остановок, обеспечивает слитность движений.
Критерии и их признаки с «художественной» направленностью:
- наличие согласованности движений с темпом, ритмом, акцентами музыки -определяет музыкальность;
- соответствие танцевальных движений заданному танцевальному жанру и музыкальному сопровождению, характеризует танцевальность;
- согласованность движений рук, головы, туловища, ног, которые подчеркивают направленность и характер позы, жеста, движения определяет иллюстративную выразительность;
- яркое выражение мимикой лица, чувств, настроений, характера образа, музыки, характеризует эмоциональную выразительность.
Найденные критерии артистизма, на наш взгляд, объективно существуют, имеют достаточно четкие определения, могут улавливаться судьями и должны учитываться ими при оценке исполнительского мастерства гимнасток. Прежде всего, это необходимо, когда велика плотность результатов и спортсменов сложно ранжировать по местам. Однако, зрелищный эффект соревновательного упражнения в целом определяется гармоническим соотношением составляющих всех компонентов исполнительского мастерства: трудности, композиционного построения и артистизма исполнения. Нарушение какого-либо из них может привести к разрушению всей системы.
ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ЦИКЛЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫХ РЕЖИМОВ ДЫХАНИЯ
Александр Александрович Шамардин, кандидат биологических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры
Аннотация
Дополнительные средства эргономичного дифференцированного использования в форме регулируемых способов дыхания показывают, что различными влияниями (дыхательные упражнения, дозируемые гиповентиляции и увеличенное сопротивление дыханию) согласно первичным целям обучения молодых футбольных игроков в течение различных периодов учебного цикла способствует усилению эффекта от применения обычных физических упражнениий и обеспечивает возрастание и сохранение функциональных и физических стандартов игроков на всех периодах обучения и конкурентоспособной деятельности.
Ключевые слова: Регулируемые способы дыхания, функциональное обучение, юные футболисты
OPTIMIZATION OF FUNCTIONAL TRAINING YOUNG FOOTBALL PLAYERS
IN A TRAINING CYCLE ON THE BASIS OF APPLICATIONS OF THE REGULATED MODES OF BREATH
Alexander Aleksandrovich Shamardin, Cand.Biol.Sci., the senior lecturer,
The Volgograd state academy of physical training
Abstract
Differentiated use additional ergogenic means in the form of the regulated modes of breath is shown, that various by influence (the respiratory exercises, dosed out гиповентиляции and the increased resistance to breath) according to the primary goals of training of young football players during the different periods of a training cycle promotes strengthening of training effect from application of usual training influences (physical exercises) and provides escalating and preservation of functional and physical standards of players on an extent of all periods of training and competitive activity.
Keywords: Regulated modes of breath, functional training, young football players.
Важнейшей задачей спортивной подготовки является формирование высокого уровня функциональных возможностей занимающихся, которые являются основой роста специальной физической работоспособности. В этой связи весьма остро встает
проблема разработки новых технологий оптимизации тренировочного процесса в футболе [7, 9]. Необходимость решение этой проблемы обусловливает поиск новых путей рационализации и повышения эффективности учебно-тренировочного процесса, разработку высокопродуктивных спортивных технологий, принципиальных модификаций отдельных разделов подготовки футболистов [1, 9].
В настоящее время с целью наиболее полной реализации функциональных резервов организма используют различные традиционные и нетрадиционные средства предварительной стимуляции (потенцирования) работоспособности. В этом плане показано, что использование различных методов воздействия на организм, например через дыхательную систему, усиливает влияние тренировочных нагрузок на организм, способствует формированию более совершенных адаптационных механизмов и повышению работоспособности спортсменов [3, 6, 9].
В футболе в подготовительном периоде в основном наращиваются функциональные возможности организма, развиваются ведущие, для специфической деятельности, физические качества. Развитие специальной работоспособности футболистов в подготовительном периоде предлагается осуществлять посредством последовательного решения трех задач: Развитие функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие работоспособности мышц ног, развитие скоростной выносливости [2].
В соревновательном периоде основной задачей является поддержание высокого уровня функциональной подготовленности, которая призвана обеспечить высокую спортивную результативность, и в определенной мере, особенно во второй части длительных соревнований, наращивание физических кондиций [9]. Немаловажной задачей при этом является сохранение двигательного и функционального потенциала при постоянном совершенствовании индивидуального и командного уровня техникотактического мастерства и реализация возможностей игроков в соревнованиях [8].
В соответствие с этими задачами и должны использоваться регламентированные режимы дыхания в своих различных формах в тренировочном процессе, так как они имеют как общие направления воздействия, так и определенные особенности, что позволяет их дифференцировать для применения в разные периоды годичного тренировочного цикла. В этой связи весьма остро встает необходимость разработки и обоснования эффективных методов использования дополнительных адаптогенных средств, позволяющих существенно расширить диапазон адаптационных перестроек при достигнутом уровне объемов и интенсивности тренировочных нагрузок [6, 9].
Нам представляется, что наряду с дифференциацией физических упражнений, целесообразно дифференцировать и различные эргогенические средства, в частности, регламентированные режимы дыхания.
Применение дыхательных упражнений, направленных на увеличение легочных объемов, силы и выносливости дыхательной мускулатуры, обеспечивает повышение аэробных возможностей организма. Следовательно, именно дыхательные упражнения целесообразно в основном применять на общеподготовительном этапе подготовительного периода тренировочного цикла. Следует отметить, что дыхательные упражнения будут полезны и в соревновательном периоде, на его первом этапе.
В то же время гиповентиляция - уменьшение уровня легочной вентиляции (например, в виде дозированных задержек дыхания) совершенствует устойчивость к гипоксии (а значит, оптимизирует развитие анаэробных механизмов энергообеспечения), мобилизует аэробный механизм энергообеспечения и повышает его эффективность. В виду такого физиологического эффекта гиповентиляции, задержки дыхания целесообразно применять в тренировочных программах специальноподготовительного этапа подготовительного периода и в межигровой период соревновательного периода.
В силу того, что систематическое использование увеличенного резистивного сопротивления дыханию, обеспечивает повышение физической работоспособности при сохранении физиологической стоимости и при стабильности напряжения регуляторных механизмов [5], его целесообразно использовать на предсоревновательном
этапе подготовительного периода, в конце первого игрового круга (первый этап соревновательного периода), в середине межигрового периода и во второй части второго круга соревнований (третий этап соревновательного периода).
На этой основе нами были разработаны модельные недельные микроциклы тренировок, учитывающие возрастные особенности юных футболистов (скорректирован набор упражнений и величины нагрузки), дополненные специальным разделом, содержащим указания на применяемые регламентированные режимы дыхания, которые были объединены в специальные комплексы.
Для выяснения эффективности разработанной экспериментальной тренировочной программы, предусматривающей дифференцированное использование регламентированных режимов дыхания в разные периоды тренировочного цикла юных футболистов был организован и проведен педагогический эксперимент.
В результате дифференцированного планирования и реализации тренировочной работы, а также целенаправленного применения дополнительных эргогенических средств, предполагалось получить более существенный прирост физической работоспособности и повышение компонентов функциональной подготовленности, в соответствие с основными задачами в каждом периоде тренировочного цикла у юных футболистов.
Были сформированы две группы футболистов, экспериментальная, тренировавшаяся с использованием различных комплексов регламентированных режимов дыхания (п = 9 человек) и контрольная, которая выполняя ту же тренировочную нагрузку не применяла воздействия на дыхательную систему (п = 9 человек). Обе группы тренировались в одной команде, под руководством одного тренера и были на момент начала эксперимента практически одинакового физического развития и уровня подготовленности в возрасте 15-16 лет.
Педагогический эксперимент проводился в четыре этапа, соответственно периодам и этапам реального тренировочного цикла футбольной команды «Ротор-90», выступавшей в первенстве Волгоградской области.
Первый этап включал в себя тренировку в рамках подготовительного периода (втягивающий этап - 1 неделя, общеподготовительный этап - 5 недель, специальноподготовительный этап - 5 недель, предсоревновательный - 1 неделя ), второй этап охватывал соревновательную и тренировочную деятельность юных футболистов в первом круге соревнований (6 недель), третий этап составила тренировочная работа в межигровом периоде (6 недель) и четвертый этап охватывал тренировочную и соревновательную деятельность во втором круге соревнований (6 недель).
В начале и в конце каждого этапа эксперимента все его участники обследовались по единой программе, которая предусматривала определение величины общей физической работоспособности, как основного интегрального показателя функциональной подготовленности. Кроме того, производилась оценка физических качеств, в большой мере определяющих эффективность игровой деятельности футболистов и некоторых параметров вегетативных систем организма.
При этом результаты тестирования, проводимого по окончании каждого этапа, являлись исходными для последующего этапа педагогического эксперимента.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Показатели функциональной подготовленности футболистов, зарегистрированные в процессе обследований контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце каждого этапа педагогического эксперимента представлены в таблицах 1- 4.
Стоявшая перед тренировочным процессом в подготовительном периоде (первый этап педагогического эксперимента) задача наращивания функциональных возможностей, повышение, прежде всего аэробной производительности, физической работоспособности и комплекса физических качеств, необходимых для специфической деятельности в футболе, была в полной мере решена.
Так, показатели скорости, скоростной и общей выносливости, скоростносиловых возможностей увеличились как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Вместе с тем, прирост уровня физических качеств у футболистов экспериментальной группы был существенно большим, по сравнению с игроками контрольной группы. При этом увеличение показателей физической подготовленности у игроков экспериментальной группы было статистически достоверным по всем изучаемым позициям (см. табл. 1).
Таблица 1
Изменение показателей функциональной подготовленности у юных футболистов в результате экспериментальной тренировки в подготовительном периоде (X ± m)
Показатели Контрольная группа (п = 9) Экспериментальная группа (п = 9)
В начале эксперимента В конце эксперимента В начале эксперимента В конце эксперимента
15 м с места, с 2,44±0,03 2,33±0,05 2,46±0,03 2,24±0,04**
Бег 30 м, с 4,21±0,07 4,06±0,04 4,30±0,05 3,88±0,06**
Бег 5 по 50 м, с 44,0±0,4 41,8±0,6 44,6±0,4 38,7±0,4**
5-ой прыжок, м 12,2±0,2 13,0±0,1** 12,1±0,2 13,6±0,1**
12-ти мин бег, м 2956,3±31,6 3127,8±29,0** 2919,2±83,3 3266,7±71,2**
ЧССп, уд/мин 81,2±2,2 78,0±1,6 76,7±2,9 70,8±1,7
ЖЕЛ, мл 4098,9±180,6 4372,2±125,0 3975,6±157,7 4805,6±99,5**
МВЛ, л/мин 99,3±4,9 105,7±1,5 96,9±6,1 118,9±3,0**
ЗД вд., с 43,4±2,9 45,2±2,9 41,2±3,2 51,0±2,1*
ЗД вд., с 21,7±1,9 22,7±1,0 21,4±1,9 27,9±2,5*
РШС170, кгм/мин 796,1±28,4 905,6±34,8* 824,4±45,3 985,0±53,7*
МПК, мл/мин 2506,0±38,1 2786,0±44,1** 2626,0±98,0 3066,1±99,0**
КПМПК, мл/уд/мин 14,6±0,4 15,3±0,2 14,5±0,5 16,8±0,5**
Примечание: Здесь и далее достоверность различий: * при Р < 0,05;
** - при Р < 0,01.
В тоже время в контрольной группе достоверным оказалось увеличение только результатов в тестах 5-ой прыжок и 12-минутный гладкий бег.
Аналогичная ситуация наблюдалась и при сравнении показателей аэробной производительности и физической работоспособности. В обеих группах увеличение этих параметров было достоверным, но в экспериментальной группе прирост был почти в два раза большим. Это вполне объяснимо, так как в тренировке экспериментальной группы в начале этого этапа эксперимента применялись дыхательные упражнения, способствующие повышению функции внешнего дыхания, а в конце этапа использовались дозированные задержки дыхания, обусловливающие гиповентиляцию, и соответственно условия гиперкапнии и гипоксиии. Как известно эти условия способствуют совершенствованию как анаэробных, так и особенно аэробных механизмов энергообеспечения [6]. Кроме того, уже достаточно давно показана взаимосвязь между индивидуальной устойчивостью к гипоксии и уровнем развития выносливости у спортсменов [4].
Обнаруженные различия между контрольной и экспериментальной группами были вполне закономерными и ожидаемыми, так как футболисты экспериментальной группы целенаправленно использовали в тренировке различные регламентированные режимы дыхания, и как следствие этих дополнительных воздействий у них произошел более существенный рост всех наблюдаемых показателей функциональной подготовленности.
На то, что причиной большей эффективности тренирующих воздействий, явля-
ются именно регламентированные режимы дыхания, указывает весьма существенное и статистически достоверное увеличение показателей функционального состояния дыхательной системы и гипоксической устойчивости организма футболистов экспериментальной группы. Увеличение этих параметров произошло в среднем на 20,9 - 30,4 % (Р<0,05-0,01), тогда как в контрольной группе прирост не превышал 6,7%.
В дополнении к этому, следует отметить и повышение экономичности функционирования организма юных футболистов, использовавших регламентированные режимы дыхания. На это указывает снижение у них показателя частоты сердечных сокращений в покое на 7,7% (Р>0,05) и увеличение показателя кислородного пульса на 15,9% (Р<0,01). В тоже время в контрольной группе эти показатели увеличились соответственно всего на 3,9 и 4,8 % (Р>0,05).
Задачей второго этапа педагогического эксперимента, включавшего первый круг соревнований, кроме успешной соревновательной деятельности, явилось наращивание физических кондиций, прежде всего скоростных и скоростно-силовых возможностей.
Результаты контрольного тестирования физической и функциональной подготовленности показал, что эти задачи были достигнуты как в контрольной, так и в экспериментальной группах, что было обусловлено рациональным тренировочным процессом (табл. 2).
Вместе с тем, в контрольной группе прирост скоростных и скоростно-силовых возможностей игроков наблюдался в пределах 2,6-5,2 % (Р<0,05). При этом произошло снижение показателей общей выносливости, аэробной производительности и физической работоспособности в среднем на 1,6-4,9% (Р>0,05), что является закономерным явлением и находит подтверждение в литературе [8].
В тоже время, у игроков экспериментальной группы, систематически применявших на фоне тренировочных нагрузок регламентированные режимы дыхания, в основном дыхательные упражнения и увеличенное резистивное сопротивление дыханию, увеличение скоростных, скоростно-силовых возможностей и скоростной выносливости было существенно большим (в пределах 3,7-8,5%, Р<0,01), по сравнению с контрольной группой.
При этом у них, в отличие от игроков экспериментальной группы, не наблюдалось снижение общей выносливости и аэробных возможностей и даже наоборот отмечалось их некоторое увеличение, хотя и небольшое (в среднем на 2,5-3,5%) и статистически не достоверное (Р>0,05).
Одновременно, в экспериментальной группе, на этом этапе педагогического эксперимента, также как и в подготовительном периоде, отмечалось увеличение показателей функционального состояния дыхательной системы и гипоксической устойчивости (см. табл. 2).
На третьем этапе педагогического эксперимента, охватывавшего весь межигровой цикл тренировок, основной задачей явилось наращивание функциональных возможностей, в особенности аэробной производительности, и повышение уровня физических качеств. Тренировка в этом межигровом периоде, и по задачам и по структуре, была аналогичной, использовавшейся в подготовительном периоде.
В таблице 3 представлены результаты контрольных тестирований функциональной и физической подготовленности футболистов контрольной и экспериментальной групп.
Из представленных данных можно видеть, что в обеих группах произошло повышение и физических и функциональных кондиций. Также как и на предыдущих этапах педагогического эксперимента, у игроков, практиковавших использование регламентированных режимов дыхания, это повышение было более существенным (в пределах 4,2-12,5%) и почти по всем позициям статистически достоверным. Вполне закономерно повысились и показатели функционального состояния дыхательной системы (в диапазоне 6,4-22.8%, Р<0,05-0,01).
Таблица 2
Изменение показателей функциональной подготовленности у юных футболистов в результате экспериментальной тренировки ________в первом круге соревнований соревновательного периода (X ± т)_____
Показатели Контрольная группа (п = 9) Экспериментальная группа (п = 9)
В начале эксперимента В конце эксперимента В начале эксперимента В конце эксперимента
15 м с места, с 2,33±0,05 2,21±0,02* 2,24±0,04 2,10±0,03**
Бег 30 м, с 4,06±0,04 3,89±0,02** 3,88±0,06 3,59±0,06**
Бег 5 по 50 м, с 41,8±0,6 40,7±0,3 38,7±0,4 35,4±0,3**
5-ой прыжок, м 13,0±0,1 13,4±0,1* 13,6±0,1 14,1±0,1**
12-ти мин бег, м 3127,8±29,0 3077,8±48,0 3266,7±71,2 3350,0±41,7
ЧССп, уд/мин 78,0±1,6 77,6±1,2 70,8±1,7 69,6±1,5
ЖЕЛ, мл 4372,2±125,0 4216,7±52,0 4805,6±99,5 5116,7±35,4**
МВЛ, л/мин 105,7±1,5 106,7±1,2 118,9±3,0 121,1±2,6
ЗД вд., с 45,2±2,9 45,0±2,7 51,0±2,1 57,7±2,3*
ЗД вд., с 22,7±1,0 22,9±0,6 27,9±2,5 32,4±2,7
РШС170, кгм/мин 905,6±34,8 878,3±28,5 985,0±53,7 992,2±41,7
МПК, мл/мин 2786,0±44,1 2648,2±66,1 3066,1±99,0 3174,7±83,3
КПМПК, мл/уд/мин 15,3±0,2 14,6±0,3 16,8±0,5 17,4±0,5
Таблица 3
Изменение показателей функциональной подготовленности у юных футболистов в результате экспериментальной тренировки ___________в межигровом периоде соревновательного периода (X ± т)_________
Показатели Контрольная группа (п = 9) Экспериментальная группа (п = 9)
В начале эксперимента В конце эксперимента В начале эксперимента В конце эксперимента
15 м с места, с 2,21±0,02 2,14±0,05 2,10±0,03 1,96±0,03**
Бег 30 м, с 3,89±0,02 3,72±0,08 3,59±0,06 3,36±0,03**
Бег 5 по 50 м, с 40,7±0,3 39,3±0,7 35,4±0,3 33,9±0,4**
5-ой прыжок, м 13,4±0,1 14,0±0,3 14,1±0,1 14,9±0,2**
12-ти мин бег, м 3077,8±48,0 3211,1±38,0* 3350,0±41,7 3600,0±39,1**
ЧССп, уд/мин 77,6±1,2 75,3±1,2 69,6±1,5 66,9±1,3
ЖЕЛ, мл 4216,7±52,0 4305,6±44,4 5116,7±35,4 5444,4±37,7**
МВЛ, л/мин 106,7±1,2 111,7±1,9* 121,1±2,6 132,8±3,1**
ЗД вд., с 45,0±2,7 46,3±2,3 57,7±2,3 65,3±2,7*
ЗД вд., с 22,9±0,6 23,4±1,5 32,4±2,7 39,8±2,1*
РШС170, кгм/мин 878,3±28,5 922,2±26,5 992,2±41,7 1116,7±28,8*
МПК, мл/мин 2648,2±66,1 2772,3±74,0 3174,7±83,3 3460,4±79,5*
КПМПК, мл/уд/мин 14,6±0,3 15,1±0,5 17,4±0,5 19,1±0,4*
В тоже время в контрольной группе достоверным оказалось увеличение только результата в тесте Купера (12-минутный гладкий бег), на 4,3% (Р<0,05). Результаты в остальных тестах также увеличились в пределах 3,3-5,0%, но не достоверно.
Четвертый этап педагогического эксперимента приходился на второй круг соревнований, который, как известно из литературы, характеризуется существенным спадом уровня физической и функциональной подготовленности футболистов [8].
Из результатов тестирования физических и функциональных кондиций у юных футболистов, участников эксперимента, представленных в таблице 4, можно видеть, что в контрольной группе именно так и произошло. Все без исключения показатели уровня физической подготовленности и функционального состояния снизились, а ре-
зультаты в тесте 12-минутный гладкий бег и показатель жизненной емкости легких уменьшились достоверно.
Таблица 4
Изменение показателей функциональной подготовленности у юных футболистов в результате экспериментальной тренировки
во втором круге соревнований соревновательного периода (X ± т)
Показатели Контрольная группа (п = 9) Экспериментальная группа (п = 9)
В начале эксперимента В конце эксперимента В начале эксперимента В конце эксперимента
15 м с места, с 2,14±0,05 2,23±0,03 1,96±0,03 2,03±0,03
Бег 30 м, с 3,72±0,08 3,93±0,07 3,36±0,03 3,42±0,02
Бег 5 по 50 м, с 39,3±0,7 40,9±0,4 33,9±0,6 34,6±0,4
5-ой прыжок, м 14,0±0,3 13,3±0,2 14,9±0,2 14,6±0,2
12-ти мин бег, м 3211,1±38,0 3038,9±46,2* 3600,0±39,1 3505,6±25,6
ЧССп, уд/мин 75,3±1,2 77,3±1,3 66,9±1,3 68,2±1,3
ЖЕЛ, мл 4305,6±44,4 3944,4±62,1* 5444,4±37,7 5433,3±28,9
МВЛ, л/мин 111,7±1,9 107,0±1,8 132,8±3,1 130,0±2,2
ЗД вд., с 46,3±2,3 43,2±2,0 65,3±2,7 66,2±1,6
ЗД вд., с 23,4±1,5 21,8±1,3 39,8±2,3 38,5±1,7
РШС170, кгм/мин 922,2±26,5 875,0±41,0 1116,7±28,8 1103,3±22,6
МПК, мл/мин 2772,3±74,0 2656,7±64,0 3460,4±79,5 3417,0±39,1
КПМПК, мл/уд/мин 15,1±0,5 14,3±0,3 19,1±0,4 18,3±0,4
Совершенно другая ситуация наблюдалась в экспериментальной группе. У игроков, систематически использовавших целенаправленные воздействия на дыхательную функцию в виде комплексов дыхательных упражнений и увеличенного резистивного сопротивления дыханию, все изучаемы показатели практически не изменились, а некоторые даже в небольшой степени увеличились, хотя статистически не достоверно. Вследствие использования регламентированных режимов дыхания не произошло снижения и показателей функционального состояния дыхательной системы (см. табл. 4.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показывают, что дифференцированное, использование дополнительных эргогенических средств в виде регламентированных режимов дыхания, различных по воздействию (дыхательных упражнений, дозированной гиповентиляции и увеличенного сопротивления дыханию) соответственно основным задачам тренировки юных футболистов в разные периоды тренировочного цикла способствует усилению тренировочного эффекта от применения обычных тренировочных воздействий (физических упражнений) и обеспечивает наращивание и сохранение функциональных и физических кондиций игроков на протяжение всех периодов тренировочной и соревновательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Годик, М. А. Факторная структура специальной подготовленности футболистов / М.А.Годик, Е.В. Скоморохов // Теория и практика физической культуры. - 1981.
- № 7. - С. 14-16.
2. Голомазов, С. Футбол : тренировка специальной работоспособности футболистов / С. Голомазов, И. Шинкаренко. - М. : РАФК : ВШТ, 1994. - 87 с. : ил.
3. Кучкин, С.Н. Резервы дыхательной системы (обзор и состояние проблемы )/ С.Н.Кучкин // Резервы дыхательной системы. - Волгоград, 1999. - С. 7-51.
4. Летунов, С.П. Материалы к обоснованию теории развития выносливости / С.П. Летунов, Р.Е. Мотылянская // Теория и практика физической культуры. - 1971. -
№ 1. - С. 28-34.
5. Оценка влияния курса тренировок с дополнительным резистивным сопротивлением дыханию на показатели физической работоспособности человека / Д.В. Медведев, Е.П. Горбанева, С.Н. Юматова [и др.] // Авиакосмическая и экологическая медицина. - 2007. - Т. 41. - № 3. - С. 14-18.
6. Солопов, И.Н. Физиологические эффекты методов направленного воздействия на дыхательную функцию человека / И.Н. Солопов. - Волгоград, 2004. - 220 с.
7. Солопов, И.Н. Функциональная подготовка спортсменов / И.Н. Солопов, А.И. Шамардин. - Волгоград : ПринТерра-Дизайн, 2003. - 263 с.
8. Тюленьков, С.Ю. Управление подготовкой футболистов высокой квалификации (теоретико-методические аспекты) / С.Ю. Тюленьков ; МГИУ. - М. : [б.и.], 1998. - 290 с.
9. Шамардин, А.И. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов / А.И.Шамардин. - Волгоград : [б.и.], 2000. - 276 с.
БИОДИНАМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МЫШЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Анна Валерьевна Шишкина, кандидат педагогических наук, доцент,
ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет -УПИ имени Первого президента России Б.Н.Ельцина (УГТУ-УПИ)
Екатеринбург
Аннотация
В статье представлен способ педагогического тестирования -биодинамической оценки мышечной композиции, включающий видеорегистрацию последовательности вертикальных прыжков и позволяющий определить предрасположенность к скоростно-силовым дисциплинам или дистанционным соревнованиям, а также при неоднократном использовании динамику и структурные мышечные изменения развития силовых способностей нижних конечностей.
Ключевые слова: мышечная композиция, биодинамическая оценка мышечной композиции.
BIODYNAMICAL ESTIMATION OF HUMAN MUSCLE COMPOSITION
Anna Valerevna Shishkina, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer,
The Urals State Technical university-UPI named after the First President of Russia B.Elcin
Ekaterinburg
Abstract
The method of biodynamical estimation of human muscle composition is suggested. Video registration of vertical high jumping allows to determine the human muscle slow-fast relationship and therefore provides recommendations to force-velocity or endurance performance. Applied in sport investigation it can prove the development and different skeletal muscle responses to different forms of leg power training.
Keywords: human muscle slow-fast relationship, biodynamical estimation of human muscle composition.
Важным прогностическим признаком, который оказывает влияние на уровень спортивных результатов в циклических видах спорта, является композиция волокон скелетных мышц [1]. Мышечная композиция - генетически наследуемое соотношение медленных мышечных волокон (ММВ) и быстрых мышечных волокон (БМВ). В лабораторных (клинических) условиях процентное соотношение в составе мышечных волокон определяют по результатам пункционной биопсии. Существуют и неинвазивные (то есть, без надреза мышцы) методики косвенной оценки мышечной композиции спортсмена с помощью динамометрии по скорости нарастания силы [2, 3, 4,5]. На основании информации о том, что исследования финского ученого Коми позволили по результатам 100 прыжков определить мышечную композицию, и не имея возможности ознакомиться с методикой, мы предположили, что скорость снижения высоты прыжка