О.Н. Тулупова
ОПЛАТА ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНЫХ ПРОЕКТОВ (2006-2008 гг.)
Проанализировано изменение оплаты труда медицинских работников учреждений здравоохранения Томской области при реализации мероприятий пилотных проектов. Отмечается увеличение заработной платы медицинских работников. Оплата труда поставлена в зависимость от качества, что является существенным при переходе на новые системы оплаты труда в бюджетных учреждениях и указывает на повышение стимулирующей роли заработной платы.
Ключевые слова: стимулирующая функция заработной платы; национальный и пилотный проекты; одноканальное финансирование.
Оплата труда представляет собой ту или иную форму вознаграждения за определенное количество и качество выполненной работы. Заработная плата - это часть фонда индивидуального потребления материальных благ и услуг, которая поступает работникам в соответствии с количеством и качеством их труда, а также с его результативностью. Заработная плата представляет собой сумму денежных выплат и стоимость натуральной оплаты за работу, выполненную по трудовому договору (контракту). Как известно, заработная плата, являясь главным мотивом трудовой деятельности, базируется на следующих принципах: она должна быть не ниже минимального уровня, который устанавливает правительство; должна стимулировать деятельность и влиять на повышение производительности труда; ее размер должен соответствовать конъюнктуре рынка, соотношению спроса и предложения на рабочую силу на рынке труда; она должна обеспечивать социальную защищенность работнику. Все эти принципы находят отражение в реформировании системы оплаты труда работников бюджетной сферы.
Мероприятия по модернизации системы оплаты труда в здравоохранении проводились при реализации национального и пилотных проектов. Рассмотрим их подробнее на примере Томской области. С 2006 г. Томская область принимает участие в реализации трех проектов в сфере здравоохранения: национального проекта «Здоровье»; федерального пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения; пилотного проекта «Модернизация здравоохранения Томской области». Мероприятия проектов направлены на совершенствование качества и доступности оказания медицинской помощи, повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения на основе создания рыночных механизмов и конкурентной среды между производителями медицинских услуг. Взаимосвязь проектов наблюдается в повышении престижа и значимости первичного звена здравоохранения и укреплении его материально-технической базы, в создании института общей врачебной практики, во внедрении стандартов оказания медицинской помощи, в совершенствовании учета объемов оказания медпомощи и введении системы персонифицированного учета, в отработке механизмов частичного фондодержа-ния и введении одноканального финансирования в реформировании оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечного результата их труда [1].
Реализация преимущественно одноканального финансирования через систему обязательного медицинского страхования, введение в структуру тарифа ОМС
всех статей расходов («полный тариф»), создание финансово-экономических условий для реализации прав пациентов на качественную медицинскую помощь, обеспеченную всеми ресурсами системы ОМС, дают возможность обеспечить прозрачность финансовых потоков и расширяют возможности руководителей лечебно-профилактического учреждения в управлении ресурсами в соответствии с реальными потребностями в расходах.
Благодаря серьезным финансовым вливаниям в отрасль здравоохранения в результате реализации вышеперечисленных проектов за последние три года на территории Томской области существенно вырос уровень оплаты труда работников здравоохранения.
Администрация Томской области, понимая роль амбулаторно-поликлинического звена, а именно участковой службы, установила доплату участковым врачам и медсестрам в размере 100% должностного оклада еще в четвертом квартале 2005 г. В 2006 г. одним из направлений национального проекта «Здоровье» стало установление доплаты участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам и врачам общей семейной практики и медицинским сестрам этих специальностей с учетом объема и качества оказываемой медицинской помощи.
В целом средняя заработная плата врачей общей (семейной) практики, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинских сестер, работающих с ними, за период с 01.01.2006 г. по 01.01.2008 г. увеличилась у врачей в 1,98 раза (с 11880 до 23610 руб.), у медицинских сестр - в 2,25 раза (с 5694 до 12851 руб.).
Следующим шагом было осуществление дополнительных выплат врачам и фельдшерам службы скорой медицинской помощи и фельдшерско-акушерских пунктов. В рамках реализации такого мероприятия национального проекта «Здоровье», как «родовые сертификаты» появилась возможность установить доплаты медицинскому персоналу службы родовспоможения [2]. По итогам реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2007 г. 43,19% израсходованных средств, полученных от родовых сертификатов в женских консультациях, и 48,43% средств, полученных от родовых сертификатов в родильных домах Томской области, были направлены на оплату труда медицинского персонала. В результате средняя заработная плата работников учреждений (отделений) родовспоможения увеличилась с 01.01.2006 г. по 01.10.2007 г. у врачей акушеров-гинекологов в 1,96 раза (с 10638 до 20845 руб.), у акушерок - в 2,95 раза (с 4288 до 12658 руб.) [3].
Однако в 2007 г. заработная плата других категорий специалистов оставалась низкой. Для выравнивания ситуации администрацией Томской области были установлены надбавки к заработной плате в размере 100% тарифной ставки врачам-онкологам, врачам-кардиологам и медицинским сестрам указанных категорий врачей и надбавки в размере 50% тарифной ставки врачам-анестезиологам-реаниматологам и медицинским сестрам указанной категории врачей. Расходы на выплату данных надбавок были предусмотрены в тарифах на оплату медицинской помощи в системе ОМС.
Также были направлены средства на оплату труда медицинского персонала при выполнении в рамках национального проекта дополнительных диспансеризаций: дополнительной диспансеризации работающих граждан, дополнительной диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, дополнительной диспансеризации работающих граждан во вредных условиях.
В период с июля 2007 г. по июль 2008 г. в Томской области реализовывался пилотный проект, направленный на повышение качества услуг в сфере здравоохранения. Томская область явилась одним из 19 регионов страны, в которых была апробирована система одноканального финансирования здравоохранения, в условиях которой средства на функционирование учреждения поступают через систему обязательного медицинского страхования. Также одним из условий реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в здравоохранении, явилось реформирование оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечного результата их труда. Проект был призван установить непосредственную связь между уровнем оплаты труда медицинских работников и конечными результатами их труда, повысить уровень оплаты труда медицинских работников стационарных учреждений здравоохранения в среднем на 30%.
Реализация мероприятий федерального пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, в части реформирования оплаты труда медицинских работников, предполагала переход на оплату труда с учетом объема и качества оказанной медицинской помощи, что позволило отработать подходы к внедрению отраслевой системы оплаты труда в здравоохранении, внедрить различные системы премирования и стимулирования в соответствии с личным вкладом каждого работника, увеличить уровень оплаты труда медицинских работников стационарных учреждений здравоохранения. Для оценки результативности реализации мероприятий определены целевые индикаторы и контрольные показатели, такие как средний уровень оплаты труда медицинских работников учреждений здравоохранения, оказывающих стационарную помощь; рост абсолютного значения средней заработной платы медицинских работников за счет введения новой системы оплаты труда и др.
На территории Томской области из федерального и областного бюджетов для медицинских учреждений -участников проекта было выделено 438 млн руб., 40% этих средств было направлено на оплату труда медицинского персонала. Поскольку реализация пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в
сфере здравоохранения, была завершена в июле 2008 г., законодательная власть Томской области приняла решение сохранить уровень оплаты труда медицинских работников учреждений здравоохранения, участвовавших в реализации федерального пилотного проекта, выделив на эти цели до конца 2008 г. дополнительное финансирование в сумме 85,4 млн руб.
В результате реализации мероприятий вышеуказанных проектов заработная плата медицинских работников увеличилась. Рост абсолютного значения средней заработной платы медицинских работников за счет введения новой системы оплаты труда (по отношению к уровню 2006 г.) составил 25% [4]. Весь комплекс мероприятий реализуемых проектов определял возможность установления доплат в зависимости от качества выполняемой работы. Так, для осуществления выплат участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам и врачам общей семейной практики и медицинским сестрам этих специальностей главными врачами лечебно-профилактических учреждений с каждым работником заключены дополнительные соглашения к трудовому договору, которые предусматривали выплату надбавки стимулирующего характера при условии качественного выполнения диспансеризации, иммунизации и других показателей.
Многообразие дополнительных выплат работникам здравоохранения диктовало необходимость внесения изменений в оплату труда. Опыт пилотных территорий был важен для принятия решения на федеральном уровне о переходе на новую систему оплаты труда, которая стала внедряться в бюджетных учреждениях здравоохранения с 01.12.2008 г.
Новая система оплаты труда в бюджетных учреждениях является механизмом повышения эффективности их деятельности через мотивацию работы сотрудников и дифференциацию оплаты труда. Финансовое обеспечение перехода на новые системы оплаты труда сопровождается увеличением фондов оплаты труда федеральных бюджетных учреждений на 30%, а муниципальных и областных учреждений - на 5%. Порядка 114 млрд руб. заложено на введение новых систем оплаты труда в 2009 г. Следует отметить, что речь не идет о традиционной индексации зарплаты. Увеличиваются фонды оплаты труда, и уже руководитель учреждения должен распределить эти средства между наиболее эффективными сотрудниками. Безусловно, в новой системе предусмотрена более высокая дифференциация внутри трудового коллектива в пользу более эффективных работников. Происходит отказ от уравниловки, когда все получали одинаковую зарплату независимо от результата. Появляется возможность тем, кто хочет трудиться, зарабатывать больше. При ведении новых систем оплаты труда в базовом окладе учитываются все виды работ, которые выполняются работником. В оклад включаются все надбавки и доплаты, компенсационные выплаты, и этот оклад является гарантированным минимумом, который работник получает. В дополнение к окладу работникам, достигающим высоких результатов, устанавливаются стимулирующие выплаты, и это принципиально важное новшество, которое дает возможность руководителю привлекать квалифицированные кадры и повышать эффективность учреждения.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. определяется повышение эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере за счет более тесной увязки заработной платы с повышением эффективности работы и качества предоставляемых услуг. Основным фактором борьбы с бедностью и улучшения благосостояния являются высокие темпы экономического роста и, прежде всего, создание эффективных рабочих мест и рост заработной платы. Для снижения бедности и дифференциации населения по доходам должен быть осуществлен комплекс мер социальной политики, направленный на повышение минимального размера оплаты труда и оплаты труда работников бюджетных организаций.
Одним из факторов роста реальных располагаемых денежных доходов населения в долгосрочной перспективе является увеличение реальной заработной платы. Ежегодный рост реальной заработной платы в 20112020-е гг. составит 7,6-9,7%. В целом к 2020 г. она возрастет по сравнению с 2007 г. в 3,3 раза. В долгосрочной перспективе до 2020 г. будет обеспечено постепенное сближение среднего размера оплаты труда работников бюджетной сферы с размерами заработной платы, сложившимися во внебюджетном секторе экономики. Если в 2007 г. средняя заработная плата в образовании и здравоохранении составляла соответственно 65 и 74% от среднероссийской, то к 2020 г. это соотношение увеличится практически до 90%.
Росту оплаты труда в бюджетной сфере будет способствовать выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума, внедрение новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, ориентированных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг и учитывающих сложность и объемы выполняемой работы.
Реформа оплаты труда выступает необходимым условием повышения эффективности функционирования бюджетного сектора и качества услуг, предоставляемых им населению. Однако существующие и выявленные в ходе реализаций проектов проблемы в организации оплаты труда заставляют продуманно подходить к выбору механизмов проведения реформы. Следует отметить, что на эффективность деятельности работников бюджетной сферы и качество предоставляемых ими услуг стимулирующее влияние механизмов оплаты
труда ограничено. Нельзя не считаться с тем, что широкая распространенность практик получения неформальных доходов и низкий уровень оплаты труда работников бюджетного сектора сформировали специфику в трудовой мотивации медицинских работников. Кроме того, из-за падения реальной зарплаты в бюджетных отраслях в начале рыночных реформ повышение оплаты труда воспринято работниками прежде всего как справедливый восстановительный рост трудовых доходов, а не как стимул к повышению производительности труда. Все эти факторы задают ограничения на возможности повысить эффективность и качество работы занятых в сфере здравоохранения путем увеличения размеров и изменения принципов оплаты их труда.
Таким образом, реформирование оплаты труда медицинских работников предполагает переход на оплату труда с учетом объема и качества оказанной медицинской помощи. Отработка подходов к внедрению отраслевой системы оплаты труда в здравоохранении на территориях, реализующих пилотные проекты, позволит внедрить различные системы премирования и стимулирования в соответствии с личным вкладом каждого работника, увеличить уровень оплаты труда работников учреждений здравоохранения. Выявление особенностей трудовой мотивации работников бюджетного сектора на примере трудовой мотивации врачей; анализ влияния повышения оплаты труда врачей, предусмотренного приоритетным национальным проектом, на объемы и качество их работы и на трудовую деятельность других категорий врачей; выявление ограничений, которые существующие мотивационные структуры и институты накладывают на возможности усиления стимулирующего влияния легальной оплаты труда на качество работы врачей; разработка основных принципов реформирования механизмов оплаты медицинской помощи и трансформация механизмов мотивации врачей к повышению качества оказываемой медицинской помощи - вот основные вопросы для исследования в настоящее время в экономике труда с целью успешного проведения реформирования оплаты труда работников бюджетной сферы. Проводимая правительством политика в области оплаты труда - в контексте государственного регулирования экономики - может сыграть важнейшую роль в стабилизации социальнотрудовых отношений, что позволит оздоровить макроэкономическую ситуацию в стране в период экономического кризиса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адамян А. Т. Итоги реализации Пилотного проекта «Модернизация системы здравоохранения Томской области» 2006-2008 гг. Режим досту-
па: http://www.zdrav.tomsk.ru/ofic/prezentacii/adamyan_pp.pdf
2. Итоги и перспективы развития здравоохранения и демографической политики. По материалам заседания Совета при Президенте РФ по
реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики // Главный врач. 2008. № 4. С. 9-14.
3. Отчет Департамента здравоохранения администрации Томской области «Итоги реализации приоритетного национального проекта «Здоро-
вье» в 2007 г. в Томской области. Режим доступа: http://www.zdrav.tomsk.ru/ ofic/prezentacii
4. Банин С.А. Основные итоги реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения за 2008 г. Режим доступа:
http://www.zdrav.tomsk.ru/ofic/prezentacii/banin_11_06_2008.ppt
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 26 июля 2009 г.