Научная статья на тему 'Определение понятия "законотворчество": широкий и узкий подходы'

Определение понятия "законотворчество": широкий и узкий подходы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9803
821
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОН / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / LAW / ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / LEGISLATIVE PROCESS / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОНОПРОЕКТНЫЙ ПРОЦЕСС / LAWMAKING / LEGISLATIVE ACTIVITY / LAWMAKING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «законотворчество», анализируется мнение ряда крупных исследователей данного вопроса и дается авторское определение термина. Несмотря на многолетнюю дискуссию, продолжающуюся в широких научных кругах, единый подход к определению понятия «законотворчество» не выработан. Этот явный правовой пробел порождает путаницу в определении понятий «законотворчество», «правотворчество», «законодательная деятельность» и ряда других. Данная ситуация является недопустимой, что является доказательством актуальности изучаемого вопроса.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article various approaches to the definition of the concept of «lawmaking» are considered, the opinion of a number of large researchers of this issue is analyzed and the author's definition of the term is given. Despite the long-term discussion that continues in t broad scientific circles, a unified approach to the definition of the concept of «lawmaking» has not been worked out. This obvious legal gap creates confusion in the definition of the concepts of «law-making», «law-making», «legislative activity» and a number of others. This situation is unacceptable, which is evidence of the relevance of the issue under study.

Текст научной работы на тему «Определение понятия "законотворчество": широкий и узкий подходы»

УДК 4414

РС! 10.21661/Г-470368 Г.Ф. Кафарова

Определение понятия «законотворчество»: широкий и узкий подходы

Аннотация

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «законотворчество», анализируется мнение ряда крупных исследователей данного вопроса и дается авторское определение термина. Несмотря на многолетнюю дискуссию, продолжающуюся в широких научных кругах, единый подход к определению понятия «законотворчество» не выработан. Этот явный правовой пробел порождает путаницу в определении понятий «законотворчество», «правотворчество», «законодательная деятельность» и ряда других. Данная ситуация является недопустимой, что является доказательством актуальности изучаемого вопроса.

I Ключевые слова: закон, законотворчество, правотворчество, законодательная деятельность, законотворческая деятельность, законодательный процесс, законотворческий процесс, законопроектный процесс.

G.F. Kafarova

Definition of the term «lawmaking»: broad and narrow approaches

Abstract

In the article various approaches to the definition of the concept of «lawmaking» are considered, the opinion of a number of large researchers of this issue is analyzed and the author's definition of the term is given. Despite the long-term discussion that continues in t broad scientific circles, a unified approach to the definition of the concept of «lawmaking» has not been worked out. This obvious legal gap creates confusion in the definition of the concepts of «law-making», «law-making», «legislative activity» and a number of others. This situation is unacceptable, which is evidence of the relevance of the issue under study.

| Keywords: law, lawmaking, legislative activity, lawmaking activity, legislative process.

Вопрос об определении понятия точно отражающего суть процесса создания закона является дискуссионным: он может именоваться «законодательной деятельностью», «законотворческой деятельностью», «законотворчеством», «законодательным процессом», «законотворческим процессом» или «законопроектным процессом», однако считать данные термины синонимами нельзя [1, с. 14].

Поэтому, прежде всего, следует расставить приоритеты в терминологии.

Вначале проведем разграничение понятий «правотворчество», «нормотворчество» и «законотворчество».

Поскольку суть правотворчества заключается в создании юридических норм субъектами, наделенными

законодательными полномочиями, - «правотворчество» и «нормотворчество» являются тождественными понятиями.

Если правотворчество - это «деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию нормативных актов, совершаемая компетентными органами, то законотворчество - деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию законодательных актов» [2, с. 312].

Нигде в мире нет такого количества субъектов права законодательной инициативы, как в Российской Федерации. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ 1993 г. право законодательной инициативы в РФ принадлежит Президенту Российской Федерации, Со-

Юриспруденция

вету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Очевидно, что их компетенция в области правотворчества не может быть одинаковой.

В зависимости от субъектного состава органа, осуществляющего нормотворческую деятельность, правотворчество можно разделить на:

- законотворчество, понимаемое как правотворчество высшего представительного органа - парламента, заключающееся в издании нормативных актов высшей юридической силы - законов;

- делегированное правотворчество, понимаемое как нормотворческая деятельность органов исполнительной власти;

- подзаконное правотворчество - нормотворческая деятельность структур, не являющихся высшими представительными органами - президента, правительства, министерств, государственных комитетов, местных органов государственной власти, руководителей различного ранга.

Таким образом, законотворчество является частью правотворчества (нормотворчества).

Из этого утверждения следуют важные выводы, которые будут приняты в работе как постулаты.

Во-первых, законотворчество является составной частью правотворчества (нормотворчества), данные категории соотносятся, как целое и часть. Такого мнения придерживается, к примеру, И.Н. Сенякин, который прямо указывает, что законотворчество «выступает составной частью правотворческого процесса» [3, с. 189]. Это утверждение уточняет Ю.В. Мухина, называющая законотворчество «стержнем правотворчества, его важнейшей составляющей частью, обладающей всеми свойствами правотворчества» [4, с. 23].

Во-вторых, понятием «законотворчество» охватывается правотворческая деятельность не всех, а только высших законодательных органов того или иного государства. Прямым доказательством данного утверждения является ст. 94 Конституции Российской Федерации, где определено, что «Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является ... законодательным органом Российской Федерации» [5]. И, в-третьих, законотворчество порождает не всю систему нормативно-правовых актов, а охватывает только те из них, которые являются законами.

Вслед за Т.А. Золотухиной мы проведем разделение понятий «законодательная деятельность» и «законотворческая деятельность» [6, с. 81].

Законодательная деятельность представляет собой одно из основополагающих направлений деятельности по отправлению государственно-властных полномочий. В то же время деятельность по созданию закона -один из видов интеллектуальной деятельности, сочетающий в себе искусство и науку. Он имеет творческое

начало, носит в большей степени творческий характер, а потому имеет полное право именоваться законотворчеством или законотворческой деятельностью.

Таким образом, сделаем вывод о тождественности понятий «законотворческая деятельность» и «законотворчество».

Законодательная деятельность предполагает введение в систему нормативно-правовых актов принятого закона, тогда как законотворческая деятельность (законотворчество) предполагает еще и творческий исследовательский подход к созданию закона, а потому значение данного понятия шире. При этом необходимо различать понятия «субъект законотворчества» и «субъект законодательного процесса». Первое носит более широкий, общесоциальный характер; субъект законодательного процесса всегда участвует в законотворчестве. В то же время органы, организации, лица, занимающиеся, например, выявлением потребностей в принятии закона, не всегда могут быть сами участниками правоотношений, составляющих законодательный процесс. Тем не менее, перед рассмотрением закона в Федеральном Собрании государственные органы, общественные объединения, научные учреждения проводят комплекс работ по подготовке документа.

Т.А. Золотухина в своем исследовании приходит к выводу, что употребление термина «законодательная деятельность» в значении «законотворческая деятельность», по меньшей мере, некорректно, ибо «противоречит своему терминологическому наполнению» [6, с. 82].

Далее рассмотрим вопрос о соотношении понятий «законодательный процесс» и «законотворчество». Утверждать, что целью законотворчества является создание закона не верно, поскольку законотворческая инициатива далеко не всегда заканчивается принятием нормативного акта. Так, например, в октябре 2013 г. депутатом Государственной Думы А.Н. Пономаревым был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», ограничивающей распространения звуковой рекламы, как наиболее навязчивой [7]. Однако, согласно заключению Комитета Государственной Думы по охране здоровья, допустимые уровни шума на территориях жилых застроек регламентирует Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и соответственно, дублирования его положений в законе «О рекламе» не требуется. Данный законопроект в дальнейшем был отозван его автором.

Таким образом, законотворческая инициатива породила законодательный процесс (рассмотрение закона Государственной Думой), хотя и не завершилась принятием закона.

Некоторые современные исследователи законотворчества представляют его как процедуру официального прохождения законопроекта в высшем представительном органе [8, с. 70]. Но такое понимание слишком узко, поскольку не охватывает подготовительный этап зарождения идеи.

Вслед за А.В. Кочетковым, разграничим стадии законотворческой деятельности:

1) «предварительный» этап, включающий в себя выявление в обществе потребности в урегулировании нормами права социальной проблемы и подготовку законопроекта;

2) собственно законотворческий процесс, который охватывает властную деятельность компетентных субъектов, протекающую от внесения законопроекта до обнародования и вступления закона в силу [9, с. 192-193].

Таким образом, очевидна не тождественность понятий «законотворческий процесс» и «законотворчество», поскольку законотворческий процесс в собственном смысле слова образует весьма значительный, но все же один из элементов законотворческой деятельности.

По мнению Ж.П. Борсовой, «законотворчество» необходимо рассматривать как органическое единство следующих характеристик:

- законотворчество - это творчество особого вида;

- законотворчество включает в себя сумму упорядоченных организационных процессуальных действий (некий процесс);

- законотворчество - это вид правоотношений со своими особенностями и характеристиками, это система отношений;

- творить законы - это функция законодательного государственного органа - парламента» [10, с. 18-19].

Таким образом, законотворчество является одной из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами. По своей сути - это правовой процесс, предметом которого является принятие закона, т.е. нормативного правового акта, призванного урегулировать наиболее значимые для существования государства и общества отношения [11, с. 100].

В общем, законотворчество - процесс порождения текста закона, состоящий из нескольких стадий [8, с. 73].

При исследовании сути этого процесса, нельзя обойти вниманием мнение И.Н. Сенякина, делающего акцент на том, что «законотворческий процесс - это особая процедура юридического оформления воли народа и политики государства в конкретных исторических условиях» [12, с. 162-163].

Логическим завершением законотворческого процесса будет являться законодательный процесс.

Определений законодательного процесса существует много. Выделим несколько. «Законодательный процесс - порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа» [13, с. 230].

Как отмечает П.Б. Айтов «целью законодательного процесса является не принятие закона, а формирование и нормативное закрепление необходимого законодательного регулирования со стороны уполномоченного

субъекта. Отклоненный законопроект следует рассматривать также как «продукт» законодательного процесса» [14, с. 7].

По мнению А.М. Осавелюка, «законодательный процесс - это урегулированный правовыми нормами порядок деятельности управомоченных органов по созданию закона» [15, с. 242]. С ним согласен А.В. Из-малков, считающий, что «федеральный законодательный процесс представляет собой - упорядоченную процедуру по созданию (принятию), изменению или отмене федеральных законодательных актов» [16, с. 91]. С.А. Мельников законодательным процессом называет всю «деятельность по принятию законов» [17, с. 328]. С.М. Бекетова указывает, что «законодательный процесс - это урегулированная нормативными актами деятельность участников законодательного процесса, направленная на принятие (изменение, дополнение, отмену) законов» [18, с. 56].

Поскольку единого мнения по поводу трактовки понятия «законодательный процесс» среди исследователей нет, мы будем, вслед за Д.А. Ковачевым придерживаться более узкого подхода, согласно которому законодательный процесс интерпретируется в качестве «совокупности последовательных действий парламента, направленных на придание законопроекту соответствующей юридической силы» [19, с. 305], то есть он начинается со стадии принятия закона к рассмотрению парламентом.

Исходя из вышеизложенного, можно определить суть законотворчества как деятельность высшего государственного законодательного органа по созданию, рассмотрению и принятию соответствующих решений по проектам законов, призванных отразить волю народа и политику государства, осуществляемую в рамках конкретных исторических условий.

Совокупность стадий законотворческой деятельности должна быть единой. Но применительно к каждому конкретному проекту закона количество этих стадий будет различным. Следуя данному подходу, каждый законопроект получает свое логическое завершение: либо он принимается, либо он отклоняется или возвращается автору в связи с отзывом.

На процесс законотворчества оказывают влияние объективные и субъективные факторы.

К объективным факторам относятся изменения внешней социально-политической обстановки. Например, переход российской экономики на рыночные рельсы породил необходимость полного обновления нормативно-правовой базы. В частности, были приняты такие законы, как «О предпринимательской деятельности», «Об акционерных обществах» и другие.

Субъективность законотворческой деятельности обусловлена участием в ней конкретных людей, от личных качеств которых зависят, и содержание будущего закона, и сроки его принятия, и выбор научной доктрины, которая кладется в основу будущего закона. Существуют законы, отражающие интересы определенных групп населения.

Юриспруденция

Объективные факторы всегда ограничивают субъективные устремления законодателей, за их жесткие рамки они выйти не могут.

Законотворчество выполняет следующие функции:

- обновление нормативного материала;

- восполнение пробелов в праве;

- упорядочение, систематизация нормативно-правовых актов [20, с. 192-193].

На основе вышесказанного можно сделать вывод, о том, что законодательная деятельность является стержнем правотворческой деятельности и представляет собой одно из основополагающих направлений осуществления государственно-властных полномочий и потому, в основном, является объектом изучения политической науки.

Законотворческая деятельность (законотворчество) является частью законодательной деятельности и является объектом изучения юриспруденции.

Законотворческий процесс - это совокупность согласованных действий компетентных лиц по формированию текста законопроекта на определенной стадии законодательного процесса.

Законодательный процесс - главная составная часть законотворческой деятельности, его сердцевина. По сути, он представляет собой процесс официального прохождения законопроекта в высшем представительном органе, состоящий из нескольких стадий.

В заключение хотелось бы отметить, что законотворчество есть доктринальная форма реализации правовой политики России, а законопроект -идеальная форма воплощения любой политической идеологии, поскольку излагает ее самые сложные нюансы на сжатом, емком, точном и совершенном языке права в доступной и удобной для обсуждения форме.

Литература

1. Нисневич Ю.А. Законодательная деятельность: Политико-правовой анализ: Учеб. пособие для студентов вузов / Ю.А. Нисневич, В.М. Платонов, Д.Е. Слизовский. - М., 2007. - 414 с.

2. Бондаренко Т.Н. Законопроект в законотворчестве как воплощение доктринальной формы реализации российской правовой политики // Вестник ТГУ - 2011. - №8 (100). -312 с.

3. Сенякин И.Н Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М., 2011. - 189 с.

4. Мухина Ю.В. Понятие регионального законодательного процесса. Юридический институт ИГУ // Сибирский юридический вестник. - 2002. - №2. - С. 23-29.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - №31. -Ст. 4398.

6. Золотухина Т.А. Соотношение юридических конструкций «законотворчество» и «законодательство» // Право и образование. - 2011. - №11. - 81 с.

7. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. №98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ig.ru/2013/05/14/reklama-dok.html

8. Жукова М.Е. Законотворчество как социальная эстафета // Вестник МГОУ Серия «Философские науки». -2011. - №3. - 70 с.

9. Кочетков А.В. Стадии законодательного процесса как формы проявления правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. - 2003. - №4. - 154 с.

10. Борсова Ж.П. Законотворчество в современном федеративном государстве (проблемы теории на опыте Российской Феде рации): Автореф. ... канд. юрид. наук / Ж.П. Борсова. - М.: МГУ, 2008. - С. 18-19.

11. Шаяхметова Е.А. Понятие и конституционные принципы законотворческого процесса / Е.А. Шаяхметова, О.А. Возняк, Е.Л. Бабаджанян // Евразийский Союз Ученых. - 2015. - №10 (19). - 100 с.

12. Сенякин И.Н. Политика и законотворчество // Правоведение. - 1997. - №4. - С. 162-163.

13. Юридический энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутитских. - 3-е изд., прераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2016. - 230 с.

14. Айтов П.Б. О понятии законодательного процесса // Черные дыры в Российском законодательстве. Юридический журнал. - 2015. - №1. - 7 с.

15. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.М. Осавелюк. - 2-е изд., перерб. и доп. - М.: Юнити-дана, 2012. - 242 с.

16. Измалков А.В. Конституционно-правовое регулирование законодательного процесса России: Дис. ... канд. юрид. наук / А.В. Измалков. - Елец, 2010. - 91 с.

17. Конституционное право Российской Федерации I Отв. ред. С.И. Носов. - М.: Статут, 2014. - 539 с.

18. Бекетова С.М. Законодательный процесс в Российской Федерации: Учебно-методическое пособие для юристов. - Воронеж, 2015. - 254 с.

19. Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. I Отв. ред. Д.А. Ковачев. - М.: ВолтерсКлувер, 2015. - 605 с.

20. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов I Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 2008. - 592 с.

References

1. Nisnevich, Iu.A., Platonov, VM., & Slizovskii, D.E. (2007). Zakonodatel'naia deiatel'nost': Politiko-pravovoi analiz: Ucheb. posobie dlia studentov vuzov., 414. M.

2. Bondarenko, T.N. (2011). Zakonoproekt v zakonotvorchestve kak voploshchenie doktrinal'noi formy realizatsii rossiiskoi pravovoi politiki. Vestnik TGU, 8 (100).

3. Matuzova, N.I., & Mal'ko, A.V. (2011). Seniakin I.N Teoriia gosudarstva i prava., 189. M.

4. Mukhina, Iu.V. (2002). Poniatie regional'nogo zakonodatel'nogo protsessa. Iuridicheskii institut IGU. Sibirskii iuridicheskii vestnik, 2, 23-29.

5. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ). Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. - 2014, 31.

6. Zolotukhina, T.A. (2011). Sootnoshenie iuridicheskikh konstruktsii "zakonotvorchestvo" i "zakonodatel'stvo". Pravo i obrazovanie, 11, 81.

7. Federal'nyi zakon ot 7 maia 2013 g. N 98-FZ "O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon "O reklame" i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii". Retrieved from https:IIwww.rg.ruI2013I05I14Ireklama-dok.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Zhukova, M.E. (2011). Zakonotvorchestvo kak sotsial'naia estafeta. Vestnik MGOU. Seriia "Filosofskie nauki", 3, 70.

9. Kochetkov, A.V (2003). Stadii zakonodatel'nogo protsessa kak formy proiavleniia pravovoi politiki. Pravovaia politika i pravovaia zhizn', 4, 154.

10. Borsova, Zh.P. (2008). Zakonotvorchestvo v sovremennom federativnom gosudarstve (problemy teorii na opyte Rossiiskoi Fede ratsii): Avtoref., 18-19. M.: MGU.

11. Shaiakhmetova, E.A., Vozniak, O.A., & Babadzhanian, E.L. (2015). Poniatie i konstitutsionnye printsipy zakonotvorcheskogo protsessa. Evraziiskii Soiuz Uchenykh, 10 (19), 100.

12. Seniakin, I.N. (1997). Politika i zakonotvorchestvo. Pravovedenie, 4, 162-163.

13. Krutitskikh, VE. (2016). Iuridicheskii entsiklopedicheskii slovar'., 230. M.: Infra-M.

14. Aitov, P.B. (2015). O poniatii zakonodatel'nogo protsessa. Chernye dyry v Rossiiskom zakonodatel'stve. Iuridicheskii zhurnal, 1, 7.

15. Osaveliuk, A.M. (2012). Konstitutsionnoe pravo zarubezhnykh stran: Uchebnik dlia vuzov, obuchaiushchikhsia po spetsial'nosti "Iurisprudentsiia"., 242. M.: Iuniti-dana.

16. Izmalkov, A.V (2010). Konstitutsionno-pravovoe regulirovanie zakonodatel'nogo protsessa Rossii: Dis. Elets.

17. Nosov, S.I. (2014). Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii., 539. M.: Statut.

18. Beketova, S.M. (2015). Zakonodatel'nyi protsess v Rossiiskoi Federatsii: Uchebno-metodicheskoe posobie dlia iuristov., 254. Voronezh.

19. Kovachev, D.A. (2015). Konstitutsionnoe pravo gosudarstv Evropy: Ucheb. posobie dlia studentov iurid. vuzov i fak., 605. M.: VoltersKluver.

20. Korel'skogo, V.M., & Perevalova, V.D. (2008). Teoriia gosudarstva i prava: Uchebnik dlia iuridicheskikh vuzov i fakul'tetov., 592. M.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.