СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Вашечкина О.В.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ
Развитие профессиональной компетентности педагогов в контексте здоровьесози-дающего подхода (С.А. Алексеев, М.Г. Колесникова, Л.Г. Татарникова, А. Г. Маджуга и др.) требует определения критериев результативности.
Методологической основой при разработке критериев результативности развития профессиональной компетентности педагога в условиях деятельности службы здоровья школы послужили основные положения компетентностного (О. В. Акулова, Е. В. Пискунова, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына и др.) и деятельностного подходов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. Д. Шадриков и др.).
Учитывая то, что профессиональная компетентность педагога в контексте здо-ровьесозидающего подхода представляет собой интегральную характеристику, определяющую способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей на основе обеспечения условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, повышения культуры их здоровья, в качестве объектов изучения выбраны ключевые, базовые и специальные компетенции.
Кроме того, при оценке результативности развития профессиональной компетентности педагогов необходимо учитывать сформированность ценностно-мотивационной составляющей деятельности в виде осознания личностного смысла деятельности, когнитивной составляющей в виде представлений о способах ее реализации, а также дея-тельностной составляющей в виде непосредственного ее осуществления и способности к последующей рефлексии.
Для оценки сформированности ключевых компетенций были определены следующие критерии.
Критерий 1. Уровень мотивации к освоению и реализации ключевых компетенций: ценностное отношение к самообразованию и совершенствованию в работе с информацией, коммуникации, социально-правовым основам поведения в гражданском обществе.
Критерий 2. Уровень владения содержанием ключевых компетенций: владение информацией о приоритетных направлениях развития общества и образовательной системы РФ, законах и иных нормативных правовых актах, регламентирующих образовательную деятельность в РФ; наличие знаний об эффективных способах взаимодействия
с участниками образовательного процесса и способах работы с информацией на основе использования современного технического и программного обеспечения.
Критерий 3. Уровень проявления в профессиональной деятельности ключевых компетенций: владение эффективными технологиями работы с информацией; владение конструктивными способами взаимодействия (в т. ч., наличие рефлексии собственной деятельности и взаимодействия с окружающими людьми); опора в профессиональной деятельности на нормативно-правовые акты.
Были определены критерии для оценки сформированности базовых компетенций.
Критерий 4. Уровень мотивации к освоению и реализации базовых компетенций: признание ценности и наличие мотивации к использованию психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в социальной среде; признание ценности здоровья и здорового образа жизни; наличие мотивации к здоровому образу жизни и реализации различных форм здоровьесозидающей профессиональной деятельности в школе.
Критерий 5. Уровень владения содержанием базовых компетенций: грамотность в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения, применение этих знаний в профессиональной деятельности; знание основ культуры здоровья и здорового образа жизни; знание о здоровьесберегающей и здоровьесозидающей направленности образовательных технологий.
Критерий 6. Уровень проявления в профессиональной деятельности базовых компетенций: построение образовательного процесса на основе научных положений педагогики и психологии, возрастной физиологии и школьной гигиены, его здоровьесози-дающая направленность; состояние здоровья педагогов (заболеваемость, физическая активность, образ жизни, функциональное состояние), обусловливающее готовность педагогов к здоровьесозидающей профессиональной деятельности.
Для оценки сформированности специальных компетенций выбраны следующие критерии.
Критерий 7. Уровень мотивации к освоению и реализации специальных компетенций: признание ценности и наличие мотивации к самообразованию и совершенствованию в предметной или надпредметной сфере деятельности, методике преподавания.
Критерий 8. Уровень реализации ключевых и базовых компетенций применительно к специфике профессиональной деятельности: реализация здоровьесозидающего потенциала урока.
В соответствии с обозначенными критериями результативности развития профессиональной компетентности педагога, нами был разработан опросник «Профессиональная компетентность педагога» («ПКП»), позволяющий оценить уровень развития составляющих профессиональной компетентности педагога (ключевые, базовые и специальные компетенции) с точки зрения трех компонентов - ценностно-мотивацион-ного, когнитивного и деятельностного. Опросник содержит несколько шкал, что дает возможность для выявления не только уровня развития профессиональной компетентности педагога в целом, но и «проблемных зон» (например, недостаточный уровень развития ценностно-мотивационных оснований к какому-либо виду профессиональ-
ной деятельности или недостаточный объем знаний в какой-либо профессиональной области и пр.). Опросник содержит 75 вопросов. Из них 1-25 вопросы направлены на выявление ценностно-мотивационной составляющей профессиональной компетентности, вопросы с 26 по 50 - на выявление уровня когнитивной составляющей, а вопросы 51-75 - определение деятельностной составляющей. Вопросы структурированы таким образом, что позволяют определить уровень развития ключевых компетенций, базовых и специальных. Уровень профессиональной компетентности педагога (ПКП) определяется по формуле ПКП= Ю0 где х - количество баллов за каждое утверждение, N - количество утверждении, и характеризует относительную степень развития ПКП и ее составляющих в процентах от максимально возможного.
В качестве вспомогательных методов исследования определен следующий диагностический инструментарий.
Для определения у педагогов уровня коммуникации (способности к сотрудничеству во взаимодействии) с различными участниками образовательного процесса - методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению (К. Томас, адаптация Н.В. Гришиной), которая не требует подробного описания [4, с. 470-475].
Для оценки уровня рефлексии - тест «Определение индивидуальной меры рефлексивности» (А.В. Карпов, В.В. Пономарева), достаточно широко используемый и потому не требующий подробного описания [3, с.46-50].
Для выявления ценностно-мотивационных оснований деятельности педагогов по формированию собственного здоровья - личностная методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (адаптация А. Гоштауса, А. А. Семенова, В. А. Ядова, в модификации З. Р. Душабаева, М. Г. Колесниковой). В данной методике респондентам предлагается проранжировать предложенный перечень ценностей (28 наименований). На основании полученных результатов рассчитываются средние значения рангов определенных ценностей, проводится анализ соотношения ценностей «здоровье» и «здоровый образ жизни» [2, с.7-9].
Для оценки готовности педагогов к здоровьесозидающей профессиональной деятельности - «Социологическая анкета педагога», входящая в инструментарий автоматизированной системы мониторинга здоровьесозидающей образовательной среды (ЗОС). Уровень готовности педагогов к здоровьесозидающей профессиональной деятельности оценивается по следующим индикаторам: доля часто болеющих педагогов, доля педагогов с регулярной физической активностью, самооценка элементов образа жизни педагогов, осознание необходимости различных форм здоровьесозидающей деятельности в школе.
В качестве дополнительного психологического инструментария, позволяющего оценить уровень готовности педагогов к здоровьесозидающей профессиональной деятельности, с точки зрения наличия благоприятного или неблагоприятного функционального состояния, - методика «САН», которая широко известна и не требует подробного описания [4, с. 17-21].
Для оценки уровня реализация ключевых и базовых компетенций применительно к специфике профессиональной деятельности - методика «Здоровьесозидающий потенциал урока» (М.Г. Колесникова). Методика представляет собой схему анализа здо-
ровьесозидающего потенциала на основе экспертной оценки администрации учреждения (заместителя директора по учебно-методической работе) и самоанализа учителя [2, с.84-86].
Описанные выше критерии и методики сведены в таблицу, которая может быть использована в качестве модели комплексной оценки результативности развития профессиональной компетентности педагога в контексте здоровьесозидающего подхода (таблица 1).
Таблица 1.
Критерии и методики оценки результативности развития профессиональной компетентности педагога в контексте здоровьесозидающего подхода
Критерий Индикаторы Методики оценки
1 Уровень мотивации к освоению и реализации ключевых компетенций Признание ценности и наличие мотивации к самообразованию и совершенствованию: в работе с информацией, в коммуникации, в социально-правовых основах поведения в гражданском обществе. Опросник «ПКП», методика диагностики предрасположенности личности к
2 Уровень владения содержанием ключевых компетенций Владение информацией: о приоритетных направлениях развития общества и образовательной системы РФ, законах и иных нормативных правовых актах, регламентирующих образовательную деятельность в РФ; об эффективных способах взаимодействия с участниками образовательного процесса; о способах работы с информацией на основе использования современного технического и программного обеспечения. конфликтному поведению, тест «Определение индивидуальной меры рефлексивности»
3 Уровень проявления в профессиональной деятельности ключевых компетенций Владение эффективными технологиями работы с информацией. Владение конструктивными способами взаимодействия (в т. ч. наличие рефлексии собственной деятельности и взаимодействия с окружающими людьми). Опора в профессиональной деятельности на нормативно-правовые акты.
4 Уровень мотивации к освоению и реализации базовых компетенций Признание ценности и наличие мотивации к использованию психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в социальной среде. Признание ценности здоровья и здорового образа жизни. Наличие мотивации к здоровому образу жизни и реализации различных форм здоровьесозидающей профессиональной деятельности в школе. Опросник «ПКП», методика «Ценностные ориентации», «Анкета педагога» из мониторинга ЗОС, методика «САН»
5 Уровень владения содержанием базовых компетенций Грамотность в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения, применение этих знаний в профессиональной деятельности. Знание основ культуры здоровья и здорового образа жизни. Знание о здоровьесберегающей и здоровьесози-дающей направленности образовательных технологий.
6 Уровень проявления в профессиональной деятельности базовых компетенций Построение образовательного процесса на основе научных положений педагогики и психологии, возрастной физиологии и школьной гигиены, его здоровье-созидающая направленность. Состояние здоровья педагогов (заболеваемость, физическая активность образ жизни, функциональное состояние), обусловливающее готовность педагогов к здоро-вьесозидающей профессиональной деятельности.
7 Уровень мотивации к освоению и реализации специальных компетенций Признание ценности и наличие мотивации к самообразованию и совершенствованию в предметной или надпред-метной сфере деятельности, методике преподавания. Опросник «ПКП», методика «Здоровьесо-зидающий потенциал урока»
8 Уровень реализация ключевых и базовых компетенций применительно к специфике профессиональной деятельности Реализация здоровьесозидающего потенциала урока.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вашечкина О. В. Развитие профессиональной компетентности педагога в контексте здоровьесозидающего подхода к образованию // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 1 (21). - С. 18 - 22.
2. Колесникова М. Г. Практикум: учебно-методическое пособие к учебному курсу «Здоровый образ жизни» / М.Г. Колесникова. - 2-е изд., доп. - СПб: СПб АППО, 2006. - 106 с.
3. Личностная и профессиональная рефлексия: психологический практикум / сост. Г.С. Пьянкова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2012. - 125 с.
4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2007, - 672 с.
5. Служба здоровья образовательного учреждения: мониторинг здоровьесозида-ющей образовательной среды: Учебно-методическое пособие / Служба здоровья образовательного учреждения: от замысла до реализации: Учебно-методический комплект / Под ред. М. Г. Колесниковой. - Вып. 3. - СПб: СПб АППО, 2006. - 68 с.