Научная статья на тему 'Операционные модели построения системы корпоративного финансового контроллинга на предприятии'

Операционные модели построения системы корпоративного финансового контроллинга на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
576
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА КОРПОРАТИВНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЛИНГА / ОПЕРАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ КОНТРОЛЛИНГА / САМОКОНТРОЛЛИНГ / АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ КОНТРОЛЛИНГА / НЕМЕЦКАЯ МОДЕЛЬ КОНТРОЛЛИНГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамий Е. А., Байбуртян М. А.

В статье отмечается, что современная экономика предъявляет определенные требования к уровню организации системы финансового управления на предприятиях и ее методическому обеспечению. В комплексе методических проблем управления отдельное место занимают исследования, направленные на повышение эффективности реализации его контрольной функции. Первым этапом внедрения системы корпоративного финансового контроллинга на предприятии является выбор операционной модели контроллинга. Дается определение понятия «корпоративный контроллинг» и предлагается классификация операционных моделей контроллинга в зависимости от организационных особенностей его внедрения на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Операционные модели построения системы корпоративного финансового контроллинга на предприятии»

УДК 338.246.025.2:336.11

операционные модели построения системы корпоративного финансового контроллинга на предприятии

е. а. мамий,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа, статистики и финансов Е-mail: [email protected]

М. А. БАЙБУРТЯН, аспирант кафедры экономического анализа, статистики и финансов Е-шиИ: [email protected] Кубанский государственный университет

В статье отмечается, что современная экономика предъявляет определенные требования к уровню организации системы финансового управления на предприятиях и ее методическому обеспечению. В комплексе методических проблем управления отдельное место занимают исследования, направленные на повышение эффективности реализации его контрольной функции. Первым этапом внедрения системы корпоративного финансового контроллинга на предприятии является выбор операционной модели контроллинга. Дается определение понятия «корпоративный контроллинг» и предлагается классификация операционных моделей контроллинга в зависимости от организационных особенностей его внедрения на предприятии.

Ключевые слова: система корпоративного финансового контроллинга, операционные модели контроллинга, самоконтроллинг, американская модель контроллинга, немецкая модель контроллинга.

Современная экономика предъявляет определенные требования к уровню организации системы финансового управления на предприятиях и ее методическому обеспечению. В комплексе методических проблем управления отдельное место занимают исследования, направленные на повышение эффективности реализации его контрольной функции.

На современном этапе развития корпоративных финансов происходит интеграция финансовой функции предприятия и контроллинга, в рамках которой последний превращается в инструмент целевого управления компанией. Причинами подобной интеграции являются внедрение процессно-объектного подхода к управлению и появление необходимости контроля за отдельными бизнес-процессами, оказывающими существенное влияние на стоимость компании. Другими словами, финансовое управление активами и пассивами предприятия предполагает организацию эффективного контроля за бизнес-процессами, формирующими отдельные элементы финансовой модели компании [1].

Усиление роли контрольной функции в системе финансового управления нашло следующие проявления в хозяйственной практике крупных предприятий.

1. Понимание контроллинга на практике как комплексной методической и инструментальной поддержки управления.

2. Объединение в рамках контрольной функции задач планирования, организации и контроля.

3. Развитие отдельных областей контроллинга, направленных на повышение эффективности финансовой функции:

- контроллинг себестоимости;

- контроллинг инвестиций;

- контроллинг рисков;

- контроллинг денежных потоков;

- контроллинг 1Т-среды и т. п.

4. Усиление взаимосвязи контроллинга и других областей финансово-экономической работы на предприятии:

- контроллинг и финансовый менеджмент;

- контроллинг и аудит;

- контроллинг и учет;

- контроллинг и маркетинг;

- контроллинг и производственный менеджмент;

- контроллинг и АСУП.

5. Комплексный подход к риск-менеджменту на предприятии.

6. Становление инновационно-инвестиционного анализа и контроля как элементов инновационного проектирования.

7. Многообразие пользователей корпоративного финансового контроллинга с постоянным увеличением доли внешних пользователей.

8. Развитие стратегического контроллинга.

По мнению А. Ципоренко, становление контроллинга как инструмента управления предприятием произошло в США во второй половине XIX в. Это было связано с индустриальным прогрессом, в частности - со строительством первых железных дорог. Ускорение темпов экономического роста привело к увеличению управленческой нагрузки на производственный бухгалтерский учет и расширению возложенных на него качественных и количественных задач. Кроме того, строительство железных дорог и развитие корпораций обусловили стремительный рост потребности в капитале, привели к применению более объемных и сложных форм финансирования. Повышение требований и усложнение учетных задач повлекли выделение и организационное оформление контроллинга на предприятии [4].

Таким образом, контроллинг можно определить как комплексную систему методической поддержки управленческих бизнес-процессов, целью которой является увеличение стоимости бизнеса посредством развития инструментальной базы управления.

В системе корпоративного контроллинга целесообразно выделить следующие блоки:

- корпоративный финансовый контроллинг;

- контроллинг рыночной среды;

- контроллинг персонала;

- контроллинг качества продукции и процессов.

Приведенное определение в качестве основной

цели системы корпоративного контроллинга выделяет увеличение стоимости бизнеса. Однако оно не различает понятия «корпоративныйо контроллинг» и «корпоративный финансовый контроллинг».

Система корпоративного контроллинга призвана способствовать обеспечению интересов всех стейк-холдеров (заинтересованных сторон), вовлеченных в бизнес-процессы компании, что в конечном итоге приводит к росту стоимости бизнеса. Так, забота об интересах покупателей отражается на росте объема продаж и доли рынка, забота о сотрудниках компании - на росте эффективности производственных и управленческих процессов. Это в свою очередь влияет на финансовый результат компании - один из ключевых показателей для инвесторов. Однако зачастую различные целевые установки могут противоречить друг другу, что связано с задачами заинтересованных сторон (например, это противоречие находит свое отражение при принятии решения о предоставлении скидки покупателю).

Таким образом, корпоративный контроллинг обеспечивает поддержку управления в реализации конкурентной стратегии компании как на этапе разработки целевых установок (стратегический контроллинг), так и на этапе их реализации на уровне отдельных бизнес-процессов (оперативный контроллинг). Результатом функционирования системы корпоративного контроллинга является построение инструмента координации всей системы целей компании, т. е. объектом корпоративного контроллинга является система управления в целом.

Корпоративный финансовый контроллинг сосредоточен на методической поддержке управления в части реализации финансово-инвестиционных целей компании. С точки зрения целевых установок на первый план выходят интересы инвесторов и кредиторов. Предметной областью корпоративного финансового контроллинга является практически вся совокупность бизнес-процессов предприятия в плане их финансовой составляющей, т. е. их влияния на финансовое состояние, финансовый результат и денежный поток фирмы.

Корпоративный финансовый контроллинг становится центральным звеном системы корпоративного контроллинга на предприятии, так как именно в рамках финансового контроллинга стоимость бизнеса можно разложить на отдельные составляю-

щие и проанализировать влияние каждого фактора в условиях процессно-объектного подхода к управлению. Таким образом, реализация общей цели контроллинга находит наиболее полное отражение в задачах корпоративного финансового контроллинга, требующего в свою очередь организации на основе операционных моделей.

Под операционной моделью контроллинга понимается способ организации системы корпоративного контроллинга на предприятии.

В своем развитии операционные модели контроллинга получили практическую реализацию в форме трех основных концепций. На начальной стадии постановки системы корпоративного контроллинга на предприятии актуальна реализация концепции, ориентированной на систему учета. Она была разработана Р. Манном и Э. Майером в 1980-х гг. В своих работах Р. Манн и Э. Майер указывают, что «...контроллинг - это управление прибылью, система регулирования, позволяющая фирме получить максимальную для данных условий прибыль» [2].

При этом под системой учета подразумевается специфическая информационная система, целью которой является обеспечение менеджмента релевантной информацией для принятия управленческих решений. Вся аккумулируемая в системе контроллинга информация направлена на анализ прибыльности компании. На данном этапе основными задачами системы контроллинга являются:

- централизация системы учета и учетных принципов, что особенно актуально для холдинговых структур;

- переориентация учетной системы со сбора и первичной обработки фактов хозяйственной деятельности на основного поставщика управленческой информации.

В процессе трансформации управленческих бизнес-процессов преобладающей концепцией контроллинга становится концепция, ориентированная на информационную систему. Она была сформирована Т. Райхманом в конце 1980-х гг. На данном этапе задачей контроллинга является разработка, внедрение и последующее обслуживание информационной системы управления. В центре системы корпоративного контроллинга находятся ее координирующие функции. При этом он должен быть ориентирован на результат с учетом ликвидности предприятия. Такой подход к организации контроллинга позволил углубить анализ до бизнес-

процессов предприятия, поскольку наряду с бухгалтерской использовалась оперативная информация, источником которой были хозяйственные процессы предприятия. Однако в рамках этой концепции контроллинг не в полной мере выполняет свои ме-тодические.функции и не является стратегическим инструментом управления [3].

Третья концепция контроллинга ориентирована на систему управления и рассматривает контроллинг как один из ее инструментов. Она получила развитие в 1990-х гг. При этом в рамках данной концепции выделяют:

- модель контроллинга, ориентированную на планирование и контроль;

- модель, ориентированную на управленческую систему в целом.

Основоположником первой модели является П. Ховарт. Он отводит особую роль в контроллинге функции поддержки управления, объект которой намного шире только информационной системы предприятия.

По мнению представителя второго подхода. Д. Шнайдера, центральными задачами контроллинга следует считать обеспечение эффективного стратегического и оперативного планирования, а также координацию этих процессов. Реализация данной концепции актуальна на этапе развития координирующих и методических функций контроллинга.

Итак, были рассмотрены основные концепции корпоративного контроллинга с точки зрения его функционального назначения. Если говорить об организационном построении системы корпоративного контроллинга, то в научной литературе описаны две базовые модели: американская и немецкая. Обе в качестве основных объектов контроллинга выделяют системы:

- планирования;

- управленческого учета;

- информационного обеспечения.

Также в рамках этих моделей функционирование системы корпоративного контроллинга предполагает выполнение финансово-экономических задач, отвечающих требованиям специфики и масштабов бизнеса (например, контроллинг стоимости биологических активов актуален только для сельскохозяйственных предприятий, контроллинг внутригрупповых операций - для холдинговых компаний с разветвленной структурой управления).

Принципиальным различием является то, что американская модель предполагает решение задач

ведения финансового учета и составления финансовой отчетности, а также налогового менеджмента в рамках системы корпоративного контроллинга.

Преимущество немецкой модели заключается в ее большей структурированности на теоретическом уровне. Развитие «от теории к практике» упрощает задачи построения основ корпоративного контроллинга на предприятии и распространения его унифицированных принципов среди менеджмента компании. В рамках немецкой модели корпоративный контроллинг в большей степени реализует свои стратегические и координирующие функции. Однако функции «сервис-центра» реализовать сложнее, взяв за основу немецкую модель, так как она не в полной мере учитывает специфические факторы финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Американская модель предполагает развитие корпоративного контроллинга на основе текущих задач управления. Это позволяет наиболее оптимально реализовать методическую функцию контроллинга в связи с большей ориентацией последнего на главного пользователя результатов функционирование системы корпоративного контроллинга - менеджмент компании. При этом в США практически не используется термин «контроллинг», а указанные функции реализуются в рамках системы управленческого учета. Еще одним преимуществом американской модели является то, что она интегрирована с современными информационными технологиями. Недостатком же считается то, что слабое теоретическое развитие корпоративного контроллинга как самостоятельного научно-практического направления усложняет стандартизацию его методологии и процедур внедрения в хозяйственную деятельность предприятий.

На практике операционная модель корпоративного финансового контроллинга складывается из сочетания нескольких теоретических моделей, сгруппированных по определенным классификационным признакам. Классификация операционных моделей корпоративного финансового контроллинга представлена в таблице.

Организационное построение модели финансового контроллинга на предприятии имеет важное значение в условиях функционирования группы компаний. Централизованная модель контроллинга предполагает наличие отдельной компании в структуре группы, занимающейся методической поддержкой процесса принятия управленческих решений во всех компаниях группы. В рамках

Классификация операционных моделей корпоративного финансового контроллинга

Классификационный признак Операционные модели корпоративного финансового контроллинга

Организационное построение Централизованная, децентрализованная, смешанная

Механизм соподчинен-ности Подотчетность общему собранию акционеров, подотчетность исполнительным органам компании

Принадлежность к финансовой функции Система, функционирующая в рамках финансовой функции (отдел контроллинга и отдел казначейства), и система, функционирующая параллельно с финансовой функцией

Механизм реализации задач контроллинга Самоконтроллинг (функции контроллинга интегрируются в функциональную сферу существующих отделов управления), выделение отдельного структурного подразделения (штатной должности) для реализации задач контроллинга

Степень вовлеченности в процесс управления Высокий уровень вовлечения в процесс управления (приоритет координирующих функций контроллинга), реализация преимущественно функций «сервис-центра»

функционирования децентрализованной модели подразделения контроллинга создаются во всех крупных компаниях группы. На практике чаще всего встречается смешанная модель контроллинга. Она позволяет использовать преимущества как централизованной модели в части внедрения передовой практики управления стандартизированными бизнес-процессами, так и децентрализованной, учитывать нестандартные бизнес-процессы и региональную специфику ведения бизнеса (что особенно актуально для транснациональных корпораций).

Существует практика, при которой все задачи, связанные с финансовой функцией, выполняются двумя структурными подразделениями на предприятии - отделом контроллинга и отделом казначейства. При этом субъекты контроллинга подотчетны финансовому менеджеру, за исключением тех из них, которые выполняют функции по контролю за соблюдением прав и интересов акционеров. При достаточно широком разнообразии управленческих бизнес-процессов, выходящих за рамки финансовой функции, используется модель корпоративного

контроллинга, работающая параллельно с системой финансового менеджмента.

Выбор операционной модели корпоративного финансового контроллинга в зависимости от степени вовлеченности в процесс управления связан с уровнем развития контроллинга на предприятии. Приоритет координирующих функций имеет место на этапе внедрения системы корпоративного контроллинга и первичной диагностики системы управления и финансовой функции. Акцент в пользу функций «сервис-центра» делается на этапе развитой системы корпоративного контроллинга в организации.

В заключение следует отметить, что выбор операционной модели контроллинга является первым этапом процесса внедрения системы корпоративного финансового контроллинга на предприятии. При этом на практике операционная модель финансового контроллинга включает в себя различные элементы,

присущие всем названным классификациям. Таким образом, именно операционная модель финансового контроллинга будет определять организационное построение функции методической поддержки управления в компании.

Список литературы

1. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование: пер. с нем. М.: Альпина Бизнес Букс. 2006.

2 . Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих: пер. с нем. М.: Финансы и статистика. 1992.

3. Райхман Т. Менеджмент и контроллинг. Одни цели - разные пути и инструменты: пер. с нем // Международный бухгалтерский учет. 1999. № 5.

4. Ципоренко А. А. Теоретические аспекты контроллинга // Проблемы современной экономики. 2011. № 1.

Financial management

OPERATIONAL MODELS OF CREATION OF SYSTEM OF CORPORATE FINANCIAL

CONTROLLING AT THE ENTERPRISE

Elena A. MAMII, Mikhail A. BAIBURTIAN

Abstract

The article shows that the modern economy imposes certain requirements to level of the organization of system of financial management at the enterprises and to its methodical providing. The complex methodological problems occupy a separate seat in control studies aimed at improving the efficiency of the implementation of its control function . The first stage of introduction of system of corporate financial controlling at the enterprise is the choice of operational model of controlling. The authors give definition of the concept «corporate controlling» and offer the classification of operational models of controlling depending on organizational features of its introduction at the enterprise.

Keywords: system of corporate financial controlling, operational models of controlling, self-controlling, American model of controlling, German model of controlling

References

1. Kontseptsiia kontrollinga: upravlencheskii uchet. Sistema otchetnosti [Controlling concept: man-

agement accounting. Reporting system. Budgeting]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Pabl., 2006.

2. Mann R., Maier E. Kontrolling dlja nachina-jushchih [Controlling for beginners]. Moscow, Finansy i statistika Pabl., 1992.

3. Raikhman T. Menedzhment i kontrolling. Odni tseli - raznye puti i instrument [Management and controlling. Some purposes - different ways and tools]. Mezhdunarodnyj bukhgalterskij uchet - International Accounting. 1999, no. 5.

4. Tsiporenko A.A. Teoreticheskie aspekty kontrollinga [Theoretical aspects of controlling]. Prob-lemy sovremennoj ekonomiki - Problems of Modern Economy, 2011, no. 1.

Elena A. MAMII

Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation [email protected] Mikhail A. BAIBURTIAN Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.