• преобладанием задач саморазвития;
• наличием разнообразной развивающей предметной среды;
• приоритетностью роли самого процесса деятельности над его конечным результатом;
• постоянным взаимодействием с родителями;
• постоянным присутствием игровых моментов;
• эмоциональной составляющей во взаимодействии взрослых и подростков и др.
Эффективность проведение досуга во многом зависит от самого подростка, а также от его личной культуры, интересов и т. д. Деятельность подростка во время досуга определяется его окружающей средой, материальной обеспеченностью, сетью культурно-досуговых учреждений и т. д.
Занятия в рамках дополнительного образования предоставляют хорошие условия для разностороннего развития ребёнка как личности. Для этого педагоги должны хорошо знать и владеть различными формами и методами обучения, конечно же, учитывая возрастные особенности учащихся. Воспитанию положительной мотивации способствуют:
• комфортная атмосфера;
• доброжелательные отношения педагога и учащегося, помощь педагога не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, способствующих выбору правильного решения самим учеником;
• привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.
Все подростки, получившие общее и дополнительное образование, как правило, имеют намного больше возможностей реализовать свой творческий потенциал. Сегодня подросткам и их родителям очень важен тот факт, чтобы система дополнительного образования вместе со школой могла как можно более активно способствовать ребёнку проявить, развить свои индивидуальные способности и правильно выбрать свою будущую профессию.
Дополнительное образование школьников предполагает, как правило, существенное расширение воспитательного «поля», так как включает личность в весьма насыщенную и многогранную жизнь, где существуют все условия для самовыражения.
Библиографический список
В связи с этим, конечно, очень важно наращивать и укреплять позитивный потенциал дополнительного образования, так как он способствует:
• снятию психического напряжения (что, крайне актуально для подростков),
• творческому росту личности.
• познанию окружающей действительности во всём её многообразии,
• удовлетворению потребности в общении и др.
Как отмечает А.Г. Ковалёв [6], дополнительное образование предоставляет возможность преподавателям учитывать интересы подростков для удовлетворения индивидуальных запросов, ведь оно не строго регламентируется в отношении темпа, объёма, а также содержания и способов организации деятельности учащихся, поэтому в ходе внешкольной деятельности можно, как правило, довольно оперативно реагировать на необходимость внесения изменений и поправок в работу, направленную на успешное развитие заинтересованности у подростков к творчеству.
Также отметим, что дополнительное образование способно решить ряд воспитательных задач, направленных на фасилита-цию процесса адаптации личности школьника к современному обществу:
- выровнять стартовые возможности развития личности подростка;
- способствовать выбору его личного дальнейшего пути в образовании;
- обеспечить каждому подростку ситуацию успеха;
- помочь самореализации личности как самих подростков, так и их преподавателям [7].
Педагоги-практики, а также многие учёные, обращают внимание на то, что наступила пора для преодоления всех старых стереотипов восприятия дополнительного образования как нечто второстепенного, ведь оно играет, как правило, важнейшую роль в социализации и социальной адаптации личности ребёнка, так как в наибольшей степени обладает способностью объединения в единый процесс обучения, воспитания и развития детей и подростков.
1. Малакуцкая С.М. Социокультурная адаптация детей в условиях дополнительного художественного образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2004.
2. Малышева Е.В., Черняева Т.Н. Социальная адаптированность учащихся в учреждениях дополнительного образования. Available at: https://scienceforum.ru/2016/article/2016027512
3. Гримберг А.А. Дополнительное образование как средство социализации обучающихся. Available at: https://nsportal.ru/blog/ obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2014/10/26/dopolnitelnoe-obrazovanie-kak-sredstvo
4. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
5. Асмолов А.Г. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики - к педагогике развития. Современные технологии социально-педагогического проектирования в дополнительном образовании: материалы к семинару. Санкт-Петербург, 1997.
6. Ковалев А.Г. О системе психологического воздействия. Психология воздействия (проблемы теории и практики). Сборник статей. Москва, 1989.
7. Страчкова Ф.Н., Бабиева Н.А. Некоторые аспекты функционирования системы дополнительного образования школьников. Известия вузов. Северо-Кавказский регион. 2007; 3: Общественные науки.
References
1. Malakuckaya S.M. Sociokul'turnaya adaptaciya detej v usloviyah dopolnitel'nogo hudozhestvennogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2004.
2. Malysheva E.V., Chernyaeva T.N. Social'naya adaptirovannost' uchaschihsya v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya. Available at: https://scienceforum.ru/2016/article/2016027512
3. Grimberg A.A. Dopolnitel'noe obrazovanie kak sredstvo socializacii obuchayuschihsya. Available at: https://nsportal.ru/blog/ obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2014/10/26/dopolnitelnoe-obrazovanie-kak-sredstvo
4. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 13.07.2015) (s izm. i dop., vstup. v silu s 24.07.2015).
5. Asmolov A.G. Dopolnitel'noe obrazovanie detej kak zona blizhajshego razvitiya obrazovaniya Rossii: ot tradicionnoj pedagogiki - k pedagogike razvitiya. Sovremennye tehnologii social'no-pedagogicheskogo proektirovaniya v dopolnitel'nom obrazovanii: materialy k seminaru. Sankt-Peterburg, 1997.
6. Kovalev A.G. O sisteme psihologicheskogo vozdejstviya. Psihologiya vozdejstviya (problemy teoriiipraktiki). Sbornik statej. Moskva, 1989.
7. Strachkova F.N., Babieva N.A. Nekotorye aspekty funkcionirovaniya sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya shkol'nikov. Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskij region. 2007; 3: Obschestvennye nauki.
Статья поступила в редакцию 10.10.18
УДК 796.03
Mokeeva L.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia), E-mail: [email protected]
THE QUESTION OF HEALTH-IMPROVING PHYSICAL ACTIVITIES IN SCHOOL. The paper deals with a problem of preservation and education of health-improving efficiency and social activity of students in 10-11 grades and 1 st-year students of GPA. The points of view of the leading experts of the studied area, the results of an interdisciplinary complex program "Health of the Nation" for
2002 - 2021 are analyzed. The article presents a program of rehabilitation and recreational activities carried out at the school, affecting: elements of athletic gymnastics and aerobics, elements of yoga gymnastics. The changes occurring in the human body during aerobics are considered. The article summarizes some results of the study of rehabilitation and health physical activities.
Key words: rehabilitation and health physical activities, exercises, athletic gymnastics, aerobics, elements of yoga gymnastics.
Л.Н. Мокеева, канд. пед. наук, доц., Крымский федеральный университет, г. Симферополь, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ В ШКОЛЕ
В данной статье рассматривается проблема сохранение и воспитание здоровья, повышение работоспособности и социальной активности обучающихся 10 - 11 классов и студентов 1 курса ГПА. Проанализированы точки зрения ведущих специалистов исследуемой области, результаты Межотраслевой комплексной программы «Здоровье нации» на 2002 - 2021 годы. В статье представлена программа реабилитационно-оздоровительных мероприятий, проводимых в школе, затрагивающие: элементы атлетической гимнастики и аэробики, элементы гимнастики йогов. Рассмотрены изменения, происходящие в организме человека во время занятий аэробикой. Статья подводит некоторые итоги изучения реабилитационно-оздоровитель-ных физических мероприятиях.
Ключевые слова: реабилитационно-оздоровительные физические мероприятия, упражнения, атлетическая гимнастика, аэробика, элементы гимнастики йогов.
Целью физического воспитания является формирование здорового человека при максимальной реализации его умственных и физических возможностей.
Сохранение и воспитание здоровья, повышение работоспособности и социальной активности учащихся - главная цель физического воспитания, но, к сожалению, возможности реализации оздоровительных мер за счет физической культуры находятся в противоречии со степенью использования этих возможностей [1].
Этой проблеме уделяют внимание Э.Г. Булич, М.Я. Вилен-ский, И.В. Муравов, Г.В. Соловьев В последнее время Ю.А. Александровский, В.В. Антоненко, К.И. Кузьмина, С.Э. Кулачковская и др., которые отмечают негативную тенденцию ухудшения физического состояния и здоровья детей, что приводит к физическому истощению организма, уменьшению стресс стойкости, замедлению развития умственных способностей у детей и даже ухудшению межличностных отношений.
Реализация Международного проекта «Европейская сеть школ содействия здоровью» в новом тысячелетии заложена в Межотраслевой комплексной программе «Здоровье нации» на 2002 - 2021 годы. Обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья детей и подростков. Данные Госкомитета и НИИ гигиены детей и подростков свидетельствуют о том, что за последние 5 лет уровень первичной заболеваемости вырос в стране на 12 %, а общей заболеваемости на 15 %, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения в состоянии физического и психического здоровья, гиподинамии среди детского возраста достигла к 2017 году 80%.
Одной из важнейших задач, стоящих перед системой физического воспитания является укрепление здоровья молодежи. Особенно физическое воспитание необходимо тем, кому из-за перенесенных или хронических заболеваний в большей мере, чем их сверстникам, грозят сниженная работоспособность и ранняя инвалидность [2]. К сожалению, около 80-90% мальчиков и девочек, приступая к обучению, уже имеют отклонения в состоянии здоровья или очень слабую физическую подготовку [3].
Ещё в античном мире люди стали замечать, что танцы, физические упражнения под музыку хорошо развивают осанку, походку, пластичность движений, силу и выносливость. С развитием цивилизации, научно-технического прогресса, в связи с угрозой человечеству гиподинамии на рубеже веков формируются и становятся популярными различные гимнастические системы: немецкая, шведская, снарядовая гимнастика Шписса, сокольская гимнастика, дыхательная гимнастика Мюллера, атлетическая Сандова, аэробика Купера. Однако в этих системах не уделялось особого внимания женщинам. Они выполняли те же упражнения, что и мужчины, без учета их физических особенностей. И лишь в 20-30-х годах нашего столетия Женевьевой Стеб-бинс и её последовательницей Бесс Менсендик под влиянием шведской функциональной гимнастики и системы Жоржа Деме-ни стали учитывать физические особенности женщин. Большое влияние на развитие гимнастики для женщин оказала система Франсуа Дельсарта.
Один из известных специалистов гимнастики 30-40-х гг. Г. Зурен писал: «Всякая хорошая система ритмической гимнасти-
ки должна быть построена на функциональной, анатомической гимнастике» [4].
В результате накопленного теоретико-практического опыта была разработана программа реабилитационно-оздоровитель-ного физического состояния и подготовленности обучающихся. Наблюдения были проведены у 250 учеников 10 - 11 классов школы № 2 и студентов ГПА города Ялты.
Возрастной период учащихся благоприятный для развития двигательных качеств силы, гибкости и выносливости. Поэтому большую часть программы использовались упражнения, в исходном положении лёжа, на гимнастической стенке. Паузы между упражнениями заполнялись бегом до 1 минуты. Частота пульса во время выполнения упражнений лёжа и гимнастической стенке достигала 150-180 ударов в минуту; после пауз, т.е. после бега -120-130 ударов в минуту. Количество повторений - до 5 серий. Применялись элементы атлетической гимнастики и аэробики.
Основная цель аэробики - оздоровление аэробным (кислородным) режимом. Аэробика нашла широкое применение в так называемой психофизической гимнастике, позволяющей резко повысить оздоровительный эффект от физических упражнений у женщин за счет включения мощных резервов психики. Многие элементы гимнастики йогов широко применяются в ритмической гимнастике, главным образом в заключительной части занятия для снятия возбуждения и усиления оздоровительного эффекта (Ж.Е. Филирева, 1985; Л.А. Ланцберг, О.И. Иванова, Ж.А. Бело-копытова 1987). По функциональному назначению ритмическая гимнастка подразделяется на оздоровительную, лечебную и прикладную. По преимущественной окраске занятий выделяют игровую, танцевальную, атлетическую и психокоррегирующую ритмическую гимнастику. В зависимости от набора средств ритмическая гимнастика может обладать танцевальным, атлетическим, психорегулирующим или смешанным характером, эти средства ритмической гимнастики используются и в физическом воспитании девушек. Выполнение упражнений под музыку вызывает чувство удовлетворения занятием, что в свою очередь, физиологически благоприятно воздействует на организм занимающихся. А также в значительной степени тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма занимающихся, так как некоторые упражнения выполняются при пульсе 130-140 ударов в минуту - аэробном режиме работы организма, а некоторые при пульсе 160-180 ударов в минуту - анаэробном режиме.
Физическая работа способствует общему расширению кровеносных сосудов, нормализации тонуса их мышечных стенок, улучшению питания и повышению обмена веществ в стенках кровеносных сосудов. Это способствует сохранению эластичности стенок кровеносных сосудов, предупреждение гипертонической болезни. Гипертоническая болезнь - в значительной мере удел лиц, остерегающихся движений, но даже у больных гипертонической болезнью при интенсивной работе мышц артериальное давление (АД) снижается. Физические тренировки стимулируют обмен веществ в организме и в сочетании с рациональным питанием снижают массу тела, т.е. эффективны в целях профилактики атеросклероза и лечения ожирения, они эффективны для профилактики и лечения сахарного диабета, так как тяжелая физическая работа способствует снижению уровня сахара в крови.
Пищеварительная система при регулярной двигательной нагрузке работает с лучшим коэффициентом полезного действия: пища усваивается гораздо рациональнее и полезнее. Физические упражнения - это мера профилактики запоров, геморроя, жел-чекаменной болезни. У лиц, ведущих сидячий образ жизни, т.е. при пониженной мышечной активности, содержание холестерина в крови более высокое, чем у работников физического труда. При кратковременных, но интенсивных мышечных упражнениях энергия возникает за счет окисления углеводов, при длительных, же мышечных нагрузках сгорают преимущественно жиры. У тренированных спортсменов энергетика мышц обеспечивается почти исключительно за счет сгорания жиров. Тяжелая физическая работа приводит к окислению до 500 г жиров в сутки, тормозя развитие атеросклероза, связанного с действием алиментарных факторов (т. е. с наличием в диете избыточного количества жиров и углеводов).
Физические упражнения и мышечная активность улучшают функционирование дыхательной системы. Влияние физических упражнений на функциональное состояние центральной нервной системы огромно. Не потеряла своего значения формула «В здоровом теле - здоровый дух». Формула, которая служит человечеству в течение многих тысячелетий. Современной наукой установлено, что влияние физических нагрузок на центральную нервную систему осуществляется непрерывно и многообразно. Систематическое вовлечение мышечной системы в двигательную активность, оказывая огромное влияние на весь организм, стимулирует и интеллектуальную деятельность человека, повышает продуктивность умственного труда. Общеизвестно, что правильно организованный режим движений благотворно влияет на психическую и эмоциональную деятельность человека. Под влиянием физических тренировок увеличивается сила и подвижность нервных процессов.
Физические тренировки оказывают благотворное действие на эмоциональную сферу человека. Физические упражнения усиливают иммунную защит у организма, повышают его устойчивость к инфекционным болезням, к воздействию различных факторов внешней среды (ионизирующая радиация, климатические катаклизмы и др.).
Двигательная активность - это постоянный процесс приспособления организма к изменяющимся условиям окружающей среды, направленный на бесконечное совершенствование приспособительных механизмов Велика роль и в повышении резистентности организма к действию ряда неблагоприятных факторов внешней среды.
Единственный способ борьбы с гипокинезией (гиподинамией) - двигательная активность, представляющая собой не случайный набор движений, а системную, обусловленную объективными закономерностями, организацию физической деятельности. Учащимся особенно нравятся такие виды физической активности, в которых проявляются и формируются гибкость, ко-ординированность, пластичность, красота и танцевальность дви-
Библиографический список
жений, а так как ритмическая гимнастика оказывает всестороннее воздействие на организм то в процессе занятий ритмической гимнастикой лучше всего формировать физическую культуру. Ритмическая гимнастика - средство разностороннего физического и эстетического воспитания (Д.Н. Кряж, Э.В. Ветошкина, Н.А. Боровская, 1987). Во время занятий ритмической гимнастикой осваиваются выразительные движения, формируется представление о прекрасном в движении, способность испытывать это чувство при выполнении упражнений (В. Сосина, Э. Фабиан, 1990; Ж.А. Белокопытова, 1989, 1990; Н.А. Щербакова, 1990).
В результате проделанной работы достоверно (р<0,05) улучшилась посещаемость уроков физкультуры, что привело к качественным изменениям подготовленности и улучшению здоровья старшеклассников. Произошла перестройка процесса физического воспитания на основе ценностей ориентации на здоровье; преобразование старшеклассников из объекта воспитания, в субъект самоуправления; применение дифференцированного подхода на основе результатов диагностики уровней личностного развития в сфере физической культуры, учитывающей особенности мотивационной сферы личности. После проведенных уроков физкультуры у старшеклассников достоверно улучшились такие показатели как гибкость (наклон вперед из положения сидя, коснуться пальцами за пятками) - с 15 до 25 см; сила - подтягивание на низкой перекладине с 14 до 25 раз; выносливость: тест Купера - 12 минутный бег преодолевался достоверно (р<0,05) легче и свободнее. В группу исследования входили учащиеся вновь набранных десятых классов и студенты 1 курса ГПА. Обучающимся сложно адаптироваться к обучению в новом коллективе. Это сопровождается существенной перестройкой психических и физиологических состояний. При этом адаптация протекает на нескольких уровнях: дидактическом (приспособление к новой системе обучения), социально-психологическом (вхождение в новый учебный коллектив), профессиональном (принятие ценностей будущей профессиональной деятельности, поступление и обучение в ВУЗе). Сочетание объективных и субъективных факторов, негативно воздействующих на организм ребёнка при определенных условиях, способствует появлению и проявлению сердечно-сосудистых, нервных, психических заболеваний [5].
Предложенная программа соответствует содержанию программы уровня здоровья, физическому состоянию и подготовленности учащихся [6; 7]. Проведенные исследования показали, что обучающимся свойственна неадекватная самооценка собственного физического состояния, что приводит к недостаточному развитию волевых качеств. Одна из причин этого - недостаточность элементарных знаний для самостоятельных занятий и самоконтроля за физическим состоянием. Поэтому важным является ознакомление с принципами оздоровительной и лечебной физической культуры, теоретическими и практическими навыками самодиагностики. Занятия физкультурой побуждают к сознательному изучению информационных источников по этим вопросам.
1. Ерина И.А. Социальная психология в образовании: учебно-методическое пособие. Севастополь: РИБЕСТ, 2017.
2. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. Москва: Высшая школа. 1986.
3. Домашенко В.В. Физическая подготовленность и здоровье населения - приоритетная задача государственного строительства. Физическая подготовленность и здоровье населения: сб. науч. материалов. Одесса, 1998.
4. Конеева Е.В. Возможности ритмической гимнастики в формировании личности студенток. Физическая культура: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
5. Ерина И.А. Жизненные стратегии современной российской молодёжи. Гуманитарные науки. Научно-практический журнал. 2016; 1 (33).
6. Алексеев Н.Н. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: ТГУ, 1996.
7. Магин В.А. Модернизация системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2006.
References
1. Erina I.A. Social'naya psihologiya v obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie. Sevastopol': RIBEST, 2017.
2. Bulich 'E.G. Fizicheskoe vospitanie v special'nyh medicinskih gruppah. Moskva: Vysshaya shkola. 1986.
3. Domashenko V.V. Fizicheskaya podgotovlennost'izdorov'e naseleniya - prioritetnaya zadacha gosudarstvennogo stroitel'stva. Fizicheskaya podgotovlennost' i zdorov'e naseleniya: sb. nauch. materialov. Odessa, 1998.
4. Koneeva E.V. Vozmozhnosti ritmicheskoj gimnastiki v formirovanii lichnosti studentok. Fizicheskaya kul'tura: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Feniks, 2006.
5. Erina I.A. Zhiznennye strategii sovremennoj rossijskoj molodezhi. Gumanitarnye nauki. Nauchno-prakticheskijzhurnal. 2016; 1 (33).
6. Alekseev N.N. Lichnostno orientirovannoe obuchenie: voprosy teoriiipraktiki. Tyumen': TGU, 1996.
7. Magin V.A. Modernizaciya sistemyprofessional'nojpodgotovkispecialistovpo fizicheskojkul'ture isportuna osnove innovacionnyh tehnologij. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.
Статья поступила в редакцию 07.10.18