УДК 378
ОПОРНЫЕ СХЕМЫ-ТАБЛИЦЫ И СХЕМЫ-КОНСПЕКТЫ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Е.Н. Богатова, П.Л. Габдрахманова
Аннотация. Преподавание русского языка как иностранного на подготовительном факультете, особенно в условиях технического вуза, предполагает использование таких форм подачи материала, которые в максимально короткие сроки позволят студентам подготовиться к обучению в техническом вузе на русском языке. Опорные схемы-таблицы и схемы-конспекты являются в данном случае удобной и эффективной формой не только подачи теоретического материала по русскому языку как иностранному, но и формой обобщения и повторения изученного. Их разнообразие и вариативность открывают перед преподавателем и студентами огромное поле творческой деятельности как коллективной, так и индивидуальной. Рассмотренные в статье виды таблиц и виды работы с ними сложились в результате практической работы на факультете предвузовской подготовки.
Ключевые слова: схема, таблица, конспект, блочность, наглядность, доступность, поэтапность.
AUXILIARY SCHEMATIC TABLES AND NOTES
FOR LEARNING THE RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
(RAFL) (BASED ON PRACTICAL WORK EXPERIENCE)
Е. Bogatova, P. Gabdrakhmanova
Abstract. Teaching Russian as a foreign language at the pre-university courses, especially in terms of technical high school, implies application of such forms of content presentation which allow students to prepare themselves for study at a technical high school in the Russian language within the shortest possible period of time. Auxiliary schematic tables and notes have become one of the most convenient and effective forms of the theoretical content presentation in terms of studying Russian as a foreign language, but also it has transformed into a form of summarization and repetition of learnt material. Their diversity and variability leave a huge space of creativity for teachers and students, both in group and individual terms. The types of tables and methods of their use are treated in the article as a result of practical work at the pre-university faculty.
Keywords: scheme, table, notes, block type, visualization, accessibility, phased structure.
Каждый преподаватель РКИ, приступая к практической работе с иностранными студентами, впервые начинающими изучать русский язык как иностранный, ставит перед собой конкретную цель: овладение студентами коммуникативной деятельностью на неродном языке. Одна из главных задач преподавателя подготовительного факультета заключается в том, чтобы подготовить студентов, изучающих русский язык как неродной и, как правило, первоначально с нулевым знанием русского языка, к дальнейшему обучению в вузе исключительно на русском языке. В формировании умения «свободного
высказывания мысли» [4] большую роль с первых занятий имеют принципы доступности и наглядности. Опыт показывает, что в самом начале изучения русского языка как иностранного, именно наглядности в качестве «представления фактов языка посредством схем-таблиц...», схем-конспектов целесообразно отводить ведущую роль, где основными требованиями, по мнению В.Ю. Шаталова,
являются: «лаконичность, структурность, унификация, автономность блоков,
использование привычных ассоциаций и стереотипов, непохожесть, простота» [5]. В условиях технического вуза эти требования становятся ещё актуальнее.
Традиционные опорные схемы при изучении русского языка в русскоязычной среде не могут быть однозначно перенесены на курс изучения РКИ, так как русский язык как иностранный изучается совсем в иной языковой, культурной и образовательной среде. Так, например, теоретический материал, с которым знакомятся учащиеся, не может ими «прочитываться», потому что к началу занятий в первом семестре они практически не владеют этим навыком. К тому же, в условиях небольшого количества часов и большого объёма информации на факультете предвузовской подготовки, преподаватель вынужден увеличивать объём изучаемого материала за одно занятие.
В итоге методика сведения преподаваемого материала в блоки (схемы-таблицы, схемы-
конспекты) является крайне удобной и для студентов, и для преподавателей. Блочность можно использовать: 1) при знакомстве с какими-либо лингвистическими понятиями; 2) при объяснении нового материала; 3) при обобщении изученного материала. Особенностью данных схем-блоков для студентов, изучающих РКИ на элементарном и базовом уровнях, в отличие от обычных грамматических таблиц по русскому языку, является то, что теоретический материал в них не просто преподносится компактно. Они должны содержать своеобразный алгоритм «движения»: от общего представления к пошаговому изучению для достижения результата. Иностранным студентам здесь важен не только сам принцип схематично-блоковой подачи материала, но даже оформление: цвет, размер шрифта, приведённые примеры и т.д. Плюс, как показывает опыт, непосредственная образная наглядность. Отсюда - и расположение материала в таблице: от максимально обобщённой теории - к примерам, объяснению, «почему так».
Схема - таблица № 1. - Множественное число с
Иллюстративные примеры (картинка, рисунок) в том числе и в опорных схемах, «служат хорошим средством семантизации» [1]. Примеры должны быть тщательно продуманы и носить обобщающий характер. Эти особенности оформления вытекают из «сущности процесса восприятия (слухового и наглядного)» [2].
Теоретический материал и способ его расположения преподаватель может выбирать сам в зависимости от количества учебного времени, способностей студентов усваивать определённый объём материала и т.д. Например, при изучении темы «Образование множественного числа существительных» и её повторении можно использовать разные схемы. В первом случае хорошо работает схема - таблица № 1 (количество примеров определяется преподавателем), а во втором - схема - таблица № 2, так как она имеет более обобщённый характер и дополнена новым теоретическим материалом, который изучался в процессе работы по данной теме.
1. - К, Г, Ш, Ж, Ч ^ И
2. - Ь, Я, И ^И
ручКа - ручКИ книГа - книГИ карандаШ - карандаШИ
словарЬ лекциЯ тетрадЬ музеЙ
- словарИ
- лекциИ
- тетрадИ
- музеИ
3. ОНО (средний род)
4. Нет варианта 1, 2, 3 ^ Ы
словО морЕ
- словА
- морЯ
студентЫ машинЫ стол - столЫ
студент -машина -
«Мама» — это слово.
«Мама», «папа», «брат» - это слова
Схема - таблица № 2. - Множественное число существительных
Единственное число (он) - (она) 1 (один) - 1 (одна) Множественное число (они) Окончание (модель)
М.р. - Ж.р. (он) - (она) ручка книга карандаш врач музей преподаватель ручки книги карандаши врачи музеи преподаватели [ }■ -
аудитория аудитории
М.р. - Ж.р. (он) - (она) университет экзамен карта университеты экзамены карты нет к,г,х,ш,ч,ж,щ ';> +Ы й, ъ 1
оно 1 (одно) окно море окна моря о - а е - я
Запомните!
дом - дома дочь - дочери
город - города мать - матери
глаз - глаза >- -А день - дни
паспорт - паспорта яблоко - яблоки ^
учитель - учителя цветок - цветы -Ы
сестра - сёстры
брат - братья >-
сын - сыновья -Я НОВЫЕ СЛОВА !!!
друг - друзья ребёнок - дети
стул - стулья человек - люди
При такой подаче теоретического материала студенты имеют возможность получить системное представление не столько о русском языке в целом, сколько увидеть определённую закономерность даже в трудных случаях русской грамматики. Он уже не пугает их многочисленными трудными, а иногда, с их точки зрения, запутанными правилами. Также опорные таблицы и схемы помогают быстрее и лучше запомнить многочисленные исключения и являются удобным справочным материалом для студентов при самостоятельной работе на любом этапе изучения русского языка как иностранного.
Подобная форма изучения неродного языка вызывает естественный интерес у студентов, потому что сам процесс изучения становится прозрачнее, понятнее. Если же опорные конспекты или таблицы составляются совместно
Схема - конспект № 1
преподавателем и студентами во время занятий, то это сотворчество является ещё и важным элементом всего образовательного цикла. Такая работа позволяет студентам быть активными участниками образовательного процесса, а в аудитории возникает дружеская атмосфера взаимопонимания и сотрудничества.
Опорный конспект при обобщении может иметь и более простой, традиционный, но не менее удобный для студентов вид. На поздних этапах работы, когда иностранные студенты уже овладеют навыками чтения и устной речи, схемы-таблицы, схемы-конспекты помогут
преподавателю учить, а студенту овладевать научным стилем речи, отвечая на вопросы или составляя связный рассказ с опорой на схему - конспект.
Существительное - предмет кто? что? М. род Ж. род Ср. род единственное - множественное число Примеры студент, университет студент, музей студентка, аудитория фото, мор студент - студенты Пишите примеры сами!
ТОЛЬКО! Единственное число ТОЛЬКО! Множественное число магний и др. очки и др.
Нарицательные - страна, город, море, подруга
Собственные - Россия, Москва, Чёрное (море), Мария
Перед началом занятий студенты могут получить уже практически готовый опорный конспект, который они могут совершенствовать в соответствии со своими потребностями. И даже по аналогии составлять самостоятельно схемы к важным для них темам. Работа с блоками -схемами снимает напряжение студентов, когда им необходимо быстро вспомнить какой-либо материал или дать ответ на вопросы преподавателя. И самому преподавателю удобно организовать повторение пройденного материала, если у студентов этот материал обобщён и всегда под рукой, так как он собран в отдельную тетрадь или её часть.
Практика подтверждает и то, что лучшими вариантами для студентов-иностранцев уже на базовом или продвинутом уровнях будут такие опорные схемы и опорные конспекты, «которые можно развернуть, написав дополнительную информацию к отдельным обозначениям или
Схема - таблица № 3. -
Общеизвестно, что знание теории не всегда помогает иностранным студентам грамотно владеть изучаемым языком. Поэтому самостоятельная работа в разных её вариантах при поддержке преподавателя, способствует именно решению этой важной проблемы.
В самом начале учебного процесса опорные схемы - таблицы должны быть: 1) достаточно большими по размеру и 2) первоначально
смысловым блокам» [3]. Такую работу можно организовать и со схемой - конспектом № 1 и со схемой - таблицей № 2, и № 3, предложив студентам (как один из видов работы) заполнить её полностью или частично своими примерами. Или дописать самим предложенный преподавателем пример: («Я позвонил ...» - «Я позвонил другу - «Я позвонил новому другу» и т.д.). Если на элементарном уровне самостоятельно это сделать достаточно сложно, то на базовом уровне на этапе обобщения или повторения изученного такая работа студентам уже по силам, хотя и требует от них умения выбирать из большого объёма информации ту, которая отвечает целям данной работы. Это может быть индивидуальная работа самого студента, работа в группе, совместная работа с преподавателем, что позволит даже слабому студенту быть вовлечённому в рабочий процесс.
размещены на доске, чтобы и преподаватель, и студенты имели возможность сосредоточиться на одном источнике информации и объединиться вокруг изучаемой темы.
Опорная схема может иметь и совсем «примитивный» вид, но быть содержательной и удобной для студента, потому что она обычно «рисуется» самим студентом, так скажем, для личного пользования.
ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ и ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Существительные (кому? чему?) | Прилагательные (какому? какой? каким?)
+ к / по
ОН, ОНО тв. друг - я звоню друг|у| -У тв. новый друг - Я звоню новому друг|у| -ОМУ
мягк. преподаватель - я отвечаю преподавателе -Ю мягк. + Ж Ш Щ Ч средний брат - Я позвонил среднему] брату хороший преподаватель - Я отвечаю хорош|ему| преподавателю -ЕМУ
ОНА тв. мягк. сестра Катя -я пишу сестру Кате -Е тв. родная сестра - Я пишу родн|ой| сестр^ -ОЙ
мягк. + Ж Ш Щ Ч средняя сестра - Я позвонил средней сестре старшая сестра - Я пишу старш^йсестр^ -ЕЙ
ОНИ тв. студенты -я помогаю студент|ам -АМ тв. иностранные студенты - Я помогаю иностранные студентам -ЫМ
мягк. друзья - я передаю привет друзь|ям| -ЯМ мягк. + Ж Ш Щ Ч китайские друзья - Я позвонил китайск|им| друзьям лучшие друзья - Я передаю привет лучшИ друзД -ИМ
НА ФАКУЛЬТЕТЕ НА ЗАНЯТИИ НА ЭКЗАМЕНЕ НА ЗАЧЁТЕ НА ЛЕКЦИИ
Такие «рисунчатые схемы» не обязательно делать всем студентам. Каждый учащийся может решать, что и как обозначать подобными схемами, какую информацию включать в них
Роль преподавателя здесь будет заключаться в том, чтобы показать принцип их составления и проконтролировать правильность с точки зрения языка.
Конечно, не для каждой темы уместно использовать работу с опорными конспектами. К тому же работа по опорным конспектам имеет ряд недостатков. Например, некоторые преподаватели отказываются работать с опорными схемами, ссылаясь на то, что они перегружают занятия теорией, мало оставляют места практике, развитию творческих способностей учащихся и не позволяют поэтапно отрабатывать какие-либо правила. А поэтапность, как известно, очень важный элемент усвоения новых и всегда трудных для иностранцев норм неродного языка.
Таким образом, работать или не работать по такому принципу решает сам преподаватель. Важно найти здесь золотую середину, вдумчиво и
методически верно подойти к отбору материала, изучаемого с помощью опорных схем, и форме его подачи.
Но нельзя отказываться ни от какой методики обучения, если она приносит результаты.
Опыт работы со студентами технических специальностей, изучающих русский язык «с нуля» и прежде всего как средство получения новых знаний и овладения профессией, показывает, что разнообразные виды опорных конспектов, таблиц, схем позволяют: 1) научить студентов - иностранцев рациональным учебным действиям; 2) осуществлять самоконтроль в процессе обучения, а в случае утраты необходимых знаний быстро восстановить их; 3) сформировать у иностранцев - нефилологов определённый учебный алгоритм, организующий их деятельность в ходе решения студентами практических задач.
Литература:
1. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского повышения качества образования / С.А. Глазунов // Научные языка как неродного (нового): учебное пособие для исследования в образовании. - 2007. - № 3. преподавателей и студентов / Т.М. Балыхина. - М., 4. Зимняя И.А. Внешняя и внутренняя наглядность в Издательство РУДН, 2007. - С. 114. обучении иноязычному говорению как вторичному умению /
2. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. И.А. Зимняя // В кн.: Аудиовизуальные и технические Выготский. - М., 1999. средства обучения. - М., 1975.
3. Глазунов С.А. Опорные конспекты как средство 5. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого / В.Ф.
Шаталов // Педагогический поиск. - М., 1987. - С. 159-167.
Сведения об авторах:
Богатова Елена Николаевна (г. Казань, Россия), старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет», e-mail: [email protected]
Габдрахманова Полина Леонидовна (г. Казань, Россия), ассистент кафедры русского языка как иностранного, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет», e-mail: [email protected]
Data about the authors:
E. Bogatova (Kazan, Russia), Senior lecturer of the Russian as a foreign language Department, Federal state Budget Educational Institution of Higher Education "Kazan National Research Technological University», e-mail: [email protected]
P. Gabdrakhmanova (Kazan, Russia), Assistant Professor of the Russian as a foreign language Department, Federal state Budget Educational Institution of Higher Education "Kazan National Research Technological University», e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.09.2018