Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КЫРГЫЗСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ БОРЬБОЙ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КЫРГЫЗСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ БОРЬБОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / тренер / деятельность / спорт / кыргызская борьба / формы деятельности / тренировки / педагогические условия / качества / свойства / мнения / students / coach / activity / sport / Kyrgyz wrestling / forms of activity / training / pedagogical conditions / qualities / properties / opinions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минбаев Д. А., Анаркулов Х. Ф.

В статье для определения деятельности тренера по патриотическому воспитанию учащихся, занимающихся спортом, приведены данные о занятиях кыргызской национальной спортивной борьбой, проводимых мероприятиях, деятельности тренера во время участия в соревнованиях, в свободное от занятий время; раскрыты педагогические условия в целях формирования патриотических чувств, важные уровни их необходимых качеств и свойств, показатели обратной связи. Согласно концепции теории достоверности спортсмена, патриотизм является одним из важнейших качеств, определяющих отношение тренеров к тому или иному виду спорта, к учебно-тренировочным мероприятиям, соревнованиям с ним. Поэтому автор указывает на необходимость рассмотрения частей учебно-воспитательного процесса в воспитании у борцов патриотических чувств. В статье наглядно показывается, что в воспитании борцов патриотизму возникла необходимость выработки гибкой меры, с этой целью автором были разработаны содержание беседы и ее структура. Действия учителя-тренера в формировании патриотических чувств у молодых борцов на основе беседы; выработаны формы мероприятий, проводимых в свободное от учебно-тренировочного процесса, участия в соревнованиях, учебно-тренировочных мероприятиях, а также взгляды учителя-тренера на создание соответствующих педагогических условий с целью формирования у борцов патриотических чувств; определены основные принципы формирования необходимых качеств и качеств борцов, важные уровни; формы воспитательной деятельности; обучение включает в себя формы воспитания вне тренировок и участия в соревнованиях и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минбаев Д. А., Анаркулов Х. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF THE ACTIVITIES OF A COACH FOR PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS INVOLVED IN KYRGYZ NATIONAL SPORTS WRESTLING

In this article, in order to determine the activity of a coach for the patriotic education of youth students engaged in sports, data on the Kyrgyz national wrestling classes, events held, the activities of the coach during participation in competitions, in their free time are presented; pedagogical conditions for the formation of patriotic feelings, important levels of their necessary qualities and properties are disclosed, feedback indicators. According to the concept of the athlete's credibility theory, patriotism is one of the most important qualities that determine the attitude of coaches to a particular sport, to training events, competitions with it. Therefore, the author points out the need to consider parts of the educational process in the upbringing of patriotic feelings among fighters. The article clearly shows that in the education of fighters for patriotism, there was a need to develop a flexible measure, for this purpose, the author developed the content of the conversation and its structure. The actions of the teacher-coach in the formation of patriotic feelings among young wrestlers on the basis of a conversation; the forms of events held in free time from the training process, participation in competitions, training events, as well as the views of the teacher-coach on the creation of appropriate pedagogical conditions for the formation of patriotic feelings among wrestlers are developed; the basic principles of the formation of the necessary qualities and qualities of wrestlers, important levels; forms of educational activity; training includes forms of education outside of training and participation in competitions, etc.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КЫРГЫЗСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ БОРЬБОЙ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ/PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 37.0:796(575.2)

https://doi.org/10.33619/2414-2948/95/22

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КЫРГЫЗСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ БОРЬБОЙ

©Минбаев Д. А., ORCID: 0009-0000-8685-8064, Кыргызская государственная академия физической культуры и спорта, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected] ©Анаркулов Х. Ф., ORCID: 0009-0003-1076-3781, д-р пед. наук, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан,

[email protected]

DEFINITION OF THE ACTIVITIES OF A COACH FOR PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS INVOLVED IN KYRGYZ NATIONAL SPORTS WRESTLING

©Minbaev D., ORCID: 0009-0000-8685-8064, Kyrgyz state academy of physical culture and sport named after B.T. Turusbekov, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected] ©Anarkulov Kh., ORCID: 0009-0003-1076-3781, Dr. habil., ArabaevKyrgyz State University,

Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]

Аннотация. В статье для определения деятельности тренера по патриотическому воспитанию учащихся, занимающихся спортом, приведены данные о занятиях кыргызской национальной спортивной борьбой, проводимых мероприятиях, деятельности тренера во время участия в соревнованиях, в свободное от занятий время; раскрыты педагогические условия в целях формирования патриотических чувств, важные уровни их необходимых качеств и свойств, показатели обратной связи. Согласно концепции теории достоверности спортсмена, патриотизм является одним из важнейших качеств, определяющих отношение тренеров к тому или иному виду спорта, к учебно-тренировочным мероприятиям, соревнованиям с ним. Поэтому автор указывает на необходимость рассмотрения частей учебно-воспитательного процесса в воспитании у борцов патриотических чувств. В статье наглядно показывается, что в воспитании борцов патриотизму возникла необходимость выработки гибкой меры, с этой целью автором были разработаны содержание беседы и ее структура. Действия учителя-тренера в формировании патриотических чувств у молодых борцов на основе беседы; выработаны формы мероприятий, проводимых в свободное от учебно-тренировочного процесса, участия в соревнованиях, учебно-тренировочных мероприятиях, а также взгляды учителя-тренера на создание соответствующих педагогических условий с целью формирования у борцов патриотических чувств; определены основные принципы формирования необходимых качеств и качеств борцов, важные уровни; формы воспитательной деятельности; обучение включает в себя формы воспитания вне тренировок и участия в соревнованиях и т. д.

Abstract. In this article, in order to determine the activity of a coach for the patriotic education of youth students engaged in sports, data on the Kyrgyz national wrestling classes, events held, the activities of the coach during participation in competitions, in their free time are presented; pedagogical conditions for the formation of patriotic feelings, important levels of their necessary qualities and properties are disclosed, feedback indicators. According to the concept of the athlete's

credibility theory, patriotism is one of the most important qualities that determine the attitude of coaches to a particular sport, to training events, competitions with it. Therefore, the author points out the need to consider parts of the educational process in the upbringing of patriotic feelings among fighters. The article clearly shows that in the education of fighters for patriotism, there was a need to develop a flexible measure, for this purpose, the author developed the content of the conversation and its structure. The actions of the teacher-coach in the formation of patriotic feelings among young wrestlers on the basis of a conversation; the forms of events held in free time from the training process, participation in competitions, training events, as well as the views of the teacher-coach on the creation of appropriate pedagogical conditions for the formation of patriotic feelings among wrestlers are developed; the basic principles of the formation of the necessary qualities and qualities of wrestlers, important levels; forms of educational activity; training includes forms of education outside of training and participation in competitions, etc.

Ключевые слова: студенты, тренер, деятельность, спорт, кыргызская борьба, формы деятельности, тренировки, педагогические условия, качества, свойства, мнения.

Keywords: students, coach, activity, sport, Kyrgyz wrestling, forms of activity, training, pedagogical conditions, qualities, properties, opinions.

Согласно концепции теории правдоподобия спортсмена патриотизм является одним из важнейших качеств, определяющих отношение тренеров к тому или иному виду спорта, к тренировкам с ним, соревнованиям [1]. Поэтому при воспитании у спортсменов патриотических чувств необходимо рассматривать учебно-воспитательный процесс как его часть. В соответствии с теорией воспитания, воспитание патриотизма необходимо начинать с первого дня занятий выбранным видом спорта, другими словами из группы начальной спортивной подготовки (ГНСП). ГНСП будет особым коллективом детей, где будет достигнута эффективная производительность, если процесс воспитания будет хорошо организован и будет осуществляться при умелом руководстве [2]

К сожалению, при изучении литературных источников мы не смогли найти программы для патриотического воспитания тренеров. Средства, формы, методы, предлагаемые школой для воспитания детей в духе патриотизма, в преподавании общих предметов не отражают в полной мере спортивно-педагогических особенностей, поэтому в практике работы с юными спортсменами наблюдаются определенные трудности. Несмотря на это, после внесения соответствующих дополнений в программы со стороны учителей-тренеров мы использовали их для обоснования программы, специально разработанной для патриотического воспитания юных спортсменов.

С целью изучения текущего состояния этой работы проведен анализ: плана воспитательной работы, журналов учебно-тренировочных групп, отчетов учителей-тренеров и спортивного коллектива, различных обзоров и конкурсов, учебно-тренировочных и оздоровительных сборов, спортивных клубов, детских спортивных школ и т. д., были проведены определяющие беседы с родителями, учителями-тренерами, самими тренерами и руководителями спортивных школ. Пробелы, ошибки и упущения в учебно-тренировочных и воспитательных планах в патриотическом воспитании, безусловно, влияют на формирование уровня патриотизма у детей. Возникла необходимость изучить опыт ГНСП в разработке, организации и реализации гибкого мероприятия по воспитанию детей в духе патриотизма, с этой целью нами были разработаны вопросник, содержание беседы и ее структура.

Получение достоверных данных для выяснения различий во взглядах на воспитание патриотических чувств у тех, кто занимается Кыргызской национальной спортивной борьбой, и их адаптации опрошенные респонденты были разделены на две группы: учителя-тренеры с меньшим опытом и тренеры-учителя с большим опытом. При анализе результатов опроса учителей-тренеров воспитание у тренеров патриотизма проявляется во время учебно-тренировочных занятий, подготовки к соревнованиям, в другое время, кроме выбранных для занятий спортом (в свободное время, при посещении соревнований, посещении музеев, реабилитации здоровья, во время встреч с ветеранами труда и спорта, при возникновении конфликтов, праздновании дней рождения и известных событий) осуществляются на практике. Как бы то ни было, патриотические чувства тех, кто тренируется, спланированы учителями-тренерами, к сожалению, содержание таких планов не всегда и не полностью выполняется. Опытные учителя-тренеры демонстрируют преимущество в эффективной реализации образовательных действий, которые могут быть выполнены их коллегами с меньшим опытом. На основе проведенного анализа содержания мероприятий, направленных на формирование патриотических чувств у молодых тренеров, мы отметили, что во время учебно-тренировочных занятий по Кыргызской национальной спортивной борьбе, в основном преподаватели-тренеры обращают свое внимание на историю, развитие национальной спортивной борьбы, новаторство борца, соблюдение распорядка дня, правильное питание, школьные достижения, участие борцов в международных соревнованиях, на достигнутые успехи, прохождение службы в Вооруженных силах КР.

Также в учебно-тренировочном процессе необходимо проводить встречи с известными борцами, анализировать результаты соревнований (каждого борца, команды) в учебно-тренировочной группе, привлекать борцов к проведению тренировок, привлекать их к уборке и т. д. Во многих сферах своей деятельности опытные учителя-тренеры также уделяют особое внимание проведению историй: боевым, трудовым, спортивным традициям, важности соблюдения распорядка дня, питанию, прохождению военной службы и т. д. Учителя-тренеры часто проводят ряд образовательных мероприятий. В их числе: посещение культурных объектов, посещение театров, кинотеатров, концертов, вечеринок; сведения ФиС; о правилах спортивной борьбы; о нравственных обязанностях и обязанностях; о соблюдении правил распорядка дня и питания; о нравственном поведении в общественных местах; спортивные судьи, врачи, психологи, тренеры-учителя, любители единоборств, старейшины, подводящие итоги участия в соревнованиях [3].

Учителя-тренеры, у которых меньше опыта, с меньшей вероятностью будут использовать вышеупомянутые виды деятельности в своей деятельности по сравнению с учителями-тренерами, у которых больше опыта. Необходимо отметить патриотические чувства молодых борцов к своему коллективу, городу, республике. Тренеры-учителя, имеющие большой опыт воспитания патриотических чувств у молодых борцов, не уделяют должного внимания этой деятельности в своей многогранной деятельности. В то же время необходимо отметить недостаточное внимание к формированию патриотических чувств в воспитательной деятельности. В комплексе «Ата-Бейит», музеях, трудовых коллективах проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-афганцами, Баткенцами, участниками событий 7 апреля в Оше, баткенскими пограничниками и т. д. Для молодых борцов такая воспитательная деятельность будет иметь большое значение, к сожалению, на практике такой деятельности уделяется недостаточно внимания. Предлагаемая нами Кыргызская национальная спортивная борьба позволит проводить регулярные и своевременные тренировки, воспитывать молодых спортсменов в духе

патриотизма, так как эта национальная спортивная борьба включает в себя все самое лучшее, положительные и эффективные средства, прошедшие многовековые проверки, позитивные и эффективные средства, которые до сих пор хранятся и привозятся кыргызским народом. Многие из таких фактов были подтверждены в ходе опроса учителей-тренеров и борцов. При формировании патриотических чувств у юных борцов возникает необходимость предусмотреть определенные условия эффективности воспитательной деятельности. Участие в соревнованиях на призы героев, спортсменов, тренеров-учителей, спортивных судей; профессионально-педагогическое мастерство тренеров-преподавателей, уровень квалификации спортивных судей, подготовка спортивных врачей, спортивных психологов, спортивные традиции, ставшие устойчивыми в коллективе, уровень самообразования спортсменов, наличие лидеров в группе, состояние материально-технической базы и т. д.

Значение относительных условий в формировании патриотических чувств позволяет говорить о том, что менее опытные учителя-тренеры не в полной мере оценивают значение условий, подходящих для деятельности по воспитанию молодых борцов. Такая ситуация обусловлена необходимостью предусмотреть специальную часть в обучении Кыргызской национальной спортивной борьбе для формирования патриотических чувств в высших учебных заведениях. В процессе проведения воспитательной деятельности с молодыми борцами преподавателями-тренерами было отмечено, что необходимо поставить четкую цель деятельности по этой части: в частности, выяснить, какие качества необходимо воспитывать, на что обращать особое внимание, опросить учителей-тренеров по Кыргызской национальной спортивной борьбе, показать важные необходимые черты личности, интересные результаты свойств. На основе анализа взглядов тренеров-преподавателей следует обратить внимание на важность отдельных качеств (целеустремленность в отношении освоения кыргызской национальной спортивной борьбы, своей учебно-тренировочной группы, команды, КР, гордость Кыргызстаном, его выдающимися личностями, уникальной природой Ала-Тоо, самоотверженность во благо республики, целеустремленность в достижении высоких спортивных достижений, нести службу в армии КР, сильная воля к победе в соревнованиях). Многие преподаватели и тренеры обеих групп отдают свои предпочтения воспитательной деятельности с молодыми борцами. Таким образом, мы отмечаем, что, анализируя результаты опросов учителей и тренеров, деятельность по воспитанию патриотизма с молодыми борцами не проводится на регулярном уровне. Ряд спортивных педагогов не до конца осознают значение воспитания целого ряда качеств и качеств в патриотическом воспитании юных борцов.

В целях разработки программы патриотического воспитания молодых борцов возникла необходимость их опроса по данному вопросу, чтобы узнать мнение 100 борцов разной спортивной квалификации по возрасту, продолжительности тренировок. Все спортсмены-респонденты, учитывая их спортивную квалификацию, были разделены на две группы. В первую группу вошли мастера спорта и кандидаты в мастера спорта КР в количестве 50 человек, во вторую группу также вошли 50 человек, борцы первого и массового разрядов. На основании проведенного опроса установлено, что в период обучения, участия в соревнованиях основное внимание уделяется воспитанию патриотизма. В основном проводились: анализ результатов соревнований, критический анализ хода соревнований, интервью, посещение театров с группой, концертов и т. д. Несмотря на то, что (рассказы об истории кыргызской национальной спортивной борьбы и ее развитии, о ФиС, а также о событиях, происходящих в мире, Республике, о военных, трудовых и спортивных традициях, нравственном облике и этике спортсмена, об истории Кыргызстана) воспитательное влияние

значительно больше, система патриотического воспитания отличаясь тесными взглядами (позициями) на воспитательную деятельность борцов первой и второй групп так и не определено. Анализ результатов опроса респондентов о воспитательной деятельности вне учебно-тренировочного и соревновательного времени показал применение различных форм. В то же время было замечено, что мнения не так тесно связаны. Борцы, учителя и тренеры используют больше интервью, показательные бои спортсменов. События, на которые не были отражены даже ответы многих борцов: неисследованные жизненные пути известных личностей в республике; известные личности встречи и т. д. Мнения борцов в первой и второй группах не сильно отличаются друг от друга.

На основе изучения, анализа подходящих условий, 82,0% борцов воспитывают патриотизм на занятиях по национальной спортивной борьбе, 80,0% респондентов считают, что специально-профессиональное мастерство учителя-тренера способствует патриотизму, а 80,0% связывают его с самодисциплиной. Борцы, наряду с вышеизложенным, обращают внимание на особо стабилизировавшиеся спортивные традиции, прикладное значение Кыргызской национальной спортивной борьбы, комфортные условия спортивных занятий, отдыха, совместного отдыха с учителем-тренером, активного участия в общественной деятельности, лидеров спортивной группы. Борцы не уделяют должного внимания своей эффективности в проведении воспитательных мероприятий. Различий в позициях борцов в первой и второй группах не наблюдалось. Среди наиболее важных качеств и свойств отмечены: преданность к Кыргызскому национальному спортивному единоборству своему учителю-тренеру, готовности защищать Ала-Тоо, о целенаправленном стремлении к повышению спортивных достижений КР и спортивного коллектива и др.. Важными особенностями и качествами борцов первой и второй групп респонденты назвали: преданность к Кыргызской национальной спортивной борьбе, своей спортивной группе, гордость КР, целеустремленность в достижении высоких спортивных достижений, готовность приложить все усилия для прославления спортивных достижений, гражданский долг перед родиной, ответственность, решимость, приверженность повседневной спортивной жизни, постоянное выполнение физических упражнений, правильное питание, соблюдение личной и общественной гигиены, духовно-нравственное воспитание, силу воли и т. д.

Опираясь на свои знания о жизни известных и уважаемых в республике личностей, борец очень мало говорил о необходимости воспитания респондентов в духе патриотизма. На наш взгляд, при воспитании борцов в духе патриотизма они не обращают внимания на следующие качества и качества в своих действиях (деятельности); на безусловную любовь к своей спортивной группе и коллективу, к Ала-Тоо, на его неповторимую природу, бережливость (рациональность), вкладывают все свои умственные силы, возможности, проявляют активность в общественной жизни спортивного коллектива. Мы считаем, что вышеперечисленные качества и качества являются наиболее необходимыми, и что необходимо уделять достаточно внимания патриотическому воспитанию молодых борцов. При сравнительном анализе личностных качеств борцов и тренеров-преподавателей, результатов их мнений о важности качеств не выявлено различий, противоречий в их взглядах, вместе с тем не выявлено достоверных различий (об истории, традициях Кыргызской национальной спортивной борьбы, о жизни известных личностей, о гордости Кыргызстана и его выдающихся личностях и т. д.). Наблюдались достоверные изменения в некоторых качествах и свойствах на уровне Р 0,05 (на кыргызскую национальную спортивную борьбу, свою спортивную группу, коллективу, учителю-тренеру и т. д.). Так, результаты опроса борцов, преподавателей и тренеров показали, что: в патриотическом

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №10. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/95

воспитании в основном в учебно-тренировочное время, на редко проводимых соревнованиях и в свободное от занятий время; содержание проводимых мероприятий одинаковое. Встречи с известными личностями, поездки, участие в торжественных собраниях и т. д., недостаточное внимание к влиятельным лицам; во взглядах борцов и тренеров-преподавателей на патриотизм: на самоотверженность в своих силах, возможностях, преданность коллективу и активизацию его общественной жизни и т.д., выявлено отсутствие адекватной оценки качеств, свойств; основными трудностями при организации и выполнении мероприятий по патриотическому воспитанию борцов являются: недостаточная материально-техническая база, их плохое состояние, плохое оснащение инвентарем спортивных залов, недостатки в семье, халатность руководителей спортивных школ к патриотическому воспитанию молодых борцов, низкая посещаемость встреч с известными личностями, недостаточное внимание учителей-тренеров к воспитанию молодых борцов, отсутствие профильно-педагогической подготовки и т. д.

По прогнозам, нынешние недостатки и ошибки не позволят повысить уровень патриотического воспитания молодых борцов. Для выявления и преодоления этих ситуаций необходимо воспитание патриотизма, формирование взаимных нравственных отношений в спортивной группе, коллективе и воспитание патриотических чувств у юных борцов.

Список литературы:

1. Плахтиенко В. А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. 176 с.

2. Сысоев Ю. В. Патриотическое воспитание в сфере физической культуры и спорта сегодня и в прошлом. М., 2005. 147 с.

3. Шарабанина Н. И., Мамбеталиева К. У Теория и методика физической культуры. Бишкек, 1997. 327с.

References:

1. Plakhtienko, V. A., & Bludov, Yu. M. (1983). Nadezhnost' v sporte. Moscow. (in Russian).

2. Sysoev, Yu. V. (2005). Patrioticheskoe vospitanie v sfere fizicheskoi kul'tury i sporta segodnya i v proshlom. Moscow. (in Russian).

3. Sharabanina, N. I., & Mambetalieva, K. U. (1997). Teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury. Bishkek. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 03.09.2023 г. 11.09.2023 г.

Ссылка для цитирования:

Минбаев Д. А., Анаркулов Х. Ф. Определение деятельности тренера по патриотическому воспитанию студентов, занимающихся кыргызской национальной спортивной борьбой // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №10. С. 226-231. https://doi.org/10.33619/2414-2948/95/22

Cite as (APA):

Minbaev, D., & Anarkulov, Kh. (2023). Definition of the Activities of a Coach for Patriotic Education of Students Involved in Kyrgyz National Sports Wrestling. Bulletin of Science and Practice, 9(10), 226-231. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/95/22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.