Патяева H.B., Михайлова Е.Б.
оптимизация курса иностранного языка для студентов неязыковых специальностей в условиях реализации фгос во 3 и 3+
В связи с внедрением фгОс ВО нового поколения, обусловленного принятием «федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы», возникает необходимость реорганизации образовательного процесса с учетом новых тенденций развития высшего профессионального образования.
Не останавливаясь подробно на всех изменениях, внесенных в актуализированные фгОс ВО, рассмотрим лишь те из них, которые касаются практики преподавания иностранного языка в неязыковом вузе.
Во-первых, на передний план выходит задача повышения качества образовательного процесса и оптимизация затрат на реализацию образовательных программ. На практике это часто выливается в сокращение часов, отведенных на аудиторные занятия, при одновременном увеличении объема самостоятельной работы студентов.
Во-вторых, одним из основных трендов развития российского образования является повышение практико-ориентированности образовательных программ. главными целевыми установками в реализации фгОс ВО третьего поколения являются компетенции, полученные студентами в ходе обучения, при этом под термином компетенция понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Вообще, компетентностный подход предусматривает иную роль студента в учебном процессе. студент должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям.
В-третьих, что касается внедрения в учебный процесс новых образовательных технологий, то «федеральной целевой программой развития образования на 2016 - 2020 годы» планируется более активное использование технологии проектного обучения, а также технологии электронного обучения.
В-четвертых, одной из важнейших проблем современного образования остается процесс необходимого применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности и учебном процессе для всех видов и на всех уровнях образования [6].
Для того чтобы наиболее эффективным образом решить поставленные за-
дачи в процессе подготовки студентов по иностранному языку, нами во ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» проводится оптимизация курса иностранного языка на основе применения следующих педагогических технологий.
Одной из используемых нами технологий является контекстное обучение, в котором с помощью учебных проблем, проблемных ситуаций и задач выстраивается сюжетная канва усваиваемой профессиональной деятельности. В современном языковом образовании контекстный подход реализуется в методике, получившей название интегрированного предметно-языкового обучения (CLIL - Content and Language Integrated Learning). В основе CLIL метода заложена идея использования иностранного языка в качестве средства обучения содержанию неязыковой дисциплины. В этом есть целый ряд преимуществ для изучения, как иностранного языка, так и неязыковых предметов. Во-первых, создается профессионально-значимый контекст для практико-ориентированного изучения языка. Студенты учат язык не «про запас» на будущее, а пользуются полученными знаниями непосредственно на занятии для решения конкретных коммуникативных задач, связанных с освоением специальности. Профессионально-важные темы делают изучение языка более целенаправленным и интересным, что повышает мотивацию студентов и способствует более естественному формированию и развитию речевых умений и навыков. А профессионально-значимый контекст позволяет сформировать не только лингвистические, но и общекультурные и общепрофессиональные компетенции, включенные в набор требуемых результатов освоения программы.
На практике применяются различные типы интегрированного предметно-языкового обучения: от так называемого «жесткого» варианта (hard CLIL), когда главной целью обучения является содержание неязыковой дисциплины, до «мягкого» (soft CLIL), когда основной акцент ставится на изучение иностранного языка, а предметное содержание создает контекст для формирования языковых умений и навыков. Возможен, однако, и промежуточный вариант, в случае которого обе цели имеют одинаковое значение и который представляется нам наиболее подходящим для подготовки студентов по иностранному языку [5].
Еще одним способом оптимизировать курс иностранного языка является использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые обеспечивают оптимальное и эффективное восприятие, усвоение и использование учебной информации в интерактивном режиме. главное назначение ИКТ - ускорить процесс усвоения учебного материала; обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения, учитывая способности, склонности студентов, степень их обученности; повысить мотивацию студентов, вывести учебный процесс за рамки аудитории, обеспечив студентам возможность участия в ситуациях реальной международной коммуникации в глобальной сети Интернет и т. д.
В разработанном нами курсе используются различные средства ИКТ: диагностические, обучающие, тестовые программы по лексике, грамматике; профессионально-направленные аудио- и видеофайлы и мультимедийные обучающие CD и DVD программы; информационные ресурсы сети Интернет для образовательных
целей (поисковые системы, программы-переводчики, справочные материалы, электронные газеты и журналы); интерактивная доска, технологии Веб 2.0 вики и блог, учебные Интернет-ресурсы, система управления обучением Moodle и др.
Внедрение технологий ИКТ в процесс формирования профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей обеспечивает: ознакомление студентов с сетевыми ресурсами, предлагающими разнообразную интересную информацию по изучаемой теме; развитие умения анализировать и синтезировать информацию; формирование навыков самостоятельной постановки цели, планирования стратегических шагов по ее достижению и реализации плана через взаимодействие с партнерами при работе в команде; развитие навыка сотрудничества, способности к рефлексии, критическому мышлению; совершенствование навыков чтения и письма, осознание студентами важности письменной речи; повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка [1].
Метод проектов является одним из активных методов, который внедряется нами в практику профессиональной подготовки. Он предполагает решение определенной проблемы в результате самостоятельных действий студентов. В его основе лежит концепция развивающего обучения, т.е. повышение интеллектуального потенциала личности за счет активизации процесса развития интеллектуальных качеств будущих специалистов, совершенствования стиля умственной творческой деятельности в процессе обучения.
Метод проектов позволяет нам не только органично интегрировать знания обучающихся из разных областей при решении проблемы, но и дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Он создает условия, при которых студенты могут самостоятельно добывать знания или применять приобретенные ранее, причем вместо действий по образцу в основном выступают поисковые и исследовательские. Еще одним достоинством метода проектов является то, что он способен обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную формы работы на занятии, что позволяет каждому студенту максимально эффективно использовать учебное время. При реализации метода проектов мы используем следующие средства информационных и коммуникационных технологий: вики, поисковые системы сети Интернет, программы-переводчики, учебные Интернет-ресурсы и др. [2].
Ценным является тот факт, что проектная работа обеспечивает формирование способности к автономной креативной учебной деятельности и активному взаимодействию с другими субъектами образовательного процесса. Проблемный, поисковый, исследовательский, творческий характер проектной деятельности предполагает консолидацию всех языковых умений и знаний из профессиональных областей для решения проблемы.
Наряду с иноязычными навыками в ходе проектной работы развиваются следующие умения и способности профессионального спектра: творческий подход к решению инженерных проблем и разработке новых идей; способность работать с различными источниками информации; умение анализировать и критически
оценивать данные, делать выводы и заключения; умение взаимодействовать с членами профессионального коллектива, способность к лидерству и распределению ролей и функций в команде.
Формой, которая способна интегрировать в себе задания проблемного, творческого и исследовательского характера, которая моделирует профессиональную деятельность, развивает диалогическое и профессиональное мышление и направлена на оптимизацию обучения языка для профессиональных целей, является студенческая конференция. Конференция является одним из средств обучения, включающего иностранный язык в общую систему подготовки специалиста, формирующего профессиональные качества на основе междисциплинарности, функциональности, интегративности, интерактивности и проблемности. Она формирует способность будущих специалистов эффективно использовать зарубежный опыт, извлекать информацию из специальной литературы, готовность эффективно сотрудничать в профессиональной сфере, используя иностранный язык.
Преподавателями кафедры иностранных языков ННГАСУ организуется ежегодная студенческая научная конференция «Моя профессия в 21 веке», посвященная профессиональным проблемам и инновациям в соответствующих профессиональных областях студентов. Конференция проводится на английском языке в виде презентации научных докладов, подготовленных и представленных с применением средств информационных и коммуникационных технологий, с их последующим обсуждением, таким образом, осуществляется интеграция профессиональной и иноязычной подготовки [3].
Интенсифицировать языковую подготовку студентов помогают различные языковые курсы, а также программа дополнительного образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». В нашем вузе как в рамках курсов, так и в рамках вышеозначенной программы мы предлагаем студентам подготовиться к сдаче Кембриджских экзаменов.
Готовясь к сдаче экзаменов, студенты обучаются использованию реального английского языка в ситуациях реального общения, у них формируются и развиваются навыки, необходимые для применения в различных ситуациях на работе, во время учебы, в повседневной жизни.
Занятия по подготовке к международным экзаменам направлены на развитие всех 4-х видов речевой деятельности: чтения, аудирования, письма и говорения на английском языке. Четкие цели, поставленные перед студентами - достичь языкового уровня, необходимого для успешной сдачи экзамена и получения международного сертификата, существенно повышают мотивацию к изучению английского языка. А эффективные методики, применяемые преподавателями в процессе обучения, способствуют формированию у студентов значительно более высокого уровня владения коммуникативной компетенцией.
Кроме лингвистических компетенций, в процессе подготовки к сдаче Кембриджских экзаменов у студентов формируются такие общекультурные компетенции, установленные федеральными государственными образовательными стандартами, как: владение культурой мышления, способность к обобщению,
анализу, восприятию информации; умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе с помощью информационных технологий [4].
Как показал опыт, использование рассмотренных в данной статье педагогических технологий в процессе подготовки студентов инженерных специальностей отвечает основным требованиям ФГОС ВО нового поколения:
1. способствует повышению у студентов уровня владения иностранным языком;
2. позволяет сформировать не только лингвистические, но и общекультурные и общепрофессиональные компетенции, заявленные во ФГОС ВО;
3. создает условия, при которых студенты могут самостоятельно добывать знания и применять на практике приобретенные ранее умения;
4. ускоряет процесс усвоения учебного материала; обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию обучения, учитывает способности, склонности студентов.
литература
1. Кручинина Г. А. Дидактическая система формирования профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей в условиях информатизации образования / Г. А. Кручинина, Н.В. Патяева, Е.Б. Михайлова // Приволжский научный журнал. 2014. № № 3 (31). С. 233-238.
2. Кручинина Г.А. Учебный проект как форма взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин в условиях информатизации образования / Г.А. Кручинина, М.В. Кручинин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 3 (35). С. 169-176.
3. Кручинина Г.А. формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей в условиях информатизации высшего профессионального образования: монография / Г.А. Кручинина, Е.Б. Михайлова // Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т. Н. Новгород: ННГАСУ, 2012. 270 с.
4. Патяева Н.В. Обучение иностранному языку студентов технического вуза в условиях реформы высшего профессионального образования / Н.В. Патяева, Е.Б. Михайлова // Гуманизация образования. 2016. №2. С. 13-18.
5. Патяева Н.В. Совершенствование профессионально-иноязычной подготовки студентов в условиях модернизации инженерного бакалавриата / Н.В. Патяева, Е.Б. Михайлова // Приволжский научный журнал. 2015. №3 (35). С. 252-256.
6. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.минобрнауки.рф/доку-