List of used literature
1. Deci, E. L. Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development, and Well-Being [Text] / E. L. Deci, R. M. Ryan // American Psychologist.- 2000.- Vol. 55, N 1.- P. 68-78.
2. Ryan, R. M. Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions [Text] / R. M. Ryan, E. L. Deci // Contemporary Educational Psychology.- 2000.- Vol. 25.- P. 54-67.
3. Ryan, R. M. An Overview of Self-determination Theory [Text] / R. M. Ryan, E. L. Deci // Handbook of Self-determination Research / Editors E. L. Deci, R. M. Ryan.- Rochester (New York): University of Rochester Press, 2002.- P. 3-33.
4. Tucholska, K. Klimat sprzyjaj^cy nauce akademickiej a psychologiczne funkcjonowanie studentow - implikacje teorii autodeterminacji [Text] / K. Tucholska, M. Fiedor // Interakcje komunikacyjne w edukacji z perspektywy sytuacyjnosci i kontekstowosci znaczen / Pod redakcja A. Btachnio, M. Drzewowskiego, M. Schneider, W. Maliszewskiego.- Torun: Wydawnictwo Adam Marszatek, 2008.- S. 44-557.
5. Black, A. E. The Effects of Instructors' Autonomy Support and Students' Autonomous Motivation on Learning Organic Chemistry: A
Self-determination Theory Perspective [Text] / A. E. Black, E. L. Deci // Science of Education.- 2000.- Vol. 84.- P. 740-756.
6. Ryan, R. M. Perceived Locus of Causality and Internalization: Examining Reasons for Acting in Two Domains [Text] / R. M. Ryan, J. P. Connell // Journal of Personality and Social Psychology.- 1989.-Vol. 57.- P. 749-761.
7. Williams, G. C. Internalization of Biopsychosocial Values by Medical Students: A Test of Self-determination Theory [Text] / G. C. Williams, E. L. Deci // Journal of Personality and Social Psychology.-1996.- Vol. 70.- P. 767-779.
8. Rogers, C. Freedom to Learn [Text] / C. Rogers.- Columbus (Ohio): Merrill, 1969.
9. Artymiak, M. Autodeterminacja a psychologiczna jakosc zycia. Implikacje teorii autodeterminacji Ryana i Deciego. Wyst^pienie wygtoszone na 17 Europejskim Sympozjum Somatoterapii i Edukacji Psychosomatycznej, nt. Promocja zdrowia - mit czy rzeczywistosc. Mi^dzy teori^ a praktyk^. Krakow, 25-27 pazdziernika 2007 [Text] / M. Artymiak.
10. Williams, G. C. The Importance of Supporting Autonomy in Medical Education [Text] / G. C. Williams, E. L. Deci // Annals of Internal Medicine.- 1998.- Vol. 129, N 4.- P. 303-308.
ОПЕРАТИВНАЯ ДИАГНОСТИКА СИТУАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-СТРЕЛКОВ НА СОРЕВНОВАНИЯХ
С. В. Кочеткова, М. В. Ясловецкая
введение. В практике спорта известно, что степень успешности преодоления соревновательных трудностей связана не только с психическими состояниями, но и с личными качествами спортсмена.
Одним из произвольных регуляторов поведения личности является "Я-концепция". Система же непроизвольной саморегуляции формируется в процессе стихийного накопления опыта под личным контролем сначала вопреки желанию, а затем непосредственно при желании личности.
В работе С. В. Кочетковой (2000) показано, что на результативность медленной и комплексной стрельбы вне зависимости от квалификации стрелков-пистолетчиков оказывают влияние повышенная сила торможения и инертность нервной системы, средний уровень соревновательной эмоциональной устойчивости и пониженная невроти-зация.
С другой стороны, психофизическое состояние, с которым спортсмен вступает в соревнование, имеет три ком-
понента - физический, эмоциональный и мыслительный (А. В. Алексеев, 1995). При этом максимальная мобилизационная готовность достигается за счет преимущественно какого-то одного, ведущего для данной личности, компонента.
По данным В. И. Рождественской (1980), к утомлению более чувствительны показатели, связанные с двигательной сферой, к монотонии - с вегетативной, а к эмоциональному напряжению - их неустойчивость. Отсюда возникает проблема поиска способов обучения спортсменов экспресс-коррекции психофизического состояния непосредственно в ходе соревнования.
Поскольку изучение свойств личности с помощью опросников затруднено так называемым фактором социальной желательности, возрастает роль проективных тестов, позволяющих изучить неосознаваемые и даже подсознательные реакции личности в оценке как самой себя, так и любой социальной ситуации, включая спортивное соревнование.
Сравнительный анализ проективных характеристик личности у спортсменов-стрелков разной спортивной специализации непосредственно в ситуации соревнования является актуальной проблемой оценки и формирования состояния психической готовности.
Методика. Исследование было проведено на выборке, состоящей из 25 спортсменов-стрелков в связи с различиями по стрелковой специализации и квалификации.
Исследование осуществлялось на базе Краснодарского стрелково-спортивного клуба РОСТО в период чемпионата России. Фиксировались результаты стрельбы и квалификация спортсменов. Психодиагностика осуществлялась в ходе соревнования.
Результаты и их обсуждение. Объединяя все три уровня идентификации личности, мы можем заметить, что у пистолетчиков и винтовочников преимущественно за счет осознаваемого компонента доминирует предпочтение знаков круга (эмпатийность) и квадрата (педантичность).
В то же время признаки переформирования личности (прямоугольник) и стремления к творчеству (зигзаг) были более в ыр ажены у винтовочнико в.
Внеосознаваемом компоненте упистолетчиков преобладает идентификация себя с символом эмпатийности (рис. 1).
Подсознательный компонент представлен у пистолет-чиков доминированием стремленияклидерству.
стрелков (особенно у пистолетчиков) было более позитивное по сравнению с реакцией на слово «стрельба». %
□ осознаваемый
□ неосознаваемвш I подсознателвнвш
эмпатииноств
переформ
□ осознаваемвш
□ неосознаваемвш ■ подсознателвнвш
Рис.1. Степень выраженности в процентах уровней
идентификации личности у стрелков-пистолетчиков
У винтовочников в осознаваемом компоненте наблюдается предпочтение знаков круга (эмпатийность) и квадрата (педанти чность).
В неосознаваемом компоненте у них преобладает идентификация себя с символом педантичности.
В подсознательном компоненте винтовочниковотли-чаетстремление к эмпатийности (круг) и лидерству (треугольник) (рис. 2).
Таким образом, представители разных стрелковых специализаций имели различия в проективной идентификации личности, что неизбежно должно было сказаться как на типичном соревновательном поведении спортсменов, так и на характере взаимосвязи этих показателей с эмоционально-личностной реакцией и результатами соревнований.
Анализ данных теста Люшера и цветового теста отношений к соревновательным факторам выявил, что показатель психической работоспособности у исследуемых стрелков находился в диапазоне средних значений, а психовегетативного тонуса соответствовал уравновешенности активности симпатического и парасимпатического отделов нервной системы. Отношение к соревнованию у
40 35 30 25 20 15 10 5 0
эмпатпя педангич лидерство переформ творчество
Рис. 2.Степень выраженности в процентахуровней идентификации личности у стрелков-винтовочников
Статистически значимые отличия между пистолетчи-ками и винтовочниками зафиксированы в показателях отношения стрелков к обр азу «Я» и скоростной стр ельбе, которые лучше у пистолетчиков. Однакорезультативность медленной стрельбы выше у винтовочников.
Закономерной была взаимо связь между показателям и работоспособности и тонуса, а также подсознательного уровня идентификации личности с отношением к «соревнованию» у стрелков обеих групп. Характер других корре-ляций оказался различиым (рис. 3, 4).
Анализ роли показателей в успешности соревновательной деятельности стрелков выявил следующее.
Упистолетчиков результативность медленной и скоро -стной стрельбы была взаимосвязана со всеми уровням и идентификации личности, реакцией наслово «соревнование» и «образЯ», а также с у ровне м психической работоспособности и типомвегетативной активности (рис. 5).
У винтовочников успешность обоих видов стрельбы оказалась взаимосвязана с реакцией на слово «стрельба», а скоростной стрельбы - еще с отношением к своему образу «Я». В целом у стрелков преобладание активности симпатического отдела нервной системы приводило к достоверно более высоким результатам скоростной стрельбы по сравнению с уравновешенностью симпатической-парасимпатической активации.
Квалификационных отличий в показателях, включая результативность стрельбы, у исследуемых пистолетчиков не обнаружено. Винтовочники с квалификацией МС, КМС имели достоверно выше результаты скоростной стрельбы, осознаваемое стремление к творчеству и позитивное отношение к образу своего «Я» по сравнению со стрелками низкой квалификации.
заключение. Представители разных стрелковых специализаций имеют различия в проективной идентификации личности, что отражается на отношении спортсменов к символам соревнования и спортивном результате.
Отношение стрелков к образу «Я» и скоростной стрельбе достоверно лучше у пистолетчиков, а результативность медленной стрельбы выше у винтовочников. При этом на слово «стрельба» у пистолетчиков доминирует реакция отрицания, а у винтовочников - познавательный интерес. В отношении к образу «Я» у пистолетчиков преобладает реакция активности и удивления, тогда как у винтовочников - социальной значимости и отгороженности.
о
Рис. 3. характер корреляционных связей между проективными характеристиками личности у стрелков-пистолетчиков
Неосознаваемый
Отношение к стрельбе
Отношение к себе
Отношение к соревнованию
Психологическая работоспособность Вегетативный тонус
Рис. 4. характеркорреляционных связеймежду проективнымихарактеристиками личностиустрелков-винтовочников
Отношение к себе Подсознательный
МЕДЛЕННАЯ СТРЕЛЬБА
Психологическая работоспособность
Отнош. к соревн.
Тону с
Неосознаваемый
Показатели проективных характеристик личности в большей мере влияли на результативность стрельбы у пистолетчиков, чем у вин-товочников. У пистолетчиков результативность обоих видов стрельбы взаимосвязана со всеми уровнями идентификации личности, эмоциональной реакцией на слово «соревнование» и «образ Я», а также с уровнем психической работоспособности и типом вегетативной активности. У винтовочников успешность обоих видов стрельбы оказалась взаимосвязана только с отношением к слову «стрельба».
У стрелков обеих специализаций преобладание активности симпатического отдела нервной системы приводило к достоверно более высоким результатам скоростной стрельбы по сравнению с уравновешенностью симпатической-парасимпатической активации.
Квалификационных отличий в показателях, включая результативность стрельбы, у исследуемых пистолетчиков не обнаружено. Винтовочни-ки с квалификацией МС, КМС имели достоверно выше результаты скоростной стрельбы, осознаваемое стремление к творчеству и позитивное отношение к образу своего «Я» по сравнению со стрелками низкой квалификации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев А.В.Система АГИМ. - М., 1995. - 88с.
2. Кочеткова С. В. Повышение соревновательной надежности спортсменов-стрелков на основе макро- и микровременных факторов ее формирования. - Краснодар, 2000. - 22 с.
3. Рождественская В. И. Индивидуальные различия рабо-тоспособности.-М.:Педагоги-ка,1980. - С.36-43.
Рис. 5. Корреляционные связи результативности стрельбы с проективными характеристиками личности у пистолетчиков
EFFICIENT DIAGNOSICS OF THE PERSON S MANIFESTATIONS RELATING TO SPORTSMEN-SHOT AT THE COMPETITIONS IN DIFFERENTSITUATIONS
S. Kochetkova, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, M. Yaslovetskaya, Post-Graduate Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar
The article deals with the possibility of the efficient diagnos- Key words: diagnostics, express-correction, psychophysi-tics of the person's manifestations relating to sportsmen-shot cal person's state, self-regulation, psychical readiness, com-in the conditions of competitions. It has been displayed that petitive activity. projecting tests of a person are different in their informational results depending on the shooting specialization.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
С УЧЕТОМ СТРУКТУРЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФУТБОЛИСТОВ
Кандидат педагогических наук, доцент В. В. Суворов
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
Введение. Высокие спортивные результаты предполагают постоянный поиск новых подходов к повышению эффективности учебно-тренировочного процесса. Главным средством в решении этого вопроса, несомненно, являются упражнения. На сегодняшний момент имеется достаточно много литературы с подбором упражнений для проведения тренировочных занятий по всем видам подготовки. Приводимые технико-тактические упражнения моделируют игровую ситуацию, приближая ее к игре, тем самым, увеличивая процент специализиро-ванности учебно-тренировочного процесса.
Матч футбольных команд можно рассматривать как самый специализированный тренировочный процесс. Однако, если команда соперника не уступает в классе игры, то говорить о 100% моделировании тренировочного процесса в матче не приходит-
ся. Выход из сложившейся ситуации видится, прежде всего, в переносе выявленных закономерностей игры в учебно-тренировочный процесс. Разработанность данной проблемы, направленной на повышение эффективности технико-тактической подготовки как у высококвалифицированных, так и юных футболистов, достаточно полная [3-11].
Однако остается не раскрытым структура двигательной активности футболистов при выполнении упражнений данной направленности. Имеющиеся в литературе сведения о двигательной активности футболистов выделяют действия, их объемы и интенсивность [1, 2]. Отсутствие данных о последовательности чередований двигательных действий различной интенсивности не позволяет говорить о завершенности моделирования упражнений технико-тактической направленности. Решение этого вопро-