правовые проблемы образования
Даниленкова Б.А., Титова И.В.
концепция проекта «экологическая образовательная среда морского технического вуза» и ее нормативно-правовое обеспечение
Обеспечение комфортных безопасных условий обучения студентов в техническом вузе является одной из задач подготовки кадров. Однако вопросам научно-педагогического анализа организации системы здоровой, образовательной среды в техническом вузе уделяется недостаточно внимания. Отсюда возникает необходимость создания экологической образовательной среды технического вуза с целью обеспечения здорового жизнеобеспечения обучающихся, сотрудников, преподавателей. Необходимо выяснить значимость нормативно-правовых требований безопасности и создания здоровых условий обучения, воспитания студентов, определить сущность, содержание, функции, структуру экологической образовательной среды с точки зрения соответствия законодательству Российской Федерации в области образования, охраны здоровья и пр.
Таким образом, целью исследования является обоснование нормативно-правового обеспечения и сопровождения экологической образовательной среды технического вуза.
Поставленная нами цель предполагает решение следующих задач:
- обосновать сущность, содержание, структуру концепции проекта экологической образовательной среды и определить нормативно-правовую базу его сопровождения;
- выявить принципы нормативно-правового обеспечения и сопровождения экологической образовательной среды технического вуза;
- разработать комплекс организационно-управленческих мер и мероприятий.
Под сущностью экологической образовательной среды мы понимаем «комплекс мер и мероприятий, направленных на минимизацию рисков, организацию экологического образовательного процесса с точки зрения экологии среды, усло-
вий здорового образа жизни, формирования ответственности за свое здоровье». [6, с. 334]
С научных позиций к изучению идей образовательной среды подходили ученые - педагоги Е.А. Алисов, О.О. Андронникова, Ю.С. Мануйлов, В.И. Панов, и др. Вопросам обеспечения безопасности образовательной среды уделяется много внимания в зарубежных учебных заведениях, в частности в США является неотъемлемой частью реализации права жителей страны на образование. Разработка нормативной базы безопасности образовательной среды в США происходит при активном участии населения.
Приведем примеры определения образовательных сред с точки зрения ученых-педагогов. Как отмечает В.А. Ясвин «с психолого-педагогической точки зрения среда - это возможность развития личности в условиях естественного и социального окружения [11, с. 12], а образовательная среда - это «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития» [11, с. 14] О.О. Андронникова рассматривает образовательную среду образовательного учреждения как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Образовательная среда в его исследовании рассматривается как совокупность факторов, формирующихся укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы, организация учебного процесса, питания, медицины, психологический климат и др. [3]
Е.А. Алисов в своем исследовании рассматривает экологическую образовательную среду как «систему психолого-педагогических условий, влияний, возможностей, которые обеспечивают защищенность личности от негативного воздействия экологических факторов и оптимальность взаимодействия с миром природы» и как объект педагогического проектирования. [1, с. 34]. А.И. Артюхина в своем исследовании рассматривает образовательную среду как педагогический феномен проектирования. [3] С.В. Петров определил, что «безопасная образовательная среда - это система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций». [9, с. 17]
А.Е. Алисов, Л.Е. Пикалова рассматривает «концепцию педагогического проектирования экологически безопасной образовательной среды как педагогически обоснованную совокупность научных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления оптимизации взаимодействия субъектов образовательного процесса с пространственно-предметным, социальным, психодидактическим компонентами образовательной среды, что является методологической основой обеспечения их экологической безопасности исследования». [1, с. 14] На основании анализа определения безопасной образовательной сре-
ды, сущности экологической образовательной среды приходим к выводу, что содержание концепции проекта экологической образовательной среды как многоаспектного явления определяется совокупностью нормативно-правового обеспечения и сопровождения учебного, организационно-воспитательного процесса; наличием материальных и человеческих ресурсов.
Разработка нормативно-правового обеспечения предполагает обоснование концепции проекта экологической образовательной среды технического вуза. Известно, что концепцией называют систему взглядов, руководящих идей, принципов, принимаемых для решения какой-либо проблемы, которая может быть представлена в виде виртуальной модели, помогающей ответить на ряд вопросов при проектировании систем безопасности образовательного учреждения. [9]
Концепции проекта экологической образовательной среды технического вуза базируются на нормативно-правовом обеспечении, которое находит свое отражение в ФГОСах по образовательным программам, законах РФ, Постановлениях Правительства Рф в области образования, приказах, распоряжениях, письмах, рекомендациях и локальных актах вуза.
Для разработки проекта экологической образовательной среды необходимо определить структуру, принципы, необходимые для нормативно-правового обеспечения и сопровождения.
Рассмотрим, какие принципы необходимы для проектирования экологической образовательной среды технического вуза?
Экологическая образовательная среда технического вуза является системным объектом и формируется как совокупность нормативно-правовых программ, мероприятий, приказов, положений, актов, обеспечивающих создание условий для экологически здорового образа жизни всем участникам образовательного процесса в комплексе «экологическое образование - обучение - воспитание», ориентирующая личность студента на минимизацию экологических рисков, избежания конфликтов, способствующая адаптации студентов к экологическим знаниям, обучению, профессиональной деятельности, повышению их стрессоустойчивости в нестандартных экологоориентированных ситуациях. [4, с. 82]
Таким образом, концепция проекта экологической образовательной среды направлена на формирование у студентов экологических знаний, умений, компетенций для избежания конфликтов, повышения стрессоустойчивости. Определим базовые принципы, необходимые для нормативно-правового обеспечения экологической образовательной среды технического вуза:
Взаимодействие и сотрудничество всех участников направлено на формирование инфраструктуры технического вуза с учетом экологической образовательной среды, на обеспечение нормативно-правового контроля, на корректировку и проведение мониторинга эффективности выполнения правовых документов.
Успешность экологической образовательной среды зависит от разработки нормативно-правовой базы, теоретических, методических, справочных, инфор-
мационных материалов; разработки, адаптации и апробации методик, учебных программ и проектов в области экологического образования, обучения, воспитания с учетом отечественного и мирового опыта, результатов исследований и сотрудничества. Критерием успешности является принятие управленческих решений на основе правовых знаний и процессы взаимодействия администрации вуза, преподавателей и студентов. [6, с. 187]
Информационность необходима для оперативного распространения информации и опыта в области экологического образования, направленного на формирование информационной базы данных нормативно-правовых документов; создание телекоммуникационной сети поддержки; развитие системы маркетинга эколого-образовательных правовых услуг и нормативно-методической продукции; обмена опытом и взаимодействия между преподавателями, включая: проведение конференций; осуществление совместных национальных и международных проектов. Информационность, информированность предполагает содержательную и структурную целостность экологической образовательной среды, раскрывающую содержание.
Интегративность предполагает содержательную интеграцию дисциплин образовательных программ подготовки морских специалистов, что позволяет рассматривать экологическую образовательную среду многоаспектно. Основными правилами реализации принципа являются: анализ содержания правовых, экологических, специальных дисциплин учебного плана, взаимодействие преподавателей с целью создания междисциплинарных экологических проектов с привлечением студентов, применение правовых экологических знаний в реальной практической ситуации.
Научность определяет результативность нормативно-правовых документов экологической образовательной среды.
Целостность раскрывает содержательную преемственность в овладении правовыми экологическими знаниям «учебная дисциплина - образовательная среда - здоровье и гигиена студента».
Общность предполагает взаимодействие «администрация - преподаватель - студент», что подчинено общей цели и решению поставленных задач для выявления «узких мест» нормативно-правого обеспечения экологической образовательной среды морского технического университета.
Исследование показало, что существенное место в содержании, сущности, структуре экологической образовательной среды технического вуза принадлежит нормативно-правовому обеспечению и сопровождению.
Выявление принципов нормативно-правового обеспечения и сопровождения экологической образовательной среды технического вуза позволило поставить необходимость решения следующих задач:
1. Создание условий для экологически здорового образа жизни всех участников образовательного процесса с целью минимизации экологических рисков и возникновения конфликтных ситуаций.
2. Поддержка активности всех участников образовательного процесса в
формировании среды, в применении интеллектуальных, информационных, здо-ровьесберегающих технологий, в поиске экологоориентированных, правовых решений на различных этапах.
3. Обеспечение научного подхода к определению показателей повышения стрессустойчивости и адаптивности студентов. Проведение мониторинга экологической образовательной среды, анализ и принятие экологоориентирован-ных управленческих и технологических решений по корректировке, разработке нормативно-методических рекомендаций по улучшению условий экологической образовательной среды.
для решения поставленных задач по нормативно-правовому обеспечению экологической образовательной среды технического вуза необходимо разработать для дальнейшего исследования комплекс организационно-управленческих мер и мероприятий:
1. Развитие нормативно-правовых механизмов в системе взаимоотношений и сотрудничества «администрация - преподаватель - студент - работодатель», взаимосвязей «преподаватель - студент - экологическая образовательная среда».
2. Разработка нормативно-правового, методического обеспечения экологического обучения на разных уровнях экологической подготовки студентов и определение функциональной нагрузки (содержательной, организационной) преподавателей по подготовке экологического обучения.
3. Реализация разноуровнего оценивания результатов. Разработка бал-льно-рейтинговой системы оценки деятельности преподавателей как фактор снижения экологических рисков и конфликтов в экологической образовательной среде технического вуза.
4. внедрение здоровьесберегающих, информационных, интеллектуальных технологий, интерактивных методов экологического обучения и воспитания.
5. Обоснование критериально - диагностического инструментария оценки эффективности и результативности нормативно-правого обеспечения экологического образования - обучения - воспитания.
Таким образом, обязательным условием концепции проекта «экологическая образовательная среда» является нормативно-правовое обеспечение и сопровождение, которое направлено на эффективность и результативность экологического образования, воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алисов Е.А. Педагогическое проектирование экологически безопасной образовательной среды: дис. ... д-ра пед.наук. - Курск, 2011. - 405 с.
2. Андронникова О.О. Организация безопасности образовательной среды [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu54.ru/upload/files/2015/
org-261115.pdf (дата обращения: 12.01.2017).
3. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2007. - 377 с.
4. Даниленкова В.А. Формирование экологической образовательной среды в современном техническом университете (глава 5 монографии) // Психология и педагогика: теория и практика: коллективная научная монография / под ред. д.п.н. профессора М.А. Сурхаева. - Махачкала: «Фирма КИТ», 2015. - С. 80 - 98.
5. Даниленкова В.А. Методология создания экологической образовательной среды в техническом вузе // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 декабря 2014 г., г. Уфа). - в 2 ч. - Ч. 2. - Уфа: Аэтерна. - 2014. - С. 186 - 189.
6. Даниленкова В. А. Современный технический вуз и его экологическая среда // Молодой ученый. - 2014. - №16. - С. 334 - 336.
7. Мануйлов, В. Современные технологии в инженерном образовании // ВОР. - 2003. - №3. - 117 с.
8. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. - М.: Наука, 2004. - 197 с.
9. Петров С.В. Обеспечение безопасности ОУ [электронный ресурс]. Режим доступа: http://thelib.ru/books/sergey_viktorovich_petrov/obespechenie_ bezopasnosti_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya-read-2.html (дата обращения: 12.01.2017).
10. Пикалова Л.Е. Развитие образовательной среды на основе системы экологического менеджмента в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т.3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept. т/2013/53467.Мт. (дата обращения: 12.01.2017).
11. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., - 2001. - 365 с.