ребенка во внеклассной концертной деятельности музыкант, даже любительского уровня, из него не состоится.
Литература
1. Азарова, Л.Н. Как развить творческую индивидуальность младших школьников / Л.Н. Азарова // Журн. практ. психолога. 1998. № 4. С. 80 - 83.
2. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А.Д. Алексеев. М.: Музгиз, 1961. 272 с.
3. Базиков, А.С. Педагогические условия формирования положительного эмоционального отношения учащихся к музыкальным занятиям /
A.С. Базиков; Тамб. гос. муз. пед. ин-т. М., 1997. 25 с.
4. Бахольская, Н.А. Личностная ориентация учебной деятельности как фактор развития творчески одаренных младших школьников /
Н.А. Бахольская; Магнитогор. гос. ун-т. Магнитогорск, 2000. 25 с.
5. Бондарева, В.В. Технология личностнопрофессионального развития творческого педагога на материале интегративного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» /
B.В. Бондарева. Волгоград, 2002. 202 с.
6. Кирнарская, Д.К. Современные представления о музыкальных способностях / Д.К. Кирнарс-кая // Вопр. психологии. 1988. № 2. С. 129 - 137.
7. Константинова, Ф.В. Организационно-педагогические условия подготовки высококвалифицированного творческого специалиста в педагогическом колледже / Ф.В. Константинова. Томск: ТГПУ, 1999. 123 с.
8. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз. 5-е изд. М.: Музыка, 1988. 240 с.
9. Петрушин, В.П. Музыкальная психология: учеб. пособие для студ. и преп. / В.П. Петрушин. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1997. 384 с.
10. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения / Г.М. Цыпин. М., 1994. 372 с.
Extracurricular activities in the system of extended education
Modern views on the extracurricular activity in the place of extended education - the musical school are given. The system of development of the creative skills through the children’s participation in the activity of Philharmonic Society for children is shown.
Key words: extended education, extracurricular activity, Philharmonic Society for children, creative skills, creativity.
А.А. ШАМАРДИН (Волгоград)
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЦИКЛА НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЭРГОГЕНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
Рассматриваются вопросы дифференцированного использования дополнительных эргогенических средств в виде регламентированных режимов дыхания, различных по воздействию (дыхательных упражнений, дозированной гиповентиляции и увеличенного сопротивления дыханию), соответственно основным задачам тренировки юных футболистов в разные периоды тренировочного цикла.
Ключевые слова: функциональная подготовка, эргогенические средства, регламентированные режимы дыхания, периоды тренировочного цикла.
В настоящее время объемы и интенсивность тренирующих нагрузок в спорте достигли критических величин, дальнейший рост которых существенно превышает ресурсы адаптационных возможностей организма человека и лимитируется социальными факторами [6]. В связи с этим весьма остро встает проблема разработки новых технологий оптимизации тренировочного процесса, обоснования эффективных методов использования дополнительных адаптогенных средств, позволяющих существенно расширить диапазон адаптационных перестроек при достигнутом уровне объемов и интенсивности тренировочных нагрузок в спорте, в том числе в футболе [4; 6].
В настоящее время с целью наиболее полной реализации функциональных резервов организма используют различные традиционные и нетрадиционные средства предварительной стимуляции (потенцирования) работоспособности. В этом плане уже достаточно давно показано, что использование различных методов воздействия на организм через дыхательную систему - регламентированных режимов дыхания - усиливает влияние тренировочных нагрузок на организм, способствует формированию более совершенных адапта-
© Шамардин А.А., 2009
Таблица 1
Структура тренировочного процесса юных футболистов в подготовительном периоде
Параметры нагрузки Микро циклы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12
Этапы
I II III IV
Количество дней 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7
Количество тренировочных занятий 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6
Объем тренировочных нагрузок, час 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12
Направленность нагрузок Аэ См См См См См Ал Гл Ал Гл Ал Гл Ал Гл Ал Гл См
Специализированность нагрузок, % С 30 40 40 40 50 60 80 80 70 90 90 90
О 70 60 60 60 50 40 20 20 30 10 10 10
Парциальные объемы нагрузок различной направленности, % Аэ 40 20 20 20 20 20 10 10 10 10 10 10
Ал 20 30 30 30 30 30 35 35 35 35 35 25
Гл 10 10 10 10 10 10 35 35 35 35 35 25
См 30 40 40 40 40 40 20 20 20 20 20 40
Вид режима дыхания ДУ ДУ ДУ ДУ ДУ РС РС РС РС РС ЗД ЗД ЗД ЗД
Объем воздействия, % 10 15 20 25 25 25 20 20 20 20 25 25
Примечание. Здесь и далее: I - втягивающий этап, II - общеподготовительный этап, III - специально-подготовительный этап, IV - предсоревновательный; С - специализированная, О - общеподготовительная; Аэ - аэробная (общая выносливость), Ал - алакгатная (скоростно-силовая), Гл - гликолитичес-кая (скоростная выносливость), См - смешанная (комплексное развитие двигательных способностей); ДУ - дыхательные упражнения, РС - резистивное сопротивление дыханию, ЗД - задержки дыхания.
Таблица 2
Структура тренировочного процесса юных футболистов на первом этапе соревновательного периода (первый круг соревнований)
Параметры нагрузки Микроциклы
1 2 3 4 5 6
Количество дней 7 7 7 7 7 7
Количество игр 1 1 1 1 1 1
Объем соревновательных нагрузок, час 2 2 2 2 2 2
Количество тренировочных занятий 9 9 9 9 9 9
Объем тренировочных нагрузок, час 12 12 12 12 12 12
Направленность нагрузок Аэ См Ал Гл Аэ См
Специализированность нагрузок, % С 85 85 85 85 85 85
О 15 15 15 15 15 15
Парциальные объемы нагрузок различной направленности, % Аэ 50 45 45 45 50 45
Ал 20 20 25 20 20 20
Гл 6 6 6 7 6 6
См 24 29 24 28 24 29
Вид режима дыхания ДУ ДУ ДУ РС РС РС
Объем воздействия, % 10 15 20 25 25 25
ционных механизмов и повышению работоспособности спортсменов [2]. Среди них наибольшее распространение получили такие воздействия, как различные виды дыхательных упражнений, тренировка в условиях естественной и искусственной гипоксии, дыхание в условиях повышен -ного эластического и резистивного сопротивления, дыхание через дополнительное
«мертвое» пространство, произвольное ограничение легочной вентиляции [3; 5; 6].
В литературе описаны эффекты от применения того или иного средства оптимизации адаптации в основном в подготовительном периоде тренировочного цикла [6]. Практические рекомендации по применению дополнительных эрго-генических средств в другие периоды
Таблица 3
Структура тренировочного процесса юных футболистов на втором этапе соревновательного периода (межкруговой период)
Параметры Микроциклы
нагрузки 1 2 3 4 5 6
Количество дней 7 7 7 7 7 7
Количество игр 1 I 1 1 1 1
Объем соревновательных нагрузок, час 2 2 2 2 2 2
Количество тренировочных занятий 10 10 10 10 10 10
Объем тренировочных нагрузок, час 12 12 12 12 12 12
Направленность нагрузок См Ал Ал См Ал Ал
Специализированность нагрузок, % С 50 50 50 50 50 50
О 50 50 50 50 50 50
Парциальные объемы нагрузок различной Аэ 30 25 25 30 25 25
направленности, % Ал 30 45 45 30 45 45
Гл 20 12 12 20 12 12
См 20 18 18 20 18 18
Вид режима дыхания ДУ ДУ РС ДУ РС РС зд ЗД
Объем воздействия, % 10 15 20 25 25 25
Таблица 4
Структура тренировочного процесса юных футболистов на третьем этапе соревновательного периода (второй круг соревнований)
Параметры нагрузки Микроциклы
1 2 3 4 5 6
Количество дней 7 7 7 7 7 7
Количество игр 1 1 1 1 1 1
Объем соревновательных нагрузок, час 2 2 2 2 2 2
Количество тренировочных занятий 9 9 9 9 9 9
Объем тренировочных нагрузок, час 12 12 12 11 И 11
Направленность нагрузок Аэ См Ал Гл Аэ См
Специализированность нагрузок, % С 85 85 85 85 85 85
О 15 15 15 15 15 15
Парциальные объемы нагрузок различной направленности, % Аэ 35 30 30 30 35 30
Ал 15 15 20 15 15 15
Гл 6 6 6 7 6 6
См 44 49 44 48 44 49
Вид режима дыхания ДУ ДУ ДУ ДУ РС РС РС
Объем дополнительного воздействия, % от общего объема нагрузки 10 15 20 25 25 25
тренировки даны только в единичных работах [1]. Вместе с тем в разные периоды годичного тренировочного цикла решаются и разные задачи. В футболе в подготовительном периоде в основном наращиваются функциональные возможности организма, развиваются ведущие для специфической деятельности физические качества. В соревновательном периоде основной задачей является поддержание высокого уровня функциональной подготовленности, которая призвана обеспечить высокую спортивную результативность, и в определенной мере, осо-
бенно во второй части длительных соревнований, наращивание физических кондиций. В соответствии с этими задачами и должны использоваться регламентированные режимы дыхания в своих различных формах в тренировочном процессе, т.к. они имеют как общие направления воздействия, так и определенные особенности, что позволяет их дифференцировать для применения в разные периоды годичного тренировочного цикла.
Целью исследования явились разработка и обоснование методики примене-
ния регламентированных режимов дыхания при тренировочных нагрузках различной направленности в разные периоды годичного цикла тренировки футболистов на этапе спортивного совершен -ствования.
Нами была разработана методика использования дополнительных воздействий на дыхательную функцию (регламентированных режимов дыхания) в тренировке юных футболистов в различные периоды годичного тренировочного цикла. Данные воздействия применялись в форме следующих специальных комплексов регламентированных режимов дыхания: ДУ-1 - дыхательные упражнения для повышения жизненной емкости легких и дыхательных объемов; ДУ-2- дыхательные упражнения для увеличения силы дыхательных мышц; ДУ-3 - дыхательные упражнения для увеличения выносливости дыхательных мышц; РС - при мышечной работе используется дыхание с повышенным резистивным сопротивлением для увеличения силы и выносливости дыхательных мышц, создающееся посредством диафрагмирования инспи-раторно-экспираторных потоков (диафрагма встроена в дыхательную маску и создает сопротивление воздушным потокам в размере 8 - 10 мм вод.ст.; ЗД-1 -дозированные задержки дыхания во время длительного (кроссового) бега для развития устойчивости к сдвигам во внутренней среде; ЗД-2 - задержки дыхания комплекса ЗД-2, используемые при интервальном беге.
В таблицах 1 - 4 представлены схемы структуры тренировочного процесса юных футболистов в разные периоды тренировочного цикла. Для выяснения эффективности разработанной экспериментальной тренировочной программы, предусматривающей дифференцированное использование регламентированных режимов дыхания в разные периоды тренировочного цикла юных футболистов, был организован и проведен педагогический эксперимент.
В результате дифференцированного планирования и реализации тренировочной работы, а также целенаправленного применения дополнительных эргогеничес-ких средств предполагалось получить более существенный прирост физической ра-
ботоспособности и повышение компонентов функциональной подготовленности в соответствии с основными задачами в каждом периоде тренировочного цикла у юных футболистов.
Были сформированы две группы футболистов: экспериментальная, тренировавшаяся с использованием различных комплексов регламентированных режимов дыхания (п = 9 человек), и контрольная, которая, выполняя ту же тренировочную нагрузку, не применяла воздействия на дыхательную систему (п = 9 человек). Игроки обеих групп на момент начала эксперимента имели практически одинаковое физическое развитие и уровень подготовленности (15 - 16 лет).
Педагогический эксперимент проводился в четыре этапа, соответственно периодам и этапам реального тренировочного цикла футбольной команды «Ротор-90», выступавшей в первенстве Волгоградской области.
В начале и конце каждого этапа эксперимента все его участники обследовались по единой программе, которая предусматривала определение величины общей физической работоспособности как основного интегрального показателя функциональной подготовленности. Кроме того, производилась оценка физических качеств, в большой мере определяющих эффективность игровой деятельности футболистов и некоторых параметров вегетативных систем организма. При этом результаты тестирования, проводимого по окончании каждого этапа, являлись исходными для последующего этапа педагогического эксперимента.
Результаты педагогического эксперимента показали, что дифференцированное использование дополнительных эр-гогенических средств в виде регламентированных режимов дыхания, различных по воздействию (дыхательных упражнений, дозированной гиповентиляции и увеличенного сопротивления дыханию) соответственно основным задачам тренировки юных футболистов в разные периоды тренировочного цикла способствует усилению тренировочного эффекта от применения обычных тренировочных воздействий (физических упражнений) и обеспечивает наращивание и сохранение функциональных и физических кондиций
игроков на протяжении всех периодов тренировочной и соревновательной деятельности.
Литература
1. Булатова, М.М. Спортсмен в различных климатогеографических и погодных условиях / М.М. Булатова, В.Н. Платонов. Киев: Олимпийская лит., 1996. 176 с.
2. Волков, Н.И. Перспективы биологии спорта в XXI веке / Н.И. Волков // Теория и практика физической культуры. 1998. № 5.
С. 21 - 25.
3. Волков, Н.И. Прерывистая гипоксия - новый метод тренировки, реабилитации и терапии / Н.И.Волков // Теория и практика физической культуры. 2000. № 7. С. 20 - 23.
4. Солопов, И.Н. Функциональная подготовка спортсменов / И.Н.Солопов, А.И. Шамардин. Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2003. 263 с.
5. Солопов, И.Н. Физиологические эффекты методов направленного воздействия на дыхатель-
ную функцию человека / И.Н.Солопов. Волгоград, 2004. 220 с.
6. Шамардин, А.И. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов / А.И. Шамардин. Волгоград, 2000. 276 с.
Functional training young football players in different periods of training cycle at the base of differential use of ergogenical means
The questions of differential use of addictive ergogenical means in the form regulated breathing rate different by effect (breathing exercises, measured hypoventilation and increased breathing resistance) are examined, accordingly to main tasks of training young football players in different periods of training cycle.
Key words: functional preparation, ergogenical means, regulated breathing rate, periods of training cycle.