Научная статья на тему 'Определение базовых нормативов затрат по государственным услугам по реализации дополнительных профессиональных программ'

Определение базовых нормативов затрат по государственным услугам по реализации дополнительных профессиональных программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
441
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ НОРМАТИВЫ ЗАТРАТ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / THE BASIC STANDARD COSTS / THE DEFINITION OF COSTS FOR PUBLIC SERVICES / ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS / PROVISION OF PUBLIC SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зулкашева Д. Н.

В настоящее время существует практика применения базовых нормативов затрат по государственным услугам по реализации дополнительных профессиональных программ. В связи с этим возникает задача рассмотрения определения базовых нормативов затрат по государственным услугам, которые утверждаются Министерством образования и науки РФ ежегодно. В статье приведен перечень всех видов затрат по государственным услугам по реализации дополнительных профессиональных программ, а также формирование данных нормативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зулкашева Д. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF BASIC STANDARD COSTS FOR PUBLIC SERVICES ON THE IMPLEMENTATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS

Currently there is a practice of application of the basic standard costs for public services on the implementation of additional professional programs. In this regard, there is a need to consider the definition of the basic standard costs for public services that are approved by the Ministry of education and science of the Russian Federation annually. The article presents a list of all types of costs for public services by implementing additional professional programs, as well as the formation of these standard.

Текст научной работы на тему «Определение базовых нормативов затрат по государственным услугам по реализации дополнительных профессиональных программ»

Экономические науки

57

УДК 330.341.42

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЗОВЫХ НОРМАТИВОВ ЗАТРАТ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ УСЛУГАМ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Зулкашева Д.Н., начальник учебно-методического отдела

Центра развития конкурентной политики и государственного заказа РАНХиГС,

младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории

«Исследования актуальных вопросов развития конкурентной политики

и государственного заказа в российской экономике» института

«Высшая школа государственного управления»,

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», аспирантка кафедры бизнес-технологий и управления Института инновационных технологий и государственного управления ФГБОУ ВО «Московский технологический университет», г. Москва E-mail: [email protected]

В настоящее время существует практика применения базовых нормативов затрат по государственным услугам по реализации дополнительных профессиональных программ. В связи с этим возникает задача рассмотрения определения базовых нормативов затрат по государственным услугам, которые утверждаются Министерством образования и науки РФ ежегодно. В статье приведен перечень всех видов затрат по государственным услугам по реализации дополнительных профессиональных программ, а также формирование данных нормативов.

Ключевые слова: базовые нормативы затрат, определение стоимости государственных услуг, дополнительные профессиональные программы, оказание государственных услуг.

DEFINITION OF BASIC STANDARD COSTS FOR PUBLIC SERVICES ON THE IMPLEMENTATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS

Zulkasheva D.N., chief of educational and methodical department of the Center of development of competition policy and state order of a RANEPA, junior researcher of research laboratory

"Researches of topical Issues of development of competition policy

and the state order in the russian economy"

of "The Higher school of public administration" institute,

FSBEI HE "Russian Presidential academy of national economy and public administration", graduate student of department of business technologies and management of Institute of innovative technologies and public administration of FSBEI HE "The Moscow technological university", Moscow

Currently there is a practice of application of the basic standard costs for public services on the implementation of additional professional programs. In this regard, there is a need to consider the definition of the basic standard costs for public services that are approved by the Ministry of education and science of the Russian Federation annually. The article presents a list of all types of costs for public services by implementing additional professional programs, as well as the formation of these standard.

Key words: the basic standard costs, the definition of costs for public services, additional professional programs, the provision of public services.

В настоящее время существует практика применения базовых нормативов затрат по государственным услугам по реализации дополнительных профессиональных программ согласно Постановлению Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» [1] и [2].

В связи с этим возникают вопросы: «Что это такое? И зачем нужны базовые нормативы затрат?»

Согласно определению методике определения нормативных затрат на оказание государственных услуг: «Базовые нормативы затрат -минимальные значения нормативов затрат на оказание единицы государственной услуги (для государственных услуг по реализации образовательных программ - по очной форме обучения)» [3].

Базовые нормативы затрат необходимы для определения минимального уровня объема финансирования государственных заданий, направленных на обучение государственных и муниципальных служащих и иных лиц, получающих государственную услугу по дополнительным профессиональных программам, соответствующего качества. В противном случае, отсутствие таковых нормативов может привести к тому, что определение финансирования государственных заданий будет носит формальный характер, что приведет к усложнению бюджетного процесса и неэффективному использованию бюджетных средств, а также снижению качества оказываемых услуг.

Базовые нормативы затрат по государственным услугам по реализации дополнительных профессиональных программ разработаны, с одной стороны, для эффективной работы составления бюджета, направленного на обучение государственных и муниципальных служащих и иных лиц, получающих государственную услугу по дополнительным профессиональных программам, и с другой стороны, для определения минимального уровня стоимости услуг образовательными учреждениями и иными организациями, оказы-

вающих государственные услуги по обучению государственных и муниципальных служащих. Таким образом, можно провести мониторинг и дать оценку уровню качества оказываемых услуг. В данном случае стоимость оказываемых услуг практически устанавливается на одном уровне по территориальному признаку у всех образовательных учреждений и иных организаций, оказывающих услуги по реализации дополнительных профессиональных программ, а главным критерием становиться качество оказываемых услуг, например, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, наличие учебно-методического комплекса, уровень организации и проведение дополнительных профессиональных программ и т.д. Тем самым достигается цель обеспечения равного доступа потребителям к той или иной услуге соответствующего качества независимо от того, какое юридическое лицо оказывает услугу.

В России базовые нормативы затрат по государственным услугам по реализации дополнительных профессиональных программ впервые были установлены в 2016 г. Приказом Минобрнауки России от 22.09.2015 г. № 1040 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением» [4]. Базовые нормативы затрат по государственным услугам по реализации дополнительных профессиональных программ утверждаются на год. В текущем году применяются базовые нормативы затрат по государственным услугам по реализации дополнительных профессиональных программ, утвержденные Приказом Минобрнауки России 14.11.2016 г. № АП-113/18вн «Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат по государственным услугам по реализации дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации, программ профессиональной

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЗОВЫХ НОРМАТИВОВ ЗАТРАТ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ УСЛУГАМ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

переподготовки, отраслевые и территориальные корректирующие коэффициенты и порядок их применения для учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Правительство Российской Федерации, на 2017 год» [2].

В изучении данной тематике возникает вопрос в формировании базовых нормативов затрат по государственным услугам по реализации дополнительных профессиональных программ. В состав базовых нормативов затрат входят затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, и затраты на общехозяйственные нужды на оказание государственных услуг. К затратам, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги относятся: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского состава и работников, принимающих непосредственное участие в оказании государственной услуги, включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, непосредственно связанного с оказанием государственной услуги; затраты на приобретение учебно-методического комплекса, непосредственно связанного с оказанием государственной услуги; затраты на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и работников, принимающих непосредственное участие в оказании государственной услуги, включая командировочные расходы, связанные с получением повышения квалификации; затраты на прохождение медицинских осмотров профессорско-преподавательского состава и работников, принимающих непосредственное участие в оказании государственной услуги; затраты на организацию учебной и производствен-

ной практики, включая затраты на проживание и оплату суточных для обучающихся, проходящих практику, и их сопровождающих работников образовательной организации, за исключением затрат на приобретение транспортных услуг. К затратам на общехозяйственные нужды на оказание государственных услуг относятся: затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, включая обязательства по аренде; затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества; затраты на приобретение услуг связи; затраты на приобретение транспортных услуг, в т.ч. расходы на проезд до места прохождения практики, повышения квалификации и обратно; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; затраты на повышение квалификации административно-управленческого и вспомогательного персонала; приобретение материальных запасов общехозяйственного назначения.

Согласно методике нормативные затраты на оказание единицы определенной государственной услуги определяются как сумма объема затрат всех составляющих нормативов затрат на оказание определенной государственной услуги в очередном финансовом году. Объем затрат выбранной составляющей нормативов затрат на оказание определенной государственной услуги в очередном финансовом году определяется как произведение установленного на очередной финансовый год размер выбранной составляющей базовых нормативов затрат на оказание определенной государственной услуги и произведение значений территориальных корректирующих коэффициентов для выбранной составляющей

базовых нормативов затрат по территориальному корректирующему коэффициенту, умноженного на произведение значений отраслевых корректирующих коэффициентов для выбранной составляющей базовых нормативов затрат по отраслевому корректирующему коэффициенту [3].

Данные требования применяются при расчете объема субсидий на финансирование государственных услуг по реализации дополнительных профессиональных программ. Кроме того, определение нормативных затрат способствует учреждению в поиске рационального использо-

вания материальных и трудовых ресурсов. Так, например, экономическая служба может проанализировать:

- нормы использования ресурсов с целью выявления возможности их одновременного использования при групповых занятиях;

- сроки использования ресурсов с целью выявления возможности их увеличения.

Однако необходимо помнить, что об ограничении пределами бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на указанные цели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

2. Приказ Минобрнауки России 14.11.2016 г. № АП-113/18вн «Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат по государственным услугам по реализации дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки, отраслевые и территориальные корректирующие коэффициенты и порядок их применения для учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Правительство Российской Федерации, на 2017 год».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № АП-115/18вн «Методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, включенных в базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ по видам деятельности «Образование и наука», «Молодежная политика» и «Опека и попечительство несовершеннолетних граждан», за исключением государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования и программ среднего профессионального образования».

4. Приказ Минобрнауки России от 22.09.2015 г. № 1040 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.