УДК 338.3.01
Алтаев А.А. курсант ВУНЦ ВВС ВВА, г. Воронеж Матыцина Н.П.
канд. экон. наук, старший преподаватель ВУНЦ ВВС ВВА,
г. Воронеж Гончерова Н.П.
канд. экон. наук, преподаватель ВУНЦ ВВС ВВА,
г. Воронеж
ОПТИМАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Аннотация
В статье рассматриваются основы формирования оптимальной системы управления персоналом. Приведены основные принципы управления, модели, а также различные рекомендации, даны описания основных стратегий управления.
Ключевые слова
Менеджмент, управление персоналом, персонал, стратегия, принципы.
Менеджмент направлен на управление персоналом. В свою очередь, управление персоналом преимущественно направленно на достижение определенных целей организации; цели работников не учитываются. Невозможно не признать, что персонал способен принимать решения, оценивать требования организации, выражать протестное мнение в случае несогласия с правилами, поэтому система строится на взаимовыгодных отношениях в рамках делового сотрудничества. Динамика и вектор развития организации, эффективность труда, прибыльность, производительность, зависят от действий менеджера организации. Малоопытные руководители нередко ошибаются в принятиях управленческих решений, которых можно было избежать. Однако, ошибочные действия таких менеджеров - результат неполноценного изучения процесса управления персоналом или отсутствие стратегии управления (или все вместе).
Стоит отметить немаловажный фактор. Полноценно перенимать правила какой-либо компании для своей, надеясь, что эти правила подойдут для другой компании - опрометчивый шаг. Поскольку каждая компания выстраивает свои правила сотрудничества с подчиненными, подбирая нормы индивидуально. Отсюда и вывод, что копировать модель недальновидно, однако взять для своей компании модель как пример: модернизировать - можно. Но даже при заимствовании каких-то элементов необходимо придерживаться базовых принципов, дополняя их личными идеями, собственными нормами, для достижения желаемой цели, и держать бизнес-процессы под контролем.
Для детального понимания необходимо перечислить принципы, которых стоит придерживаться руководителям в процессе управления:
- подбор персонала по личным, профессиональным и деловым качествам;
- соблюдение преемственности поколений - молодые и опытные специалисты;
- способы обеспечения карьерного роста специалистов;
- соревновательный дух (раскрывает потенциал работника);
- принцип доверительных отношений;
- надзор за деятельностью работников;
- поддержка и повышение квалификации работника [3].
Для того чтобы повысить уровень персонала, нужно исключить бумажную работу, сократить
количество ошибок в документах. Автоматизировать процессы управления персоналом через соответствующие программы. Автоматизировать кадровый документооборот. Для верного управления необходимо прежде всего искать баланс. Следует применять административные, экономические и социально-психологические способы влияния на сотрудников. Необходимо также создавать благоприятные условия работы, устранять напряженность, поощрять сотрудников.
Система менеджмента строится на стратегии. С помощью стратегии формируется сплоченный, профессиональный, способный конкурировать кадровый состав. Стратегия направлена на долгосрочные планы, поэтому связана с общей концепцией развития организации.
При выборе той или иной стратегии обязательно нужно учитывать экономическую ситуацию в компании, потенциал и особенности кадрового состава, возможность карьерного роста и развития, требования к сотрудникам и уровню профессиональной подготовки. Рассмотрим некоторые из стратегий.
Предпринимательская стратегия. Такая стратегия уместна для организаций, которые решили заняться новым видом деятельности. Цель - удовлетворение требований заказчика. Отличительные черты стратегии: отбор сотрудников на долгосрочную работу, которые готовы рисковать и проявлять инициативу; вознаграждение на конкурентной основе; оценка деятельности по результатам деятельности; ориентация на наставника; неформальное развитие личности.
Стратегия прибыльности. Эта стратегия управления персоналом направлена на сохранении прибыльности. Обычно, такую стратегию принимают компании, которые уже добились успеха на рынке и не хотят терять лидирующие позиции. Особенности: ангажированный, жесткий тип отбора кадров; вознаграждение основываются на заслугах, справедливости и старшинстве; ориентирование на результат.
Стратегия динамического роста. Характерна стратегия тем, что решения компании принимаются на основе учета средств и целей компании. Данную стратегию принимают новички рынка, поскольку она является оптимальной для первопроходцев. Особенности: расстановка кадров по гибкости и лояльности, акцент на развитие личности, планирование перестановок с учетом развития и возможностей организации.
Стратегия ликвидации. Данная стратегия уместна в период кризиса в компании. Особенности: отбор кадров не осуществляется, оплата труда низкая, дополнительного стимулирование кадров нет, оценка персонала строгая и формальная, нет развития и нет обучения.
Стратегия круговорота. Цель - спасти компанию. Принимаются меры по сокращению штата. Сокращение затрат. Особенности: оплата труда по заслугам, оценка труда по итогам результатов деятельности, для повышения квалификации работника происходит тщательный отбор [2].
Таким образом, можно сделать следующий вывод: стратегии можно менять; выбирать надо ту, которая подходит ко времени существования самой компании. От подхода руководства к управлению персоналом напрямую зависит репутация организации, поэтому следует взвешивать все «за» и «против», только затем принимать управленческие решения.
Список использованной литературы:
1.Забродин, В. Ю. Социология и психология управления: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Ю. Забродин. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 147 с.;
2.Мансуров, Р. Е. Настольная книга директора по персоналу: практ.пособие / Р. Е. Мансуров. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 384 с.;
3.Медведева, Т. А. Основы теории управления: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. А. Медведева. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 191 с.
© Алтаев А.А., Матыцина Н.П., Гончерова Н.П., 2022