Факат 13,7% табибон каноатмандии худро аз шароити корй кайд намуданд.
Мувофик кардани речаи корй ва истирохат, фазой рухияи ахлокй ва равонй дар коллектив, бехтар намудани сатхи зиндагии духтурон ба баландшавии самаранокии мехнати онхо мусоидат мекунанд.
Summary
SOME PECULIARITIES OF LABOUR ACTIVITY OF THE PHYSICIANS OF DUSHANBE Z.Ya. Maxudova
The results of examination tests showed that more than 75% of the physicians are exposed to bad microklimatic conditions, more than 68% family physicians and district paediatrists did not satisfied their speciality because exactions and rudeness of patients and their relations; low salary; unfavourable conditions at hospitals; unreasonable labour places. The relations between collegues were convenient to 25,6% of their; 13,7% showed satisfactory conditions on their labour places. The optimization of regime of labour and rest, moral psychological climate at the association, improving of the life level of physicians may provoke the growth of work effectivity of their.
ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА И ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ РАБОТНИКОВ ГОРНО-ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ЦЕМЕНТНОГО ПРОИЗВОДСТВА А.Б. Бабаев, Л.Э. Одинаева, Ф.Д. Хасанов Кафедра общей гигиены и экологии Актуальность. Экономическая независимость предполагает увеличение строительства крупных промышленных и гражданских объектов. Крупнейшие новостройки республики потребуют увеличения производства цемента и других строительных материалов. Для этого нужно будет обеспечить рост добычи необходимого сырья - горной породы.
Горно-транспортный комплекс (ГТК) цементного комбината предназначен для добычи и транспортировки сырьевых материалов. Добыча породы на карьере производится экскаваторами ЭКГ-5а и ЭГК-4,6, которые обслуживаются экипажем из двух человек -машинистом и его помощником. Транспортировка сырьевых материалов осуществляется автосамосвалами марки БелАЗ-540 и БелАЗ-548. При выполнении характерных производственных операций машинисты экскаваторов и водители автосамосвалов подвергаются влиянию различных неблагоприятных факторов производственной среды.
Цель исследования. Изучение условий труда и заболеваемости работников горнотранспортного комплекса цементного производства и разработка рекомендаций по снижению неблагоприятного влияния производственных факторов на их организм.
Объём и методы исследования. При изучении гигиенических условий труда нами проведены исследования микроклимата рабочих мест (2206 измерений), шума и вибрации (160 измерений), запылённости (103 пробы) и загазованности (194 пробы) воздуха рабочих зон. Физиологическими исследованиями охвачено 100 человек, в том числе 40 машинистов экскаваторов и 60 водителей автосамосвалов. Общее количество дней наблюдения составило 720. Контингент исследуемых - мужчины в возрасте 20-45 лет со стажем работы в данной профессии не менее 2-х лет. Показатели фиксировались 4 раза за смену: до начала работы (7 ч), перед обеденным перерывом (11ч), после обеденного перерыва (12ч) и в конце
рабочей смены (16 ч). Выкопировано более 1300 листков нетрудоспособности круглогодовых работников.
Результаты и их обсуждение. Анализ хронометражных данных позволил установить, что машинисты экскаваторов и водители автосамосвалов затрачивают соответственно 74,5 и 78,5% рабочего времени на выполнение основных рабочих операций. Во время работы машинисты и водители осуществляют длительное сосредоточенное наблюдение за рабочим процессом, что составляет 92,4-98% их рабочего времени. За смену машинисты и водители производят в среднем до 600 различных операций. Число элементов основных операций не превышало 5-10; при этом они повторялись 78-90 раз в час, а продолжительность отдельных операций составляла до 30 сек., что свидетельствует о выраженной монотонности трудового процесса. В течение почти всей смены (до 66-70% рабочего времени) машинисты и водители работают сидя; вынужденные наклоны на 30о и более, движения головой и туловищем в разные стороны совершались 850-12540 раз, движения руками - от 11000 до 18200 и ногами - от 6000 до 14000 за рабочую смену.
Кроме того, при каждом цикле экскавации экскаватор поворачивается на 90-180° то в одну, то в другую сторону до 500 и более раз за смену. При этих поворотах тело машиниста получает угловое ускорение, раздражающее полукружные каналы. После окончания смены рабочие испытывают неприятные ощущения в виде пошатывания и тяжести в голове, а также часты головные боли, нарушение сна и др.
В процессе эксплуатации машин и механизмов возникает необходимость проведения текущего ремонта. Данный вид работ связан с перемещением различных деталей и узлов вручную, так как в условиях карьерных работ применение средств механизации невозможно. При этом масса перемещаемых вручную грузов достигает 25-50 кг.
Согласно «Критериям классификации условий труда. Руководство Р.2.2.2006-05» физические и нервно-психические нагрузки машинистов и водителей тяжёлых автосамосвалов можно оценить как тяжёлый труд III степени, напряжённый труд III степени.
Микроклимат кабины является одним из ведущих производственных факторов, действующих на организм работников, и зависит от климатических особенностей и сезона года. В условиях жаркого климата даже в утренние летние часы температура воздуха в кабинах находилась в пределах от 24 до 31 0С. При этом в кабинах экскаваторов она составляла в среднем 30,8+0,70С, а автосамосвалов 31,4+0,60С, что несколько превышало наружную температуру. В течение рабочей смены температура постепенно повышалась и к концу рабочего дня достигала в среднем 41,6-43,0° С, в отдельные жаркие дни она доходила до 48-510С. При этом относительная влажность воздуха составляла 17,9-25,8%, а скорость его движения 0,08-0,3 м/сек.
Самые неблагоприятные микроклиматические условия на рабочих местах машинистов и водителей тяжёлых автосамосвалов наблюдались во второй половине рабочего дня.
При работе в зимний период года микроклиматические условия в кабинах строительных машин были относительно благоприятны, за исключением утренних часов, когда наблюдались субнормальные температурные условия. В течение рабочей смены температура воздуха постепенно повышалась и доходила до допустимых величин.
Основными источниками шума и вибрации в кабинах автосамосвалов и экскаваторов являются работающие двигатели, рычаги переключения скоростей, поворотно-наборный агрегат, лебёдка, толчкообразные колебания, возникающие при передвижении
транспортных механизмов. Кроме того, значительный шум создаётся при погрузке и выгрузке от соударения крупных кусков породы металлическими бортами и днищем транспортных средств. Уровень шума в кабинах экскаваторов превышал ПДУ на частотах от 125 до 2000 Гц на 4-10 дБ, у автосамосвалов на частотах от 63 до 8000 Гц - на 10-13 дБ. При закрытых окнах уровень шума на 2-4 дБ ниже, чем при работе с открытыми окнами кабин.
Уровень вибрации в кабинах строительных машин превышал ПДУ в отдельных случаях в 1,5-2 раза.
Основными причинами запылённости воздуха кабин автосамосвалов и экскаваторов, помимо свойств самой горной породы являются погрузка, перемещение и выгрузка породы и движение транспортных средств. Содержание пыли в воздухе кабин находилось в пределах, значительно превышающих ПДК. Оно зависело от вида дорожного покрытия, влажности почвы, времени года и уплотнённости кабин. Например, запылённость воздуха в кабинах автосамосвалов, особенно летом, при езде по бетонной дороге была ниже (113,6±50,8), чем по грунтовой (139,2± 4,8). После дождя наблюдалось резкое снижение концентрации пыли в воздухе кабин, а в летнее время, когда стояла сухая жаркая погода, содержание пыли возрастало. При закрытых окнах кабин была в 2, а иногда в 4 раза ниже, но работать в тёплое время с закрытыми окнами невозможно из-за резкого повышения температуры и влажности воздуха.
Содержание кристаллической двуокиси кремния в витающей пыли находилось в пределах от 12,3 до 48,5%. Кроме этого, в воздухе рабочей зоны машинистов и водителей были и другие вредные вещества, источниками которых являются выхлопные газы дизельных двигателей автосамосвалов БелАЗ. В воздухе кабин экскаваторов содержание окиси углерода находилось в пределах от 34,0 до 145 мг/м3, а автосамосвалов - от 52 до 144 мг/м3. Средние показатели СО в воздухе кабин превышают ПДК в 4-5 раз. Содержание оксидов азота и акролеина в рабочей зоне машинистов и водителей также превышало ПДК в 1,5-2 раза.
При работе в разные сезоны года происходят значительные функциональные изменения в организме машинистов и водителей, обусловленные тяжестью выполняемых рабочих операций и влиянием вредных производственных факторов. Так, температура тела летом в начале смены у машинистов экскаваторов была равна 36,10С, у водителей автосамосвалов -36,20С; в течение рабочей смены она постепенно повышалась и к концу рабочего дня достигала у машинистов 37,10С, а у водителей 37,50С. При этом средневзвешенная температура кожи повышалась до 34,5-34,60С, что свидетельствует о значительном тепловом напряжении. Температурный градиент к концу рабочей смены уменьшался, доходя до отрицательных величин (-0,2+0,3 и -1,2+0,1). Одновременно наблюдалось повышение средней температуры тела у машинистов экскаваторов до 36,20С и у водителей автосамосвалов до 36,70С, и теплосодержания до 30,0-30,5 ккал/кг.
Учёт теряемой работниками ГТК жидкости в течение смены показал, что если в холодный период влагопотери составляли в среднем до 1500 мл, то в тёплый период с повышением воздействие нагревающего микроклимата они возрастали до 4800 мл.
Все вышеперечисленные показатели теплообмена свидетельствуют о значительном тепловом напряжении организма машинистов и водителей, которое отражалось на теплоощущении работников ГТК: они оценивали микроклимат кабин как «жарко» и «очень жарко».
При работе в зимний период года показатели теплообмена организма машинистов и водителей находились в пределах физиологической нормы, за исключением утренних часов, когда наблюдалось некоторое охлаждение.
Изучение гемодинамических показателей сердечно-сосудистой системы обследуемых указывает на то, что в летний период отмечалось некоторое снижение к концу смены систолического и повышение диастолического давления, что приводило к снижению пульсового давления, которое свидетельствует о напряжении сердечно-сосудистой системы при работе в условиях жаркого климата.
В зимний период года в течение рабочей смены наблюдалось повышение как систолического, так и диастолического давления, что является адекватной реакцией организма на физическую нагрузку.
Изучение показателей силы и выносливости мышц кистей и спины выявило, что у машинистов и водителей наблюдалось их постепенное снижение к концу смены. Указанные сдвиги были более выражены при работе в летний период.
Исследования концентрации и переключения внимания показывают, что количество просмотренных знаков снижалось, а количество ошибок увеличивалось в 1,5-2 раза к концу рабочего дня. В холодный период года количество просмотренных знаков и допущенных машинистами и водителями ошибок было меньше, чем летом.
Время латентного периода зрительно-моторной реакции на световой и звуковой раздражители в ходе рабочей смены имело тенденцию к увеличению при работе как в тёплый, так и в холодный периоды года. Однако летом больше чем зимой, что является показателем развития процессов торможения в коре головного мозга и свидетельствует о развитии утомления и снижении работоспособности.
Работа в неблагоприятных производственных условиях при добыче и перевозке горной породы для производства цемента, негативно воздействует на организм машинистов и водителей и может служить причиной их заболеваемости.
Общая заболеваемость за 3 года водителей автосамосвалов как по числу случаев заболеваний (87,1), так и по числу дней временной нетрудоспособности (887,4) на 100 круглогодовых рабочих выше, чем у машинистов экскаваторов (76,3 и 768,0 соответственно). Длительность одного случая болезни у машинистов экскаваторов в среднем составляла 16,5 дней, а у водителей автосамосвалов - 9,9 дней. Анализ структуры заболеваемости показывает, что чаще других встречаются так называемые простудные заболевания (ОРВИ, назофарингиты, бронхиты, пневмонии), число которых на 100 круглогодовых водителей составляло 28,4, а у машинистов экскаваторов - 23,7 случаев заболеваний.
Ведущее место в структуре заболеваемости данной категории рабочих занимают заболевания органов дыхания, периферической нервной системы и органов чувств и костно-мышечной системы.
По данным корреляционного анализа причиной наибольшего удельного веса заболеваний органов дыхания является воздействие неблагоприятного микроклимата и запылённости. Существенный удельный вес заболеваний периферической нервной системы и органов чувств связан со значительными нервно-психическими нагрузками в сочетании с вибрацией. Большой удельный вес заболеваний костно-мышечной системы объясняется необходимостью длительного пребывания в неудобной рабочей позе, тяжёлыми физическими нагрузками и неблагоприятным микроклиматом.
Таким образом, исследования условий труда работников ГТК цементного производства свидетельствуют о том, что на машинистов экскаваторов и водителей автосамосвалов влияет ряд вредных производственных факторов, которые в сочетании с неблагоприятными метеорологическими условиями могут служить причиной развития различных заболеваний с временной утратой трудоспособности. На основании полученных результатов нами разработаны методические рекомендации «Оздоровление условий труда работников горно-транспортного комплекса ПО «Таджикцемент», утверждённые министерством здравоохранения Республики Таджикистан 22.02. 2000 года, которые направлены на оптимизацию условий труда и снижение заболеваемости среди машинистов экскаваторов и водителей тяжёлых автосамосвалов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабаев А.Б., Параева И.И. Теплообмен у машинистов экскаваторов и водителей автосамосвалов при разработке гравийно-песчаных месторождений в Средней Азии. Гигиена и санитария. 1989. №7.С. 20-22
2. Одинаева Л.Э., Бабаев А.Б. Некоторые особенности условий труда машинистов экскаваторов и водителей автосамосвалов горно-транспортного комплекса. Здравоохранение Таджикистана. 2000. JJ3.C.67-70
3. Одинаева Л.Э. Гигиеническая оценка условий труда водителей автосамосвалов горно-транспортного комплекса Душанбинского цементного завода. Вестник Авиценны. 2000.С.55-58
Хулоса
ТАЪСИРИ ОМИЛ^ОИ МУ^ИТИ ИСТЕХ,СОЛЙ БА ВАЗЪИ ФУНКСИОНАЛИИ ОРГАНИЗМ ВА БЕМОРШАВИИ КОРКУНОНИ МА^МУАИ НАЦЛИЁТИ КУ^ИИ
ИСТЕ^СОЛОТИ СЕМЕНТ А.Б. Бобоев, Л.Э. Одинаева, Ф.Д. Х,асанов
Коркунони мачмуаи наклиёти кухии корхонаи семент дар чараёни фаъолияти мехнатии худ ба таъсири омилхои зиёновари истехсолй дучор мегарданд, ки талаботи зиёдро ба имкониятхои компенсатории организм барангезида сатхи баландшавии беморшавиро бо корношоямии мувакдатй ба вучуд меоранд. Дар асоси маводхои ба дастомада тавсияхои усулй тайёр карда шудаанд, ки ба солимгардонии шароити мехнатй ва пастшавии беморй дар байни коркунони истехсолоти семент равона шудаанд.
Summary
THE INFLUENCE OF FACTORS OF PROFESSIONAL MEDIUM ON FUNCTIONAL STATE OF THE ORGANISM AND THE MORBIDITY OF THE WORKERS OF MINING TRANSPORT COMPLEX OF CEMENT WORKS A.B. Babaev, L.E. Odinaeva, F.D. Hasanov
The workers of mining transport complex of cement works in the process of labour activity are influenced by harm professional factors wich demand very hardly to compensatory possibilities of organism, therefore the level of morbidity with temporarily disablement is increased. On the base of the date methodical recommendations were working out. These indicated to improve sanitary conditions and decreasing of morbidity in workers of cement works.