УДК 656.073.7
Д.А. Мельников ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ ВЫ БОРКИ ДАННЫХ ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА КОНТЕЙНЕРНОМ ТЕРМИНАЛЕ
Проведён анализ работы контейнерного терминала Новороссийского морского порта. Время обслуживания автомобилей на терминале составило генеральную совокупность данных. В ходе проведённых исследований был установлен объём репрезентативной выборки. Полученные результаты сократят дальнейшее исследование в данной области для построения концептуальной модели обслуживания автомобильного транспорта на контейнерном терминале.
Статистический анализ, репрезентативная выборка, генеральная совокупность, контейнерный терминал, предельная ошибка выборки
D.A. Melnikov DEFINITION OF REPRESENTATIVE DATA SELECTION OF THE MOTOR TRANSPORT SERVICE ON THE CONTAINER TERMINAL
The analysis of operation of the Novorossiysk seaport container terminal was carried out. The service time for cars on the terminal made the general collection of data. During the conducted researches the volume of representative selection was established. The received results will reduce further research in the field of study for the creation of conceptual model of the motor transport service on the container terminal.
Statistical analysis, representative selection, general collection, container terminal, limit error of selection
Одним из научных принципов в теории выборочного метода является обеспечение достаточного числа отобранных единиц. Теоретически необходимость соблюдения этого принципа представлена в доказательствах предельных теорем теории вероятностей, которые позволяют установить, какой объем единиц следует выбрать из генеральной совокупности, чтобы он был достаточным и обеспечивал репрезентативность выборки.
Уменьшение стандартной ошибки выборки, а следовательно, увеличение точности оценки всегда связано с увеличением объема выборки, поэтому уже на стадии организации выборочного наблюдения приходится решать вопрос о том, каков должен быть объем выборочной совокупности, чтобы была обеспечена требуемая точность результатов наблюдений.
В настоящее время, многие сталкиваются с вопросом, какой объём данных необходимо взять, чтобы обеспечивалась достаточная точность конечного результата. При исследовании технологического процесса на контейнерном терминале Новороссийского морского порта было выявлено, что время обработки подвижного состава на терминале зависит от: 1) времени прохождения КПП на въезде; 2) время обслуживания в зоне досмотра контейнера; 3) время прохождения таможенной зоны; 4) время обслуживания на терминале; 5) время прохождения КПП на выезде. Каждый временной этап зависит от ряда независимых объясняющих переменных и латентных факторов. Задачей данного исследования является создание адекватной транспортной модели работы контейнерного терминала. Для её решения необходимо установить, к какому из законов статистического исследования относится каждый этап технологического процесса перевалки контейнеров.
Вопрос определения необходимой численности выборки усложняется, если выборочное обследование предполагает изучение нескольких признаков единиц отбора. В этом случае средние уровни каждого из признаков и их вариации, как правило, различны, и поэтому решить вопрос о том, дисперсии какого из признаков отдать предпочтение, возможно лишь с учетом цели и задач обследования.
При проектировании выборочного наблюдения предполагаются заранее заданная величина допустимой ошибки выборки в соответствии с задачами конкретного исследования и вероятность выводов по результатам наблюдения.
При бесповторном случайном отборе необходимая численность выборки вычисляется по формуле
t2-^2 • N
n =------;----;----- (1)
N-А2 +12-а2
где t - коэффициент доверия
О ~ дисперсия вариационного признака N - объём генеральной совокупности А - предельная ошибка выборки
Величина коэффициента доверия зависит от доверительной вероятности, с которой гарантируется величина предельной ошибки выборки.
Коэффициент доверия и соответствующие уровни доверительной вероятности
t 1,00 1,96 2,00 2,58 3,00
0,683 0,950 0,954 0,990 0,997
Для обеспечения максимальной адекватности проектируемой модели работы контейнерного терминала примем доверительную вероятность равной 0,997 и коэффициент доверия - равным 3,00.
Объём генеральной совокупности времени обслуживания автомобилей за год на контейнерном терминале составил 129559 значений.
Дисперсия выборки равна 7,375.
Сложнее решить вопрос в отношении величины предельной ошибки выборки, так как этим показателем исследователь на стадии проектировки выборочного наблюдения не располагает, поэтому в практике принято задавать величину предельной ошибки выборки, как правило, в пределах до 10% предполагаемого среднего уровня признака. Установление предполагаемого среднего уровня можно выполнять по-разному: использовать данные подобных ранее проведенных обследований или же воспользоваться данными основы выборки и произвести небольшую пробную выборку.
С помощью пакета анализа данных в Microsoft Excel установлено, что стандартная ошибка выборки генеральной совокупности составляет 0,0328. Принимаем это значение в качестве величины предельной ошибки выборки.
Подставляя все значения в формулу (1), получаем, что объём репрезентативной выборки при годовом анализе должен составлять 41800 значений.
Для того, чтобы учитывать сезонных характер изменения работы контейнерного терминала, необходимо репрезентативную выборку разбить по 3483 значения на каждый месяц.
Вывод. В результате проделанной работы было установлено, что для статистического анализа генеральной совокупности выделение репрезентативной выборки сокращает объём сбора и исследования данных. Данное исследование является неотъемлемой частью этапа построения модели работы контейнерного терминала Новороссийского морского порта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Механик Л.А., Токман Г.И. Портовые перегрузочные работы». М.: Транспорт, 1983. 285 с.
2. Степанов В.Г. Статистика. Ч. 1: учебно-методический комплекс. М.: Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП, 2007.
3. Суслов И.П., Общая теория статистики: учебник. М.: Статистика, 2004. 392 с.
Мельников Дмитрий Александрович - Dmitry A. Melnikov -
аспирант кафедры «Организация перевозок post-graduate student of the Organization of Trans-
и дорожного движения» Ростовского portations and Traffic Management Department at
государственного строительного университета the Rostov State University of Civil Engineering
Статья поступила в редакцию 03.04.13, принята к опубликованию 30.04.13