О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 614.3/.4 (470.54)
Кузьмин С.В.1, Гурвич В.Б.2, Романов С.В.3, Диконская О.В.1, Ярушин С.В.2, Малых О.Л.1
ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНОВ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
'Управление Роспотребнадзора по Свердловской области, 620078, Екатеринбург; 2ФБУН «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзора, 620014, Екатеринбург; 3ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», 620078, Екатеринбург
В Свердловской области разработаны и внедряются методические подходы к оптимизации деятельности управления и центра, направленные на совершенствование санитарно-эпидемиологического надзора и в сфере защиты прав потребителей в рамках развития комплексной региональной системы управления риском для здоровья населения Свердловской области.
Ключевые слова: санитарно-эпидемиологический надзор; социально-гигиенический мониторинг; управление рисками для здоровья населения; рисковая модель надзорной деятельности.
Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(2): 114-119.
Kuzmin S. V.1, Gurvich V.B.2, Romanov S.V.3, Dikonskaya O.V1, Yarushin S.V.2, Malykh O.L.1 THE OPTIMIZATION OF THE ACTIVITY OF ORGANS OF FEDERAL SERVICE FOR SUPERVISION OF CONSUMER RIGHTS PROTECTION AND HUMAN WELFARE IN THE SVERDLOVSK REGION
'Directorate of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights protection and Human Welfare in the Sverdlovsk Region, Ekaterinburg, Russian Federation, 620078; 2Ekaterinburg Medical Research Center for Prophylaxis and Health Protection in Industrial Workers, Ekaterinburg, Russian Federation, 620014; 3The Center for Hygiene and Epidemiology in the Sverdlovsk Region, Ekaterinburg, Russian Federation, 620078
In the Sverdlovsk region there have developed and implemented methodological approaches to the optimization of the activity of the Directorate and the Centre directed to the improvement of the sanitary and epidemiological surveillance and in the sphere of the protection of the rights of consumers in the framework of the development of an comprehensive regional system of risk management for the population's health in the Sverdlovsk region.
Key words: sanitary and epidemiological supervision; socio-epidemiological monitoring; management ofpublic health risks; risk model for oversight activities.
For citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(2): 114-119. (In Russ.)
Актуальность оптимизации деятельности Управления Роспотребнадзора по Свердловской области (далее -Управление) и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» (далее - Центр) определяется в первую очередь необходимостью повышения результативности решения приоритетных проблем управления риском для здоровья населения Свердловской области. В современных реалиях развития правовой основы Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и внедрения технического регулирования эта актуальность обусловлена:
- необходимостью выработки оптимального соотношения между функциями по управлению риском и осуществлением риск-ориентированного надзора в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и технического регулирования;
- требованием комплексного надзора в сфере технического регулирования, обеспечивающего качество и безопасность товаров, работ и услуг в условиях несфор-мировавшихся рыночных регуляторов, необходимостью повышения эффективности надзора в сфере защиты прав потребителей;
- увеличением состава и объема информации, усложнением аналитического обеспечения мониторинга за состоянием среды обитания и здоровьем населения для обработки и получения своевременной, достоверной и максимально полной информации для лиц, принимающих решения, и населения о факторах риска для
Для корреспонденции: Ярушин Сергей Владимирович, [email protected]
For correspondence: Yarushin Sergey, [email protected].
здоровья населения и мерах по его предупреждению и снижению;
- развитием законодательства по административному регулированию хозяйственной деятельности субъектов права, связанной с влиянием на среду обитания, оказанием услуг, выполнением работ и производством продукции (переход от разрешительной системы к добровольной и уведомительной, снижение административной нагрузки в отношении деятельности хозяйствующих субъектов, добровольная сертификация);
- внедрением международных норм и правил в регулировании хозяйственной деятельности в связи с вступлением Российской Федерации в Таможенный союз и Всемирную торговую организацию;
- совершенствованием правовых основ выполнения процессуальных действий при выполнении надзорных (контрольных) функций по выполнению требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей;
- развитием самосознания населения и активности хозяйствующих субъектов по защите своих прав при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий, повышением их правосознания.
Концепция оптимизации деятельности Управления и Центра (далее Концепция), принятая в 2012 г., представляет собой систему взглядов и мер, отражающую стратегию, цель, принципы, задачи, этапы и механизмы их решения, и направленных на создание благоприятной среды обитания и защиту прав потребителей, а также повышение эффективности исполнения функций и полномочий Управления и Центра. Методические и практические аспекты реализации Концепции отражают системный подход к обеспечению санитарно-эпи-
демиологического благополучия населения и являются неотъемлемой частью развития единой региональной системы управления риском для здоровья населения Свердловской области. Реализация этого подхода предусматривается во взаимодействии с органами государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, общественными объединениями и населением. Оптимизация деятельности затрагивает все основные функции Управления и Центра:
1) организацию сбора и анализа информации о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, ведение социально-гигиенического мониторинга;
2) разработку и содействие внедрению наиболее эффективных мер по управлению риском для здоровья населения, оценку риска и его прогнозирование;
3) проведение контрольных (надзорных) мероприятий по выполнению требований санитарного законодательства, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, реализацию рисковой модели надзорной деятельности;
4) информирование лиц, принимающих решения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей, и населения о факторах риска для здоровья, имущества и мерах по его предупреждению и снижению.
Целью Концепции является повышение эффективности деятельности Управления и Центра по осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере защиты прав потребителей в рамках развития комплексной региональной системы управления риском для здоровья населения Свердловской области, направленной на обеспечение благополучия и безопасности жизни и здоровья человека [1].
Концепция является основой для среднесрочного планирования, разработки основных направлений деятельности, текущих планов и программ развития Управления и Центра с учетом поэтапной ее реализации на период до 2018 г.
Реализовать Концепцию предлагается на основе следующих методических принципов:
1) единство целей и задач обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и управления риском для здоровья населения на региональном, муниципальном и объектовом (локальном) уровнях управления и органов надзора (контроля) в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
2) обеспечение максимально достижимой полноты, достоверности и своевременности информации о состоянии среды обитания и здоровья населения, источниках, путях воздействия и группах риска;
3) консолидация усилий органов государственного и муниципального управления, органов надзора (контроля), субъектов хозяйствования, организаций и населения по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, адекватность действий и мер угрозам жизни и здоровью, имуществу населения;
4) междисциплинарность организации надзора (контроля) для обеспечения комплексности надзорных мероприятий, связанных с оценкой угрозы жизни, здоровью и имуществу населения, качеством и безопасностью товаров, работ и услуг, а также надзора (контроля) в сфере технического регулирования;
5) использование неадминистративных механизмов контроля и регулирования (инспекционный контроль, развитие общественного контроля, аудита объектов ри-
ска, страхование, корпоративный контроль и контроль саморегулируемых организаций) в целях выполнения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей наряду с развитием государственного и муниципального надзора (контроля);
6) внедрение современных научно-методических разработок и привлечение научно-исследовательских учреждений Роспотребнадзора к практической надзорной деятельности, применение принципов контрактной системы при выполнении информационно-аналитических и экспертных функций, развитие инновационных технологий обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, управления риском для здоровья населения и защиты прав потребителей;
7) приоритетность оценки риска для здоровья, имущества населения, проведение надзорных (контрольных) мероприятий и решение задач по предотвращению и снижению риска на приоритетных объектах потенциальной опасности, адресность мер по управлению риском для здоровья населения (принцип «горячие точки»);
8) развитие и максимальное использование возможностей собственных испытательных лабораторий Центра в рамках установленного государственного задания для обеспечения надзорных (контрольных) функций на основе межмуниципального принципа их организации;
9) этапность решения ключевых проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установление кратко-, средне- и долгосрочных целей и задач, соответствие краткосрочных и среднесрочных результатов долгосрочным целям;
10) развитие принципа «бюджетирования, ориентированного на конечный результат» и рисковой модели надзорной деятельности при планировании и оценке деятельности Управления и Центра по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, управления риском для здоровья населения и защиты прав потребителей;
11) обеспечение принципа «доступности государственных услуг», осуществляемых Управлением, информационная открытость деятельности;
12) использование повышения самосознания и грамотности населения при решении вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей.
Для достижения цели и решения задач Концепции с учетом принятых принципов ее реализации определены основные направления и меры по оптимизации деятельности Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области». Реализация Концепции представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, выполнение которых должно быть скоординировано по времени, месту и использованию имеющегося потенциала (кадрового, организационного, ресурсного, научного). Основные направления реализации Концепции и составляющие компоненты, которые их определяют, приведены на рисунке.
Для улучшения организации сбора и анализа информации о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, ведения социально-гигиенического мониторинга предусматривается:
1) контроль рисков для здоровья населения на основе проведения систематического «фонового» и периодического «оптимизированного» расширенного мониторинга состояния здоровья населения и факторов среды обитания в целях формирования федерального и регионального информационных фондов социально-гиги-
Основные наплавления реализации концепции оптимизации деятельности Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».
енического мониторинга (далее СГМ). Анализ многофакторных, многосредовых, санитарно-гигиенических (включая канцерогенно-опасные), социально-экономических и поведенческих (образа жизни) факторов риска. Обеспечение информационно-аналитическими материалами надзорных (контрольных) мероприятий, включение в систему СГМ информации по результатам мониторинга защиты прав потребителей и вопросам технического регулирования, проведение специальных многоцентровых эпидемиологических исследований по ключевым приоритетным проблемам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
2) планирование и оценка деятельности Управления и Центра на основе данных социально-гигиенического мониторинга и реализации рисковой модели надзорной деятельности. Подведение итогов надзорной деятельности с учетом результатов управления риском для здоровья населения в подведомственных муниципальных образованиях и достижения конечных общественно значимых результатов, использование мнения населения (анкетирование, социологические опросы) о деятельности Управления и Центра при оценке итогов их работы;
3) организация поэтапной разработки и внедрения ГИС-технологий и технологий онлайн формирования и обработки баз данных, внедрение современных информационно-аналитических технологий формирования, передачи и анализа баз данных (статистические методы, эколого-эпидемиологические исследования, факторно-типологический анализ, методы LUR (регрессионные модели), математическое моделирование воздействия факторов среды обитания на здоровье населения). До-оснащение программно-техническими и сетевыми комплексами, обеспечивающими развитие информационных технологий.
Для разработки и содействия внедрению наиболее эффективных мероприятий по управлению риском для
здоровья населения, его оценке и прогнозированию предусматривается:
1) привлечение специалистов научно-исследовательских учреждений на принципах контрактной системы для научно-методического сопровождения надзорной деятельности, выполнения работ по много-средовым, многофакторным оценкам риска здоровью населения, оценки профессиональных рисков и эпидемиологических рисков. Проведение этих работ по всем приоритетным проблемам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по муниципальным образованиям или их объединениям;
2) развитие экономических инструментов для выбора и обоснования мер по управлению риском для здоровья населения, внедрение методов затраты - выгоды и затраты - эффективность при принятии решений на всех уровнях управления: региональном, муниципальном, объектовом (локальном), в территориальных органах и учреждениях Управления и Центра. Включение экономических механизмов управления риском для здоровья населения в бюджетный
процесс, прежде всего при использовании программно-целевого механизма, обеспечивающего наиболее эффективное решение проблем защиты прав потребителей и благополучия человека;
3) включение в систему оценок деятельности муниципальных образований, министерств и ведомств Правительства Свердловской области результатов управления риском для здоровья населения. Проведение ежегодного анализа реализации мер по управлению риском для здоровья в рамках подготовки докладов «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области» и «Защита прав потребителей в Свердловской области», а также санитарно-эпидемиологических паспортов муниципальных образований;
4) разработка организационных и нормативно-методических документов по созданию и функционированию системы санитарно-эпидемиологического аудита хозяйствующих субъектов, содействие поэтапному внедрению этой системы, установление соотношения и взаимодополняемости неадминистративных методов контроля с государственным надзором и муниципальным контролем;
5) участие в подготовке нормативно-методических документов и внедрении страховой защиты населения как одного из ключевых неадминистративных механизмов надзора (контроля) в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Развитие страхования товаров, работ и услуг, добровольного медицинского страхования работающих и населения, подвергающихся неблагоприятному воздействию факторов среды обитания;
6) обеспечение развития системы «Медицины труда» на основе адресного управления профессиональными рисками, поддержка разработки и внедрения комплексных программ предупредительных и оздоровительных мер по снижению профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний на предприятиях с вредными и (или) опасными производственными факторами,
создание на крупных предприятиях подразделений по гигиене труда и системы консультирования для малых и средних предприятий, внедрение автоматизированной системы персонифицированной регистрации и ведения больных с профессиональными заболеваниями, внедрение паспортов здоровья работающих;
7) расширение программы «Вакцинопрофилактика» по приоритетным инфекционным заболеваниям, внедрение современных вакцин, применение методов оценки эпидемических рисков для управляемых инфекций, расширение регионального календаря прививок, приоритетный надзор (контроль) за особо опасными инфекциями и проведение специальных эпидемиологических исследований по значимым для Свердловской области инфекционным и паразитарным заболеваниям;
8) масштабное внедрение методов и технологий реабилитации здоровья (оздоровления) населения, проживающего на территориях с повышенной химической нагрузкой, адресной системы оказания медико-профилактической помощи детям, женщинам репродуктивного возраста, беременным. Обеспечение опережающей гигиенической диагностики на основе многосредовой оценки химического популяционного и индивидуального рисков для здоровья, развитие систем биологического, иммунологического и генетического мониторинга. Тиражирование отработанных технологий и методов в других субъектах Российской Федерации, население которых подвержено высокому риску развития заболеваний, обусловленных химическим загрязнением среды обитания.
Для оптимизации проведения контрольно-надзорных мероприятий по выполнению требований санитарного законодательства, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей предусматривается:
1) развитие рисковой модели надзорной деятельности, концентрация на приоритетных и социально значимых объектах и факторах риска, определяющих санитарно-эпидемиологическую обстановку в муниципальных образованиях. Повышение эффективности надзорных мероприятий при проведении плановых проверок (оценка по критериям «приоритетность объектов», «качество обследований» и «результативность исполнения предписаний»). Оптимизация числа внеплановых проверок. Использование взаимосвязанных механизмов государственного надзора и неадминистративных методов контроля, мониторинга и аудита за соблюдением санитарного законодательства. Применение методологии наилучших доступных технологий как механизма неадминистративного контроля законодательства в сфере технического регулирования;
2) внедрение системы надзорных (контрольных) мероприятий для комплексной оценки выполнения санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей на территориях муниципальных образований, применение мер административного и уголовного воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в рамках повышения персональной ответственности руководителей хозяйствующих субъектах и органов местного самоуправления в случае выявленных нарушений;
3) организация и внедрение административных регламентов по надзору (контролю) исполнения законодательства о техническом регулировании, создание системы надзора (контроля) выполнения требований технических регламентов в части предотвращения (управления) риска для здоровья населения;
4) организация контроля при внедрении систем менеджмента качества и безопасности товаров, работ и услуг (в первую очередь при обороте продуктов питания) как одной из мер неадминистративного механизма надзора (контроля);
5) оптимизация организационно-штатной структуры Управления и Центра на основе дифференцированного подхода к их финансированию с учетом анализа санитарно-эпидемиологической обстановки и состояния рынка услуг и товаров по характерным проблемам муниципальных образований, решение вопросов обеспечения социальных гарантий работников, оптимизация (существенное сокращение) имущественного комплекса (не используемых или используемых неэффективно зданий и сооружений) [2];
6) укрупнение межмуниципальных лабораторных центров, их специализация. Реализация мероприятий по международной аккредитации и сертификации лабораторных центров, широкое использование при проведении надзорных (контрольных) мероприятий экспресс- и автоматических методов исследований, закупка и освоение необходимого для этих целей оборудования и оснащение им межмуниципальных лабораторных центров;
7) подготовка специалистов на до- и постдипломном уровнях по актуальным направлениям и технологиям управления риском для здоровья населения в соответствии с основными направлениями деятельности и необходимой компетенцией специалистов Управления и Центра.
Для повышения уровня информирования лиц, принимающих решения по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, и населения о факторах риска для здоровья и мерах по его предупреждению и снижению, предусматривается:
1) в рамках системы социально-гигиенического мониторинга обеспечение своевременной (в том числе с использованием онлайн-технологий), достоверной и максимально полной информацией лиц, принимающих решения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. Дифференцированный по формату и объему информации подход к предоставлению информации по уровням управления (региональный, муниципальный, объектовый (локальный) и население), широкое использование ГИС-технологий для визуализации информации и поддержки принятия решений в типовых ситуациях;
2) развитие системы санитарно-эпидемиологической паспортизации муниципальных образований как информационно-аналитической основы управления риском для здоровья населения на территории муниципального образования, внедрение типовых схем принятия управленческих решений для малых муниципальных образований, расширение использования методологии «упрощенной» (низкозатратной) оценки риска по ключевым проблемам таких муниципальных образований;
3) привлечение саморегулируемых организаций и общественных объединений к внедрению неадминистративных механизмов надзора (общественного контроля) за исполнением санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, включение их в систему информационной поддержки принятия решений по управлению риском для здоровья населения;
4) совершенствование работы консультационных центров для населения, расширение их функций по информированию о рисках воздействия факторов среды
обитания на здоровье населения и мерах по их предупреждению и снижению;
5) развитие систем электронного оказания государственных услуг для субъектов хозяйствования и населения, широкая координация и взаимодействие с центрами здоровья. Развитие программных мероприятий по защите прав потребителей на региональном и муниципальном уровнях, направленных на просвещение населения, хозяйствующих субъектов, специалистов муниципальных образований. Обеспечение эффективной работы сайта «Защита прав потребителей», распространение информационно-справочных материалов для специалистов муниципальных образований, населения, хозяйствующих субъектов. Оказание практической помощи при подготовке претензий, исковых заявлений и иных документов, направленных на защиту прав потребителей, экспертиза договоров на соответствие законодательства о защите прав потребителей.
Решение задач Концепции предусматривается в два этапа: первый - базовый этап (3-4 года), второй - этап развития (последующие 3-4 года).
На первом этапе реализации Концепции достигнуты результаты, которые позволяют изменить тенденцию высокого уровня воздействия санитарно-гигиенических факторов риска на здоровье населения. Завершена реализация первоочередных мер по оптимизации организационно-штатной структуры Управления и Центра, основанной на внедрении элементов рисковой модели надзорной деятельности (прежде всего в планировании надзорных мероприятий на приоритетных объектах и оптимальное обеспечение реализации этих мероприятий имеющимися средствами и ресурсами) [2].
За первые два года реализации Концепции наметилась тенденция к повышению качества некоторых основных компонентов среды обитания, в частности:
- увеличилась доля населения обеспеченного доброкачественной питьевой водой с 65,2% в 2012 г. до 70,2% в 2013 г.;
- увеличился удельный вес населенных мест, для которых разработаны схемы санитарной очистки с 73,5 до 76,8%;
- улучшилось качество атмосферного воздуха селитебных территорий и доля проб, превышающих гигиенические нормативы, снизилась с 2,4 до 1,5%;
- уменьшилась численность населения, проживающего в пределах санитарно-защитных зон на более чем 68 тыс. человек (почти на 20%);
- снизился уровень профессиональной заболеваемости с 3,31 случая на 10 000 работающих в 2011 г. до 1,91 в 2013 г.
Планируется, что в 2015 г. будет достигнуто снижение численности населения, подверженного воздействию неблагоприятных факторов среды обитания, на 5-8% относительно уровня 2011 г. на фоне продолжающегося снижения уровня воздействия, обусловленного социально-экономическими факторами риска.
Предотвращенный ущерб для здоровья населения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия составит не менее 4 млрд руб. за период с 2011 по 2015 гг. (ущерб для здоровья населения снизится не менее чем на 10%). В сфере зашиты прав потребителей предотвращенный ущерб здоровью и имуществу граждан составит около 45 млрд руб. (не менее 12% от уровня ущерба в 2011 г.)
Завершается создание основ системы управления риском для здоровья населения на региональном, муни-
ципальном, объектовом (локальном) уровнях. Предусматривается, что объем финансирования мер по управлению риском для здоровья населения (преимущественно через механизм программно-целевого планирования) за счет всех источников финансирования стабилизируется и достигнет уровня не менее 3-5% от валового регионального продукта Свердловской области. Это составляет не менее 11 600 руб. на одного жителя, с последующим увеличением этого показателя до 15 000 руб. на одного жителя.
Планируется, что в результате реализации комплекса мер по управлению риском для здоровья населения на объектовом (локальном) уровне стабилизируется показатель количества нарушений санитарного законодательства на одном объекте (в 2011 г. этот показатель составил 9,4 нарушения, целевой показатель на 2015 г. - 8,2 нарушения).
Внедрена система информационной помощи населению по принципу «посоветуйся до покупки» в рамках создания негосударственного информационного ресурса по защите прав потребителей. Создана система обучения (подготовки, повышения квалификации) для специалистов по защите прав потребителей с учетом специализации деятельности в этой сфере. Проконсультировано 13 человек на 1 тыс. жителей Свердловской области.
Организовано издание периодического журнала «Ро-спотребнадзор. Свердловская область». Организована работа новой кафедры социальной гигиены и организации санитарно-эпидемиологической службы на базе ГБОУ ВПО «Уральский государственный медицинский университет». Организована работа Свердловской региональной общественной организации «Здоровье и благополучие» по обеспечению защиты прав и интересов населения в санитарно-эпидемиологической, экологической, градостроительной, трудовой и потребительской сферах.
Реализация положений, принципов, основных направлений и мер принятой Концепции основывается прежде всего на повышении эффективности собственной деятельности Управления и Центра как ключевого элемента системы принятия управленческих решений. При этом предусматривается расширение использования потенциала Свердловской области по решению проблем управления риском для здоровья населения, объединению усилий органов государственного, муниципального управления, субъектов хозяйствования, населения для достижения планируемых результатов.
Литер ату р а
1. Кузьмин С.В., Гурвич В.Б., Романов С.В., Диконская О.В., Ярушин С.В., Малых О.Л. Перспективы развития и повышения эффективности деятельности учреждений Роспотреб-надзора (на примере Свердловской области). Уральский медицинский журнал. 2012; 10 (102): 5-8.
2. Гурвич В.Б., Кузьмин С.В., Диконская О.В., Романов С.В., Канавина Н.В. Методические подходы к обоснованию организационно-штатной структуры управления Роспотербнад-зора по субъекту Российской Федерации и ФБУЗ (Центр гигиены и эпидемиологии в субъекте Российской Федерации» (опыт Свердловской области). Уральский медицинский журнал. 2012; 10 (102): 9-11.
Поступила 15.10.14
References
1. Kuzmin S.V., Gurvich V.B., Romanov S.V., Dikonskaya O.V., Yarushin S.V., Malykh O.L. Prospects for the development and
organizational structure of management Rospoterbnadzor on the subject of the Russian Federation and FBUZ Center for Hygiene and Epidemiology in the subject of the Russian Federation" (the experience of the Sverdlovsk region. Ural 'skiy meditsinskiy Journal. 2012; 10 (102): 9-11. (in Russian)
Received 15.10.14
improve the effectiveness of institutions Rospotrebnadzor (for example, Sverdlovsk region). Ural'skiy meditsinskiy zhurnal. 2012; 10 (102): 5-8. (in Russian) 2. Gurvich V.B., Kuzmin S.V., Dikonskaya O.V., Romanov S.V., Kanavina N.V. Methodological approaches to the rationale the
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 613.6:006 (470.54)
Гурвич В.Б.1, Кузьмин С.В.2, Плотко Э.Г.1, Рослый О.Ф.1, Федорук А.А.1, Рузаков В.О. 2
АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1ФБУН «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзо-ра, 620014, г. Екатеринбург; 2Управление Роспотребнадзора по Свердловской области, 620078, г. Екатеринбург
В статье рассматривается практика применения существующей законодательной нормативно-методической базы по вопросам охраны и медицины (гигиены) труда. Обсуждаются вопросы оценки профессиональных рисков на предприятиях Свердловской области. Предложены подходы к созданию систем оценки и управления профессиональными рисками.
Ключевые слова: медицина труда; профессиональный риск; управление профессиональным риском. Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(2): 119-123.
Gurvich V. B.1, Kuzmin S. V.2, Plotko E.G.1, Rosly O. F.1, Fedoruk A. A.1, Ruzakov V. O2 ANALYSIS
OF THE METHODIC APPROACHES TO THE OCCUPATIONAL RISK ASSESSMENT AT THE ENTERPRISES
OF THE SVERDLOVSK REGION.
1Ekaterinburg Medical Research Center for Prophylaxis and Health Protection in Industrial Workers, Ekaterinburg, Russian Federation, 620014; 2Directorate of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights protection and Human Welfare in the Sverdlovsk Region, Ekaterinburg, Russian Federation, 620078
This study is devoted to the practice of the application of the current legislative regulatory and procedural base for the occupational health and safety issues. The issues of the occupational risks assessment at the enterprises of the Sverdlovsk region are discussed. Approaches to the creation of the occupational risk management and assessment systems are proposed.
Key words: occupational health; occupational risk; occupational risk management. For citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(2): 119-123. (In Russ.)
Введение
Сохранение и укрепление здоровья экономически активного населения является одним из наиболее значимых приоритетов государства, направленных на обеспечение модернизации производства, стабильного экономического развития страны. Однако существующие на данный момент нормативно-методические требования, регламентирующие вопросы охраны труда и здоровья работников в части оценки и управления профессиональными рисками, вызывают значительное количество вопросов при их практической реализации.
До настоящего времени основными подходами к оценке риска, подкрепленными соответствующими нормативно-правовыми документами, являлись отнесение вида экономической деятельности к классу профессионального риска (постановление Правительства РФ от 01.12.05 № 713) и специальная оценка условий труда (СОУТ) вместо прежней аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно первому подходу профессиональный риск вычисляется для каждого вида экономической деятельности и определяется как интегральный показатель общей суммы расходов на обеспечение по страхованию и размеру фонда оплаты труда, на который начислены страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ПЗ).
Для корреспонденции: Рослый Олег Федорович, roslyof@ ymrc.ru
For correspondence: Rosly Oleg, [email protected].
Аттестация рабочих мест (АРМ) позволяла выявить наличие опасности для здоровья как от неблагоприятных условий труда, так и повышенного уровня травматизма; определить место локализации повышенного риска; разработать конкретные управляющие действия, направленные на снижение риска, с учетом понижающих и повышающих коэффициентов; рассчитать скидки (надбавки) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По своему внутреннему содержанию АРМ являлась «скрининговой» и «управленческой» моделью оценки профессионального риска. Доказать негативный эффект воздействия на здоровье работающих, тем более провести экспертизу влияния условий труда на состояние здоровья работников с позиции доза-эффект, а также перейти к системе оценки индивидуального профессионального риска (индивидуально «накопленной дозы») с помощью исключительно АРМ (СОУТ) не представляется возможным, в связи с чем она не применима для точной, достоверной и научно-обоснованной оценки профессионального риска.
К настоящему времени проработаны модели оценки профессионального риска, позволяющие определить степень его доказанности с учетом индивидуальных показателей здоровья, например, методика НИИ медицины труда, изложенная в Руководстве Р 2.2.1766-03, и разработанная Клинским институтом охраны труда «Методика интегральной оценки условий труда на рабочем месте