стр. 47 из 195
УДК 658.64 DOI: 10.12737/5363
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ И АНАЛИЗУ СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Погребова Елена Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
Статья посвящена разработке комплекса методических рекомендаций по проведению анализа состояния и оценки уровня развития бытового обслуживания населения в субъектах Российской Федерации на основе конкретных примеров, с приведением информационных источников, которые необходимо использовать при проведении анализа, и рекомендаций по графическому представлению результатов анализа в виде аналитических таблиц. В частности, предложены рекомендации по составлению рейтинга (ранжированию и группировке территорий по уровню развития бытового обслуживания населения), проведению детального анализа системы публичного управления отраслью, компетенций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования отношений в сфере бытового обслуживания, исследованию мощности организаций бытового обслуживания населения и сопоставлению потребительских цен на бытовые услуги в муниципальных образованиях различных субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: бытовое обслуживание, население, оценка, анализ, состояние, развитие, методические рекомендации
Для разработки методических рекомендаций и аналитических таблиц по проведению анализа рынка бытовых услуг, в том числе структуры бытовых услуг по видам в субъектах Российской Федерации, необходимо проанализировать статистические данные, которые позволят сформировать картину функционирования сферы бытового обслуживания за определенный период (в динамике за ряд лет).
Анализ структуры бытовых услуг по видам необходимо начинать с определения долевого соотношения каждого вида бытовых услуг в общем объеме их реализации.
Графически это можно представить следующим образом (рисунок 1).
Далее детально анализируется каждый вид услуг с точки зрения тенденций изменения объемов его реализации за определенный период и изменения соотношения в общей структуре бытовых услуг.
стр. 48 из 195
Далее информация сводится в таблицы, отражающие рейтинги отдельных видов услуг по занимаемой доле в структуре бытовых услуг. Количество рейтинговых групп равно количеству анализируемых отраслевых групп. Первой рейтинговой группе свойственно максимальное значение долевого показателя, и определяется шкала градации показателей по группам.
При разработке методических рекомендаций и аналитических таблиц по проведению анализа динамики объема бытовых услуг по видам в субъектах Российской Федерации отправной точкой анализа является информация о количестве предприятий бытового обслуживания населения в субъекте Российской Федерации как общего, так и в
стр. 49 из 195
разрезе отдельных видов бытовых услуг в городской и сельской местности. Затем анализируется количество рабочих мест на предприятиях БОН в разрезе каждого вида услуг в городской и сельской местности. Данный анализ необходим для определения уровня обеспеченности рабочими местами и предприятиями БОН в расчете на 1000 жителей. Наглядно это представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Пример таблицы для занесения данных для определения уровня обеспеченности рабочими местами и предприятиями БОН в расчете на 1000 жителей
Субъект РФ Численность постоянного населения, тыс. чел. Численность занятых в отрасли в городской местности, чел. Численность занятых в отрасли в сельской местности, чел. Расчетный показатель обеспеченности населения бытовыми услугами в расчете на 1000 жителей
гор. местность сельская местность город село
Астраханская область 683,9 323,3 4229 375 6,18 1,16
Затем рассмотрим рекомендации по проведению анализа динамики объемов бытовых услуг на 1 жителя в субъектах Российской Федерации. Например, ранжирование необходимо осуществить по показателю потребления бытовых услуг на душу населения в разрезе субъектов Российской Федерации. Первая позиция в рейтинге присваивается региону с наивысшим потреблением, а последняя (83) - с наименьшим. Число рейтинговых групп равно числу субъектов РФ, если в разрезе каждого субъекта Российской Федерации число рейтинговых групп будет равно количеству муниципальных образований, входящих в его состав (городских и сельских поселений).
Пример (таблица 2, 3).
Таблица 2 - Рейтинг Федеральных округов РФ по подушевому потреблению бытовых услуг
Позиция рейтинга 2010 год 2011 год 2012 год
I Центральный Центральный Центральный
II Северо -Западный Северо-Западный Северо -Западный
III Приволжский Приволжский Приволжский
IV Уральский Уральский Уральский
V Дальневосточный Дальневосточный Южный
VI Южный Южный Дальневосточный
VII Сибирский Сибирский Сибирский
стр. 50 из 195
Таблица 3 - Десятка субъектов РФ с наивысшим уровнем потребления бытовых услуг на душу населения
№ п/п 2010 год 2011 год 2012 год
1. Мурманская область Сахалинская область Сахалинская область
2. Сахалинская область Мурманская область Архангельская область
3. Московская область Московская область Московская область
4. г. Москва Республика Татарстан Республика Татарстан
5. Республика Татарстан г. Москва г. Москва
6. Брянская область Курская область Мурманская область
7. Республика Саха (Якутия) Архангельская область Белгородская область
8. Курская область Тамбовская область Тамбовская область
9. Архангельская область Брянская область Курская область
10. Ростовская область Ростовская область Республика Башкортостан
При выполнении комплексного исследования сети объектов бытового обслуживания по видам бытовых услуг в субъектах Российской Федерации на первом этапе необходимо проведение детального анализа системы публичного управления отраслью, управленческих схем на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, компетенций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования отношений в сфере бытового обслуживания, основных направлений и эффективности деятельности профильных общественных объединений (отраслевых ассоциаций, союзов и объединений предпринимателей) в сфере бытового обслуживания населения в субъектах Российской Федерации; а также определение наличия или отсутствия программных и иных концептуальных документов, регулирующих развитие бытового обслуживания населения, принятых как на уровне субъекта РФ, так и муниципальных образований, входящих в его состав. Следует также определить экономический и социальный эффект от реализации данных программ сточки зрения достижения запланированных программных индикаторов.
Компетенции и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области бытового обслуживания включают в себя следующие основные элементы.
1. Совершенствование системы организации бытового обслуживания, внедрение новых технологий и форм обслуживания, в том числе малообеспеченных слоев населения. Определение приоритетных направлений развития бытового обслуживания населения.
2. Содействие формированию рыночных отношений в сфере бытового обслуживания на основе развития предпринимательства и конкуренции, насыщение
стр. 51 из 195
потребительского рынка услугами бытового обслуживания с учетом спроса населения и, в первую очередь, социально незащищенных его слоев.
3. Защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения.
4. Разработка и обеспечение выполнения региональных программ развития и иных программ и концепций по вопросам бытового обслуживания населения.
5. Обеспечение выполнения правовых актов Российской Федерации и субъекта РФ в сфере бытовых услуг.
6. Разработка предложений по совершенствованию деятельности предприятий бытового обслуживания и рациональному размещению сети предприятий бытового обслуживания на территории городской и сельской местности субъекта РФ.
7. Формирование и ведение комплексного реестра предприятий бытового обслуживания населения.
8. Рассмотрение и подготовка ответов по поступающим обращениям и документам граждан, юридических лиц по вопросам деятельности предприятий бытового обслуживания и качества предоставляемых бытовых услуг.
9. Разработка и формирование планов научно-исследовательских и опытноконструкторских работ в части бытового обслуживания, финансируемых из бюджета субъекта РФ.
10. Разработка программ по подготовке и повышению квалификации кадров в сфере бытовых услуг (совместно с органами государственной власти субъектов РФ, курирующими развитие образования).
11. Проведение конкурсов, выставок, фестивалей и чемпионатов по бытовым услугам.
12. Участие в мероприятиях по развитию межрегионального и международного сотрудничества в сфере бытового обслуживания субъекта РФ.
13. Координация вопросов ресурсного обеспечения предприятий бытового обслуживания.
14. Содействие развитию и рациональному размещению сети предприятий бытового обслуживания населения в городской и сельской местности.
15. Содействие повышению качества бытовых услуг на основе развития систем добровольной сертификации, категорирования и аккредитации социальных предприятий бытового обслуживания населения.
16. Оформление свидетельств об аккредитации социальных предприятий бытового обслуживания.
стр. 52 из 195
17. Обработка и анализ основных статистических показателей развития бытового обслуживания в разрезе отдельных видов услуг.
18. Формирование нормативно-правовой базы на уровне субъекта РФ, регулирующей развитие и эффективное функционирование бытового обслуживания населения.
19. Установление нормативов минимальной обеспеченности населения бытовыми услугами в регионе.
20. Регулирование вопросов ценообразования и тарифной политики в части бытового обслуживания населения.
Также в ведении данного органа государственной власти субъекта РФ в отдельных регионах находятся компетенции в части обеспечения ритуальных услуг.
1. Инвентаризация действующих кладбищ и создание новых мест погребения, установление размера бесплатно предоставляемого участка земли для погребения умершего.
2. Организация похоронного дела, в том числе и регулирование деятельности
общественных кладбищ, вероисповедальных кладбищ (по согласованию с
соответствующими религиозными объединениями), воинских кладбищ, военных мемориальных кладбищ, крематориев.
3. Содействие созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела и контроль их деятельности.
4. Контроль соблюдения требований качества гарантированного перечня услуг по погребению.
5. Контроль соблюдения хозяйствующими субъектами порядка деятельности кладбищ и крематориев.
Компетенции и полномочия органов местного самоуправления в области бытового обслуживания включают в себя следующее:
- защиту прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения;
- обеспечение выполнения региональных программ развития и иных программ и концепций по вопросам бытового обслуживания населения;
- содействие развитию и рациональному размещению сети предприятий бытового обслуживания населения в городской и сельской местности;
- ведение реестра предприятий бытового обслуживания населения муниципального образования;
стр. 53 из 195
- рассмотрение и подготовку ответов по поступающим обращениям и документам граждан, юридических лиц по вопросам деятельности предприятий бытового обслуживания и качества предоставляемых бытовых услуг;
- проведение конкурсов, выставок, фестивалей и чемпионатов по бытовым услугам.
Проведенный исполнителем анализ системы публичного управления отраслью на уровне субъектов РФ позволил сделать следующие выводы. Не все субъекты РФ имеют в своем составе органы государственной власти, в функциональные обязанности которых входит непосредственное регулирование развития бытового обслуживания населения. В некоторых регионах функции отраслевого регулирования выполняют управления в составе краевых и областных администраций. В данном случае регулирующее воздействие носит весьма опосредованный характер.
Неотъемлемой частью проведения исследования является анализ официальных статистических данных о состоянии бытового обслуживания населения в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации в частности таких показателей, как рынок бытовых услуг, в том числе структура бытовых услуг по видам в Российской Федерации; динамика объема бытовых услуг по видам в Российской Федерации и субъектах РФ; динамика объемов бытовых услуг на 1 жителя в субъектах Российской Федерации; сведения о сети объектов бытового обслуживания по видам бытовых услуг в Российской Федерации, в том числе количество хозяйствующих в отрасли субъектов и их характеристика (по формам собственности, организационноправовым формам, объемам бизнеса, способам организации деятельности (сетевые структуры, холдинги, др.); доля бытовых услуг населению, оказываемых субъектами малого предпринимательства; мощности организаций бытового обслуживания населения по субъектам Российской Федерации; материально-техническая инфраструктура отрасли; индексы потребительских цен на бытовые услуги в субъектах Российской Федерации.
Важную роль с точки зрения развития бытового обслуживания населения играет развитие субъектов малого предпринимательства, более 60% предприятий отрасли - это малые предприятия. В данном случае в каждом субъекте РФ необходимо определить долю крупных и средних предприятий (как правило, это крупные предприятия химической чистки и прачечные, а также предприятия по ремонту бытовой техники и аппаратуры), затем долю индивидуальных предпринимателей (ремесленников), а далее долю малых предприятий. В данном случае исследовательский акцент на развитии малого предпринимательства в бытовом обслуживании населения необходим с точки зрения
стр. 54 из 195
выработки адекватных мер административной и экономической поддержки. Именно малые предприятия являются опорой региона при формировании стратегии развития социально ориентированных предприятий бытового обслуживания населения,
оказывающих услуги малообеспеченным категориям населения.
При проведении исследования по определению мощности организаций бытового обслуживания населения следует исходить из статистических данных. Мощность возможно проанализировать по нескольким отраслевым группам:
- химическая чистка и крашение;
- услуги прачечных;
- бани и сауны;
- парикмахерские услуги.
Мощность организаций химчистки и крашения и прачечных характеризуется килограммами вещей на 10000 человек, обработанными в течение 8-часовой смены работы предприятия.
Пример (таблица 4).
Таблица 4 - Мощность организаций химчистки и крашения и прачечных из расчета на 10000 человек населения по Федеральным округам РФ (килограммов вещей в 8-часовую смену)
Названия округов 2010 год 2011 год 2012 год
Российская Федерация 9 8 14
Центральный федеральный округ 17 14 18
Северо-Западный федеральный округ 8 6 6
Южный федеральный округ 3 4 10
Приволжский федеральный округ 9 9 18
Уральский федеральный округ 9 8 15
Сибирский федеральный округ 5 4 8
Дальневосточный федеральный округ 6 7 15
Мощность бань характеризуется числом посадочных мест и количеством мест в раздевалке в расчете на 10000 человек.
В разрезе Федеральных округов РФ мощность бань можно проиллюстрировать следующим образом (таблица 5).
стр. 55 из 195
Таблица 5 - Число мест в банях на 10000 человек населения по Федеральным округам РФ
Названия округов 2010 год 2011 год 2012 год
Российская Федерация 17 15 17
Центральный федеральный округ 17 15 19
Северо-Западный федеральный округ 28 26 22
Южный федеральный округ 7 7 7
Приволжский федеральный округ 18 15 19
Уральский федеральный округ 16 14 16
Сибирский федеральный округ 15 12 13
Дальневосточный федеральный округ 25 20 26
При разработке рекомендаций по сопоставлению потребительских цен на бытовые услуги в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации необходимо детально оценить соответствие показателей потребления бытовых услуг на душу населения в ценовом эквиваленте в разных субъектах РФ и разных муниципальных образованиях и фактического уровня цен на бытовые услуги. Анализ проводится на основе данных Росстата по позиции индексы цен на бытовые услуги.
В основу проведения анализа по определению позитивных и негативных тенденций в развитии сферы бытовых услуг населению в субъекте Российской Федерации и основных факторов, оказывающих влияние на развитие отрасли, должны быть заложены результаты комплексного ранжирования субъектов РФ с определением явных групп лидеров и аутсайдеров по таким позициям, как ранжирование субъектов Российской Федерации по показателям потребления бытовых услуг на душу населения, ранжирование субъектов Российской Федерации по показателям объема бытовых услуг, ранжирование субъектов РФ по количеству хозяйствующих субъектов в отрасли, ранжирование субъектов Российской Федерации по показателям мощности организаций бытового обслуживания населения, ранжирование субъектов Российской Федерации по показателю численность занятых в отрасли, ранжирование субъектов Российской Федерации по показателю средний уровень заработной платы в отрасли.
Литература
1. Сакаева В.Ф. Управление развитием сферы бытового обслуживания региона: дис. ... канд. экон. наук (08.00.05). - Уфа, 2012.
2. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 20.06.2014).
стр. 56 из 195
PRELIMINARY ASSESSMENT AND ANALYSIS OF PUBLIC AMENITIES CAPACITY AND STATUS IN THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION: METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS
Pogrebova Elena Sergeevna, Candidate of Economics, Associate Professor,
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
The article presents the results of the author’s attempt at developing a complex of methodological recommendations for the preliminary assessment and analysis of the public amenities capacity and status in different constituent entities of the Russian Federation. The recommendations as developed by the author are based on specific examples, and are supported by information sources regarded by the author as necessary to use in the course of the analysis. The author also provides recommendations on the graphic representation of the results of the analysis (spread sheets) as well as recommendations on rating of the regions (ranking and grouping the regions in accordance with the level of public amenities development they demonstrate), a thorough analysis of the system of the public administration of the industry, the competences and authority of the federal executive bodies, regional agencies of State power and the local authorities responsible for the regulation of relations in the sphere of public services, an assessment of the capacity of public service providers, and a comparison of public service user prices as quoted by municipal entities in different constituents of the Russian Federation.
Key words: public amenities, population, assessment, analysis, status, development, methodological recommendations
References
1. Sakaeva, V.F. Upravlenie razvitiem sfery bytovogo obsluzhivaniia regiona [On regional public service sector development management]. Dissertatsiia kandidata ekonomicheskikh nauk [A Candidate of Economics’ dissertation]. Ufa, 2012.
2. Ofitsial’nyi sait Rosstata [Federal State Statistics Service of the Russian federation, official website]. URL: http://www.gks.ru (Accessed on June 20, 2014).