^А ^А Семенов ^Соловьева СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ...
2010 г. № 100 [Электронный ресурс]. URL: http://www. edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m100.htmi.
2. Роль презентационных технологий в повышении интереса студентов к лекционному курсу // Фундаментальные исследования. 2007. № 12-1. С. 82.
3. Наливайко И.В. Интегративно-модульное обучение студентов педагогического университета при подготовке к здоровому образу жизни (на примере биохимии) :
дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Самара, 2004. 248 с. 4. Семенов А.А., Макарова Е.А. Курс лекций по биологии с основами экологии : учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. Самара : СГПУ, 2008. 104 с.
5. Биотехнология: вопросы теории и практики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / сост. Н.Г. Боброва. Самара : ПГСГА, 2010. 220 с.
THE STRUCTURE AND CONTENT OF MASTER'S PROGRAM «ECOLOGY»
© 2014
A.A. Semyonov, Candidate of biological sciences, associate professor, head of Department of Botany,
General Biology, Ecology, Biological and Ecological Education V.V. Solovyova, Doctor of biological sciences, associate professor, professor of Department of Botany, General Biology, Ecology, Biological and Ecological Education
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: The article displays the structure and content of master's program "Ecology", successfully implemented at Faculty of Natural Sciences and Geography, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities. Keywords: vocational education; master's degree program; ecology.
УДК 37.012
ОППОЗИТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
(НА ПРИМЕРЕ СКАЗУЕМОГО)
© 2014
Н.Н. Сидорова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, литературы, художественно-эстетических дисциплин и методик их преподавания И.В. Гурова, старший преподаватель кафедры русского языка, литературы, художественно-эстетических дисциплин и методик их преподавания
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: В статье обосновывается необходимость формирования научных понятий в вузе и школе на теоретической основе с применением оппозитивного метода обучения. Авторы работы включают и частично обосновывают идею, которую можно назвать трансцендентальной, следуя Канту, необходимой для систематического упорядочения понятий и терминов в обучении синтаксису.
Ключевые слова: лингвистическое научное понятие; типы сказуемых: простое - составное; составное - глагольное; составное - именное; бинарная оппозиция; привативная - непривативная оппозиция; оппозитивный метод.
Усвоение определенного круга научных понятий обусловливает понимание системности языка, сути языковых категорий, формирование соответствующих речевых умений. Результативность обучения в значительной степени предопределена методами обучения, адекватными сути предмета и психике обучающегося. Таким методом считаем оппозитивный - диалектико-логический метод противопоставления на основе оппозиции, адекватный сущности и устройству языка, соответствующий психической организации человека.
Аксиомно утверждение, что оппозиция (от лат. oppo-sitio - противопоставление) - одно из распространенных проявлений системных связей, существующих в структуре языка; противопоставление единиц, находящихся на одном и разных уровнях языка.
Представители когнитивной лингвистики (Д. Лакофф, А.Ф. Лосев, Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, В.А. Маслова, И.Г. Рузин, В.Б. Касевич, Н.С. Новиков, Е.Н. Кучер, Н.А. Илюхина, В.М. Герасимов, Л.А. Шестак и др.) справедливо считают, что язык обеспечивает естественный доступ к сознанию и мыслительным процессам, образуя речемыслительную основу любой человеческой деятельности. В языке формируются понятия, а без сформированных понятий не может быть ни теории, ни практики.
Идея противопоставленности, взаимной соотносительности грамматических единиц существует с самого возникновения грамматики как научной дисциплины.
В процессе формирования лингвистических понятий у младших школьников оппозитивным методом используем бинарную явную привативную - неприва-тивную оппозицию. Понятие противоположности (или
оппозиции) отражает общий закон познания, сущность которого определяется как раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и определение отношений между ними. «В грамматике, как и в лексике, и в фонетике, действует принцип оппозиции, и полное название категории должно быть оппозитивным, то есть двойным», - утверждает Ю.С. Степанов [1, с. 123].
Сформулируем комплекс основных понятий в соответствии с нашей методической задачей.
Под бинарной оппозицией понимаем противопоставление; основанием для классификации «выступают в этом случае логические отношения между двумя членами оппозиции» [1, с. 213].
Под явной оппозицией (рабочее определение) понимаем такую организацию материала, когда приводятся одновременно термины-оппозиты с указанием основания для противопоставления элементов оппозитивной пары. Например, сказуемое: простое - составное; составное сказуемое: глагольное - именное. Или: скрытая оппозиция наблюдается в том случае, если приводится один из членов оппозиционной пары, а другой «умалчивается» [2, с. 159].
Члены привативной оппозиции соотнесены по принципу наличия признака (маркированный член) и его отсутствия (немаркированный член): полное - неполное предложение. Противопоставление же разнокорневых элементов оппозитивной пары - это непривативная оппозиция: простое - составное сказуемое; составное: глагольное или именное сказуемое.
Однако следует помнить, что полярность утверждения и отрицания относительна. Положительное и отрицательное имеют смысл не каждое само по себе, а в сво-
ем взаимоотношении. Это категории и взаимоисключающие одна другую, и взаимно подразумевающие: если мы что-либо утверждаем, этим же актом мы предполагаем, что данный факт может отсутствовать, и наоборот. Таким образом, их появление всегда одновременно, существуют они только в оппозиции: это две половины одного целого. Образование различного рода оппозиций в языке носит регулярный, закономерный характер. Дети учатся понимать мир способами, какими его познают взрослые. Однако, как утверждают психологи, дети не обязательно понимают объясняемое им так, как это видится учителям. Для того чтобы осуществился диалог, необходимо «общее основание» для понимания.
Например, понятие «главные члены предложения» осмысливается детьми в течение всех лет обучения в школе. Однако выпускники средних учебных заведений (общеобразовательных и профессиональных) зачастую затрудняются выделить подлежащее и сказуемое, определить тип сказуемого. Так, в предложении «Я буду писать» сказуемое «буду писать» ошибочно определяется как составное глагольное. В предложении «Все живое погрузилось в полусон», во-первых, «суживаются» границы подлежащего: выделяется в этом качестве лишь слово «живое» (учащиеся не видят синтаксическую цельность местоименного словосочетания); во-вторых, «погрузилось» выделяется как простое глагольное сказуемое, хотя словарное значение слова («опустить целиком что-то в какую-нибудь жидкость») [3, с. 521]) в данном контексте не реализуется (и обучающиеся правильно понимают смысл «Все живое задремало»).
В ходе рассуждений с помощью толковых, терминологических словарей учащиеся приходят к заключению, что перед нами простое глагольное сказуемое, но выражено оно синтаксически цельным словосочетанием перифрастического характера: учащиеся не знают понятия «перифраза» (описательное выражение, заменяющее одно слово: медведь - хозяин тайги, задремать - погрузиться в полусон) и того, что перифрастическое сочетание играет в предложении роль одного слова.
Еще труднее распознать простое глагольное сказуемое в предложении «Он загребает жар чужими руками». Сказуемое представлено фразеологической единицей, смысл которой «Кто-то использует результаты труда других в корыстных целях» [4, с. 159]. Грамматическое же значение представлено частью фразеологизма - глаголом «загребает».
Следовательно, с точки зрения лексического значения сказуемое состоит из одного слова. Распределение значений отражено в схеме (слово условно обозначено прямоугольником):
Подобные затруднения случаются потому, что учащимся не удается интегрировать свои знания по лексике, фразеологии, морфологии и синтаксису, тем более что иерархическая взаимосвязь единиц языковых уровней не демонстрируется в школе и даже зачастую в вузе.
Чтобы картина была цельной, надо знать, что на каждом языковом уровне «слово» имеет «свое» значение и выражение. Например, «в реке»: на фонетическом уровне [вр'иек'е]- одно фонетическое слово; с точки зрения графики - три элемента (два слова и пробел); на лексическом уровне «река» - определение понятия - одно слово; на морфологическом - два: предлог - служебная часть речи, существительное - знаменательная часть речи; на синтаксическом - одно слово (словоформа «в реке»). В современных учебниках при характеристике сказуемых (простого и составного) фигурируют такие показатели, как одно и два слова: «Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым...
Составными называют такие сказуемые, в которых лексическое и грамматическое значение выражаются в разных словах. Составные сказуемые состоят из двух слов, одно из которых... выражает основное лексическое значение сказуемого, а другое. грамматическое значение». Сведения о сказуемом в названном учебнике излагаются в последовательности: «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное сказуемое. Составное именное сказуемое»[5, с. 43].
Избежать ошибки в определении главных членов предложения не помогает ни синтаксический вопрос (О чем говорится в предложении? Что говорится о подлежащем в предложении?), ни морфологический (Кто? Что? Что делать? Что сделать?)
На трудности определения границ сказуемого и его типа сорок лет назад указывал А.А. Дементьев [6, с. 18]. Учителя области широко использовали рекомендации ученого нашего вуза, однако в настоящее время найти его брошюру невозможно.
Для того чтобы правильно охарактеризовать сказуемое, надо научиться «считать слова» в синтаксисе (на высшем уровне иерархии языковых единиц).
Так, при актуализации знаний по морфологии необходимо подчеркнуть, что простое глагольное сказуемое выражается глаголом, который в ряде случаев может иметь сложную (аналитическую) форму. Эта форма является единственной формой будущего времени у глаголов несовершенного вида; она соответствует в других временах этого же глагола простой (синтетической) форме. Например, у глагола несовершенного вида «шуметь» образуются следующие временные формы: шумел, шумлю, буду шуметь. Следовательно, глагол «буду шуметь» является одним словом и выполняет функцию простого глагольного сказуемого.
Совершенно иначе обстоит дело со сказуемым «станет шуметь». Сказуемое является составным, в нем «станет» является связкой с фазовым значением, а «шуметь» - присвязочным словом: это сказуемое во всех временах сохраняет свой составной характер: стал шуметь, станет шуметь.
То же самое мы можем проследить и на таком примере: Та, у которой я украден, наверно, тоже станет красть (или будет красть).
Применяя оппозитивный метод, мы неизменно придем к выводу о том, что «станет красть» и «будет красть» - разные типы сказуемых и находятся в оппо-зитивных отношениях: первое сказуемое - составное глагольное, так как состоит из двух слов: вспомогательный глагол «станет» относится к группе фазовых глаголов, выражает грамматическое значение реальной модальности, будущего времени, глагол изъявительного наклонения, несовершеннго вида, а инфинитив - лексическое значение. Второе - простое глагольное, так как состоит из одного слова; глагол «красть» - глагол несо-вершеннго вида, а потому в изъявительном наклонении при выражении значения будущего времени имеет аналитическую форму. Отсюда, будет красть - это одно слово с точки выражения грамматического значения, лексическое значение выражает слово «красть».
При анализе сказуемых необходимо понимать суть лексического и грамматического значений и способы их выражения: «Грамматическое значение (ГЗ) - это значение формальное (форма слова), категориальное, принадлежность слова к определенной части речи: стол - существительное мужского рода. Противоп. с точки зрения смыслового значения слова - лексическое значение (ЛЗ) - это смысловое значение слова, содержание, выражаемое основой: стол - предмет мебели, имеющий опору и поверхность в виде доски, предназначенную для того, чтобы на нее что-либо класть» [7; с. 27, 36].
Учитывая вышесказанное, следует соблюдать и определенную последовательность действий при анализе. Последовательность действий можно представить в структурно-логической схеме._
Итак, сказуемые делятся на два типа (простое глагольное и составное). Простое глагольное сказуемое состоит из одного слова, в котором заключено и лексическое значение, и грамматическое значение, а составное - из двух слов: в одном заключено грамматическое значение, во втором - лексическое значение.
Например, в предложении «До утра в аллеях парка будет весело и жарко, будет музыка греметь, будет публика шуметь», состоящем из трех частей, выделяются следующие сказуемые, представляющие собой элементы оппозитивной пары: составные именные (будет весело и будет жарко) и простые глагольные (будет греметь, будет шуметь), потому что первые два сказуемых состоят из двух слов, а третье и четвертое - из одного слова. В первом случае грамматическое значение заключается в слове «будет» (отвлеченная связка), а лексическое значение в слове «весело» и в слове «жарко» (слова категории состояния - именная часть). Признаки, обозначенные в схеме, указывают на то, что это составное именное сказуемое, так как грамматическое значение заключено в отвлеченной связке, а лексическое - в именной. Каждое из двух сказуемых «будет греметь» и «будет шуметь» состоят из одного слова: лексическое значение выражают «части» слова «греметь» и «шуметь», а грамматическое значение слово «будет греметь» и «будет шуметь» (глаголы несовершенного вида, изъявительного наклонения, будущего времени).
Следовательно, первые два сказуемых состоят из слов «будет» и именной части - слов категории состояния. А такое «сочетание» характерно для составного именного сказуемого (связка может быть отвлеченной, абстрактной при имени). Вторые два сказуемых состоят тоже из слов «будет» и части, которая представлена инфинитивом: инфинитив выражает ЛЗ. Однако отвлеченной связки при инфинитиве в составном глагольном сказуемом быть не может (при нем могут быть глаголы, выражающие ГЗ трех видов: фазовые, модальные, эмоциональные. Очевидно, что это не составные сказуемые (глагольное или именное). Давайте «посчитаем» слова с точки зрения выражения лексического и грамматического значений (ЛЗ и ГЗ). Очевидно, инфинитивы «греметь и шуметь» заключают в себе ЛЗ, а что выражает ГЗ?
С точки зрения выражения грамматических кате-
горий времени каждое из сказуемых «буду греметь», «буду шуметь» представлено одним словом, потому что глаголы несовершенного вида, изъявительного наклонения выражают категорию будущего времени при помощи аналитической формы: глагол буду и инфинитив, несущий лексическое значение.
Зачастую такие сказуемые относят к составным разного типа, так как визуально каждое из них состоит из двух слов: «будет весело», «будет жарко» и «будет греметь», «будет шуметь». Однако, действуя по указанной схеме, обучающиеся достигают позитивного результата.
Для организации такого обучения необходимо определить объем терминов (в вузе, школе) или по темам, или по разделам на уровне одного года обучения, четырёх лет (начальная школа), десяти лет; организовать их группировку по принципу оппозиции, установив основания для противопоставления, выделив дифференциальные признаки (это самое трудное); дать определения терминов-оппозитов. Например, наша картотека несвободных словосочетаний из указанных выше изданий составляет 1 308 единиц.
На основе картотеки создаём словники и словари лингвистических терминов, организуя термины по принципу оппозиции с целью представить языковые единицы определенных уровней в системе, «подсказать» учителю метод обучения младших школьников языку, адекватный принципу организации языка и человека.
Этот оппозитивный метод позволяет, как показывает практика, одновременно актуализировать знания о единицах разных уровней языка, интегрировать их и структурировать.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М. : Наука, 1975. 403 с.
2. Сидорова Н.Н. Оппозиция как принцип обучения в вузе и школе // Традиции и новаторство в развитии лингвистической и методической мысли : материалы Международной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РСФСР профессора Всеволода Антоновича Малаховского. Самара : ПГСГА, 2010. С. 158-163.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. : Азбуковник, 1999. 944 с.
4. Фразеологический словарь русского языка: свыше 4000 словарных статей / Л.А. Вайнова, В.П. Жуков, А.И. Молотков, А.И. Федоров; под ред А.И. Молоткова. Изд. 5-е стереотипное. СПб. : Вариант, 1994. 514 с.
5. Русский язык : учебник для 7-8 классов./ Сост. Бархударов С.Г., Крючкова С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. М. : Просвещение, 1979. 272 с.
6. Дементьев А.А. Некоторые вопросы преподавания русского языка в средней школе. Куйбышев, 1960. 31 с.
7. Сидорова Н.Н., Гаранина Е.А., Иванова А.Б. Словарь лексикологических и терминологических терминов. Самара : Издательство СГПУ, 2005. 96 с.
OPPOSITIONAL METHOD OF CREATING LINGUISTIC CONCEPTS (AS EXEMPLIFIED
IN THE CONCEPT OF PREDICATE)
© 2014
N.N. Sidorova, Candidate of pedagogical sciences, associate professor of Department of Russian
Language, Literature, Artistic and Aesthetic Education and Methods of Their Teaching I.V. Gurova, Senior lecturer of Department of Russian language, Literature, Artistic and Aesthetic
Education and Methods of Their Teaching
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: The article substantiates the necessity of formation the scientific notions in institute of higher education and school on the theoretical footing with using opposed educational method. The article authors include and partly substantiate the transcendental idea (Kant), which is necessary for systematic regulating notions and terms for learning syntax.
Keywords: linguistic scientific notion, types of predicates: simple-compound predicate; compound-verbal predicate; compound-noun predicate; binary opposition, privative-nonprivative opposition; opposed method.