Кластерная политика как инструмент повышения международной конкурентоспособности региона
Проблематика глобальной конкурентоспособности национальной экономики достаточно активно разрабатывается в мировой и отечественной экономической литературе. В частности, Институт Всемирного Экономического Форума, начиная с 1993 г., ежегодно публикует фундаментальный доклад «Global Competitiveness Report», содержащий многочисленные частные и интегральный рейтинги и подробно раскрывающий методологию оценки конкурентоспособности стран1. В то же время проблема вклада отдельных регионов и территориальных частей в общую конкурентоспособность национальных экономик остается в значительной степени в тени. Между тем каждый регион, локальный экономический субъект, так же как и всё государство в целом, заинтересован в интеграции в мировое экономическое пространство, в эффективном включении в мирохозяйственную сферу, в создании, извлечении и присвоении своей доли мирового дохода.
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ВЭД РЕГИОНА
Традиционно основной формой внешнеэкономической деятельности для большинства российских региональных субъектов ВЭД является внешняя торговля. Однако в последние годы мировые вызовы в этой области ставят новые задачи перед предприятиями-экспортерами и импортерами. Эти вызовы связаны с переносом фокуса с рутинных, издавна установившихся внешнеторговых операций (ориентированных на устаревающие продукты и технологии) на выявление и формирование мировых точек экономического роста в регионах. Чтобы попытаться понять ситуацию в регионе, нами было проведено исследование тенденций внешнеторговой деятельности ряда субъектов Российской Федерации. Исследование охватило фокусный объект - Ярославскую область
1 См., например, The Global Competitiveness Report 2013-2014. Full Data Edition / Ed. Klaus Schwab, Xavier Sala-i-Martin. - Geneva: World Economic Forum, 2013. 553 p.: www: weforum.org/gcr_2013-14.pdf
Е.В. Сапир, И.А. Карачев
УДК 332 ББК 65.04 С-192
и соседние с ней области, близкие с точки зрения уровня и факторов роста и расположенные в той же экономико-природной зоне (Владимирскую, Ивановскую, Костромскую, Тверскую).
Ярославская область является активным внешнеторговым партнером. Внешнеторговый оборот Ярославской области за 2013 г. без учета объемов торговли со странами Таможенного Союза составил 2 950,2 млн долл. США, а его прирост по сравнению с уровнем 2012 г. (1 563,3 млн долл.) составил более 80%2. В 2013 г. предприятия и организации Ярославской области поддерживали внешнеэкономические связи с 86 странами мира, в том числе экспортировали продукцию в 71 страну, импортировали - из 68 стран. Наибольшие объемы торговли с областью принадлежат Китаю, Украине, Польше, Германии, Вьетнаму. Лидирующие позиции среди стран СНГ по объемам закупаемых у области товаров занимают Украина (11,5%) и Азербайджан (3,1%). Среди стран дальнего зарубежья значительный удельный вес в экспорте области имеют Вьетнам (24,7%), Польша (23,5%), Китай (8,1%). Следует отметить значительный ежегодный прирост объемов экспорта с Польшей, Украиной, Вьетнамом.
Наибольшую долю в общем объеме экспорта составляет машиностроительная продукция - 49,1% и продукция химической промышленности - 35,4%. В область импортируется преимущественно машиностроительная продукция (52,2%), необходимая для ведения производственной деятельности предприятий области (машины и различное оборудование, части и оборудование автомобилей), продукция химической промышленности (18,1%) и продовольственные товары и сырье (12,0%).
Традиционно область считается регионом, ориентированным на экспорт. Тенденция прослеживается и в данном исследовании (на протяжении 2002-2008 гг.), однако в 2009 г. сальдо внешнеторгового оборота впервые за период осуществления внешнеэкономической деятельности области сложилось отрицательное (см. таблицы 1, 2). Это связано с тем, что произошло, во-первых, резкое сокращение экспорта, обусловленное снижением средних мировых цен экспортоориентированных товаров и, во-вторых, значительное увеличение объемов импортных поставок из Китая (продукция химической промышленности, оборудование и его части, автомобили и их части), Соединенных Штатов (изделия из никеля, электрические машины и оборудование), Украины (нефтепродукты, оборудование и его части). Таким образом, в 2009-2012 гг. ситуация изменилась. Отрицательное
2 Регионы России. Социально-экономические показатели - 2013 г.: стат. сб., ФСГС: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_14p/Main.htm ; Регионы России. Социально-экономические показатели - 2012 г.: стат. сб., ФСГС: http://www.gks.ru/bgd/regl/B12_14p/Main.htm . Здесь и далее приведены данные официальных статистических справочников «Регионы России. Социально-экономические показатели: Банк Готовых Документов», ФСГС: http://www.gks. га
сальдо внешнеторгового оборота отразило поворот к импортной направленности внешней торговли Ярославской области.
Таблица 1
Экспорт субъектов РФ (млн долл.)3
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Владимирская область 236,6 253,9 460,2 467 488,2 536,3 904,5 597,3 948,7
Ивановская область 124,2 147,7 147,2 114,8 87,3 101 123,1 127,0 178,4
Костромская область 195,8 208,1 248,8 226,1 161 174,2 200,9 191,8 347,9
Тверская область 123,2 194,4 203,6 302,3 216,6 236,9 228,6 205,8 316,9
Ярославская область 355,3 387,5 509,2 517,4 292,4 440,6 581,1 644,4 2 000,5
Таблица 2
Импорт субъектов РФ (млн долл.)
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Владимирская область 300,9 533,7 823,2 983,7 730,9 1054,9 1409,7 1 454,6 1 628,9
Ивановская область 228,6 259,5 330,3 472,2 500,2 528,9 752,8 617,4 820,3
Костромская область 143,4 125,1 140,3 219,1 113,5 129,7 162,1 177,9 214,3
Тверская область 207,4 239,7 378,7 438,5 399 771 603,2 833,8 1 069,7
Ярославская область 198,7 226,2 328 481,6 470,8 489,1 874,7 918,9 949,7
Таблица 3
Коэффициент покрытия импорта экспортом субъектов РФ4
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Владимирская область 0,786 0,476 0,559 0,475 0,668 0,508 0,642 0,411 0,582
Ивановская область 0,543 0,569 0,446 0,243 0,175 0,191 0,164 0,206 0,217
Костромская область 1,365 1,663 1,773 1,032 1,419 1,343 1,239 1,08 1,623
3 Регионы России. Социально-экономические показатели, 2005-2013 г.: стат. сборники, ФСГС//Официальный сайт ФСГС: http://www.gks.ru
4 Рассчитано по данным таблиц 1, 2.
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Тверская область 0,594 0,811 0,538 0,689 0,543 0,307 0,379 0,247 0,296
Ярославская область 1,788 1,713 1,552 1,074 0,621 0,901 0,664 0,701 2,106
Более детальную картину дает анализ коэффициента покрытия импорта экспортом (таблица 3), представляющего частное от деления объема экспорта на объем импорта региона. Следует отметить, что из рассматриваемых областей только в Костромской экспорт продукции превышает импорт. Это обусловлено, прежде всего, устойчивыми крайне низкими объемами импорта в области. Костромская область импортирует значительно меньше, чем экспортирует, и существенно меньше других сравниваемых субъектов, меньше во много раз! Поэтому даже неуклонное снижение экспорта в Костромской области в период с 2007 г. по 2012 г. не оказало влияния на коэффициент покрытия. Остальные области покрывают импорт экспортом менее чем на 70%. Это говорит о недостаточной внешнеторговой самообеспеченности регионов. В том числе и Ярославская область, начиная с 2009 г., попала в зону «непокрытия» импорта.
Таблица 4
Коэффициент международной конкурентоспособности субъектов РФ5
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Владимирская область -0,120 -0,355 -0,283 -0,356 -0,199 -0,326 -0,218 -0,42 -0,26
Ивановская область -0,296 -0,275 -0,383 -0,609 -0,703 -0,679 -0,719 -0,66 -0,64
Костромская область 0,154 0,249 0,279 0,016 0,173 0,146 0,107 0,04 0,24
Тверская область -0,255 -0,104 -0,301 -0,184 -0,296 -0,530 -0,450 -0,60 -0,54
Ярославская область 0,283 0,263 0,216 0,036 -0,234 -0,052 -0,202 -0,18 0,36
Коэффициент международной конкурентоспособности (см. таблицу 4) раскрывает долю «чистого экспорта» во внешнеторговом обороте региона. Он рассчитывается как отношение сальдо внешней торговли к внешнеторговому обороту региона по следующей формуле:
(Э - И): ВО, где
Э и И - объем экспорта и импорта региона; ВО - внешнеторговый оборот региона.
5 Рассчитано по данным таблиц 1, 2.
Анализ международной конкурентоспособности субъектов Федерации из ЦФО показал, что Костромская область имеет положительные показатели. Ярославская область до 2009 г. также имела положительный показатель. Однако с 2005 г. по 2008 г. он неуклонно снижался с 0,28 до 0,04, а в 2009 г. перешел в минусовую зону. Данный коэффициент имеет сложную природу и не может трактоваться однозначно. Считается, что положительное значение, как правило, определяет в целом благополучную внешнеторговую ситуацию и относительную экспортную устойчивость субъекта ВЭД. Однако это далеко не однозначно. В случае же отрицательных значений необходим углубленный дифференциальный анализ динамики абсолютных величин и структуры экспорта и импорта. Например, превышение импорта над экспортом может дать отрицательный коэффициент конкурентоспособности, но при этом отражать высокую импортную активность в закупках высокотехнологичных продуктов у мировых лидеров. Если закупка некоторых инновационных товаров эффективнее их разработки и собственного производства, то в целом такая модель может означать реализацию грамотной внешнеэкономической стратегии. И наоборот. Коэффициент экспортной конкурентоспособности может иметь высокое положительное значение при больших объемах вывоза сырья и не-переработанной продукции добывающей промышленности в ситуации стагнации высокотехнологичного импорта. В этом случае «красивый» показатель на поверку оказывается симптомом структурной деградации внешней торговли.
Анализ территориальной специализации Ярославской области позволяет сделать вывод о преобладании импорта машиностроительной продукции (св. 50%), необходимой для ведения производственной деятельности предприятий области (машины и различное оборудование, части и оборудование автомобилей) и химических товаров (18%). Основные товары машиностроения, импортируемые в регион: оборудование для пищевой промышленности, печатное оборудование, оборудование для обработки резины и пластмасс, грузоподъемные устройства. Основные товары химической промышленности, импортируемые в область: органические красящие вещества, душистые вещества и смеси, плиты, листы и пленка из полимерных материалов, краска типографская, лаки, спирты ациклические и их производные. Постоянными крупными партнерами, влияющими на объемы импорта, являются: Германия, Украина, Япония, Аргентина, Китай. На долю этих стран приходится более половины всего товарооборота по импорту.
Экспортируются из Ярославской области машины, оборудование и транспортные средства (33%) и продукция химической промышленности (29%). Основные виды продукции машиностроения, экспортируемые из области: машины для строительства автодорог, электродвигатели, фрикционные изделия, двигатели внутреннего сгорания, строительная техника. Основные виды продукции химической промышленности, экспортируемые из региона: пленка полимерная, фотобумага, фотоматериалы, лаки и краски, шины пневматические, технический углерод, из-
делия из резины. Крупнейшим потребителем производимых в области нефтепродуктов являются Нидерланды. Основными импортерами продуктов химической промышленности области являются: Польша, Великобритания; а также страны-участницы СНГ: Украина, Казахстан, Узбекистан. Потребителями продукции машиностроения являются страны СНГ.
Для более полной оценки состояния и перспектив развития ВЭД региона необходимо остановиться несколько подробнее на традиционной основе экспорта и импорта области - машиностроении. Машиностроительный комплекс всегда играл ведущую роль в экономике Ярославской области. На предприятиях машиностроения занято более половины общей численности работников, занятых в промышленности, и более 20% - от занятых в экономике области в целом. На долю машиностроения в регионе приходится более 30% общего объема производства. На сегодня ситуация на рынке продукции машиностроения в области характеризуется низкими темпами роста производства по сравнению с другими отраслями, недостаточной эффективностью и падением спроса на продукцию. С 2008 г. наблюдается снижение доли машин, оборудования и транспортных средств в товарной структуре импорта, что связано со снижением спроса на данную продукцию. Низкокачественная отечественная продукция быстро теряет свое ценовое преимущество, уровень инвестиционной активности в машиностроении области в последние годы был в 3-4 раз ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства. Несмотря на то что машиностроительный комплекс в области достаточно развит (в области расположены крупные предприятия дизелестроения гор. Ярославля и Тутаева, входящие в «Группу ГАЗ»), регион не может пока в полной мере удовлетворить спрос на современную машиностроительную продукцию. Поставки продукции машиностроения в мире носят, как правило, кооперационный характер и «фирмы различных стран выбирают партнеров с целью приобретения наилучших по качеству и наиболее дешевых изделий, которые они используют при изготовлении конечной продукции»6. Поэтому о стратегии превращения Ярославской области в ведущего экспортера машин и оборудования можно говорить только в перспективе и в контексте модернизация технической основы отрасли.
КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Анализ экономической динамики и тенденций развития экспортной и импортной деятельности предприятий Ярославской области, а также потребностей области в повышении уровня и темпов социально-экономического развития привел к выводу о необходимости и неизбежности модернизации региональной внешнеэкономической модели за счет перехода от «чистой» внешнеторговой модели к воспроизводственной внешнеэкономической, о чем неоднократно говорил Э.Г.
6 Савинов Ю.А., Посысаев Ю.Ю. Кооперационные поставки в международной торговле энергетическим оборудованием для электростанций// Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 2, с. 60.
Кочетов7. «Дальнейшее развитие внешнеэкономического сектора российской экономики и повышение его конкурентоспособности и эффективности во многом связано с перенесением центра тяжести во взаимодействии с мировой хозяйственной системой на инновационный (несырьевой) сектор экономики, что диктует необходимость ускорения развития национальных высокотехнологичных, наукоёмких и интеллектуальноёмких сфер»8. В Ярославской области курс на формирование новой внешнеэкономической модели связан с развитием кластерной структуры экономики.
Необходимость формирования нового вектора внешнеэкономического сотрудничества вытекала из понимания того, что, во-первых, повышение экономической эффективности внешней торговли возможно только на базе увеличения в экспорте доли инновационной продукции с более глубокой степенью обработки и высокой добавленной стоимостью, а во-вторых, стало ясно, что выпускать конкурентоспособную продукцию для экспорта с устаревшей производственно-технологической базы невозможно. Необходим выход на инновационно-инвестиционную модель развития экономики региона. Соответствующие решения были закреплены в двух нормативных актах Ярославской области: Законе ЯО от 19.12.2005 N 83-з (новая редакция от 21.12.2012) «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области»9 и Постановлении Администрации ЯО от 27.03.2006 N 48-а (новая редакция от 10.08.2012) «Об утверждении Перечня приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области»10.
Развитие кластеров на базе исторически сложившихся отраслей экономики было определено как стратегическое направление развития региональной экономики в «Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года»11 (Постановление Губернатора ЯО от 22.06.2007 N 572 (новая редакция
7 См.: Кочетов, Э.Г. Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства. -М.: Норма, 2010. - 528 с.
8 Кочетов, Э.Г. Теоретические и методологические основы современной внешнеэкономической политики, стратегии и экономической дипломатии («держать стратегическую паузу - завершить стратегический маневр!») // Безопасность Евразии. 2008. № 1. С. 391.
9 Закон Ярославской области от 19.12.2005 N 83-з “О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области”: http://zakon.scli.ru/ru/ legal_texts/all/extended/prmtaЫe.php?d_id4
10 Постановление Администрации Ярославской области от 27.03.2006 N 48-а “Об утверждении Перечня приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области”: http://www.adm.yarm/mvest/mv_pol/%D0%BF%D0%B5%D1%80_%D0%BF%D1%80%D0 %B8%D0%BE%D1%80_%D0%BF%D1%80.htm
11 Постановление Губернатора Ярославской области от 22.06.2007 N 572 «О стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года»: http://www. raexpert.ru/database/strategy/16.yaroslavl.rtf/
от 18.12.2007), и была сформирована рабочая группа при Губернаторе области по содействию развитию перспективных кластеров (Постановление Губернатора ЯО от 10.08.2009 N 423 «Об образовании рабочей группы по содействию развитию перспективных кластеров»12).
Реализация кластерной политики Ярославской области стала тем инструментом, который расширил доступ хозяйствующих субъектов - участников кластеров к инвестициям, инновациям и новым технологиям; оптимизировал положение хозяйствующих субъектов Ярославской области в производственных цепочках создания стоимости; содействовал повышению степени переработки сырья, локализации сборочных и финишных производств, а также повышению уровня конкурентоспособности товаров и услуг на российском и международном рынке. В целях определения основных направлений кластерной политики Ярославской области был проведен SWOT-анализ, который показал, что должны учитываться сильные и слабые стороны существующего социально-экономического положения Ярославской области в сферах развития промышленности, малого и среднего предпринимательства, инвестиционной и инновационной деятельности, профессионального образования и науки в 2009 г.
Правительство Ярославской области утвердило Концепцию кластерной поли-тики13, в которой были определены сильные и слабые стороны кластерного развития области, угрозы и возможности, пути нейтрализации угроз и осуществления возможностей и составлен перечень перспективных кластеров. К сильным сторонам кластерного развития Ярославской области отнесены:
► выгодное географическое положение региона: близость к Москве и относительная близость к Санкт-Петербургу, расположение на пересечении основных автомобильных, железнодорожных, водных и воздушных путей, магистральных нефте- и газопроводов;
► высокоразвитая промышленная база и сбалансированная структура промышленности;
► развитая структура начального, среднего и высшего профессионального образования, значительный научный и инновационный потенциал;
► квалифицированные трудовые ресурсы в различных отраслях экономики;
► значительный инвестиционный потенциал и действенная система государственной поддержки инвестиционной деятельности;
► развитие системы индустриальных парков и перспективных инвестиционных площадок для привлечения прямых промышленных инвестиций;
12 Постановление Губернатора Ярославской области от 10.08.2009 N 423 “Об образовании рабочей группы по содействию развитию перспективных кластеров”: http://base. consultant.m/regbase/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=RLAW086;n=36761
13 Постановление Правительства Ярославской области от 30.06.2009 N 650-п “Об утверждении концепции кластерной политики Правительства области”: http://base.garant. т/24550558/
► эффективно действующий механизм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, внедрение в регионе механизмов аутсорсинга и субконтрактации;
► опыт подготовительной работы по созданию кластеров в сфере производства технического текстиля, льнопереработки и производства лакокрасочных материалов.
К слабым сторонам кластерного развития Ярославской области отнесены:
► недостаточное развитие перспективных кластеров в экономике Ярославской области;
► отсутствие базовых нормативных правовых актов по определению основных направлений и механизмов кластерной политики Правительства области;
► высокий износ основных фондов предприятий области (от 47 до 63 процентов) и существенные затраты на модернизацию производственных мощностей;
► значительная доля промышленной продукции, выпускаемой в регионе, не является конечным продуктом, что увеличивает зависимость хозяйствующих субъектов от конечного производителя и снижает рентабельность производства;
► часть выпускаемой в регионе промышленной продукции проходит стадии жизненного цикла - зрелость и/или спад и имеет невысокую конкурентоспособность на мировом уровне;
► неразвитая система государственной поддержки инновационной деятельности в Ярославской области, медленные темпы обновления модельного ряда выпускаемой продукции;
► недостаток у хозяйствующих субъектов информации о преимуществах и мерах государственной поддержки развития бизнеса в рамках кластеров;
► отсутствие у хозяйствующих субъектов опыта и собственных средств для разработки документации, необходимой для получения государственной поддержки их инвестиционных проектов и программ;
► нехватка подготовленных инвестиционных площадок для развития существующих и создания новых предприятий;
► ограниченность существующей транспортной и инженерной инфраструктуры в существующих и перспективных инвестиционных площадках.
В результате предварительного кластерного анализа был сделан вывод о том, что на территории Ярославской области нет ни одного оформленного кластера, который бы обладал всеми характерными признаками, но есть предпосылки и условия для создания и развития нескольких перспективных (пилотных) кластеров на основе исторически сложившихся отраслей экономики. Эти кластеры - всего
13 - как перспективные проекты и были включены в Концепцию кластерной политики (см. таблицу 5).
Таблица 5
Перечень перспективных кластеров Ярославской области14
N п/п Название кластера Конечный продукт кластера Основа кластера
1 Кластер дизелестро-ения дизельные автомобильные двигатели ОАО «Автодизель», ОАО «ЯЗТА», ОАО «ЯЗДА», ОАО «ТМЗ»
2 Кластер газо-турбо-строения газотурбинный двигатель и энергоустановка НПО «Сатурн», ОАО «Сатурн - газовые турбины», ЗАО «Турбо-рус»
3 Лакокрасочный кластер лакокрасочные материалы ОАО «Русские краски», ООО «Ярославские краски», ЗАО «НПК ЯрЛИ», ЗАО «Ярославский колорит»
4 Кластер технического текстиля технические ткани и пряжи ОАО «Красный Перекоп», ЗАО «Корд», ОАО «Залесье»
5 Кластер льноперера-ботки льняные и хлопчатобумажные ткани и изделия из них ОАО «Гаврилов-Ямский льнокомбинат», ОАО «Льнокомбинат «Тульма», ООО «МЦОР», льнозаводы и льносеющие хозяйства
6 Кластер автокомпонентов автокомпоненты для отечественных и иностранных автозаводов, работающих в РФ ОАО ГМЗ «Агат», ОАО «Рыбинский завод приборостроения», ООО «Рыбинский кабельный завод», ООО «ТИИР», ОАО «Фри-текс», ЗАО «Маркон»
7 Резинотехнический кластер шины и резинотехнические изделия ОАО «Ярославский шинный завод», ОАО «Ярославский технический углерод», ЗАО «Ярославль-Резинотехника», ОАО «Ярославский завод резиновых технических изделий»
8 Кластер полиграфического машиностроения полиграфическое оборудование ООО «Литэкс», ООО «Формат», ОАО «Формат - принт», ООО «Транскапитал»
9 Туристиче ский кластер туристические услуги на маршруте «Золотое кольцо России» «Золотое кольцо России» (Ростов, Ярославль, Переславль-Залесский, Углич); Мышкин - провинциальный музейный центр
14 Постановление Правительства Ярославской области от 30.06.2009 N 650-п “Об утверждении концепции кластерной политики...”
N п/п Название кластера Конечный продукт кластера Основа кластера
10 Фармацевтический кластер фармацевтические препараты и лекарства Ярославская медицинская академия
11 Кластер ГГ-, нано- и биотехнологий ГТ-технологии и оборудование, нано- и биотехнологическая продукция Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославский государственный технический университет, Рыбинский государственный авиационный технологический университет
12 Кластер кабельной продукции кабельная продукция ОАО «Рыбинсккабель», ООО «Рыбинск-электрокабель», №хаш, Тусо Е1еС:готс8, ОАО «УЭРМЗ»
13 Кластер сыроделия и молокопереработки сыры и молочная продукция ГУП «Угличская экспериментальная биофабрика», молоко- и сырзаводы
Затем началась углубленная аналитическая работа по оценке кластеров. Был проведен детальный анализ конкурентоспособности региональной экономики и существующих хозяйствующих субъектов, их продукции и услуг, учебных заведений и научных организаций области; определены возможные формы получения финансовой поддержки на федеральном уровне и реализации проектов ГЧП; проведена инвентаризация индустриальных парков, перспективных инвестиционных площадок, их инженерной и транспортной инфраструктуры. В результате было организовано уже не 13, а всего 5 Координационных советов по созданию и развитию конкретных кластеров: лакокрасочного, туристско-рекреационного, кластера технических тканей, кластера фармацевтической промышленности и инновационной медицины, кластера «Газотурбостроение и энергомашиностроение».
Проведение подготовительной работы позволило области перейти к системным действиям по созданию и развитию кластеров. Такие шаги реально осуществлены в создании Ярославского фармкластера (заводы «Такеда-Никомед», «Р-Фарм», «Фармославль»)15.
15 См.: Постановление Правительства Ярославской области от 30.06.2011 N 505-п “О программе развития инвестиционных площадок в Ярославской области на 2011 - 2015 годы”: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW086;n=59021 ;
Указ Губернатора Ярославской области от 27.10.2011 N 476 “О Координационном совете по развитию кластера современной фармацевтической промышленности и инновационной медицины при Губернаторе области”: http://lawcs.ru/maps/docs/1_yaroslavl_ukaz476.rtf
В результате совместной работы, проделанной властью, бизнесом и обществом, в Ярославской области были созданы благоприятные условия для привлечения инвестиций. Для организации эффективного взаимодействия потенциальных инвесторов с органами государственной власти в области созданы и функционируют:
• рабочая группа по взаимодействию с инвесторами;
• Комиссия по государственной поддержке инвестиционной деятельности при Правительстве области (проводит конкурсный отбор инвестиционных проектов для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области);
• областной консультативный совет по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при Губернаторе Ярославской области;
• Координационный совет Ярославской области по государственно-частному партнерству (совет является коллегиальным совещательным органом регионального центра государственно-частного партнерства Ярославской области);
• открытое акционерное общество «Гарантийное агентство «Ярославия» (агентство создано в целях предоставления поручительств по проектам малого бизнеса);
• «Бизнес-инкубатор» Ярославской области;
• «Агентство инвестиций и кластерного развития» Ярославской области (создано для работы с инвесторами и выполнения функций заказчика-застройщика по объектам инвестиционной инфраструктуры).
В рамках реализации концепции кластерной политики Правительства области реализуются уникальные образовательные проекты совместно с промышленными предприятиями фармацевтического кластера, высшими учебными заведениями и учреждениями среднего профессионального образования.
В 2010 г. начато проектирование Центра трансфера технологий и подготовки научных кадров для фармацевтической промышленности. С 1 сентября 2010 года начал работу центр подготовки технического персонала для фармацевтической промышленности на базе химико-технологического лицея г. Ярославля при поддержке фармацевтической компании «Никомед». Фармацевтическими компаниями «Новартис» и «Ранбакси» разрабатываются и внедряются в практику учебные программы для представителей медицинского сообщества. Компаниями «Р-Фарм» и «Никомед» организованы стипендиальные программы для студентов ярославских вузов.
На сегодня фармацевтический кластер является точкой мирового роста Ярославской области. Он представляет собой сеть локализованных в регионе взаимосвязанных инновационных фирм-разработчиков лекарств, производственных компаний; поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг; объектов инфраструктуры: вузов, колледжей и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компа-
ний и кластера в целом. В кластер входят и реально интегрируются российские и иностранные компании: «Р-ФАРМ», «Такеда-Никомед», «Тева», «НТ-фарма», «Витафарма», «Фармославль». Основные направления развития кластера - это производство российских препаратов, локализация производства иностранных патентованных препаратов и переход к стандартам производства GMR
Следующим шагом в реализации кластерной политики будет создание на территории Ярославской области 4 новых инвестиционных площадок («Новоселки», «Ростовская», «Рыбинская восточная промышленная зона», «Ярославская юго-западная промышленная зона»), обеспеченных надлежащей инженерной и транспортной инфраструктурой, для предоставления потенциальным инвесторам, намеревающимся организовать в Ярославской области новые, конкурентоспособные производства. Ожидается, что создание инвестиционных площадок повысит инвестиционный потенциал и обеспечит улучшение инвестиционного климата в Ярославской области, что послужит положительным сигналом для инвесторов, в результате чего ожидается дополнительная активизация инвестиционной деятельности в Ярославской области, в том числе и иностранных инвесторов. В перспективе в рамках реализации кластерной политики области есть реальные возможности создания новых кластеров:
- лакокрасочный (химический) кластер. Его основу составят ОАО «Русские краски», ЗАО «НПК ЯрЛИ», ЗАО «Ярославский колорит», ООО «Ярославский проектный институт лакокрасочных производств». Ярославль является крупнейшим в Восточной Европе высокотехнологичным центром лакокрасочной промышленности и производства сырья на основе нанотехнологий;
- машиностроительный (автокомпонентный) кластер. Территориальной основой этого кластера должна стать урбанизированная промышленно развитая ось «Ярославль - Тутаев - Рыбинск». Ядро кластера могут составить крупнейшие предприятия региона ОАО «НПО «Сатурн», ОАО «Автодизель», Тутаевский моторный завод;
- туристско-рекреационный кластер. В кластер войдут города «Золотого кольца России» Ростов, Ярославль, Переславль-Залесский, Углич, а также провинциальный музейный центр Мышкин;
- кластер 1Т-технологий. Ярославская область по уровню информационного развития опережает другие области ЦФО, и создание указанного кластера окажет большое синергетическое влияние на успешное развитие всех остальных ярославских кластеров.
Таким образом, кластерная структура экономики и соответствующая ей региональная кластерная политика являются эффективными инструментами выявления и формирования точек мирового роста в российских регионах. Переход на полноценные рыночные начала в хозяйствовании поставил перед Ярославской областью
проблему активизации инновационной деятельности, вызванную как старопромышленным характером экономики, так и значительными ресурсными ограничениями, вытекающими из требований к перспективной динамике экономического развития. Все большее значение в формировании инновационности отдельных территориальных образований Ярославской области приобретают кластерные структуры, построенные на сотрудничестве предприятий, финансово-кредитных учреждений, учебных заведений и др., которые позволяют:
► развить взаимовыгодное сотрудничество между властью, бизнесом, учебными заведениями, научными организациями и общественностью и приводит к масштабному мультипликативному эффекту,
► расширить доступ хозяйствующих субъектов - участников кластеров к инвестициям, инновациям и новым технологиям,
► повысить уровень конкурентоспособности товаров и услуг региона на российском и международном рынке.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. The Global Competitiveness Report 2013-2014 // World Economic Forum: http://www. weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2013-14.pdf
2. Доклад о демографической ситуации в Ярославской области в 2011 г. // Портал органов власти Ярославской области: www.yarregion.ru (Doklad o demograficheskoi situasii v Jaroslavskoi oblasti v 2011 // Portal organov vlasti Jaroslavskoi oblasti: www.yarregion.ru)
3. Доклад об экологической ситуации в Ярославской области в 2010 г.// Портал органов власти Ярославской области: www.yarregion.ru (Doklad ob ekologicheskoi situasii v Jaroslavskoi oblasti v 2010 // Portal organov vlasti Jaroslavskoi oblasti: www.yarregion.ru)
4. Долгов С. И., Савинов Ю. А. Экономическое сотрудничество в эпоху глобализации // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. №9. С. 70-75 (Dolgov S. I., Savinov Ju. A. Jekonomicheskoe sotrudnichestvo v jepohu globalizacii // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. 2008. №9, s. 70-75).
5. Кочетов Э.Г. Глобализация: истоки, сущность, основные характеристики // Безопасность Евразии. 2004. № 2. C. 371-410. (Kochetov E.G. Globalizacia: istoki, sushchnost, osn-jvnye haracteristiki // Bezopasnost Evrazii. 2004. № 2. C. 371-410.)
6. Кочетов Э.Г. Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства. - М.: Норма, 2010. 529 с. (Kochetov E.G. Osvoenie mirovogo ekonomicheskogo prostranstva. - M.: Norma, 2010. 529 с.)
7. Кузнецов В.Н. О социологии смысла глобального геокультурного гуманитарного проекта мира XXI века: преемственность и новизна // Безопасность Евразии. 2007. № 3. C. 7-37. (Kuznetsov VN. O sociologii smysla global’nogo geokulturnogo gumanitarnogo proekta-mira XXI veka: preemstvennost i novizna // Bezopasnost Evrazii. 2007. № 3. C. 7-37)
8. Савинов Ю.А., Посысаев Ю.Ю. Кооперационные поставки в международной торговле энергетическим оборудованием для электростанций// Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 2, с. 60 (Savinov Ju. A., Posysaev Yu. Yu. Kooperatsionnye postavki
v mezhdunarodnoi torgovle energeticheskim oborudovaniem dlya elektrostantsyi // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. 2014. № 2, s. 60-76)
9. Селищев Е. Н., Синицын И. С. Промышленные кластеры как основа инновационного развития экономики Ярославского региона // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 4 Том III (Естественные науки). С. 57-69. (Selishchev Je.N., Sinitsyn I.S. Promyshlennye klastery kak osnova innovatsyonnog razvitija ekonomiki Jaroslavskogo regiona // Jaroslavski pedagogicheski vestnik. 2011. № 4 Tom III (Jestestvennye nauki). С. 57-69.
10. Федорчукова С.Г. Совершенствование методического и организационного обеспечения мониторинга социально-экономического развития региона. Дисс... к.э.н. - Москва: ГУП Институт Микроэкономики, 2002. 166 с. (Fedorchukova S. G. Sovershenstvovaniye metodicheskogo i organizatsionnogo obespecheniya monitoringa sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya regiona. Diss... k.e.n. - Moskva: GUP Institut Mikroekonomiki, 2002. 166 s.)
11. Шувалова Ю.Ю. Геоинформационные системы и конкурентоспособность региона // Российское предпринимательство. - 2011. С. 154-160. (Shuvalova JuYu. Geoinformatsionnye sistemy i konkurentosposobnost regiona // Rossiskoye predprinimatel’stvo. - 2011. С. 154-160.)
12. Колошин А., Разгуляев К., Тимофеева Ю., Русинов В. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров. [Электронный ресурс]: http://www.politanaliz.ru.articles_695.html (Ko-loshin A., Razgulyaev K., Timofeeva Yu., Rusinov V. Analiz zarubezhnogo opyta povysheniya otraslevoi, regional’noi i natsional’noi konkurentosposobnosti na osnove razvitiya klasterov. [Elektronnyi resurs]: http://www.politanaliz.ru.articles_695.html