Филология
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 1, с. 363-366
УДК 81.42
ОПИСАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ «СОПОСТАВЛЕНИЕ» В ТЕКСТЕ ШКОЛЬНОГО СОЧИНЕНИЯ
© 2011 г. О.А. Козлинская
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 29.11.2010
Вводится понятие функционально-семантического поля, выделяется 11 основных функциональносемантических полей в текстах школьного сочинения: характеристика, событие, сопоставление, точка зрения, источник информации, цель, причина, уверенность, предположение, акцент и вывод. Далее подробно описывается функционально-семантическое поле «Сопоставление» и средства его выражения.
Ключевые слова: функционально-семантическое поле, школьное сочинение, сопоставление, текст,
лексика, морфология, синтаксис.
Хорошо известно, что одно и то же содержание может передаваться различными языковыми средствами- лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими. Для того чтобы объяснить, как объединяются разноуровневые языковые средства для выражения этого сходного содержания, нужно ввести понятия семантического поля, функционально-семантического поля. Семантическое поле - «совокупность языковых единиц, объединенных общностью содержания и отражающих понятийное, предметное или функциональное сходство обозначаемых явлений» [1, с. 99]. И.М. Кобозева выделяет следующие свойства семантического поля:
1) наличие семантических отношений (корреляций) между составляющими его словами;
2) системный характер этих отношений;
3) взаимозависимость и взаимоопределяе-мость лексических единиц;
4) относительная автономность поля;
5) непрерывность обозначения его смыслового пространства;
6) взаимосвязь семантических полей в пределах всей лексической системы (всего словаря).
Функционально-семантическое поле (ФСП) - «система разноуровневых средств данного языка (морфологических, синтаксических, словообразовательных, лексических, а также комбинированных - лексико-синтаксических и т. п.), взаимодействующих на основе общности их функций, базирующихся на определенной семантической категории» [2, с. 566]. Семантические категории являются инвариантами, так как «представляют собой основные инвариантные
категориальные признаки (семантические константы), выступающие в тех или иных вариантах в языковых значениях и функциях» [3, с. 28].
Изучение ФСП в школьном сочинении актуально и практически значимо потому, что его результаты могут быть использованы в процессе обучения написанию подобных творческих работ. С.Н. Виноградовым выделен ряд функционально -семантических полей, которые обнаруживаются в школьном сочинении [4, с. 52]. С некоторыми модификациями эти поля следующие:
1) характеристика эпохи, литературных героев, произведений;
2) описание действий, событий, пересказ сюжета;
3) сравнение литературных героев, произведений;
4) выражение собственной точки зрения;
5) ссылка на источник информации;
6) цели и задачи, которые ставит перед собой автор сочинения;
7) причинные связи между событиями, явлениями, поступками;
8) выражение уверенности;
9) выражение предположения;
10) акцент, усиление, подчеркивание какой-либо мысли;
11) выводы.
Рассмотрим подробно функционально-семантическое поле «Сопоставление» и его средства выражения.
В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее определение: «Сопоставить - сравнивая, соотнести друг с другом для получения какого-нибудь вывода» [5, с. 748]. Другими сло-
вами, сопоставление - сравнение, соотнесение каких-либо предметов, явлений. В литературоведении сопоставление может происходить при сравнении или антитезе.
Специфика школьного сочинения заключается в том, чтобы показать умение мыслить, сравнивать героев, факты, события, выработать свою собственную точку зрения на то или иное произведение. Большое значение здесь имеет тема сочинения, в которой может быть выражено сопоставление: можно сопоставлять творчество писателей, отдельные произведения одного или разных авторов, а можно ограничиться рамками одного произведения, например: «Лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушкина и «Мертвых душах» Гоголя»; Путешествие по России (по произведениям «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева и «Мертвые души» Н.В. Гоголя»; «Авторские идеалы и действительность в поэме «Мертвые души».
Сопоставление как таковое предполагает наличие не менее двух предметов или их признаков, которые можно сравнить. Это сопоставление выражается несколькими типами сочетаний [6, с. 275]:
1) два предмета, характеризуемых одним (и тем же) признаком;
2) два признака, характеризующих один (и тот же) предмет;
3) два предмета и два соответствующих им признака.
Для написания школьного сочинения важно сравнение каких-либо явлений, признаков и их противопоставление. В структуре семантического поля сопоставления можно выделить:
а) сопоставление признаков, характеризующих один предмет;
б) противопоставление различных предметов и их признаков.
В школьном сочинении в качестве предмета может выступать один из героев произведения, а в качестве признаков - черты характера, особенности поведения и т. д. Покажем это на примере сочинений по произведению Н. В. Гоголя «Мертвые души».
1. Сопоставление признаков, характеризующих один предмет (сопоставление характерологических черт, свойственных определенному герою).
Она хозяйственна, но эта хозяйственность, переходящая в стяжательство, вскрывает всю духовную нищету Коробочки.
В характере Коробочки сопоставляется, с одной стороны, хозяйственность, а с другой -стяжательство.
Однако крестьяне каждый год облагаются одним и тем же оброком: хлеба нужно собрать не меньше и холстов наткать столько же, сколько и в прошлом году.
В описании крестьянской работы фигурирует некая определенная норма оброка, от которой ни в коем случае нельзя отступить. Именно с этой эталонной нормой и идет сравнение по годам.
2. Противопоставление различных предметов и их признаков (противопоставление различных героев и их характерологических черт).
Однако Манилов - ничто по сравнению с Коробочкой.
Манилов противопоставляется Коробочке. Крестьяне, которых покупал Чичиков, умерли лишь физически, помещики же, их хозяева, -духовно.
В этом примере противопоставляются крестьяне и помещики и их качества.
С одной стороны - «мертвая» Россия, с ее помещиками и губернскими чиновниками всех рангов, с другой - приходящая на смену «Россия Чичиковых».
Рассмотрим языковые средства данного семантического поля, входящие в состав разных уровней языка.
Лексический уровень:
обороты со словами служебных частей речи "более... чем...", "менее... чем...", "так (же)..., как (и).", "в отличие от."
Пьяный Селифан - олицетворение русского разгулявшегося мужика, и тем он вызывает даже симпатию, в отличие от своего барина, который производит отталкивающее впечатление и в пьяном, и в трезвом виде;
вводные слова, выражающие связь мыслей (противопоставление одной мысли другой).
С другой же стороны, Плюшкин соединил в себе черты Собакевича, Манилова, Коробочки.
Морфологический/синтаксический уровень:
использование противительных союзов в простом предложении
В этом противоречие, но, как ни странно, и целостность образа Плюшкина;
использование противительных союзов в сложносочиненном предложении
Энергия этого героя так и бьет через край, но она ни на что не направлена;
использование подчинительных союзов для выражения сопоставительных отношений в сложноподчиненном предложении
Сам Чичиков ничем не лучше помещиков, хотя и выигрывает иногда на их фоне; бессоюзные сложные предложения
Таблица
Активность сопоставительных оборотов в текстах школьных сочинений
№№ Название оборота Количество текстовых употреблений
1 Не только, но и 23
2 Чем 12
3 Но 7
4 В отличие от 6
5 Как 6
6 Как и 6
7 С одной стороны 4
8 Так же, как и 4
9 С другой стороны 3
10 Напротив 3
11 Как. так и 3
12 В меньшей степени 2
13 Если. то 2
14 Более 2
15 Не столько... сколько 2
16 Нежели 2
17 В той или иной мере 1
18 В большей степени 1
19 И (то). и (другое) 1
20 Ни - ни 1
21 Не только как 1
22 В той или иной степени 1
23 Тех или иных 1
24 От одной к другой 1
25 н о 1
26 В наибольшей степени 1
27 А 1
28 Наоборот 1
29 Одни ,,, другие 1
30 Более или менее 1
31 Не менее, чем 1
32 Тем же, что и 1
33 Столько же, сколько и 1
34 Не только, а 1
Паутина - не только по углам его [Плюшкина] дома, ею опутано все имение.
При рассмотрении функционально-семантического поля «Сопоставление» можно отметить использование большого количества оборотов со служебными частями речи. Обратимся к активности функционирования сопоставительных оборотов в текстах школьных сочинений на материале 34 опубликованных сочинений по поэме «Мёртвые души» (таблица):
В данной таблице представлены синонимические элементы, которые можно использовать при написании сочинения.
Сопоставительные обороты могут выражать значения:
1. Сходство двух признаков: как; так же, как и; как и; тем же, что и;
2. Большее проявление признака: в большей степени; более; в наибольшей степени;
3. Меньшее проявление признака: в меньшей степени; менее;
4. Одинаковое проявление признака в
предметах: не менее, чем; столько же,
сколько и;
5. Сопоставление двух одинаковых предметов: и то... и другое; от одной к другой; от...к...; одни... другие; тех или иных; тем же, что и; в той или иной мере; как... так и;
6. Выбор одного из предметов: не столько... сколько; нежели;
7. Преимущества одного предмета над другим: чем; в отличие от; напротив; наоборот; нежели;
8. Рассмотрение предмета с разных сторон: с одной стороны; с другой стороны;
9. Добавление дополнительных признаков к предмету: не только... но и; не только... как; не только... а;
10. Возможность признака при определенных условиях: если... то;
11. Противопоставление двух предметов: но, а;
12. Отрицание предметов: ни... ни.
Можно сделать вывод, что ядром функционально-семантического поля «Сопоставление» являются сопоставительные обороты. Именно они чаще всего употребляются при написании сравнительных характеристик героев, сравнении каких-либо явлений, предметов, признаков. Поэтому данное поле является одним из важнейших и оформляется на этапе изучения фак-туальной информации текста художественного произведения. Изучение всех возможных средств выражения функционально-семантического поля «Сопоставление» поможет при написании школьного сочинения на литературную тему.
Список литературы
1. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. М.: КомКнига, 2007. 352 с.
2. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. / Под ред. В.Н. Ярцевой. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. 685 с.
3. Бондарко А.В. Основы функциональной грамматики: Языковая интерпретация идеи времени. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 260 с.
4. Виноградов С. Н. Лексико-семантическая парадигматика: Учебн. пособие. Нижний Новгород, 1999. 77 с.
5. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
6. Левицкий Ю.А. Основы теории синтаксиса. М.: КомКнига, 2005. С. 112-149.
DESCRIPTION OF THE FUNCTIONAL-SEMANTIC FIELD «COMPARISON»
IN THE TEXT OF A SCHOOL ESSAY
O. A. Kozlinskaya
The author introduces the concept of functional-semantic field and identifies 11 major functional-semantic fields in the texts of a school essay: description, event, comparison, point of view, source of information, purpose, reason, belief, assumption, emphasis and conclusion. A more detailed description is given of the functional-semantic field of “comparison” and of the means for its expression.
Keywords: functional-semantic field, school essay, comparison, text, vocabulary, morphology, syntax.