподъёмности крана при раных значениях пролёта Д для симметричных сечений (у) и для сечений с толщиной нижнего пояса, который определяется как независимый параметр (§).

Рис. 2. Графики зависимости площади поперечного сечения балки от грузоподъёмности крана для пролётов Ь=10,5 и 16,5 м

І :-22.5

0Я35 ------------------

0.0325 003 0.0275

У 0025 //

0 .0225 У /

% /У

Є-& 0.02 0.0175

0015 <ЗҐ*"^

0.0125

0 01 5 10.5 16 215 27 32 5 38 435 49 54.5 60 иШ 5 105 16 215 27 325 38 43.5 49 545 60

<3 <3

Рис. 3. Графики зависимости площади поперечного сечения балки от грузоподъёмности крана для пролётов Ь=22,5 и 28,5 м

Ь := 34.5

0.06 0.056 0.052 0.048 0.044

7

---0.04

£

в^О.ОЗб 0.032 0.028 0.024

' 5 10.5 16 21.5 27 32.5 38 43.5 49 54.5 60

О

Рис. 4. График зависимости площади поперечного сечения балки от грузоподъёмности крана для пролётов Ь=34,5м

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы, определяющие область применения представленной методики оптимизации металлоемкости пролетных блок мостовых кранов с поясными листами разной толщины:

1. Для кранов грузоподъемностью от 10 до 50 т, имеющих пролёт

10.5 м, расчёт металлоемкости по предложенной и существующей методикам дает аналогичный результат.

2. Для кранов грузоподъемностью от 10 до 50 т, для пролёта 16,5 м, выигрыш по массе конструкции наблюдается в диапазоне грузоподъемностей от 32 до 50 т. Другие результаты совпадают.

3. Для кранов грузоподъемностью от 10 до 50 т для пролётов 22,5 м,

28.5 м и 34,5 м выигрыш по массе составляет от 6 до 10 %.

Библиографический список

1. Металлические конструкции ПТМ / под ред. М.М. Гохберга. Л.: Машиностроение, 1976. 456с.

2. Справочник по кранам / под ред. М.М. Гохберга. Л.: Машиностроение, 1988. Т.1. 535с.

3. Соколов С.А. Металлические конструкции ПТМ. СПб.: Политехника, 2005. 423с.

4. Толоконников А.С., Калабин П.Ю. Оптимизация геометрических параметров пролётных балок мостовых кранов с поясами разной толщины // Изв. ТулГУ. Сер. Технические науки. Вып. 2. Ч. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. С. 53-57.

V. Antsev, A. Tolokonnikov, P. Kalabin

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Optimization of bridge type hoisting machines' metal structure

The metal capacity optimization problems of bridge crane's span beams with a lap sheet of different thicknesses are considered.

Получено 12.11.2009

УДК 621.3.019:621.9.06

Н. И. Пасько, д-р техн. наук, проф., (4872) 35-18-87 (Россия, Тула, ТулГУ), П. П. Шилов, аспирант, (4872) 35-18-87, Shilov_44@mail. ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ОБ ОПЕРАТИВНОЙ ОЦЕНКЕ НАДЕЖНОСТИ ИНСТРУМЕНТА НА СТАНКАХ С ЧПУ

Рассматриваются методы оперативной оценки параметров функции надежности режущего инструмента на станках с ЧПУ при планово-предупредительной замене инструмента с использованием вычислительных возможностей системы ЧПУ. Определяется необходимая статистика для оценки. Предполагается использование рассмотренных методов при планово-предупредительной замене инструментов в адаптивном режиме.

Ключевые слова: надежность тструменгт, станки с ЧПУ, статистика, оценка, планово-предупредительная замена, адаптация.

Функцию надежности режущих инструментов желательно знать и оперативно уточнять в процессе обработки. Такую возможность могут обеспечить станки с современными системами ЧПУ, имеющими достаточно большие вычислительные возможности. Така оперативность необходима при назначении плановой наработки инструментов до их профилактической замены (восстановления) в режиме самообучения (адаптации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.