Научная статья на тему 'Определение интегративных признаков системной модели управления проектами в рамках подготовки экономистовменеджеров'

Определение интегративных признаков системной модели управления проектами в рамках подготовки экономистовменеджеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
664
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / ПРОЕКТ / ПРОГРАММА / ПОРТФЕЛЬ ПРОЕКТОВ / СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / SYSTEM / PROJECT MANAGEMENT / PROJECT / SCHEDULE / PORTFOLIO OF PROJECTS / SUBJECT OF MANAGEMENT / PROCESS OF MANAGEMENT / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заварцева Екатерина Владимировна

Рассматриваются основные компоненты системной модели управления проектами: проект, программа, портфель проектов, процессы управления проектами и субъекты проектной деятельности. Выделяются основные свойства системной модели управления проектами, раскрываются ее интегративные признаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Definition of Integrative Features of a System Model for the Project Management in Training Economists-Managers

Basic components of a system model for project management are presented: project, schedule of activities, portfolio of projects, processes of projects management and subjects of project activity. Basic qualities of a system model for project management are defined, integrative features are presented.

Текст научной работы на тему «Определение интегративных признаков системной модели управления проектами в рамках подготовки экономистовменеджеров»

Стовшшв ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ СИСТЕМНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ

Е. В. Заварцева (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

Рассматриваются основные компоненты системной модели управления проектами: проект, программа, портфель проектов, процессы управления проектами и субъекты проектной деятельности. Выделяются основные свойства системной модели управления проектами, раскрываются ее интегративные признаки.

Ключевыге слова: система; управление проектами; проект; программа; портфель проектов; субъект управления; процесс управления; интеграция.

Формирование постиндустриальной экономики, глобализация экономических процессов, возрастающее значение инновационной составляющей в деятельности организаций оказали существенное влияние на развитие теории и практики менеджмента. Одной из заметных тенденций последнего десятилетия стали бурное развитие и распространение концепции управления проектами, позволяющей организации динамично развиваться в условиях быстроменяющейся рыночной среды. К важнейшим проблемам теории и практики управления проектами относятся неправильное понимание и использование разработанной методологии и техник. В этом плане очень важно получить верное представление об управлении проектами как комплексной дисциплине, а также понять принципы его функционирования. Кроме того, поскольку в современном мировом сообществе качественное образование составляет основу социального развития и устойчивого экономического роста [4], выработка интегрального представления о системе управления проектами становится необходимым условием подготовки управленческих кадров.

Одним из способов отображения структуры и взаимосвязей любого сложного предмета, в том числе управления проектами, является моделирование. Понимание модели управления проектами требует ясной формулировки самой этой категории. Стоит констатировать, что к настоящему времени в науке не выработано единого подхода к интерпретации понятия «управление проектами».

В мировой практике оно трактуется неоднозначно в зависимости от выбранной модели, типа и вида проектов и других факторов.

Обобщение существующих определений позволяет выделить два основных вектора толкования понятия: процессный и системный. С точки зрения первого управление проектами представляет собой группу взаимосвязанных процессов, методик и инструментов, позволяющих наиболее эффективным способом достичь целей проекта и ожиданий его участников. Такое понимание управления проектами наиболее характерно для стандартов управления (как де-юре, так и де-факто: 180 10006, АШГ/РМГ 91-0012004 и др.) и «сводов знаний» (РМВоК). Второй подход соответствует «менеджерскому», или «деятельностному», пониманию, согласно которому управление проектами трактуется через категории «деятельность», «усилие», «предприятие». Наиболее показательной в рамках данного подхода можно считать дефиницию управления проектами как уникального набора скоординированных действий с определенным началом и завершением, осуществляемых индивидуумом или организацией для решения специфических задач с определенным расписанием, затратами и параметрами выполнения [9].

Необходимо заметить, что интегративный характер проекта, предполагающий взаимопроникновение функциональных и предметных элементов, предъявляет некоторые требования к формированию системы управления им.

© Заварцева Е. В., 2011

№ 3, 2011

Прежде всего к ним относятся комплексность и гибкость. Опираясь на данное положение, определение рассматриваемой категории возможно сформулировать следующим образом: управление проектами — интегрированная технология менеджмента, основанная на обособлении объекта управления и представляющая собой комплексное решение межфунк-циональных задач с помощью горизонтально интегрированных структур в условиях жестких ресурсных и временных ограничений. Полагаем, что приведенную трактовку можно использовать при подготовке экономистов-менеджеров в вузе, решая проблемы интеграции новых управленческих подходов в систему высшего профессионального образования, что особенно важно в условиях модернизации [5].

В рамках данного утверждения говорить об управлении проектами, по нашему мнению, целесообразно с позиции системного подхода, поскольку различные компоненты проектной деятельности, такие как цели, функции, объекты, субъекты, методы и средства, позволя-

ют обеспечить эффективный результат только тогда, когда применяются в совокупности и взаимоувязке.

В современной теории менеджмента системный подход в его различных версиях служит мощным методологическим средством решения управленческих задач и применяется как способ упорядочения управленческих проблем, с помощью которого осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение. Системный подход в настоящее время признается наиболее важным и продуктивным при исследовании различных социально-экономических явлений, в том числе управления [6]. В контексте данного подхода систему управления проектом можно определить как взаимоувязанную совокупность инструментов, методов, методологий, ресурсов и процедур, используемых для управления проектом и организационных условий для его реализации.

Р и с. 1. Системная модель управления проектами организации

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В литературе по управлению проектами даются различные системные модели. Наиболее полный их обзор и анализ приведен в работе М. Вайдмана [1]. В рамках системного подхода механизм управления проектами можно изобразить как принципиальную методологическую системную модель, состоящую из трех блоков, представленных структурными декомпозициями: субъектов управления, объектов управления, процессов и функций управления (рис. 1).

Отличительной особенностью данной модели является то, что в ней реализованы системный, проектный и процессный подходы. Если в качестве модели взаимодействия указанных подходов выбрать «иерархию», то процессный подход окажется вложенным в проектный, а проектный, в свою очередь, — в системный. Комплексный подход, реализованный в системной методологической модели, выгодно отличает ее от известных моделей управления проектами.

Конкретизируя элементы вышеприведенной модели, отметим, что под субъектами управления понимаются активные участники проекта (руководство организации, отдельные сотрудники, подразделения, внешние участники), взаимодействующие при выработке и принятии управленческих решений в процессе его осуществления. Среди них можно выделить ключевых участников (инвестор, заказчик, генподрядчик, исполнитель), команду управления проектом (руководитель проекта и члены команды проекта), функциональные подразделения компании (маркетинг, финансы, производство и пр.), которые в разной степени взаимодействуют друг с другом. А. С. Товб и Г. Л. Ципес приводят следующие группы субъектов в системе управления проектом: управленческий аппарат заказчика (инвестор, функциональный заказчик, генеральный заказчик и др.), управленческий аппарат исполнителей проекта (генеральный подрядчик, генеральный системный интегратор, подрядчик, поставщик и др.), команды проектов (группы управления, рабочие группы), представляющие собой специализированные временные структуры, создаваемые на

время выполнения проектов и включающие управленческий и технический персонал, выделяемый заказчиком, и исполнителей для реализации проектов [7].

К объектам управления относятся общие программы, портфель проектов, проект и его элементы. Стоит отметить, что термины «проект» (от лат. рго]ес1и8 — брошенный вперед) и производный от него «проектирование» — многоаспектные в своей основе понятия и в ряде ситуаций могут использоваться для обозначения различных сущностей. В современной науке и практике выработан ряд подходов к исследованию проекта как объекта управления, всю совокупность которых возможно разделить на три группы:

1) основанные на организационно-деятельностной модели, рассматривающие категорию «проект» как совокупность некоторых элементов и связей между ними, обеспечивающие достижение поставленной цели и определяющие проект через категории «задача», «мероприятие», «предприятие»;

2) основанные на процессной модели, отождествляющие проект с процессами развития и изменения, представляющие его в виде многочисленных процессов, раскрывающие его через концепцию жизненного цикла и определяющие проект через категории «процесс», «изменение», «развитие»;

3) узкие, специфичные для отдельных областей проектирования (строительство, инвестиционная сфера, НИОКР, 1Т-технологии и т. п.) [3].

Вместе с тем практически все специалисты прямо или косвенно указывают на отличительные свойства проекта, в качестве которых выделяются целенаправленность, уникальность решаемых задач и результатов, ограниченная длительность жизненного цикла, комплексный и межфункциональный характер решаемых задач, организационная разобщенность с основными видами деятельности. Таким образом, в рамках системной модели управления проектами проект можно определить как уникальный объект управления, представляющий собой ограниченное во времени, целена-

№ 3, 2011

правленное изменение параметров и/или структуры какой-либо системы общественного производства с установленными требованиями к качеству результатов, бюджетными и ресурсными ограничениями.

Помимо проектов объектами управления в представленной системной модели могут выступать программы и портфели проектов. Программа — это ряд связанных друг с другом проектов, управление которыми координируется

для достижения преимуществ и степени управляемости, недоступных при управлении ими по отдельности. Портфель — набор проектов или программ и других работ, объединенных вместе с целью эффективного управления данными работами для достижения стратегических целей.

В рамках концепции управления проектами возможно определить функциональные особенности указанных категорий (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Характеристики объектов системной модели управления проектами

Характеристика

Портфель

Программа

Проект

Цель

Видение и стратегия

Достижение конкурентных Решение комплексной

преимуществ проблемы

Регулируются стратегией Реализуются

и находятся под ее мониторингом программой

Коммерческая выгода Почти совершенно исключена Организационные Исключены

Почти полностью

включена

Включены

Решение

тактических задач Взаимосвязаны через рабочую оболочку проекта

Почти совершенно

исключена

Исключены

изменения

Процессы управления проектом осуществляются на всех стадиях жизненного цикла проекта и могут быть класси-

фицированы по двум основаниям — области применения и целевому результату (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Классификация процессов управления проектами [7]

Классификационный

признак

Состав процессов управления

Область применения

Целевой результат (фазы управления)

Управление содержанием проекта, управление проектом по временным показателям, управление проектом по стоимостным параметрам, управление качеством, управление персоналом, управление коммуникациями, управление отклонениями, управление контрактами

Санкционирование начала и очередной стадии проекта — инициация; определение наилучшего способа действий для достижения целей стадии с учетом складывающейся обстановки — планирование; реализация плана стадии жизненного цикла проекта — выполнение; выявление фактов отклонения стадии проекта от запланированного и принятие корректирующих действий — контроль; завершение или закрытие всего проекта или его стадии — завершение

Достаточно подробное описание процессов управления проектами изложено в стандарте АШІ/РМІ 99-001-2004 Американского института управления проектами. Оно составило основу процессного понимания механизма проектного ме-

неджмента. В соответствии с 3-й редакцией данного стандарта относительно самостоятельные процессы управления проектами тесно взаимосвязаны (рис. 2).

А. С. Товб и Г. Л. Ципес предлагают представлять общее множество процес-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

■ Заявка на проект

■ Экономическое обоснование

Инициатор • Контракт

проекта, инвестор *

• Организационные активы

• Факторы : ;

окружающей среды

▲ І

Группа

процессов

инициации

• Реестр стейкхолдеров

• Стратегия управления стейкхолдерами

• Устав проекта

Предприятие

—► —►

....

Группа

процессов

планирования

• Пакет документов по закупкам

........................

; • Запросы на : изменения : • Документирование : требований : • Матрица требований : • Объем работ : (базовый)

: • Перечень видов : деятельности

• График работ

• Экономическая эффективность

• • Показатели качества | •Требования к

• финансированию

• Формирование • соглашений :

...............*• j

• Требования

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Клиент

• Конечный продукт, услуга или результат

Проектная

документация

• Обновление плана

управления

проектами

• Реестр ресурсов

• План управления проектом

• Принятие решений

• Критерии выбора источника

Т

• Предложение о продаже

Группа

процессов

исполнения

• Утвержденные запросы на изменения

• Контроль и оценка качества

• Отчеты об исполнении

• Прогнозы

Продавцы

Закупки

Группа

процессов

завершения

• Результаты

• Запросы на изменения

• Данные о выполнении работ

• Выбор продавца

Группа процессов мониторинга и контроля

• Принятые результаты

• Закрытие документов

Р и с. 2. Взаимосвязь процессов управления проектом в соответствии с логикой ANSI/PMI (Project Management Process Interactions) [8]

111!111Й1И1!Ш № 3,

сов управления проектами в виде трехмерного пространства, где по осям координат отложены измерения, являющиеся общепринятыми в рамочных стандартах управления проектами: функции управления, фазы (стадии) управления и стадии жизненного цикла проекта. Однако авторы допускают и иные уровни управления, например календарные периоды [7].

Действия, приводящие к выполнению проекта, потребность в которых выявляется в ходе его планирования, могут рассматриваться как типовые бизнес-процессы, осуществляемые по заранее установленным формальным схемам (моделям), фактически определяющим технологию их выполнения. В ходе работы над проектом исполнители (организации или сотрудники), действуя в соответствии с заданной технологией (моделью процесса), получают и выполняют задания, соответствующие структурным элементам бизнес-процесса (операциям).

Достижение целей проекта осуществляется через функции управления (виды деятельности), традиционные для общей теории менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Каждая из них обладает относительной самостоятельностью и является необходимой предпосылкой последующей деятельности.

Обеспечивающие компоненты рассматриваемой модели осуществляют поддержку системы управления проектами, создают условия для эффективного процесса подготовки, принятия и реализации управленческих решений. В этот блок входят нормативно-методическое (совокупность регулирующих, регламентирующих и формализующих процесс управления проектами документов, устанавливающих нормы, правила, требования, характеристики, методы, используемые при решении задач управления проектами и утвержденные в установленном порядке компетентным органом или руководством организации), информационно-техническое (набор инструментальных и программных средств для управления проектами, обеспечения эффектив-

ной коммуникации между всеми его участниками) и организационное (находит выражение в организационной структуре управления с четко определенной системой участников и их ролей) обеспечение.

По существу системная модель управления проектами является гибкой системой классификации потенциальных функциональных задач проектного менеджмента и элементов, обеспечивающих их решение (методических, программных, информационных, технических, организационных и др.). С учетом данного обстоятельства и в результате обобщения мирового опыта [2] можно выделить следующие свойства системной модели управления проектами:

— системная модель управления проектами представляет собой свернутое дерево избыточного множества задач и процедур, которые теоретически могут осуществляться при управлении различными объектами;

— каждый процесс (задача) системной модели управления проектом однозначно определяется компонентами выбранных уровней системной модели, логично взаимосвязанных между собой;

— задачи управления проектами, зависящие от субъекта и объекта управления, многоаспектны.

Исходя из вышесказанного системное представление механизма управления проектами позволяет рассмотреть всю гамму работ (задач), выполняемых (решаемых) на различных уровнях управления при осуществлении проекта. Эти работы (задачи) в большинстве научных источников показаны структурными иерархическими моделями: иерархия объектов управления (структура работ); иерархия и реляционные взаимосвязи между субъектами управления, представляемые организационной схемой проекта; иерархия организационной структуры проекта, иерархия задач и процедур управления проектами.

Необходимыми и достаточными признаками системы управления являются признаки трех сторон интегративного свойства целостности системы (рис. 3).

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Р и с. 3. Содержательное представление системы управления на основе ее интегративных признаков

Отметим, что интеграцию предметно-вещественных элементов системы и реализацию атрибутивных свойств (целостность, качественная определенность, единство) обеспечивает релятивный аспект. В управлении он проявляется в организационно-экономическом механизме, под которым необходимо понимать систему взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов управления (управленческие действия, приемы, нормы и процедуры управления, методы, приемы и правила хозяйствования), оказывающих воздействие на составляющие проектной деятельности как объекта управления для достижения целевого результата с наибольшей эффективностью.

В целом же системное представление управления проектами, структурированное по элементам вышеописанной модели, позволит обеспечить полноту решаемых задач, их информационную взаимоувязку и логику осуществляемых процессов. Таким образом, системная модель управления проектами является методологическим инструментарием для генерации и системного проектирования целостной интегрированной систе-

мы управления проектами, открывает области для развития соответствующих методов и средств проектного менеджмента, дает возможность алгоритмическим путем осуществить проверку на полноту и достаточность множества процессов в системе управления и установить логику и взаимосвязи между ними.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вайдман, М. Сравнительный глоссарий терминов по управлению проектами [Электронный ресурс] : в 2 т. / М. Вайдман — М. : Изд-во p.m.Office, 2007. — Т. 1. — 608 с. — Режим доступа: http://www.pmprofy.ru/content/rus/146/ 1466-article.asp.

2. Воропаев, В. И. Системная методология

управления проектами и программами [Электронный ресурс] / В. И. Воропаев, Г. И. Секлетова, Р. Д. Арчибальд. — Режим доступа: http://

www.iteam.ru/publications/project/section_35/ article_1687.

3. Горина, А. П. Проектно-ориентированный подход в системе менеджмента предприятия: организационное развитие / А. П. Горина, Е. В. Завар-цева// Вестн. Поволж. гос. ун-та сервиса. Сер. Экономика. — 2010. — № 9. — С. 31—39.

4. Гуськова, Н. Д. Основные принципы управления качеством образования в вузе / Н. Д. Гуськова, Е. А. Неретина, Т. А. Салимова

№ 3, 2011

// Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер. Экономика и финансы. — 2001. — №2.— С. 90—92.

5. Макаркин, Н. П. Развитие университета и новые управленческие подходы / Н. П. Макаркин // Интеграция образования. — 2005. — № 4. — С. 7—15.

6. Салимова, Т. А. Интеграция диверсификации и системного подхода к управлению качеством / Т. А. Салимова // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер. Экономика и финансы. — 2004. — № 2. — С. 541—546.

7. Товб, А. С. Управление проектами: стандарты, методы, опыт / А. С. Товб, Г. Л. Ципес. — М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. — 240 с.

8. A Guide to the Project Management Body of Knowledge [Электронный ресурс]. Third Edition (PMBOK® Guide). An American National Standard ANSI / PMI 99-001-2004. — Режим доступа: http:/ /www.pmi.org.

9. 1СВ — IPMA Competence Baseline [Электронный ресурс]. Version 3.0. IPMA Editorial Committee. — Netherlands, 2006. — Режим доступа: http:// www.ipma.ch/Documents/ICB_V._3.0.pdf.

Поступила 09.03.11.

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Г. В. Милованова, И. В. Харитонова

(Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

Рассматриваются понятие и основные виды самостоятельной работы, а также факторы, определяющие ее эффективность. Анализируется связь самостоятельной работы, самостоятельности и самообразования. Приводится описание экспериментального исследования готовности студентов к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.

Ключевыге слова: самостоятельная работа; самостоятельность; умения будущих специалистов.

Текущие и перспективные задачи, стоящие перед обществом, находят прямое отражение в изменении требований к уровню подготовки специалистов и, следовательно, к организации и содержанию обучения в высшей школе в услових интеграции образования. Сегодня необходимо всю систему подготовки специалистов строить на прогностически опережающей основе. Однако это невозможно осуществить на базе традиционного подхода к процессу обучения в высшей школе, когда в качестве основной цели образования рассматривается приобретение знаний. Студент, будущий специалист, должен не только получить знания, предусмотренные стандартами, овладеть умениями и навыками их использования, методами исследовательской работы, но и уметь трансформировать приобретенные знания в новых условиях, ориентироваться в потоке новой информации и самостоятельно приобретать ее.

Среди множества требований, предъявляемых к выпускнику вуза, кроме чисто профессиональных можно выделить и такие, как владение современными информационными технологиями, обладание коммуникативными способностями, наличие умения работать в команде, стремление к повышению квалификации. Для того чтобы он удовлетворял данным требованиям, необходимо перейти к обучению, учитывающему индивидуально-психологические возможности каждого обучающегося. В новой образовательной парадигме, предусматривающей интеграцию различных сфер процесса образования будущего специалиста, акцент сделан не только на фундаментальности образования, но и на развитии личности и ее творческих способностей [2]. Реализация указанной цели предполагает, что в современной высшей школе учебный процесс должен все более приобретать характер само-

© Милованова Г. В., Харитонова И. В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.