регион в национальной экономике
УДК 332.144
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СТРАТЕГИИ КЛАСТЕРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОГО АТЛАСА (НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ)*
Е.В. САПИР, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой мировой экономики и статистики E-mail: [email protected] Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль, Российская Федерация
И.А. КАРАЧЕВ, аспирант кафедры мировой экономики и статистики E-mail: [email protected] Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль, Российская Федерация
Предмет/тема. Статья посвящена созданию в Ярославской области кластерных структур на основе разработанной авторами модели геоэкономического атласа региона и определения новых стратегических направлений развития в условиях экономических санкций стран Запада против Российской Федерации.
Цели/задачи. Цель - выявление перспективных кластерных структур в Ярославской области. Для достижения указанной цели определены задачи расчета и анализа экономико-финансового состояния регионов Центрального федерального округа, выявления конкурентных преимуществ Ярославской
* Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-32-01043)
области и выработки предложений по активизации развития данного региона.
Методология. Проведенное авторами исследование конкурентоспособности Ярославской области строилось на основе выделения количественных и качественных показателей деятельности региона. Количественные факторы оценены путем расчета интегральных показателей конкурентоспособности, а качественные параметры анализировались путем применения метода экспертных оценок. В ходе анализа широко применялись графический метод (построение гистограмм, таблиц), метод средних величин и метод построения рядов динамики.
Результаты. Выявлены «точки роста» экономики региона, которые могли бы стать отправным пунктом на пути к инновационному развитию. Определено, что в Ярославской области существуют
предпосылки и условия для создания и развития нескольких пилотных кластеров на основе исторически сложившихся отраслей экономики и новых возможностей, к которым можно отнести фармацевтический, лакокрасочный и туристско-рекреационный кластеры и кластер автокомпонентов.
Выводы/значимость. Основным результатом реализации авторских предложений станет повышение конкурентоспособности экономики области за счет роста объемов производства, доли инновационной продукции и производительности труда участников кластеров, увеличения объемов прямых инвестиций в экономику области.
Результаты работы могут представлять интерес для правительства Ярославской области в целях разработки стратегии социально-экономического развития региона.
Ключевые слова: геоэкономический атлас, стратегия кластерного строительства, интегральный показатель конкурентоспособности, качественные параметры, количественные параметры, индекс глобальной конкурентоспособности
Геоэкономический атлас [7, с. 108-115] может стать основой для определения перспективных направлений стратегии кластерного строительства в регионе.
Основная цель исследования - составление геоэкономического атласа Ярославской области, выявление конкурентных преимуществ области среди других регионов Центрального федерального округа в целях определения необходимости формирования конкретных кластеров.
При составлении геоэкономического атласа региона определены:
- структура, виды интерпретаций, набор «страниц» и их взаимная соотнесенность;
- информация, необходимая и достаточная для комплектации страниц атласа, и система агрегированных показателей;
- методологическая и методическая базы для практического применения атласа в развитии экономики региона.
Были составлены основные «страницы» геоэкономического атласа Ярославской области:
- экономическая;
- отраслевая;
- финансовая;
- информационная;
- внешнеэкономическая;
- кластерная;
- инвестиционная.
Методика выявления конкурентных преимуществ Ярославской области строилась на основе выделения количественных и качественных показателей деятельности региона. Оценка количественных факторов осуществлялась на базе расчета интегральных показателей конкурентоспособности. Интегральный показатель выводился путем математического обобщения индикаторов, отобранных авторами из статистического сборника «Регионы России», а также с официального сайта Федеральной службы государственной статистики за период с 2000 по 2013 г. и предварительно ранжированных путем балльной оценки. Качественные (неизмеримые) параметры оценивались путем проведения анкетирования среди сотрудников 12 департаментов правительства Ярославской области. Факторы для каждого департамента подбирались исходя из его направлений деятельности. Благодаря этому авторам удалось выполнить все требования, предъявляемые к методу экспертных оценок, и получить наиболее объективные результаты.
Оценка потенциала социально-экономического развития Ярославской области осуществлялась в сравнении с другими регионами Центрального федерального округа, с которыми граничит область (Владимирская, Ивановская, Костромская и Тверская области). Таким образом, основными методами исследования стали расчетно-аналитический метод и метод экспертных оценок.
Для характеристики уровня социального развития и уровня эффективности экономики региона использован показатель 1ээ [15, с. 183], который определяется по следующей формуле:
L, =
1 -IV
р=1
IEн _ EФI ^
Гр пР
E Н
100%,
где V - вес показателей;
Е- нормативное (эталонное) состояние экономического процесса по показателю р; Еф- фактическое состояние экономического процесса по показателю р;
Ен - Еф | - отклонение фактического состояния от нормативного при условии, что превышение фактического состояния над нормативным не учитывается, при этом разность приравнивается к нулю.
Шкалы значений интегральных показателей качества жизни и уровня эффективности принимаются от нуля (наихудшее значение) до 100% (наилучшее значение).
Факторы эффективности:
- высшее образование;
- эффективность товарных рынков;
- эффективность рынка труда;
- зрелость финансовых рынков;
- технологическая зрелость;
- размер рынка
Л У
Экономики эффективного развития
Рис. 1. Методика Всемирного экономического форума для расчета индекса глобальной конкурентоспособности
на высшее образование и профессиональную подготовку, эффективные товарные, финансовые и трудовые рынки, широкий внутренний и внешний рынки.
Экономики инновационного развития предполагают поддержание стабильно высокого уровня жизни, основанного на новых и уникальных продуктах. Эти компании конкурируют за счет инноваций и производства новых продуктов с использованием сложных производственных систем.
Для оценки качественных параметров использована методика Всемирного экономического форума, которая предлагает производить расчет индекса глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index)1 (рис. 1).
Анализ данных, представленных на рис. 1, показывает, что индекс глобальной конкурентоспособности страны рассчитывается на основе трех комплексных факторов с разной степенью важности:
- базисные факторы, которые значимы для экономик ресурсного развития;
- факторы эффективности, которые значимы для экономик эффективного развития;
- факторы инноваций и зрелости, которые значимы для экономик инновационного развития. Страны, находящиеся на стадии ресурсного развития, выигрывают в конкуренции преимущественно за счет дешевых факторов производства: неквалифицированного труда и естественных ресурсов.
Страны более высокого уровня (эффективного развития) переходят к высокоэффективным производственным процессам и улучшают качество продукции. При этом конкурентоспособность опирается
1 Schwab K. The Global Competitiveness Report 2013-2014. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitiven
essReport_2013-14.pdf.
Количественные показатели экономики региона были рассмотрены авторами по некоторым страницам геоэкономического атласа Ярославской области.
1. Экономическая страница (табл. 1) Анализ данных, приведенных в табл. 1, показывает, что Ярославская область по такому комплексному показателю, как валовый региональный продукт ВРП, находится на последнем месте по уровню динамики развития. В регионе хотя и невысокими темпами, но развивается малое предпринимательство: область находится на четвертом месте среди пяти регионов.
Наибольшее количество малых и средних предприятий Ярославской области в 2013 г. сосредоточено:
- в оптовой и розничной торговле - 29%;
- в операциях, связанных с недвижимым имуществом, арендой - 19%;
- в добывающих и обрабатывающих производствах - 19%;
- в строительстве - 13,5%.
Количество предприятий с иностранным капиталом в области выше, чем в трех других исследуемых регионах, за исключением Ивановской области. Следует отметить, что для экспортно ориентированных предприятий Ярославской области создание совместных компаний является одной из наиболее эффектив-
Таблица 1
Расчет интегрального коэффициента конкурентоспособности субъектов Центрального федерального округа по экономической странице
Показатель Владимирская область Ивановская область Костромская область Тверская область Ярославская область
Валовый региональный продукт 0,0171 0,0168 0,0146 0,0178 0,0126
Количество предприятий 0,0032 0,0009 0,0008 0,0115 0,0002
Оборот предприятий 0,0190 0,0249 0,0257 0,0137 0,0166
Количество малых предприятий 0,0201 0,0027 0,0264 0,0252 0,0263
Оборот малых предприятий 0,0081 0,0128 0,0065 0,0085 0,0123
Количество предприятий с иностранным 0,0148 0,0021 0,0255 0,0243 0,0037
капиталом
Оборот предприятий с иностранным 0,0082 0,0028 0,0034 0,0108 0,0002
капиталом
Ввод жилых домов в эксплуатацию 0,0087 0,006 0,0137 0,0061 0,0011
Удельный вес дорог с твердым покрытием 0,0026 0,0024 0,003 0,0018 0,0188
Итого... 0,1019 0,0714 0,1196 0,1195 0,0919
Интегральный коэффициент 89,8105 92,8644 88,0405 88,0482 90,8114
Источник: данные Росстата.
ных форм внешнеэкономической деятельности2.
Ярославская область исторически специализировалась на высокоточном машиностроении3. Поэтому закономерно создание совместного предприятия компаниями General Electric, «Интер РАО» и госкорпорации «Ростех». Они приняли решение о строительстве завода по производству газотурбинных установок 6FA с объемом инвестиций более 30 млрд руб. Корпорация Komatsu построила в Ярославской области свой крупнейший за пределами Японии завод по производству специальной техники - самосвалов и экскаваторов. Японский машиностроительный концерн Mitsubishi рассматривает возможность производства на Ярославском моторном заводе «Автодизель» двигателей для своих автомобилей российской сборки. На этом заводе организовано производство двигателей ОМ646 для автомобилей Mercedes, которые немецкий концерн собирает на производственной площадке ОАО «Автозавод ГАЗ» в Нижнем Новгороде.
Важным направлением международного производственного сотрудничества для Ярославской области выступает фармацевтика. В мае 2013 г. положено начало строительству завода израильской фармацевтической компании Teva. В июне
2 Анализ экспортного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области. URL: http:// fond76.ru/upload/images/eekc/analiz_msp_yo.pdf.
3 СелищевЕ.Н., СиницынИ.С. Промышленные кластеры как основа инновационного развития экономики Ярославского региона // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 4. С. 60-61.
2013 г. о своем намерении создать промышленное предприятие на территории области заявила ведущая индийская фармацевтическая компания Cadila Pharmaceuticals.
Отметим, что в Ярославской области удельный вес дорог с твердым покрытием превосходит все другие регионы Центрального федерального округа. Это важный показатель, отражающий развитие дорожной инфраструктуры, показывает уровень экономического благополучия региона. Благодаря организации в области в 2012 г. регионального дорожного фонда и усилению контроля за выполнением работ по строительству дорожных сетей ситуация в дорожной отрасли существенно улучшилась.
Интегральный коэффициент, который отражает степень динамичности развития, по Ярославской области составил 90,8114, что характеризует достаточно высокий уровень экономического положения региона и сохранение высоких темпов роста в большинстве сфер хозяйствования.
2. Отраслевая страница (табл. 2).
Экономика Ярославской области в настоящее время значительно диверсифицирована, но самая большая ее часть относится к индустриальной сфере. Всего в области насчитывается свыше 4 тыс. промышленных предприятий, в том числе около 400 крупных и средних. В структуре отгруженной промышленной продукции преобладает доля обрабатывающих производств, где доминируют производство транспортных средств и оборудования и производство пищевых продуктов и табака.
Таблица 2
Расчеты интегрального коэффициента конкурентоспособности субъектов Центрального федерального округа по отраслевой странице
Показатель Владимирская область Ивановская область Костромская область Тверская область Ярославская область
Обрабатывающие производства 0,0133 0,0233 0,0079 0,0066 0,0064
Добыча полезных ископаемых 0,0091 0,0071 0,0038 0,0105 0,0126
Сельское хозяйство 0,0036 0,0052 0,0064 0,0056 0,0094
Строительство 0,0252 0,0207 0,0252 0,0119 0,0151
Грузооборот железнодорожным 0,0088 0,0075 0,0085 0,0004 0,0046
транспортом
Грузооборот автомобильным 0,0261 0,1771 0,0466 0,0042 0,0270
транспортом
Связь 0,0122 0,014 0,0117 0,0162 0,0118
Розничная торговля 0,0231 0,0204 0,0177 0,0199 0,0196
Оптовая торговля 0,0128 0,0132 0,0110 0,0164 0,0048
Итого... 0,1342 0,2884 0,1388 0,0919 0,1114
Интегральный коэффициент 86,58 71,16 86,12 90,81 88,86
Источник: данные Росстата.
Анализ данных, представленных в табл. 2, показывает, что обрабатывающие производства развиты в Ярославской области больше, чем в других рассматриваемых областях. Добыча полезных ископаемых не является для области приоритетом в силу того, что в регионе нет месторождений полезных ископаемых общенационального и международного значения. Несмотря на индустриальный облик Ярославского региона, в области существуют свои проблемы. Часть выпускаемой в регионе промышленной продукции проходит такие стадии жизненного цикла, как зрелость и/или спад, и имеет невысокую конкурентоспособность на российском и мировом рынках. В течение последних лет сократился удельный вес промышленного производства в валовом региональном продукте. Данная тенденция связана с общемировыми процессами сокращения доли промышленного производства по сравнению с сектором услуг (торговых, финансовых и т.д.)4. Кроме того, высокий износ основных фондов ряда промышленных предприятий области, недостаток инвестиций на их модернизацию и закупку новых мощностей свидетельствуют о неполном их соответствии требованиям конкурентной среды. Одной из самых важных проблем промышленного сектора, на взгляд авторов, является высокая доля производства комплектующих и сырья и ограниченное предложение конечной готовой продукции,
4 Мамон Н.В., Орлов Е.В., Калинина Е.П. Определение потенциала и формирование региональных промышленных кластеров // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 16. С. 7-20.
выпускаемой предприятиями региона. Подобное положение приводит к зависимости ярославских предприятий от действий конечных производителей и снижает рентабельность производства. Создание в свете этой проблемы совместных предприятий с иностранными производителями и использование комплектующих иностранного производства также не способствует выходу из сложившейся ситуации. Основные надежды по решению данных проблем связываются правительством области с реализацией кластерной политики на территории региона.
Доля продукции агропромышленного комплекса Ярославской области в валовом региональном продукте региона пока остается низкой. Это подтверждается коэффициентом (1 - 0,0094 = 0,9906), значение которого ниже, чем по другим рассматриваемым областям. Наиболее успешно развиваются региональное животноводство и птицеводство. Однако несовершенство инфраструктуры рынка, монополизация со стороны торговых сетей, высокая зависимость от государственной поддержки, отток трудоспособного населения с сельских территорий в значительной мере сдерживают развитие агропромышленного комплекса области.
В сфере строительства Ярославская область по уровню динамики развития отстает только от Тверской области. Строительный комплекс играет важную роль в экономике региона, так как является производителем товаров инвестиционного спроса, определяющих экономическое и социальное развитие на долгосрочную перспективу. Темпы динамики строительства в последние годы значительно отли-
чались от темпов динамики валового регионального продукта. Обусловлено это выполнением большей части строительных работ в рамках строительства инфраструктурных объектов, финансируемых не населением и бизнесом региона, а крупными федеральными корпорациями и федеральным или региональным бюджетом. Завершение данных объектов привело к резкому сокращению строительных работ в 2012 г. Проблема в том, что крупные инфраструктурные проекты реализуются не на регулярной основе, поэтому дефицит строительных работ (предположительно) может быть компенсирован увеличением объемов жилищного строительства.
По грузообороту железнодорожным транспортом Ярославская область уступает только Тверской области; по грузообороту автотранспортом -Тверской и Владимирской областям. Дорожная инфраструктура в области достаточно развита, что предопределяет дальнейший рост грузооборота в рамках региона.
Высокими темпами в настоящее время развивается сфера торговли (особенно оптовой торговли), что связано как с общими тенденциями роста в секторе услуг, так и с развитием процессов урбанизации в Ярославском регионе.
По итоговому показателю Ярославская область занимает второе место по отраслевой структуре в Центральном федеральном округе, что говорит о возможностях дальнейшего совершенствования отдельных отраслей хозяйства.
3. Финансовая страница (табл. 3, 4) Анализ данных, представленных в табл. 3, свидетельствует о том, что Ярославская область уступает всем областям, кроме Костромской, по темпу прироста доходов бюджета.
Для увеличения доходной базы областного бюджета правительство Ярославской области принимало меры по привлечению перспективных налогоплательщиков за счет предоставления поддержки их инвестиционной деятельности, сохранению и увеличению объема выпуска продукции на предприятиях области, росту неналоговых доходов, вовлечению в налогообложение объектов недвижимости, сокращению задолженности по налогам.
Отметим, что темпы роста акцизов (косвенный налог, собираемость которого довольно проста) в Ярославском регионе самые высокие в Центральном федеральном округе, а в абсолютном выражении Ярославская область занимает 3-е место после Москвы и Московской области.
Анализ данных, представленных в табл. 4, свидетельствует о том, что расходная часть бюджета Ярославской области в 2013 г. исполнена в сумме 64,63 млрд руб., или 92 % от утвержденного областного бюджета. Следует отметить, что в Ярославском регионе разработана и используется при планировании бюджета новая структура классификации целевых статей расходов областного бюджета, полностью согласованная со структурой государственных программ области.
Таблица 3
Доходы консолидированных бюджетов субъектов Центрального федерального округа
в 2000-2013 гг., млрд руб.
Регион 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2013
Владимирская область 4,78 10,13 13,55 21,51 36,92 43,20 48,17 50,26
Ивановская область 3,48 7,91 10,54 17,60 24,79 29,17 34,86 40,01
Костромская область 2,60 5,61 7,17 10,23 18,14 20,77 24,78 24,64
Тверская область 5,45 10,11 14,63 24,27 40,02 46,72 52,67 57,32
Ярославская область 6,96 13,78 17,48 26,45 42,20 51,49 59,29 63,09
Источник: данные Росстата.
Таблица 4
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Центрального федерального округа
в 2000-2013 гг., млрд руб.
Регион 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2013
Владимирская область 4,63 10,08 13,33 21,02 36,82 45,01 50,48 49,56
Ивановская область 3,32 8,07 10,48 17,47 25,38 30,75 36,41 36,26
Костромская область 2,64 5,78 7,58 10,91 17,34 23,08 24,75 26,39
Тверская область 5,50 10,78 14,50 24,11 39,64 50,88 58,71 52,93
Ярославская область 6,72 13,75 19,32 28,34 44,44 56,07 64,55 64,63
Источник: данные Росстата.
Таблица 5
Обеспеченность субъектов Центрального федерального округа собственными средствами
в 2000-2013 гг., %
Регион 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2013
Владимирская область 0,97 0,99 0,98 0,98 1,00 1,04 1,05 0,99
Ивановская область 0,95 1,02 0,99 0,99 1,02 1,05 1,04 0,91
Костромская область 1,01 1,03 1,06 1,07 0,96 1,11 1,00 1,07
Тверская область 1,01 1,07 0,99 0,99 0,99 1,09 1,11 0,92
Ярославская область 0,97 1,00 1,11 1,07 1,05 1,09 1,09 1,02
Источник: составлено авторами на основе данных табл. 3 и 4.
Бюджетная политика области как составная часть экономической политики региона нацелена на повышение уровня и качества жизни населения через повышение уровня экономического развития и реализуется по основным направлениям Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года5.
Наиболее значимыми, по мнению авторов, являются следующие направления:
- формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционной деятельности;
- повышение конкурентоспособности региональной экономики за счет создания кластеров на базе действующих хозяйствующих субъектов, учебных заведений и научных организаций;
- расширение форм государственной поддержки посредством разработки мер, направленных на создание и развитие промышленных (индустриальных) парков за счет внебюджетных средств.
Кроме того, необходимо, чтобы налоговые расходы областного бюджета в перспективе служили росту доходной базы региона. Жестким правилом должен стать следующий принцип: помощь государства предоставляется только в обмен на реалистичную программу развития с последующим контролем за ее исполнением (касается инвестиционных проектов).
Основной целью бюджетной политики области по направлению «Эффективное государство» является интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития региона [3, с. 59-60]. Это успешно реализуется в Ярославской области, в частности осуществляется разделение бюджетных ресурсов на две части - текущие обязательства и развитие.
5 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года: постановление правительства Ярославской области от 06.03.2014 № 188-п.
-17 (392)
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: теория и практика
Анализ данных, представленных в табл. 5, свидетельствует о том, что дефицит бюджета в Ярославской области наблюдается, начиная с 2002 г., такая ситуация сохраняется и в настоящее время. Обеспеченность других областей собственными средствами испытывала значительные колебания, однако 2008 г. (год начала финансово-экономического кризиса) стал переломным практически для всех. Заметим, что Владимирской, Ивановской и Тверской областям удалось к 2013 г. сделать свои бюджеты профицитными.
Превышение расходных обязательств над доходами нельзя назвать положительной тенденцией, так же, как нельзя считать положительным профицит бюджета. В первом случае области не укладываются в бюджеты и рассчитывают на заемные средства, что усиливает их зависимость от кредиторов. Во втором случае экономия бюджетных средств, как правило, реализуется через секвестирование отдельных расходных статей бюджета, в том числе по социальным обязательствам. Лучшим вариантом является сбалансированность бюджетных обязательств с доходными источниками.
Ярославская область укладывалась в доходную часть бюджета только в 2000 и 2001 гг. Однако не следует воспринимать это только как нечто негативное. Структура расходов бюджета Ярославской области в последние годы меняется в связи с передачей полномочий по социальному обслуживанию, здравоохранению и образованию органов местного самоуправления на уровень субъекта. Достаточно будет сказать, что отрасли социальной сферы занимали 60% в структуре расходов бюджета 2013 г. Такая социальная ориентированность консолидированного бюджета снижает его гибкость, так как Ярославская область всегда стремилась вовремя и в полном объеме погашать свои социальные обязательства перед населением.
4. Информационная страница (табл. 6) Анализ данных, представленных в табл. 6, свидетельствует о том, что интегральный коэффициент,
- 2015-
REGIONAL ECONOMICS: theory and practice
Таблица 6
Расчет интегрального коэффициента конкурентоспособности субъектов Центрального федерального округа по информационной странице
Показатель Владимирская область Ивановская область Костромская область Тверская область Ярославская область
Удельный вес организаций, использующих персональные компьютеры 0,0067 0,0092 0,0046 0,0032 0,0074
Число персональных компьютеров на 100 работников 0,0291 0,0329 0,0200 0,0323 0,0195
Затраты на информационные и коммуникационные технологии 0,0045 0,0313 0,2641 0,0192 0,0067
Итого... 0,0403 0,0734 0,2888 0,0547 0,0337
Интегральный коэффициент 95,9669 92,6552 71,1240 94,5257 96,6280
Источник: данные Росстата.
который по Ярославской области составил 96,6280, показывает, что регион по совокупности всех показателей информационного обеспечения находится на первом месте, что положительно характеризует область.
Согласно исследованиям Института развития информационного общества Ярославская область занимает 20-е место в Российской Федерации и 5-е место в Центральном федеральном округе по индексу готовности регионов Российской Федерации к информационному обществу. Связано такое положение в области с применением подавляющим большинством организаций различных видов информационных и коммуникационных сетей, приобретением новой компьютерной техники (наибольший вклад касается сфер розничной и
оптовой торговли, транспорта и связи, образования и здравоохранения), применением специальных программных средств, ориентированных на решение организационных, управленческих и экономических задач.
5. Внешнеэкономическая страница (табл. 7-9) Рассмотрим данные по динамике экспорта и импорта за период с 2005 по 2013 г. по пяти областям Центрального федерального округа.
Ярославская область является активным внешнеторговым партнером и ориентирована на экспорт. Однако в 2009 г. впервые за период осуществления внешнеэкономической деятельности организаций и предприятий области сложилось отрицательное сальдо внешнеторгового оборота. В этот период произошло резкое сокращение экспорта
Таблица 7
Данные по объемам экспорта по областям Центрального федерального округа
в 2005-2013 гг., млн долл.
Регион 2005 2007 2009 2011 2012 2013
Владимирская область 237 460 488,0 904,5 597,3 948,7
Ивановская область 124 147 87,3 123,1 127,0 178,4
Костромская область 196 249 161,0 200,9 191,8 347,9
Тверская область 123 204 217,0 228,6 205,8 316,9
Ярославская область 355 509 292,0 581,1 644,4 2 000,4
Источник: данные Росстата.
Таблица 8
Данные по объемам импорта по областям Центрального федерального округа
в 2005-2013 гг., млн долл.
Регион 2005 2007 2009 2011 2012 2013
Владимирская область 301 823 731 1 410,0 1 454,6 1 628,9
Ивановская область 229 330 500 752,8 617,4 820,4
Костромская область 143 140 114 162,1 177,9 214,3
Тверская область 207 379 399 603,2 833,7 1 069,8
Ярославская область 199 328 471 874,7 918,9 949,7
Источник: данные Росстата.
Таблица 9
Коэффициент покрытия импорта экспортом по областям Центрального федерального округа
в 2005-2013 гг., млн долл.
Регион 2005 2007 2009 2011 2012 2013
Владимирская область 78,63 55,90 66,79 64,16 41,06 58,24
Ивановская область 54,33 44,57 17,45 16,35 20,57 21,75
Костромская область 136,54 177,33 141,85 123,94 107,81 162,34
Тверская область 59,40 53,76 54,29 37,90 24,69 29,62
Ярославская область 178,81 155,24 62,11 66,43 70,13 210,63
Источник: составлено авторами на основе табл. 7 и 8.
и импорта. Отрицательное сальдо внешнеторгового оборота отражало импортную направленность внешней торговли Ярославской области.
Отметим, что ситуация изменилась в 2013 г., когда объем экспорта примерно в 2 раза превысил объем импорта области. Связано это со значительным увеличением объемов торговли со странами дальнего зарубежья. Наиболее крупными торговыми партнерами области выступают Нидерланды, Китай, Эстония, Польша и Германия.
Что касается остальных исследуемых регионов Центрального федерального округа, то по ним наблюдается превышение импорта над экспортом, т.е. продукция этих областей не является достаточно конкурентоспособной для обращения на внешнем рынке. Обратная ситуация сложилась в Костромской области. В данном регионе на протяжении всего рассматриваемого периода сложилось положительное торговое сальдо. Однако в абсолютном выражении по объемам экспорта, и особенно импорта, область уступает другим регионам, что не позволяет говорить о ней как о крупном участнике внешнеторговой деятельности.
Далее перейдем к анализу международной конкурентоспособности Ярославской области и граничащих с ней областей (табл. 10).
Показатель международной конкурентоспособности раскрывает долю чистого экспорта во внешнеторговом обороте региона. Он рассчитывается по следующей формуле:
К., =
Э - И
где Э - объем экспорта региона;
И - объем импорта региона;
Во - внешнеторговый оборот региона.
Анализ данных, представленных в табл. 6, свидетельствует о том, что только Ярославская (до 2009 г. и в 2013 г.) и Костромская области имеют положительные значения. В Костромской области хорошо организованы заготовка древесины и производство высококачественных целлюлозно-бумажных изделий. Другие направления экспорта область наращивать не стремится. Такая низкая степень диверсификации экспортной деятельности, а также зависимость от импорта машин и оборудования не позволяют считать Костромскую область крупным внешнеторговым игроком.
Снижение (а также отрицательные значения) данного коэффициента в Ярославской области указывает на большие объемы внешнеторговой деятельности и превышение импорта над экспортом в отдельные периоды. В 2013 г. ситуация в области коренным образом изменилась. Благодаря увеличению выпуска высококачественных нефтепродуктов региону удалось значительно нарастить экспорт и более четко обозначить свою внешнеторговую направленность (химия и нефтехимия).
Далее рассмотрим коэффициенты территориальной специализации экспорта (рис. 2, 3) и импорта (рис. 4, 5).
Таблица 10
Коэффициент международной конкурентоспособности областей Центрального федерального округа в 2005-2013 гг.
Регион 2005 2007 2009 2011 2012 2013
Владимирская область -0,12 -0,28 -0,20 -0,22 -0,42 -0,26
Ивановская область -0,30 -0,38 -0,70 -0,72 -0,66 -0,64
Костромская область 0,15 0,28 0,17 0,11 0,04 0,24
Тверская область -0,25 -0,30 -0,30 -0,45 -0,60 -0,54
Ярославская область 0,28 0,22 -0,23 -0,20 -0,18 0,36
Источник: составлено авторами на основе таблиц 7 и 8.
/
■ \ .
2007
■ Владимирская область 1 Костромскаяобласть 1 Ярославская область
Ивановская область ■ Тверская область
Источник: данные Росстата.
Рис. 2. Территориальная специализация экспорта регионов Центрального федерального округа (дальнее зарубежье)
2007
• Владимирская область Костромскаяобласть " Ярославская область
Ивановская область " Т верская область
Источник: данныеРосстата.
Рис. 3. Территориальная специализация экспорта регионов Центрального федерального округа (страны СНГ)
^ 2007
• Владимирская область Костромскаяобласть ■ Ярославская область
2011 2013
Ивановская область
—V
2007
2009
Владимирская область Костромскаяобласть Ярославская область
2011 2013
^ Ивановская область
1,00
3.70
0,90
0.60
0
0.50
0.70
0.60
0.40
0.50
0.30
0.40
0.20
0.30
0.20
0.10
0.10
0.00
0.00
2011
1.00
0.90
0.90
0.80
0.80
0.70
0.70
0.60
0.60
0.50
0.50
0.40
0.40
0.30
0.30
0.20
0.20
0.10
0.10
0.00
0.00
Источник: данные Росстата.
Рис. 4. Территориальная специализация импорта регионов Центрального федерального округа (дальнее зарубежье)
Источник: данные Росстата.
Рис. 5. Территориальная специализация импорта регионов Центрального федерального округа (страны СНГ)
С 2005 г. экспортирующие предприятия получили определенные выгоды за счет либерализации внешнеторговой деятельности и отмены импортных барьеров в ряде стран. Импортирующие предприятия также оказались в выигрыше за счет уменьшения таможенной стоимости ввозимого сырья. В Ярославскую область ввозились табачное сырье, органические химические соединения, полимеры и пластмассы, бумага и картон, хлопковое волокно, черные металлы, алюминий, сырье для пищевой промышленности, поэтому наблюдался постоянный рост экспорта и импорта в 2005-2008 гг.
В 2009 г. наблюдалось значительное снижение объемов торговли по всем показателям, за исключением значительного прироста поставок товаров по импорту из стран СНГ. Это связано со снижениями темпов роста мировой экономики (с 2008 г.), которое привело к снижению спроса на топливные и сырьевые ресурсы.
Существенную роль в изменении темпов роста внешней торговли Ярославской области сыграл экспорт в страны СНГ, значительно снизившийся по сравнению с показателями 2008 г. из-за значительного снижения физических объемов и цен. Сокращение импорта области по сравнению с 2008 г. произошло за счет снижения объема поставок нефтепродуктов в 3,7 раза, электрических машин и оборудования в 1,7 раза. Объемы торговли со странами дальнего зарубежья были в 3,3 раза выше, чем со странами СНГ.
С 2013 г. структура экспорта и импорта Ярославской области изменилась. Отмечен рост внешней торговли со странами СНГ, что можно объяснить стремлением Российской Федерации к расширению внешнеэкономических связей со странами Таможенного союза.
Товарная структура экспорта и импорта в Ярославской области в 2005-2013 гг. представлена на рис. 6, 7.
Анализ данных, представленных на рис. 6 и 7, свидетельствует о преобладании импорта в Ярославскую область машиностроительной продукции, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, а также продукции химической промышленности. Экспортируются из области машины и оборудование, транспортные средства и продукция химической промышленности.
Товарная структура экспорта в 2013 г. изменилась в части значительного роста поставок нефтепродуктов, объемы которых составили 52,6% от общего объема экспорта.
По мнению авторов, самым необходимым для области в ближайшей перспективе является развитие собственного машиностроительного комплекса, который сможет гарантировать технологическую безопасность, ее относительную независимость в части наращивания и развития производственных мощностей от конъюнктуры мирового рынка. 6. Кластерная страница При выявлении предпосылок и условий для определения наиболее перспективных (пилотных) потенциальных кластеров в экономике Ярославской области в первую очередь учитывается производственная специализация региона, обеспечивающая концентрацию на его территории определенных видов производства, рабочей силы, обладающей необходимой квалификацией, а также интенсивность и направления развития данных секторов экономики.
В результате предварительного кластерного анализа можно сделать вывод, что на территории области нет ни одного оформленного кластера, который бы обладал всеми характерными признаками.
Основными индикаторами реализации кластерной политики в Ярославской области до 2015 г. являются6:
- создание не менее пяти перспективных кластеров;
- организация не менее семи индустриальных парков и перспективных инвестиционных площадок, которые будут обеспечены необходимой инфраструктурой;
- увеличение объема инвестиций в основной капитал области до 2015 г. по отношению к 2008 г. на 50% за счет привлечения инвестиций в рамках стратегий и программ развития кластеров;
- разработка не менее 10 региональных инвестиционных проектов в рамках стратегий и программ развития кластеров и привлечение софинансирования для их реализации из институтов развития Российской Федерации; Дополнительными индикаторами могут являться:
- увеличение в составе валового регионального продукта и в экспорте Ярославской области доли продукции, выпускаемой участниками кластеров, и в первую очередь конечных про-
6 Об утверждении концепции кластерной политики Правительства области: постановление правительства Ярославской области от 30.06.2009 № 650-п.
* О
■О
О)
>
со о
-VI
'со со го
м о
сл
В- л а> т
о
гп
|о
о
® О
О со
Машины, оборудование и транспорт Металлы и изделия из них Древесина и целлюлозно-бумажные изделия Продукция химической промышленности Продукция топливно-энергетического комплекса Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
Машины, оборудование и транспорт Металлы и изделия из них Древесина и целлюлозно-бумажные изделия Продукция химической промышленности Продукция топливно-энергетического комплекса Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
Машины, оборудование и транспорт Металлы и изделия из них Древесина и целлюлозно-бумажные изделия Продукция химической промышленности Продукция топливно-энергетического комплекса Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
Машины, оборудование и транспорт Металлы и изделия из них Древесина и целлюлозно-бумажные изделия Продукция химической промышленности Продукция топливно-энергетического комплекса Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
10,00 19,30
Машины, оборудование и транспорт Металлы и изделия из них Древесина и целлюлозно-бумажные изделия Продукция химической промышленности Продукция топливно-энергетического комплекса Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
Машины, оборудование и транспорт Металлы и изделия из них Древесина и целлюлозно-бумажные изделия Продукция химической промышленности Продукция топливно-энергетического комплекса Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
Машины, оборудование и транспорт Металлы и изделия из них Древесина и целлюлозно-бумажные изделия Продукция химической промышленности Продукция топливно-энергетического комплекса Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
Машины, оборудование и транспорт Металлы и изделия из них Древесина и целлюлозно-бумажные изделия Продукция химической промышленности Продукция топливно-энергетического комплекса Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
Машины, оборудование и транспорт Металлы и изделия из них Древесина и целлюлозно-бумажные изделия Продукция химической промышленности Продукция топливно-энергетического комплекса Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
I 20,01 126,01
15,70 ■24,70
121,90 ■ 28,50
!,90 18,50
115,20 I 12,80
I 17,50 116,50
10,90 ■ 24,80
6,60 3,10
7,90 ■ 21,40
4,70 1,50
7,60 ■ 22,80
3,80 3,30
9,00 ■21,50
19,00 1,50
I 17,20 121,90
18,90 2,20
98,00
138.3С
273,40
252.40
|-С1
Я
ез о ЕС
ВС рг К
о
ас ^
о-1 ВС О
н=
си К о ВС о ё ЕС к аэ
со со
Источник: данные Росстата.
Рис. 6. Экспорт Ярославской области в разрезе товарных групп в 2005-2013 гг., млн долл.
ст>
о* ЕЗ
о*
ЕЗ рэ
м
о о ЕЗ
о
3
S
и
:>
я
Ч
h а ю о
о «
= п
и
X
rn
Ч
о г:
S .Ч1
СМ я
-
§ - 3
I л й 01 2 1
X 5
о 0
н 0
tu 2
эт tu я - о
ч = «
Fl Я л = ib I -
S
дуктов, конкурентоспособных на российском и международном уровнях;
- увеличение количества новых рабочих мест в рамках кластеров;
- рост объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инновационной деятельности в рамках кластеров;
- рост удельного веса товаров и услуг субъектов малого и среднего предпринимательства, произведенных и оказанных в рамках кластеров на основе механизмов аутсорсинга и субконтрактации.
В настоящее время основные усилия в Ярославской области направлены на организацию следующих кластеров:
- газотурбостроения и энергетического машиностроения;
- современной фармацевтической промышленности и инновационной медицины;
- туристско-рекреационный;
- машиностроения и производителей автокомпонентов;
- лакокрасочный промышленный. Наиболее перспективными на сегодняшний
день считаются следующие кластеры7: 1) кластер бизнес-аутсорсинга. Аутсорсинг - значительный инструмент для роста валового регионального продукта, смягчения дефицита квалифицированных кадров, повышения эффективности производства, внедрения инноваций. Наиболее привлекательны следующие виды аутсорсинга:
- производственный аутсорсинг (субконтрактация);
- инжиниринговый аутсорсинг, в том числе инвентаризация имеющихся возможностей для решения общих задач для групп предприятий (также в кластерах). Необходимо содействие организации и развитию малых инжиниринговых компаний по дефицитным направлениям с определением форм и степени поддержки в рамках целевых программ;
- кадровый аутсорсинг (аренда специалистов) -содействие созданию системы аренды спе-
7 Колошин А., Разгуляев К., Тимофеева Ю., Русинов В. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров. URL: http://politanaliz.ru/articles_695.html (дата обращения: 26.11.2014)
циалистов предприятиями для частичного решения их дефицита в условиях неравномерной загрузки предприятий и привлечение квалифицированных неработающих пенсионеров с учетом отраслевого принципа;
2) кластер логистики и транспорта;
3) кластер информационных технологий;
4) агропромышленный кластер.
С учетом первостепенной стратегической роли обрабатывающей промышленности в экономике Ярославской области ключевое значение приобретает производственный аутсорсинг (субконтрактация).
В области производится много видов сложной технической продукции (газотурбинных двигателей, дорожно-строительных машин, судов и т.д.), состоящей из большого количества деталей, производимых на самих предприятиях, что снижает общий уровень производительности труда. В то же время около 200 организаций области работают в производстве металлических, пластмассовых, резиновых изделий. Наращивание валового регионального продукта возможно при развитии системы внутриобластной кооперации для производственных предприятий.
7. Инвестиционная страница (табл. 11)
Наивысший показатель по инвестированию в различные сферы деятельности имеют Тверская и Ярославская области (табл. 8), что является положительным фактором и оказывает влияние на дальнейшее прогрессивное развитие всех сфер, в том числе и сфер кластерного строительства8.
Проведем оценку качественных параметров на основе методики Всемирного экономического форума, используемой для расчета индекса глобальной конкурентоспособности (табл. 12).
Анализ данных, представленных в табл. 12., свидетельствует о том, что Ярославская область занимает лидирующие позиции по всем группам факторов конкурентоспособности. При этом регион выигрывает в конкуренции преимущественно за счет эффективно функционирующих общественных и частных институтов, развитой инфраструктуры, стабильной макроэкономической ситуации, а также за счет хороших специалистов, получающих качественное образование и профессиональную подготовку.
8 Шубина Т.Н., Романченко В.А. Кластеризация как форма привлечения инвестиций в региональную экономику // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 30. С. 49
Таблица 11
Расчет интегрального коэффициента конкурентоспособности субъектов Центрального федерального округа по инвестиционной странице
Показатель Владимирская область Ивановская область Костромская область Тверская область Ярославская область
Инвестиции в основной капитал 0,0122 0,0213 0,0060 0,0116 0,0104
Инвестиции в основной капитал на 0,0146 0,0261 0,0063 0,0139 0,0133
душу населения
Поступление иностранных 0,0662 0,0915 0,1761 0,0570 0,0713
инвестиций
Затраты на технологические 0,1245 0,1160 0,1241 0,0875 0,0913
инновации
Объем инновационных товаров, 0,0689 0,0169 0,0204 0,0128 0,0020
работ, услуг
Итого... 0,2864 0,2718 0,3330 0,1828 0,1884
Интегральный коэффициент, %о 71,4 72,8 66,7 81,7 81,2
Источник: данные Росстата.
Таблица 12
Оценка качественных параметров
Показатель Ярославская область Владимирская область Ивановская область Костромская область Тверская область
Базовые требования 6,38 5,72 5,22 5,16 6,31
Усилители эффективности 6,13 5,88 5,18 5,57 5,98
Факторы развития инновационного потенциала 5,81 5,04 4,87 4,75 5,01
Источник: составлено авторами на основе анкетирования сотрудников 12 департаментов правительства Ярославской области.
Немаловажное значение имеет тот факт, что предприятия и организации Ярославской области поддерживают внешнеэкономические связи со многими странами: в 2013 г. связи поддерживались со 107 странами мира, в том числе экспортировалась продукция в 76 стран, импортировалась продукция из 87 стран. Это свидетельствует о том, что в регионе созданы хорошие условия для развития бизнеса. В то же время, чтобы обеспечить и сохранить высокий уровень жизни, нужно использовать конкурентные преимущества области, что возможно только за счет инноваций, которые способны произвести кластерные структуры [19, с. 60].
Таким образом, все большее значение в формировании инновационности отдельных территориальных образований в Ярославской области приобретают кластерные структуры, построенные на сотрудничестве предприятий, финансово-кредитных учреждений, учебных заведений и др., которые позволяют:
- развить взаимовыгодное сотрудничество между властью, бизнесом, учебными заведениями, научными организациями и общественностью;
- расширить доступ хозяйствующих субъектов -участников кластеров к инвестициям, инновациям и новым технологиям;
- обеспечить оптимизацию положения хозяйствующих субъектов Ярославской области в производственных цепочках;
- повысить уровень конкурентоспособности товаров и услуг региона на российском и международном рынках.
В целях активизации инновационной деятельности и восстановления внутрирегиональной производственной кооперации правительством Ярославской области была утверждена Концепция кластерной политики правительства области9.
В настоящее время на территории области нет ни одного оформленного кластера. По оценке авторов, в первую очередь необходимо создавать фармацевтический и химический кластеры, кластер автокомпонентов, туристско-рекреационный кластер и кластер 1Т-технологий.
В фармацевтический кластер войдут такие компании, как «Никомед», «Р-ФАРМ», «Тева», «НТ-фарма», «Витафарма», «Фармославль», «Бентус Лаборатории». Основные направления развития
9 Об утверждении концепции кластерной политики правительства области: постановление правительства Ярославской области от 30.06.2009 № 650-п.
фармацевтики области - это производство российских дженериков и биодженериков, локализация производства иностранных патентованных препаратов и переход к стандартам производства GMP.
Основу лакокрасочного кластера составят ОАО «Русские краски», группа предприятий «Индекс», ЗАО «НПК ЯрЛИ», ЗАО «Ярославский колорит», ООО «Ярославский проектный институт лакокрасочных производств», Ярославский государственный технический университет. Ярославль является крупнейшим в Восточной Европе высокотехнологичным центром лакокрасочной промышленности и производства сырья и высокотехнологичных химических компонентов на основе нанотехнологий.
В области также существуют реальные предпосылки для создания и развития конкурентоспособного машиностроительного кластера. Территориальной основой этого кластера должна стать урбанизированная промышленно развитая ось «Ярославль - Тутаев - Рыбинск», сосредоточивающая основной машиностроительный потенциал региона. Крупнейшими предприятиями, производящими машины и оборудование, являются НПО «Сатурн», ОАО «Автодизель» и Тутаевский моторный завод. Они и должны составить ядро кластера.
Цель создания туристско-рекреационного кластера - повышение конкурентоспособности территории на туристическом рынке за счет синер-гетического эффекта [16, с. 18-19]. В кластер войдут четыре города: - Ростов, Ярославль, Переславль-За-лесский и Углич, которые входят в «Золотое кольцо России», а также город Мышкин, который является провинциальным музейным центром.
Создание кластера 1Т-технологий имеет большое значение для успешного развития остальных кластеров.
Создание на территории области кластеров способно в дальнейшем обеспечить:
- диверсификацию отраслевой структуры хозяйства области;
- рост и развитие производства экономики региона;
- достижение высокого уровня конкурентоспособности экономики региона;
- уменьшение дотационной зависимости субъекта от федерального центра;
- укрепление финансовой независимости. Таким образом, реализация кластерного подхода к модернизации хозяйственного комплекса Ярославского региона будет способствовать укреплению
экономических позиций отдельных производств и региона в целом.
Список литературы
1. Абрамов Р.А. Роль и место территориальных кластеров в развитии российских регионов // Экономические науки. 2009.№ 8. С. 239-243.
2. Болдырева С.Б. Кластерный подход в стратегии инновационного развития региона в условиях модернизации экономики // Финансы и кредит. 2013. № 6. С. 58-63.
3. ДергачевВ.А. Геополитика: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 526 с.
4. Ефимова И.Н. Анализ условий создания регионального научно-инновационного кластера как важнейшего фактора устойчивого развития экономической системы региона // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 10. URL: http://sisp.nkras. ru/e-ru/issues/2012/10/efimova.pdf.
5. Исланкина Е.А. Теоретические аспекты интернационализации кластеров // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 1-1. С. 36-45
6. Колесниченко Е.А., Савинова О.В. Кластерный подход как инструмент создания благоприятного инвестиционного и делового климата в системе обеспечения конкурентоспособности территории // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 2. С. 47-55.
7. Кочетов Э.Г. Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства. М.: Норма, 2010. 529 с.
8. Кочетов Э.Г. Глобализация: истоки, сущность, основные характеристики // Безопасность Евразии. 2004. № 2. С. 188-204.
9. Кузнецова Ю.Е. К вопросу о кластерном развитии региональной экономики // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2012. № 1. С. 142-146.
10.МаршаловаА.С., НовоселовА.С. Региональная экономическая политика субъекта федерации: проблемы разработки и реализации // Регион: экономика и социология. 2014. № 1. С. 124-144.
11. Махотаева М.Ю., Николаев М.А., Малышев Д.П. Методологические аспекты формирования стратегии инновационного развития на региональном уровне. Псков: ПГУ, 2013. 292 с.
12. Миролюбова Т. Региональные экономические кластеры в системе стратегического планиро-
вания: методы идентификации // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 11. С. 39-49.
13. Петрухина Е.В. Роль региональных кластерных структур в инновационном развитии региона // Регион: системы, экономика, управление. 2012. № 4. С. 117-121
14. Растворцева С.Н., Череповская Н.А. Приоритеты и формы реализации кластерной политики в российских регионах. Белгород: Константа, 2013. 206 с.
15. Рубинштейн А.Г. Моделирование экономических взаимодействий в территориальных системах. Новосибирск: Наука, 1983. 235 с.
16. Саак А.Э., Горелова Г.В., Жертовская Е.В. Управление развитием туристского комплекса муниципального образования с помощью комплексной методики выбора и принятия управленческих
решений (на примере г. Таганрога) // Туризм: право и экономика. 2008. № 1. С. 18-29.
17. ФилоноваЕ.С., БукрееваЮ.В. Анализ состояния регионов центрального федерального округа по показателям предприятий малого и среднего бизнеса // Вестник финансового университета. 2013. № 6. С. 35-47.
18. ШуваловаЮ.Ю. Геоинформационные системы и конкурентоспособность региона // Российское предпринимательство. 2011. № 4-2. С. 154-160.
19. Шувалова Ю.Ю. Инновации в рамках конкурентоспособности региона // Креативная экономика. 2011. № 6. С. 58-62.
20. Шутилов Ф.В., Прохорова В.В. Территориальное развитие экономических систем на основе кластерного подхода. Краснодар: ЮИМ, 2012. 127 с.
Regional Economics: Theory and Practice Region in National Economy
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
DETERMINATION OF THE STRATEGY PERSPECTIVE DIRECTIONS OF CLUSTER-BUILDING IN THE REGION THROUGH THE ESTABLISHMENT OF GEO-ECONOMIC ATLAS (THE YAROSLAVL REGION CASE STUDY)
Elena V. SAPIR, Igor' A. KARACHEV
Abstract
Subject The article deals with the creation of cluster structures in the Yaroslavl region based on the authors' model of geo-economic atlas of the region and the identification of new strategic areas of development in the context of Western economic sanctions against the Russian Federation.
Objectives The goal of the paper is to identify promising cluster structures in the Yaroslavl region. To that end, we set the tasks of calculation and analysis of the economic-financial conditions of the regions of the Central Federal District, identification of the competitive advantages of the Yaroslavl region, and development of proposals to enhance the advancement of the region.
Methods We studied the Yaroslavl region's competitive ability on the basis of quantitative and qualitative performance indicators of the region. We evaluated the quantitative factors by calculating the integral indicators of competitiveness, and we analyzed the
quality parameters through the method of expert estimations. As well we used a graphical method (histograms, tables), and the average values and time-series construction methods.
Results We have identified the growth points of the region's economy, which could be a starting point on the way to innovative development. We determined that in the Yaroslavl region, there are certain prerequisites and conditions for the creation and development of a few pilot clusters based on historically established industries and new opportunities, which include pharmaceutical, paint, and tourist and recreational clusters and a cluster of automotive components.
Conclusions The implementation of our proposals would result in the increase of the competitiveness of the region's economy through the growth of production volume, the share of innovative products and the productivity of the cluster members, increasing the volume of direct investments into economy of the region. The results of the work may be of interest to the Govern-
ment of the Yaroslavl region to develop a strategy for socioeconomic development of the region.
Keywords: geo-economic atlas, strategy, cluster construction, integral factor, competitiveness, quality, quantity, indicators, global competitiveness index
References
1. Abramov R.A. Rol' i mesto territorial'nykh klasterov v razvitii rossiiskikh regionov [The role and place of the territorial clusters in the development of Russian regions]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2009, no. 8, pp. 239-243.
2. Boldyreva S.B. Klasternyi podkhod v strategii innovatsionnogo razvitiya regiona v usloviyakh mod-ernizatsii ekonomiki [A cluster approach in the strategy of innovative development of the region in terms of economic modernization]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2013, no. 6, pp. 58-63.
3. Dergachev V.A. Geopolitika [Geopolitics]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2012, 526 p.
4. Efimova I.N. [Analysis of the conditions for the establishment of a regional research and innovation cluster as the most important factor of sustainable development of the economic system of the region]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem, 2012, no. 10. (In Russ.) Available at: http://sisp.nkras. ru/e-ru/issues/2012/10/efimova.pdf.
5. Islankina E.A. Teoreticheskie aspekty inter-natsionalizatsii klasterov [Theoretical aspects of the internationalization of clusters]. Vestnik Nizhegorod-skogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo = Bulletin of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, 2014, no. 1-1, pp. 36-45.
6. Kolesnichenko E.A., Savinova O.V. Klasternyi podkhod kak instrument sozdaniya blagopriyatnogo inves-titsionnogo i delovogo klimata v sisteme obespecheniya konkurentosposobnosti territorii [A cluster approach as a tool for the creation of a favorable investment and business climate for the competitiveness ofthe territory]. Sotsial 'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Socio-economic Phenomena and Processes, 2014, no. 2, pp. 47-55.
7. Kochetov E.G. Geoekonomika. Osvoenie mi-rovogo ekonomicheskogo prostranstva [Geo-econom-ics. Mastering the world economic space]. Moscow, Norma Publ., 2010, 529 p.
8. Kochetov E.G. Globalizatsiya: istoki, sushch-nost', osnovnye kharakteristiki [Globalization: the origin, nature, basic characteristics]. Bezopasnost'Evrazii = Security of Eurasia, 2004, no. 2, pp. 188-204.
9. Kuznetsova Yu.E. K voprosu o klasternom razvitii regional'noi ekonomiki [On cluster development of the regional economy]. Vestnik Altaiskogo gosudarstven-nogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Altai State Agricultural University, 2012, no. 1, pp. 142-146.
10. MarshalovaA.S., NovoselovA.S. Regional'naya ekonomicheskaya politika sub"ekta federatsii: proble-my razrabotki i realizatsii [Regional economic policy of a constituent entity of the Federation: problems of development and implementation]. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2014, no. 1, pp. 124-144.
11. Makhotaeva M.Yu., Nikolaev M.A., Maly-shev D.P. Metodologicheskie aspekty formirovaniya strategii innovatsionnogo razvitiya na regional'nom urovne [Methodological aspects of the formation of the strategy of innovative development at the regional level]. Pskov, PSU Publ., 2013, 292 p.
12. Mirolyubova T. Regional'nye ekonomicheskie klastery v sisteme strategicheskogo planirovaniya: me-tody identifikatsii [Regional economic clusters in the system of strategic planning: methods of identification]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Problems of Theory and Practice of Management, 2011, no. 11, pp.39-49.
13. Petrukhina E.V. Rol' regional'nykh klasternykh struktur v innovatsionnom razvitii regiona [The role of regional cluster structures in the innovative development of the region]. Region: sistemy, ekonomika, up-ravlenie = Region: Systems, Economics, Management, 2012, no. 4, pp. 117-121.
14. Rastvortseva S.N., Cherepovskaya N.A. Prior-itety i formy realizatsii klasternoi politiki v rossiiskikh regionakh [The priorities and modalities of cluster policy in the Russian regions]. Belgorod, Konstanta Publ., 2013, 206 p.
15. Rubinshtein A.G. Modelirovanie ekonom-icheskikh vzaimodeistvii v territorial'nykh sistemakh [Modeling of economic interactions in the territorial systems]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1983, 235 p.
16. Saak A.E., Gorelova G.V., Zhertovskaya E.V. Upravlenie razvitiem turistskogo kompleksa munitsipal'nogo obrazovaniya s pomoshch'yu komple-ksnoi metodiki vybora i prinyatiya upravlencheskikh reshenii (na primere g. Taganroga) [Managing the evolution of the tourist complex of municipal formation by using an integrated methodology for selection and acceptance of administrative decisions (a Taganrog city case study)]. Turizm: pravo i ekonomika = Tourism: Law and Economics, 2008, no. 1, pp. 18-29.
17. Filonova E.S., Bukreeva Yu.V. Analiz sostoy-aniya regionov tsentral'nogo federal'nogo okruga po pokazatelyam predpriyatii malogo i srednego biznesa [An analysis of the regions of the Central Federal District in terms of small and medium-sized businesses]. Vestnikfinansovogo universiteta = Bulletin of Financial University, 2013, no. 6, pp. 35-47.
18. Shuvalova Yu.Yu. Geoinformatsionnye sistemy i konkurentosposobnost' regiona [Geographic information systems and the competitiveness of the region]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2011, no. 4-2, pp. 154-160.
19. Shuvalova Yu.Yu. Innovatsii v ramkakh konkurentosposobnosti regiona [Innovation in the framework of the competitiveness of the region]. Krea-tivnaya ekonomika = Journal of Creative Economy, 2011, no. 6, pp. 58-62.
20. Shutilov F.V., Prokhorova V.V. Territorial'noe razvitie ekonomicheskikh sistem na osnove klasternogo
podkhoda [The territorial development of economic systems on the basis of cluster approach]. Krasnodar, SIM Publ., 2012, 127 p.
Elena V. SAPIR
Yaroslavl Demidov State University, Yaroslavl,
Russian Federation
Igor' A. KARACHEV
Yaroslavl Demidov State University, Yaroslavl, Russian Federation [email protected]
Acknowledgments
The article was supported by the Russian Foundation for Humanities, project No. 15-32-01043.