заданий. Содержание серий составляют три основных компонента, применяемые в различных сочетаниях и последовательности: разминка перед видом двоеборья, исполнение соревновательного упражнения в целом и активный отдых. Это способствует наиболее эффективному решению педагогических задач предсоревиовательной подготовки танцоров 12—13 лет.
3. Применение разработанного нами содержания занятий танцоров 12— 13лет, учитывающего специфику предстоящих соревнований по структуре, содержанию и объему нагрузки, способствует достоверному улучшению технической подготовленности спортсменов, повышению их соревновательной результативности и спортивной квалификации.
Библиографический список
I Сборник нормативных документов ФТСР. Ч. 2 / Исполком Президиума Федерлнии танцевального спорта России ; дир. исполн. ком, П.П. Дорохов. — |Б. м. : б. и.), 2004. - 224 с.
2. Галеев. А.Р. Стимулируемое развитие двигательных координаций у детей 10—12 лет, занимающихся спортивными танцами: автореф. дис.... канд. пед. наук/ А. Р. Галеев. - М.. 2008. - 22с.
3. Ересько, И.Е. Методика совершенствования тренировочного процесса танцоров 7 —9 лет на основе использования средств хореографии: автореф. дис.... канд. пед. наук / И. Е. Ересько. — Хабаровск, 2005. — 25 с.
4. Путинцева, Е.В. Структура видов начальной подготовки детей 7-9 лет в спортивных танцах : автореф. дне ... канд. пед паук / Е.В. Путинцева. — Омск.2008. — 24с.
5. Леонова. Л.В. Основные принципы построения предсо-ревновательной подготовки гимнасток высокой квалификации / Л. В. Леонова, Г. А. Решетнева // Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока России: проблемы образовать в области физической культуры: материалы меж-регион, науч. и науч.-практ. конф.. посвященных 10-летию Дальиевост. олнмн. акад. и 100-летию системы высш. образования на Д альнем Востоке, (г. Хабаровск. 24-26 марта 1999 г.) / ДальневостПАФК - Хабаровск. 1999. - Ч. 2. - С. 15- 17
6. Особенности предсоревновательной подготовки и моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе гимнасток высокой квалификации: метод рек. / сост. Л.Я. Черешнева, В.О Чебураев. — М : Б. И., 1990. — 30 с.
7. Аркаев. Л.Я. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса / Л.Я. Аркаев, И. Г Сучилин // Теория и практика физической культуры. — 1997. - N0 II. - С. 17-25.
8. Аркаев, Л.Я Интегральная подготовка гимнастов (на примере сборной команды страны) : дис.... канд. пед. наук / Л. Я. Аркаев. — СПб., 1994 — 43 с.
КЛЕЦОВ Константин Геннадьевич, преподаватель кафедры теории и методики гимнастики.
Адрес для переписки: kletsov@pisem.nel
Статья поступила в редакцию 11.06.2010 г.
© К. Г. Кленов
удк 371:796 В. А. БОБРОВСКИЙ
Д. В. ГОРБУНОВ А. В. БОБРОВСКИЙ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск Югорский государственный университет
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РОЛЬ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ дюсш________________________________________
В статье представлены исследования о состоянии патриотического воспитания на взгляд тренеров-преподавателей ДЮСШ. Отражены основные формы и средства патриотического воспитания, применяемые тренерами в условиях соревнований, учебнотренировочного процесса и в свободное время.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, юные спортсмены, тренеры.
Актуальность. В сложных современных социально-экономических условиях нашего общества особо остро обозначена проблема нравствешюго воспитания юношей и девушек как будущих граждан России, патриотов нашей Родины. Большое значение имеет воспитание патриотизма в юношеском спорте,
так как именно в подростковом возрасте, на раннем этапе спортивной подготовки происходит интенсивное формирование личности спортсмена [1, 2, 3, 4, 5].
Исходя из концепции надежности спортсмена |6| патриотизм является одним из основных качеств, определяющих отношение спортсмена к тренировочной
Проведение тренерами мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся ДЮСШ (кол-во случаев в %)
№ п/п Проведение мероприятий Начинающие тренеры Опытные тренеры Р«
На тренировочном занятии:
— в основном всегда 25 50 <0,01
— иногда 56,3 44,4 <0,05
— очень редко 18.7 6,5 <0.01
В период соревнований:
2 — в основном всегда 25 50 0,01
— ИНОГДА 43,7 27,7 <0.01
— очень редко 31,3 22,3 <0.05
В свободное от занятий спортом время:
3 — в основном всегда 12.5 22,3 <0.01
— иногда 37.5 50 <0.05
— очень редко 50 27,7 <0,01
и соревновательной деятельности. Следовательно, воспитание его у спортсменов должно рассматриваться обязательным компонентом учебно-воспитательного процесса ДЮСШ.
Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирование, методы математической статистики.
Организация исследования. Для выявлеття состояния организации пагриотического воспитания юных спортсменов, занимающихся спортивной борьбой, был проведен опрос по разработагшым нами анкетам. В опросе принимали участие 187 тренеров-иреподавателей ДЮСШ Российской Федерации. Первая группа — начинающие тренеры (45 чел.) со стажем работы до 3 лет, работающие с группами начальной спортивной подготовки и учебно-тренировочными группами; вторую группу составили тренеры (30 чел.) со стажем работы более 3 лет и работающие с группами начальной подготовки, с учебно-тренировочными группами (36 чел.), с группами спортивного совершенствования (26 чел.), с группами высшего спортивного мастерства (30 чел.).
Разделение всею опрошенного массива на две группы предусматривало выявление различий во взглядах на патриотическое воспитание учащихся ДЮСШ, его содержание и организацию. Условно группы названы: первая — начинающие тренеры, вторая — опытные тренеры.
Результаты исследований. Как показал анализ результатов опроса тренеров, патриотическое воспитание учащихся проводится на тренировочных занятиях, во время соревнований и вне занятий спортом (табл. 1).
Работа по патриотическому воспитанию учащихся планируется тренерами, но выполняется далеко не всегда. Тренеры второй группы (опытные тренеры) значительно превосходят своих младших коллег (начинающие тренеры) по реализации запланированной работы Как отмечают тренеры, проведение подобной работы затрудняется вследствие: большой загруженности работой; недостатка учебно-методических разработок; недостаточного своего опыта по организации подобной работы (начинающие тренеры); недостаточного внимания руководства к организации патриотического воспитания юных спортсменов.
Анализируя содержание проводимых мероприятий по воспитанию патриотизма у учащихся ДЮСШ,
Формы воспитательных мероприятий, проводимых на тренировочных занятиях (кол-во случаев в %)
№ п/п Мероприятия Начинающие тренеры Опытпые тренеры Р„
1. Беседы об истории борьбы, спортивных традициях 87,5 83,3 >0.05
2 Спортинформация 87,5 83,3 >0.05
3. Беседы о боевых и трудовых традициях людей России - 11.1 <0.001
4 Беседы о моральном облике спортсмена 68,7 61,1 >0.05
5. Беседы об истории России - U.1 <0.001
6. Беседы о физической культуре 37,5 38,8 >0.05
7. Встречи со знамешггыми спортсменами 31,2 44.4 <0.05
8 Беседы о выдающихся людях нашей страны 18,7 16,6 >0.05
9. Привлечение спортсменов к проведению занятий 31,2 55,5 <0,01
10. Беседы о спортивном режиме 68.7 100 <0.01
11. Беседы о нормах поведения 75 77.7 >0.05
12 Беседы о выступлениях борцов на международной арене 87,5 88.8 >0.05
13. Оказание помощи ведущими спортсменами товарищам по команде 37,5 27,7 <0,05
14 Анализ выступлений на соревнованиях своих одноклубников 97,7 100 >0.05
15. Беседы о службе в армии 50 7Z2 <0.01
16. Политииформа1;ия 6.7 33.3 <0,01
отметим следующее. На тренировочных занятиях основное внимание тренеров уделяется проведению: бесед на темы истории борьбы, моральном облике спортсмена, соблюдения спортивного режима; выступления российских спортсменов на международных соревнованиях, службы в армии (табл. 2).
В рамках тренировочных занятий проводятся также: встречи со знаменитыми спортсменами; анализ выступления на соревнованиях своих одноклубников: привлечение спортсменов к проведению занятий.
Опытные тренеры больше уделяют внимания проведению бесед о боевых и трудовых традициях, об истории нашей Родины, о соблюдении спортивного режима, о службе в армии; встреч со знаменитыми спортсменами. Все это говорит о преобладающем содержании работы по патриотическому воспитанию спортсменов у опытных тренеров по сравнению с начинающими.
Анализ содержания воспитательных мероприятии, проводимых тренерами во время соревнований, показал следующее (табл. 3).
Наиболее часто проводятся такие мероприятия: подведение итогов соревнований; анализ хода соревнований; спортинформации; экскурсии; беседа о соблюдении спортивного режима, о долге и ответственности, о поведении в общественных местах; коллективные посещения театров, кино, музеев, концертов; встречи со знаменитыми спортсменами. Начинающие тренеры по сравнению с опытными тренерами
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ МСТНИК N* 4 (»9) 2010
*
Формы воспитательных мероприятий, испольэуемых тренерами в период соревнований (кол-во случаев в %)
п/п Мероприятия Начинающие тренеры Опытные тренеры К
1 Экскурсии 31.2 50 <0,01
2. Коллективное посещение музеев іг5 44,4 <0,01
3. Коллективное посещение театра, кино, концертов 56.2 55,5 >0,05
4. Встречи со знаменитыми -11 pn.Vvll.IMM 18.7 33,3 <0,01
5; Встречи с ветеранами и героями войны и труда - 33,3 <0.01
6. Политинформации 22,2 <0.01
7 С п орти нформа ции 56.2 61,1 >0.05
8. Беседы о долге, ответственности перед коллективом 62,5 77,7 >0.05
9. Беседы о пранилах соревнований и попедении на них 97,7 77,7 <0.05
10. Беседы о соблюдении спортинного режима 97,7 83.3 >0.05
М. Беседы о поведении п общественных местах 62,6 55,5 >0.05
12. Анализ хода соревнований 100 88.8 >0.05
13. Подведение итогов участия в соревнованиях 97,7 too >0.05
недостаточно уделяют внимания следующим мероприятиям: посещениям музеев; встречам со знаменитыми спортсменами, ветеранами войны и труда; проведению политинформации.
Рассматривая проявление патриотизма в отношении спортсменов к своему коллективу, краю, Родине, следует отметить, что воспитанию этого аспекта уделяется недостаточно внимания в работе, как начинающих, так и опытных тренеров.
Примечателен тот факт, что работа по патриотическому воспитанию учащихся ДЮСШ не ограничивается проведением ее на тренировочных занятиях и на соревнованиях. Большой объем работы проводится в свободное от занятий спортом время (табл. 4).
Наиболее часто проводятся: показательные выступления; субботники и воскресники по ремонту оборудования и инвентаря; обсуждение радио и телепередач на политические темы; беседы о службе в Армии, о знаменитых спортсменах, о прикладности спортивной борьбы; встречи с ветеранами спорта, войны и труда и т.п.
Следует отметить, что редко проводятся такие мероприятия. как: посещение краеведческих музеев и музеев боевой славы; походы по местам боевое славы; встречи с трудовыми коллективами; изучение жизнедеятельности героев-земляков; выпуск стенгазет. Подобные мероприятия имеют большой удельный вес в воспитании патриотизма у спортсменов, но им недостаточно уделяется внимания, особенно, начинающими тренерами.
Мы предположили, что занятия спортивной борьбой и боевым разделом самбо способствуют воспитанию патриотизма у юных спортсменов. Это предположение было подтверждено опрошенными тренерами, а также и самими спортсменами.
Формы воспитательных мероприятий, проводимых тренерами в свободное от занятий спортом время (кол-во случаев в %)
N9 п/п Мероприятия Начинающие тренеры Опытные тренеры Р.
1 Изучение жизнедеятельности героев-земляков - 16.6 <0.001
2. Обсуждение книг на военную тематику - 22.2 <0.001
3. Обсуждение книг из серий «ЖЗЛ«, «Спорт и личность» 31.2 44.4 >0,05
4. Обсуждение стптей. радио и телепередач на политические темы 37.5 72.2 >0,01
5. Беседы о знаменитых спортсменах 100 70.1 <0,01
6. Беседа о службе в армии 62.5 55.5 >0,05
7. Лекции, беселы о прикладности спортипной борьбы 50 61.1 >0,05
8 Выпуск стенгазет 25 50 <0,01
9 Собрания, митинги 18.7 33.3 <0,05
10. Субботники.воскресники 62,5 77,7 >0,05
11. Показательные выступления 81.2 100 <0.05
12 Торжественное чествование победителей соревнований, отличников учебы 37,5 50 <0.05
13 Торжественное зачисление в ДЮСШ 18,7 22,2 >0.05
14 Торжественное вручение билетов споргобщества, грамот, наград 43,7 61,1 <0,05
15 Чествование именинников 50 50 >0,05
16. Встречи с ветеранами труда, спорта - 16.6 <0,01
17. Встречи с ветеранами войны 25 38.8 <0,05
18. Встречи с героями войны и труда 6.7 27.7 <0.05
19. Встречи в трудовых коллективах * 5.5 >0,05
20. Встречи с воинами Российской армии 31,2 33.3 >0.05
21. Коллективные посещения краеведческих музеев и музеев боевой славы - 27,7 <0.001
22 Туристические походы 31,2 66.Б <0.001
23 Коллективные посеще>шя театров, кино, концертов 43,7 38.8 >0.05
24 Походы по местам боевой славы - 5.5 >0.05
Эффективность работы по воспитанию патриотизма у юных борцов предполагает наличие определенных условий. По мнению тренеров, в качестве таковых выступают: участие в соревнованиях на призы героев и заслуженных тренеров; педагогическое мастерство тренера; крепкие традиции в спортивном коллективе; прикладность спортивной борьбы; хорошие взаимоотношения в спортивном
Интенсивность мнений тренеров о создании необходимых условий для патриотического воспитания юных спортсменов (кол-во случаев в %)
коллективе; самовоспитание спортсмена; наличие лидеров в коллективе и др. (табл. 5).
По некоторым условиям мнения начинающих и опытных тренеров единые. Однако по отдельным условиям мнения тренеров различаются и довольно существенно (табл. 5). Так, опытные тренеры придают высокое значение следующим условиям: наличие лидеров в коллективе, участие в общественной жизни коллектива, совместтлй творческий труд и отдых, участие в соревнованиях на призы героев и заслуженных тренеров.
Сравнительный анализ значимости условий в патриотической воспитании позволяет говорить о том. что начинающие тренеры недопонимают и недооценивают важность необходимых условий при воспитании патриотизма у юных спортсменов. Это обстоятельство указывает на необходимость включения в курс специализации для студентов физкультурных вузов раздела по патриотическому воспитанию юных спортсменов.
При работе по патриотическому воспитанию юных спортсменов тренеры должны знать конечную цель этого раздела работы — какие же воспитывать качества, чему больше уделять внимание. Опрос тренеров по выявлению важности качеств личности показал следующее. Результаты приведены в табл. 6.
Анализ мнений тренеров относительно значимости качеств показал следующее. Отдельным качествам (№ 1, 3,8, 10, 15, 16, 22, 28, 31) большая часть тренеров обеих групп отдает предпочтение в воспитательной работе со спортсменами. Однако видно и другое. Многие тренеры обеих групп недопонимают
Значимость качеств спортсменов (кол-во случаев в %)
№ п/н Качества Начи- нающие тренеры Опытные тренеры К
I. Преданность своему виду спорта 62.5 72.2 >0.05
2. Знание истории, традиций своего вида спорта 56,2 27,7 <0.01
3. Преданность своему коллективу 87,5 77.7 >0.05
4. Любовь к родному краю 75 50 <0.01
5. Знание истории физической культуры и спорта 43.7 22,2 <0.01
6. Преданность своему тренеру 62.5 50 >0.05
7. Знание жизнедеятельности великих людей нашей Родины 31.2 27,7 >0.05
8. Чувство гордости за свою Роднну, за ер великих людей 75 66,6 >0.05
9. Любовь к родной природе 56.2 27.7 <0.01
10. Готовность к защите Родины 68.7 66.6 >0.05
11 Самоотве рженность 31.2 50 <0.01
12. Бережное отношение к народному достоянию (спортинвентарь, спорт-сооружения) 75 33,3 <0.001
13 Активность в общественной жизни коллектива 43,7 33,3 >0.05
14. Знание истории своего края 12,5 11.1 >0.05
15. Готовность к самопожертвованию ради интересов Родины 56.2 61.1 >0.05
16 Устремленность к спортивным достижениям во имя коллектива. Родины 68.7 66,6 >0,05
17 Готовность отдать все силы во имя спортивной славы нашей Родины 87.5 50 <0,001
18. Знание истории России 43.7 33,3 >0,05
19 Следовании традициям своего коллектива 43.7 33.3 >0.05
20 Знание боевых, трудовых, спортивных традиций в России 37,5 38.3 >0.05
21 Чувство долга 31.2 55.5 <0.05
22 Реш ительность 62.5 66.6 >0,05
23 Добросовестность во всех делах 43.7 50 >0.05
24 Знание жизнедеятельности лучших людей своего края 18.7 44,4 <0,001
25 Знание важнейших событий в стране и за рубежам 56,2 44,4 >0.05
26 Понимание значения Гимна, флага, гербд страны 62.5 55.5 >0.05
27. Знание передовых достижений в своем крае армии 18,7 16,6 >0.05
28. Готовность к службе в 68.7 72,2 >0,05
29. Соблюдение спортивного режима 50 33.3 <0,05
30. Моральная воспитанность 43.7 44.4 >0,05
31 Сильная воля 68,7 77,7 >0,05
важности воспитания у юных спортсменов таких качеств как: бережливость, активность в общественной ЖИЗШ1 коллектива, следование традициям своего коллектива, соблюдение спортивпого режима, моральная воспитанность. Не придают особого значения и развитию у спортсменов осведомленности в истории физической культуры, в спортивных традициях, жизнедеятельности великих людей нашей Родины, истории своего края и т.п. (табл. 6). Можно
N9 п/п Условия Начинающие тренеры Опытные тренеры Р.
1. Крепкие традиции в коллективе 50 66,6 <0.05
г Педагогическое мастерство тренера 81.2 83.3 >0.05
3. Благоприятные условия тренировок и отдыха 31.2 44.4 >0.05
4 Успехи российских борцов на международной арене 31,2 44.4 >0.05
5. Прнкладность спортивной борьбы 56,2 72,2 <0,05
6. Хорошие взаимоотношения в коллективе 67.7 77,7 >0.05
7. 11аличне в спортивном коллективе лидеров 18.7 50 <0.001
8. Участие в общественной жизни коллектива 18,7 44,2 <0.01
9 ( амовоспитание 68,7 66.6 >0.05
10. Соблюдение спортивного 1>ежима 50 55.5 >0.05
1! Совместный творческий труд и отдых 18,7 38.8 <0.01
12 Воспитательная работа в коллективе 75 61.2 >0.05
13 Участие в соревнованиях на призы героев, заслуженных тренеров 50 72.2 <0.05
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ КСТНИК А «9> 2010 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК N» 4 (89) 2010
К
говорить, что тренеры не уделяют должного внимания интеллектуальному аспекту патриотического воспитания своих учеников.
Сравнительный анализ значимости качеств личности у начинающих и опытных тренеров показал следующее. По большинству качеств их мнения не расходятся. Однако во мнениях тренеров этих групп есть и существенные различия (табл. 6). Начинающие тренеры недостаточно уделяют внимания воспитанию: самоотверженности, чувства долга, готовности к самопожертвованию. По-видимому, это объясняется молодым возрастом занимающихся. В то же время опытные тренеры мало уделяют внимания следующим качествам: любви к своему краю, преданности своему тренеру, чувству долга, соблюдению спортивного режима, моральной воспитанности. Недостаток внимания опытных тренеров к воспитанию этих качеств можно объяснить двояко: во-первых, пренебрежением воспитания их у занимающихся; во-вторых, данные качества у этих занимающихся, по-видимому, уже сформированы (ведь эти тренеры работают со взрослыми спортсменами).
Заключение. Подводя итог анализа результатов опроса тренеров можно сказать. Патриотическое воспитание учащихся ДЮСШ осуществляется в боль-шинстве случаев не систематически и не на должном уровне. Ряд тренеров не принимают во внимание необходимость отдельных условий для воспитания патриотизма у учащихся ДЮСШ и не понимают важности воспитания у них ряда личностных качеств. Все это снижает качество патриотического воспитания юных спортсменов. Одним из путей устранения пробелов в патриотическом воспитании учащихся ДЮСШ считается некоторыми тренерами выход постановлений, решений, указаний от вышестоящего руководства.
занимая при этом пассивную позицию выжидания. Вряд ли этот путь можно считать продуктивным.
Библиографический список
1. Асеев. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев — М.: Мысль. 1976 - 158 с.
1 Аронов. А. А. Воспитать патриотов / А А. Аронов — М.. Просвещение. 1988. — 172 с.
3. Божович. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/Л.И. Божович. — М.: Просвещение. 1981. — С. 21 -22.
4. Кон. И.С. Психология юношеского снорга / И.С. Кон — М.: Просвещение. 1974. — 175 с.
5. Краковский, А.П. Трудный возраст / А.П. Краковский — М.: Просвещение, 1966 — 158с.
6. Блудов. Ю.М. Личность в спорте / Ю М. Блудов. В. А Плах-тиенко. — М.: Советская Россия, 1987. - 155 с.
БОБРОВСКИЙ Владислав Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики борьбы и силовых видов спорта Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
ГОРБУНОВ Александр Васильевич, и.о. доцента кафедры теории и методики борьбы и силовых видов спорта Сибирскою государственного университета физической культуры и спорта.
БОБРОВСКИЙ Андрей Владиславович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивных дисциплин Югорского государственного университета.
Адрес для переписки: e-mail: Bobrovskiy.av@mail.ru
Статья поступила в редакцию 30.12.2009 г.
© В. А. Бобровский, А. В. Горбунов, А. В. Бобровский.
Информация
КОНКУРС НАУЧНЫХ ПРОЕКТОВ «УЧЕНЫЕ БУДУЩЕГО»
С 8 но 10 октября 2010 г. корпорацией Intel и Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова в рамках инициатив Intel в сфере корпоративной социальной ответственности, V Фестиваля науки МГУ, в поддержку Года учителя в России и Года науки и инноваций в Содружестве Независимых Государств проводится конкурс научных проектов учащихся 9—11 классов «Ученые будущего».
Основными целями и задачами конкурса являются выявление и разви тие творческих способностей учащихся и интереса к изучению точных, естественных и инженерных наук, создание условий для интеллектуального развития и помержки одаренных детей, пропаганда научных знаний и повышение педагогической квалификации преподавателей в странах СНГ.
К участию в конкурсе приглашаются учащиеся 9— 11 классов государственных, негосударственных и муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории СНГ. На конкурс допускаются индивидуалыше либо командные (до 2-х человек) проекты. Решение о победителях конкурса принимает жюри конкурса. Язык конкурса — русский. Участие в конкурсе бесплатно.
Конкурс проводится в шести категориях:
• Матема тика и программирование.
• Физика.
• Химия и нанотехнологии.
• Биология и науки о жизни.
• Науки о Земле.
• Техника и инженерные науки.
Заявки на участие в конкурсе принимаются с 20 августа по 20 сентября 2010 года. Участники очного финала будут отобраны и объявлены до 27 сентября 2010 года включительно.
Призовой фонд конкурса составляе т 1 000 ООО рублей. По итогам конкурса победители будуг награждены ценными призами, а также правом соревноваться между собой за возможность посетил» в качестве гостя (Observer) международный финал конкурса Intel ISEF, который пройдет в мае 2011 года в г. Лос-Анджелес, США.
Более подробная информация доступна на сайте h.ttp;.//vy.wwJnt,ej,fCSt ivalnauKi,r.U
Источник информации: http://www.rsci