Научная статья на тему 'Определение результативности развития профессиональной компетентности педагога в контексте здоровьесозидающего подхода к образованию'

Определение результативности развития профессиональной компетентности педагога в контексте здоровьесозидающего подхода к образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩИЙ ПОДХОД ОБРАЗОВАНИЮ / HEALTH CREATING APPROACH TO EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вашечкина Ольга Викторовна

В статье уточнено понятие «профессиональная компетентность педагога» в контексте здоровьесозидающего подхода, описаны критерии результативности ее развития; предложена модель комплексной оценки результативности развития профессиональной компетентности педагога в контексте здоровьесозидающего подхода к образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вашечкина Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINIING THE EFFECTIVENESS OF PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT OF A TEACHER IN THE CONTEXT OF HEALTH CREATING APPROACH TO EDUCATION

The article clarifies the concept of «professional competence of teachers» in the context of health creating approach to education, describes the effectiveness criteria of its development; suggests a model of a complex assessment the effectiveness professional competence development of the teacher in the context of health creating approach to education.

Текст научной работы на тему «Определение результативности развития профессиональной компетентности педагога в контексте здоровьесозидающего подхода к образованию»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Вашечкина О.В.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ

Развитие профессиональной компетентности педагогов в контексте здоровьесози-дающего подхода (С.А. Алексеев, М.Г. Колесникова, Л.Г. Татарникова, А. Г. Маджуга и др.) требует определения критериев результативности.

Методологической основой при разработке критериев результативности развития профессиональной компетентности педагога в условиях деятельности службы здоровья школы послужили основные положения компетентностного (О. В. Акулова, Е. В. Пискунова, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына и др.) и деятельностного подходов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. Д. Шадриков и др.).

Учитывая то, что профессиональная компетентность педагога в контексте здо-ровьесозидающего подхода представляет собой интегральную характеристику, определяющую способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей на основе обеспечения условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, повышения культуры их здоровья, в качестве объектов изучения выбраны ключевые, базовые и специальные компетенции.

Кроме того, при оценке результативности развития профессиональной компетентности педагогов необходимо учитывать сформированность ценностно-мотивационной составляющей деятельности в виде осознания личностного смысла деятельности, когнитивной составляющей в виде представлений о способах ее реализации, а также дея-тельностной составляющей в виде непосредственного ее осуществления и способности к последующей рефлексии.

Для оценки сформированности ключевых компетенций были определены следующие критерии.

Критерий 1. Уровень мотивации к освоению и реализации ключевых компетенций: ценностное отношение к самообразованию и совершенствованию в работе с информацией, коммуникации, социально-правовым основам поведения в гражданском обществе.

Критерий 2. Уровень владения содержанием ключевых компетенций: владение информацией о приоритетных направлениях развития общества и образовательной системы РФ, законах и иных нормативных правовых актах, регламентирующих образовательную деятельность в РФ; наличие знаний об эффективных способах взаимодействия

с участниками образовательного процесса и способах работы с информацией на основе использования современного технического и программного обеспечения.

Критерий 3. Уровень проявления в профессиональной деятельности ключевых компетенций: владение эффективными технологиями работы с информацией; владение конструктивными способами взаимодействия (в т. ч., наличие рефлексии собственной деятельности и взаимодействия с окружающими людьми); опора в профессиональной деятельности на нормативно-правовые акты.

Были определены критерии для оценки сформированности базовых компетенций.

Критерий 4. Уровень мотивации к освоению и реализации базовых компетенций: признание ценности и наличие мотивации к использованию психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в социальной среде; признание ценности здоровья и здорового образа жизни; наличие мотивации к здоровому образу жизни и реализации различных форм здоровьесозидающей профессиональной деятельности в школе.

Критерий 5. Уровень владения содержанием базовых компетенций: грамотность в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения, применение этих знаний в профессиональной деятельности; знание основ культуры здоровья и здорового образа жизни; знание о здоровьесберегающей и здоровьесозидающей направленности образовательных технологий.

Критерий 6. Уровень проявления в профессиональной деятельности базовых компетенций: построение образовательного процесса на основе научных положений педагогики и психологии, возрастной физиологии и школьной гигиены, его здоровьесози-дающая направленность; состояние здоровья педагогов (заболеваемость, физическая активность, образ жизни, функциональное состояние), обусловливающее готовность педагогов к здоровьесозидающей профессиональной деятельности.

Для оценки сформированности специальных компетенций выбраны следующие критерии.

Критерий 7. Уровень мотивации к освоению и реализации специальных компетенций: признание ценности и наличие мотивации к самообразованию и совершенствованию в предметной или надпредметной сфере деятельности, методике преподавания.

Критерий 8. Уровень реализации ключевых и базовых компетенций применительно к специфике профессиональной деятельности: реализация здоровьесозидающего потенциала урока.

В соответствии с обозначенными критериями результативности развития профессиональной компетентности педагога, нами был разработан опросник «Профессиональная компетентность педагога» («ПКП»), позволяющий оценить уровень развития составляющих профессиональной компетентности педагога (ключевые, базовые и специальные компетенции) с точки зрения трех компонентов - ценностно-мотивацион-ного, когнитивного и деятельностного. Опросник содержит несколько шкал, что дает возможность для выявления не только уровня развития профессиональной компетентности педагога в целом, но и «проблемных зон» (например, недостаточный уровень развития ценностно-мотивационных оснований к какому-либо виду профессиональ-

ной деятельности или недостаточный объем знаний в какой-либо профессиональной области и пр.). Опросник содержит 75 вопросов. Из них 1-25 вопросы направлены на выявление ценностно-мотивационной составляющей профессиональной компетентности, вопросы с 26 по 50 - на выявление уровня когнитивной составляющей, а вопросы 51-75 - определение деятельностной составляющей. Вопросы структурированы таким образом, что позволяют определить уровень развития ключевых компетенций, базовых и специальных. Уровень профессиональной компетентности педагога (ПКП) определяется по формуле ПКП= Ю0 где х - количество баллов за каждое утверждение, N - количество утверждении, и характеризует относительную степень развития ПКП и ее составляющих в процентах от максимально возможного.

В качестве вспомогательных методов исследования определен следующий диагностический инструментарий.

Для определения у педагогов уровня коммуникации (способности к сотрудничеству во взаимодействии) с различными участниками образовательного процесса - методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению (К. Томас, адаптация Н.В. Гришиной), которая не требует подробного описания [4, с. 470-475].

Для оценки уровня рефлексии - тест «Определение индивидуальной меры рефлексивности» (А.В. Карпов, В.В. Пономарева), достаточно широко используемый и потому не требующий подробного описания [3, с.46-50].

Для выявления ценностно-мотивационных оснований деятельности педагогов по формированию собственного здоровья - личностная методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (адаптация А. Гоштауса, А. А. Семенова, В. А. Ядова, в модификации З. Р. Душабаева, М. Г. Колесниковой). В данной методике респондентам предлагается проранжировать предложенный перечень ценностей (28 наименований). На основании полученных результатов рассчитываются средние значения рангов определенных ценностей, проводится анализ соотношения ценностей «здоровье» и «здоровый образ жизни» [2, с.7-9].

Для оценки готовности педагогов к здоровьесозидающей профессиональной деятельности - «Социологическая анкета педагога», входящая в инструментарий автоматизированной системы мониторинга здоровьесозидающей образовательной среды (ЗОС). Уровень готовности педагогов к здоровьесозидающей профессиональной деятельности оценивается по следующим индикаторам: доля часто болеющих педагогов, доля педагогов с регулярной физической активностью, самооценка элементов образа жизни педагогов, осознание необходимости различных форм здоровьесозидающей деятельности в школе.

В качестве дополнительного психологического инструментария, позволяющего оценить уровень готовности педагогов к здоровьесозидающей профессиональной деятельности, с точки зрения наличия благоприятного или неблагоприятного функционального состояния, - методика «САН», которая широко известна и не требует подробного описания [4, с. 17-21].

Для оценки уровня реализация ключевых и базовых компетенций применительно к специфике профессиональной деятельности - методика «Здоровьесозидающий потенциал урока» (М.Г. Колесникова). Методика представляет собой схему анализа здо-

ровьесозидающего потенциала на основе экспертной оценки администрации учреждения (заместителя директора по учебно-методической работе) и самоанализа учителя [2, с.84-86].

Описанные выше критерии и методики сведены в таблицу, которая может быть использована в качестве модели комплексной оценки результативности развития профессиональной компетентности педагога в контексте здоровьесозидающего подхода (таблица 1).

Таблица 1.

Критерии и методики оценки результативности развития профессиональной компетентности педагога в контексте здоровьесозидающего подхода

Критерий Индикаторы Методики оценки

1 Уровень мотивации к освоению и реализации ключевых компетенций Признание ценности и наличие мотивации к самообразованию и совершенствованию: в работе с информацией, в коммуникации, в социально-правовых основах поведения в гражданском обществе. Опросник «ПКП», методика диагностики предрасположенности личности к

2 Уровень владения содержанием ключевых компетенций Владение информацией: о приоритетных направлениях развития общества и образовательной системы РФ, законах и иных нормативных правовых актах, регламентирующих образовательную деятельность в РФ; об эффективных способах взаимодействия с участниками образовательного процесса; о способах работы с информацией на основе использования современного технического и программного обеспечения. конфликтному поведению, тест «Определение индивидуальной меры рефлексивности»

3 Уровень проявления в профессиональной деятельности ключевых компетенций Владение эффективными технологиями работы с информацией. Владение конструктивными способами взаимодействия (в т. ч. наличие рефлексии собственной деятельности и взаимодействия с окружающими людьми). Опора в профессиональной деятельности на нормативно-правовые акты.

4 Уровень мотивации к освоению и реализации базовых компетенций Признание ценности и наличие мотивации к использованию психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в социальной среде. Признание ценности здоровья и здорового образа жизни. Наличие мотивации к здоровому образу жизни и реализации различных форм здоровьесозидающей профессиональной деятельности в школе. Опросник «ПКП», методика «Ценностные ориентации», «Анкета педагога» из мониторинга ЗОС, методика «САН»

5 Уровень владения содержанием базовых компетенций Грамотность в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения, применение этих знаний в профессиональной деятельности. Знание основ культуры здоровья и здорового образа жизни. Знание о здоровьесберегающей и здоровьесози-дающей направленности образовательных технологий.

6 Уровень проявления в профессиональной деятельности базовых компетенций Построение образовательного процесса на основе научных положений педагогики и психологии, возрастной физиологии и школьной гигиены, его здоровье-созидающая направленность. Состояние здоровья педагогов (заболеваемость, физическая активность образ жизни, функциональное состояние), обусловливающее готовность педагогов к здоро-вьесозидающей профессиональной деятельности.

7 Уровень мотивации к освоению и реализации специальных компетенций Признание ценности и наличие мотивации к самообразованию и совершенствованию в предметной или надпред-метной сфере деятельности, методике преподавания. Опросник «ПКП», методика «Здоровьесо-зидающий потенциал урока»

8 Уровень реализация ключевых и базовых компетенций применительно к специфике профессиональной деятельности Реализация здоровьесозидающего потенциала урока.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вашечкина О. В. Развитие профессиональной компетентности педагога в контексте здоровьесозидающего подхода к образованию // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 1 (21). - С. 18 - 22.

2. Колесникова М. Г. Практикум: учебно-методическое пособие к учебному курсу «Здоровый образ жизни» / М.Г. Колесникова. - 2-е изд., доп. - СПб: СПб АППО, 2006. - 106 с.

3. Личностная и профессиональная рефлексия: психологический практикум / сост. Г.С. Пьянкова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2012. - 125 с.

4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2007, - 672 с.

5. Служба здоровья образовательного учреждения: мониторинг здоровьесозида-ющей образовательной среды: Учебно-методическое пособие / Служба здоровья образовательного учреждения: от замысла до реализации: Учебно-методический комплект / Под ред. М. Г. Колесниковой. - Вып. 3. - СПб: СПб АППО, 2006. - 68 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.