УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ДОКАЗЫВАНИЕ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 343
А. И. Александров
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НРАВСТВЕННЫЕ НАЧАЛА: РАЗМЫШЛЯЯ О ГЛАВНОМ
В статье затронуты актуальные нравственные проблемы, касающиеся ОРД: низкий уровень правосознания оперативных работников, их профессиональная деформация; недоверие граждан правоприменителям и недостаточная помощь в раскрытии преступлений; допустимый оперативный эксперимент и его отличие от провокации. К л ю ч е в ы е с л о в а: оперативно-розыскная деятельность, правосознание, оперативный эксперимент, провокация.
OPERATIONAL INVESTIGATIONS AND MORAL PRINCIPLES:
REFLECTING ON THE MAIN
The work is dedicated to the actual moral problems concerning the Operational Investigations: the low level of legal awareness of investigators, their professional deformation; distrust of citizens to law enforcement bodies and insufficient assistance in the detection of crimes; permissible operative experiment and its difference from provocation.
K e y w o r d s: operational Investigations, sense of justice, operational experiment, provocation.
Поступила в редакцию 5 апреля 2018 г.
Тема нравственности, нравственных основ важна применительно к любой сфере человеческой деятельности. Но особое звучание она приобретает там, где вершатся людские судьбы, - в работе правоохранительных органов, защищающих нас от преступности. Мораль и право - вот что, по утверждению Л. Д. Кокорева, и составляет основу правоохранительной деятельности1. Формат исследования не позволяет уделить внимание всем аспектам этой темы; остановимся на одном, самом остром - нравственным началам оперативно-розыскной деятельности.
Государство предоставляет оперативным работникам широкие полномочия по выявлению и пресечению преступлений, причем значительная часть этих полномочий реализуется негласно. В таких условиях особо велик соблазн встать на преступный путь, использовать полномочия в личных целях, и сегодня в средствах массовой информации освещено немало примеров, когда этот соблазн воплощался в конкретных действиях. Причем, что самое страшное, речь идет не только о попустительстве преступникам, укрывательстве преступлений и т. п.; известны факты фальсификации результатов ОРД, подбрасывания улик невиновным людям, что, с одной стороны, помогает оперативнику выполнить криминальный «заказ» их конкурентов по бизнесу, а с другой - влечет для него продвижение по службе за «раскрытое» преступление.
1 См.: Проблемы теории и практики уголовного процесса : история и современность / под ред. В. А. Панюшкина. Воронеж, 2006. С. 286.
© Александров А. И., 2018
При таких обстоятельствах особое значение приобретают надлежащий уровень правосознания оперативных работников, их устойчивость к деформации личностного правосознания, твердый моральный стержень.
В науке различают не один, а несколько типов деформации правосознания работников оперативных подразделений, условно именуя их «боязнью права», «правовым цинизмом», «правовым нигилизмом» и т. д.2 К сожалению, нередко даже те работники, которые искренне стремятся пресечь преступление и не ищут от службы преференций для себя лично, в силу деформации правосознания идут на грубые нарушения закона, ошибочно полагая, что государству и обществу неважно, каким путем преступник будет изобличен.
Что делать в этой ситуации? Прежде всего, требуется укрепление кадровой составляющей: через институты наставничества, профессиональной учебы и т. п., а также путем более тщательного отбора будущих правоприменителей при поступлении на службу. Уже сейчас в практику кадровой работы силовых ведомств России внедрены такие новые методы изучения претендента на должность, как прохождение «детектора лжи», более сложные тестирования, опросы психологами, что позволяет «отсеивать» лиц со сложившимися криминальными установками тех, кто употреблял наркотики, и т. п. Кроме того, необходимо поднимать престиж работы в правоохранительных органах, в том числе за счет увеличения денежного содержания сотрудников, шире применять материальное и моральное стимулирование и др.
Требуется также усиление ведомственного контроля и прокурорского надзора при осуществлении ОРД, а в особо резонансных случаях - осуществление парламентского контроля над расследованием фактов злоупотреблений, допущенных оперативными работниками3.
Совершенствование законодательства и практики его применения - еще одно важное средство, воздвигающее барьеры на пути к нарушению закона. Так, изначально ст. 15 закона об ОРД4 не содержала каких-либо правил изъятия в ходе гласных ОРМ документов или электронных носителей информации, что оставляло оперативным работникам широкие возможности для злоупотребления полномочиями: достаточно было изъять бухгалтерскую документацию у руководителя того или иного предприятия на неопределенный срок, чтобы поставить его перед выбором: или банкротство предприятия, неминуемое в отсутствие документов, или выполнение любых незаконных требований оперативников. Осознав ошибку, законодатель внес в указанную статью необходимое изменение: теперь, как известно, владельцы изымаемых документов получают их заверенные копии, причем в жестко установленные сроки.
Другой пример, касающийся корректировки Верховным Судом РФ ошибочной практики применения закона об ОРД: запрет проведения гласного обследования жилого помещения для обнаружения доказательств по уголовному делу, которое, по существу, подменяло собой обыск5. До того как Верховный Суд РФ высказал
2 См.: Захарцее С. И. Наука оперативно-розыскной деятельности : философский, теоретико-правовой и прикладной аспекты. СПб., 2011. С. 102-108.
3 См.: Александров А. И. Уголовная политика и уголовный процесс в российской государственности : история, современность, перспективы, проблемы / под ред. В. 3. Лукашевича. СПб., 2003. С. 498-514.
4 Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 9 января 2013 г. № 45-012-77. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
свою позицию по этому вопросу, признав такое проведение обследования незаконным, соответствующая практика была нередкой, что серьезно увеличивало возможности оперативных работников по злоупотреблению полномочиями.
Вторым проблемным вопросом, на котором следует остановиться, является низкий уровень доверия граждан6 к сотрудникам органов правопорядка. Во многом это - оборотная сторона проблем, о которых говорилось выше. Сталкиваясь в быту с коррупционными проявлениями со стороны тех, кто призван с ними бороться, помня по рассказам представителей старшего поколения о временах чудовищных массовых репрессий, произволе, устраиваемом «по доносу», видя «громоздкость» и формализм современных правил российского уголовного судопроизводства, многие граждане не желают содействовать правоохранительным органам в выявлении и раскрытии преступлений. Негласная помощь оперативным подразделениям часто оценивается общественным сознанием как нечто безнравственное, «подлое», аморальное. Вспомним водителей встречных автомобилей, заметивших, что вы нарушаете скорость: они мигают вам фарами, предупреждая о близости сотрудника ГИБДД, вместо того чтобы самим сообщить инспектору о вашем правонарушении (именно так поступили бы граждане многих стран Запада).
Между тем именно работа с гражданами, оказывающими содействие оперативным подразделениям в выявлении и раскрытии преступлений, - основа основ всей оперативной деятельности. Без этой ключевой составляющей все усилия органов правопорядка по предотвращению и пресечению преступлений окажутся тщетными. Это особенно важно осознать каждому из нас сегодня, когда Россия находится под прицелом международного терроризма. Полагаем, определенные позитивные изменения в общественном сознании есть. К примеру, террористическая угроза, вновь весьма актуальная для нашей страны, во многом сплотила население и помогла увидеть в сотрудниках правоохранительных органов своих защитников. Но нельзя останавливаться на достигнутом.
Прежде всего, требуются дальнейшие усилия самих правоприменителей, чтобы их негативный образ был окончательно развенчан. Для этого необходимо не только «самоочищение рядов»; следует учитывать положительный зарубежный опыт стимулирования активной помощи граждан в раскрытии преступлений, применяя как моральные, так и материальные стимулы. Так, по свидетельству Ю. Н. Адашкевича, врожденное уважение к закону большинства граждан западных стран позволяет широко использовать различные полицейские программы, такие как, например, канадские «Соседский догляд» или «Схвати за руку». Любой житель Оттавы, заметив чьи-либо подозрительные действия, может позвонить в полицию и рассказать о своих наблюдениях. Если подозрения окажутся верными и приведут к аресту преступника, звонивший получит материальное вознаграждение. При этом гарантируется полное инкогнито, что снимает опасения возможной мести преступника: причитающуюся сумму можно востребовать в банке, назвав индивидуальный номер, который выдается звонящему в полицию7.
По утверждению В. А. Ильченко, в настоящее время доминирующей идеологией правоохранительных органов зарубежных стран в отношениях с обществом яв-
6 См.: Астафьев Ю. В. Нравственные категории в оперативно-розыскной деятельности // Судебная власть и уголовный процесс. 2015. № 4. С. 96-97.
7 См.: Адашкевич Ю. Н. Агентурный метод в борьбе с преступностью в зарубежных странах// Выступления в рамках круглого стола «Организованная преступность-2» / под ред. А. И. Долговой, С. В. Дьякова. М., 1993. С. 208-220.
ляется так называемая концепция коммунально-ориентированной деятельности полиции; критерий социальной эффективности работы полиции, когда граждане воспринимают полицию как «свою», все шире применяется в оценке ее работы. «Определение облика сотрудника полиции как друга и помощника, а ее профессиональной деятельности как служение обществу - главное в построении отношений между полицией и населением, а основной критерий оценки ее деятельности -общественное мнение»8. Полагаем, что и в нашей стране упомянутый критерий должен серьезно учитываться при оценке работы соответствующих ведомств.
В современном мире большую роль в становлении в общественном сознании образа сотрудника правоохранительных органов играют средства массовой информации. Многочисленные сериалы, показывающие поголовную коррупцию в рядах правоохранителей, не способствуют формированию позитивной модели поведения гражданина и полицейского. Необходимо серьезное внимание государства к этой проблеме, чтобы такой негативный вектор освещения правоохранительной работы был преодолен.
Важно также обеспечить надлежащую защиту тех, кто доверился работникам правопорядка и помогает в раскрытии преступлений. Ведь безнравственно требовать от граждан содействия в выявлении преступлений, а затем от свидетелей -правдивых показаний, если государство не может их надежно защитить. В этом вопросе наша страна тоже использует далеко не все возможные ресурсы9.
Наконец, еще одна серьезная проблема, заслуживающая внимания и имеющая нравственную подоплеку, заключается в отграничении правомерно проведенного ОРМ «оперативный эксперимент» от совершенной оперативниками провокации. Подчеркнем, что тема провокации звучит в нашей стране достаточно часто10; заявления чиновников, которые, будучи схваченными за руку с крупными денежными суммами, утверждают, что стали жертвами произвола правоприменителей, стали обычным явлением.
На наш взгляд, настоящая провокация, требующая самого решительного осуждения: это когда человеку «подбрасывают» деньги, наркотики или еще что-либо, создавая искусственные доказательства совершения ими преступления. Разумеется, это не только незаконно (ст. 304 УК РФ), но и безнравственно.
Однако если чиновник добровольно соглашается взять деньги за определенную услугу, «продавая» тем самым свои полномочия, а его при этом задерживают с поличным, то, на наш взгляд, трудно говорить о какой-либо безнравственности действий работников правоохранительных органов.
Понимая, что затронутая тема является остро дискуссионной, мы, тем не менее, выступаем за расширение существующих возможностей по проведению ОРМ «Оперативный эксперимент». В частности, мы выступаем за наделение оперативных подразделений полномочиями проверять чиновника на «устойчивость к взяткам» в превентивном порядке. Причем всем государственным и муниципальным служащим надо заранее объявить (и включить в закон об их статусе соответствующую норму), что они будут регулярно подвергаться таким внезапным оператив-
8 Ильченко В. А. Взаимоотношения общества и полиции за рубежом и в России // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2015. № 1. С. 139.
9 См., например: Новиков С. А. Обеспечение безопасности допрашиваемого лица : у «нас» и у «них» // Следователь. 2009. № 7. С. 16.
10 См., например: Сазин С. Т. О проблемах соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений коррупционной направленности // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Право. 2015. № 3. С. 251.
ным проверкам. Полагаем, предлагаемая «проверка на честность» чиновников путем предложения им «взятки» никак не противоречит нравственным нормам. Сейчас требуется только прямо регламентировать в законе проведение таких мероприятий. Ведь каждый служащий не может не понимать, что взяточничество -преступно, что он, соглашаясь за деньги посетителя решить служебный вопрос, совершает преступление11.
Таковы, на наш взгляд, наиболее актуальные нравственные проблемы, касающиеся ОРД, скорейшее решение которых - насущное требование современности. В завершение исследования напомним известное изречение римского поэта Квинта Горация Флакка, небезынтересное для современных правоприменителей: «Серебро дешевле золота, золото - нравственных достоинств».
11 Подробнее см.: Александров А. И. Философия зла и философия преступности (вопросы философии права, уголовной политики и уголовного процесса). СПб., 2013. С. 329-337.
Санкт-Петербургский государственный университет
Александров А. И., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики
St.-Petersburg State University
Aleksandrov A. I., Doctor of Legal Sciences, Professor, Head of the Criminal
Process and Criminalistics Department E-mail: [email protected]