3. Беляев Н.М. Сопротивление материалов. Главная редакция физико-математической литературы изд-ва «Наука», 1976 г., 608 стр.
4. Ицкович Г.М. Сопротивление материалов. — 7-е изд., испр. — М.:высш. шк., 1986. — 351 с.:ил.
5. Дарков А.В., Шпиро Г.С. Сопротивление материалов. Учебник для вузов. Изд. 4-е.: «Высш. школа», 1975.
6. Гелескул М.Н., Каретников В.Н. Справочник по креплению капитальных и подготовительных горных выработок. Москва «Недра», 1982.
УДК 534.113 © А.К. Томилин, 2013
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРЕЩИНЫ В СТЕРЖНЕ МЕТОДОМ УДАРНЫХ ИМПУЛЬСОВ
Теоретически получено соотношение, позволяющее определить место положения продольной трещины в стержне, если экспериментально измерены две частоты его собственных продольных колебаний. Ключевые слова: упругий стержень, продольные колебания, собственные частоты.
Известно несколько методов неразрушающего контроля: магнитный, вихретоковый, капиллярный, акустический, оптический, радиационный [1,2].
Метод ударных импульсов [3], основан на использовании связи между собственными частотами упругих колебаний и физико-механическими свойствами материалов и изделий. При этом для преобразования механических колебаний в электрические сигналы обычно используются пьезоакселерометры.
В статье Ахтямова А.М. и Каримова А.Р. [4] предлагается вычислять местоположение трещины в стержне по собственным частотам продольных колебаний. Трещины представляются в виде пружин. При этом исследуемая конструкция моделируется системой твердых тел, соединенных пружинами.
В настоящей работе используется более адекватная модель стержня с одной трещиной: два тела соединены пружиной, одно из тел считается упругим.
Моделирование вибрационных процессов
Стержень с поперечной трещиной моделируется системой, изображенной на рис. 1. Левая часть считается упруго деформируемой. Правая часть представляет собой твердое тело и закрепляется неподвижно. Трещина моделируется пружиной, ее эквивалентную жесткость обозначена с. Общую длину стержня Ь. Неизвестная координата, характеризующая положение трещины обозначена Ьг.
Возбуждать собственные колебания в системе, представленной на рис.1, можно ударом слева по деформируемой части. В этом случае левая часть системы совершает движение как твердое тело и, кроме того, в ней возникают деформации в виде продольных колебаний.
Запишем граничные условия для левой части стержня:
^ = 0, ^ V М) = -с (и) V dz ) г=о I dz ) ^
(1)
где и (z, ^) — функция смещений, Е — модуль упругости; £
площадь поперечного сечения стержня.
Квазитвердое движение тела происходит с частотой:
№
(3)
где р — плотность материала стержня. Получаем: 1
2
Ь,
И
Ь
■е-
Рис. 1
с
0
z p<Sra„ ( )
Однако определить Lz, используя только выражение (4), не представляется возможным, так, как значение жесткости эквивалентной пружины с не известно. Оно зависит от размера и формы трещины, поэтому не может быть задано наперед.
Рассмотрим упругие колебания, возникающие в стержне с учетом линейного внутреннего сопротивления с коэффициентом в :
„, (5)
&2 dt a2 dt2
2 E где a = — .
P
Применим процедуру Фурье к уравнению (5). Из граничного условия (1) на левом торце определим собственные амплитудные функции:
Zn (z) = cospZ , ( = 1,2,3,...), (6)
где pn — собственные частоты упругих незатухающих колебаний.
С учетом условия ортогональности получим систему независимых обыкновенных дифференциальных уравнений:
qk +вдк + p2kqk = „, k = {1,2,3,...}. (7)
Здесь qn (t) - обобщенные координаты. Определим набор демпфированных частот:
= ip2-J' k=(1'2'3'-) • (8)
Определение положения трещины
Используя граничное условие на правом конце части 1, получим уравнение частот для затухающих колебаний:
ES ^ = ctg ^ . (9)
ac a
Рассмотрим совместно выражения (4) и (9) при п = 1. Исключив жесткость эквивалентной пружины с, получим:
V = . (10)
Ь ю0
, 0
Значения частот ю0 и ю1 можно определить экспериментально. По известным значениям ю0 и ю1 путем численного решения из уравнения (10) можно определить Ь2, то есть место положения трещины.
В случае отсутствия трещины квазитвердое движение любой его части исключается. Первая частота затухающих упругих колебаний при этом определяется по известной формуле:
ю =
2 г\ 2
па) -Р-. (11)
2 Ь I 4
Таким образом, если первая измеренная в эксперименте частота совпадает с расчетным значением (11), можно сделать заключение об отсутствии дефекта в виде поперечной трещины.
Рассмотрим численный пример. Пусть заданы следующие
кг
параметры: плотность стали р = 7800—-; модуль упругости ста-
м
ли Е = 2,1 • 1011 Па ; длина исследуемого стержня Ь = 0,15м .
Оценим первую частоту колебаний бездефектного стержня по формуле (10):
па
р1 = — = 54308,867Гц = 54,3кГц .
Положим, что в ходе эксперимента определены следующие значения частот:
ю0 = • tg= 0,46кГц и ю1 = 60кГц . V Ь, а
Численно решив уравнение (13), получим:
L =
П E = „,1357м .
4PK +2
Заключение
Расчетную формулу (1„) можно использовать при экспериментальном диагностировании скрытых дефектов в стержневых деталях. Положение трещины позволяет сделать заключение об условиях эксплуатации изделия и исключить критические нагрузки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приборы для неразрушающего контроля материалов и изделий: Справочник в 2 кн. под ред. Клюева В.В. М.: Машиностроение, 1985. 326 с.
2. Ваньков Ю. В., Казаков Р. Б., Яковлева Э. Р. Собственные частоты изделия как информативный признак наличия дефектов // Техническая акустика. 2„„3. №3. http://cyberleninka.ru/article/n/sobstvennye-chastoty-izdeliya-kak-informativnyy-priznak-nalichiya-defektov
3. Левчин А.Е. Метод ударных импульсов// ООО «Комдиагности-ка» по материалам фирмы SPM Instrument. http://www.vibration.ru/ spm/spm.shtml
4. Ахтямов А.М., Каримов А. Р. Диагностирование местоположения трещины в стержне по собственным частотам продольных колебаний. Электронный журнал «Техническая акустика» 2„1„, № 3 http://www.ejta.org.