равноправных сторон, осуществляющих противоположные функции (обвинения и защиты) под контролем независимого суда. Этот принцип проявляется прежде всего в разделении основных процессуальных функций между участниками (субъектами, сторонами) уголовного процесса:
Ф функция разрешения уголовного дела принадлежит суду;
Ф функция обвинения принадлежит прокурору, следователю, дознавателю, потерпевшему, частному обвинителю, представителю частного обвинения;
# функция защиты принадлежит подозреваемому, обвиняемому, их защитнику, законному представителю подозреваемого и обвиняемого.
Принцип состязательности сторон не включает юридическое равенство сторон. Это недопустимо, ибо может привести к негативным последствиям, в частности воспрепятствовать установлению истины по делу и нарушить конституционные права граждан.
Теоретики уголовно-процессуальной науки правильно указывают, что в современном уголовном процессе юридическое равенство сторон не означает их полного равноправия. При производстве по уголовным делам в качестве обвинителя, как правило, выступают государственные правоохранительные органы, превосходящие по своей мощи сторону защиты. Именно она на предварительном расследовании собирает доказательства, применяет к обвиняемому некоторые меры процессуального принуждения. Не только их фактические возможности, но и права не могут быть таким же, как у стороны защиты. Чтобы
обеспечить справедливость судебного состязания, необходимо восполнить это неравенство, уравнять возможности защиты и обвинения.
1 Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева,
B.Д. Зорькина, B.C. Крутских. - М., 1994.
2 Строгович М.С. Избранные труды. Т 2. — М., 1992.
C. 171.
3 Чебышев-Дмитриев А.А. Русское уголовное судопроизводство по судебным уставам 20 ноября 1864. — СПб., 1875. С. 104—105.
4 Вышинский А.Я. Теория судебных доказательств в советском праве. — М., 1950. С. 249.
5 Полянский Н.Н. Вопросы теории советского уголовного процесса. — М., 1956.
6 Долгушин А.В. Развитие процессуальных условий реализации принципа состязательности. Автореф. дис... канд. юрид. наук. — М., 1995.
7 Словарь русского языка. — М., 1999. — Т. 3, 4.
8 Шестакова С.Д. Состязательность уголовного процесса. — СПб., 2001.
9 Глебов В.Г. Состязательность и функция доказывания на предварительном расследовании в обеспечении прав и интересов участников уголовного процесса // Обеспечение прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве: Сб. науч. трудов. — Волгоград, 2003.
10 Гуценко К.Ф, Головко Л.В., Филимонов В.А. Уголовный процесс западных государств: учеб. пособие. — М., 2002. С. 6.
11 Волторнист О.А. К вопросу о сущности и законодательном определении принципа состязательности сторон // Вестник Омского юридического института. 2004. № 1.
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ
ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ОБЩЕУГОЛОВНЫХ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ
ПРИ РАБОТЕ ЛИЧНЫМ СЫСКОМ
Н.И. СМОЛЕНСКАЯ
Еще в дореволюционной России термин «сыск» получил распространение и вполне определенное значение. Им обозначались специальные мероприятия непроцессуального характера по установлению и обнаружению неизвестных или скрывшихся преступников. Сыск, таким образом, отождествлялся с действиями уполномоченных лиц или полиции, причем эти действия непроцедурного, свободного характера были направлены на раскрытие преступления и задержание преступника. В этом аспекте целесообразно рассматривать современное значение личного сыска1.
В качестве отправной точки определения сущности личного сыска может быть использовано его понятийное образование. Слово «личный» можно рассматривать как синоним слов «индивидуальный, самостоятельный». Оно относится к субъекту осуществления действия или действий, связанных с содержанием второго понятийного образования — «сыск», которое правомерно рассматривать как «выявление, поиск, розыск». Таким образом, личный сыск можно охарактеризовать как обнаружение, выявление, поиск, розыск, осуществляемый индивидуально субъектом этих действий. В связи с тем, что личный сыск — это
составная часть оперативно-розыскных действий (в дальнейшем — ОРД), он может осуществляться только для достижения целей и решения задач, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
В специальной литературе личный сыск рассматривается как метод ОРД (универсальный либо комплексный). Отдельные элементы объединены единым термином «метод», под которым понимается способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи и совокупность приемов или операций.
Личный сыск как метод ОРД характеризуется применением непосредственно оперативным сотрудником приемов распознания преступников, негласного наблюдения, оперативной установки и специального метода в целях предотвращения и раскрытия преступления и розыска скрывшихся преступников2. Являясь основой оперативного поиска, этот метод в сочетании с другими методами ОРД широко используется оперативными сотрудниками органов внутренних дел. В основе данного метода лежит принцип зрительного распознания лиц, представляющих оперативный интерес, в местах их возможного появления или нахождения, а также прогнозирование их противоправного поведения и принятие к ним надлежащих мер по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.
Итак, можно сделать вывод: личный сыск — это метод, в котором применяются все тактические приемы, характерные для других методов ОРД.
В теории ОРД существуют разные точки зрения по поводу понятия «личный сыск», его сущности, содержания и соотношения с другими методами. В частности, А.С. Вандышев, А.Ф. Волынский, Д.В. Гребельский, Я.В. Нелюбин и В.Г. Самойлов считают, что понятие «личный сыск» раскрывается через перечисление других методов, и потому рассматривают его не как метод, а как одну из организационно-тактических форм деятельности оперативных сотрудников по борьбе с преступностью. Представляется, что такой подход к определению понятия «личный сыск» недостаточно конструктивен. Любой метод ОРД складывается из определенных приемов, каждый из которых означает отдельное действие, движение или способ в осуществлении чего-либо.
Также необходимо заметить, что в основе каждого метода ОРД лежат приемы, свойственные только для данного метода. Например, в оперативном наблюдении это приемы визуального наблюдения, в разведывательном опросе — приемы опроса, в личном сыске это приемы распознания.
Личный сыск определен нормами ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», УК РФ, УПК РФ, ведомственных нормативных актов, которые составляют его правовую основу. Эти нормы содержат пря-
мые указания на осуществление и создают правовые предпосылки, основания, порядок и направленность его осуществления. Личный сыск предполагает нормативно установленный порядок оформления и использования его результатов3.
Характерной чертой личного сыска является и то, что в процессе оперативно-розыскных мероприятий (в дальнейшем — ОРМ) его субъекты руководствуются не только положениями норм ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», но и законодательными актами, определяющими их полномочия. В частности, Закон РФ «О милиции» (п. 18 ст. 11) предоставляет право сотрудникам входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо (при наличии достаточных данных) полагать, что там совершено или совершается преступление. Должностное лицо, осуществляющее личный сыск и преследующее преступника, вправе войти в жилое помещение при раскрытии преступления по «горячим следам». Кроме того, должностное лицо может не только проводить ОРМ, но и на основе их результатов и в зависимости от складывающейся обстановки незамедлительно принимать решения и выполнять действия, выходящие за рамки ОРД, но вытекающие из его полномочий.
Таким образом, субъект, осуществляющий ОРМ личным сыском, может в зависимости от обстановки действовать как гласно, так и негласно, опрашивать и проводить наблюдение, осматривать помещение, участок местности, наблюдать за объектом ОРМ, наводить справки в отношении конкретного лица, устанавливать и отождествлять его личность.
В процессе работы личным сыском к оперативному сотруднику предъявляются следующие требования:
Ф активность — быстрое и максимально полное использование имеющихся в распоряжении оперативного сотрудника возможностей;
Ф целеустремленность; все средства и методы ОРД, которыми владеет оперативный сотрудник, должны быть подчинены выполнению конкретных задач, для решения которых необходимо разработать план действий;
# полнота сбора оперативной информации; оперативный сотрудник должен стремиться к достоверному знанию о явлениях, фактах, имеющих отношение к предупреждению или раскрытию преступлений.
Личный сыск представляет не разовое мероприятие, а их совокупность, определенный процесс, при котором осуществляется комплекс целенаправленных ОРМ, выбор и сочетание которых диктуются конкретными обстоятельствами и решаемыми задачами ОРД4.
Существует несколько ситуаций, при которых возможно применение личного сыска.
1. Применение личного сыска продиктовано результатами анализа оперативной обстановки, которая осуществляется для определения комплекса мер борьбы с преступностью на определенном участке, объекте народного хозяйства или по какой-либо линии ОРД.
2. Когда путем применения личного сыска наиболее целесообразно решать оперативные задачи по данному делу.
3. Когда оперативный работник в связи с выполнением служебных обязанностей должен немедленно принять ОРМ.
Подготовка к применению личного сыска включает следующее:
# уяснение возникшей задачи предотвращения или раскрытия преступления;
# выяснение возможности решения данной задачи с применением личного сыска, а также целесообразности его применения;
Ф определение наиболее целесообразных приемов данного метода;
Ф определение наиболее подходящего внешнего вида для оперативного сотрудника при решении конкретной задачи с применением данного метода (одежда, обувь, аксессуары), а также соответствующего технического оснащения;
Ф изучение документов, материалов для получения необходимой информации;
Ф соответствующая тренировка в применении определенного технического приема.
В процессе личного сыска реализуются различные ОРМ в любой последовательности и совокупности, в соответствии с конкретной ситуацией. Фактические основания для проведения ОРМ определяются по результатам одного или совокупности предшествующих действий. На их основании оперативник, осуществляющий личный сыск, делает выбор последующего ОРМ, определяются его вид и тактика.
Любая наука — это строгая система понятий, в которой они связаны друг с другом и являются звеньями одной цепи5. Не исключение и теория ОРД. Основные ее задачи — совершенствование понятийного аппарата и раскрытие содержания исходных понятий6. К их числу следует отнести и понятие ОРМ.
Необходимость исследования понятия ОРМ обусловлена следующими обстоятельствами.
1. В процессе развития российского законодательства был введен новый термин «оперативно-розыскные мероприятия». Этот термин в качестве правовой категории появился в Законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», откуда перешел в Таможенный кодекс Российской Федерации. Затем он появился в Законе РФ «О федеральных органах налоговой полиции», Федеральном законе «О государственной защите судей, должнос-
тных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и в других законодательных актах, ни в одном из которых законодатель не сформулировал его дефиницию (краткое, логическое определение, устанавливающее существенные отличительные признаки предмета или значение понятий — его содержание и границы)7. Необходимо дать четкое определение новому правовому термину для его единообразного понимания и применения.
2. В теории ОРД указанный термин, в отличие от законодательства, используется давно и широко, но употребляется в разных значениях. В одних случаях ОРМ связывают с познавательной стороной ОРД, направленной на поиск, обнаружение и фиксацию информации, представляющей интерес для оперативных аппаратов; в других — с деятельной стороной, направленной на реализацию полученной оперативно-розыскной информации.
3. В теории ОРД немало исследований, посвященных различным ОРМ, в результате которых установилось свое предметное значение рассматриваемого термина. В связи с этим поставлена задача подытожить главное, придать понятию строго определенный научный смысл.
Методологической основой при определении понятия ОРМ являются законы и правила логики — науки о формах и законах мышления, ведущего к истине. Определение понятия в теории ОРД является не чем иным, как логической операцией, в процессе которой раскрывается его содержание. Современные авторы называют эту операцию конструированием понятий, отмечая, что этот процесс протекает в виде поиска такого множества необходимых условий, которое было бы достаточным для однозначного определения требуемого класса вещей8. Так как содержание всякого понятия составляют существенные признаки предметов действительности, то определение понятия есть раскрытие сущности соответствующего предмета9.
Логико-семантический анализ современных подходов к определению понятия ОРМ позволяет выявить ряд обязательных признаков исследуемого предмета, которые могут быть положены в основу конструируемого понятия. К их числу можно отнести следующие.
1. Законодательная закрепленность мероприятий. В отличие от иных оперативно-розыскных действий и мер, ОРМ перечислены в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
2. ОРМ могут осуществляться только уполномоченными должностными лицами органов, осуществляющих ОРД.
3. Порядок проведения ОРМ должен соответствовать требованиям нормативных правовых актов.
4. ОРМ основывается на применении как гласных, так и негласных средств и методов.
5. Цель ОРМ — непосредственное выявление и использование фактических данных, необходимых ОРД.
С учетом перечисленных признаков можно предложить следующее определение: оперативно-розыскные мероприятия — это действия, закрепленные в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» и проводимые уполномоченными на то субъектами в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и основанные на применении как гласных, так и негласных средств и методов, направленные на непосредственное выявление и использование фактических данных, необходимых для ОРД.
Цели ОРМ можно разделить на общие и конкретные. Общей целью большинства ОРМ является получение информации о лицах, представляющих оперативный интерес, признаках их противоправного поведения, криминальных фактах и иных объектах ОРМ. Исключение составляет лишь сбор образцов для сравнительного исследования, цель которого — получить в распоряжение оперативного аппарата образцов предметов и веществ, требующих исследования. Если с помощью следственных действий обеспечивается сбор доказательств, то ОРМ нацелены на сбор оперативно-розыскной информации, которая может быть использована для ОРД, а также в уголовном процессе, включая доказывание по уголовным делам.
Конкретная цель мероприятия определяется тактической задачей, которую предполагается с ее помощью решить. Так, для проверки причастности конкретного лица к совершенному преступлению может быть поставлена цель установления тождества его внешности с имеющимися в показаниях очевидцев приметами преступника. Конкретная цель ОРМ в ряде случаев может быть направлена не на получение сведений об объекте ОРМ, а на создание условий, необходимых для последующего проведения других мероприятий, либо на реализацию уже имеющихся данных. В качестве примера можно назвать цель задержания известного лица с поличным путем проведения проверочной закупки либо оперативного эксперимента10.
Объектом ОРМ выступает то, на что направлено конкретное ОРМ, в отношении кого (или чего) при его проведении осуществляется сбор оперативно-розыскной информации. К числу объектов ОРМ прежде всего относятся лица, подготавливающие, совершающие или совершившие преступления, а также граждане, скрывающиеся от органов следствия и суда, уклоняющиеся от уголовного наказания и без вести пропавшие лица. В отдельных случаях в качестве объектов ОРМ могут выступать события и факты криминального характера (к примеру, факт обнаружения в почтовом отправлении наркотических или взрывчатых веществ).
Одним из обязательных условий осуществления ОРМ является соблюдение принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Обеспечению этого принципа в ОРД посвящены монографические исследования А.М. Ефремова, О.А. Галустьяна, А.Е. Казак. Лишь одно исследование О.В. Демковца касается обеспечения прав граждан при проведении ОРМ.
Для проведения ОРМ личным сыском анализируется и оценивается оперативная обстановка. Такой анализ позволяет выдвинуть оперативно-розыскные версии, определить наиболее вероятные места совершения преступления, сделать вывод о необходимости проведения конкретных ОРМ, направленных на выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, определить исполнителей, а также время, место и другие необходимые условия реализации намеченного действия.
Принимая решение о применении личного сыска, необходимо учитывать его направленность на решение конкретной задачи, определить целесообразность осуществления тех или иных ОРМ лично оперативником, оценить, позволяет ли время и существует ли возможность для более успешного решения поставленной задачи другими лицами. С учетом цели ОРМ определяются место и время его проведения, пределы личного участия, варианты возможного поведения объекта ОРМ и субъекта личного сыска, намечаются силы и средства, которые могут быть использованы для решения поставленной задачи, и разрабатывается способ действия участника ОРМ на случай возникновения нежелательных обстоятельств.
При личном сыске допустимо проведение таких ОРМ, как опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Целесообразность их использования при личном сыске подтверждена многолетней практикой оперативно-розыскных органов, а возможность осуществления прямо и косвенно закреплена в ведомственных нормативных актах. Перечисленные ОРМ применяются в комплексе. Их перечень не случаен, поскольку ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» ограничивает возможность проведения ряда ОРМ не только индивидуально оперативником, но и неспециализированным оперативным подразделением11.
1. Наблюдение — это тайное, направленное, систематическое наблюдение за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, используемыми ими транспортными средствами, местами их нахождения с целью получения информации о признаках преступной деятельности, возможных соучастниках, местах хранения орудий совершения преступлений и похищенного имущества.
Наблюдение предполагает визуальное, электронное или комплексное слежение, контроль и фиксацию действий, событий, фактов, обстановки для получения информации о признаках преступной деятель-
ности, связях наблюдаемого, маршрутах передвижения, месте хранения похищенного, а также другой информации, необходимой для ОРД.
Наблюдение должно проводиться неоднократно и систематически в отношении одного и того же явления у многих лиц и в различных ситуациях, наиболее характерных для данного явления. Как правило, наблюдение должно осуществляться незаметно для того лица, которое является его объектом. Целью наблюдения в ОРД является выявление наиболее полной информации о личности. В процессе такого наблюдения осуществляется чувственное восприятие внешнего облика человека, его речи, поступков, действий. При помощи наблюдения, мимики и пантомимики выявляются изменения в эмоциональных состояниях в зависимости от внешних условий и воздействия на личность.
Объектом наблюдения часто является одежда человека, условия его жизни и работы, т. е. мест, где он постоянно находится и которые в силу этого в определенной степени отображают привычки, навыки и качества данной личности.
Оперативное наблюдение выполняется как незаметно для объекта, так и в процессе общения с ним. Здесь надо учитывать, что интеллектуальные, волевые и эмоциональные проявления в процессе общения проходят у человека иначе, чем вне общения. Сотрудник оперативного подразделения должен провести наблюдение за человеком, оставшимся наедине с собой, незаметно для него и в процессе общения его с другими людьми, также незаметно для него; наблюдение во время общения при проведении оперативно-розыскных и следственных действий. Сопоставление результатов наблюдений дает богатый материал. В процессе наблюдения устанавливаются факты, касающиеся отношения наблюдаемого человека к лицам, с которыми он находится в общении, отношение к сообщаемым им фактам и действиям. В соответствии с этим метод оперативного наблюдения отличается не только многообразием объектов наблюдения, но и необходимостью синтезировать, обобщать данные отдельных наблюдений. Важно уметь наблюдать как за личностью в целом, так и за отдельными деталями.
Наблюдение может быть как непосредственным, так и опосредованным. При непосредственном наблюдении должностное лицо лично воспринимает объект и информация об объекте поступает к нему без промежуточных звеньев. Опосредованное наблюдение предполагает восприятие информации через других лиц, дающих информацию о наблюдаемом лице или событии. Данное наблюдение проводится при помощи лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, а также сотрудникам специальных подразделений, специализирующимся на проведении оперативного наблюдения.
В практической деятельности применяются методы наблюдения с помощью специальных приборов. Используются также различные научно-технические средства, позволяющие выявить и зарегистрировать психические явления у интересующих лиц. Результаты оперативного наблюдения подлежат точной и исчерпывающей регистрации в письменной форме и при помощи технических средств: стенографии, кино-, фото- и аудиозаписи. Зафиксированные явления могут быть неоднократно воспроизведены, их анализ будет основан на всевозможных наблюдениях. Итоги наблюдения излагаются в рапорте оперативного сотрудника, сводке наружного наблюдения, справке. К рапорту могут прилагаться видео- и аудиокассеты, фотографии, флэш-карты, оптические носители информации.
2. Опрос. Наиболее часто в личном сыске применяется опрос. Опрос как универсальная форма межличностного общения широко используется в борьбе с преступностью. При опросе могут применяться тактические приемы, что делает его гибким, эффективным и потому востребованным мероприятием ОРД. Его использование в личном сыске позволяет решать ряд оперативно-розыскных задач, в том числе документирование преступных действий объектов ОРМ: выявление свидетелей, установление предметов и документов, которые могут быть доказательствами; проверка достоверности полученной информации12.
При опросе определяется круг лиц, представляющих оперативный интерес. Опрос проводится в случаях, когда эти лица известны и когда их необходимо выявить. Это решается в каждом случае отдельно с учетом обстоятельств совершенного или в особенности подготавливаемого преступления, а также содержания и объема имеющейся у оперативника необходимой дополнительной информации.
Опрос — это ОРМ, заключающееся в сборе информации в процессе непосредственного общения оперативника (или по его поручению другого лица) с человеком, который осведомлен (или может быть осведомлен) о лицах, фактах и об обстоятельствах, имеющих значение для ОРД. Цель опроса — получение достоверной информации.
Для опроса оперативному сотруднику необходимо тщательно подготовиться:
Ф провести обобщение и анализ известных фактов и на его основе определить, что именно и какие обстоятельства подлежат установлению путем опроса;
Ф разобраться и определить, кто должен быть опрошен и кого конкретно надо пригласить для участия в опросе;
Ф собрать характеризующие опрашиваемого лица сведения о его психологических, профессиональных и моральных качествах, подробно выяснить образ жизни и взаимоотношения с людьми;
Ф подготовить имеющиеся документы, другие предметы или объекты, которые предполагается использовать для предъявления опрашиваемому лицу;
Ф четко и грамотно сформулировать конкретные вопросы, определить их последовательность;
Ф составить письменный план опроса.
Приемы опроса не должны противоречить закону и нормам морали. Недопустим опрос, который основан на обмане, связан с угрозой или шантажом, сопряжен с физическим или психическим насилием, унижением личности.
В ходе опроса может использоваться фиксирующая информацию аппаратура — как открыто, так и тайно от опрашиваемого. Поскольку использование аппаратуры является лишь средством фиксации информации, то согласия на ее использование не требуется. Исключение составляет опрос с использованием полиграфа, при проведении которого необходимо письменное согласие опрашиваемого (процедура полиграфного опроса предусмотрена инструкцией, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 1995 г. № 353).
Существуют следующие варианты закрепления результатов опроса как ОРМ.
1. Объяснение, заявление, протокол явки с повинной; данные документы могут быть приобщены к материалам уголовного дела.
2. Справка или рапорт оперативного работника; полученные сведения используются в качестве ориентирующей информации при выдвижении версий, планировании расследования или производства по делам оперативного учета. Самостоятельного доказательственного значения эти документы не имеют.
3. Наведение справок — это способ сбора информации, необходимой для ОРД, путем непосредственного изучения документов, а также направления запросов в государственные органы власти, физическим и юридическим лицам.
Получение или сбор информации при наведении справок представляет собой процесс истребования официальных документов, составление запросов и получение необходимой для ОРД информации в виде ответов на поставленные вопросы, данных официальных криминалистических и оперативных учетов.
Наведение справок осуществляется для получения сведений о проверяемом лице: его образе жизни, местонахождении, родственных и дружеских связях, наличии движимого и недвижимого имущества, регистрации по месту жительства, принадлежности телефонных номеров, а также о наличии у него судимости, оружия и т. д. При отработке связей проверяемого человека информация может быть получена от органов власти по месту его жительства, из РЭУ, ДЭЗ, домоуправления, поликлиники, с места работы, учебы, прохождения военной службы, из мест лишения свободы.
Органы, осуществляющие ОРД, направляют письменные запросы в различные организации, которые безвозмездно предоставляют соответствующую информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок ее получения, который предусмотрен в отношении сведений конфиденциального характера, к которым, в соответствии с Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188, относятся:
Ф сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
Ф служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти (служебная тайна);
Ф сведения, связанные с профессиональной деятельностью (врачебная, нотариальная, адвокатская, банковская тайна, тайна страхования, переписки, телефонных переговоров и т. д.);
Ф сведения, связанные с коммерческой деятельностью (коммерческая тайна).
Процессуальную ценность представляют данные, поступившие по направленным запросам из официальных организаций, и присланные ими материалы. Эти данные можно приобщить к уголовному делу в качестве доказательств. Иная информация, оформленная рапортом или справкой оперативного сотрудника, представляет лишь оперативный интерес13.
4. Отождествление личности — это способ ОРД, заключающийся в негласном опознании и установлении тождества личности по признакам внешности и поведения, оставленным следам и продуктам жизнедеятельности.
Указанное ОРМ предполагает непроцессуальную идентификацию объекта по его мысленному образу в сознании опознающего лица, проходящего по делу (свидетеля, потерпевшего), либо лица, заявившего об исчезновении разыскиваемого, либо иных лиц, знакомых с опознаваемым. Оно подразумевает и привлечение криминалистических способов отождествления. В частности, такое отождествление представляется возможным по идентификации отпечатков пальцев, принадлежности крови, волоса, слюны и другим признакам.
Объектом опознания могут быть как конкретные лица, подозреваемые в совершении преступления (разыскиваемые), так и лица, обладающие сходными признаками во внешности с лицами, представляющими оперативный интерес.
Отождествление личности возможно по внешним анатомическим и функциональным признакам лица, по голосу и речи, особым приметам (шрамы, татуировки, дефекты речи, физические недостатки). Оно осуществляется непосредственно в момент зрительного восприятия опознаваемого, а также по фотографиям, видеозаписям, фонограммам. Условия проведения отождествления должны быть максимально
приближены к условиям проведения процессуального опознания по фотографии.
Отождествление представляет собой комплекс действий. Некоторые из них носят элементы наблюдения, опроса граждан, наведения справок, исследования предметов и документов. Все эти действия объединены общей целью — идентификацией, т. е. установлением личности.
Полученные в результате отождествления личности данные могут быть оформлены справкой, рапортом, сводкой, актом отождествления личности, сообщением конфидента, объяснением гражданина — участника ОРМ или заявлением гражданина с приложением аудио-, видеозаписей, фотографий, на которых зафиксирован процесс осуществления мероприятия. Результаты отождествления личности, независимо от характера документирования, могут быть использованы только как имеющие значение для поиска доказательств, для определения путей, направлений, но не в качестве фактических данных, которые могут приобрести доказательственное значение14.
5. Сбор образцов для сравнительного исследования — это ОРМ, состоящее в обнаружении и изъятии материальных носителей юридически значимой информации как объектов последующего сравнительного исследования в целях ОРД.
Сбор образцов предполагает действия, при помощи которых необходимый образец попадает в распоряжение должностных лиц оперативно-розыскных органов, т. е. действия, направленные на получение материалов для оперативного исследования. Закон не дает, но и не ограничивает перечень собираемых образцов, поэтому они могут включать любые материальные объекты: следы, связанные с жизнедеятельностью человека (отпечатки пальцев, следы ног, волос, кровь, запах, почерк и т. п.), микрочастицы, следы транспортных средств, сырье, похищенное имущество, предметы, изъятые из гражданского оборота, и т. д.
Изъятие образцов допускается в количестве, необходимом для сравнительного оперативного исследования, позволяющего сделать вывод о закономерности или случайности признаков, их вариативности. Образцы должны быть надлежащего качества, выражать необходимые для целей исследования условия получения образцов, а также соответствовать условиям образования сравниваемого объекта. Изъятие образцов желательно на таком же материале, что и исследуемый, аналогичными орудиями и средствами. После того как образцы обнаружены, они соответствующим образом упаковываются и направляются в установленном порядке для сравнительного исследования. В процессе сбора образцов запрещается совершать действия, создающие угрозу жизни, здоровью граждан, а также унижающие их человеческое достоинство.
Главное требование к изъятым образцам — чтобы они действительно относились к проверяемому, исследуемому объекту. Образцы должны выражать при-
знаки другого объекта (отпечатки пальцев, стреляные гильзы и т. п.) или содержать собственные признаки (кровь, почву и др.). В криминалистике такие образцы именуются пробами, которые представляют собой часть вещества или материала, взятого для анализа, испытания или проверки.
Исходя из наименования исследования как сравнительного, его метод заключается в одновременном сопоставлении и оценке фактов, свойств или признаков двух или более объектов, использовании технических приемов — сопоставления, наложения, совмещения. В этой связи конечная цель исследования может заключаться не только в определении сходства и различий предметов и веществ, но и в идентификации личности как одного из возможных объектов сравнительного исследования.
При сборе отпечатков пальцев необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 25 июля 1998 г. «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», который определяет цели, принципы и виды государственной дактилоскопической регистрации, хранение и использование дактилоскопической информации.
Согласно ст. 5 указанного закона в Российской Федерации проводится государственная дактилоскопическая регистрация:
# граждан Российской Федерации;
Ф иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации, иностранных граждан, проходящих военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавших ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации;
Ф лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавших ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации.
Дактилоскопическая информация используется для:
1) розыска пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
2) установления по неопознанным трупам личности человека;
3) установления личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности;
4) подтверждения личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
5) предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и выявления административных правонарушений.
В соответствии с указанным Законом (ст. 7) проводится добровольная государственная дактилоскопическая регистрация или обязательная государственная дактилоскопическая регистрация.
Факт сбора образцов оформляется актом, который составляет оперативный сотрудник, в котором указываются место и дата сбора образцов, должность, ФИО лица, составившего акт; ФИО лица, участвовавшего в сборе образцов; описываются действия в том порядке, в каком они проводились; выявленные при их производстве существенные обстоятельства; излагаются заявления участвовавших лиц; указываются примененные технические средства, условия и порядок их использования; объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. Акт составляется в трех экземплярах — первый и третий остаются у сотрудника оперативно-розыскных органов, а второй вручают под расписку владельцу образцов или его представителю. Первый экземпляр акта с образцами направляют для сравнительного исследования, а третий приобщают к материалам предварительной оперативной проверки.
В случае негласного сбора образцов оперативный сотрудник оформляет результаты ОРМ рапортом или справкой, к которым прилагаются образцы. Они должны быть соответствующим образом упакованы, оформлены и направлены адресату, который будет проводить их дальнейшее исследование16.
6. Проверочная закупка — это ОРМ, состоящее в специальном возмездном приобретении (покупке, обмене, залоге, аренде) товара или получении услуги в сфере легального или нелегального их обмена в целях выявления преступлений.
Указанное ОРМ предусмотрено не только ст. 6 ФЗ об ОРД, но и ст. 36 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Специфической особенностью является то, что проверяемое лицо становится невольным участником проводимого ОРМ. При этом никакой провокации со стороны оперативного подразделения не происходит, поскольку незаконный сбыт может носить только добровольный характер. В то же время действия проверяемого лица (продавца) носят юридический характер и могут впоследствии квалифицироваться как противоправные деяния (незаконный сбыт, обман покупателей). В связи с этим результаты закупки могут выступать в качестве основания для возбуждения уголовного дела в отношении продавца.
Рассматриваемое ОРМ предполагает не только совершение купли-продажи, но и осуществление иной формы приобретения товаров, средств, веществ, препаратов или других материальных предметов у объекта ОРМ с целью обнаружения конкретного преступления, задержание лица с поличным, а также получение образца для сравнительного исследования. Проверочная закупка может осуществляться
применительно как к находящимся в гражданском обороте, так и изъятым из него или ограниченным в обороте предметам. Предметами такой закупки вполне могут быть оружие, наркотические средства, психотропные вещества, драгоценные камни, металлы и др.
Законодатель не ограничил объем закупки, поэтому в зависимости от поставленной задачи речь может идти о приобретении как одного предмета или части вещества, так и его значительного количества (партии). Объем закупки не ставится в зависимость от вида закупаемых предметов или веществ.
Поскольку приобретение предметов, оборот которых ограничен или запрещен, формально подпадает под признаки преступления, предусмотренного УК РФ — ст. 222 (в отношении оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств), ст. 228 (в отношении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов), ст. 234 (в отношении сильнодействующих или ядовитых веществ) и др. — проведение проверочной закупки осуществляется на основании постановления, утвержденного руководителем соответствующего органа.
Процедура вынесения постановления обусловлена необходимостью обеспечить неприкосновенность участников мнимой сделки, так как сам факт ее осуществления формально может подпадать под признаки состава преступления. Граница между наличием и отсутствием состава преступления определяется прежде всего по субъективной стороне17.
По результатам проверочной закупки составляется документ, именуемый актом, с соблюдением требований, установленных ведомственными правовыми актами контролирующих органов.
Если объектом проверочной закупки, проведенной без вынесения постановления, явились предметы, вещества, запрещенные к свободной реализации, либо их свободный оборот ограничен, то результаты ОРМ, как проведенного с нарушением закона, не будут иметь доказательственного значения. Решение этого вопроса зависит от характера проверочной закупки — носила она гласный или негласный характер.
В первом случае к проведению ОРМ привлекаются представители общественности, наблюдающие за контрольной закупкой и удостоверяющие в акте ее результаты своими подписями, а сами акты оглашаются. Акты гласных проверочных закупок можно признавать документами-доказательствами в случае приобщения к уголовному делу, если соблюдены требования закона, регламентирующего их представление и сбор.
Фиксация в акте действий сразу после их завершения и оглашение акта гарантируют точное отражение события, его обстоятельств. Доказательственное зна-
чение акта подтверждается последующими допросами его составителей в качестве свидетелей.
При негласном проведении проверочной закупки составляется рапорт или справка-меморандум. Кроме того, могут быть получены объяснения лиц — участников проверочной закупки. К рапорту или справке можно приложить документы, предметы, аудио-, видео и прочие технические носители информации18.
7. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств — это ОРМ, заключающиеся в непосредственном или опосредованном (с использованием технических средств) визуальном осмотре и изучении (исследовании) указанных объектов с целью выявления лиц, фактов и обстоятельств, имеющих значение для ОРД.
Для того чтобы сократить громоздкое название рассматриваемого мероприятия, разработчики ведомственных нормативных актов МВД России после законодательного названия применили другое его наименование — «оперативный осмотр», использовав привычное название одного из традиционных методов ОРД, лежащего в основе данного ОРМ.
Определение понятия и сущности оперативного осмотра рассматривается в работах И.А. Весело-ва, А.Ф. Ввозного, И.Н. Кононенко, Н.И. Бутько, И.А. Климова, А.Ю. Шумилова. Наиболее детально эти вопросы проработаны в кандидатской диссертации В.А. Литвинова, который определил обследование как «оперативно-розыскное мероприятие, связанное с визуальным, слуховым и иным изучением обстановки для выявления следов преступной деятельности и обнаружения предметов и документов, имеющих отношение к преступлению, а также с осуществлением их фиксации и сохранения с целью решения задач ОРД»19.
Учитывая, что проведение оперативного осмотра ограничивает конституционные права человека и гражданина, касающиеся неприкосновенности жилища, обследование жилых помещений допускается только на основании судебного решения. Нарушение этого правила влечет уголовную ответственность по ст. 139 УК РФ (незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица), квалифицированный состав которого предусматривает незаконное проникновение в жилище, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. В остальных случаях обследование проводится на основании соответствующего постановления, утвержденного руководителем подразделения.
В Законе РФ «О милиции» (п. 18 ст. 11) предусмотрены случаи, позволяющие беспрепятственный вход в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения, занимаемые организациями, и осмотр их:
1) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
2) при наличии достаточных данных о том, что там совершено или совершается преступление;
3) при наличии достаточных данных о том, что там произошел несчастный случай;
4) для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.
Основания подозревать граждан в совершении преступления сформулированы в ст. 91 УПК РФ:
Ф человек застигнут в момент совершения преступления или непосредственно после его совершения;
Ф очевидцы и потерпевшие прямо укажут на конкретное лицо как на совершившее преступление;
Ф на человеке или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.
В теории ОРД различают следующие виды оперативного осмотра:
Ф гласный; факт проведения данного оперативного мероприятия не скрывается от окружающих. Обычно его осуществляют оперативные сотрудники на месте совершения преступления. По завершении осмотра составляется акт обследования, который впоследствии может быть приобщен к материалам уголовного дела;
Ф негласный; предполагает проведение оперативного осмотра тайно от посторонних. О результатах проведения составляется справка, которая хранится в материалах оперативно-розыскного производства;
Ф зашифрованный; скрывается не само это мероприятие, а цель его проведения. Оперативные сотрудники находят благовидный предлог для осмотра и осуществляют его в роли представителей вымышленной или реальной организации, а не органа внутренних дел.
При проведении оперативного осмотра независимо от его вида, целей и особенностей, обусловленных конкретной ситуацией, должны соблюдаться следующие тактические требования:
® предварительное изучение особенностей местности;
Ф определение круга предметов оперативного осмотра;
Ф принятие решения по его проведению и осуществлению необходимых подготовительных действий.
В процессе предварительного изучения предполагаемого места и предметов осмотра оперативный сотрудник должен проанализировать имеющиеся у него сведения относительно путей скрытого подхода к интересующему объекту, его расположения, охраны, конструкции запирающих устройств, сигнализации, мест и условий хранения предметов осмотра. В порядке подготовки к оперативному осмотру определяются силы и средства, требуемые для успешной реализации мероприятия. Одновременно продумывается вопрос о возможности выполнения
задачи в сложившихся условиях. При необходимости надо создать их искусственно, а следовательно, разработать легенду и принять необходимые меры20.
Во время проведения ОРМ допускается применение фото-, видео- или копировальной аппаратуры, пометка предметов, установка химических ловушек или иных средств, способствующих следообразова-нию. Полученные сведения по результатам гласного оперативного осмотра отображаются в акте, который может быть в последующем представлен лицу, проводящему расследование, для использования в процессе доказывания. Результаты негласного обследования документируются в виде справки оперативного работника. Справка не может быть использована в уголовно-процессуальном доказывании в том значении, которое придает этому понятию ст. 84 УПК РФ. К итоговому документу оперативного осмотра прилагаются носители информации: аудио- и видеокассеты, флэш-карты, компакт-диски и др.
Эффективность ОРМ, проводимых субъектами личного сыска, напрямую зависит от умения правильно оценить обстановку, принять оптимальное решение в выборе отдельного ОРМ или их совокупности и тактических приемов их осуществления. Довольно часто оперативный сотрудник осуществляет личный сыск без предварительной подготовки, приспосабливаясь к складывающейся ситуации, последовательно переходя от одного ОРМ или метода ОРД к другому, используя различные тактические элементы. Однако не обладая достаточным опытом, необходимыми профессиональными навыками и знаниями, трудно разоблачить преступников, прибегающих к различным ухищрениям.
Полученные при личном сыске данные, учитывая их восприятие и проверку лицом, его осуществляющим, обладают достаточной степенью достоверности. Часто их можно использовать гласно, не раскрывая при этом источники и методы получения. Поэтому субъекты личного сыска могут участвовать в уголовном судопроизводстве в качестве свидетелей.
При проведении ОРМ в процессе личного сыска необходимо четко представлять, что одни фактические данные сохраняются до возбуждения уголовного дела и могут быть получены процессуальным путем; другие, не подлежащие восстановлению, необходимо обязательно фиксировать в документах, предусмотренных ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами (на фотоснимках, видеозаписи, в актах, справках, рапортах, объяснениях и других документах). Данные, содержащиеся в них, могут быть преобразованы в доказательства, если будут процессуально оформлены и проверены. Они также служат основанием для других ОРМ, проведение которых мо-
жет касаться ограничения конституционных прав объектов ОРД либо являться основанием для оперативной разработки. Исходя из этого, необходимо использовать положение норм УПК РФ при оформлении оперативно-служебных документов21.
1 Елинский В.И. История уголовного сыска в России (Х - начало ХХ в.) - М.: Инфра-М, 2004.
2 Лаевский Г.Т., Светков Н.А., Утевский А.Б. Личный сыск. - М., 1992.
3 Шумилов А.Ю. Основы уголовно-розыскного права (правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности): учеб. пособие. — М, 2000.
4 Блинов Ю.С., Вагин О.А, Климов И.А. и др. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. — М.: Инфра-М, 2006.
5 Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. 2-е изд. - М., 1976.
6 Климов И.А. Оперативно-розыскная деятельность как процесс познания. Монография. 2-е изд. - М., 2005.
7 Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. - М., БЕК, 1997.
8 Светлов В.А. Практическая логика: учебник. 2-е изд. -СПб., 1997.
9 Иванов Е.А. Логика: учебник. 2-е изд. - М., 2001.
10 Чечетин А.Е. Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, сущность, структура. - Барнаул: Изд-во Барнаульского юрид. ин-та МВД России, 2004.
11 Климов И.А. Методы теории и практики оперативно-розыскной деятельности, - М..: Изд-во юрид. ин-та МВД России, 1993.
12 Вагин О.А., Климов И.А., Овчинский В.С. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. - М.: Инфра-М, 2006.
13 Бакотин А.С. Оперативно-розыскная деятельность: учеб. пособие. - М.: ПРИОР, 2006.
14 Вагин О.А., Исиченко А.П., Шабанов Г.Х. Оперативно-розыскные мероприятия и использование их результатов: учеб.-практ. пособие. - М., 2006.
15 Захарцев С.И.Оперативно-розыскные мероприятия. Общие положения: учеб. пособие. - СПб., 2004.
16 Киселев А.П. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный). - М.: Ось-89, 2007.
17 Вагин О.А, Земскова А.В., Исиченко А.П. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. - М.: Инфра-М, 2006.
18 Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность в схемах и определениях: учеб. пособие. 4-е изд. - М., 2008.
19 Литвинов В.А. Правовые и организационно-тактические основы обследования помещения, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Омск, 2002. С. 36.
20 Бобров В.Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий. - М., Изд-во Академии управления МВД России, 2003.
21 Батаев И.А., Уголовно-процессуальный аспект использования результатов оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие. - Ижевск, 2005.