ИЗВЕСТИЯ
ТОМСКОГО ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА
Том 244 1972
ОПТИМАЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ высоковольтного СГЛАЖИВАЮЩЕГО ДРОССЕЛЯ НА СЕРДЕЧНИКАХ ТИПА ПЛ
Е. И. ГОЛЬДШТЕЙН, А. И. АНОХИН, А. К- МАЙЕР, В. К. СКРИПКО
(Представлена семинаром кафедры ТОЭ, ТИРиЭТа)
Высоковольтные сглаживающие дроссели (ДВС) предназначены для сглаживания пульсаций в цепи питания специальных радиотехнических устройств. Как правило, ДВС выполняются на сердечниках типа ПЛВ с увеличенным окном [1], так как по мере повышения рабочего напряжения усиливают изоляцию обмотки. В известной нам литературе вопросы оптимизации ДВС не рассматривались, хотя последние имеют значительный вес и габариты. Поставим задачу исследовать ДВС с целью определения его геометрии обеспечивающей минимально-возможный вес или габаритный объем. С целью упрощения анализа не учитываем вес и габарит изоляционного материала (компаунда), крепежных деталей, изоляторов. Тогда вес и габаритный объем можно выразить следующими уравнениями [2]
а = аг-К0-10($-Кус + Ку0), (1)
1/г -а* . 2 • Жуг, (2)
где
а — основной типоразмер дросселя (рис. 1),
о _ Ке • Тс
? ~ Ко ■ъ<
Ко, Кс —коэффициенты заполнения окна проводниковым материалом и магнитопровода сталью, То> Тс — удельные веса меди и стали, Яус, Ку0, Луг — безразмерные коэффициенты геометрии ДВС, определяемые относительными размерами х = У =
г— (рис. 1). Значения коэффициентов Км с, Ку 0, Кут для магни-топроводов типа ПЛ приведены в табл. 1.
В инженерной практике наиболее часто встречаются два расчетных случая для ДВС:
I р. с. — расчет на заданное падение напряжения на дросселе,
II р. с. — расчет на заданный перегрев.
4 Заказ 9811 , 49
Рис. 1
В соответствии с этим основной типоразмер можно определить по следующим выражениям [2]:
/ДГ, \0,2
где
м =■
<3>
(¿/о)® ■ Р . /?„1 .
аи
• Во ■ К[ ■ К0
(и20)2 ■ Р ■ /Г„п
Ми = 2(В0)2 • К\ ■ Ко ■ « • -с '
£ —индуктивность ДВС,
/о — постоянная составляющая тока,
—допустимое активное сопротивление ДВС, р —удельное сопротивление меди, В0 — постоянная составляющая индукции, АГн« = 1 + «т (^р ^ 20°), Кт= 1 + «т(*окр+* — 20°),
ат ■—температурный коэффициент меди, ¿окр — температура окружающей среды, т ■—температура перегрева ДВС, а — коэффициент теплоотдачи,
п{ —коэффициент геометрии, выражения для которого приведены в табл. 1,
о
Кер^—---коэффициент поверхности охлаждения ДВС, выражения
для которого приведены в табл. 1. Подставив (3) в (2) и (1) и проанализировав полученные выражения, можно сделать вывод о возможности (при отыскании оптимальной геометрии) оперировать со следующими удельными технико-экономиче-скими показателями:
О; =(/гг)-°'6№с + Я'уо);
О'и = (Пг ■ К„)~ЦЩус + Л^о); (4)
I/;, = (Яг)-о.б .Кчг; Кп=("г- Кер)~31' ■ Куг .
Таблица 1
Коэффи- Для дросселя стержневого
циенты с одной катушкой с двумя катушками
К
кКс Ко " Кг
чдр
х(ЗМ+2г+2у) уг(2+2х+ЗМу) (1 +у)(х+2у) (2+2) х2уг
2+2х+ЗМу (хг+2г+2ху+4у+ +я уг+лу2+пх4-п)
х(ЗМ+2г+2у) уг(2+2х+\,57у) (1+У) (х+у) (2+2) х2уг 2+2х+\$7у (хг+2г+2ху+4у+ +яуг+0,Ьяу2+ях+п)
Для минимизации выражений (4) была составлена специальная программа поиска на ЭЦВМ оптимальных параметров геометрии, обеспечивающих минимум соответствующего технико-экономического по* казателя. Пределы поиска приняты:
х =
в
а
: 1 ■
1
5;
-Ю; 14-10.
Минимизация проводилась при значениях коэффициента подсчитанных при Кс^О.вб, ус = 7,65 г/см3, \'0 = 8,8 г/см3
с
н
г~— а
Р
Тс-/Сс
То • к* •
и Ко=0,246;
0,182; 0,146; 0,109; 0,082. Коэффициенты заполнения окна определены экспериментально для ДВС, выпускаемых серийно. Шаг поиска по ху у и г был принят одинаковым Ля = Ду — Дг = 0,1. Результаты минимизации приведены в табл. 2.
Таблица 2
Дроссель стержневой
Минимизируемая функция о однокатушечный двухкатушечный
Р X У г X У г
<и я к
сЗ 5"
(1)
О,
С
3,0 2,3 1,0 2,3 1,6 1,1 2,2 ч
4,06 2,1 1,0 2,5 1,5 1,1 2,5 о
5,06 2,0 1,0 2,7 1,4 1,2 2,7 О.
6,78 1,9 1.0 2,9 1,3 1,2 2,9 1
9,03 1,7 1,1 3,0 1,2 1,3 зд
у' — 5,0 1,0 3,0 3,8 1,0 3,0
Г1
3,0 1,3 1,1 1,9 1,0 1,5 1,6 ч*
4,06 1,0 1,1 2,2 1,0 1,8 1,8 и
5,06 1,0 1,3 2,4 1,0 2,0 2,0 О. 1
6,78 1,0 1,5 2,7 1,0 2,4 2,3 1 1—4
9,03 1,0 1,8 3,0 1,0 2,7 ■2,7
Уу
5,0
1,0
3,6
5,0
1,0
3,8
4*
51
Для выяснения вопроса о целесообразности и эффективности перехода в некоторых случаях от стандартной геометрии, то есть от параметров геометрии ДВС ряда «Генри П» [1], к оптимальной геометрии проведем сопоставление удельных технико-экономических показателей (4) ДВС ряда «Генри П» и оптимальной геометрии. Сравнение проводим при одинаковых условиях. При этом считаем, что в первом приближении геометрия не влияет на коэффициент теплоотдачи, на магнитный режим и на коэффициенты заполнения. Результаты сравнения приведены в табл. 3. Оценка выигрыша в весе и в габаритном объеме
с'т V
подсчитана соответственно как —. 100% и -,Г'С1 -100%, при этом
б/ V
опт г.опт
удельные показатели оптимальных ДВС принимались за 100%.
Таблица 3
Сравниваемый дроссель из ряда „Генри П„ Удельный показатель сравнения Удельный показатель сравниваемого дросселя Удельный показатель дросселя оптимальной геометрии Оценка результатов минимизации в % Примечание
ПЛВ12,5x20—62,5 ПЛВ 10x16—50 ПЛВ20х40—90 3,0 5,06 6,78 4,06 9,03 о; 146 180,98 210,1 164 210,85 78,41 118,83 151,77 99,4 194,43 186 152,1 138,5 165 112 сз м . g >» стз
ПЛВ-10х16—50 ПЛВ12,5x20—62,5 ПЛВ20х40—90 — П 94,4 94,4 61,36 26,8 26,8 26,8 352 352 229 о а, ^
ПЛВ12,5x20—62,5 ПЛВ10х16—50 ПЛВ20х40—90 3,0 5,06 6,78 4,06 9,03 о; 94,75 122,9 146,4 109,28 165,6 67,68 102,25 129,9 85,66 164,4 140 120 112.4 127,8 100.5 s ье В >> н СЗ « CS
ПЛВ 10x16—50 ПЛВ 12,5x20—62,5 ПЛВ20х40—90 — к 47,31 47,31 34,27 21,28 21,28 21,28 222 222 160 ч о Си
ПЛВ 12,5x20—62,5 ПЛВ10х16—50 ПЛВ20х40—90 3,0 5,06 6,78 4,06 9,03 G„ 28,83 35,71 32,37 45,77 17,15 25,35 31,45 21,47 39,11 168 141 150 117 СО Ьй a н аз » и»«
ПЛВ10х16—50 ПЛВ 12,5x20—62,5 ПЛВ20х40—90 — 18,62 18,62 13,32 5,84 5,84 5,84 319,0 319 228 t; CJ а.
ПЛВ 12,5x20—62,5 3,0 19,65 17,15 114,5 §
5,06 25,49 24,68 103,3 g
6,78 G;
II
ПЛВ 10x16—50 4,06
ПЛВ20х40—90 9,03 38,03 37,46 101,5
ПЛВ10х16—50 ПЛВ 12,5х—20 ПЛВ20х40—90
ПЛВ12,5х—20 —
19,65 17,15 114,5
25,49 24,68 103,3
30,87 30,51 101
22,66 21,16 107
38,03 37,46 101,5
9,81 4,82 203
9,81 4,82 203
7,76 4,82 160
а
Вывод
Как показывает анализ результатов сравнения (табл. 3), использование ДВС оптимальной геометрии дозволит в 1,б-гЗ,5 раза сократить его габаритный объем и получить выигрыш в весе до 80%.
ЛИТЕРАТУРА
1. Нормаль радиопромышленности (проект). Дроссели высоковольтные, фильтровые. Технические условия. Редакция 2-67.
2. Е. И. Гольдштейн. Некоторые вопросы проектирования оптимальных сглаживающих дросселей. «Электромеханика», 1964, № 4.