УДК 631.15
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СВИНОВОДЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
И. С. Курмаева, канд. экон. наук, доцент; Т. А. Баймишева, канд. экон. наук, доцент
ФГБОУ ВО Самарская ГСХА, п. г. т. Усть-Кинельский, Россия, т. 89277220483, е-mail: kurmaeva.85@mail. ru;
Е. В. Фудина, канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ, Россия, т. 8(8412) 62-85-63, [email protected]
На основе экономико-математической модели рассчитан оптимальный размер государственной поддержки отрасли свиноводства по трем сценариям для всех организационно-правовых форм производства с применением возможностей Microsoft Excel и при минимальных затратах времени. Первый сценарий предусматривает оптимизацию уровня государственной поддержки с учетом основных направлений для i-й половозрастной группы для обеспечения продовольственной безопасности. Второй сценарий - определение максимального объема производства товарной продукции. Третий сценарий учитывает расчет минимальных затрат при достижении объема производства, обеспечивающего продовольственную безопасность региона.
Ключевые слова: свиноводство, государственная поддержка, экономико-математическая модель, субсидии, финансирование.
Введение.
Структура государственной поддержки не оптимальна и не учитывает особенности технологических процессов товаропроизводителей различных размеров, форм собственности. В связи с этим решение проблем стабилизации и эффективного развития отрасли определило необходимость создания экономико-математической модели, оптимизирующей структуру и размер государственной поддержки свиноводства в условиях Самарской области.
Методика исследования.
На основе созданной экономико-математической модели планируется провести расчет оптимальной структуры и размера государственной поддержки отрасли свиноводства на основе трех целевых функций с учетом критерия обеспеченности продовольственной безопасности (с применением возможностей MS Word, MS Excel, Project Expert при минимальных затратах времени). На рисунке представлен алгоритм оптимального распределения уровня государственной поддержки свиноводческим организациям области на основе создания экономико-математической модели.
Механизм государственного регулирования и поддержки свиноводства является достаточно тонким, и его применение должно быть рациональным. Поэтому для разработки наиболее эффективной модели государственной поддержки свиноводства на региональном уровне проведен анализ состояния отрасли [5, 7,8, 13]. По его ре-
зультатам была разработана экономико-математическая модель, позволяющая рассчитать оптимальный уровень государственной поддержки для каждой половозрастной группы свиней с учетом основных направлений государственной поддержки. Модель составлена таким образом, что может применяться как для отдельного хозяйства, так и для кластера или группы хозяйств всех организационно-правовых форм производства.
Модель включает следующие переменные:
Х1-4 - половозрастное поголовье свиней:
XI - поросята 0-2-месячного возраста (сосуны);
Х2 - поросята 2-4-месясного возраста (отъемыши);
Х3 - свиноматки;
Х4 - хряки;
Х5-14-основные направления государственной поддержки свиноводства:
Х5-страхование;
Х6 - кредитование;
Х7 - налогообложение;
Х8 - субсидирование;
Х9 - информационно-консультационная служба;
Х10 - техническая оснащенность;
XII - комбикормовая промышленность;
Х12 - селекционный центр;
Х13 - ценообразование;
Х14 - экспорт и импорт продукции свиноводства.
Нива Поволжья № 3(44) август 2017 143
Нет
Алгоритм оптимального распределения государственной поддержки свиноводческих организаций Самарской области, содержащий математическую модель
Для записи модели приняты следующие обозначения:
Z - объем государственной поддержки ¡-й половозрастной группы;
С - затраты на единицу для ¡-го вида деятельности;
Х¡ - искомое значение ¡-й переменной, означающей вид деятельности и объем поддержки;
А¡ - товарная продукция с единицы, для ¡-го вида деятельности;
ау - наличие у-го вида ресурса в расчете на единицу ¡-й переменной величины;
Ь - объем наличных ресурсов в год;
N - минимальный объем продукции ¡-го вида, производство которого необходимо гарантировать при любом решении задачи;
К - ограничение размеров ¡-й отрасли;
Q - группа ограничений по использованию экономических ресурсов:
Q1 - по использованию трудовых ресурсов;
Q2 - по использованию материальных ресурсов;
Q3 - по использованию средств производства и инфраструктура;
Q4 - по общей площади производственных помещений;
Q5 - qi по производству гарантированного объема продукции.
Целевые функции:
1. Оптимизация уровня государственной поддержки с учетом основных направлений для i-й половозрастной группы: Z =£ C X^ max.
2. Максимизация производства товарной продукции: A = X A,■ X,^max.
3. Минимизация затрат при достижении объема производства, обеспечивающего продовольственную безопасность региона: C= N+ Xatj- X^min.
Система ограничений:
1. По использованию производственных ресурсов:^ a¡¡- X< b, (/eQ);
2. По производству продукции: Ni A/(/e Q5);
3. По объему производства продукции: IX> Nj(ieQ);
4. По ограничению максимального размера отрасли: Х> K/(/eQ3);
5. По ограничению минимального размера отрасли: Х< K/(/eQ3);
6. По производству гарантированного объема продукции: X %> Q1 (/eQ3);
7. По использованию кормов и питательных веществ: X 3/• X - X а)/ Х> С/.
Определение оптимального уровня государственного финансирования нами предлагается рассмотреть по вышеприведенной модели по трем сценариям, согласно выделенным целевым функциям [10]:
1 сценарий предусматривает оптимизацию уровня государственной поддержки с учетом основных направлений для -й половозрастной группы для обеспечения продовольственной безопасности;
2 сценарий - определение максимального объема производства товарной продукции;
3 сценарий учитывает расчет минимальных затрат при достижении объема производства, обеспечивающего продовольственную безопасность региона.
Результаты исследований.
По полученным в приведенной модели расчетам оптимальный уровень государственной поддержки отрасли свиноводства для всех организационно-правовых форм хозяйствования по приведенному 1-му сценарию должен составлять 3358,1 млн. руб. При этом средства необходимо распределять по направлениям: на налогообложение, кредитование, субсидирование свинопоголовья необходимо направить не менее 1633,3 тыс. руб.; на развитие комбикормовой промышленности и селекционных центров - 925,4 тыс. руб.; на страхование свинопоголовья - 453,7 тыс. руб.; на развитие информационно-консультационных служб и техническое оснащение - 288,6 тыс. руб.; другие направления - 57,1 тыс. руб. В результате реализации 2-го сценария поголовье молодняка в Самарской области должно увеличиться до 440 тыс. голов (увеличится на 120 тыс. голов по сравнению с 2010 г.). По 3-му сценарию затраты при достижении запланированного поголовья составят 3462,4 млн. руб., выручка составит 7895,7 млн. руб. Оптимальной размер государственной поддержки отрасли свиноводства для сельскохозяйственных предприятий, занимающихся производством свинины в Самарской области, согласно результатам расчетов 1-го сценария должен составлять не менее 2414,9 млн. руб. Необходимый в сложившихся условиях уровень государственного финансирования сельскохозяйственным орга-
низациям по предложенному 2-му сценарию приведет к увеличению свинопоголо-вья до 294 тыс. голов, что обеспечит уровень продовольственной безопасности по свинине. Затраты по 3-му сценарию при достижении запланированного объема производства составят 959,6 тыс. руб. (снижаются в 2 раза), выручка увеличится в 1,9 раз и составит 4 537,4 млн. руб.
Оптимальный уровень государственного финансирования К (Ф) Х в условиях области согласно представленной модели должен составлять не менее 907,4 тыс. руб., при заданном уровне финансирования при реализации 2-го сценария поголовье увеличится на 3,69 тыс. голов и составит 217,7 тыс. гол. По произведенным расчетам 3-го сценария затраты для достижения запланированного объема производства должны составлять 573,9 тыс. руб., выручка от реализации произведенной продукции - 2 768,7 млн. руб.
Для ЛПХ согласно развитию 1-го сценария потребуется 435,8 тыс. руб. Поголовье в хозяйствах населения по 2-му сценарию увеличится на 2,89 тыс. голов. Затраты по 3-му сценарию при достижении запланированного объема производства составят 228,9 тыс. руб., выручка -789,5 тыс. руб.
Выводы.
Разработанная экономико-математическая модель позволяет получить оптимальный уровень государственной поддержки для отрасли свиноводства, оптимальную структуру производства свинины и также определить величину материально-денежных и трудовых затрат, стоимость валовой и товарной продукции свиноводства, ожидаемую величину прибыли в разрезе всех организационных форм производства для данного района [4]. Это в целом позволит оптимизировать используемый инструментарий с точки зрения эффективного использования бюджетных средств и создания высокопроизводительной отрасли свиноводства в Кинельском муниципальном районе. Полученные результаты будут учтены в разработке комплексного инвестиционного плана развития муниципального района Кинельский на период до 2020 г.
Вместе с тем необходимо отметить, что решение проблем свиноводческих хозяйств нельзя связывать только с государственной поддержкой [1,7,3]. Любые меры государственной поддержки, государственного регулирования в целом наибольший эффект обеспечат лишь в том случае, если будут опираться на выявление и реализацию внутрихозяйственных резервов роста,
Нива Поволжья № 3(44) август 2017 145
эффективности производства свиноводческой продукции, что в итоге благоприятно скажется не только на результатах деятельности отдельно взятых свиноводческих предприятий, но и АПК в целом [12, 2, 11, 9].
Аналогичная методика определения оптимального размера государственной поддержки для свиноводческих организаций с успехом может быть использована другими регионами страны.
Литература
1. Баймишева, Т. А. Состояние свиноводства в Самарской области / Т. А. Баймишева, К. А. Жичкин, И. С. Курмаева // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. -2014. - № 5 (49). - С. 240-243.
2. Васильева, Е. В. Основные проблемы формирования инфраструктуры продовольственного рынка / Е. В. Васильева, И. В. Петрова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2011. - № 7. - С. 79-81.
3. Васильева, Е. В. Формирование стратегии развития инфраструктуры продовольственного рынка / Е. В. Васильева, И. В. Петрова // Аграрный научный журнал. - 2011. - № 6. - С. 64-67.
4. Винничек, Л. Повышение эффективности и устойчивости сельскохозяйственного производства / Л. Винничек, Е. Фудина // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2009. - № 5. -С. 17-19.
5. Жичкин, К. А. Поддержка сельхозтоваропроизводителей в Венгерской республике / К. А. Жичкин // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - № 2. - С. 45-49.
6. Жичкин, К. А. Личные подсобные хозяйства Самарской области и возможные направления их развития / К. А. Жичкин, А. А. Пенкин. - Самара: Самарская государственная сельскохозяйственная академия, 2004. - 192 с.
7. Жичкин, К. А. Особенности регулирования сельскохозяйственного производства на региональном уровне (на материалах Самарской области) / К. А. Жичкин // Экономика сельскохозяйственных предприятий. - 2009. - № 2. - С. 37-40.
8. Киреева, О. В. Проблемы информационного обеспечения процесса управления современными предприятиями / О. В. Киреева // Управленческий учет. - 2008. - № 7. - С. 45-53.
9. Киреева, О. В. Развитие информационно-консультационного обслуживания в системе управления агропромышленным комплексом / О. В. Киреева // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2006. - № 6. - С. 25-28.
10. Кошевой, О. С. Индексный метод как элемент диагностики производства молока / О. С. Кошевой, Е. В. Фудина // Нива Поволжья. - 2015. - № 1 (34). - С. 113-117.
11. Кувшинов, А. Ю. Моделирование эффективной государственной поддержки свиноводства на региональном уровне / А. Ю. Кувшинов, И. С. Курмаева // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2010. - № 6. - С. 104-106.
12. Ткачев, С. И. Стимулирование развития региональной аграрной экономики на основе им-портозамещения / С. И. Ткачев, Е. В. Васильева, И. В. Петрова и др. // Аграрный научный журнал. -2016. - № 7. - С. 93-100.
13. Фудина, Е. В. Развитие сельского хозяйства и продовольственная безопасность России / Е. В. Фудина // Успехи современной науки. - 2015. - № 5. - С. 55-57.
14. Фудина, Е. В. Экономические интересы субъектов хозяйствования в производстве и переработке молока: автореф. дис. канд. экон. наук / Е. В. Фудина. - М.: ВНИИЭСХ РАСХН, 2009. - 24 с.
UDK 631.15
DETERMINATION OF THE LEVEL OF STATE SUPPORT OF PIG-BREEDING ORGANIZATIONS ON THE BASIS OF ECONOMIC-MATHEMATICAL MODEL
I. S. Kurmayeva, candidate of economic sciences, assistant professor;
T.A. Baimisheva, candidate of economic sciences, assistant professor
FSBEE HE Samara SAA, DISTRICT Ust-Kinel, Russia, t. 89277220483, е-mail: [email protected] Ye. V. Fudina, candidate of economic sciences, assistant professor FSBEE HE Penza SAU, Russia, t. 8(8412) 62-85-63, [email protected]
On the basis of economic and mathematical model the optimal size of the state support of the pig-breeding industry in three scenarios for all organizational-legal forms of production using Microsoft Excel and with minimal time is calculated by the authors. The first scenario provides optimizing the level of government support taking into account the main directions for the i sex-age group to ensure food security. The second scenario - determining the maximum volume of production of marketable products. The third scenario takes into account the calculation of the minimum costs when reaching the volume of production, ensuring food security in the region.
Key words: pig-breeding, state support, economic-mathematical model, subsidiaries, financing.
References:
1. Baimisheva, T. A. Present state of pig-breeding industry in Samara region / T. A. Baimisheva, K. A. Zhichkin, I.S. Kurmayva // Izvestiya of the Orenburg state agrarian university. - 2014. - № 5 (49). -P. 240-243.
2. Vasilyeva, Ye. V. Main problems of formation of infrastructure of the food market / Ye. V. Va-silyeva, I. V. Petrova // Economika selskokhozyaistvennykh I pererabatyvayushikh predpriyatiy. - 2011. -No. 7. - P. 79-81.
3. Vasilyeva, Ye. V. Formation of strategy of the development of food market infrastructure / Ye. V. Vasilyeva, I. V. Petrova // Agrarny nauchny zhurnal. - 2011. - No. 6. - P. 64-67.
4. Vinnichek, L.B. Improvement of the efficiency and sustainability of agricultural production / L. Vinnichek, Ye. Fudina // International agricultural journal. - 2009. - No. 5. - P. 17-19.
5. Zhichkin, K. A. Support to agricultural producers in the Republic of Hungary / K. A. Zhichkin // Economics of agriculture of Russia. - 2008. - No. 2. - P. 45-49.
6. Zhichkin, K. A. Family farms of Samara region and the possible directions of their development / K. A. Zhichkin, A. A. Penkin. - Samara: Samara state agricultural academy, 2004. - 192 p.
7. Zhichkin, K. A. Peculiarities of regulation of agricultural production at the regional level (on materials of Samara region) / K. A. Zhichkin // Economika selskokhozyaistvennykh predpriyatiy. - 2009. -No. 2. - P. 37-40.
8. Kireyeva, O. V. Problems of information support of the process of management of modern enterprises / O. V. Kireyeva // Upravlenchesky uchet. - 2008. - No. 7. - P. 45-53.
9. Kireyeva, 0. V. Development of information and advisory services in the management system of agro-industrial complex / O. V. Kireyeva // International agricultural journal. - 2006. - No. 6. - P. 25-28.
10. Koshevoy, O. S. Index method as an element of diagnosis of milk production / O. S. Koshevoy, Ye. V. Fudina // Niva Povolzhya. - 2015. - № 1 (34). - P. 113-117.
11. Kuvshinov, A. Yu. Modeling of effective state support for the pig-breeding industry at a regional level / A. Yu., Kuvshinov, I.S. Kurmayeva // Vestnik of Altai state agrarian university. - 2010. - No. 6. -P. 104-106.
12. Tkachev, S. I. Stimulating the development of regional agricultural economy based on import substitution / S. I. Tkachev, Ye. V. Vasilyeva, I. V. Petrova et al. // Agrarny nauchny zhurnal. - 2016. -No. 7. - P. 93-100.
13. Fudina, Ye.V. Development of agriculture and food security in Russia / Ye.V. Fudina // Successes of modern science. - 2015. - No. 5. - P. 55-57.
14. Fudina, Ye.V. Economic interests of economic entities in the production and processing of milk: author. dis. cand. of ekon. sciences / Ye.V. Fudina. - M.: VNIIESKh RAAS, 2009. - 24 p.
УДК 637.146.4
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МОЛОЧНОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА
О. А. Столярова, канд. экон. наук, доцент
ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ, Россия, т. 8(8412) 62-83-76, е- mail: [email protected]
Систематический анализ положения предприятий молочнопродуктового подкомплекса является важным аспектом эффективного приспособления его к внешней среде.
Целью статьи является раскрытие основных направлений повышения конкурентоспособности и эффективности молочнопродуктового подкомплекса.
В качестве объектов исследуются молочнопродуктовые подкомплексы Российской Федерации и Пензенской области.
Автором дан анализ современного состояния молочного скотоводства в Российской Федерации и Пензенской области, который показал, что происходит снижение поголовья коров и валового надоя молока во всех категориях хозяйств. На основе анализа производственно-экономического состояния молочнопродуктового подкомплекса определены показатели, характеризующие рыночную ситуацию, с помощью которых можно предположить наиболее вероятный вариант поведения участника рынка.
Для повышения эффективности молочнопродуктового подкомплекса автором дан прогноз производственных показателей развития молочного скотоводства в сельскохозяйственных организациях региона до 2020 года.
Ключевые слова: конкурентоспособность, эффективность, молочнопродуктовый подкомплекс, цены, сегменты рынка.
Нива Поволжья № 3(44) август 2017 147