Научная статья на тему 'Оптимизация геометрических параметров пролётных балок мостовых кранов с поясами разной толщины'

Оптимизация геометрических параметров пролётных балок мостовых кранов с поясами разной толщины Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
350
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ / КРАН МОСТОВОЙ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Толоконников А. С., Калабин П. Ю.

Рассматриваются вопросы оптимизации металлоемкости пролетных балок мостовых кранов с поясными листами разной толщины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Толоконников А. С., Калабин П. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация геометрических параметров пролётных балок мостовых кранов с поясами разной толщины»

УДК 621.874

А.С. Толоконников, канд. техн. наук, доц., (4872) 33-22-88, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

П.Ю. Калабин, магистрант, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ОПТИМИЗАЦИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПРОЛЁТНЫХ БАЛОК МОСТОВЫХ КРАНОВ С ПОЯСАМИ РАЗНОЙ ТОЛЩИНЫ

Рассматриваются вопросы оптимизации металлоемкости пролетных балок мостовых кранов с поясными листами разной толщины.

Ключевые слова: оптимизация металлоконструкций, кран мостовой

Известно, что основным условием оптимаьного проектирования металлических конструкций грузоподъёмных кранов является создание рационаьных конструктивных схем и установление областей их применения при наивыгоднейших значениях их геометрических параметров и размеров отдельных элементов. Применительно к металлоконструкциям мостовых кранов на передний план выходит задача снижения металлоёмкости при обеспечении прочности, местной устойчивости, жесткости и т. д., т. к. масса металлоконструкции в значительной степени определяет её стоимость .

Оптимизации параметров пролётных балок мостовых кранов посвящены работы многих авторов: Серлина, Гохберга, Позынича, Будрина, Беспалова и т.д. В общем виде для баки симметричного сечения при расчете на прочность по расчетным случаям IIa и IIb удаётся в явном виде выразить зависимость площади сечения от момента сопротивления, представляющую собой целевую функцию [1,2]

F = 1.5

2WX 4

f — h 5c

И 3 с’

где Жх, Жу - моменты сопротивления сечения относительно осейх иу, м ;

И, Ь - высота и ширина сечения, м; 5С - толщина стенки, м.

Таким образом, задача оптимизации сводится к минимизации площади ^ при заданных моментах сопротивления. Задаваясь значением толщины стенки, вычисляются оптимальные значения высоты и ширины баки, толщины поясов.

Данна методика требует в процессе проектирования корректировки значения ширины баки для кранов малой грузоподъемности, которая, исходя из технологических соображений, должна составлять не менее 300...350 мм [3]. Кроме того, для баки с заданным пролётом, толщина поясных листов уменьшается с увеличением грузоподъёмности (следова-

тельно, с увеличением толщины стенки), что противоречит условию обеспечения прочности верхнего пояса.

Исследование конечно-элементной модели пролётной балки показало, что вследствие местного давления ходового колеса грузовой тележки, верхний пояс в процессе эксплуатации испытывает большие значения напряжений, чем нижний. Таким образом, возникает вопрос об ошимаьном проектировании металлоконструкций балок с поясами раной толщины.

Рассмотрена выше аналитическая методика определения оптимальных параметров поперечного сечения в данном случае становится непригодной, т.к. не представляется возможным в явном виде установить зависимость пощади от моментов сопротивления, что объясняется смещением центра тяжести поперечного сечения в сторону более толстого пояса. Так, например, для сечения, у которого толщина нижнего пояса равна толщине стенки (рис.1), координата центра тяжести, момент инерции и момент сопротивления относительно оси х, вычисляются по формулам

к-5-2 •

и к

5+ -

I 2

+ В-5-0.5 5+ В -х •

у

5+ к +

2к'

х

12

- +

^ц.т к-5-2 + В -5+ В-х

(уцт - 5- 0.5к) - 2к 5+ В - 8(уцт - 0,5 5)2 + В -х(у

х

2

цт

к - 5- 0.5х)2

=

2к 3 _ 12

+ (уцт -5-0.5к)2 -2к 5+В-5(уцт -0,5 5)2 +В-х(уцр - к -5-0.5х)2

к-5-2-I 5+

к

2

+ В-5-0.5 5+ В --I 5+к +

х

И-5-2 +В-5+В-х

где уц. - координата центра тяжести сечения, м; 8 - толщина стенки и

толщина, нижнего пояса, м; В - ширина баки, м.; х - толщина верхнего пояса, м.

Проще решается задача определения момента инерции и момента сопротивления относительно оси у.

Данна задача решается методами нелинейного программирования, которые находят широкое применение в современных системах автоматизированного проектирования и расчёта, например МаШСАО. Реализованный в этом программном продукте метод конечных разностей позволяет решать прямые задачи оптимизации с ограничениями. В нашем случае имеется минимум целевой функции Г(И,В,8,х) при следующих ограничениях [2]:

МхХЬ W

M

+

x

W

y2b < R -у; < R -у; L <h <L ; B >L/50:

y

Wx

18

14

0.005 <5< 0.01; - <B <- ; B >0.3; 1.55<x <25,

3 2

где МХ2а,МХ2Ъ, My2b - изгибающие моменты относительно осейх и у для

расчетных случаев IIa и IIb, кНхм; R - расчетное сопротивление материала баки изгибу, МПа; у - коэффициент надежности при расчете по методу предельных состояний; L - пролет крана.

Г

-С:

X

Рис. 1. Поперечное сечение пролетной балки с поясами разной толщины

На рис. 2-4 представлены графики зависимости площади поперечного сечения баки от пролёта крана При разных значениях грузоподъёмности Q, для симметричных сечений и для сечений с толщиной нижнего пояса, равной толщине стенки.

Q := 10

Q := 12.5

5 3 11 14 17 20 23 26 29 32 35 " 5 @ 11 14 17 20 23 26 29 32 35

Рис. 2. Графики зависимости площади поперечного сечения балки от пролета кран для грузоподъемностей Q=10 и 12, 5 т: у - поперечное сечение с поясами равной толщины; g- поперечное сечение, с толщиной нижнего пояса, равной толщине стенки 55

д := 1б <3:=20

Рис. 3. Графики зависимости площади поперечного сечения балки от пролета кран для грузоподъемностей 0=16 и 20 т: у - поперечное сечение с поясами равной толщины; g- поперечное сечение, с толщиной нижнего пояса, равной толщине стенки

Рис. 4. Графики зависимости площади поперечного сечения балки от пролета кран для грузоподъемностей 0=32 и 50 т: у - при поясах равной толщины; g - при равных толщинах стенки и

нижнего пояса

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Для кранов грузоподъемностью до 20 т применение пролётных балок с разными толщинами поясов при пролётах более 16,5 м позволяет снизить площадь поперечного сечения на 3-6 % по сравнению с баками, имеющими равные по толщине пояса.

2. Для кранов грузоподъемностью 32 т выигрыш по площади до 4 % наблюдается в диапазоне пролётов от 10 до 20 м.

3. Для кранов большой грузоподъемностью применение балок с разными толщинами поясов нецелесообразно.

Список литературы

1. Металлические конструкции ПТМ / Под ред. М.М.Гохберга. Л.: Машиностроение, 1976. 456 с.

2. Справочник по кранам, /Под ред. М.М.Гохберга. Л.: Машиностроение, 1988. Т. 1. 535 с.

3. Металлические конструкции ПТМ / С.А.Соколов. СПб.: Политехника, 2005.- 423 с.

A. Tolokonnikov, P. Kalabin

Optimisation of geometrical paramétrés of main beams of bridge cranes with belts of a different thickness

Questions of optimisation of metal consumption of main beams of bridge cranes with zone sheets of a different thickness are considered.

Получено 07.04.09

УДК 621.86/87

Н.М. Чернова, канд. техн. наук, доц., (8453) 44-30-30, [email protected] (Россия, Балаково, БИТТУ)

АВТОМАТИЗАЦИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ КРАНОВ И КРАНОВЫХ ТЕЛЕЖЕК

Рассмотрены методика и алгоритм автоматизированного решения многокритериальной задачи оптимального проектирования механизмов передвижения кранов и крановых тележек на основе применения принцииа Парето.

Ключевые слова: механизм передвижения, кран, крановая тележка, принцип Парето, автоматизация проектирования.

Проектирование многоколесных козловых и других специальны кранов на рельсовом ход имеет рад специфических особенностей. Краны являются сложными пространственными конструкциями, имеющими значительный собственный вес и большую грузоподъемность, отличаются большим многообразием решений по схемам приводов и трансмиссий многоколесных механизмов передвижения, а также балансирным схемам установки колес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.