ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
^^ Актуальные проблемы конституционного права ^^
МЕСТО И РОЛЬ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Б.П. МИХАЙЛОВ
профессор кафедры ОРД, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации
Е.Н. ХАЗОВ
начальник кафедры конституционного и муниципального права, доктор юридических наук, профессор Научная специальность: 12.00.02 — Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
E-mail:[email protected]
Анотация. Рассматривается место и роль Конституции РФ в правовом обеспечении оперативно-розыскной деятельности. Показывается, что на современном этапе развития теории и совершенствования практики оперативно-розыскной деятельности связано с формированием и углублением конституционного правосознания участников оперативно-розыскного процесса.
Ключевые слова: конституция, оперативно-розыскная деятельность, принципы оперативно-розыскной деятельности, конституциональное правосознание, оперативно-розыскная наука
THE PLACE AND ROLE OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION
IN THE LEGAL SUPPORT OF THE OPERATIVE-INVESTIGATIVE ACTIVITY
B.P. MIKHAILOV
Professor of the Department of OSA, doctor of legal Sciences, Professor, honoured lawyer of the Russian Federation
E.N. KHAZOV
head of the department of constitutional and municipal law, doctor of legal sciences, professor
Annotation. The article describes the role and Constitution of the Russian Federation in the legal support of the operative-investigative activity. It is shown that at the present stage of development of the theory and practice of operative-investigative activity is associated with the emergence and deepening of the constitutional legal consciousness of the participants of the operational-investigative process.
Key words: constitution, operational search activities, principles of operative-investigative activity, constitutional legal awareness, operational search science.
Поясним сразу, что к рассмотрению названной темы нас побудила статья профессора В.Ф. Луговика. В ней рассматривается проблема конституцио-нализации в оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД), которая по мнению автора лежит в плоскости совершенствования конституционного правосознания как правоприменителей, так и иных участников оперативно-розыскного процесса1.
Предваряя наши суждения по этой проблеме, отметим, что мы поддерживаем позицию автора о необходимости «осмысления конституционных идей в оперативно-розыскной деятельности и конкретизации самой идеи конституционализма применительно к ОРД2».
Конституционализм как основополагающее правовое явление стал активно исследоваться в юридической науке с принятием Конституции Российской Федерации, являющейся законом, обладающим высшей юридической силой.
Понятие и сущность конституционализма мы можем найти в работах ученых юристов В.Г. Ба-ева, Р.А. Бобровой, Н.С. Бондарь, Н.В. Витрука, О.Е. Кутафина, Н.В. Мамитовой и многих других. Так В.Г. Баев рассматривает конституционализм как теорию и практику организации государственной и общественной жизни в соответствии с Конституци-ей3; М.В. Самигуллин, выделяя социально-политический аспект конституциализма, отмечает, что он
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
направлен на оптимальное устройство и функционирование публичной власти «в целях безопасности и благополучия самодостаточного общества, развивающегося на основе органического сочетания частного (индивидуального), публичного (общественного) начал4». При этом конституционализм определяет границы активности государства и его органов, возможности его воздействия на общественные отношения5. Такое суждение считает В.Ф. Луговик, «представляется важным при определении пределов оперативно-розыскного ограничения прав и свобод человека и гражданина... Конкретизировать идеи конституционализма применительно к ОРД «позволяет структурно-функциональный подход6».
Именно структурно-функциональный анализ с позиций науки конституционного права позволяет осмыслить понятие конституционализма и возможности его применения в теории и практики ОРД.
Конституционное право как и другие правовые отрасли представляет собою четкую, логически построенную систему права. Под ней авторы учебника «Конституционное право России» понимают основанное на принципах права объединение конституционно-правовых норм в группы (правовые институты) в определенной последовательности в зависимости от их содержания, характера регулируемых ими общественных отношений и значения норм, которые являются структурными элементами этой системы. Под принципами конституционного права в юридической науке принято понимать основополагающие правовые начала, ключевые идеи и положения, определяющие и выражающие его сущность.
При этом различаются принципы как правые нормы, нашедшие выражение в теоретических положениях науки и косвенно определяющие направления и содержание конституционно-правового регулирования'.
Исходя из этого, в науке конституционного права конституционализм рассматривается как логически выстроенная система ключевых правовых идей, норм и концепций.
Сущность системы заключается в следующем: конституционной идеологии (система идей и концепций); процессе (политический процесс вокруг конституционных вопросов); четко выраженной цели (установление конституционного строя как определенного механизма власти); политико-юридической реальности (существование конкретного
конституциального строя); юридическом результате (реализация конкретных норм и принципов); средстве (разрешение политических кризисов, установление форм диалога между народом и властью)8.
В этом смысле конституционализация оперативно-розыскной деятельности есть воплощение в нее конституционной идеологии, норм и принципов конституционализма.
Рассматривая проблему конституционализации ОРД не можем не отметить, что юридическое сообщество (правда небольшая его часть) по-разному относится к этой деятельности.
Некоторые ученые-правоведы не считают эту деятельность правовой в связи с отсутствием оперативно-розыскного права как отрасли права; другие считают, что нет и не может быть науки ОРД, поскольку оперативная работа носит исключительно ведомственно-прикладной, ограниченный характер. К сожалению, в обществе существует негативное мнение по отношению к негласной оперативной деятельности.
На обывательском уровне, в том числе и в интеле-гентской среде, зачастую ее оценивают как предательство, «стукачество», «сексотство». Участников оперативно-розыскного процесса уничтожительно называли ранее «легавыми», затем «мусорами», теперь «ментами». Не способствуют в настоящее время повышению социальной роли ОРД и средства массовой информации, кинематограф, особенно телевидение.
Телеэкраны заполнены сериалами, где оперативники рисуются в основном в крайне негативном свете. Идет путаница в показе функционального назначения субъектов ОРД.
Создается впечатление, что оперативной работой в полном объеме занимаются поголовно все, кому не лень: прокурорские работники, следователи органов внутренних дел, следственный комитет, частные сыщики, охранные структуры и просто надуманные оперативные образования типа «Морских дьяволов» или «особых» отделов в виде питерской «конторы» под названием «Литейный». На вооружении таких «сыщиков» провокации, «подставы», мордобой, немыслимые оперативные комбинации, которые просто не существуют в реальной практике и как результат — «реки» крови и «горы» трупов.
Учитывая актуальность рассматриваемых в статье В.Ф. Луговика проблем, рассмотрим консти-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
туционализацию оперативно-розыскной деятельности в следующих аспектах: нормотворческом, научно-прикладном, а также с позиций конституционного правосознания и правоприменения.
Предварительно отметим, что исторические корни оперативно-розыскной деятельности и, в частности, использования агентурного метода, уходят в глубь веков. Эта деятельность «объективна и существует по своей сути вне зависимости от нашего сознания, и тем более желания или воли государства и общества, так как появилась раньше этих образований. Она входит в число «древнейших» профессий, поскольку ее результатом являются конкретные сведения о чем либо или информация.
Эта деятельность — средство обеспечения безопасности человека, общества, государства9».
По Г.К. Синилову оперативно-розыскная деятельность появилась значительно раньше криминалистики, а не в ее недрах, поскольку разведывательная, контрразведывательная деятельность и полицейский сыск (розыск) как институт разведывательно-поисковой функции различных государств, возникли задолго до ее появления10.
А.Ю. Шумилов доказывает, что «истинной целью ОРД должно являться надежное обеспечение криминальной безопасности отдельного человека, российского общества (государства) и человечества в целом (в рамках международных договоров), и приходит к выводу, что «ОРД можно определить как дозволительное законодателем эффективное государственное организационно-правовое средство обеспечения криминальной безопасности соответствующих объектов, специфика которого состоит в системной реализации в этих целях законных негласных и гласных возможностей»11.
Таким образом, государство взяло на вооружение ОРД как действенный инструмент защиты государственного и общественного строя. Как нам представляется, точку в рассуждениях о так называемом неправовом характере ОРД давно поставил Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД), который разработан в соответствии с принципами и нормами Конституции, конституционного права.
Правовой характер ОРД неоднократно подтверждал и Конституционный суд Российской Федерации. В январе 1999 г. ст. 5 закона была дополне-
на новой частью следующего содержания: «органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина по неприкосновенности частной жизни, личную и семейную тайну корреспонденции».
В июле 2007 г. претерпела изменение редакция ч. 8 ст. 5 данного закона, в которую введена норма о запрете органам и должностным лицам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, подстрекать, склонять, понуждать лиц в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий, а также фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности»12.
Из этого следует, что работа по совершенствованию оперативно-розыскного законодательства продолжается и в этом контексте Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» не является застывшей правовой конструкцией.
В теории ОРД дается понятие принципа как основы, начала общественного явления, в частности отрасли права или вида деятельности, а под принципами, в соответствии с конституционным правом, понимаются руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области ОРД. Закрепленные в процессе практической деятельности оперативных подразделений принципы ОРД были обобщены, сформулированы теорией ОРД и получили нормативно-правовое обоснование и выражение в действующем законодательстве и ведомственном регулировании. В ст. 3 Закона об ОРД сказано, что оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
С 1 марта 2011 г. вступил в силу закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», а с 1 августа 2011 г. милиция стала именоваться полицией. Данный закон положил начало коренному реформированию всей системы МВД. Ст. 1 Закона дает четкую трактовку назначения полиции — она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан,
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественного порядка.
При этом защита личности, общества, государства от противоправных посягательств является приоритетным направлением деятельности полиции (ст. 2), а принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина приобретает главенствующее положение (ст. 5). Законом предписано осуществлять ОРД в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом (ст. 12).
В ст. 6 закона сформулирован принцип законности в деятельности полиции. Характерно, что в нем заявлено, что всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных деяний.
Все принципы ОРД и деятельности полиции взаимосвязаны и взаимообусловлены. Принцип конспирации отражает разведывательно-поисковый характер ОРД и означает необходимость использования в ОРД правил и приемов, позволяющих сохранять в тайне от преступников действия правоохранительных органов по их выявлению и разоблачению. Сочетание же гласных и негласных методов с соблюдением конспирации создают условия для проверки достоверности полученной информации и позволяют избежать ошибок в принятии оперативно-розыскных и процессуальных решений. Реализация принципа конспирации связана установлением особого порядка получения, оформления, хранения и использования оперативно-розыскной информации, защиты секретных сведений, составляющих государственную и служебную тайну.
Вот почему совершенствование правовой базы, регламентирующей обеспечение конспирации, разработка основ организации и тактики ее осуществления, как частной теории ОРД, представляется актуальной задачей.
Ученые в области ОРД прилагают значительные усилия по разработке, в соответствии с принципами и нормами конституциализма, понятий и сущности правовых институтов, их отличительных признаков, структуры назначения и порядка функционирования в наиболее важных аспектах ОРД, в том числе на стыках с различными отраслями права.
В качестве примеров назовем такие правовые институты, концепции как институт использования результатов ОРД в уголовном процессе13, институт конспирации в защите и сохранении тайны в ОРД14, концепция оперативно-розыскной характеристики преступлений15 и т.д.
Таким образом, в следствии реализации консти-туциализации, идет процесс формирования самостоятельной отрасли права — оперативно-розыскного права.
Инициатором и разработчиком концепции оперативно-розыскного права выступает известный ученый, профессор А.Ю. Шумилов. Еще в 1991— 1993 гг. им разработаны принципиально новые законопроекты: Уголовно-розыскной кодекс, оперативно-розыскной устав (закрытого межведомственного нормативного правого акта для российских правоохранительных органов и спецслужб) и другие.
А.Ю. Шумилов автор идеи создания новой науки — сыскологии как межотраслевой системы научных взглядов, норм и концепций о профессиональном сыске (оперативно-розыскной, разведывательной, контрразведывательной и негосударственной детективной деятельности).
По нашему мнению, в настоящее время образовался значительный потенциал необходимых знаний и методик для создания и развития оперативно-розыскного (или оперативно-сыскного права).
Научно-теоретическое осмысление практики ОРД, многочисленные научные исследования известных ученых, феномен создания научных школ убедительное свидетельство того, что наука ОРД есть объективная реальность. В Номенклатуру специальностей научных работников по юридическим наукам приказом министра образования и науки России внесены изменения: в рамках новой специальности 12.00.12 объединены криминалистика, судебно-экспертная деятельность и оперативно-розыскная деятельность. Уголовный процесс напрочь изъят из этой специальности и выделен в отдель-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
ную специальность под прежним шифром 12.00.09. Как известно, одним из обоснований такого реформирования, явилось мнение о том, что якобы объединение уголовного процесса с криминалистикой и ОРД в рамках одной научной специальности (т.е. 12.00.09) постоянно порождает противоречия между ними, искусственно сдерживает развитие самого уголовного процесса в части новых механизмов процессуальной деятельности, направленной на обеспечение прав и свобод личности.
Такая аргументация, мягко говоря, приводит в изумление. О каких «противоречиях» идет речь и в чем «искусственно» сдерживается развитие уголовного процесса? По-нашему мнению, на этот вопрос не ответят сами процессуалисты.
А с элементарных прагматических позиций такая постановка вопроса вызывает недоумение и у практических работников. Следователи, дознаватели не мыслят полного, глубокого и всестороннего раскрытия (да и расследования) преступлений без деятельного участия оперативников.
Многие преступления, особенно преступления террористической и экстремистской направленности, выявлять и предотвращать невозможно без агентурно-оперативной работы. Тоже самое следует сказать и о государственной защите участников уголовного судопроизводства (судей, прокуроров, следователей и т.д.).
Прав профессор В.К. Зникин, который поставил диагноз этому нововведению — «полная несостоятельность достижения целей и решения задач уголовного судопроизводства (неотвратимость наказания заменена на безнаказанность)16».
Правосознание следует относить к базовым понятиям конституционализма. Правосознание как нравственно-правовая категория включает в себя три составляющие — правовую идеологию, правовую психологию и поведенческие элементы (установки, умения, навыки, привычки и др.).
На наш взгляд, целесообразно добавить и четвертый элемент — праксиологический. Праксиология — научная дисциплина, изучающая общую теорию достижения эффективности любой как умственной, так и физической деятельности17.
Формирование правосознания, особенно профессионального, несомненно относится к умственной деятельности; оно закрепляется, обогащается
и трансформируется в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, превращаясь в убеждения и конкретные поступки (действия).
Изначально правосознание формируется на полученных правовых знаниях, которые безусловно должны сопровождаться воспитанием уважения к праву, закону, Конституции своей страны и превращаться в морально-нравственные убеждения (установки) по строгому соблюдению законности, принципа уважения прав и свобод человека и гражданина. Все это вместе взятое проявляется в конституционном правосознании, которое, как считает И.А. Кравец, представляет собою вид правового сознания, в котором отражаются представления и чувства отдельной личности, социальной группы, общества в целом о Конституции, ее роли в правовом регулировании и правах человека18.
Конституционное правосознание напрямую связано правоприменением.
Дефектность конституционного правосознания самым негативным образом отражается на оперативно-розыскной практике. Это находит выражение в ускоренной профессиональной деформации оперативных сотрудников, творимом ими произволе, грубости, проявлениях жестокости, насилия, в издевательствах над людьми, мздоимстве и взяточничестве, злоупотреблениях по службе и предательстве интересов службы, двурушничестве, преступных связях с криминалитетом.
О.Е. Кутафин отмечает, что конституционализм следует рассматривать «как систему представлений об общедемократических, общецивилизованных политико-правовых ценностях государственного цивилизованного общества19».
Исходя из этого положения в систему приобретения таких представлений должно входить не только изучение профессиональных правовых дисциплин, но и гуманитарных: истории, философии, иностранных языков и других дисциплин, в том числе экономического цикла, предоставляющих социально-гуманитарный компонент университетского образования. Такие возможности, по нашему мнению, в полном объеме представляет Московский университет МВД России, в котором преподаются, наряду с профессиональными дисциплинами, науки, позволяющие удовлетворять духовные запросы человека и помогающие адаптироваться
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
к условиям современной жизни. Перевод правовых знаний в правосознание курсанта и слушателя — процесс достаточно сложный и трудоемкий. Он во многом зависит от качества преподавания и мотивации (стремления) курсанта и слушателя к самосовершенствованию в учебной и будущей профессиональной деятельности в качестве правоприменителя.
Вместе с тем, в профессиональной подготовке будущих высококлассных специалистов имеется немало резервов и, в частности, в русле межкафедрального воздействия на формирование правосознания. В последнее время заметно как кафедры, согласно новым стандартам обучения, наращивают усилия по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Улучшается взаимодействие кафедр в решении главной задачи — подготовки профессионалов высокого класса. В практику входят совместные научные семинары, обмен опытом, разработка совместных учебно-методических рекомендаций, укрепляются обоюднополезные связи со службами МВД.
Так, несмотря на трансформацию научной специальности 12.00.09 кафедры ОРД и уголовного процесса провели научный семинар по использованию результатов ОРД в доказывании по уголовным делам. Вопрос повышения эффективности применения в ОРД специальных оперативно-технических средств обсуждался на совместном семинаре кафедр спецтехники и оперативно-розыскной деятельности. Такую практику следует ввести в норму. В подготовке книжного издания в виде учебно-методического пособия по противодействию преступлениям террористической направленности участвовали кафедры ОРД и конституционного и муниципального права. Ученые этих кафедр, а также кафедры криминологии подготовили двухтомное книжное издание под названием: «Криминальная среда, понятие, генезис и оперативно-розыскное воздействие». Надо отдать должное издательству Юнити-Дана, которое тесно сотрудничает с кафедрами и за последние годы выпустило ряд фундаментальных работ (учебников и пособий) ученых университета по конституционному праву, криминологии, оперативно-розыскной деятельности и другим дисциплинам. Как нам представляется, хороший тон в использовании межкафедральных возможностей с привлечением
практических работников служб МВД задает кафедра профессиональной этики и эстетической культуры в совершенствовании учебно-воспитательного процесса по формированию духовно-нравственных качеств и правовой культуры будущих офицеров полиции.
С участием кафедры ОРД факультета подготовки оперативных сотрудников полиции на основе материалов читательской и зрительской конференции по повести Б.Л. Васильева и кинофильма М.А. Ульянова «Самый последний день» издан сборник «Служебный этикет сотрудника полиции».
В декабре 2012 г. кафедрой проведено расширенное выездное заседание в Рязанском филиале, рассмотревшее вопрос: «Опыт и актуальные проблемы нравственного воспитания». На заседании с участием ученых, преподавателей и курсантов обсуждались проблемы морально-этического воспитания, деонтологической подготовки, специфики профессионального воспитания, формирования правосознания и правовой культуры.
По итогам коллективом авторов подготовлено фундаментальное издание «Опыт и актуальные проблемы нравственного воспитания». Вот пример того, как кафедры не должны замыкаться в рутинно-узком круге вопросов по осуществлению учебного процесса. На наш взгляд значительный резерв представляет улучшение самоподготовки курсантов. Его эффективное использование связано, прежде всего, с неформальным участием в самоподготовке преподавателей и улучшении контроля со стороны кураторов учебных взводов. Конституционализация изучения профессиональных дисциплин остается актуальной задачей.
1 Луговик В.Ф. Оперативно-разыскная деятельность в контексте российского конституционализма // Вестник Волгоградской академии МВД России № 1(20). Волгоград, 2012. С. 129.
2 Луговик В.Ф. Там же. С. 130.
3 Баев В.Г. Конституционализм как понятие // Юрид. мир. 2007. № 10. С. 19.
4 Самигуллин М.В. К вопросу о понятии конституционализма // Право и политика. 2007. № 11. С. 23.
5 Мамитова Н.В. Теория российского конституциализма: история и современность. М., 2005. С. 23.
6 Луговик В.Ф. Там же. С. 130.
7 Конституционное право России: учебник (под ред. И.Н. Зубова, А.С. Прудникова, Е.Н. Хазова) М., Юнити-Да-на. 2013. С. 16—21.
8 Боброва Р.А. Конституционный строй и конституциализм в России: монография. М., 2003. С. 24—25.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
9 Зникин В.К. Диагноз, прогноз и развитие научной специальности 12.00.09 // Оперативник (Сыщик) № 3(32) июль 2012. С. 7—9.
10 Синилов Г.К. История оперативно-розыскной деятельности: от древности до современности. Монография в 2-х ч. Ч. 1. МосУ МВД России, 2010. С. 4.
11 Шумилов А.Ю. Криминальная безопасность — истинная цель оперативно-разыскной деятельности? // Оперативник (Сыщик) № 3(12) июль 2007. С. 12.
12 Определение Конституционного суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-О (По жалобе гр. И.Г. Черновой), от 6 марта 2001 г. № 58-О (Об отказе в рассмотрении жалобы А.В. Потапова), от 9 июня 2005 г. № 327-О (По жалобе А.Н. Чукова).
13 ПоляковМ.П., Рыжков Р.С. О понятии и структуре правового института использования результатов оперативно-ро-зысной деятельности в уголовном процессе // Оперативник (сыщик) № 3(12) июль 2007. С. 12—19.
14 Михайлов Б.П., Меринова С.Л. Понятие и отличительные признаки института конспирации в защите и сохранении тайны в оперативно-разыскной деятельности // Оперативник (сыщик).
15 Поляков М.П. Концепция уголовно-процессуальной интерпретации результатов оперативно-розыскной деятельности как инструмента обеспечения экономической безопасности России // Оперативник (сыщик) № 7(9) ноябрь 2006. С. 13—16.
16 Зникин В.К. Там же. С. 8—9.
17 Катарбинский Т. Вопросы рациональной организации деятельности. В кн.: перевод с польского / Т. Катарбинский 1963. С. 864—865.
18 Кравец И.А. Формирование российского конституциа-лизма (проблемы теории и практики). М.: 2002. С. 323.
19 Кутафин О.Е. Российский Конституциализм. М.: Норма, 2008. С. 18.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ЗАЩИТЫ БЕЖЕНЦЕВ И ЛИЦ, ИЩУЩИХ УБЕЖИЩЕ, В РАМКАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
К.Д. САЗОН
адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России
С.А. ЕГОРОВ кандидат юридических наук, доцент
Научная специальность: 12.00.02 — Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент С.А. Егоров
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются региональные стандарты защиты беженцев и лиц, ищущих убежище, в рамках Содружества Независимых Государств. Анализируются положения международных договоров в сфере предоставления убежища и прав человека.
Ключевые слова: Содружество Независимых Государств, региональные стандарты, защита беженцев, убежище.
REGIONAL STANDARDS OF PROTECTION OF REFUGEES AND ASYLUM-SEEKERS WITHIN THE COMMONWEALTHOF INDEPENDENT STATES
K.D. SAZON
graduated in a military academy at the department of the constitutional and municipal law of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
S.A. EGOROV
candidate of jurisprudence, associate professor
Annotation. Regional standards of protection of refugees and asylum-seekers within the Commonwealth of Independent States are considered. Provisions of international treaties in the sphere of granting an asylum and human rights are analyzed.
Key words: Commonwealth of Independent States, regional standards, protection of refugees, asylum.
Российская Федерация во все времена проводила многовекторную внешнюю политику, следствием которой является членство и постоянное участие
России в различных международных организациях, интеграционных объединениях и союзах. В числе таковых можно назвать Содружество Независимых