современные технологии обучения
Даниленкова Б.А., Титова И.В.
определение критериев экологической образовательной среды технического вуза для нормативно-правового обеспечения и сопровождения
Для разработки и реализации проекта «Экологическая образовательная среда морского технического вуза» необходимо разработать нормативно-правовые документы, обеспечивающие выполнение критериев экологической образовательной среды (формы организации учебно - воспитательного процесса, организацию образовательного процесса, содержание экологического образования, условия и возможности вуза, эффективность и результативность намеченных мер и мероприятий и др.) [6].
Практика создания нормативно-правовой базы предполагает два основных этапа: научная разработка и обоснование необходимости создания и проектирования экологической образовательной среды. Второй этап - внедрение, апробация и придание статуса норматива.
Первый этап состоит в разработке концепции экологической образовательной среды вуза, которая предусматривает цели, задачи, принципы, функции, структуру, содержание. По сути, в концепции мы осуществляем педагогическое проектирование экологической образовательной среды морского технического университета с точки зрения нормативно-правого регулирования.
Первый этап нормативно-правого регулирования экологической образовательной среды морского технического вуза представляет собственно модель норм, рекомендаций, правил, характеристик, определения критериев, учета рисков и конфликтов в целях обеспечения экологической безопасности, комфортности, здоровья всех участников образовательного процесса, выработку концепции экологической образовательной среды. [5] Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности базируется на принципах, установленных в федеральном законе от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности», в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». [14] Нормы, правила, характеристики разрабатываются вузом с учетом нормативно-правовых документов Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, федеральных государствен-
ных образовательных стандартов, которые устанавливают определенные обязательные требования, качества, критерии образовательной среды.
Нормативно-правовая документация по экологической образовательной среде включает организационно-методическое сопровождение, термины, определения, структуру, содержание; методы определения критериев оценки эффективности и результативности среды, правила, инструкции, положения обязательные для исполнения, концепцию в целом.
Рассмотрим более подробно, какие же критерии экологической образовательной среды необходимы для разработки первого этапа нормативных документов?
Как известно одним из критериев экологической образовательной среды являются формы организации учебного и воспитательного процесса. Е.Н. Шия-нов рассматривал в контексте гуманизации образования - обучения-воспитания формы организации учебно-воспитательного процесса через группы - потоки в обычных условиях. [13] И.Ф. Бережная, Н.И. Вьюнова, рассматривает формы организации учебно-воспитательного процесса через взаимодействие разных типов сред. [3] Мы в своем исследовании рассматриваем формы организации учебного и воспитательного процесса в комплексе «экологическое образование - обучение - воспитание - самообразование; группы - потоки - индивидуальное обучение в экологической образовательной среде». [3]
Организация образовательного процесса по В.Н.Слободчикову, Ясвину В.А. - это систематизированный процесс овладения знаниями, умениями, навыками в соответствии с требованиями ФГОС, проектирование образовательной среды. [13,16] В нашем исследовании организация экологического образования заключается в разработке нормативно - правовых документов, направленных на разработку концепции экологической образовательной среды и ее юридического сопровождения с учетом возникающих рисков.
содержание образования в современном понятии - это результат усвоения систематических знаний, умений, навыков, необходимых условий развития студента, личностно-ориентированное обучение в контексте среды (В.В. Сериков). [11] Мы же предлагаем рассматривать содержание экологического образования как результат усвоения экологических, правовых знаний, умений, навыков, компетенций, норм поведения, необходимых для создания условий экологического развития студента, его адаптации к экологическим знаниям, обучению, профессиональной деятельности и повышению стрессоустойчивости. [5]
Использование в исследовании методологии средового подхода позволяет подойти комплексно к определению нормативного обеспечения и юридического сопровождения создания условий экологической образовательной среды, направленных на выявление правовых рисков, разработке здоровье сберегающих технологий, повышение адаптации студента к экологическим знаниям, обучению, профессиональной деятельности. Методология средового подхода использовалась в исследованиях (Ю.С. Мануйлова, В.В. Серикова); [10,11] образовательная среда как открытая система (Б.С. Гершунский); [4] целостная
образовательная среда как система (Б.Ф. Ломов). [9] Однако, с точки зрения правового обеспечения экологической образовательной среды и ее нормативного обеспечения педагогами - исследователями не рассматривалась.
При создании комфортной, адаптивной, диагностической среды С.В. Белова рассматривала в своем исследовании условия и возможности реализации содержательной функции (организационно-выборной). [2] Однако, С.В. Белова в своем исследовании, ограничила условия реализации содержательной функции, не учитывала взаимодействие и сотрудничество администрации - педагогов-об-учающихся и их влияние на развитие личности студента.
В нашем исследовании полные условия реализации организационно-выборной (содержательной) функции экологической образовательной среды морского технического вуза заключаются в выборе правовых норм, организации нормативно-правового сопровождения, принятии эффективных технологических и управленческих решений, проведения мониторингов с целью корректировки отношений «администрация-педагог-студент-экологическая среда». Проектируется модель организационной структуры экологической образовательной среды морского технического вуза с учетом разработки нормативно-правовых актов, положений и др. документов.
При организации взаимоотношений и сотрудничества в системе «администрация - педагог - студент - экологическая среда» очень важны условия и возможности реализации управленческой функции (управленческо-полезной) экологической образовательной среды, которые зависят от полных условий ее реализации: нормативно-правовых, материально-технических, организационных, содержательных, финансовых, кадровых. Взаимодействие и сотрудничество «администрация - преподаватель - студент - экологическая образовательная среда» направлены на изменение динамической структуры, содержания, повышения качества экологического образования - обучения-воспитания. Очень важна при сотрудничестве по формированию экологической образовательной среды правовая грамотность администрации, преподавателей, студентов, которая позволит обеспечить качество и эффективность принимаемых управленческих решений.
При разработке концепции экологической образовательной среды важно учитывать условия и возможности реализации информационной функции (программно-организационной). Для полной реализации программно-организационной функции экологической образовательной среды необходима полная информатизация вуза с электронным документооборотом, с пакетом нормативно-законодательных актов (программным обеспечением: Консультант плюс, Гарант и др.), созданием электронно-образовательной среды в сети Интернет.
Разработка нормативно-правового сопровождения экологической образовательной среды вуза направлена на образовательные результаты. Образовательный результат заключается в оценке правовых, экологических знаний, умений, навыков, компетенций в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов на основе разработанных оце-
ночных материалов по дисциплинам образовательной программы, включая государственную итоговую аттестацию. Результат эффективности экологической образовательной среды вуза заключается в принятых управленческих и технологических решениях, в удовлетворенности взаимодействия и сотрудничества «администрация - преподаватель - студент - экологическая образовательная среда», направленных на повышение стрессоустойчивости и адаптации студентов.
Разработка нормативно-правовых документов и правовое сопровождение экологической образовательной среды включает информационно-познавательный аспект, который заключается в оценке знаний, умений, навыков, компетенций в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, в реализации здоровье сберегающих, информационных, интеллектуальных технологий, в разработанных фондах оценочных средств, интерактивных методов обучения, основанных на принципах междисциплинарно-сти, информационности, значимости, научности. [8]
Взаимодействие и сотрудничество «администрация - преподаватель -студент - экологическая образовательная среда» характеризует коммуникативно-поведенческий аспект. Роль администрации заключается в осуществлении управленческой и организационной функции, в контроле за выполнением приказов, распоряжений, проведении оценки качества нормативно-правовых документов, их корректировки, проведении мониторинга, разработке критериев оценки эффективности экологической образовательной среды, анализе ее результативности.
Роль методистов, преподавателей заключается в разработке учебных планов, образовательных программ, рабочих программ дисциплин, практик, итоговой аттестации педагога заключается в организации обучения студента в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом особенностей подготовки студентов в условиях экологической образовательной среды. Преподаватель при разработке образовательных программ тесно сотрудничает с администрацией и с другими преподавателями. Содержание рабочих программ дисциплин строится на принципах междисци-плинарности, информационности, научности, значимости. Частичные возможности взаимодействия и коммуникации преподавателей, участвующих в реализации образовательных программ в экологической образовательной среде - это разработка экологических проектов, деловых игр, тренингов, семинаров, конференций и др. Важно привлекать студентов к разработке экологических проектов, деловых игр, участию в семинарах, конференциях с целью правовой оценки и значимости, что способствует их правовой грамотности. В экологической образовательной среде важно сотрудничество и взаимодействие, общение, полные взаимопонимания и взаимное влияние в отношениях «администрация-преподаватель - студент» в течение всего учебного и внеучебного времени.
Повышение правой грамотности студентов, разработка и сопровождение нормативно-правого обеспечения в условиях экологической образовательной среды вуза носит ценностно-нравственный аспект. Правовые экологические
знания, умения, навыки, компетенции являются ценностью и направлены на воспитание, формирование нравственных личностных качеств студента: ответственность, правовая, экологическая грамотность, мотивированность, адаптация, стрессоустойчивость, активность, индивидуальность, информированность, организованность и др.
Сущность правовой грамотности администрации - преподавателей - студентов заключается в «системе влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» (О.О. Андронникова). [1] В нашем исследовании очевидными являются организационные и содержательные нормативно - правовые ограничения экологической образовательной средой, а именно: ограниченность в возможностях систематического нормативно-правового регулирования нормами поведения участников образовательного процесса с учетом экологических рисков; создания необходимых условий формирования правовой грамотности студентов, их адаптации к экологической среде; несоответствие нормативно-правовых документов с возможностями вуза: информационными, материально-техническими.
Исходя из того, что первый этап нормативно-правого регулирования экологической образовательной среды морского технического вуза представляет собственно модель характеристик, определения критериев, необходимо определить понятие «правовая грамотность» в комплексе «экологическое образование - обучение-воспитание». Как известно, «экологическая образовательная среда морского технического вуза с одной стороны: комплекс мер и научно-педагогических условий, направленных на организацию учебно-воспитательного процесса с точки зрения экологии среды, выработки стратегии создания (формирования) экологически здорового образа жизни всех участникам образовательного процесса, с другой стороны: целостная система экологических знаний, умений, навыков, компетенций, ориентирующая личность студента на минимизацию экологических рисков, избежания конфликтов, способствующая адаптации студентов к экологическим знаниям, обучению, профессиональной деятельности, повышению их стрессоустойчивости в нестандартных экологоориентирован-ных ситуациях». [5] Опираясь на определение критериев экологической образовательной среды морского технического вуза мы делаем вывод, что правовая грамотность в комплексе «экологическое образование - обучение-воспитание» заключается в формировании правовых, экологических знаний, умений, компетенций, осознания важности экологической образовательной среды для здорового образа жизни, умения принимать ответственные экологоориентированные решения с учетом рисков в коммуникативно-поведенческом аспекте. Правовая грамотность субъектов экологической образовательной среды является содержательно - динамической характеристикой, отражающей изменения на каждом этапе обучения в вузе. Степень правовой грамотности зависит от уровня экологического обучения, воспитания, образования и повышается за счет комплекса мер и научно-педагогических условий, направленных на адаптацию и повыше-
ние стрессоустойчивости студентов.
Экологическая образовательная среда морского технического вуза направлена на формирование правовой грамотности на базе нормативно-правовых норм, правил, правильного понимания сущности, целей, задач, норм поведения, на освоение каждым обучающимся ключевых принципов взаимодействия со средой обитания и формирование системного мышления, навыков экологически безопасной деятельности в повседневной жизни. [5]
Таким образом, определение критериев экологической образовательной среды морского технического вуза позволяет приступить к разработке концепции как первоначального нормативного документа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андронникова, О.О. Организация безопасности образовательной среды [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu54.ru/upload/files/2015/ org-261115.pdf (дата обращения: 12.01.2017).
2. Белова, С.В. Гуманитарное образование: текстуально-диалогическая модель // Педагогика. 2007. № 6.
3. Бережная, И.Ф., Вьюнова, Н.И. Воспитательный потенциал университетской образовательной среды // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2008. № 1. С. 90-97.
4. Гершунский, Б.С. Философия образования: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. 432 с.
5. Даниленкова, В.А. Факторы снижения рисков в экологической образовательной среде технического вуза // Образование и наука: современные тренды: коллективная монография / гл. ред. О. Н. Широков. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». Серия «Научно-методическая библиотека», 2016. С.66-90.
6. Даниленкова, В.А. Интерактивные методы обучения в экологической образовательной среде морского технического вуза // Молодой ученый (ежемесячный научный рецензируемый журнал №2(82)/2015) /под ред. д-ра философ. наук Г.Д. Ахметова. Казань: «Издательство Молодой учёный», 2015. С. 510 - 513.
7. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М.: Наука, 1984. 444 с.
8. Мануйлов, В. Современные технологии в инженерном образовании // ВОР. 2003. №3. 117 с.
9. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование: поиск новой парадигмы (монография). Волгоград, 1998. 182 с.
10. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
576 с.
11. Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И. Слободчиков. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. 230 с.
12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
13. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
Гретинская Е. О., Зимовина O.A.
формирование высокого уровня социокультурной коммуникации учащихся ссуза как одного из основных компонентов языковой компетенции
Методика преподавания английского языка в среднеспециальном учебном заведении в первую очередь ставит задачу формирования высокой социокультурной компетенции.
Педагогическая наука выделяет два основных направления знакомства и погружения учащихся в иностранную культуру:
1. Без опоры на культуру родного языка;
2. С опорой на культуру родного языка.
Чтобы социально-культурное образование было корректным и всеобъемлющим необходимо соблюдение следующих условий:
• Взаимопроникновение культуроведческих сведений между дисциплинами из разных областей знаний;
• Нацеленность на повсеместное бикультурное и билингвистическое образование;
• Совместная работа обучающих и учащихся в аспекте изучения иностранных языков, взаимодействия различных культур, отдельных цивилизаций и этносов, а также обобщение и изучение культурных достижений других народов;
• Применение достижений науки и современных технологий для возможности развития коммуникативных связей в массовых масштабах, чтобы повысить общий уровень социально-культурного образования;
• Финансовое, кадровое и методическое обеспечение.
Вышеперечисленные условия необходимы к выполнению, поскольку определяют главную стратегию современного подхода к изучению иностранного языка. Иными словами такой подход можно назвать социокультурным.
Социокультурный подход к изучению иностранных языков имеет ряд характерных особенностей. Одна из них - это ориентированность педагогических методов на преподнесение учебных материалов согласно культурным ценностям