ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ: НЕКОТОРЫЕ СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES OF RUSSIA AND THE UNITED KINGDOM: SOME COMPARATIVE LEGAL
ASPECTS
УДК 343
С.А. СУЩЕНКО,
кандидат юридических наук (Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Россия, Орел) [email protected]
SVETLANA А. SUSHCHENKO,
Candidate of Law (Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, Russia)
Аннотация: в статье произведен сравнительно-правовой анализ некоторых аспектов деятельности оперативных подразделений России и Великобритании. Раскрыты основные особенности законодательного регулирования оперативно-разыскной деятельности двух стран.
Рассмотрены основные виды, процедура санкционирования и порядок проведения негласных мероприятий. Отмечается, что, в отличие от России, в Великобритании отсутствует установленный законом исчерпывающий перечень оперативных (негласных) мероприятий. Правоохранительные органы Великобритании осуществляют комплекс негласных мероприятий, которые являются аналогами отечественных оперативно-разыскных мероприятий и в Европейских странах именуются специальными следственными мероприятиями. Порядок, процедура и методика проведения различных видов негласных мероприятий в Великобритании регламентируется актами делегированного законодательства - Кодексами практики, представляющими собой симбиоз уголовно-процессуальных норм и полицейских инструкций.
Сделан вывод о том, что в Великобритании результаты специальных следственных мероприятий имеют статус полноценного доказательства и могут использоваться в уголовно-процессуальном доказывании после исследования их судом в условиях состязательности сторон.
Выявлены и проанализированы имеющиеся достоинства и недостатки нормативных предписаний оперативно-разыскных законов России и Великобритании. В заключение сделан вывод о различных подходах к правовому регулированию и организации оперативно-разыскной деятельности в России и Великобритании, обусловленных особенностями правовой системы, а также структурой правоохранительных органов двух стран.
Ключевые слова: оперативно-разыскная деятельность, оперативно-разыскные мероприятия, правоохранительные органы зарубежных стран, Великобритания, сравнительное правоведение.
Для цитирования: Сущенко С.А. Оперативно-разыскная деятельность России и Великобритании: некоторые сравнительно-правовые аспекты // Проблемы правоохранительной деятельности. -2024. - № 4. - C. 119-123.
Abstract: the article provides a comparative legal analysis of some aspects of the activities of the operational units of Russia and the United Kingdom. The main features of the legislative regulation of the operational investigative activities of the two countries are revealed.
The main types, the procedure for authorizing and the procedure for conducting secret events are considered. It is noted that unlike Russia, the UK does not have an exhaustive list of operational (secret) measures established by law. UK law enforcement agencies carry out a set of covert measures, which are analogues of domestic operational investigative measures and in European countries are referred to as «special investigative measures». The procedure, procedure and methodology for conducting various types of covert events in the UK are regulated by acts of delegated legislation - Codes of Practice, which are a symbiosis of criminal procedure norms and police instructions.
It is concluded that in the UK, the results of special investigative measures have the status of full-fledged evidence and can be used in criminal procedural proof after their examination by the court in conditions of adversarial parties. The advantages and disadvantages of the regulatory requirements of the operational search laws of Russia and the United Kingdom have been identified and analyzed.
In conclusion, it is said that there are different approaches to legal regulation and organization of operational investigative activities in Russia and the United Kingdom, due to the peculiarities of the legal system, as well as the structure of law enforcement agencies of the two countries.
Keywords: operational investigative activities, operational investigative measures, law enforcement agencies of foreign countries, Great Britain, comparative law.
For citation: Sushchenko S.A. Operational investigative activities of Russia and the United Kingdom: some comparative legal aspects // Problems of Law Enforcement Activity. - 2024. - № 4. - P. 119-123.
В условиях сохранения тенденции роста преступности возникает объективная необходимость обеспечения оптимизации и повышения эффективности оперативно-разыскной деятельности России. Сравнительно-правовой анализ дает возможность увидеть и осмыслить положительный опыт, накопленный в зарубежных странах, что является одним из важных аспектов политики любого государства. В то же время исследование проблемы законодательного регламентирования оперативно-разыскной деятельности в сравнительно-правовом аспекте помогает оценить эффективность определенных правовых решений и уберечь отечественного законодателя от ошибок. Значительный интерес представляет организация деятельности оперативных подразделений Великобритании, поскольку она считается одной из наиболее успешных полицейских организаций в Европе и является прообразом полицейских сил в США, Канаде, Индии и Австралии [1, с. 15].
В Великобритании правом осуществлять оперативно-разыскную деятельность наделены Министерство обороны, Министерство иностранных дел и Министерство внутренних дел. Полиция Великобритании является децентрализованной и состоит из 43 региональных полицейских и нескольких централизованных специализированных подразделений по правоохранительной деятельности [2, с. 199]. Большая часть национальных агентств, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, относятся к Министерству внутренних дел, однако по факту не подчиняются ему и абсолютно независимы в выборе методов работы. Как справедливо отмечает Н.А. Нигметов, центральной частью правоохранительной системы как Российской Федерации, так и Великобритании являются оперативные подразделения и их должностные лица [3, с. 79]. В состав оперативных подразделений Министерства внутренних дел Великобритании, помимо оперативных подразделений территориальных органов полиции, также входят региональные подразделения по борьбе с организованной преступностью (ROCUs), Управление по безопасности и борьбе с терроризмом (OSCT), Управление по борьбе с бандитизмом и злоупотреблению рабочей силой (GLAA), Национальное
Бюро по предотвращению мошенничества (NFIB), Национальная служба баллистической разведки (NABIS). Необходимо отметить, что между данными оперативными подразделениями достигнут высокий уровень взаимодействия, позволяющий эффективно проводить совместные мероприятия. В 2013 году было создано новое правительственное оперативное подразделение - Национальное агентство по борьбе с преступностью (NCA), основными задачами которого стала борьба с организованной преступностью, незаконным оборотом оружия и наркотиков, киберпреступностью и экономическими преступлениями.
В Великобритании отсутствует единое оперативно-разыскное законодательство, подобное Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД). Правила, регламентирующие порядок проведения негласных мероприятий, рассредоточены в различных законодательных и подзаконных актах, а также судебной практике. Негласные мероприятия в Британии оставались законодательно неурегулированными до принятия в 1985 году закона «О перехвате сообщений» (Interception of Communications Act 1985)1, который стал первым законодательным актом, регламентирующим перехват сообщений. Однако остальные виды негласных мероприятий по-прежнему оставались неурегулированными до принятия в 2000 году закона «О правовом регулировании следственной деятельности» (The Regulation of Investigatory Powers Act 20 002, далее - RIPA), который впервые законодательно закрепил виды, процедуру санкционирования, порядок и сроки проведения негласных мероприятий и стал законодательной основой для тайных полицейских операций. Таким образом, Великобритания пошла по пути введения в национальные уголовно-процессуальные кодексы правовых норм, ко-
1 Официальный сайт правовой информации правительства Великобритании [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.legislation.gov.uk/ukpga/1985/56/contents (дата обращения: 06.05.2024).
2 Там же.
торые в России пока еще рассматриваются как нормы исключительно оперативно-разыскного регулирования.
Впоследствии на базе RIPA были изданы многочисленные Кодексы практики (Code of Practice) -акты делегированного законодательства, представляющие собой симбиоз процессуального законодательства и полицейских инструкций, регламентирующих порядок, процедуру и методику проведения различных видов негласных мероприятий: о перехвате сообщений (The Code of Practice on the Interception of Communications), о получении и раскрытии коммуникационных соединений (Acquisition and Disclosure of Communications Data), кодекс практики о скрытом наблюдении и вмешательстве в частную жизнь (Covert Surveillance and Property Interference: Code of Practice), регулирующих порядок тайного наблюдения (в том числе перехват телекоммуникационной информации), включая использование специальных технических средств. Необходимо отметить, что все Кодексы практики не содержат информации ограниченного распространения и находятся в открытом доступе на сайте МВД Великобритании. В России, напротив, организация, тактика и методы осуществления оперативно-разыскной деятельности определяются прошедшими государственную регистрацию ведомственными и межведомственными нормативными актами, преимущественно содержащими сведения, составляющие государственную тайну.
В отличие от России, в Великобритании отсутствует установленный законом исчерпывающий перечень следственных действий и оперативных (негласных) мероприятий [4, с. 72]. Правоохранительные органы Великобритании осуществляют комплекс негласных мероприятий, которые являются аналогами отечественных оперативно-разыскных мероприятий и в Европейских странах именуются «специальные следственные мероприятия» (covert actions, special investigation techniques, undercover operation) [5, c. 10]. Наиболее распространенными мероприятиями являются перехват сообщений, использование скрытых источников разведывательной информации и различные виды наблюдения (направленное, вторгающееся, скрытое), в зависимости от условий и особенностей наблюдаемого объекта. Для каждого из вышеуказанных мероприятий существует свой Кодекс практики, регламентирующий условия, порядок и процедуру их проведения. В некоторых случаях подслушанный разговор или сообщение, прочитанное сотрудниками правоохранительных органов, не перехватывается, а, скорее, просматривается. Данное мероприятие регулируется частью II RIPA и, по сути, также представляет собой наблюдение.
В 2016 году был принят закон «О полномочиях по проведению расследований» (Investigatory Powers Act, далее - IPA)3, который обязал интернет-провайдеров в течение 12 месяцев хранить историю посещения сайтов всех пользователей. IPA обязывает интернет-провайдеров хранить информацию лишь о фактах интернет-соединений (Internet connection records), но не о содержании сайтов или истории посещений. Сотрудники полиции могут запрашивать разрешение на доступ к этим данным без соответствующего ордера. В свою очередь, ст. 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (в ред. Федерального закона от 30.12.2021 № 374-ФЗ) обязывает операторов связи хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий, что обеспечивает их длительную сохранность и позволяет сотрудникам оперативных подразделений использовать эти данные в качестве доказательств по уголовному делу даже в случаях проведения разработки в течение долгого времени.
Необходимо отметить, что в Великобритании проведение специальных следственных мероприятий находится вне судебного контроля, разрешение на их проведение дается должностными лицами Министерства внутренних дел и руководителями соответствующих специальных служб (в зависимости от вида мероприятия). В России, напротив, в соответствии со ст. 9 Закона об ОРД указанные материалы рассматриваются на предмет их законности и обоснованности уполномоченным на то судьей единолично. После вступления в силу IPA был создан новый единый надзорный орган для всех следственных органов - Управление уполномоченных по проведению расследований (Investigatory Powers Commissioner's Office, далее - IPCO). В обязанности IPCO также входит контроль за проведением негласных мероприятий и работой тайной полиции.
В Великобритании при проведении различных негласных мероприятий достаточно часто используются сотрудники полиции под прикрытием, в законодательстве именуемые скрытыми источниками разведывательной информации (Covert Human Intelligence Sources, далее - CHIS). Использование CHIS регулируется частью 2 RIPA, которая устанавливает правовые рамки для использования скрытых источников разведывательной информа-
3 Официальный сайт Правительства Соединенного Королевства [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gov.uk/ government/collections/draft-investigatory-powers-bill (дата обращения: 16.05.2024).
ции полицией, органами государственной безопасности и разведки, а также таможни. Под CHIS по смыслу данного закона понимаются лица, которые устанавливают или поддерживают отношения с другим лицом для скрытого получения информации с тайной целью, если они осуществляются таким образом, чтобы гарантировать, что одна из сторон отношений не знает об этой цели. Законодательство Великобритании позволяет использовать в качестве скрытых источников разведывательной информации лиц в возрасте до 18 лет. Однако при привлечении к работе под прикрытием несовершеннолетних необходимо провести оценку возможного риска как физической травмы, так и психологического расстройства и предупредить их о нем. Максимальный срок действия разрешения на использование несовершеннолетнего источника составляет четыре месяца вместо двенадцати для взрослого, также предусмотрена более сложная процедура санкционирования. Впоследствии на основе RIPA были разработаны Кодекс Covert Human Intelligence Sources Revised Code of Practice, а также рекомендации Колледжа полиции (Authorized Professional Practice, APP), достаточно детально регламентирующие работу сотрудников полиции под прикрытием.
Примерно треть преступлений в Великобритании раскрывается с помощью информации, полученной от осведомителей, деятельность которых регулируется нормами Serious Organised Crime and Police Act 2005 года. Данное обстоятельство связано с тем, что осведомители достаточно хорошо мотивированы государством. Помимо получения вознаграждения им может быть предоставлен «иммунитет» от преследования или снисхождение в случае совершения ими преступления. Однако осведомители, работающие не на постоянной основе и без денежного вознаграждения, не подлежат регистрации, а их деятельность по-прежнему остается законодательно неурегулированной [6, с. 128].
В Великобритании, как и в большинстве европейских стран, постепенно приходят к выводу о диалектическом единстве познавательной направленности предварительного расследования
как процессуальной деятельности и негласной деятельности полиции по раскрытию преступлений и участия в их дальнейшем расследовании и, как следствие, к постепенному стиранию правовых границ между указанной деятельностью и уголовным процессом. При оценке допустимости использования результатов специальных следственных мероприятий в уголовно-процессуальном доказывании британские суды не принимают во внимание различие правовой природы результатов вышеуказанных мероприятий и процессуальных доказательств. Использование результатов специальных следственных мероприятий признано правомерным международными нормативно-правовыми актами и прецедентной судебной практикой ЕСПЧ. Ст. 1.5 RIPA прямо указывает, что, если какие-либо положения Кодекса представляются уместными для любого суда или трибунала (if any provision of the Code appears relevant to any court or tribunal), результаты, полученные при применении относящихся к этому закону Кодексов практики, допускаются как доказательства в уголовном и гражданском судопроизводстве. Однако результаты специальных следственных мероприятий не могут быть единственным или определяющим доказательством, на котором строится обвинение, и должны быть исследованы судом в условиях состязательности сторон. Некорректная формулировка ст. 89 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не позволяет эффективно использовать в уголовно-процессуальном доказывании результаты оперативно-разыскных мероприятий, а рамочный характер правил их осуществления, содержащийся в Законе об ОРД, затрудняет оценку законности проведения таких мероприятий.
Таким образом, изучение опыта Великобритании и России в области оперативно-разыскной деятельности в сравнительно-правовом аспекте позволяет сделать вывод о различных подходах к правовому регулированию и организации данного вида деятельности, обусловленных прежде всего особенностями правовой системы, а также структурой правоохранительных органов двух стран.
Литература
1. Кацуба Ю.И. Система обеспечения внутренней безопасности Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2012. - 38 с.
2. Важенина И.В. Влияние английской модели охраны правопорядка на идеи реформирования российской полиции в Х1Х-ХХ вв. // Труды Академии управления МВД России. - 2020. - № 4 (56). - С. 198-206.
3. Нигметов Н.А., Бушин Г.В., Куртяк А.И. Особенности оперативно-розыскной деятельности должностных лиц оперативных подразделений иностранных государств на примере Великобритании и Германии // Журнал правовых и экономических исследований. - 2020. - № 1. - С. 77-82.
4. Головко Л.В., Ульянова Л.Т. Основные доказательственные теории. Англосаксонская теория доказательств // Курс уголовного процесса / под ред. Л.В. Головко. - 2-е изд., испр. - Москва: Статут, 2017. - 1280 с.
5. Сумин А.А., Химичева О.В. Специальные следственные мероприятия в уголовном судопроизводстве зарубежных государств: монография. - Москва: Юрлитинформ, 2019. - 169 с.
6. Барабанов П.К. Уголовный процесс в Великобритании. - Москва: Спутник+, 2015. - 502 с.
7. Селина Е.В. Английская система оценки доказательств в уголовном процессе // Современное право. - 2017. - № 2. - С. 127-134.
8. Сумин А.А., Химичева О.В. Допустимость доказательств в уголовном процессе: актуальные теоретико-правовые проблемы: учебное пособие. - Москва: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. - 176 с.
9. Сущенко С.А. Недопустимость доказательств в уголовном процессе Российской Федерации и государств англо-американской и романо-германской правовых семей: учебное пособие / С.А. Сущенко, В.Ф. Васюков, А.Г. Волеводз. - Москва: Прометей, 2022. - 466 с.
10. ТерехинВ.В. Допустимость доказательств в уголовном процессе. Монография. - Москва.: Юрлитинформ, 2018. - 392 с.
References
1. Kacuba Yu.I. Sistema obespecheniya vnutrennej bezopasnosti Soedinennogo Korolevstva Velikobritanii i Severnoj Irlandii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Moskva, 2012. - 38 s.
2. Vazhenina I.V. Vliyanie anglijskoj modeli ohrany pravoporyadka na idei reformirovaniya rossijskoj policii v HIH-HH vv. // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2020. - № 4 (56). - S. 198-206.
3. Nigmetov N.A., Bushin G.V., KurtyakA.I. Osobennosti operativno-rozysknoj deyatel'nosti dolzhnostnyh lic operativnyh podrazdelenij inostrannyh gosudarstv na primere Velikobritanii i Germanii // Zhurnal pravovyh i ekonomicheskih issledovanij. - 2020. - № 1. - S. 77-82.
4. Golovko L.V., Ul'yanova L.T. Osnovnye dokazatel'stvennye teorii. Anglosaksonskaya teoriya dokazatel'stv // Kurs ugolovnogo processa / pod red.. L.V. Golovko. - 2-e izd., ispr. - Moskva: Statut, 2017. - 1280 s.
5. Sumin A.A., Himicheva O.V. Special'nye sledstvennye meropriyatiya v ugolovnom sudoproizvodstve zarubezhnyh gosudarstv: monografiya. - Moskva: Yurlitinform, 2019. - 169 s.
6. Barabanov P.K. Ugolovnyj process v Velikobritanii. - Moskva: Sputnik+, 2015. - 502 s.
7. Selina E.V. Anglijskaya sistema ocenki dokazatel'stv v ugolovnom processe // Sovremennoe pravo. - 2017. - № 2. - S. 127-134.
8. Sumin A.A., Himicheva O.V. Dopustimost' dokazatel'stv v ugolovnom processe: aktual'nye teoretiko-pravovye problemy: uchebnoe posobie. - Moskva: Moskovskij universitet MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya, 2017. - 176 s.
9. Sushchenko S.A. Nedopustimost' dokazatel'stv v ugolovnom processe Rossijskoj Federacii i gosudarstv anglo-amerikanskoj i romano-germanskoj pravovyh semej: uchebnoe posobie / S.A. Sushchenko, V.F. Vasyukov, A.G. Volevodz. - Moskva: Prometej, 2022. - 466 s.
10. Terekhin V.V. Dopustimost' dokazatel'stv v ugolovnom processe. Monografiya. - Moskva.: Yurlitinform, 2018. - 392 s.
(статья сдана в редакцию 24.09.2024)