/' N
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
М.А. БОРОВСКАЯ, докт. экон. наук, зам. директора департамента организации бюджетного процесса, учета и отчетности Министерство образования и науки РФ О.К. ЯСТРЕБОВА, канд. экон. наук, Генеральный директор А.В. ЦВЕТКОВА, ведущий консультант ООО «Экорис-НЭИ»
Новый механизм финансирования учреждений высшего профессионального образования: первые результаты
В статье анализируются особенности реализации реформы финансирования учреждений высшего профессионального образования в контексте перехода на государственные задания на оказание услуг (выполнение работ). Подробно рассматриваются проблемные вопросы, связанные с внедрением индивидуальных нормативов затрат в вузах, подведомственных Минобрнауки России. Объясняется подход Министерства к формированию субсидий на выполнение государственного задания, который, во-первых, основывается на общих нормативных правовых актах и, во-вторых, учитывает специфику положения образовательных учреждений и существующую практику их финансирования. Описываются общие результаты расчетов объемов финансового обеспечения выполнения государственного задания на основе индивидуальных нормативов затрат. Анализируются направления дальнейшего развития нормативного финансирования в системе Минобрнауки России.
Ключевые слова: новый механизм финансирования бюджетных учреждений, государственное задание на оказание услуг (выполнение работ), субсидии на выполнение государственного задания, индивидуальные нормативы затрат.
Внедрение нового механизма финансирования образовательных учреждений является частью более широкой реформы бюджетных учреждений в Российской Федерации. Логика этой реформы созвучна преобразованиям, которые на протяжении последних 15 лет осуществлялись в секторе государственного образования в ведущих зарубежных странах.
В большинстве стран ОЭСР 1 реформы профессионального образования шли по двум взаимосвязанным направлениям:
1) институциональные преобразования - повышение степени автономии, реализация принципов корпоративного управления, укрепление взаимоотношений образовательных учреждений с внешними группами интересов (государство, бизнес, общественность);
2) изменения в механизмах, принципах и инструментах государственного (бюджетного) финансирования - увязка объемов финансового обеспечения образовательной и научно-исследова-
1 ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития (OECD). Создана в 1961 г. В настоящее время объединяет 34 страны, большая часть которых относится к экономически развитым (США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Австралия). В последние несколько лет в состав ОЭСР были приняты также страны с развивающейся и переходной экономикой (Чили, Словакия, Чехия, Эстония). Основная цель организации - выявление наиболее серьезных проблем, мешающих динамичному развитию экономик стран-участниц и глобальной экономики в целом, и совместная разработка способов их решения.
тельской деятельности с результатами, увеличение роли формульного финансирования и групповых нормативов, расширение набора видов и источников финансирования, изменение подходов к оплате образования учащимися и т.п.
Что касается Российской Федерации, то расширение финансово-хозяйственной самостоятельности бюджетных учреждений увязывается с изменениями в механизмах взаимодействия государственных органов с подведомственными учреждениями (переход от сметы к субсидиям; появление планов и отчетов о результатах деятельности; предоставление образовательным учреждениям больших прав в распоряжении доходами и др.). Происходящие преобразования направлены на укрепление зависимости объемов бюджетного финансирования от результатов деятельности учреждений и, следовательно, на повышение эффективности расходования бюджетных средств.
Принятый 8 мая 2010 г. Федеральный закон №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон №83-Ф3) является важным этапом в развитии механизма государственного задания и внедрения новых инструментов финансирования государственных учреждений.
Закон № 83-ФЗ разделил государственные учреждения на бюджетные, автономные и казенные, уточнил их правовой статус, повысил степень самостоятельности в распоряжении доходами от приносящей доход деятельности. Кроме того, Закон № 83-Ф3 регламентировал вопросы формирования государственных заданий и финансового обеспечения их выполне-
ния для различных типов государственных учреждений, вопросы определения особо ценного движимого имущества и крупных сделок, перечень обязательных для опубликования сведений о деятельности государственного учреждения. В частности, устанавливается, что «финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности...».
Реализация положений Закона №83-Ф3 потребовала проведения большой подготовительной работы: формирования нормативной правовой и методической базы как на федеральном уровне, так и на уровне учредителей и государственных (муниципальных) учреждений, осуществления комплекса практических мероприятий по переходу на работу в соответствии с государственными заданиями и изменившимся механизмом финансирования. В целях обеспечения качественной подготовки перехода на новые условия и принципы деятельности для федеральных органов исполнительной власти с 1 января 2011 г. до 1 января 2012 г., а для региональных и муниципальных органов - с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г. - был установлен переходный период.
Наиболее сложным и трудоемким видом работ в рамках переходного периода стал расчет нормативных затрат, которые должны лежать в основе размеров финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание услуг.
Формирование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы определения (расчета) нормативных затрат и финансового обеспечения выполнения государственного задания. Конкретные требования к формату государственного задания, к объему и степени детализации данных, к форме отчетности и контроля, а также иные вопросы формирования и финансового обеспечения государственных заданий на федеральном уровне установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее - Постановление № 671).
Постановлением № 671 определено, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственным бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных услуг (выполнением работ) физическим и(или) юридическим лицам, за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели. Размер субсидии должен рассчитываться на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание соответствующего недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным бюджетным (автономным) учреждением или приобретенного государственным бюджетным (автономным) учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), расходов на уплату на-
логов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Более детально эти вопросы рассмотрены в «Методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений», утвержденных совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации № 137н/527 от 29 октября 2010 г. При этом в «Методических рекомендациях» подчеркнуто, что порядок определения указанных затрат и распределения их по отдельным государственным услугам должен устанавливаться федеральными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных государственных учреждений.
Нормативные затраты, согласно «Методическим рекомендациям», могут определяться отдельно по каждому федеральному бюджетному или автономному учреждению, в среднем по группе таких учреждений или по группе учреждений с использованием корректирующих коэффициентов, учитывающих особенности федерального бюджетного учреждения.
Установлено три возможных метода определения нормативных затрат: нормативный, структурный, экспертный. Нормативный метод подразумевает прямой расчет каждой составляющей затрат на основе объективных требований к качеству и условиям оказания услуги. Структурный метод предполагает определение отдельных составляющих затрат пропорционально выбранному основанию (затратам
на оплату труда, используемых площадей, объемам оказываемых услуг). Экспертный метод заключается в определении составляющих затрат на основе экспертных оценок. При использовании любого метода нормирования или их сочетания основным ограничением является общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на соответствующий год.
Необходимо подчеркнуть, что нормативы финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг по экономическому содержанию связаны с текущими затратами и не охватывают капитальных расходов. Бюджетное финансирование затрат на цели развития осуществляется через субсидии на софинансирование объектов капитального строительства и иные виды целевых субсидий.
Перечисленные выше документы содержат ряд новых подходов к расчету затрат в бюджетных учреждениях. Вводится новая группировка затрат - по степени их участия в предоставлении услуги. В затратах на оказание услуги выделяются две группы: затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги, и затраты на общехозяйственные нужды. Затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги, включают в себя фонд оплаты труда основного персонала, материальные запасы и прочие расходы. К затратам на общехозяйственные нужды относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую ни к затратам, непосредственно связанным с оказанием услуги, ни к затратам на содержание имущества. Они включают в себя коммунальные платежи (частично), затраты на содержание имущества, связь, транспорт,
фонд оплаты труда прочего персонала и прочие затраты.
По сути, речь идет о широко распространенном в мировой практике кос-тинге - расчете затрат на единицу услуги (продукции). В основе костинга лежит разграничение затрат на прямые, непосредственно связанные с оказанием конкретной услуги, и косвенные, непосредственно с оказанием такой услуги не связанные.
Расчет индивидуальных нормативов затрат в системе высшего профессионального образования Минобрнау-ки России.. Учреждения высшего профессионального образования (ВПО) Минобрнауки России представлены совокупностью, состоящей из более чем 300 вузов, при этом разброс фактических затрат на обучение одного студента доходит до 4-5 раз. К наиболее существенным факторам, обусловливающим столь высокий уровень дифференциации затрат, относятся территориальные и профильные особенности, статус вуза (т.е. принадлежность к федеральному или исследовательскому университету), наличие объектов культурного наследия.
С точки зрения расположения вузов наибольшее их число (более 55%) сконцентрировано в Центральном, Приволжском и Южном федеральном округах, где фактор местоположения не оказывает значимого влияния на стоимость обучения. Однако для вузов, расположенных в Сибирском (около 14%), Северо-Западном (12%), Уральском (7%) и Дальневосточном (6%) федеральных округах, фактор местоположения ведет к увеличению затрат на подготовку студента.
Большинство вузов оказывают несколько видов образовательных услуг. Помимо услуг высшего профессионального образования по программам
подготовки специалистов, бакалавров и магистров, многие вузы предоставляют услуги среднего профессионального (около 33%), начального профессионального (7%), а также послевузовского (99%) и дополнительного (63%) профессионального образования.
В образовательных учреждениях ВПО системы Минобрнауки России обучение осуществляется по более чем 600 направлениям подготовки и специальностям (среди них около 123 направлений подготовки по программам бакалавриата, 493 специальностей по программам специалитета и 114 направлений подготовки по программам магистратуры) и 28 УГСН. С точки зрения специализации среди вузов преобладают классические университеты и педагогические и гуманитарные вузы, доля каждой из этих категорий составляет около 20%; далее следуют вузы технической направленности (15%), технологические вузы (15%), экономические вузы (10%). Фактор специализации вуза влияет на объемы финансирования. Так, наиболее дорогим является обучение одного студента в лингвистических вузах, вузах культуры и искусства, технологических и технических университетах. Наименее затратно обучение в экономических, юридических и педагогических вузах. Статус вуза также выступает фактором, увеличивающим стоимость обучения: затраты на обучение в национальных исследовательских университетах, а также в федеральных университетах, выше (на 20-60%), чем в большинстве вузов, не имеющих такого статуса.
Учитывая столь разнородную совокупность образовательных учреждений, решение Минобрнауки России о формировании индивидуальных нормативов затрат, учитывающих сложившуюся дифференциацию учреждений по объемам финансирования, было
целесообразным. Данное решение было закреплено приказами Минобр-науки России от 24 января 2011 г. № 92 «Об утверждении первоначальных нормативов затрат на оказание федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, услуг физическим и(или) юридическим лицам» и от 27 июня 2011 г. № 2070 «Об утверждении порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений профессионального образования, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации» (далее - Приказ № 2070). Разработка и реализация данных нормативных актов положили начало переходу от сметного к нормативному финансированию для учреждений профессионального образования, подведомственных Минобрнауки России. В процессе подготовки этих документов необходимо было решить комплекс методологических вопросов, связанных, во-первых, с техникой перехода от отдельных статей сметы к новой группировке затрат в разрезе государственных услуг и, во-вторых, с необходимостью применения различных методов нормирования к разным элементам затрат.
Определение первоначального норматива затрат предполагает распределение смет учреждений по государственным услугам методом обратного счета на основании установленных баз распределения (численности ППС, численности контингента и т.п.). Надо иметь в виду, что учредителем ранее не собиралась информация о затратах учреждений в разрезе государствен-
ных услуг. Поэтому расчет первоначальных нормативов осуществлялся в несколько итераций.
При осуществлении расчетов первоначальных нормативов затрат встал вопрос, какие затраты следует включать в норматив затрат на оказание государственной услуги высшего профессионального образования. Например, большинство учреждений высшего профессионального образования имеют детские сады, санатории, поликлиники и т.п. С одной стороны, затраты на содержание таких учреждений не должны включаться в норматив затрат на услугу ВПО. С другой стороны, для данных видов затрат не предусмотрено отдельной услуги в ведомственном перечне государственных услуг Минобрнауки России, поэтому на первом этапе такие затраты были «растворены» в составе других услуг, в том числе - в составе затрат на оказание услуги ВПО. Вопрос об «очищении» затрат на оказание профильных образовательных услуг от затрат на содержание данных учреждений остается на повестке дня.
Другой методологической проблемой при расчете первоначальных нормативов затрат был вопрос о включении затрат на стипендиальное и материальное обеспечение в состав норматива затрат на услуги ВПО. В соответствии с действующим законодательством, данные затраты рассчитываются ежегодно на основе фактических данных о стипендиальном контингенте и контингенте детей-сирот. В 2010 г. данные расходы были включены в состав затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги. В 2011 г. указанные затраты уже не были учтены в составе субсидии на выполнение государственного задания.
Первоначальные нормативы затрат
определялись путем распределения бюджетной сметы государственного учреждения за 2010 г. по двум направлениям.
Во-первых, расходы, отраженные в бюджетной смете учреждения, распределялись по государственным услугам, оказываемым учреждением профессионального образования, указанным в ведомственном перечне государственных услуг (работ) Минобрнауки России.
Поскольку до сих пор смета бюджетных расходов формировалась в целом для учреждения, на данном этапе встала задача распределить все расходы, отраженные в смете, по государственным услугам, оказываемым учреждением. При этом некоторые из расходов можно отнести напрямую к той или иной услуге, а другие - нет. В последнем случае нормативно-правовой базой предписывается распределять эти расходы структурным методом, т.е. на основе определенной базы распределения.
Таким образом, при определении первоначальных нормативов затрат стояла задача распределения структурным методом расходов, которые не могли быть отнесены напрямую на ту или иную услугу. Это означало, что для каждого вида расходов, который планировался при формировании сметы, необходимо было определить наиболее оптимальную базу распределения.
Вторым направлением распределения расходов бюджетной сметы вузов является распределение нормативных затрат по группам, установленным в Постановлении №671 Правительства Российской Федерации, а именно:
■ нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги;
■ нормативные затраты на общехозяйственные нужды;
■ нормативные затраты на содержание имущества.
В отношении нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, трудность возникла в связи с тем, что к данной группе затрат необходимо было отнести только затраты на фонд оплаты труда профессорско-преподавательского состава. Выделить этот фонд из общего фонда оплаты труда учреждения на базе данных 2010 г. не представлялось возможным, поскольку с введением новых форм оплаты труда данные о фонде оплаты труда в разрезе категорий персонала не предоставлялись.
Осуществление расчетов также осложнялось отсутствием в сметах данных о расходах на оплату коммунальных услуг в разрезе видов коммунальных услуг, а именно электроснабжения, теплоснабжения (включая газоснабжение) и водоснабжения. Поэтому при расчетах приходилось использовать информацию из других источников. Норматив затрат по каждой группе нормативных затрат определялся путем деления суммы затрат по каждой группе на количество единиц услуги, оказанной в 2010 г.
В соответствии с разработанным порядком Минобрнауки России осуществило расчет первоначальных нормативов затрат по всей совокупности подведомственных учреждений высшего профессионального образования.
Результатырасчета первоначальных нормативов затрат. В результате расчета первоначальных нормативов затрат на выполнение государ-
ственного задания в вузах системы Минобрнауки России был определен общий объем затрат в разрезе:
■ государственных услуг, оказываемых подведомственными Минобрна-уки России учреждениями ВПО;
■ групп нормативных затрат, т.е. затрат, непосредственно связанных с оказанием государственных услуг, затрат на общехозяйственные нужды и затрат на содержание имущества.
В табл. 1. представлена структура затрат в разрезе типов государственных услуг по всей совокупности вузов, находящихся в ведении Минобрнауки России. Как видно из таблицы, в общей структуре нормативных затрат вузов преобладают затраты на оказание государственных услуг по реализации программ высшего профессионального образования (далее - услуги ВПО), составляющие 91% от общей суммы затрат. На втором месте - затраты на содержание имущества (5%). Далее идут услуги послевузовского профессионального образования (3% затрат) и среднего профессионального образования (1% затрат).
Суммарные затраты на услугу ВПО во всех вузах, подведомственных Ми-нобрнауки, в 2010 г. составили 114 073 млн. руб. (при этом совокупный приведенный контингент по всем вузам составил 1 555 616 единиц).
В структуре затрат на услуги высшего профессионального образования преобладают затраты на оказание государственной услуги, доля которых в общих затратах составляет 75%, или
Таблица 1
Структура общих затрат на оказание государственных услуг и содержание имущества учреждениями ВПО в 2010 г.
Услуги ВПО Услуги СПО Услуги НПО Услуги ПВПО Услуги ДПО Содержание имущества Итого
Всего затрат, млн. руб. 114 073 1 530 295 4 023 125 5 981 126 030
% 91% 1% 0% 3% 0% 5% 100%
85 386 млн. руб. Стипендиальное и материальное обеспечение - 24% от размера совокупных затрат. Расходы на военную подготовку представляют собой 1% совокупных затрат, или 877,6 млн. руб. Расходы на иные учреждения на балансе вузов также составляют 1% от общей суммы расходов образовательных учреждений и равны 710, 2 млн. руб.
В структуре затрат на услуги начального, послевузовского и дополнительного образования доля затрат на оказание государственной услуги в общих затратах значительно преобладает. В отношении услуг дополнительного профессионального образования затраты в полном объеме (100%, или 125, 7 млн. руб.) относятся к группе нормативных затрат на оказание государственной услуги.
Подходы к формированию субсидии на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг ВПО для подведомственных Минобрнауки России учреждений профессионального образования. Формирование субсидии на выполнение государственного задания в 2012 г. осуществляется в разрезе государственных услуг (работ), включенных в Ведомственный перечень государственных работ (услуг) Минобрнауки России.
Объем субсидии определяется на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг и на содержание имущества, которые определяются расчетным путем для каждого учреждения в соответствии с Приказом № 2070 и утвержденным им Порядком определения нормативных затрат, на основании данных бюджетных смет учреждений.
Для определения нормативных затратна оказание государственных услуг и содержание недвижимого и особо цен-
ного движимого имущества в Порядке используются следующие методы:
■ нормативный метод (нормативные затраты определяются путем умножения стоимости единицы группы затрат на количество единиц группы затрат);
■ структурный метод (нормативные затраты на очередной финансовый год определяются на основании норматива затрат, рассчитываемого структурным методом в отчетном финансовом году).
Нормативным методом отдельно для каждой государственной услуги определяются следующие виды затрат:
■ объем денежного довольствия офицеров - преподавателей учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр;
■ затраты на доплаты за ученые степени;
■ затраты на организацию культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами.
Указанные выше затраты рассчитываются ежегодно для каждой государственной услуги в соответствии с действующим законодательством.
Нормативные затраты на коммунальные услуги определяются исходя из натуральных показателей потребления коммунальных услуг в отчетном году с учетом тарифов очередного финансового года и ввода в эксплуатацию новых площадей учреждения.
Остальные виды затрат, финансируемые за счет бюджета учредителя, определяются структурным методом. Расходы, отраженные в бюджетной смете учреждения за 2011 г. по соответствующим статьям КОСГУ, распределяются между государственными услугами пропорционально установленной базе распределения (объему государственной услуги, численности профессорско-преподавательского
БЮДЖЕТНАЯ СМЕТА:
Затраты, определяемые нормативным методом
состава и т.п.). Нормативные затраты на единицу государственной услуги в 2011 г. определяются делением полученных затрат на оказание услуги в 2011 г. на объем оказания соответствующей государственной услуги (количеству обучающихся) в 2011 г.
Нормативные затраты на оказание единицы государственной услуги 2012 г. определяются путем корректировки нормативных затрат на единицу государственной услуги 2011 г. с учетом индексации в соответствии с коэффициентами, предусмотренными Минфином России на очередной финансовый год.
Нормативные затраты на оказание государственной услуги в 2012 г. определяются путем умножения нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги в 2012 г. на запланированный объем государственной услуги в 2012 г.
Нормативные затраты на оказание государственной услуги определяются путем суммирования нормативных затрат, определенных нормативным и структурным методами.
Отдельно определяются нормативные затраты на содержание имущества, которые включают в себя:
■ часть за-
трат на оплату коммунальных услуг;
■ затраты на выплату налогов, в качестве объектов налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки.
Субсидия на выполнение государственного задания включает в себя нормативные затраты на оказание всех государственных услуг, выполнение работ и содержание имущества.
Алгоритм формирования субсидии на выполнение государственного задания представлен на схеме 1.
БЮДЖЕТНАЯ СМЕТА:
Затраты, определяемые структурным методом
Рассчитываются ежегодно в Рассчитываются нормативные затраты
установленном законодательством на единицу услуги в отчетном году и
Российской Федерации порядке корректируются:
- с учетом индексации;
- с учетом объема услуги в
очередном году
Нормативные затраты на оказание государственной услуги в очередном финансовом году
Схема 1. Формирование субсидии на выполнение государственного задания
Дальнейшее развитие нормативного финансирования в системе Мин-обрнауки России. В Приказе Минобр-науки России № 2070 указывается на то, что его действие ограничивается «переходным периодом», после чего должен произойти переход на групповые нормативы затрат.
В результате расчета индивидуальных (по каждому отдельному вузу) нормативов затрат были получены важные результаты:
1) обеспечено распределение статей бюджетной сметы по направлениям затрат, соответствующим положениям нормативных правовых актов, которые в настоящее время регулируют вопросы финансового обеспечения выполнения государственного задания;
2) направления затрат, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, отделены от направлений затрат, которые не связаны с оказанием государственной услуги;
3) выявлен ряд проблем, связанных с расчетом нормативных затрат, которые требуют решения на уровне федерального нормативно-правового регулирования.
В целом проведенные расчеты индивидуальных нормативов затрат дали возможность осуществить плавный, безболезненный переход вузов системы Минобрнауки России на новые принципы финансирования. Использование индивидуальных нормативов позволило учесть особенности каждого образовательного учреждения, специфику предоставляемых услуг, сложившуюся материально-техническую базу, степень обеспеченности инженерной инфраструктурой, географическое положение и другие факторы, оказывающие существенное влияние на стоимость подготовки учащихся. Такой подход снизил риски резкого изменения уровня финансового обес-
печения бюджетных учреждений в первый год введения нового механизма финансирования, поскольку нормативные затраты определяются исходя из фактических расходов учреждения.
При этом, однако, следует иметь в виду, что индивидуальные нормативы не могут обеспечить прозрачности распределения объемов финансирования между учреждениями, не создают стимулов для сокращения издержек, привлечения внебюджетных источников финансового обеспечения и, как следствие, для повышения эффективности деятельности учреждений и эффективного использования бюджетных средств.
Поэтому следующим шагом внедрения нормирования затрат в бюджетных учреждениях может стать разработка групповых нормативов.
На рис. 1 представлена общая логика развития финансирования государственных учреждений на основе нормативов затрат. Индивидуальные нормативы затрат являются лишь первым этапом, после чего следуют групповые нормативы затрат, а затем - формульное финансирование.
В 2011-2012 гг. Минобрнауки России проведена большая работа по расчету и апробации нескольких вариантов применения нормативов в разрезе специальностей и направлений подготовки. На совещании министра образования и науки Российской Федерации с руководителями учреждений высшего профессионального образования 17 марта 2012 г. по вопросу «О переходе на нормативное финансирование государственных услуг за счет средств федерального бюджета» была представлена система повышающих коэффициентов для различных групп специальностей затрат на услуги ВПО по отношению к базовому нормативу. Во избежание резких изменений в
Направления развития нормативов
НОРМАТИВЫ финансового обеспечения государственных заданий:
Формульные нормативы
Групповые нормативы
• Региональные коэффициенты
• Поправочные коэффициенты
Индивидуальные нормативы
Рис. 1. Нормативы финансового обеспечения государственных заданий
объемах финансирования вузов переход к новым формам финансового обеспечения будет осуществлен поэтапно.
О результатах этой работы будет рассказано в следующей статье.
Список литературы
1. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-
ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
2. Постановление Правительства Российской
Федерации от 2 сентября 2010 г. № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».
3. Приказ Министерства финансов Россий-
ской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации № 136-н/526 от 29 октября 2010 г. «Об утверждении методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральным государ-
ственным учреждениям и контролю за их выполнением».
4. Приказ Министерства финансов Россий-
ской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации №137-н/527 от 29 октября 2010 г. «О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений».
5. Приказ Минобрнауки России от 27 июня
2011 г. № 2070 «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений профессионального образования, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации ».
6. Приказ Министерства от 24 января 2011 г.
№ 92 «Первоначальные нормативные затраты на оказание федеральными государственными образовательными учреждениями, находящимися в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам».
BOROVSKAYA M, YASTREBOVA O, TSVETKOVA A. NEW FINANCING MECHANISM IN HIGHER EDUCATION: FIRST RESULTS
The articles deals with the key issues of the reform of financing of higher education institutions (HEIs) in the context of transition to government assignment for provision of services (performance of works). Detailed analysis of various challenges is provided, related to introduction of individual standard costs in HEIs in the system of RF Ministry of Education and Science. The Ministry's approach to formation of block grant (subsidy) for government assignment is explained, which is: (1) based on the federal legislation in effect, and (2) taking into account the current situation and financial issues in educational sector. General results of calculation of financial volumes based on individual standard costs are presented. Further development of financing based on standard costs in HEIs is discussed.
Key words: new mechanism of financing of budget entities, government assignment for provision of services (performance of works), block grant for fulfillment of government assignment, individual standard costs.
Л.В. МИХАЛЕВА, доцент Национальный исследовательский Томский государственный университет
Е.М. КУЗНЕЦОВА, докторант Университета Люмьер Лион 2 (Франция)
ФГОС как инструмент согласования образовательных парадигм
В статье представлен общий обзор сформировавшихся образовательных парадигм и их характеристик, дан краткий анализ их достоинств и недостатков, а также перспектив их применения для достижения целей современного российского образования. Компетентностная парадигма, лежащая в основе федеральных государственных стандартов третьего поколения и сопровождающих их документов, рассматривается более детально. Особое внимание авторы статьи уделяют некоторым вопросам оформления документа «Паспорт, и программа формирования у студентов компетенции» как инструмента интеграции различных образовательных парадигм в рамках построения компетентностно-ориентированного образовательного процесса.
Ключевые слова: знание-центричный подход, личностный подход, культурологический подход, компетентностный подход, паспорт компетенции, программа формирования у студентов компетенции, актуальная структура компетенции.
В настоящее время система образования России проходит стадию реформ, направленных на повышение качества образования и приведение его в соответствие с общеевропейскими и мировыми стандартами. В связи с этим взят курс на целенаправленное изменение системы образования. Важно отметить, что этот процесс затрагивает ряд сложившихся и превалирующих на разных этапах исторического развития образовательных парадигм. Речь
идет о знание-ориентированной (когнитивно-информационной), личностной, культурологической и компетен-тностной парадигмах.
При этом следует иметь в виду, что ни одна из них не может считаться идеальной, каждая акцентирует внимание лишь на каком-то отдельно взятом аспекте. Следовательно, наиболее правильным вариантом образовательной политики было бы гармоничное сочетание данных парадигм. Е.А. Ямбург