Научная статья на тему 'Еще раз к вопросу о родительном падеже множественного числа существительных (из практики преподавания русского языка как иностранного)'

Еще раз к вопросу о родительном падеже множественного числа существительных (из практики преподавания русского языка как иностранного) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1573
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАДЕЖНАЯ СИСТЕМА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАММАТИКА / КАТЕГОРИЯ ПАДЕЖА / УРОВНИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО / СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ СЛОВОФОРМЫ / CASE SYSTEM / FUNCTIONAL GRAMMAR / GENITIVE CASE / MASCULINE / FEMININE / NEUTER / SINGULAR / PLURAL / ENDING / LEVELS OF STUDYING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / STYLISTIC VARIANT OF WORD FORM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Голушин Иван, Иванова Елена Михайловна

В статье рассматривается один из самых трудных вопросов в изучении грамматической системы русского языка как иностранного, связанный с усвоением семантики и формальной репрезентации родительного падежа множественного числа имен существительных; обобщается опыт преподавания этой грамматической темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Голушин Иван, Иванова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with one of the most difficult problems in the study of the grammar system of Russian as a foreign language which is the acquisition of semantics and form of plural nouns genitive case; the paper presents the authors long-term experience in teaching this grammar theme.

Текст научной работы на тему «Еще раз к вопросу о родительном падеже множественного числа существительных (из практики преподавания русского языка как иностранного)»

DOI 10.23859/1994-0637-2017-6-81-10 УДК 811. 161.1

Голушин Иван

Аспирант, Пермский национальный

исследовательский политехнический

университет

(Пермь, Россия)

E-mail: ivangolusin@yandex.ru

© Голушин И., Иванова Е.М., 2017

Golushin Ivan

Post-graduate student, Perm National Research Polytechnic University

(Perm, Russia) E-mail: ivangolusin@yandex.ru

Иванова Елена Михайловна

Кандидат филологических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: emiva@yandex.ru

Ivanova Elena Michailovna

PhD in Philology Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: emiva@yandex.ru

ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ О РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (ИЗ ПРАКТИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО)

ON THE PROBLEM OF THE PLURAL NOUNS GENITIVE CASE (FROM EXPERIENCE OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE)

Аннотация. В статье рассматривается один из самых трудных вопросов в изучении грамматической системы русского языка как иностранного, связанный с усвоением семантики и формальной репрезентации родительного падежа множественного числа имен существительных; обобщается опыт преподавания этой грамматической темы.

Ключевые слова: падежная система, функциональная грамматика, категория падежа, уровни изучения русского языка как иностранного, стилистический вариант словоформы

Abstract. The article deals with one of the most difficult problems in the study of the grammar system of Russian as a foreign language which is the acquisition of semantics and form of plural nouns genitive case; the paper presents the authors long-term experience in teaching this grammar theme.

Keywords: case system, functional grammar, genitive case, masculine, feminine, neuter, singular, plural, ending, levels of studying Russian as a foreign language, stylistic variant of word form

Введение

В процессе реализации как традиционных, так и инновационных технологий преподавания русского языка как иностранного неизменным и объединяющим остается тезис о трудности изучения предложно-падежной системы русского языка, во многом определяющей специфику и богатство русской морфологии в целом. Функционально-коммуникативная концепция изучения русского языка как иностранного в первую очередь опирается на структурно-семантический и функционально-грамматический подход к осмыслению и описанию специфики грамматической системы современного русского языка. Именно поэтому в подаче грамматического материала, репрезентирующего категорию падежа имени существительного, сопрягаются рассмотрение падежного значения как абстракции, отвлеченной от синтаксиче-

ских функций [6], обусловленной характером позиции, а также конструктивный контекст и структурная специфика словоформы. Все это в совокупности дает возможность рассматривать падежные и предложно-падежные формы имени существительного в функциональном аспекте, т.е. как синтаксемы - элементарный «строительный» материал для словосочетания и простого предложения [4], [5, с. 5-6]. Учитывая тот факт, что падеж как носитель значений, отвлеченных от его синтаксических связей и отношений, многозначен, а формализация этих значений стремится к унифицированности, необходимо в процессе изучения русского языка как иностранного находить максимально релевантные основу и формат для трансляции грамматической информации, представляющей для студентов-иностранцев наибольшую трудность. К вопросам такого рода относится и освоение формы родительного падежа множественного числа имен существительных.

Основная часть

Принципиальность и трудность усвоения формы родительного падежа множественного числа в процессе изучения русского как иностранного подтверждается ее известной актуализированностью и в грамматиконе современного носителя русского языкам, о чем ярко свидетельствует стилистико-грамматический материал, представленный в «Грамматической правильности русской речи» [1] - самом удачном, на наш взгляд, ортологическом труде, систематизирующем стилистические варианты грамматической системы русского языка. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному на элементарном уровне [2] требует освоения родительного падежа множественного числа только при обозначении количества, меры в сочетании с числительным «пять» в ограниченных конструкциях (приведен пример: Ручки стоят 5 рублей), а уже на базовом уровне [3] употребление родительного падежа множественного числа ничем не ограничивается, то есть подразумевается его использование с числительными и словами много, мало, несколько, а также в остальных конструкциях. На наш взгляд, изучать на элементарном уровне родительный падеж множественного числа только в ограниченных конструкциях, с конкрет-ным(и) количественным(и) числительным(и), неправильно: многолетний опыт одного из авторов статьи в преподавании РКИ убеждает, что чем раньше и в большем информационном объеме рассматриваемая словоформа будет предъявлена изучающим русский язык как иностранный (вне зависимости от их национально-языковой принадлежности), тем выше оказывается степень ее «выученности» к первому сертификационному уровню и целостнее представление о всей падежной системе русского языка, если, например, учесть тот факт, что особо важную роль в образовании родительного падежа множественного числа существительных играет форма именительного множественного, которой в процессе изучения иностранцами русской грамматики отводится критично мало времени. Поскольку максимально релевантным для обобщения грамматической информации и традиционно используемым является формат таблиц, то и мы представляем результаты своего научно-методического опыта в системе таблиц, отражающих комбинацию основных подходов к изучению/освоению формы родительного падежа множественного: по роду существительных в единственном числе, по окончаниям.

А) существительные мужского рода в родительном падеже мн.ч. заканчиваются на -ОВ, -ЕВ, -ЕЙ, -о.

Таблица 1

Существительные м.р. с окончанием на -ОВ в род.п. мн.ч.

Окончания существительных в им.п. мн.ч. Именительный падеж ед.ч. Именительный падеж мн.ч. Родительный падеж мн.ч.

-Ы студент, актёр, кот, серб, документ, договор, стол, автобус, самолёт, лимон, отец, продавец, купец студенты, актёры, коты, документы, договоры, столы, автобусы, самолёты, лимоны, отцы, продавцы, купцы студентов, актёров, котов, документов, договоров,столов, автобусов, самолётов, лимонов, отцов, про-цавцов, купцов

-А профессор, директор, повар, мастер, дом, город, лес, луг, остров, голос, рог профессора, директора, повара, мастера, дома, города, леса, луга, острова, голоса, рога профессоров, директоров, поваров, мастеров, домов, городов, лесов, лугов, островов, голосов, рогов

-И (-КИ)1 ученик, казак, учебник, художник, чайник ученики, казаки, учебники, художники, чайники учеников, казаков, учебников, художников, чайников

-И (-ГИ)2 супруг, долг супруги, долги супругов, долгов

-И (-ХИ)3 казах, орех казахи, орехи казахов, орехов

Существительные, основа которых в единственном числе заканчивается на твердый согласный, а окончания во множественном числе -ы и -а, а также (графически) -ки, -ги, -хи и -цьь (с ударением во множественном числе на окончании после ц), в родительном падеже множественного числа получают окончание -ОВ. Некоторые существительные из этой группы могут иметь вариативные окончания, где один из двух вариантов соответствует языковой аналогии, а второй нет. Вариативность может зависеть как от стилистической маркированности слова (книжно-письменный вариант литературной нормы/устный вариант), так и от частотности варианта в русском языке новейшего времени. В уже упоминавшемся словаре-справочнике «Грамматическая правильность русской речи» представлен исчерпывающий список подгрупп существительных мужского рода, испытывающих колебания в образовании форм родительного множественного [1, с. 177-180].

1 Окончание «-и», графически «-ки» (прим. авт.)

2 Окончание «-и», графически «-ги» (прим. авт.)

3 Окончание «-и», графически «-хи» (прим. авт.)

Таблица 2

Существительные м.р. с окончанием на -ЕВ в род.п. мн.ч.

Окончания существительных в им.п. (ед./мн.ч.) Именительный падеж ед.ч. Именительный падеж мн.ч. Родительный падеж мн.ч.

-0 (-Й)1 -И музей, трамвай, санаторий, еврей музеи, трамваи, санатории, евреи музеев, трамваев, санаториев, евреев

-0 (-Ц)2 -Ы (-ЦЫ)3 месяц, немец, вьетнамец, кубинец месяцы, немцы, вьетнамцы, кубинцы месяцев, немцев, вьетнамцев, кубинцев

-0 -ЬЯ стул, лист, брат стулья, листья, братья стульев, листьев, братьев

Существительные мужского рода, основа которых заканчивается в единственном числе на -о (графически на -й, -ц; после -ц в случае если ударение во множественном числе остается на основе), а также неодушевленные существительные, которые во множественном числе заканчиваются на -ья (за исключением слова братья), в родительном падеже множественного числа получают окончание -ЕВ (при этом не теряют мягкий знак в основе).

Таблица 3

Существительные м.р. с окончанием на -ЕЙ в род.п. мн.ч.

Окончания существительных в им.п. мн.ч. Именительный падеж ед.ч. Именительный падеж мн.ч. Родительный падеж мн.ч.

-ЬЯ муж, сын, друг мужья, сыновья, друзья мужей, сыновей, друзей

-И преподаватель, покупатель, словарь, карандаш, дядя, судья преподаватели, покупатели, словари, карандаши, дяди, судьи преподавателей, покупателей, словарей, карандашей, дядей, судей

-Я учитель учителя учителей

Одушевленные существительные мужского рода, которые во множественном числе заканчиваются на -ья (за исключением слова братья), а также все существительные на -и и -я во множественном числе именительного падежа (включая существительные грамматически женского, а природно мужского рода (например дядя) и исключая группы на -ки, -ги, -хи) в родительном падеже множественного числа получают окончание -ЕЙ.

1 Окончание «-0», графически «-й» в ед. ч. (прим. авт.)

2 Окончание «-0», графически «-ц» в ед. ч. (прим. авт.)

3 Окончание «-ы», графически «-цы» во мн.ч. (прим. авт.)

Таблица 4

Существительные м.р. с нулевым окончанием (-0) в род.п. мн.ч.

Окончания существительных в им.п. (ед./мн.ч.) Именительный падеж ед.ч. Именительный падеж мн.ч. Родительный падеж мн.ч.

-0 (АНИН/ -ЯНИН)1 -Е (-АНЕ/ -ЯНЕ)2 христианин, мусульманин, крестьянин, горожанин, гражданин, россиянин, англичанин, киевлянин, парижанин христиане, мусульмане, крестьяне, горожане, граждане, россияне, англичане, киевляне, парижане христиан, мусульман, крестьян, горожан, граждан, россиян, англичан, киевлян, парижан

-0 (-ОНОК/ -ЁНОК)3 -А (-АТА/ -ЯТА)4 котёнок, ягнёнок, козлёнок, поросёнок, телёнок, цыплёнок, медвежонок, мышонок котята, ягнята, козлята, поросята, телята, цыплята, медвежата, мышата котят, ягнят, козлят, поросят, телят, цыплят, медвежат, мышат

-А -Ы/-И папа, дедушка папы, дедушки пап, дедушек

Существительные мужского рода, обозначающие определенную группу лиц или детенышей, заканчивающиеся в именительном падеже множественного числа на -е (в ед.ч. суффиксами -анин/-янин) и на -ата/-ята (в ед.ч. суффиксами -онок/-ёнок) соответственно, а также существительные грамматически женского, а природно мужского рода (такие как папа, дедушка) во множественном числе родительного падежа имеют нулевое окончание (-0).

Б) существительные женского рода в родительном падеже заканчиваются на согласный т.е. -0, -ЕЙ, -Й (графически -ИЙ).

Таблица 5

Существительные ж.р. с нулевым окончанием (-0) в род.п. мн.ч.

Окончания существительных в им.п. мн.ч. Именительный падеж ед.ч. Именительный падеж мн.ч. Родительный падеж мн.ч.

1 2 3 4

-Ы проблема, система, мама, сестра, школа проблемы, системы, мамы, сёстры, школы проблем, систем, мам, сестёр, школ

-И (-КИ)5 девочка, девушка, бабушка, вышка девочки, девушки, бабушки, вышки девочек, девушек, бабушек, вышек

-И (-ГИ)6 книга, нога книги, ноги книг, ног

-И (-ХИ)1 старуха, сноха старухи, снохи старух, снох

1 Окончание «-0», графически «-анин/-янин» в ед.ч. (прим. авт.)

2 Окончание «-е», графически «-ане/-яне» во мн.ч. (прим. авт.)

3 Окончание «-0», графически «-онок/-ёнок» в ед.ч. (прим. авт.)

4 Окончание «-а», графически «-ата/-ята» во мн.ч. (прим. авт.)

5 Окончание «-и», графически «-км» во мн.ч. (прим. авт.)

6 Окончание «-и», графически «-ги» во мн.ч. (прим. авт.)

Продолжение

1 2 3 4

-И (-НИ)2 песня, деревня, читальня, пустыня, кухня песни, деревни, читальни, пустыни, кухни песен, деревень, читален, пустынь, кухонь

-И (-ЛИ)3 земля, вафля, неделя, капля, сабля земли, вафли, недели, капли,сабли земель, вафель, недель, капель, сабель

-И (-ШИ)4 клавиша, рикша, ратуша клавиши, рикши, ратуши клавиш, рикш, ратуш

-И (-ЧИ)5 дача, тысяча дачи, тысячи дач, тысяч

-И (-ЩИ)6 тёща, роща тёщи, рощи тёщ, рощ

Нулевое окончание (-0) по правилу имеют существительные женского рода, которые в именительном падеже множественного числа заканчиваются на -ы и на -и (графически на -ки, -ги, -хи, -ни, -ли, -ши, -чи, -щи).

Таблица 6

Существительные ж.р. с нулевым окончанием (графически -Й) в род.п. мн.ч.

Окончания существительных в им.п. ед.ч. Именительный падеж ед.ч. Именительный падеж мн.ч. Родительный падеж мн.ч.

-ИЯ аудитория, гимназия, филармония, консерватория аудитории, гимназии, филармонии, консерватории аудиторий, гимназий, филармоний, консерваторий

-ЬЯ оладья, певунья оладьи, певуньи оладий, певуний

Существительные, которые в единственном числе именительного падежа заканчиваются на -ия и -ья (с ударением на основе), в родительном падеже мн. числа заканчиваются на -0 (графически -ий).

Таблица 7

Существительные ж.р. с окончанием на -ЕЙ в род.п. мн.ч.

Окончания существительных в им.п. ед.ч. Именительный падеж ед.ч. Именительный падеж мн.ч. Родительный падеж мн.ч.

-Я (-я, -ья) 7 идея, тётя, семья идеи, тёти, семьи идей, тётей, семей

-Ь кость, площадь, кровать, мышь, тетрадь кости, площади, кровати, мыши, тетради костей, площадей, кроватей, мышей, тетрадей

1 Окончание «-и», графически «-хи» во мн.ч. (прим. авт.)

2 Окончание «-и», графически «-ни» во мн.ч. (прим. авт.)

3 Окончание «-и», графически «-ли» во мн.ч. (прим. авт.)

4 Окончание «-и», графически «-ши» во мн.ч. (прим. авт.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Окончание «-и», графически «-чи» во мн.ч. (прим. авт.)

6 Окончание «-и», графически «-щи» во мн.ч. (прим. авт.)

7 Окончание «-я», графически «-я» и «-ьЯ» в ед.ч. (прим. авт.)

Существительные женского рода, которые в единственном числе именительного падежа заканчиваются на мягкий согласный (графически -ь) и -я (графически -я и -ья кроме -ия), во множественном числе родительного падежа получают окончание -ЕЙ.

В) существительные среднего рода в родительном падеже мн.ч. заканчиваются на -0, -Й (графически -ИЙ), -ЕЙ, -ЕВ.

Таблица 8

Существительные ср.р. с нулевым окончанием (-0) в род.п. мн.ч.

Окончания существительных. в им.п. Именительный падеж ед.ч. Именительный падеж мн.ч. Родительный падеж мн.ч.

-А1 село, озеро, окно, полотенце, зеркальце, блюдце сёла, озёра, окна, полотенца, зеркальца, блюдца сёл, озёр, окон, полотенец, зеркалец, блюдец

-Е (-ИЩЕ)2 училище, топорище, дружище училища, топорища (топорищи), дружищи училищ, топорищ, дружищ

-И3 яблоко, плечо яблоки, плечи яблок, плеч

Нулевое окончание (-0) имеют существительные среднего рода, которые во множественном числе именительного падежа заканчиваются на -А (в том числе все, которые в ед.ч. графически заканчиваются на -ище, а также слова яблоко, плечо.

Форма род.п. мн.ч. существительных сред.р., заканчивающихся на -Е (графически -ЦЕ) в ед.ч., по словарю-справочнику «Грамматическая правильность русской речи» малоупотребительна. Большинство из существительных, у которых употребляется форма род.п. мн.ч., имеют нулевое окончание (зеркальце-зеркальца-зеркалец; одеяльце-одеяльца-одеялец).

Таблица 9

Существительные ср.р., заканчивающиеся на -0 (графически -ИЙ) в род.п. мн.ч.

Окончания существительных в им.п. ед.ч. Именительный падеж ед.ч. Именительный падеж мн.ч. Родительный падеж мн.ч.

-Е (-ИЕ)4 задание, упражнение, здание, звание, знание, умение задания, упражнения, здания, звания, знания, умения заданий, упражнений, званий, знаний, умений

-Е (-ЬЕ)5 приморье, печенье, побережье приморья, печенья, побережья приморий, печений, побережий

Существительные ср.р., которые в единственном числе именительного падежа заканчиваются на -ие и -ье в родительном падеже множественного числа заканчиваются на -Й (графически -ий).

1 Окончание «-а» во мн.ч. (прим. авт.)

2 Окончание «-е», графически «-ище» в ед. ч. (прим. авт.)

3 Окончание «-и» во мн.ч. (прим. авт.)

4 Окончание «-е», графически «-ие» в ед. ч. (прим. авт.)

5 Окончание «-е», графически «-ье» в ед. ч. (прим. авт.)

Таблица 10

Существительные ср.р., заканчивающиеся на -ЕЙ в род.п. мн.ч.

Окончания существительных в им.п. мн.ч. Именительный падеж ед.ч. Именительный падеж мн.ч. Родительный падеж мн.ч.

-Я море, поле моря, поля морей, полей

-И око, ухо, колено уши, очи, колени ушей, очей, коленей

Во множественном числе родительного падежа окончание -ЕЙ имеют сущ. ср.р., которые во множественном числе именительного падежа заканчиваются на -я и -и (за исключением слов яблоко, плечо). Таблица 11 Существительные ср.р., заканчивающиеся на -ЕВ в род.п. мн.ч.

Окончания существительных в им.п. мн.ч. Именительный падеж ед.ч. Именительный падеж мн.ч. Родительный падеж мн.ч.

-Я (-ЬЯ)1 дерево, крыло, звено, дно деревья, крылья, звенья, донья деревьев, крыльев, звеньев, доньев

Окончание -ев в род.п. мн.ч. имеют все существительные среднего рода, которые в именительном падеже множественного числа заканчиваются на -я (графически -ья).

Выводы

Как показывает опыт преподавания РКИ, формирование грамматических знаний и навыков у изучающих русский язык как иностранный уже на элементарном уровне должно осуществляться на расширенном (по сравнению с объемом, предлагаемым Государственным стандартом) грамматическом материале, т.е. носить опережающий характер. Это касается и объективно сложной для усвоения грамматической формы родительного падежа множественного числа, проявляющей высокую степень вариативности, имеющей различные по своему характеру причины. Осуществленная при помощи таблиц систематизация грамматического материала по родительному множественного дает возможность уже на начальном (элементарном, базовом) [8, с. 85] уровне освоения русского языка иностранцами сформировать достаточные знания семантики, структуры и функционала отдельного грамматического явления.

Литература

1. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. М.: Астрель, 2004. 555 с.

2. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. М.; СПб.: Златоуст, 2001. 28 с.

3. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. М.; СПб.: Златоуст, 2001. 20 с.

4. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского

1 Окончание «-я», графически «-ья» во мн.ч. (прим. авт.)

языка. М.: Наука, 2004. 544 с.

5. Золотова Г.А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных синтаксических единиц русского синтаксиса. М.: Едиториал УРСС, 2006. 440 с.

6. Русская грамматика. Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Гл. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Наука, 1980. 788 с.

7. Редькина М.А. Русский язык в грамматических таблицах. М.: Русский язык, 2008. 132 с.

8. Штыкова Н.В. Русский язык как иностранный: к вопросу об изучении грамматики на начальном этапе (морфологический материал) // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. №5. С. 84-88.

References

1. Graudina L.K., Itskovich V.A., Katlinskaia L.P. Grammaticheskaia pravil'nost' russkoi rechi. Stilisticheskii slovar' variantov [Grammatical correctness of Russian speech. A stylistic dictionary of options]. Moscow, 2004. 555 p.

2. Gosudarstvennyi standart po russkomu iazyku kak inostrannomu. Elementarnyi uroven.' [State standard on Russian as a foreign language. Elementary level]. Moscow, St Petersburg, 2001. 28 p.

3. Gosudarstvennyi standart po russkomu iazyku kak inostrannomu. Bazovyi uroven' [State standard on Russian as a foreign language. Baseline]. Moscow, St Petersburg, 2001. 20 p.

4. Zolotova G.A., Onipenko N.K., Sidorova M.Iu. Kommunikativnaia grammatika russkogo ia-zyka [Communicative grammar of the Russian language]. Moscow, 2004. 544 p.

5. Zolotova G.A. Sintaksicheskii slovar': Repertuar ehlementarnyh sintaksicheskih edinits russ-kogo sintaksisa [Syntax dictionary: A repertoire of elementary syntactic units of Russian syntax]. Moscow, 2006. 440 p.

6. Russkaia grammatika. T. 1: Fonetika. Fonologiia. Udarenie. Intonaciia. Slovoobrazovanie. Morfologiia [Russian grammar. Vol. 1: Phonetics. Phonology. Stress. Intonation. Word formation. Morphology]. Moscow, 1980. 788 p.

7. Redkina M.A. Russkii iazyk v grammaticheskih tablitsah [Russian language in grammatical tables]. Moscow, 2008. 132 p.

8. Shtykova N.V. Russkii iazyk kak inostrannyi: k voprosu ob izuchenii grammatiki na na-chal'nom etape (morfologicheskii material) [Russian as a foreign language: to the grammar study at the initial stage (morphological data)] [Cherepovets State University Bulletin], 2014, no. 5, pp. 8488.

Голушин И., Иванова Е.М. Еще раз к вопросу о родительном падеже множественного числа существительных (из практики преподавания русского языка как иностранного) // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №6 (81). С. 71-79.

For citation: Golushin I., Ivanova E.M. On the problem of the plural nouns genitive case (from experience of teaching russian as a foreign language). Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 6 (81), pp. 71-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.