Список использованной литературы:
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. - М.: Русский язык. Курсы, 2018. - 496 с.
2. Богданова Е.С. Система обучения текстовой деятельности на уроках русского языка в старших классах средней школы: интегративный подход: диссертация ... доктора пед. наук: 13.00.02 / Богданова Елена Святославовна. - М., 2021. - 518 с.
3. Валиджонова С.Р. Основы интегрированного обучения русскому языку в таджикской школе средствами адаптированного художественного текста коммуникативной и лингвокультурной ценности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Валиджанова Светлана Рахманова. - Душанбе, 2016. - 170 с.
4. Коротышев А.В. Технология отбора и лингводидактической адаптации художественных текстов в целях обучения русскому языку как иностранному: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / А.В. Коротышев. - М., 2017. - 236 с
5. Товбаева М.М. Художественный текст как средство обучения русскому языку на интегрированной основе / М.М. Товбаева. // Вестник КурганТюбинского университета. - № 60. № - 2010. - С. 49-53
6. Хошмуратова И. П. ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ //ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ Учредители: Сочинский государственный университет. - С. 240-242.
© Турымбетова Э.М., 2023
УДК 37
Шыхыев Дж.,
канд. пед. наук, председатель кафедры педагогики, Туркменский государственный университет имени Махтумкули.
Ашхабад, Туркменистан.
ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ВОСПИТАНИИ РАЗНОСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
Именно учитель реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.
Ключевые слова: учитель, образование, разностороннее воспитание
Shyhyew J.,
Assoc.prof. pedagogical sciences, head of the pedagogics department.
Turkmen State University named after Magtymguly.
Ashgabat, Turkmenistan
DECISIVE ROLE OF A TEACHER IN BRINGING UP ALL-ROUNDED CHARACTER
It is a teacher who realizes goals and objectives of education, organizes learning, social, physical, aesthetic activities of learners directed to their development and formation of all-rounded education.
Key words:
Teacher, education, all-rounded education
Об определяющей роли учителя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры школьной практики и высказывания многих педагогов. Известный русский математик М.В. Остроградский писал: "Хороший учитель рождает хороших учеников".
В школах работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, проявляют большое методическое творчество, обогащают передовой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса.
В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. От него во многом зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальнейшего развития общества. В настоящее время осуществляется ряд мер по повышению профессиональной, подготовки учителей в педагогических институтах и университетах. В частности, усиливается их теоретическая и практическая подготовка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет их преподавательской деятельности в школе, значительно расширяется изучение психолого-педагогических дисциплин и углубляется их теоретическая и практическая направленность.
Работа учителя относится к весьма сложным видам деятельности. Только учитель в полном объеме обладает средствами и умением осуществлять действенное формирование растущей личности, развитие ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. На огромное воспитательное влияние личности учителя неоднократно указывали А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие педагоги. А.С. Макаренко считал, что без настоящего авторитета среди учащихся, без умелого поддержания с ними доброжелательных отношении и тактичной требовательности без активной работы педагога над совершенствованием своего характера невозможно осуществлять действенное воспитание.
Поэтому ее нельзя сводить только к сумме знаний, умений и практической сноровке, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. Еще нужна, как отмечено, склонность к работе, наличие определенных природных данных и нравственных качеств.
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере должны согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, соблюдать определенные нормы, правила и требования. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности — в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д.
Для приобретения и совершенствования профессиональной умелости и выработки педагогического мастерства учителю необходимо детально представлять структуру педагогической деятельности и связанную с ней систему теоретических знаний и практических умений и навыков. Психологические исследования (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.) показывают, что в учебно-воспитательном процессе имеют место следующие взаимосвязанные виды педагогической деятельности учителя.
1. Диагностическая;
2. Ориентационно-прогностическая;
3. Конструктивно-проектировочная;
4. Организаторская; информационно-объяснительная;
5. Коммуникативно-стимулирующая;
6. Аналитико-оценочная;
7. Исследовательско-творческая.
Список использованной литературы:
1. Педагогика: Учеб./ И.Ф.Харламов. - 7-е изд. - Мн.: Университетское, 2002.
2. Воспитание. Научные дискуссии и исследования // Сборник научных трудов. Под ред. Е.В. Титовой. -СПб.: РГПУ, 2005.
3. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека Киев, 1975.
© Шыхыев Дж., 2023
УДК 37
Эмирханов Ш.,
Преподаватель.
Черкезов Б.,
Преподаватель.
Байраммырадов М.,
Преподаватель.
Туркменский сельскохозяйственный институт.
Дашогуз, Туркменистан.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ ФИЗКУЛЬТУРЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЗАНЯТИЯ
Аннотация
Как и любой другой курс, физическое воспитание имеет ряд требований. Эти требования включают следующее: - Каждый урок должен иметь миссию и цель; - Урок должен быть правильно организован с методической точки зрения; - Оно должно соответствовать предыдущему уроку и последнему уроку; -Содержание занятия должно соответствовать количеству, возрасту, полу, физическому развитию и физической подготовленности детей; - Занятие должно вызывать у детей интерес и радость; - Занятие должно состоять из упражнений, направленных на укрепление здоровья детей и способствующих их физическому развитию; - Занятие должно сочетаться с другими формами физического воспитания в распорядке дня детей; - Урок должен иметь воспитательное значение.
Ключевые слова:
физкультура, организационная, детский сад, здоровье, спорт, школы, гимнастика.
Abstract
Like any other course, physical education has a number of requirements. These requirements include the following: - Each lesson must have a mission and purpose; - The lesson must be properly organized from a methodological point of view; - It must correspond to the previous lesson and the last lesson; - The content of the lesson must correspond to the number, age, gender, physical development and physical fitness of children; - The activity should arouse interest and joy in children; - The lesson should consist of exercises aimed at strengthening the health of children and promoting their physical development; - The lesson should be combined with other forms of physical education in the children's daily routine; - The lesson should have educational value.
Key words:
physical education, organizational, kindergarten, health, sports, schools, gymnastics.
Как и любой другой курс, физическое воспитание имеет ряд требований. Эти требования включают следующее: - Каждый урок должен иметь миссию и цель; - Урок должен быть правильно организован с