Научная статья на тему 'Основы управления персоналом'

Основы управления персоналом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1005
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / МЕНЕДЖМЕНТ / ПРИНЦИПЫ / ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / СТРАТЕГИИ / PERSONNEL MANAGEMENT / MANAGEMENT / PRINCIPLES / GOALS / OBJECTIVES / STRATEGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пильман Кирилл Станиславович,

В данной статье приведены основы формирования оптимальной системы управления персоналом. Перечислены основные принципы управления, модели и рекомендации, а также дано описание основных стратегий управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIS OF PERSONNEL MANAGEMENT

This article presents the basics of forming an optimal personnel management system. Lists the basic principles of management, models and recommendations, and also describes the basic management strategies

Текст научной работы на тему «Основы управления персоналом»

УДК 331.1

Пильман Кирилл Станиславович, студент 2 курса магистратуры Института экономики и управления ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», Россия, г. Курск

e-mail: [email protected]

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация: в данной статье приведены основы формирования оптимальной системы управления персоналом. Перечислены основные принципы управления, модели и рекомендации, а также дано описание основных стратегий управления.

Ключевые слова: управление персоналом, менеджмент, принципы, цели, задачи, стратегии.

Pilman Kirill, student 2 course of magistracy Institute of economics and management Kursk State University Russia, Kursk

e-mail: [email protected]

BASIS OF PERSONNEL MANAGEMENT

Annotation: this article presents the basics of forming an optimal personnel management system. Lists the basic principles of management, models and recommendations, and also describes the basic management strategies.

Keywords: personnel management, management, principles, goals, objectives, strategies.

Менеджмент — управление персоналом, направленное преимущественно на достижение целей организации, а не работников. Но так как персонал способен принимать решения и оценивать требования, выражать протест в случае несогласия с правилами, система строится на выгодных

взаимоотношениях, сотрудничестве. От действий менеджера напрямую зависит динамика развития организации, эффективность труда, прибыльность и многое другое. Начинающие руководители часто совершают ошибки, которых можно избежать, если досконально изучить процесс управления персоналом, а на основании теоретической информации разработать собственную стратегию.

В каждой компании правила сотрудничества с подчиненными подбирают индивидуально, поэтому нельзя копировать опыт других, но можно брать его за основу. Следует придерживаться базовых принципов, которые дополняйте нормами, помогающими достичь желаемой цели и держать под контролем бизнес-процессы.

Основные принципы и задачи управления представлены схематично на рисунке 1 [3, с. 48-52].

Рисунок 1 - Основные принципы и задачи управления персоналом Перечислим принципы, которых стоит придерживаться руководителям в процессе управления:

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019

- подбирайте персонал по личным, профессиональным и деловым качествам;

- соблюдайте преемственность — сочетайте в коллективе молодых и опытных работников;

- обеспечивайте карьерный рост специалистов, своевременно перемещайте лучших сотрудников, которые стабильно показывают высокие результаты;

- поддерживайте дух соревнований, ведь он позволяет раскрываться потенциалу человека;

- доверяйте работникам, но проверяйте их исполнительность; практикуйте автоматическое замещение отсутствующих сотрудников другими специалистами, которые способны справляться с должностными обязанностями;

- отправляйте работников на обучение, чтобы уровень квалификации кадров был на должном уровне;

- принимайте решения на основе правовых актов [3, с. 48-52].

Чтобы повысить эффективность работы с персоналом, исключить ненужную бумажную работу, сократить количество ошибок в документах, можно автоматизировать процессы управления персоналом с помощью специальных программных продуктов, таких как Фараон, 1С: Зарплата и управление персоналом, Assessment Tools и др. Они позволяют автоматизировать кадровый документооборот, осуществлять прием на работу, перевод, оформление больничных, отпусков, ведение личных карточек и многое другое.

Для верного управления необходимо сочетать разные методы между собой, искать баланс. Так следует применять административные, экономические и социально-психологические способы влияния на сотрудников. Побуждать коллектив соблюдать трудовую дисциплину, придерживаться установленных правил. Регламентировать нормы и знакомить с ними сотрудников. Важно также следить за тем, чтобы в коллективе не было негласных правил, продвигаемых лидерами. Они могут противоречить утвержденным нормам, негативно влиять на процессы, коллектив,

психологический климат, имидж организации и т.д. Следует мотивировать с помощью экономических методов, но также необходимо учитывать, что эти меры имеют влияние не на всех сотрудников. Для многих важно признание, поэтому следует уделять внимание и социальным механизмам воздействия. Необходимо создавать благоприятные условия работы, устранять напряженность, показывать значимость каждого работника.

Стратегии — главные направления при создании актуальной системы менеджмента. С помощью них формируется сплоченный, профессиональный и конкурентоспособный кадровый состав организации. Стратегия управления тесно связывается с общей концепцией развития, отличается долгосрочностью.

Выделяют 5 типов стратегии управления персоналом. При выборе стратегии следует учитывать экономическую ситуацию в компании, особенности кадрового состава, возможность карьерного роста и развития, требования к сотрудникам и уровню профессиональной подготовки.

В таблице 1 представим основные типы стратегий и их описание [2, с. 112-118].

Таблица 1 - Типы стратегий управления персоналом

Название стратегии Описание

1 2

Предпринимательская стратегия Стратегия характерна для организаций, которые занимаются новым видом деятельности. В центре их внимания — удовлетворение требований заказчика. Такая тактика отличается характерными чертами: отбор сотрудников на долговременную работу, готовых рисковать, проявлять инициативность; вознаграждение на конкурентной основе; оценка по реальным результатам (КР1); ориентация на наставника, неформальное развитие личности; кадровые перестановки с учетом интересов персонала.

Стратегия динамического роста Политика отличается тем, что решения принимаются на основе сопоставления средств и целей. Она оптимальна в период заложения фундамента будущего компании. В целом стратегия динамического роста имеет следующие особенности: отбор, расстановка кадров нацелены на поиск гибких и лояльных работников; справедливое вознаграждение с учетом заслуг (премии); оценка кадров ведется по четко оговоренным критериям; акцент на развитии личности; планирование перестановок с учетом возможностей организации.

Стратегия прибыльности Стратегия управления персоналом направлена на сохранение прибыльности предприятия. Она подходит компаниям, которые добились успеха, заняли одну из лидирующих позиций. Политика прибыльности имеет ряд характеристик: жесткий отбор и

Название стратегии Описание

1 2

расстановка кадров; вознаграждение основывается на заслугах, старшинстве, справедливости; узкая оценка персонала, ориентированная на результат; концентрация на развитии для выполнения поставленных задач; жесткое планирование перестановок.

Стратегия ликвидации Тактику применяют в период кризиса в организации, когда происходит продажа активов, сокращается штат. Она имеет характерные черты: набор служащих исключен или маловероятен; уровень оплаты труда не повышается, нет дополнительного стимулирования; оценка персонала строгая и формальная; нет развитие и обучение; выборочное продвижение сотрудников.

Стратегия круговорота Главная цель — спасение организации. Для «выживания» принимаются меры по сокращению штата и затрат на сотрудников. Управление персоналом по стратегии круговорота отличается следующим: подбираются разносторонне развитые, квалифицированные специалисты; оплата труда по системе стимулов, проверки заслуг; оценка труда с учетом результатов; тщательные отбор работников для повышения квалификации; есть продвижение.

Стратегии можно менять, выбирая каждый раз ту, которая больше соответствует реальности. Не следует создавать иллюзию благополучия, если компания находится в сложной ситуации, когда отмечается упадок. От подхода руководства к управлению персоналом напрямую зависит репутация организации, поэтому следует взвешивать все «за» и «против», только затем принимать решения.

Список источников:

1) Забродин, В. Ю. Социология и психология управления: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Ю. Забродин. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 147 с.;

2) Мансуров, Р. Е. Настольная книга директора по персоналу: практ. пособие / Р. Е. Мансуров. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 384 с.;

3) Медведева, Т. А. Основы теории управления: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. А. Медведева. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 191 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.