УДК 332.1
КОНТРОЛЛИНГ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ
© 2012 г Д.В. Бурыка
Ростовский государственный экономический университет, Rostov State Economic University,
ул. Б. Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002, B. SadovayaSt., 69, Rostov-on-Don, 344002,
[email protected] [email protected]
Исследуется экономическая сущность контроллинга в современных условиях развития финансового менеджмента. Контроллинг рассматривается как интегрированная, автоматизированная система управления корпоративными финансами, в соответствии с которой распределяются функции управления и контроля с целью повышения эффективности функционирования и управления компанией. Внедрение контроллинга на российских предприятиях будет способствовать развитию и углублению таких функций управления, как планирование, организация, мотивация, учет и анализ.
Ключевые слова: контроллинг, модели, концепции, цели, функции, задания.
In article the economic essence of controlling in modern conditions of development is investigated. Controlling is considered as the integrated, automated control system of the corporate finance according to which functions of management and control for the purpose of increase of efficiency offunctioning and management of the company are distributed. Controlling introduction at the Russian enterprises will promote development and deepening of such functions of management as planning, the organization, motivation, the account and the analysis.
Keywords: controlling, models, concept, purpose, function, tasks.
В условиях конкурентных рынков для принятия управленческих решений в области финансов недостаточно данных бухгалтерского учета, отражающих уже со значительным опозданием свершившиеся факты финансово-хозяйственной деятельности и не обеспечивающих единую систему информации, на основе которой возможны разработка, применение и использование решений, полученных в результате проведения экономического анализа, мониторинга, информационного обеспечения, планирования, контроля и прогнозирования. Интеграционные процессы, приводящие к созданию крупных корпоративных объединений в свою очередь выявляют новые проблемы функционирования хозяйствующих субъектов и обосновывают необходимость внедрения новых инструментов, способствующих оптимизации деловой стратегии и политики управления в области финансов. В качестве такого инструмента может выступать комплексная и мобильная система, обеспечивающая методическое и информационно-аналитическое сопровождение в области управления финансовой деятельности организации - контроллинг.
В последние годы он все чаще привлекает внимание российских ученых и практиков, однако до настоящего времени еще не выработали его общепризнанного определения. Многообразие мнений и взглядов свидетельствуют о том, что эта категория является недостаточно изученной, хотя и интенсивно развивающейся в области теории и практики управления финансами организацией. Несмотря на происхождение слова «контроллинг» (от англ. to control - контролли-ровать, управлять), в англоязычных странах используется термин «управленческий учет» и работников, которые собирают и обрабатывают информацию, называют контроллерами. Термин «контроллинг» означает слияние методов планирования, анализа, учета, нормирования, контроля и управления для обеспечения эффективности работы и управления предприятием.
По мнению одних ученых, контроллинг - это философия и образ мышления руководителей, ориентированных на эффективное использование финансовых ресурсов и развитие организации в долгосрочной перспективе. Другие понимают его как инструмент и сводят к концепции экономического управления организацией, направленного на выявление всех возможностей и рисков, связанных с получением прибыли [1, 2].
Основные постулаты современной философии контроллинга можно сформулировать следующим образом:
1) приоритет рентабельности деятельности предприятия над ростом объемных показателей, т.е. размеры предприятия, объемы выпуска, количество филиалов и клиентов, ассортимент продукции, сумма баланса и другое являются второстепенными по сравнению с эффективностью работы предприятия в целом и его подразделений;
2) рост объемов бизнеса предприятия (организации) оправдан лишь при сохранении прежнего уровня или росте эффективности;
3) мероприятия по обеспечению роста доходности не должны повышать допустимые для конкретных условий функционирования предприятия уровни рисков.
В настоящее время наиболее изученными аспектами являются теоретические предпосылки формирования и тенденции развития контроллинга, в том числе в рыночных макроэкономических условиях, а также использование его инструментов в системе управления организацией: факторы, в том числе жизненный цикл развития, влияющие на построение системы контроллинга на предприятии. Однако остается нерешенной проблема формирования этой системы в области финансовых отношений организаций.
С точки зрения финансового менеджмента «контроллинг» - это управление и наблюдение, его содержание включает комплекс мер по планированию, управлению и наблюдению за деятельностью компании, что невозможно без постановки конкретных целей.
Контроллинг также может интерпретироваться как информационное обеспечение, ориентированное на результат управления компанией. Таким образом, в нем есть место и управленческому учету, и контролю, и аудиту и программно-целевому планированию, и это еще далеко не все его базовые принципы, инструменты и методы. Контроллинг является основным поставщиком информации для управления финансовыми отношениями организации. Нет такой области в управлении деятельностью организации, которая не была бы с ним не связана. Обобщая, можно утверждать, что это одна из основных категорий финансового менеджмента.
Следовательно, с позиции современной парадигмы финансового менеджмента - это интегрированная, автоматизированная система управления корпоративными финансами, в соответствии с которой выделяются функции управления и контроля с целью повышения эффективности функционирования и управления компанией.
Основная цель контроллинга заключается в ориентации процесса управлением предприятия для дости-
жения тактических и стратегических целей. Реализация этой функции на предприятии будет способствовать развитию и углублению таких функций управления, как планирование, организация, мотивация, учет и анализ. Более того, контроллинг должен создавать условия для реализации этих функций управления.
В частности, он способствует достижению главной стоимостной (монетарной) цели — оптимизации финансового результата от финансово-хозяйственной деятельности компании через максимизацию прибыли и ценности капитала при гарантированной ликвидности. Кроме этого, с помощью контроллинга достижение данной цели координируется с достижением социальной и рыночной цели и необходимыми для этого мерами и ресурсами. Оптимизация финансового результата при гарантированной ликвидности может рассматриваться как главная цель контроллинга, для достижения которой разрешаются основные его задания - формирование необходимого для этого комплекса мероприятий. Основные задания контроллинга заключаются в информационном обеспечении ориентированных на результат процессов планирования, регуляции и контроля (мониторинга) в финансовом учреждении, в исполнении функций интеграции, системной организации и координации. Базу контроллинга составляют показатели производственного и финансового учета, по возможности организованные в банк технико-экономических данных.
Взгляды учёных на функциональное содержание контроллинга разнятся. Согласно П. Хорвату, контроллинг выполняет функции интеграции и координирования процесса планирования в финансовом учреждении, а также информационного обеспечения этого процесса [3].
Т. Райхман также уделяет особое внимание ориентации контроллинга на результат (с учетом обеспечения ликвидности) и видит основное его задание - в сборе и обработке информации в процессе разработки, координации и контроля над выполнением планов в финансовом учреждении [4].
Несколько другая позиция у Х.Ю. Кюппера, который видит центральную проблему контроллинга в координации системы управления в финансовом учреждении, необходимость ее следует из разделения системы управления на составляющие. Среди таких компонентов он выделяет: организацию, систему планирования и контроля, информационную систему, систему руководства персоналом, систему целей и принципы управления. Выполняя координирующую функцию, контроллинг способствует тем самым достижению не одной цели деятельности финансового учреждения, а их системы. Причем стоимостным целям придается особенное значение. Вместе с тем Кю-ппер отмечает, что при такой широкой интерпретации контроллинга существует опасность того, что его задания становятся всеобъемлющими и не могут быть без проблем отделены от заданий других подсистем управления [5].
Й. Вебер считает, что контроллинг - это в первую очередь инструмент координации, в его интерпретации - элемент управления социальной системой,
главная функция которого - поддержка руководства в процессе решения им общего задания координации системы управления с упором, прежде всего, на планирование, контроль и информирование [5].
По мнению Д. Шнайдера, задания контроллинга по координации в смысле общей координации управления (по Кюпперу и Веберу) должны быть ограничены. С одной стороны, функции должны сводиться к разработке и координации отдельных планов финансового учреждения и сведения их в единственный план, а с другой - к внутреннему производственному учету, который служит для контроля над реализацией планов и поставляет начальную информацию для планирования.
Рекомендуемое Шнайдером ограничение функций контроллинга отвечает немецкой концепции, в ней первое место занимает комплекс заданий по планированию с интегрированной системой планово -контрольных расчетов на базе информации внутреннего производственного учета [6].
На наш взгляд, целевая задача контроллинга в системе финансового менеджмента заключается в системно-интегрированной информационной, аналитической, инструментальной и методической поддержке руководства для обеспечения долгосрочного существования и развития предприятия.
Таким образом контроллингом должна обеспечиваться (рисунок):
- координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
- информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений;
- создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;
- обеспечение рациональности управленческого процесса.
Функции консультирования и обслуживания, подготовки и реализации решений - это специальные задания контроллинга, которые распространяются на финансово-хозяйственную деятельность предприятия в целом, его продуктовые, функциональные и региональные подразделения (подсистемы), группы продукции и услуг, программы мероприятий и проекты на всех уровнях управления.
Значение функции информационного обеспечения руководства финансового учреждения сегодня значительно растет во всех сферах деятельности. При этом контроллинг может достигать своей цели только при условии кооперирующего стиля управления, т.е. согласование целей и оценка результатов происходит в процессе обсуждений сотрудников отдела контроллинга и руководителей структурных единиц финансового учреждения. Особенное значение имеет разграничение заданий в контроллинге и в других сферах финансового учреждения.
При организации контроллинга задания, связанные с учетом, формулируются в зависимости от того, какая его концепция (немецкая или американская) принимается за основу. Согласно американской, к контроллингу
относятся и задания внешнего учета. В центре немецкой - внутренний (управленческий) учет в разных фор-
мах: плановый, документальный, контрольный. Внешний же учет, напротив, не входит в его сферу.
КОНТРОЛЛИНГ
ФУНКЦИИ
ЗАДАЧИ
Взаимосвязь функций и задач контроллинга в системе финансового менеджмента
Относительно разграничения заданий контроллинга, стратегического планирования и контроля в литературе также можно найти разные толкования. В рамках немецкой концепции, контроллинг в своей функции подготовки стратегических решений и стратегического планирования определяется, как стратегический. Задание последнего может выполнять контроллер планового отдела финансового учреждения или (при наличии такого) отдела стратегического планирования.
Задания внутренней ревизии (аудита) в США также входят в функции контроллинга в отличие от немецкой практики. Предметом ревизии является проверка всех комплексов заданий и подразделов финансового учреждения на предмет правильности их организационно-правовой деятельности. Деятельность контроллера также подлежит проверке. Ревизия в отличие от контроллинга ориентирована на ретроспективу, поэтому она может относиться к функции контроллинга, если в ее задание дополнительно включены экономическое консультирование и специальные исследования в финансовом учреждении [6].
Для решения заданий контроллинга руководство предприятия нуждается в специфических системах и методах, с помощью которых эти задания могут быть решены наиболее эффективно. Важнейшим интеграционным и координационным инструментом в этом плане является система планирования и контроля с интегрированными, ориентированными на результат и ликвидность расчетами. Такие расчеты в свою очередь требуют соответствующим образом организованной на базе производственного и финансового учета информационной системы. Расчеты по планированию и контролю, ориентированные на результат
и ликвидность, служат инструментом улучшения экономических результатов через совершенствование процесса управления. Для эффективного применения инструментов контроллинга сегодня необходима автоматизированная обработка экономических данных.
Так как контроллинг сам является процессом управления, то его эффективность можно оценить, и результатом его работы будет показатель качества управленческого решения. Для того чтобы создать такое решение необходимо использовать прежде всего всю имеющуюся информацию о хозяйственных процессах в разрезе плановых задач, фактических затрат или результатов деятельности, последствий проведенного анализа, а также обоснованность существующих и используемых норм и нормативов. Опыт отечественных предприятий показывает, что для получения таких данных следует подключать все экономические и финансовые службы, в то время как на Западе данными вопросами занимается только одна -служба контроллинга, которая будучи ориентирована не только на оперативные задачи, а и на стратегические обеспечивает управление предприятием.
Следует отметить также, что любые контрольные процессы, а также стоимость их внедрения и проведения не должна быть выше, чем потери, которые могут быть предотвращены в результате реализации этих процессов.
Можно утверждать, что в современных условиях при усилении конкурентных отношений на мировых и отечественных рынках, стремительного развития и смены технологий, растущей диверсификации бизнеса, усложнения бизнес-процессов внедрение контроллинга будет способствовать упрочению положения российских компаний на мировых рынках и реализации возможностей
своевременной адаптации систем производства и управления организации к динамичной внешней среде.
Литература
1. Контроллинг: учебник /под ред. А.М. Карминского, С.Г. Фалько. М., 2006. 256 с.
2. Курт И.В. Контроллинг как элемент системы управления предприятием в современных условиях // Вестн. ТИСБИ. 2008. № 1.
Поступила в редакцию
3. Хорват П. Концепция контроллинга: управленческий учёт. Система отчётности. Бюджетирование. 2005. 269 с.
4. Райхман Т. Менеджмент и контроллинг. Одни цели -разные пути и инструменты // Международный бухгалтерский учёт. 1999. № 5. С. 40 - 52.
5. См.: Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга : пер. с нем. М., 2007. 800 с.
6. См.: Набок Р., Набок А. Американская и немецкая модели контроллинга. URL: http://www.management.com.ua (дата обращения: 15.04.2012).
18 апреля 2012 г.