УДК 159.9
Луцкова Елена Алексеевна
аспирант кафедры социальной психологии
Московского городского педагогического университета
Elena A. Lutskova
Postgraduate student Department
of social psychology Moscow City Pedagogical University [email protected]
Определение психологического профиля учащихся группы риска в современной системе образования
Definition of psychological profile students at risk in the modern education system
Аннотация. Данная статья посвящена эмпирическому исследованию учащихся группы риска. В статье рассматриваются особенности социально-психологической адаптивности и тревожности таких учащихся. Дается анализ таким факторам, как: школьная успеваемость подростков группы риска, группа здоровья, тип семьи, в которой они воспитываются и наличие в ней приемных детей.
Ключевые слова: группа риска, социально-психологическая адаптация, социализация, тревожность.
Annotation. This article focuses on the empirical study of students at risk. The article discusses the features of social and psychological adaptability and anxiety of students. The analysis of such factors as academic performance of adolescents at risk, group health, family type in which they are raising and the presence of foster children.
Key words: risk group, socio-psychological adaptation, socialization, anxiety.
Введение
В последние годы, в связи с модернизацией системы образования, все большее значение занимает вопрос социализации и адаптации личности школьника. Все чаще можно наблюдать деструктивные тенденции в психической жизни подростков: незрелость сознания и узость представлений, заниженная или завышенная самооценка, неадекватное поведение в обществе, потеря осознанных жизненных ориентиров, одиночество, повышенная тревожность и наличие страхов. В связи с этим, возрастает число так называемых «трудных» детей или подростков группы риска.
Понятие «группы риска» используется в различных отраслях научного знания, например в психологии, педагогике, социологии, криминологии и других науках.
Первоначально это понятие было медицинским и обозначало категорию людей, по определенным показателям повышенно предрасположенную к той или иной болезни.
В современной науке часто к группе риска относят детей, у которых особенности развития создают повышенную опасность отклоняющегося поведения [8,с.35].
При этом риск рассматривается как возможность, большая вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежеланного, что может произойти, или не произойти. Дети группы риска находятся под воздействием нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать [5, с.110].
Отклоняющемуся (асоциальному) поведению и проблеме нарушения социальной адаптации посвящены работы Батыгиной Г.З., Кашниковой А.А., Прихожан А.М., Сухотиной Н.К., Шевченко Ю.С.
Наработки по изучению методов реабилитации различных групп риска представлены в трудах Гурович И.А., Сторожаковой Я.А., Шашковой Н.Г., Шмуклера А.Б.
Анализируя исследования отечественных ученых, можно констатировать, что в настоящее время к группе риска относятся дети и подростки, у которых в силу неблагоприятных психофизиологических особенностей или в силу неблагоприятных условий воспитания затруднен процесс нормальной социализации и социально-психологической адаптации личности.
В данную категории относят самую разную категорию школьников: дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики, дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств, дети из неблагополучных, асоциальных семей, подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Поведение такие подростков может сопровождаться различными негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, страхом, тревожностью, агрессией и т. п.
Причины нарушений могут быть различны и часто связаны с отсутствием или недостаточным функционированием определённых свойств личности [4].
Так же, процесс социализации зачастую бывает нарушен вследствие трудностей детско-родительских взаимоотношений, неблагоприятного влияния социально-педагогических факторов, которые проявляют себя в школьном, семейном или общественном воспитании. Это может привести к состоянию школьной и социальной дезадаптации подростков, которое имеет целый ряд разнообразных признаков и может проявлять себя в постоянной неуспешности ребёнка, в разрыве связей со школой и семьей, в вызывающем поведении, в несформированности у школьника познавательных мотивов, интересов и учебных навыков. Дезадаптированные дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам и часто прогуливают уроки.
Именно поэтому в условиях современной системы образования особую роль и значимость приобретает проблема раннего выявления подростков «группы риска» и выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с ними.
Цель исследования: составить профиль учащихся группы риска с трудностями в социально-психологической адаптации.
Задачи исследования:
1. Выявить учащихся группы риска по следующим критериям: постановка подростков на внутришкольный учет (ВШУ), уровень адаптивности ниже среднего, повышенный и высокий уровень тревожности в школе.
2. Провести анализ следующих факторов социальной дезадаптации у учащихся группы риска: школьная успеваемость, группа здоровья, тип семьи, в которой воспитываются подростки и наличие в ней приемных детей.
Методика
Наше исследование проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения Средней общеобразовательной школы № 947 города Москвы. В исследовании приняли участие 268 учащихся 5-7 классов и их родители в количестве 265 человек. Итого, выборка составила 533 человека.
Для диагностики мы использовали следующий блок методов:
1) Анализ документов: протоколы постановки учащихся на ВШУ (внутришкольный учет), социально-психологические карты учащихся;
2) Беседу с педагогами и администрацией;
3) Методику диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, которая направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста;
4) Опросник Спилбергера в адаптации Ханина Ю. Л., целью которого является определение показателей ситуативной и личностной тревожности;
5) Опросник Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. «Уровень тревожности ребенка», предназначенный для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения родителей за своими детьми;
6) Методику диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда в адаптации Снегиревой Т.В. (методика СПА).
Статистическую обработку данных провели с помощью программы IBM SPSS Statistics 20. Для определения взаимосвязи между показателями социально-психологической адаптацией и показателями тревожности подростков группы риска мы использовали коэффициент линейной корреляции Пирсона.
Результаты и их обсуждение
На первом этапе исследования нами были определены особенности тревожности и социально-психологической адаптации всех подростков выборки. Подробные результаты были представлены ранее в других статьях.
Из общей выборки мы отобрали учащихся, состоящих на внутришкольном учете (ВШУ).
Внутришкольный учет - это система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутришкольный учет ведётся с целью ранней профилактики школьной дезадаптации, девиантного поведения обучающихся и осуществляется социальным педагогом с последующим утверждением на Совете профилактики.
Дети, состоящие на внутришкольном учете, обычно имеют следующий ряд проблем: непосещение или систематические пропуски занятий без уважительных причин; неуспеваемость по учебным предметам; употребление психоактивных и токсических веществ, наркотических средств, спиртных напитков, курение; участие в неформальных объединениях и организациях антиобщественной направленности; систематическое нарушение внутреннего распорядка и дисциплины в школе; совершение правонарушения. А так же такие дети могут находиться в социально-опасном положении и состоять на внутришкольном учете всей семьей.
Отдельное внимание мы уделили изучению уровня адаптивности подростков. Так, на основе общих результатов всех учащихся по шкале «Адаптация» (методика СПА), было определено, что средневысокий уровень адаптивности присущ лишь 9 % школьникам. Средней уровень адаптивности - 86 %, и 5 % учащихся имеют средненизкий уровень (См. Рис.1)
Рис.1 Общие показатели социально-психологической адаптивности учащихся (уровни по интегральной шкале «адаптация» Методики СПА)
Интересно отметить, что почти все учащиеся с уровнем адаптивности ниже среднего состоят на внутришкольном учете.
Для определения особенностей социально-психологической адаптивности таких учащихся, которое включало в себя анализ следующих интегральных показателей: самопринятие, принятие других, эмоциональная комфортность, интернальность (локус контроля), стремление к доминированию, мы
Показатели адаптивности (интегральная шкала "адаптация")
выше
ниже
использовали методику диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда». В результате обследования было выявлено, что для 78,6 % подростков с трудностями в социально-психологической адаптации свойственен средненизкий уровень эмоциональной комфортности, для 71 % -среднинизкий уровень интернальности и средненизкий уровень стремления к доминированию (См. Рис.2). Средний уровень показателя «принятие других» характерен так же для большинства подростков, состоящих на внутришкольном учете (71 %).
Интегральные показатели социально-психологической
адаптивности
Самопринятие
Принятие других
Эмоциональная комфортность
Интернальность
Стремление к доминированию
1
20
40
7%
171.4%
' 179%
I
1 179%
1
71%
] 71%
71%
78,6%
60
80
□ Средневысокий
□ Средний
□ Средненизкий
—I
100
0
Рис.2. Уровни выраженности интегральных показателей социально-психологической адаптивности у учащихся группы риска (Методика СПА)
Это означает, что большинство подростков с трудностями в социально-психологической адаптации испытывают эмоциональный дискомфорт, а так же они не принимают ответственность за то, что происходит с ними, за свои поступки, приписывают все «везению», «судьбе». Большинству учащихся данной группы свойственна покорность, нежели доминирование. Такие школьники являются ведомыми и больше подвержены влиянию окружающих, нежели более адаптивные учащиеся.
Интересным представляются результаты обследования особенностей тревожности учащихся с уровнем адаптивности ниже среднего и состоящих на внутришкольном учете (ВШУ). Данное обследование включало в себя определение уровня и выявление факторов школьной тревожности подростков, включая следующие показатели: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знания, страх не соответствовать
ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями (Методика Филлипса).
Анализ результатов по восьми факторам показал, что у большинства отобранных нами учащихся наблюдается высокий уровень общей тревожности в школе (64 %), переживание социального стресса (71 %), страх самовыражения (78,6 %), страх не соответствовать ожиданиям окружающих (78,6 %). А так же у 57 % учащихся отмечается повышенный уровень фактора «Проблемы и страхи в отношениях с учителями». (См.табл. 1)
Таблица 1.
Частота случаев среди учащихся группы риска в % по каждому фактору школьной тревожности (Методика Филлипса)
Уровни тревожности Факторы школьной тревожности
Ф1 Ф2 Ф3 Ф4 Ф5 Ф6 Ф7 Ф8
Низкий 0% 0% 50 % 0% 35,5% 14 % 50 % 21,5%
Повыш енный 36 % 29 % 43 % 21,5% 35,5% 7 % 35,5% 57 %
Высокий 64 % 71 % 7 % 78,6% 29 % 78,6% 14,5% 21,5%
Где Ф1 - «Общая тревожность в школе», Ф2 - «Переживание социального стресса», Ф3 - «Фрустрация потребности в достижение успеха», Ф4 - «Страх самовыражения», Ф5 - «Страх ситуации проверки знаний», Ф6 - «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих», Ф7 - «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу», Ф8 - «Проблемы и страхи в отношениях с учителями».
При определении особенностей тревожности как состояния и как свойства личности, мы получили не менее интересные результаты (опросник Спилбергера). Для всех подростков с трудностями социально-психологической адаптации характерен высокий уровень как ситуативной, так и личностной тревожности (См. Табл.2).
Таблица 2.
Частота случаев ситуативной и личностной тревожности среди учащихся группы риска (опросник Спилбергера)
Ситуативная Личностная
Уровни тревожность тревожность
тревожности
низкий 0 % 0 %
умеренный 0 % 0 %
высокий 100 % 100 %
При этом, если брать среднее значение показателей тревожности у таких школьников, то ситуационная тревожность выражена чуть меньше (60), нежели личностная (64).
Помимо этого, нами были получены данные по оценке тревожности учащихся их родителями (Опросник Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.). Анализ результатов опросника показал, что у 93 % подростков с уровнем адаптивности ниже среднего наблюдается высокий уровень тревожности (См. рис. 3).
Оценка тревожности учащихся группы риска их родителями
□ Низкий уровень тревожности
□ Средний уровень тревожности
□ Высокий уровень
Рис. 3. Распределение показателей родителей об уровне тревожности учащихся группы риска (Опросник Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.)
Таким образом, из общей выборки испытуемых нами была дифференцирована отдельная группа учащихся, по таким показателям как: постановка подростков на внутришкольный учет (ВШУ), низкий и ниже среднего уровень адаптивности, повышенный и высокий уровень тревожности в школе.
Наличие таких особенностей у подростков позволило нам отнести их к группе риска.
А, как известно, дети группы риска больше других подвержены к возникновению социальной дезадаптации.
В основе социальной дезадаптации лежит множество факторов, например такие как: биологические, личностно-психологические особенности, психопатологические нарушения. Помимо прочего, социальная дезадаптация связана со школьными и семейными трудностями, в большинстве случаев являясь их следствием [3].
Поэтому нам показалось важным изучить такие факторы социально-психологической дезадаптации, как: школьная успеваемость, тип семьи, в которой воспитываются дети группы риска и наличие в ней приемных детей.
Для оценки школьной успеваемости нами был подсчитан средний балл (среднее арифметическое) каждого из учащихся по всем предметам за 2012-2013 учебный год. Затем результаты были округлены до целого числа - конкретной оценки. В результате подсчетов было отмечено, что 14 % учащихся группы риска учатся неудовлетворительно и имеют среднюю оценку по всем предметам «2» (См. Табл.3). У 57 % учащихся наблюдается удовлетворительная успеваемость (средняя оценка по предметам «3») и у 29 % - средняя оценка «4». Учащихся со средней оценкой «5» было не выявлено.
Таблица 3.
Средний бал успеваемости по всем предметам за 2012-2013 учебный год
у учащихся группы риска
Средняя оценка успеваемости по всем предметам Количество учащихся в %
«2» 14 %
«3» 57 %
«4» 29 %
«5» 0 %
Таким образом, большая часть подростков группы риска имеет трудности в обучении.
Группа здоровья подростков тоже оказалась не малозначимой. Всего выделяют пять групп здоровья.
Группа I. В эту группу входят дети, которые имеют нормальное физическое и психическое развитие, и болеют редко (2-4 раза в течение года). У детей этой группы нет хронических заболеваний и другие проблем со здоровьем.
Группа II. В эту группу определяют при рождении детей, у которых проблемы со здоровьем незначительные. Они болеют несколько чаще, например ОРЗ, могут иметь аллергии, повышенное давление или слишком учащённое сердцебиение, а так же чрезмерно низкую или избыточную массу тела.
Группа III. Сюда определяют детей с хроническими заболеваниями, врожденными пороками. При этом хронические болезни не причиняют ребенку постоянной боли или дискомфорта, а имеют вялотекущий характер.
Группа IV. В эту группу относят детей, у которых есть довольно серьезные проблемы со здоровьем, дети, у которых снижены функциональные возможности.
Группа V. Дети этой группы имею серьезные проблемы со здоровьем. Могут иметь аномальные отклонения, пороки, угрожающие ребенку инвалидностью, Список заболеваний, относящийся к этой группе, огромен, в него включены такие заболевания, как синдром карлика, детский церебральный паралич, наличие недоброкачественных опухолей, недоразвитие или отсутствие каких-либо внешних или внутренних органов, дисфункция какого-либо органа и т.п.
Учащиеся нашей группы риска распределились по группам здоровья следующим образом (См. рис. 5). Первая группа здоровья характерна для 21 % подростков группы риска, вторая для 50 %, и третья группа здоровья для 29 % школьников. Учащихся с четвертой и пятой группой здоровья не обнаружено.
Группы здоровья
50п 40 30 20 10 0
50 % 1*71
21% —
29 %
0 %
0 %
Группа Группа Группа Группа Группа II III IV V
Рис. 5. Распределение учащихся группы риска по группам здоровья
Как мы видим, большая часть школьников группы риска имеют проблемы со здоровьем. У них могут проявляться частые простуды, аллергии, нарушение массы тела, а так же ряд хронических заболеваний.
Особое внимание мы уделили определению типа семьи, в которых воспитываются учащиеся группы риска. Ведь семья как социальный институт является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения.
Существует множество различных видов состава семьи. За основу мы взяли классификацию Леви Д.А., который делит семьи по их структуре:
- «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;
- «пополненная семья» - увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;
- «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья
включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;
- «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен [2,с. 121].
Помимо определения типа семьи, нами был рассмотрен фактор наличия приемных (усыновленных) детей в таких семьях.
В результате было выявлено, что 14 % подростков, входящих в группу риска, воспитываются в нуклеарной семье (См.Табл.4). Другие 14 % подростков, входящих в группу риска, воспитываются в пополненной семье, которая отличается от нуклеарной расширенным составом. Т.е., в такую семью, помимо родителей и детей, входят другие близкие родственники. Как правило, это бабушки и дедушки.
Таблица 4.
Распределение учащихся группы риска и приемных детей среди них
в зависимости от типа семьи
Тип семьи Количество Количество
учащихся группы риска в % приемных детей, состоящих в группе риска в %
«Нуклеарная семья» 14 % 0 %
«Пополненная 14 % 0 %
семья»
«Смешанная 43 % 7 %
семья»
«Семья родителя -одиночки» 29 % 14 %
Смешанный тип семьи характерен для 43 % учащихся группы риска. Такие дети воспитываются одним родным и неродным родителем, а так же могут включать других детей от предыдущего брака. При этом 7 % подростков, воспитывающиеся в семье этого типа, являются приемными.
Оставшиеся 29 % подростков проживают в «семье родителя - одиночки», где присутствует только один родитель и дети. Среди них 14 % детей являются приемными.
Исходя из вышеперечисленного, можно отметить, что для большинства подростков группы риска характерен смешанный тип семьи и тип «семьи родителя - одиночки».
Так, перестройка отношений в смешанном типе семьи в результате, как правило, развода родителей, меняет её привычный уклад, что усложняет процесс воспитания и может приводить к серьезным конфликтам детско-родительских отношений. Не менее сложно протекает развитие ребенка при повторном браке матери (отца). В семьях, где появляется отчим (мачеха), у ребёнка можно наблюдать различные отклонения в эмоциональной сфере.
В свою очередь, неполнота «семьи родителя-одиночки» также может вызвать серьезные трудности в воспитании. Неполные семьи возникают в результате распада семьи: смерть одного из супругов, развод. Единственный родитель берет на себя все функции воспитания ребенка, ведения хозяйства и материального обеспечения. Дети в таких семьях чаще предоставлены сами себе и не чувствуют должного внимания, ласки и любви со стороны родителя. Это повышает риск неблагополучия и безнадзорности таких подростков.
Интересен тот факт, что именно в этих типах семей проживают приемные (усыновленные) дети (21 % всех подростков группы риска). Такие семьи сталкиваются с еще большим рядом проблем, связанных с построением взаимоотношений с неродным ребенком, а также в установлении контактов родных детей и приемных. Усыновленные дети попадают в приемную семью уже, как правило, с трудностями в социальной адаптации. Часть из них переживает психологическую травму, нанесенную еще расставанием с родной семьей. Затем испытывают стресс, когда их отдают на воспитание в другую семью, разлучая повторно с людьми, которым они доверяют. Привыкание к новым условиям жизни дается подросткам довольно сложно. Справиться без помощи взрослых им практически не по силам. Вот почему так важно приемным родителям помогать детям справиться с их чувствами и эмоциями, проявляя терпение и чуткость.
Как мы видим, в каждой семье складывается своя атмосфера, оказывающая большое влияние на ребенка, от которой может зависеть его поведение в социуме. Таким образом, роль семьи неоценима в качестве одного из факторов формирования социально-психологической адаптации подростка.
Обобщая все вышеизложенное, мы составили профиль учащихся группы риска, который включает такие психологические характеристики личности, как: адаптивность ниже среднего, средненизкий уровень эмоциональной комфортности, средненизкий уровень интернальности, средненизкий уровень стремления к доминированию, средний уровень принятия других, высокий уровень общей тревожности в школе, переживание социального стресса, страха самовыражения, страха не соответствовать ожиданиям окружающих, повышенный уровень фактора «проблемы и страхи в отношениях с учителями», высокая ситуативная и личностная тревожность.
Помимо прочего, учащимся группы риска свойственны трудности в обучении. У них отмечается неудовлетворительная и удовлетворительная
школьная успеваемость. Это может быть связано с повышенной тревожностью таких учащихся и трудностями в социальной адаптации.
Подростки группы риска имеют так же трудности со здоровьем. Большинство из них относятся к II и III группе здоровья. Это означает, что у данных учащихся могут проявляться частые простуды, аллергии, нарушение массы тела, а так же ряд хронических заболеваний.
Что же касается типа семьи, то для большинства подростков группы риска характерен смешанный тип семьи и тип «семьи родителя - одиночки». Именно в этих типах семей проживают приемные (усыновленные) дети, причем в «семье родителя - одиночки» их количество больше, чем в «смешанной семье».
С помощью построенного профиля учащихся группы риска мы сможем предсказывать наиболее вероятные типы нарушений адаптации для конкретного человека. При этом описанные нами внешние и внутренние факторы, при определенных неблагоприятных условиях, могут стать причиной социально -психологической дезадаптации, но не предопределяют ее во всех случаях.
Обобщая результаты анализа проявления тревожности и изучения социально-психологической адаптивности подростков группы риска, а так же таких факторов, как школьная успеваемость подростков, группа здоровья, тип семьи, в которой они воспитываются и наличие в ней приемных детей, можно сделать следующие выводы.
Выводы
1. Нами были выявлены учащиеся группы риска по следующим критериям: постановка подростков на внутришкольный учет (ВШУ), уровень адаптивности ниже среднего, повышенный и высокий уровень тревожности в школе. Определено, что 86 % учащихся группы риска состоят на внутришкольном учете. А так же все учащиеся (100 %) группы риска имеют уровень адаптивности ниже среднего. При этом у 64 % подростков наблюдается высокий уровень общей тревожности в школе и у 36 % - повышенный уровень общей тревожности в школе.
2. Учащимся группы риска свойственны следующие особенности социально-психологической адаптивности: средненизкий уровень эмоциональной комфортности, среднинизкий уровень интернальности, средненизкий уровень стремления к доминированию, средний уровень принятия других.
3. Учащимся группы риска свойственны следующие особенности тревожности: высокий уровень общей тревожности в школе, переживание социального стресса, страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, повышенный уровень фактора «Проблемы и страхи в отношениях с учителями», высокий уровень тревожности, по мнению родителей учащихся. А также высокий уровень как ситуативной, так и личностной тревожности.
4. Анализ таких факторов социальной дезадаптации у учащихся группы риска, как школьная успеваемость подростков, группа здоровья, тип семьи, в
которой они воспитываются, и наличие в ней приемных детей показал, что большая часть подростков группы риска имеют трудности в обучении. А также большинству таких детей присвоена II и III группа здоровья, что указывает на наличие определенных проблем в этой области. Помимо этого, для большей части подростков группы риска характерен смешанный тип семьи и тип «семьи родителя - одиночки». Именно в этих типах семей проживают приемные (усыновленные) дети, причем в «семье родителя - одиночки» их количество больше, чем в «смешанной семье».
Заключение
Степень социализации личности определяется многими компонентами, факторами, которые в совокупности составляют общую структуру воздействия общества на отдельную личность [1,с.24].
На протяжении всего становления личности, ребенка подстерегают обстоятельства, связанные с рисками, и умение решать эти задачи, обусловленные этими рисками, во многом определяет некоторую безопасность ребенка в мире взрослых [6,с.15].
Для создания такой «безопасности» необходимо понимание и распознавание таких обстоятельств, т.е. изучение факторов риска и их определение.
Не менее важным является понимание взрослыми особенностей ребенка и умения развивать его потенциальные возможности [7]. Поэтому знание эффективных методов и приемов воспитания школьников так важно в современной системе образования.
Результаты нашего исследования по описанию профиля детей группы риска могут быть активно использованы в работе социального педагога и педагога-психолога в образовательных учреждениях по оказанию помощи семье подростка «группы риска».
Полученные данные позволят еще больше конкретизировать критерии выявления «трудных» подростков среди учащихся. Созданный нами профиль взят за основу для разработки коррекционно-развивающей программы для учащихся с повышенной тревожностью и трудностями в социальной адаптации, над которой ведется работа в настоящее время.
Литература
1. Агеева, Л. Г. Социально-психологическая дезадаптация современных школьников и ее причины / Л. Г. Агеева ; под общ. ред. проф. Ю. А. Клейберга. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 180 с.
2. Андреева Т.В. Психология семьи: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2007. -
384 с.
3. Глозман Ж.М., Самойлова В.М. Социально дезадаптированный подросток: нейропсихологический подход // Психол. наука и образование. -1999. -№2. - С. 99-109.
4. Мельникова Н. Н. Процесс социально-психологической адаптации. Подходы к изучению.//Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: сборник научных трудов под ред. Н. А. Батурина. - Челябинск: ЮУрГУ, 1998 - Т.1. - С. 31-49.
5. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений/Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М.: Академия, 2002. - 192 с.
6. Петрова Л.И. Ребенок группы риска: откуда берутся трудные дети / Л.И.Петрова.- Ростов н / Д: Феникс, 2013. - 350 с. : ил. - (Психологический практикум).
7. Романова Е. С., Рябова И. В., Макшанцева Л. В. О создании интегративной модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в современной школе// Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал.
- М.: МГПУ, 2013. - No 8 (II). - 141 c. - С. 9-16.
8. Технологии разрешения социально - психологических проблем развития детей «группы риска»: Учебно-методический комплекс. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 204 с.
Literature
1. Ageeva L.G. Socio-psychological disadaptation today's students and its causes /L.G. Ageeva; Ed. prof. U.A. Claybergh. - Ulyanovsk: UlGTU, 2010. - 180pp.
2. Andreeva T.V. Family Psychology: A Textbook. allowance. - St. Petersburg.: Speech, 2007. - 384pp.
3. Glozman J.M., Samoilova V.M. Asocially teenager: neuropsychological approach // Psikhol. science and education. -1999. - № 2. - Р. 99-109.
4. Melnikova N.N. Process of social and psychological adaptation. Approaches to studying. / / Theoretical, experimental and applied psychology: collection of scientific papers, ed. N.A. Baturina. - Chelyabinsk: YUrGU, 1998 - Vol.1. -Р. 31-49.
5. Technique and technology of social educator: Proc. allowance for stud. vyssh.ucheb. institutions / Ed. M.A. Galaguzova, L.V. Mardahaeva. - M.: Academy, 2002. -192 pp.
6. Petrova L.I. Child at risk: where are difficult children / L.I. Petrova. -Rostov n /D: Phenix, 2013. - 350 pp. : Il. - (Psychological workshop).
7. Romanova E.S., Ryabova I.V., Makshantseva L.V. About creating integrative model of psycho-pedagogical support of the educational process in the modern school / / System Psychology and Sociology: The All-Russian periodical scientific journal. - M.: Moscow State Pedagogical University, 2013. - No 8 (II). - 141 pp. - Р. 9-16.
8. Technologies permission socio - psychological problems of development of children «at risk»: Teaching Materials. St. Petersburg.: RGPUname A.I. Gerzen, 2008.
- 204 pp.