ЗДОРОВЬЕ, ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
© ГАЙДАРОВ Г.М., ПЧЕЛА Л.П., МАКАРОВ С.В. - 2009
ПЕРЕХОД УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА НОВЫЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА (СООБЩЕНИЕ 2) НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НОВЫХ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА
Г.М. Гайдаров1, Л.П. Пчела2, С.В. Макаров1 ('Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. - д.м.н., проф. Г.М. Гайдаров;
2МУЗ Городская клиническая больница №9, гл. врач - Л.П. Пчела)
Резюме. В сообщении рассматривается нормативно-правовое обеспечение и принципы формирования заработной платы медицинских работников бюджетных учреждений здравоохранения при использовании новых систем оплаты труда.
Ключевые слова: новые системы оплаты труда, учреждения здравоохранения.
TRANSITION OF ESTABLISHMENTS OF PUBLIC HEALTH SERVICES TO NEW SYSTEMS OF THE PAYMENT (THE MESSAGE 2) NORMATIVE-LEGAL GUARANTEEING AND THE FORMATION MECHANISM OF WAGES OF MEDICAL
WORKERS IN USE OF NEW SYSTEMS OF PAYMENT
G.M. Gajdarov1, L.P. Pchela2, S.V. Makarov1 ('Irkutsk State Medical University, 2Irkutsk Municipal Clinical Hospital № 9)
Summary. The report examines the normative-legal guaranteeing and principles of formation of wages of medical workers of budgetary establishments of public health services in use of new systems of payment.
Key words: new systems of payment, health care institutions.
Одной из особенностей перехода учреждений здравоохранения на новые системы оплаты труда (НСОТ) является тот факт, что нормативно-правовое обеспечение данного процесса разрабатывается в соответствии с действующими в настоящее время на территории Российской Федерации принципами разграничения полномочий между различными уровнями законодательной власти - федеральным, субъекта Федерации, муниципальным. В связи с этим, на данный момент наиболее проработанными являются вопросы перехода на НСОТ федеральных бюджетных учреждений (ФБУ), в то время как принятие нормативно-правовых актов на региональном и муниципальном уровнях затруднено в силу объективных причин, обусловленных сложностью данной проблемы, и в основном идет по пути использования принципов, предназначенных для учреждений федерального подчинения. Данная ситуация приводит к тому, что областные и муниципальные учреждения здравоохранения, в которых НСОТ внедряются уже сейчас, вынуждены зачастую опираться на нормативноправовые документы, предназначенные для федеральных учреждений.
Основными нормативными документами, в которых рассматриваются вопросы, касающиеся введения НСОТ и формирования заработной платы медицинских работников в федеральных бюджетных учреждениях здравоохранения, в настоящее время являются следующие:
1. Постановление Правительства РФ №583 от 05.08.2008 г. «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»;
2. Приказ Минздравсоцразвития РФ №525 от
6.08.2007 г. «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам»;
3. Приказ Минздравсоцразвития РФ №526 от
6.08.2007 г. «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников» (в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ №657н от 20.11.2008 г. «О внесении изменений в профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6.08.2007 г. № 526»);
4. Приказ Минздравсоцразвития РФ №822 от
29.12.2007 г. «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях» (в редакции Приказа Минздравсоцразвития Рф №738н от 19.12.2008 г. «О внесении изменения в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 г. №822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях»);
5. Приказ Минздравсоцразвития РФ №818 от
29.12.2007 г. «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» (в редакции Приказа Минздравсоцразвития Рф №739н от 19.12.2008 г. «О внесении изменения в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 г. №818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат
стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях»);
6. Приказ Минздравсоцразвития РФ №462н от
28.08.2008 г. «О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, подведомственных Минздравсоцразвития РФ».
Важной особенностью, радикально отличающей НСОТ от существовавшей ранее системы, основанной на использовании Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы (ЕТС), является тот факт, что в настоящее время размер всех компонентов заработной платы определяется фактически на уровне учреждения. Одним из основных требований, которые должны быть при этом соблюдены, является обязанность администрации учреждения обеспечить размер заработной платы (без учета стимулирующих выплат) не ниже того уровня, который был при использовании ЕТС, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации (Постановление Правительства РФ №583 от 05.08.2008 г.). Данная ситуация поставила перед руководителями и экономистами учреждений здравоохранения сложную задачу, заключающуюся в необходимости определить размер отдельных компонентов заработной платы для всех категорий работающих в учреждении сотрудников с учетом требований действующего законодательства, стараясь при этом сохранить имевшуюся ранее дифференциацию уровней оплаты труда в зависимости от его квалификации, сложности и напряженности, а также максимально реализовать стимулирующую функцию используемой в конкретном учреждении системы оплаты труда, позволяющую управлять качеством и эффективностью оказываемой медицинской помощи.
Структура заработной платы работников бюджетной сферы, в т.ч. медицинских работников, при переходе на НСОТ выглядит следующим образом:
З = Б + Б*П + К + С + Р,
где З - заработная плата; Б - базовый оклад; П - повышающий коэффициент; К - выплаты компенсационного характера; С - выплаты стимулирующего характера; Р - выплаты по районному регулированию оплаты труда в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в районах и местностях с неблагоприятными природными климатическими условиями (поясной и районный коэффициенты).
Основу при формировании заработной платы медицинских работников в условиях НСОТ составляет, как и ранее, должностной оклад. Однако теперь, в отличие от системы оплаты труда, основанной на ЕТС, должностной оклад состоит из двух частей - базового оклада и доплаты за уровень, размер которой определяется путем умножения размера оклада на повышающий коэффициент. Использование повышающих коэффициентов к окладу позволяет обеспечить дифференциацию оплаты труда внутри отдельных профессиональных групп с учетом сложности выполняемой работы и ее квалификации. Для медицинских работников предусмотрено применение следующих повышающих коэффициентов (Приказ Минздравсоцразвития РФ №462н от 28.08.2008 г.):
- повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности с учетом квалификационной категории, наличия ученой степени (кандидат, доктор наук);
- персональный повышающий коэффициент к окладу.
Применение повышающих коэффициентов к окладу у медицинских работников не образует новый оклад и не учитывается при начислении компенсационных и стимулирующих выплат. При использовании повышающего коэффициента размер оплаты труда увеличивается только за счет самой доплаты за уровень и выплат по районному регулированию оплаты труда, размер которых зависит от величины всех составляющих заработной платы, в т.ч. и доплаты за уровень.
При использовании системы оплаты труда, основанной на ЕТС, размер оклада определялся соответствием должности конкретному разряду тарифной сетки. При переходе к НСОТ на смену разрядам ЕТС пришли профессиональные квалификационные группы (ПКГ) - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Общие критерии для отнесения должностей к ПКГ представлены в Приказе Минздравсоцразвития РФ №525 от
06.08.2007 г., согласно которому все существующие должности подразделяются на следующие профессиональные группы:
- должности, к которым предъявляются требования
0 наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;
- должности, требующие наличия высшего профессионального образования;
- должности, в том числе руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;
- должности, которые не требуют наличия профессионального образования.
Должности служащих, входящие в каждую из ПКГ, структурированы по квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, с учетом документально подтвержденных показателей квалификации. Формированию ПКГ должностей медицинских и фармацевтических работников посвящен Приказ Минздравсоцразвития РФ №526 от 06.08.2007 г. Согласно данному приказу, отнесение должности к конкретной ПКГ осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для выполнения соответствующей работы. В порядке исключения отдельные должности, имеющие важное социальное значение, могут быть отнесены к ПКГ, исходя из более высокого уровня требований к квалификации.
Определение величины базового оклада представляет собой наиболее важный этап при формировании заработной платы, т.к. от него зависит размер других ее составляющих. Не менее важным является и подбор повышающих коэффициентов, т.к. от их размера зависит эффективность внутридолжностного кате-горирования. Учреждения здравоохранения, относящиеся к ФБУ, могут использовать с этой целью Приказ Минздравсоцразвития РФ №462н от 28.08.2008 г., где приведены минимальные рекомендуемые размеры базовых окладов и повышающих коэффициентов к ним для всех ПКГ медицинских и фармацевтических работников (табл. 1).
Начало перехода на НСОТ фактически совпало по времени с установлением нового минимального размера оплаты труда, размер которого, начиная с 1 января 2009 г., составляет 4330 руб. (ст. 1 Федерального закона от №82-ФЗ от 19.06.2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от
24.06.2008 г. №91-ФЗ «О внесении изменения в статью
1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»). Примечательно, что минимально возможный рекомендуемый размер заработной платы (соответствующий, к примеру, оплате труда санитарки при отсутствии у нее каких-либо дополнительных выплат) соответствует именно этой величине (табл. 1).
Обеспечить достаточный уровень финансовых средств на обеспечение повысившихся расходных обязательств призвано увеличение размера бюджетных ассигнований, поступающих в ФБУ на 30 процентов, начиная с 01.12.2008 г. в связи с введением НСОТ (Постановление Правительства РФ №583 от 05.08.2008 г.).
Кроме оклада и доплаты за уровень в структуру заработной платы при использовании НСОТ входят вы-
Таблица 1
Профессиональные квалификационные группы медицинских и фармацевтических работников, рекомендуемые минимальные размеры базовых окладов и повышающих коэффициентов согласно приказу Минздравсоцразвития РФ №462н от 28.08.2008 г.
Наименование профессиональной квалификационной группы Количество квалификационных уровней Рекомендуемый минимальный размер оклада, руб. Диапазон рекомендуемых размеров повышающих коэффициентов
Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня 1 4 330 0 - 0,02
Средний медицинский и фармацевтический персонал 5 4 550 0 - 0,9
Врачи и провизоры 4 5 800 0 - 1,19
Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием 2 15 000 0 - 0,09
платы компенсационного характера, перечень которых регламентирован приказом Минздравсоцразвития РФ №822 от 29.12.2007 г. Согласно данному приказу, выделяют следующие виды компенсационных выплат:
1. выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
2. выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
3. выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
4. надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Выплаты стимулирующего характера, ставшие в условиях НСОТ обязательной составляющей заработной платы, перечислены в Приказе Минздравсоцразвития РФ №818 от 29.12.2007 г.:
1. выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
2. выплаты за качество выполняемых работ;
3. выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
4. премиальные выплаты по итогам работы.
В данном документе также указывается, что, начиная с 1 января 2010 года, объем средств на выплаты стимулирующего характера должен составлять не менее 30 процентов от средств на оплату труда, формируемых за счет бюджетных ассигнований. Кроме того, в приказе говорится, что указанные выплаты устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы. Подобные критерии должны быть разработаны на уровне учреждения
с учетом рекомендаций соответствующих органов исполнительной власти и конкретизированы в трудовых договорах медицинских работников.
При подборе данных критериев за основу могут быть приняты критерии оценки эффективности деятельности врачей и средних медицинских работников различных специальностей, содержащиеся в нормативных документах. К примеру, Минздравсоцразвитием изданы приказы, содержащие критерии эффективности деятельности участковых врачей-терапевтов (Приказ Минздравсоцразвития РФ №282 от 19.04.2007 г. «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового»), врачей-педиатров (Приказ Минздравсоцразвития РФ №283 от 19.04.2007 г. «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-педиатра участкового»), их медицинских сестер и других специалистов.
Выплаты по районному регулированию оплаты труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях с неблагоприятными природными климатическими условиями не претерпели изменений при переходе к НСОТ и продолжают относиться к обязательным, гарантированным государством выплатам.
Таким образом, переход учреждений здравоохранения на новые системы оплаты труда - уже сделанный шаг. Несмотря на объективные сложности при определении размера отдельных составляющих заработной планы взамен использования их готовых значений, переход бюджетных учреждений на НСОТ предоставляет администрации учреждения здравоохранения более гибко, чем при использовании ЕТС, обеспечивать соответствие уровня оплаты труда, затрачиваемого медицинскими работниками, его объему и качеству, применять материальное стимулирование. Существующая нормативно-правовая база в данной сфере, хоть и предназначена в основном для ФБУ, может с успехом использоваться областными и муниципальными учреждениями здравоохранения.
Адрес для переписки: 664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1.
Гайдаров Гайдар Мамедович - зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, д.м.н., профессор; Пчела Лидия Петровна - главный врач; Макаров Сергей Викторович - ассистент, к.м.н.
© ЛЕЛЯВИН К.Б., ДВОРНИЧЕНКО В.В. - 2009
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ ПОСЛЕ РАДИКАЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ РАКА МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ
К.Б. Лелявин, В.В. Дворниченко (Иркутский областной онкологический диспансер, гл. врач - д.м.н., проф. В.В. Дворниченко)
Резюме. Единственным радикальным оперативным методом лечения рака мочевого пузыря является радикальная цистэктомия с последующей деривацией мочи. В статье учтены интраоперационные, ранние и поздние послеоперационные осложнения, возникшие у больных, перенесших радикальную цистэктомию с различными видами деривации мочи. С 2002 по 2009 гг. в отделении урологии выполнено 209 радикальных цистэктомий по поводу рака мочевого пузыря. Качество жизни было оценено у 46 больных. Оценка проводилась по опроснику качества жизни М08^-36. Наиболее хорошее качество жизни было характерно для больных после радикальных цистэктомий с континентными формами отведения мочи, а низкое - после уретеросигмостомии.
Ключевые слова: рак мочевого пузыря, качество жизни, радикальная цистэктомия.