Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТөР УЛС» (ГОСУДАРСТВО) И ЕГО ПРИЗНАКОВ В МОН-ГОЛЬСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТөР УЛС» (ГОСУДАРСТВО) И ЕГО ПРИЗНАКОВ В МОН-ГОЛЬСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
255
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНГОЛИЯ / ЯСА ЧИНГИСХАНА / ГОСУДАРСТВО / УЛУС / ТВР-УЛС / CHINGHIS KHAN' YASA / MONGOLIA / STATE / ULUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дугарова Сержена Жигмытовна

В статье рассмотрена проблема определения понятия «тврулс» (государства) и его признаков в монгольской историографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The definition of «

The article also deals with the questions of revealing of preconditions of formation of the nomadic state, the relation of internal and external factors, the definition of the terns «state» and its characteristics

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТөР УЛС» (ГОСУДАРСТВО) И ЕГО ПРИЗНАКОВ В МОН-ГОЛЬСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ»

3. Bibliotheca Buddhica, Петроград, 1916. Vol. XIX.; the Die pekinger lamaistischen Blockdrucke in mongolischer Sprache, Wiesbaden, 1954. Р 164-165.

4. Leonard W. J. Van Der Kuijp Remarks on the «person of authority»in the Dga’ ldan pa/ dge lugs pa school of tibetian buddhism. // The Journal of the American Oriental Society, Oct-Dec, 1999. URL: http://findarticles.com/p/articles/mi_go2081/ is_4_119/ai_n28754389 /

5. Дандарон Б.Д. Тибетский фонд нашего института // Буддизм: сб. ст. СПб., 1996.

6. A. Klein, Knowing, Naming and Negation: A Sourcebook on Tibetan Sautrantika. Ithaca: Snow Lion Publications, 1991. Р 41-87; Tillemans, T.J.F. Agents and actions in classical Tibetan: The indigenous grammarians on bdag and gzhan and bya byed las gsum. Arbeitskreis fur Tibetische und Buddhistische Studien, Universiteit Wenen, 1989.

7. «Zu einigen Texten der tibetischen brdagsar-rnying Literature) Asienwissenschafiliche Beitrage / ed. E. Richter and M. Taube. Berlin, 1978. Р. 189-190.

8. Conze E. The Prajnaparamita Literature. Tokyo, 1978. Р 1.

9. Торчинов E.A. Введение в буддологию. СПб., 1991.С.

40.

10. Lopez D.S. Heart sutra explained. Delhi, 1990. Р 14-15.

Дашиева Арюна Аюровна, аспирант кафедры философии БГУ, ассистент кафедры филологии Центральной Азии БГУ, e-mail: love sunny [email protected]

Dashieva Aryuna Ayurovna, post-graduate student of department of philosophy, assistant of department of philology of countries of Central Asia, Oriental faculty of BSU, 670000, email: love sunny [email protected]

УДК 34 (09) (517.3) С. Ж. Дугарова

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТвР УЛС» (ГОСУДАРСТВО)

И ЕГО ПРИЗНАКОВ В МОНГОЛЬСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

В статье рассмотрена проблема определения понятия «твр улс» (государства) и его признаков в монгольской историографии.

Ключевые слова: Монголия, Яса Чингисхана, государство, улус, твр-улс.

S.Zh. Dugarova THE DEFINITION OF «ТвР УЛС» (STATE) IN MONGOLIAN HISTORIOGRAPHY

The article also deals with the questions of revealing ofpreconditions offormation of the nomadic state, the relation of internal and external factors, the definition of the terns «state» and its characteristics.

Keywords: Mongolia, Chinghis Khan ’ Yasa, state, ulus.

Одной из задач историографии проблемы генезиса монгольского государства является определение понятия «тер улс» и его признаков.

Академик Шагдарын Бира выделяет пять значений, определяющих понятие «улс», которое по традиции, заложенной еще в XIX в. российскими монголоведами, переводится на русский язык как «государство»:

-Улс хYMYYC -Тулгар тутам улс -Эхний улс -Тер улс -Гур улс [1].

Анализ источников, включая памятники монгольской письменности, фольклора, устного народного творчества, показывает, что в период средневековья у монголов были в широком обиходе понятия «улс» и «тер улс» [2, с. 417-380].

Ученые, исследовавшие значение этого слова. отмечают, что в монгольском кочевом обществе слово «улс» означает политико-правовое единство людей, которое исключает признак территориальности [3, с. 8]. В результате объединения людей,

состоявших в родовых связях, в политические союзы под предводительством хагана, появилось понятие «улс», содержание которого совпадает с современным значением понятия «государство».

Б.Я. Владимирцов перевел слово «улс» как удел, владение, отмечая, что по своему содержанию термин «улс» означает не территорию, а людей, т.е. население. По мнению ученого, этимология слова «улс» берет начало от слова «XYMYYC» (люди) [4, с. 38]. «ХYMYYC-хувь» - это понятие, выражающее единство людей, выступающее во вне в качестве единого целого. Это единство народа - улус или удел, включающее определенное количество монголов-кочевников и «нутуг» (юрт), т.е. территории, на которой данные люди могли кочевать. Улус - удел определялся, с одной стороны, количеством кочующих дворов (семей), а с другой - количеством воинов (цэриг), которое он мог выставить [4, с 10].

В этническом аспекте Б.Я. Владимирцов определял понятие «улус» как объединение родов, племен, рассматриваемое с точки зрения зависимости от хагана, нойона, баатура и т.д., которое называет-

ся «ulus» (улус) - народ, кочевники, данные во владение. Этот двойной смысл термина: народ - удел и народ - государство, выразился в частом употреблении термина «улус» с каким-либо другим термином, например «монгол улус» [4, с. 43].

«Улус» в период Чингисхана означал государство, о чем говорил Владимирцов: «Чингисхан, объединив монгольские аймаки, основал свое государство кочевников - кочевую державу, иначе говоря, образовав монгольское государство, продолжил сильные кочевые традиции, начал распространять среди родственных племен государственные начала» [5].

Смысловое содержание слова «улус» претерпевало изменения в связи с изменением общества, о чем свидетельствует летописная история монголов [6]. Например: Mongoljin ulus -I jibsiyerun baraju (тувшитгэн баражуу - ...) Cinggis gahan jar-lig bolorun: ulus bayi ululcan yabulduqsat-I mingan mingalaju mingal-un nyat tusiju soyarqal GgGlesGke en jarliq bolba...». « Mongol ulus-un mingad-un noyad-I Cinggis-gahan-nu nereyidGksen yeren tabun mingad-un noyat bolba» [ 7].

В первом предложении определение «монгол-жин улус» явно имеет тот же смысл, что и понятие «монгол хумуус». Однако в двух последующих предложениях истинный смысл понятия «улус» в словосочетаниях «улус байгуулалцсан», «монгол улус-ын», «мянгадын ноёд» имеет иное смысловое содержание, которое в настоящее время однозначно передается понятием «тер улс».

Ш. Бира согласен с объяснением слова «улс» Б.Я. Владимирцовым и утверждает, что слово «улус» происходит от «хYMYYC - улус» (объединение людей), подчеркивая, что «улус - эзэмшлийг бурд^лсэн XYMYYC» («население, составляющее владение») [3, с. 8].

Е.И. Кычанов на основе анализа монгольских первоисточников и «Сборника летописей» Рашид-ад Дина дал развернутую характеристику процесса формирования социального неравенства и ханских родов в монгольском обществе XIII в. В результате исследования ученый пришел к выводу о том, что улус XIII в. - это «не племенная организация и не союз племен». По мнению Е.И. Кычанова, понятия «племя» и «улус» имели различное смысловое содержание. Улусы монголов XIII в. - это государственные образования с единой военноадминистративной властью. Улус имел свою территорию, границы, аппарат управления [8].

Чингисхан называл основанное им государство gGr ulus - i, Eke-de, irgen - tGr, Yeke Oron - tGr

[2, с. 477, 518]. Ц. Дамдинсурэн термин <оур улс» определяет как «улс гурэн» или «бYх улс» [9]. Ш. Бира считает верным определение Ц. Дамдинсу-рэна, отмечая, что слово «ГYP» на старомонгольском звучит как «гюр» [3, с. 8]. Я. Цэвэл перевел старомонгольское слово «гюр» на современный монгольский язык как «бYх», «6yw> ( ГYP их улс) [10]. Беря за основу определения Ц. Дамдинсу-рэна и Я. Цэвэла, можно утверждать, что в «Сокровенном сказании монголов» парное словосочетание «гур улс» имеет значение «бYх улс» или «хамаг улс» (все население) [11].

Отсюда ясна мысль Чингисхана об объединении всех кочевников в единое государство.

Между тем ученые Франсис Кливез, Игор де Рахельвиц перевели «гур улс» как «нийт улс ту-мэн», что, по мнению Ш. Биры, ошибочно [12]. Этимологический анализ словосочетания «гур улс» подводит к выводу о том, что его содержание тождественно значению «тер улс».

Франсис Кливез, Игор де Рахельвиц, авторы перевода текста «Сокровенное сказание монголов» на английский язык, определяют понятие «тер улс» в значении «территория», что Ш. Бира считает ошибочным [13].

В отношении монголов, кочевников, «население» как признак государства имело определяющее значение для выделения понятия «государство» - «улус», нежели территория. В этом значении понятие «улус», как отмечает Ш. Бира, наилучшим образом соответствует определению итальянского мыслителя Макиавелли, который сказал: «Управление людьми и все привилегии всякой силы есть государство» [1, с. 29].

Основанное Чингисханом в XIII в. государство в монгольской историографии называется «Монголын тулгар тер» или «улс тулгар тутам» [1, с. 29]. На старомонгольском «тутам» звучит как «тугтам». Часто термин употребляется в сочетании с «эхэн тутам», что в смысловом значении близко к обозначению ранней формы государства [14]. Исходя из этого, Ш. Бира считает, что «тулгар улс» вполне можно определить как раннее государство.

Характеристика «раннего» государства как типа государства дана Г. Клессеном, который выделил 19 признаков понятия «Earli state» («раннее государство» [15]).

Если определять типологическую характеристику «эхний улс» или «тулгар тутам», опираясь на современные теории происхождения государства, то включение монгольской империи XIII в. к

типу ранних государств представляется верным.

Таким образом, признаки политического образования монголов времен Чингисхана соответствуют выделенным Г. Клессеном признакам раннего государства и, соответственно, «тулгар тутам» может быть отнесено к типу государств древнего периода наряду с Китаем, Eгиптом, Францией [i, с. 23].

Примечания

1. «Некоторые вопросы истории Монгольского государства».

2. Козин СА. Сокровенное сказание. Монгольская хроника i240 г., М.: Изд-во AН СССР i94i. ТЛ.

3. Бира Ш. Их Монгол Улсын туух, узэл суртлын зарим онцлог асуудлууд. Улаанбаатар, 200б.

4. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов: монгольский кочевой феодализм. Л., i934.

5. Слово «улус» было известно древним тюркам и монголам. У древних тюрков «ulus» использовалось для обозначения, главным образом, территории. «Ulus» употреблялось со словом «bodun» как парное словосочетание и имело значение «ард олон», «XYMYYс» - люди, население. Тюрки не называли государство «улус».

6. Монголын нэгдсэн тулгар улс байгуулагдсань. і996 онд тавьсан илтгэл //Ш.Бира. Монголын TYYX, соёл, TYYX бичлэгийн судалгаа.П боть. 200i. 230-р тал.

7. Козин СА. Сокровенное сказание. Монгольская хроника i240 г. под названием Юань чао би ши. Т. i: Введение в изучение памятника, перевод, тексты, глоссарий. М.; Л., i94i.§ 35.

8. Кычанов E.K Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М., i997. С.94-98.

9. Дамдинсурэн Ц. Хуучин монголын бичгээр. Улаанбаатар, i957. С. 272.

10. Цэвэл Я. Монгол хэлний товч тайлбар толь. Улаанбаатар, i966. С. 4б.

11. «Г Yр» - древнее слово, имеет значение «хамаг», «да-яар», «их» (весь, великий). Некоторые исследователи парное словосочетание «гур улс» переводят как «empire». Глава го-

УДК 93/99 (093) (5i5)

сударства киданей имел титул «гур хаан», значение которого можно определить как великий хан, монарх.

12. Francis W. Cleaves. The Secret History of the Mongols. Vol.I. L.,1982. Р.143; Igor de Rachewiltz. The Secret History of the Mongols. L, 1982. Vol I. Р. 135.

13. Cleaves F. The Secret Histori of the Mongols, p. 143. I. de Rachelwiltz The Secret of the Mongols. Vol I. P. 135.

14. Болдбаатар Ж. Монголын эзэнт гурэн. Улаанбаатар, 2005. С.4-5.

15. Henri Claessen. The Early State: A. Structural Approach. P. 593.

Литература

1. Бира Ш. Их Монгол Улсын туух, узэл суртлын зарим онцлог асуудлууд. Улаанбаатар, 2006.

2. Болдбаатар Ж. Монголын эзэнт гурэн. Улаанбаатар, 2005.

3. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов: монгольский кочевой феодализм. Л., 1934.

4. Дамдинсурэн Ц. Хуучин монголын бичгээр. Улаанбаатар, 1957.

5. Claessen H. The Early State: A. Structural Approach.

6. Francis W. Cleaves. The Secret History of the Mongols. L.,1982. Vol.I.

7. Igor de Rachewiltz. The Secret History of the Mongols. L.,1982. Vol I.

8. Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.: Изд-во АН СССР, 1941. Т.1.

9. Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М., 1997.

10. Цэвэл Я. Монгол хэлний товч тайлбар толь. Улаан-баатар, 1966.

Дугарова Сержена Жигмытовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства, юридический факультет БГУ г Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора 6а, e-mail: dugarova [email protected]

Dugarova Serjena Jzhigmitovna, candidate of historical science, assistant professor of department theory and history of the law and state of BSU, Ulan-Ude, Sukhe-Bator str.6, e-mail: dugarova [email protected]

Ю.Ж. Жабон

ТИБЕТСКИЕ ИСТОЧНИКИ О РАСПРОСТРАНЕНИИ «ЧЖУД-ШИ»

Распространение «Чжуд-ши« в Тибете до сих пор не был предметом подробного изучения, хотя в тибетских источниках по истории медицины встречается много сведений об этом. В статье на основе доступных нам тибетских источников дана интерпретация всех тех фрагментов, которые относятся к распространению «Чжуд-ши«, самого важного медицинского источника в истории Тибета.

Ключевые слова: тибетские письменные источники, востоковедные исследования, история тибетской медицины, медицинские знания Центральной Азии.

Yu.Zh. /Ііаіюи

TIBETAN SOURCES ON THE DISSEMINATION OF THE RGYUD BZHI

The dissemination of the rGyud bzhi in Tibet has hitherto not been the subject of any detailed study, although Tibetan histories of medicine contain much information. In the present paper, an attempt is made to interpret all of the relevant

i57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.