фильтрации возд\ла в пределах пожароопасных зон. примыкающих к очне ным забоям, и н\ размеры.
Следовательно, при значительном расстоянии между смежными лава\ и и выработанном пространстве сушествует аэродинамический барьер, что подтверждается весьма незначительными скоростями воздушного потока за пределами пожароопасной зоны в выработанном пространстве верхней лавы (менее 0.02 м/мнн) и многочисленными результатами газовых съемок на шахтах Челябинского бассейна.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК*
1. Временное руководство по выбору технологических схем проветривания и упрощения гаяшыоежнием на выемочных участках ВостНИИ - М .. 1984. - 77 с.
2. Линденау //.//.. Маевская В А!.. Крылов В.Ф. Происхождение, профи шмика и тушение эндогенных пожаров в угольных шахтах. -М.: Недра. 1977. - 320 с.
3. Программы «Поиск» для оценки технологических схем очистных работ по фактору эндогенной пожароопасности (Оля ЭВМ «Минск-32»). - Кемерово: ВостНИИ. 1979. - 56 с.
4. Тюлькин В.П. Моделирование фильтрационных потоков воздуха в выработанном пространстве при разработке мощных пологих пластов наклонными слоями // Технология подземной разработки месторождений. Вып.4.: Межвуз. науч. тс.мат. сб. - Свердловск: Изд-во СГИ. 1987 - С. "-12.
УДК 622.684 628.511
Э.В.Горшков
УГГГА В. Л. Моги лат
УЛГА
ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ВОДИТЕЛЬСКОГО ПЕРСОНАЛА II УРОВНЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ 110-170 т
В условиях Первомайского карьера Северного ГОКа проведены эксплуатационные испытания автосамосвала КАТ-789 фирмы "Катерпиллер" (США), имеющего наибольшую (170 т) грузоподъемность в ряду моделей с гидромеханической трансмиссией
Автосамосвал оборудован стандартной кабиной, имеющей конструкцию, защищающие водителя при опрокидывании машины. Кабина располагается над передними колесами автомобиля и обеспечивает хорошую зидимость поверхности дороги спереди и сбоку Площадь переднего стекла машины 1,05, заднего - 0.44 м . Визуальный индикатор предупреждает оператора о том, что кузов полностью опущен.
Кабина крепится к раме посредством виброизоляторов Полностью регулируемое и подрессоренное сиденье для оператора и мягкое сиденье для второго раоспника снабжены ремнями безопасности
На приборном щитке, наряду с контрольно-измерительными приорами, размещена электронная контрольная система, которая предупреждает оператора о возможных неполадках в системах автомобиля.
Рычаг управления автоматической коробкой передач находится справа от оператора, что повышает эффективность управления. Рулевое колесо можно регулировать вверх и вниз в пределах 22°.
В кабине имеется устройство для кондиционирования воздчха Отфильтрованный воздух под давлением нагнетается в кабину, что предотвращает попадание пыли.
С левой и правой стороны фронта машины смонтированы лсстницы На капоте имеете» противоскользящее покрытие. Перила, окружающие капот, позволяют водителю сохранять равновесие при перемещении по машине.
Технологические перевозки горной массы на Первомайском карьере осуществляются с использованием автосамосвалов БелАЗ-7519 и НД-1200. На основе материалов экспертного опроса водительского персонала произведена сравнительная оценка основных параметров автосамосвала КАТ-789 и НД-1200.
Таблица 1
Результаты измерений вибраций на рабочих местах водителей автосамосвалов
Место замера Корректировани и; шачские виброскохчпн. м/с 1 с>"-
КАТ-789 НД-1200 БелАЗ-7519
На сидении водителя при движении автосамосвала:
с грузом на подъем:
ОСЬ 2 0.50 0.043 1.5
ось* - 0.058 0.45
ОСЬ V - 0.12 0.51
без груза на спуск: ось 7 1.66 1.55 0.82
ось X - 0.13 0,76
ОСЬ V - 0.06 0.84
На полу кабины при движении автосамосвала: 31 1
с грузом на подъем:
ось г 0.28 - -
ось* 0.22 - -
ОСЬ V 0.20 - -
без груза на спуск: ось : 0,95 - -
ось* 0,61 - -
ось>- 0,29 - -
На рулевом колесе при движении автосамосвала: с грузом на подъем, ось у без груза на спуск, ось у - 0.12 0.9 3.2 2.3
Примечание. Допустимое корректированное значение виброскорости (и/с 10":) по ГОСТ 12.1.12-78 (изм. ИУС № 12.87 г.) составляет: для 8 часов работы по оси г й - 1,1; по осям ху й = 3,2; для 4-х часов работы по оси г й= 1.55, а по осям ху ¿ = 4,5.
Проведенный анализ полученных данных свидетельствует о том. что параметры автосамосвала КАТ-789 оцениваются операторами лучше или существенно лучше в 22-40 пунктах из 54-х, а хуже - в 3-х. Основные преимущества автосамосвала КАТ-789 следуюшие: удобство перемещения по капоту и входе в кабину: форма и расположение козырька кузова; хорошая видимость приборов контроля работы автомобиля; степень регулирования сидения: пылевлагонепроницаемость кабины и эффективность работы кондиционера; удачное расположение рулевого колеса, рычагов, переключателей и легкости управления; меньший уровень шума на рабочем месте; динамичность при разгоне и способность преодолевать подъемы с более высокой скоростью; быстрота срабатывания и эффективность рабочего, стояночного тормозов и замедлителя.
К недостаткам следует отнести: худшую обеспеченность обзора при движении задним ходом; невысокую маневренность при подаче на погрузку, особенно при ту пиковых заездах в стесненных условиях: большой радиус поворота; наличие неприятных толчков при переключении передач в автоматическом режиме
Для оценки уровня санитарно-гигиенических показателей испытываемой техники проведены замеры вибраций, шума, запыленности и концентрации вредных компонентов в воздушной среде на рабочих местах водителей автосамосвалов (табл. 1. 2. 3)
Таблица 2
Результаты измерений шума в кабине испытываемых автосамосвалов
Место замера Модель авто- Уровень ш\кового давления в дБ и оккниыч полосах со среднегеометрическими частотами н Гц Уровень звука
самосвала 31.5 63 125 250 500 100 а 200 о 4000 »ЮГ вдБЛ
На рабочем месте водителя при движении автосамосвала с грузом на подъем КАТ-789 НД-1200 БелАЗ-7519 95 105 94 93 95 83 83 94 85 72 86 80 71 84 77 71 76 73 59 73 67 4Х 65 64 48 59 63 85 84 84
На рабочем месте водителя при движении автосамосвала без гр\-за на СПУСК КАТ-789 НД-1200 БелАЗ-7519 96 105 92 95 94 84 85 94 83 78 85 80 75 83 75 73 75 72 64 72 65 62 64 63 61 58 59 ---8} 83 Х2
Допустимые значения по ГОСТ 12.1.003-83 табл п 14 игм. ИУС № 3.89 г. 105 87 79 72 68 65 63 61 59 I 70 I ! 1 |
Примечание. Шум постоянный, широкополосный Создастся от работы двигателя В данных условиях водители находятся 8 часов рабочего времени
Таблица 3
Результаты исследования проб воздуха в кабине автосамосвалов при работе в карьере
Модель автосамосвала Метеорологические условия Наименование определяемого вещества Результат исслслова-ния. мг/м' ПДК. мг/м3
давление, мм рг. ст. темперагура. относительная влажность, %
КАТ-789 744 + 1 75 Пыль Углерода оксид Азота оксиды 0.5 0 2.0 2.0 20.0 5.0
НД-1200 760 -7 37 Пыль Углерода оксид Азота оксиды 1.9 11-Х з.х 2.0 20.0 5.0
БелАЗ-7519 775 +23 42 Пыль Углерода оксид Азота оксиды 1.1 0 3.9 2.0 20.0 5.0
Примечание. Основным источником загрязнения является воздушная среда карьера, а также пылевыделение в процессе погрузки, разгрузки горной массы Предельно допустимые концентрации (ПДК) приведены в соответствии с ГОСТ 12.1.005-88 и ГОСТ 12.1.014-84.
Замеры вибраций и шума в кабине произведены с использованием измерителя шума и вибраций ВШВ-003, внбропрсобразователя ДИ-3 и капсюля микрофонного конденсаторного М-101.
Пробы воздуха для оценки концентрации пыли и вредных веществ в кабине водителя взяты с использованием воздуходувки ПРВ-1М. Влажность определялась психрометром аспирационным МВ-4М
В результате проведенных исследований \становлено следующее
- уровень звука (шума) в кабине автосамосвала КАТ-789 превышает допустимый по ГОСТИ 12 I 003-83. табл. п 14 изм ИУСЛ5 3 89 г на 6-15 дБА. а в октавных полосах частот на 1-8 дБА.
- меньшие значения уровня шума наблюдаются в кабине автосамосвала БелА'1-7519 (82-841 дБА). повышенные на рабочих местах водителей автомобилей НД-1200. КАТ-7X9 (8.~-К5 дБА);
- допустимый уровень вн\трсннего шума в кабине карьерных автосамосваюв согласно! техническим условиям Белорусского автомобильного завода ТУ 37.0001.1335-85 и нормами управления по технике безопасности и гигиене труда в горном деле (США) составляет 85 дБА. I испытываемые модели автосамосвалов удовлетворяют данным требованиям.
- параметры корректированного значения виброскорости на рабочем месте оператора 1 автосамосвала КАТ-789 по вертикальной оси при движении без груза на спуск превышают! допустимые по ГОСТ 12.1.012-78 изм. ИУС № 12.87 г. уровни в 1.07 раза, а в остальных позициях! - в пределах нормы;
- при наблюдавшихся > рознях вибрации по ГОСТ разрешается работа не более 4-х часов в смену, но в связи с тем. что при 8-часовом рабочем дне имеется обеденный перерыв после 4-х часов работы, вибрационный режим можно считать допустимым;
- содержание пыли, углерода оксида и азота оксидов в воздухе кабины испытываемых моделей автосамосвалов не превышает предельно допустимых концентраций согласно ГОСТ 12.1.005-88 "Воздух рабочей зонь:";
- кондиционер обеспечивает в кабине автосамосвала КАТ-789 температур} +22 °С при относительной влажности 28 %. указанное значение влажности ниже допусшмог.» (40-75 %) в соответствии с Санитарными нормами микроклимата производственных помещений от 31.03 86 г № 4088-86.