ции как государственных финансов Адыгеи, так и социально-экономической ситуации.
2. В связи с вышеизложенным, органам государственной власти Республики Адыгея, отвечающим за формирование и реализацию налоговой, бюджетной политики, необходимо реализовать комплекс административных и организационно-экономических мероприятий, позволяющих обеспечить балансировку темпов экономического развития и государственных заимствований. Подобная работа может осуществляться по двум основным направлениям: увеличение доходной части регионального бюджета за счёт развития региональной экономики и сокращения государственных расходов. Практическая реализация мероприятий первого направления включает в себя разработку республиканских законодательных, нормативных правовых актов, позволяющих реализовать естественные конкурентные преимущества региональной экономики, в частности, туристско-рекреационную привлекательность, а также имеющийся потенциал экологически чистого сельскохозяйственного производства. Конституция РФ и действующее федеральное законодательство предоставляется органам госвласти субъектов полномочия, позволяющие формировать собственные региональные административные, экономические преференции для инвесторов, осуществляющих капиталовложения в приоритетных отраслях (например, в части снижения доли налога на прибыль, поступающей в распоряжение региональных бюджетов; иных налогов и сборов, регулируемых органами госвласти субъектов РФ и т. п.). Планируемый эффект для бюджетной системы Республики Адыгея заключается в увеличении налоговых поступлений за счёт развития деловой активности и появления в регионе новых экономических агентов-налогоплательщиков.
Практическая реализация мероприятий второго направления, связанных с сокращением государственных расходов, по нашему мнению, включает в себя, прежде всего, структурную диверсификацию государственного долга Республики Адыгея. Предоставляемая законодательством РФ [1, 11] возможность бюджетного кредитования за счёт федерального бюджета, позволяет погасить имеющиеся банковские кредиты денежными средствами бюджетных кредитов, что позволит значительно сэкономить на текущих платежах, связанных с обслуживанием накопленной задолженности, так как действующая ставка федеральных бюджетных кредитов составляет лишь 0,1-3 % годовых, что очевидно выгоднее банковских кредитов, предоставляемых по ставке, заведомо не ниже ключевой ставке Центрального банка (18 % по состоянию на 26 июня2024 г. [3]).
Источники:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ.
2. Конституция Российской Федерации, (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.).
3. Официальный сайт Банка России https://www.cbr.ru/params/ обращения 26.07.2024 г.
4. Официальный сайт Минфина РФ https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subj/klass?id_4=131626-o_klassifikatsii_subektov_ rossiiskoi_federatsii_po_gmppam_dolgovoi_ustoicliivosti дата обращения 29.07.2024 г.
5. Официальный сайт Росстата https://rosstat.gov.ru дата обращения 28.07.2024 г.
6. Плохотникова Г. В. Региональный государственный и муниципальный долг РФ: тенденции, факторы, направления регулирования / Пло-хотникова Г. В. // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. №6-1. С. 121-125 URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3507.
7. Постановление Правительства РФ от 04.03.2020 г. №»227 «Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации».
8. Ревунов Р. В. Основные тенденции и факторы муниципального долга региона (на примере Ростовской области) / Ревунов Р. В., Оганьян А. Г., Чернов М. В. // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2023. N° 11. С. 242-244.
9. Ревунов Р. В. Инструменты оптимизации государственного долга субъекта Российской Федерации (на примере Ростовской области) / Ревунов Р.В., Ревунов С.В. // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. 2022. № 4 (64). С. 204-208.
10. Узденов М. О. Устойчивость государственного долга Российской Федерации в контексте доверия к регулятору ЦБ РФ / Узденов М.О. // Финансовая экономика. 2022. № 5. С. 260-264.
11. Федеральный закон №466-ФЗ от 05 декабря 2022 г. «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
EDN: OPTODX
М.В. Галазова - к.э.н., доцент кафедры финансов, бухгалтерского учета и налогообложения Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова, Владикавказ, Россия, [email protected],
M.V. Galazova - candidate of economic sciences, associate professor of the Department of Finance, Accounting and Taxation, North Ossetian State University named after Kosta Levanovich Khetagurov, Vladikavkaz, Russia.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ АКТИВОВ КОРПОРАЦИЙ DETERMINATION OF REGIONAL ORIENTATION IN THE FORMATION OF CORPORATE ASSETS
Аннотация. На стратегию и тактику принятия и реализации управленческих финансовых решений в бизнесе значительно влияют фазы экономического цикла, которые должны учитываться при разработке и осуществлении государственной финансовой политики. В связи с этим организациям важно правильно настраивать свою деятельность в соответствии с текущей фазой цикла. В период роста и экономического бума наблюдается увеличение спроса на товары и услуги, хозяйствующих субъектов, что, в свою очередь, способствует улучшению финансовых показателей. Напротив, в неблагоприятных фазах экономического цикла бизнес-процессы испытывают спад, и снижение потребительского интереса ведет к ухудшению финансовых результатов и росту финансовых рисков. В 2013-2023 гг., за исключением 2018 г., 2021 г. на финансовую деятельность корпораций влияют неблагоприятные фазы экономического цикла. Таким образом, для определения региональной специфики при формировании активов коммерческих организаций необходимо исследовать институциональную характеристику региональных организаций (крупных, средних, малых), оценить политику финансирования активов корпораций по фазам экономического цикла.
Abstract. The strategy and tactics of making and implementing managerial financial decisions in business are significantly influenced by the phases of the economic cycle, which should be taken into account in the development and implementation of public financial policy. In this regard, it is important for organizations to properly adjust their activities in accordance with the current phase of the cycle. In periods of growth and economic boom, there is an increase in demand for goods and services, economic entities, which, in turn, contributes to the improvement of financial performance. On the contrary, in unfavorable phases of the economic cycle, business processes experience a decline, and a decrease in consumer interest
leads to deterioration of financial results and an increase in financial risks. In 2013 - 2023, with the exception of 2018, 2021, the financial performance of corporations is affected by unfavorable phases of the economic cycle. Thus, to determine the regional specificity in the formation of assets of commercial organizations, it is necessary to study the institutional characteristics of regional organizations (large, medium, small), to assess the policy of financing the assets of corporations by phases of the economic cycle.
Ключевые слова: политика управления активами, фазы экономического цикла, финансовое равновесие, управление ликвидностью, финансовая автономия.
Keywords: asset management policy, phases of the economic cycle, financial equilibrium, liquidity management, financial autonomy.
Российское законодательство классифицирует организации по их размеру, принимая во внимание такие параметры, как численность работников и уровень дохода (таблица 1). В странах Европейского Союза помимо числа сотрудников также учитывается годовой доход предприятия или его активы. В Боснии и Герцеговине применяют параметры численности работников, оборота и величины активов. Сербия ориентируется на количество сотрудников, операционную прибыль и активы предприятия. В Австралии значения имеют консолидированный доход за год, активы на конец финансового года и число работников. Во Вьетнаме учитываются занятость, совокупный доход и общий капитал для различных секторов. В Китае определяющими факторами являются тип деятельности, операционная прибыль, общая стоимость активов и количество сотрудников. В Новой Зеландии рассматриваются численность работников, годовой оборот и общие активы. Япония же акцентирует внимание на капитале или численности сотрудников. Поэтому значение критерия, который разделяет организации по их масштабам, особенно важно, поскольку оно напрямую связано с активами компании.
Таблица 1 - Дифференциация организаций по российскому законодательству
Годовые доходы Численность работников, чел.
Микропредприятия < 120 млн руб. < 16
Малые предприятия < 800 млн руб. < 101
Средние предприятия < 2 млрд руб. 101 - 250
Крупный бизнес Более
Источник: [1]
В Российской Федерации (таблица 2) в составе малых организаций на долю микро- приходится 34,1 % -93,8 %, причем с 2019 г. сократился удельный вес микроорганизаций до 34,1 % в 2023 г.
Таблица 2 - Институциональная характеристика средних и малых российских организаций
Годы Фазы экономического цикла Средняя организация, ед. Малые организации
Всего, ед. в т. ч. микроорганизация, ед. %
2010 Рост 25170 1644269 1415186 86,1
2011 15856 1836433 1593755 86,8
2012 Пик 13800 2003000 1760000 87,9
2013 Спад 13700 2063100 1828600 88,6
2014 13700 2103800 1868200 88,8
2015 19278 2222372 1990003 89,5
2016 13346 2770562 2597646 93,8
2017 13309 2754577 2497879 90,7
2018 Оживление 13682 2659943 2421651 91,0
2019 Спад 17685 5450261 2164402 39,7
2020 Кризис 17045 5675756 2314128 40,8
2021 Оживление 17977 5636297 2110815 37,5
2022 Спад 18009 5761069 2103812 36,5
2023 Кризис 18735 6114610 2082325 34,1
Источник: расчет автора по данным Федеральной налоговой службы. РФ [2]
В Ставропольском крае среди всех хозяйствующих субъектов в 2018-2023 гг. (таблица 3) превалируют микроорганизации, удельный вес которых в общем числе организаций колеблется в пределах 49,7 % - 56,3 %, а в абсолютной величине их количество поступательно сокращается с 22083 ед. в 2018 г. до 18264 ед. в 2023 г.
Таблица 3 - Институциональная характеристика хозяйствующих субъектов региона по размеру
Показатели Фазы экономического цикла по годам
Оживление Спад Кризис Оживление Спад Кризис
2018 2019 2020 2021 2022 2023
ед. % ед. % ед. % ед. % ед. % ед. %
1. Количество организаций 44438 100 38081 100 37375 100 34427 100 32696 100 32518 100
2. Коммерческие организации, включенные в ЕРМСП:
микро 22083 49,7 21045 55,3 20511 54,9 19107 55,5 18417 56,3 18264 56,2
малые 2650 6,0 2309 6,1 2206 5,9 2124 6,2 2014 6,2 1955 6,0
средние 304 0,6 274 0,7 270 0,7 272 0,7 267 0,8 245 0,8
3. Коммерческие организации, не включенные в ЕРМСП 10134 22,8 5393 14,2 5019 13,4 3919 11,4 3164 9,7 3299 10,1
4. Некоммерческие организации 9267 20,9 9060 23,8 9369 25,1 9005 26,2 8834 27,0 8755 26,9
Источник: расчет автора по данным федеральной службы государственной статистики [3]
Малые организации также поступательно уменьшаются с 2650 ед. в 2018 г. до 1955 ед. в 2023 г., а их доля в общем числе организаций не превышает 6,2 %. Удельный вес средних организаций в общем количестве организаций колеблется в пределах 0,6-0,8 %. Положительно, что прослеживается тенденция уменьшения коммерческих организаций, не включенных в ЕРМСП с 10134 ед. в 2018 г. до 3164 ед. в 2022 г., а в 2023 г. рост до 3299 ед.
Таблица 4 - Роль коммерческих корпоративных организаций Ставропольского края в СКФО
Показатели Фазы экономического цикла по годам
Спад Оживление Спад Кризис Оживление Спад Кризис
2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
Доля коммерческих корпоративных организаций Ставропольского края в коммерческом корпоративном секторе по СКФО, %
Всего 42,0 40,6 36,2 37,2 35,4 34,0 33,5
Крупные 27,5 25,6 15,4 17,2 16,7 15,1 16,7
Средние 65,3 63,2 63,4 54,0 59,2 61,7 59,3
Малые 60,0 58,9 57,0 55,5 53,3 52,0 50,7
Микро 54,0 51,3 48,9 46,7 41,7 39,2 37,7
Источник: расчет автора по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по СКФО [4]
Средние и малые коммерческие корпоративные организации Ставропольского края (таблица 4) составляют свыше 54-65,3 % и 50,7-60 % СКФО, причем доля малых организаций поступательно снижается в 20172023 гг. Обращает на себя внимание, что доля микро организаций Ставропольского края в соответствующем показателе по СКФО поступательно снижается с 54 % в 2017 г. до 2023 г. в 37,7 %, а удельный вес крупных организаций изменяется в границах 15, 1-27,5 %. В целом коммерческие корпоративные организации Ставропольского края занимают 33,5-42 % коммерческих корпоративных структур СКФО, наименьшая доля зафиксирована в кризис 2023 г. С учетом вышеизложенного очевидно, что как в СКФО, так и в Ставропольском крае отмечается тенденция формирования микроорганизаций и снижения крупных организаций, что отразится на качестве формирования активов коммерческого корпоративного сектора региона.
Учитывая, что политику управления активами предопределяет отраслевая специфика, размер корпораций, целесообразно изучить политику управления активами на примере крупных, средних, малых корпораций.
Для поддержания и продолжения ежедневной деятельности коммерческие организации должны располагать материальными активами. Их величину предопределяют следующие факторы: амортизация - неденежные затраты, позволяющие им получать налоговые льготы; возможность трансформации текущих материальных активов в денежные средства, обеспечивая ликвидность, минимизируя риск. При превышении стоимости оборотных активов текущих обязательств организация остается надежной, платежеспособной.
Качественный состав, т. е. структура активов существенно влияет на результативность производственной деятельности хозяйствующего субъекта.
По мнению В. В. Савалей, управленческие ориентиры политики управления активами организации ориентированы, с одной стороны, на формирование величины и состава активов для регулярного поддержания производственного процесса, а, с другой стороны, на достижение высокой оборачиваемости и рентабельности активов, что, конечно, выражает разногласие. Поскольку сильная мобилизация активов, создающая регулярный приток материальных и монетарных ресурсов в производственный цикл, вызывает появление временно неработающего капитала, что уменьшает рентабельность активов. Организации для обеспечения своей хозяйственной деятельности должны поддерживать производительность текущих материальных активов, проявляющих свойство ликвидности, позволяющее работать организации в долгосрочной перспективе. [5]
Сравнение степеней ликвидности (чистый оборотный капитал) и рентабельности (прибыль) активов характеризуют противоположной зависимостью (рисунок 1). Меньше степень риска потери ликвидности при преобладании текущих активов над текущими обязательствами. Т. е. минимизация риска потери ликвидности обеспечивается ростом чистого оборотного капитала (текущие активы - текущие обязательства) или собственных оборотных средств. [5]
Прибыль
0 а в Чистый оборотный
капитал
Рисунок 1 - Схематическое представление соотношения ликвидности и прибыльности корпорации [5]
В границе «0-а» при несущественном размере чистого оборотного капитала в производственном бизнесе отмечается дефицит оборотных средств и риски низкой кредитоспособности, что вызывает получение незначительной прибыли. В границе «а-в» при рациональном размере чистого оборотного капитала прибыль максимальна, но последующий рост обусловливает наличие в организации временно свободных неработающих текущих активов и избыточные затраты финансирования, что обусловливает снижение прибыли [5].
Политику управления активами организации необходимо рассматривать в неразрывном единстве с политикой управления пассивами, что выражает идею их комплексного управления. Непосредственно взаимосвязь актива и пассива проявляется в том, что качество и количество пассивов определяет качество и количество активов организации. Пассивы - ресурсная база, то, что размещается в активы организации.
В процессе управления пассивами организации также возможна дилемма. С одной стороны, для постоянной компенсации текущих финансовых потребностей в основном операционном бизнесе необходимо максимально аккумулировать заемные финансовые ресурсы, большая величина которых, с другой стороны, обусловит риск потери финансовой независимости, а снижение зависимости от внешнего финансирования - спад рентабельности собственного капитала. В теории финансового менеджмента эта связь выражена в модели финансового рычага, показывающей, что рост доли заемных ресурсов в общей их совокупности создает при отдельном уровне рентабельности активов значительное увеличение рентабельности капитала собственников и, в итоге, повышение цены организации. Считается, что заемный (долговой) капитал в сравнении с акционерным (долевым) капиталом имеет меньшую цену на развитом финансовом рынке. Может возникнуть противоречия между требованиями обеспечения высокого уровня ликвидности баланса и формирования структуры источников финансирования организации [5].
Справедливо, что совокупность методов, действий по управлению активами и пассивами отражает процесс управления ликвидностью организации. При низкой ликвидности больше вероятные финансовые потери, риски.
С целью реализации принципов достижения баланса между высоколиквидными и низколиквидными активами для своевременного расчета по своим обязательствам и обеспечения операционного цикла соответственно, системности, заложенных в комплексное управление активами корпораций, оценку политики управления ликвидностью целесообразно проводить пошагово:
1) определение соизмерений между активами с разным уровнем ликвидности и пассивами разной степени срочности погашения, создающих явную платежеспособность организации. Экономическая суть балансовых соизмерений: 1) А1 > П1; 2) А2 > П2; 3) A3 > П3 выражается в высокой ликвидности баланса. Балансовая пропорция A4 < П4, как итог первых трех, показывает наличие в организации собственного капитала - min резерва финансирования текущей деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что при образовании пропорций баланса в соотнесении активов, пассивов выражается отдельный «разрыв». Так, дебиторская, кредиторская задолженности организации - это денежные требования, обязательства почти равной ликвидности, но в модели кредиторская задолженность показана в соотношении, где сопоставляют наиболее ликвидные средства, а дебиторскую задолженность систематизируют по быстро-, медленнореализуемым активам с ликвидностью по степени убывания;
2) определение зон риска потери ликвидности по балансовым соизмерениям между активами, пассивами разных категорий ликвидности, срочности. В основе выделения зон риска потери ликвидности лежит скорость, с которой оборотные, внеоборотные активы переводят в денежные средства. При сравнительно низкой ликвидности выше возможные риски, потери. При выполнении всех балансовых пропорций безрисковая зона риска потери ликвидности, нарушении выполнения 1 -го условия - допустимая зона риска, 1 -го и 2-го условий - критическая зона, всех условий - катастрофическая зона.
В крупных и средних организациях региона на протяжении ретроспективного периода наиболее ликвидные, медленнореализуемые активы не покрывают наиболее срочные, долгосрочные пассивы в диапазоне 9,420,5 и 5,7-28,3 процентных пунктов. Быстрореализуемые активы не покрывают краткосрочные пассивы только в 2016-2017 гг. Отрицательно, что собственные источники финансирования превышают труднореализуемые активы. В итоге, в 2014-2015 гг., 2018-2022 гг. риск потери ликвидности выявляют между допустимой и катастрофической зонами, 2016-2017 гг. - катастрофическая зона.
При недостаточности источников финансирования активов целесообразно оценить выполнение условий финансового равновесия (таблица 5).
На протяжении ретроспективного периода условие финансового равновесия полностью не выполняется в крупных и средних организациях региона. В фазе оживления 2021 г. в малых организациях региона выполняется условие финансового равновесия.
Далее необходимо оценить политику финансирования активов корпораций (Таблицы 5-8).
Таблица 5 - Оценка выполнения условий финансового равновесия в крупных и средних организациях
региона в динамике
Показатели Фазы экономического цикла по годам
Спад Оживление Спад Кризис Оживление Спад
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Внеоборотные активы, тыс. руб. 386974100 511886332 575517345 574736161 771980258 764277723 820976120 616023759 656813480 763151281
Собственные источники, тыс. руб. 272408300 254197814 285304288 385803711 416769964 430393178 459952528 466188534 545219805 632104274
Оборотные активы, тыс. руб. 345895700 408357635 463797584 393620969 406584154 421915450 504067388 500027469 587373949 730943367
Внешние источники, тыс. руб. 460461500 666046153 754010641 582553419 761794448 755799995 865090980 649862694 698967624 861990374
ВА < СИ (+/-) - - - - - - - - - -
ОА > ВИ (+/-) - - - - - - - - - -
Источник: расчет автора по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по СКФО [4]
Таблица 6 - Оценка выполнения условий финансового равновесия в малых организациях региона в динамике
Показатели Фазы экономического цикла по годам
Спад Оживление Спад Кризис Оживление Спад
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Внеоборотные активы, тыс. руб. 75948600 94920234 104071056 112709997 119956019 117041135 162829912 168593821 180965599 212200956
Собственные источники, тыс. руб. 59968300 115482226 91648239 105051433 119775175 113702510 130565437 139689688 201007761 191018141
Оборотные активы, тыс. руб. 17708270 0 279672283 270029134 283503159 308951737 286767026 343140191 364281639 419890937 459131576
Внешние источники, тыс. руб. 19306300 0 259110291 282451951 291161723 309132581 290105651 375404666 393185772 399848775 480314391
ВА < СИ (+/-) - + - - - - - - + -
ОА > ВИ (+/-) - + - - - - - - + -
Источник: расчет автора по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по СКФО [4]
Таблица 7 - Определение показателей оценки политики финансирования активов крупных и средних _организаций региона в динамике_
Показатели Фазы экономического цикла по годам Изменения 2022 г. к 2013 г. (+,-)
Спад Оживление Спад Кризис Оживление Спад
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1. Внеоборотные активы, тыс. руб. 386974100 511886332 575517345 574736161 771980258 764277723 820976120 616023759 656813480 763151281 + 376177181
2. Оборотные активы, тыс. руб. 345895700 408357635 463797584 393620969 406584154 421915450 504067388 500027469 587373949 730943367 + 385047667
3. Собственные источники, тыс. руб. 272408300 254197814 285304288 385803711 416769964 430393178 459952528 466188534 545219805 632104274 + 359695974
4. Долгосрочные источники, тыс. руб. 150615000 334432808 333633536 203814820 365485978 410218651 528931444 266666312 278569475 345727362 + 195112362
5. Краткосрочные источники, тыс. руб. 309845500 331613345 420377105 378738599 396308470 345581344 336159536 383196382 420398149 516263012 + 206417512
6. Собственные источники в
формировании внеоборотных активов, тыс. руб. (стр. 1 - стр. 4) 236359100 177453524 241883809 370921341 406494280 354059072 292044676 349357447 378244005 417423919 + 181064819
7. Доля в формировании внеоборотных активов источников, % : собственных (стр. 6 / стр. 1) 61,1 34,7 42,0 64,5 52,7 46,3 35,6 56,7 57,6 54,7 - 6,4
долгосрочных (стр. 4 / стр. 1) 38,9 65,3 58,0 35,5 47,3 53,7 64,4 43,3 42,4 45,3 + 6,4
8. Собственный +11683108 7
оборотный апитал, тыс. руб. (стр. 3 + стр. 4) - стр. 1 + 36049200 + 76744290 + 43420479 +14882370 +10275684 + 76334106 +167907852 +166975800 + 214680355 + 178631155
9. Доля в формировании оборотных активов источников, % : собственных (стр. 8 / стр. 2) 10,4 18,8 9,5 3,8 2,5 18,1 33,3 23,4 28,4 29,4 + 19,0
краткосрочных (стр. 5 / стр. 2) 89,6 81,2 90,5 96,2 97,5 81,9 66,7 76,6 71,6 70,6 - 19,0
Источник: расчет автора по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по СКФО [4]
Таблица 8 - Определение показателей оценки политики финансирования активов малых организаций _региона в динамике_
Показатели Фазы экономического цикла по годам Изменения 2022 г. к 2013 г. (+,-)
Спад Оживление Спад Кризис Оживление Спад
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Доля в формировании внеоборотных активов источников, % : собственных (стр. 6 / стр. 1) 36,6 35,2 38,6 37,0 34,8 32,2 27,6 25,5 20,8 13,7 -22,9
долгосрочных (стр. 4 / стр. 1) 63,4 64,8 61,4 63,0 65,2 67,8 72,4 74,5 79,2 86,3 +22,9
Собственный оборотный капитал, тыс. руб. (стр. 3 + стр. 4) - стр. 1 + 32139000 + 82101013 +51461517 + 63403626 + 78037844 + 76049249 + 85627839 + 96637212 +163347172 +161962083 +129823283
Доля в формировании оборотных активов источников, % : собственных (стр. 8 / стр. 2) 18,1 29,4 19,1 22,4 25,3 26,5 25,0 26,5 38,9 35,3 +17,2
краткосрочных (стр. 5 / стр. 2) 81,9 70,6 80,9 77,6 74,7 73,5 75,0 73,5 61,1 64,7 -17,2
Источник: расчет автора по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по СКФО [4]
Обеспечивают формирование долгосрочных отношений, гарантируя повышение бизнеса, устойчивые источники финансирования активов. Одновременно с этим важно изучать способы финансирования организации.
В крупных и средних организациях региона только в спад 2014-2015 гг., 2019 г., оживление 2018 г. немного преобладает соотношение между долгосрочными и собственными источниками формирования внеоборотных активов. В ретроспективный период крупные и средние организации финансируют собственным оборотным капиталом оборотные активы, в финансировании которых в основном участвуют краткосрочные источники.
Малые организации региона на протяжении ретроспективного периода финансируют внеоборотные активы долгосрочными источниками, доля которых с 2015 г. поступательно растет, а в 2022 г. достигла наивысшей отметки, соотношение между собственными и долгосрочными источниками составило 13,7 % : 86,3 %. Малые организации, также как и крупные, средние организации региона используют собственный оборотный капитал для финансирования оборотных активов, в финансировании которых превалируют краткосрочные источники.
С учетом вышеизложенного целесообразно результативность методов инструментария комплексного управления активами оценивать следующими показателями (таблица 9).
338 Международный журнал
Таблица 9 - Показатели оценки методов инструментария комплексного управления активами корпораций
Методы управления активами Показатели
Риск- менеджмент согласованный Условие выполнения «золотого» правила экономики; определение зон риска потери ликвидности (при выполнении всех балансовых пропорций безрисковая зона риска потери ликвидности, нарушении выполнения 1 -го условия - допустимая зона риска, 1-го и 2-го условий - критическая зона, всех условий - катастрофическая зона); определение зон риска потери финансовой устойчивости по ее типу (ТФУ) (безрисковая зона: ТФУ (1,1,1); допустимый риск: ТФУ (0,1,1); критический риск: ТФУ (0,0,1); катастрофический риск: ТФУ (0,0,0); мультипликатор капитала; оценка воздействия инфляционного фактора на рентабельность активов; финансовая автономия и напряженность; устойчивость источников формирования активов; доля кредиторской задолженности в обязательствах; доля обязательств в совокупных активах; оборачиваемость активов и продолжительность их оборота.
Управление внеоборотными активами Мобильность имущества, оборачиваемость внеоборотных активов и продолжительность их оборота.
Управление оборотными активами Мобильность имущества, оборачиваемость оборотных активов / дебиторской задолженности и длительность их оборота; соотнесения краткосрочных обязательств и дебиторской задолженности, дебиторской и кредиторской задолженности.
Управление прибыльностью Условие выполнения «золотого» правила экономики; соотнесение степени ликвидности (собственный оборотный капитал) и рентабельности (чистая прибыль) активов; рентабельность активов; модель чистой прибыли на собственный капитал; 2-х, 3-х, 7-ми факторные мультипликативные модели; прибыльность (убыточность) продаж; оборачиваемость собственных источников финансирования.
Управление ликвидностью Собственный оборотный капитал; соотношение уровня ликвидности (собственный оборотный капитал) и рентабельности (чистая прибыль) активов; определение балансовых пропорций: 1) А1 > П1; 2) А2 > П2; 3) А3 > П3; 4) А4 < П4; текущая ликвидность.
Управление финансированием активов Собственный оборотный капитал; А4 < П4 - наличие в организации минимального запаса финансирования текущей деятельности - собственного капитала; уровень достаточности собственного капитала в активах; условия финансового равновесия; доля в формировании внеоборотных (оборотных) активов собственных, долгосрочных (краткосрочных) источников; финансовая автономия и напряженность; устойчивость источников формирования активов; доли кредиторской задолженности в обязательствах и обязательств в совокупных активах.
Источник: составлена автором
В процессе идентификации и оценки политики управления активами корпораций:
- проведена пошаговая оценка политики управления ликвидностью предусматривающая: 1) определение соотношений между активами и пассивами разных уровней ликвидности и срочности погашения соответственно; 2) определение зон риска потери ликвидности по соотнесениям баланса между активами, пассивами разных категорий ликвидности, срочности.
- изучено соотнесение уровней ликвидности (собственный оборотный капитал) и рентабельности (чистая прибыль) активов, констатирующее для корпораций проблемы ликвидности и прибыльности.
- определено не выполнение в полной мере ключевого принципа инструментария комплексного управления активами - достижение баланса между высоколиквидными и низколиквидными активами для расчета по своим обязательствам в срок и обеспечения операционного цикла соответственно.
- выделены показатели оценки методов инструментария комплексного управления активами: риск-менеджмент согласованный (условие выполнения «золотого» правила экономики; определение зон риска потери ликвидности, финансовой устойчивости по ее типу; мультипликатор капитала; оценка воздействия инфляционного фактора на рентабельность активов; финансовая автономия и напряженность; устойчивость источников формирования активов; доля кредиторской задолженности в обязательствах; доля обязательств в совокупных активах; оборачиваемость активов и длительность их оборота); управление внеоборотными активами (мобильность имущества, оборачиваемость внеоборотных активов и продолжительность их оборота); управление оборотными активами (мобильность имущества, оборачиваемость оборотных активов / дебиторской задолженности и длительность их оборота; соотнесения краткосрочных обязательств и дебиторской задолженности, дебиторской и кредиторской задолженности); управление прибыльностью (условие выполнения «золотого» правила экономики; соотношение уровня ликвидности и рентабельности активов; рентабельность активов; модель чистой прибыли на собственный капитал; 2-х, 3-х, 7-ми факторные мультипликативные модели; прибыльность (убыточность) продаж; оборачиваемость собственных источников финансирования); управление ликвидностью (собственный оборотный капитал; соотнесение уровней ликвидности и рентабельности активов; определение пропорций баланса: 1) А1 > П1; 2) А2 > П2; 3) А3 > П3; 4) А4 < П4; текущая ликвидность); управление финансированием активов (собственный оборотный капитал; А4 < П4; уровень достаточности собственного капитала в активах; условия финансового равновесия; доля в формировании внеоборотных (оборотных) активов собственных, долгосрочных (краткосрочных) источников; финансовая автономия и напряженность; устойчивость источников формирования активов; доли кредиторской задолженности в обязательствах и обязательств в совокупных активах).
Источники:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/Tysclid4zidy4lpyp 321223792.
2. Официальный сайт федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] https://rmsp.nalog.ru.
3. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] https://rosstat.gov.ru/.
4. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по СКФО [Электронный ресурс] https://26.rosstat.gov.ru.
5. Савалей, В. В. Отраслевые особенности поддержания ликвидности баланса на предприятиях российской экономики / В. В. Сава-лей // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. - 2006. - № 1(37). - С. 40-52.