Научная статья на тему 'Определение социально-экономической эффективности внедрения инновационных продуктов'

Определение социально-экономической эффективности внедрения инновационных продуктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
750
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / FUNCTIONAL FOOD / СОУСЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / SAUCES. EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рождественская Л. Н., Бычкова Е. С.

В статье сформированы подходы к определению эффективности инновационных продуктов функционального назначения. Приведено описательное содержание каждого эффекта и ожидаемые результаты от внедрения подобных инноваций. Пищевая промышленность, 11/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Definition socially - economic efficiency of introducing innovative products

In article approaches to determine the effectiveness of innovative products of a functional purpose are generated. Shows descriptive content of each effect and the expected results from introduction of such innovations. Food processing, 11/2011

Текст научной работы на тему «Определение социально-экономической эффективности внедрения инновационных продуктов»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

ТЕМА НОМЕРА

УДК 005.591.6:641.887

Определение социально-экономической эффективности

внедрения инновационных продуктов

Л.Н. Рождественская, канд. экон. наук, доцент, Е.С. Бычкова, ассистент Новосибирский государственный технический университет

Слово «инновация» представляет собой яркий пример омонимии: с одной стороны, инновация - процесс создания новшеств, с другой -новый и оригинальный, не имеющий аналога продукт (технология) на рынке. Это понятие относится к очень обширному спектру нововведений в различных сферах производства и обращения товаров. Инновациями могут быть новые продукты или услуги, способы их производства, нововведения в организацион-

Применительно к пищевой промышленности и общественному питанию инновация - новое, никогда ранее не существовавшее изобретение, внедренное в деятельность предприятия.

ной, сервисной или финансовой сферах, а также любые усовершенствования, обеспечивающие экономию затрат или формирующие условия для такой экономии [1, 2].

В российских государственных документах официально представлено и действует в настоящее время следующее понимание термина: «Инновация (нововведение, инновационный продукт) - результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового продукта, услуги и технологии и/или новой организационно-экономической формы, обладающей явными качественными преимуществами при использовании в проектировании, производстве, сбыте, потреблении и утилизации продуктов, обеспечивающей дополнительную по сравнению с предшествующим продуктом или организационно-экономической формой экономическую (экономия затрат или дополнительная прибыль) и/или общественную выгоду».1

Ключевые слова: инновация; функциональный продукт; соусы; эффективность.

Key words: innovation; functional food; sauces. efficiency.

Инновации, являясь принципиально новыми способами удовлетворения общественных потребностей, принимают две главные формы: продукты и процессы. Продуктовые инновации предполагают создание новых или улучшение существующих продуктов. Этот тип инноваций наиболее распространен и важен для обеспечения конкурентоспособности предприятий, в том числе предприятий общественного питания. Процесс создания новых продуктов, имеющих высокие технические, потребительские и экономические параметры, весьма сложен и связан со всеми сферами деятельности предприятия; он требует существенных затрат времени и ресурсов, привлечения большого числа исполнителей. Только применение инноваций позволяет создавать конкурентоспособную продукцию, обладающую высокой степенью наукоемкости и новизны. В связи с этим инновации в рыночной экономике исполняют роль эффективного средства конкурентной борьбы. Результатом их внедрения является создание новых потребностей, снижение себестоимости продукции, и как результат, приток инвестиций, повышение рейтинга и имиджа производителя, формирование и захват новых рынков, как внутренних, так и внешних. При этом важно понимание того, что сохра-

1 Приложение к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».

нять свойства инновационный продукт может лишь до момента массового наполнения рынка товарами с подобными характеристиками и свойствами [1, 2, 3].

Одна из важнейших тенденций в современных направлениях производства новых кулинарных изделий - создание продукции функционального назначения с научно обоснованным и направленным действием на организм человека [2]. На кафедре «Технология и организация пищевых производств» Новосибирского государственного технического университета разработаны новые виды соусов функционального назначения. В качестве исходного сырья были использованы клюквенное, свекольное и яблочное пюре. Для дополнительного обогащения соусов антиоксидантами вносили чайную добавку, приготовленную с использованием механохимической технологии измельчения. С целью обогащения соусов полиненасыщенными жирными кислотами, а также витамином А и белково-лецитино-вым комплексом в них дополнительно вводили кукурузное, тыквенное, горчичное масло и сливки. В качестве гидроколлоида использовали яблочный низкометаксилированный пектин, обладающий высокими радиопротекторными свойствами. В ходе эксперимента было разработано 11 образцов соусов, из которых по результатам органолептической оценки были выбраны лучшие четыре образца. Проведенными физико-химическими исследованиями доказана высокая пищевая ценность исходного сырья и разработанных кулинарных изделий [4, 5].

Новые соусы функционального назначения рассмотрены нами как пример инновации. Применительно к пищевой промышленности и общественному питанию инновация - новое, никогда ранее не существовавшее изобретение, внедренное в деятельность предприятия общественного питания и доведенное до стадии коммерческого использования с целью получения определенного социально-экономического эффекта на основе удовлетворения общественной потребности (снижение риска развития заболеваний, связанных с питанием, сохранение и улучшение здоровья).

Инновации важны не сами по себе, а с точки зрения получения при их внедрении ощутимого эффекта. Инновации оказываются неэффективными, если в результате их внедрения не происходит значимого обновления материально-технической базы и перехода на новые техноло-

INNOVATIVE NUTRITION

Таблица 1

Виды эффектов инноваций

Вид эффекта

Содержание эффекта

Ожидаемые эффекты от внедрения инновационного продукта функционального назначения

Экономический: экономия общественного труда; объемный экономичес кий эффект; структурный эко-номичес-кий эффект

Научно-технический

Социальный

Экологический

Учитывает все виды результатов и затрат, обусловленных внедрением инновационного продукта: экономия общественного труда проявляется в снижении себестоимости единицы продукции, работ и услуг, эксплуатационных затрат, удельных капитальных вложений; объемный экономический эффект связан с удовлетворением новых общественных потребностей, возрастанием на этой основе объема реализации, массы прибыли и национального дохода; структурный экономический эффект обусловлен сдвигами в распределении ресурсов между различными сферами приложения труда, территориями, отраслями. Это происходит на основе развития внутрироссийского рынка и международных экономических связей

Проявляется в изменении технико-эксплуатационных и потребительских характеристик продукта или услуги. Заключается в повышении технического уровня производства, что обеспечивает увеличение капиталовооруженности и продуктивности труда.

Обеспечивает новизну, простоту, полезность, эстетичность продукта

Финансовый

Ресурсный

Информационный

Бюджетный

Общена-циональ-ный

Получение финансового эффекта при внедрении инновационного продукта

Учитывает финансовые последствия реализации проекта (показатели эффективности производственной деятельности, финансового состояния предприятия, реализующего проект, показатели эффективности инвестиций)

Влияние на изменение потребления того или иного ресурса связано с возмещением дефицитных ресурсов, вовлечением в хозяйственный оборот ранее не используемых ресурсов или экономией потребления того или иного ресурса, задействованного при производстве инновационного продукта. Показателями ресурсного эффекта являются высвобождение рабочей силы, комплексность использования сырья и др.

Социальная результативность реализации инновационного продукта проявляется в создании благоприятных условий для всестороннего развития личности, применения гражданами своих творческих сил и способностей. Социальный эффект выражается в сокращении тяжелого физического труда, увеличении свободного времени, повышении материального и культурного уровня жизни народа, в охране здоровья и др.

Влияние на окружающую среду оценивается изменением состояния окружающей среды в результате технических нововведений: показатели уровня концентрации вредных веществ в почве, водном и воздушном бассейнах, ядерных излучений, промышленного и транспортного шума и др. Экологический эффект проявляется в росте или экономии потребления того или иного ресурса, задействованного при производстве продукта инновации; экономии на ресурсах за счет использования более дешевого сырья или же такого сырья, использование в производстве которого оказывает меньшее травмирующее воздействие на окружающую среду

Заключается в накоплении новых знаний, трудовых навыков, передового технологического и организационного опыта. Благодаря этому виду эффекта развивается научно-технический и интеллектуальный потенциал общества

Бюджетный эффект проявляется в характере финансовых последствий осуществления инноваций для бюджетов всех уровней в виде увеличения или снижения налоговых поступлений в бюджеты государственного и регионального уровня

Общенациональный эффект инноваций состоит в ускорении темпов развития экономики страны в целом на макроуровне и росте благосостояния ее населения

Снижение себестоимости производства нового продукта по сравнению с аналогом за счет:

• уменьшения затрат на производство;

• уменьшения стоимости сырьевого набора;

• уменьшения трудоемкости труда;

• уменьшения прочих затрат и т. д.;

возрастание объема реализации нового продукта за счет повышения его качества;

повышение эффективности распределения трудовых, сырьевых и производственных ресурсов в процессе производства нового продукта

Реализация комплексного подхода внедрения инноваций путем использования прогрессивных видов оборудования (ва-кууматор, пароконвектомат, мельницы для сверхтонкого помола, шокеры и т.д.) и технологий (нанотехнологии, инкапсуляции нутрицевтиков, разработка антимикробной упаковки, глубокое фракционирование молочного сырья); применение принципов пищевой комбинаторики (обоснование количества основного сырья путем применения методов математического моделирования на основе факторных экспериментов, оптимизация и рационализация производства нового продукта, алгоритмизация и разработка комплексных программ)

Повышение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия

Экономия дефицитных пищевых ресурсов за счет использования нетрадиционных видов сырьевых источников (эхина-цея, топинамбур, стевия, амарант, левзея, рябина, хитин, люцерна, клевер, люпин, ламинария и т. д.); обеспечение рационального использования вторичных ресурсов производства (яблочный, клюквенный, морковный, свекольный жмых, льняной и кедровый жмых и т. д.)

Снижение риска развития заболеваний, поддержание физиологического и психического здоровья - влияние на формирование культуры питания населения; обеспечение принципов продовольственной безопасности; формирование рационального пищевого поведения

Использование органически безвредного натурального исходного сырья дает возможность замещения в рецептурах генетически модифицированных ингредиентов, а также ингредиентов, выращенных при использовании пестицидов, гербицидов, ядохимикатов и искусственных удобрений; искусственных консервантов, красителей, стабилизаторов и вкусовых добавок;

отсутствие травмирующего воздействия на окружающую среду

Формирование новых знаний о благоприятном воздействии на человека употребления инновационных продуктов; накопление научно-технического потенциала в практике проектирования, создания и внедрения инновационных продуктов функционального назначения

Импортозамещение;

увеличение налоговых поступлений за счет реализации продуктов отечественного производства

Обеспечение здоровьесбережения населения; обеспечение экономической и продовольственной безопасности; обеспечение лидерства страны в производстве конкурентоспособных продуктов функционального назначения с заданными характеристиками

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

ТЕМА НОМЕРА |

Таблица 2

Социально-экономические эффекты от внедрения новых соусов

Вид эффекта Характеристика эффекта

Экономический Полученные изделия более конкурентоспособны по сравнению с традиционными соусами и салатными заправками (майонез, кетчуп, сметана)

Научно-технический Применение прогрессивных видов оборудования (мельницы сверхтонкого помола); применение методов компьютерного моделирования с целью оптимизации технологического процесса

Ресурсный Обеспечение рационального использования вторичных ресурсов (клюквенный жмых, яблочная кожура): получение И-порошков с дальнейшим использованием их в создании новых функциональных продуктов; обеспечение продовольственной независимости

Социальный Снижение риска развития заболеваний; влияние на формирование культуры питания населения; повышение степени удовлетворения социальных потребностей населения в употреблении обогащенных продуктов

Экологический Отсутствие в рецептуре искусственных добавок синтетического происхождения; производство исключает отрицательное влияние на окружающую среду

Бюджетный Импортозамещение

гии, так как подлинная новизна продукта или процесса определяется получением положительного эффекта от его использования.

Социально-экономическая эффективность инноваций, как составной части научно-технического процесса, в общем виде может быть определена как отношение полученного эффекта к осуществленным для его получения затратам. При этом эффектом будет считаться определенный социальный результат, выражающийся в более полном удовлетворении потребностей человека в про-

дуктах, услугах и информации для обеспечения повышения благосостояния и гармоничного, всестороннего развития личности. Для достижения такого результата необходимы соответствующие ресурсы, и это обусловливает наличие специфических оценочных особенностей экономических и социальных показателей эффективности. Прежде всего, речь идет о качественной и количественной оценке результативности нововведений. Поскольку эффект инновации - это следствие нововведения, он может быть своеобразным и заключаться не только в росте показателей объемов производства и получаемой прибыли, но и в экономии трудовых ресурсов, качественном преобразовании технологических процессов, достижения эффектов здоровьесбережения и формирования рациональных пищевых стереотипов личности и пр. [1].

Выделяют следующие виды эффекта: информационный; ресурсный; экологический; социальный; экономический. Применительно к оценке эффектов от производства функциональных продуктов питания считаем целесообразно рассмотреть следующие (табл. 1).

На основе системной оценки была произведена конкретизация полученных эффектов от внедрения разработанных соусов. Данная методология оценки потенциальной эффективности разрабатываемых продуктов функционального назначения позволяет понять, какие из общего спектра показателей наиболее актуальные применительно к конкретному новому продукту. В табл. 2 представлены социально-экономические эффекты от внедрения новых изделий.

Полученная таким образом информация об эффектах используется

далее для оценки перспективности внедрения инновационных продуктов функционального назначения путем сопоставления свойств и характеристик нововведений с продуктами, уже имеющимися на рынке. Реализация предложенной методики призвана обеспечить возможность принятия решений о целесообразности инновационной деятельности на самых ранних ее этапах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крылов, Э.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: учебное пособие/Э. И. Крылов, В. М. Власова, И. В. Журавкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Финансы и Статистика, 2003. - 608 с.

2. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: учебник/Р.А. Фатхутдинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб: Питер, 2003. - 400 с.

3. Ильенкова, С.Д. Инновационный менеджмент: учебник для ву-зов/С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин; под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Юнити - Дана, 2007. -336 с.

4. Добрыдина, Е.С. Разработка новых рецептур соусов и дрессингов функционального назначения/Е.С. Добрыдина, И.В. Мацейчик, О.И. Ломовский, Н.Ф. Бейзель//Пищевая промышленность. - 2010. - № 8. -С. 12-13.

5. Мацейчик, И.В. Биологически активные вещества пюреобразных продуктов переработки растительного сырья/И.В. Мацейчик, Е.С. Добрыдина, Н.Ф. Бейзель, О.И. Ломовский, С.В. Морозов//Хранение и переработка сельхозсырья. -2009. - № 10. - С. 24-26.

РФ и Китай планируют создать СП по производству мяса кроликов

РФ и Китай планируют создать совместное предприятие по производству мяса кроликов, сообщила министр сельского хозяйства РФ Е. Скрынник журналистам в кулуарах агрофорума стран Таможенного союза в пятницу в Москве.

Напомнив, что на недавно министерства сельского хозяйства двух стран подписали меморандум о взаимодействии в сельском хозяйстве, Е.Скрынник заявила, что «в частности, как вариант сотрудничества в инвестиционной сфере рассматривается создание СП по производству мяса кроликов».

«Мы ввозим большое количество этого мяса из Китая, и поступило предложение китайской стороны о создании совместного предприятия на территории России с китайскими инвестициями», - сообщила она.

Параметры этого проекта пока не называются.

Е.Скрынник также заявила, что в Китае был подписан меморандум о взаимоотношениях в ветеринарной сфере, о требованиях к качеству ввозимой в РФ продукции. «Это сделано впервые, мы структурировали наши отношения по двум основным направлениям сотрудничества», - констатировала она.

♦ ♦ ♦ ♦ ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.