Научная статья на тему 'Онтология женского юродства'

Онтология женского юродства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1139
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРОДСТВО / СВЯТОСТЬ / АСКЕЗА / ВЕРА / ОНТОЛОГИЯ / БЫТИЕ / YURODSTVO / SANCTITY / ASCESIS / BELIEF / ONTOLOGY / LIFE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ильин Алексей Николаевич

В статье рассматривается онтология женского юродства. Проанализированы специфические особенности данного явления. Рассмотрен характер присутствия женского юродства в бытии. На примере Блаженной Ксении Петербургской и юродивых Дивеевского монастыря рассмотрены онтологические принципы женского юродства. Если юродивый-мужчина буйно протестует против существующего устройства мира, грехов, постоянно совершаемых людьми, то женское юродство носит ярко выраженный характер молитвенной аскезы. Если юродивого-мужчину можно всегда увидеть в гуще людей проповедующим и взывающим к людям, то юродивая-женщина это всегда странная по своему поведению женщина, постоянно молящаяся, проводящая свою жизнь в постоянном посте и аскезе. Сделан вывод о том, что присутствие женского юродства в бытии имеет ряд отличительных черт по сравнению с проявлением мужского юродства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ontology of female craziness

In article the ontology of female craziness is considered. Specific features of this phenomenon are analysed. Nature of presence of female craziness at life is considered. On the example of Blessed Ksenia Peterburg-skaya and foolishes of the Diveevsky monastery the ontologic principles of female craziness are considered. If the male foolish violently protests against the existing peace arrangement, sins which are constantly made by people, female craziness has pronounced character of a prayful ascesis. If the male foolish can always be seen in the thick of people, preaching and appealing to people, the female foolish is always the woman, strange on the behavior who is constantly praying, carrying out the life in a constant post and an ascesis. The conclusion that presence of female craziness at life has a number of distinctive features in comparison with manifestation of male craziness is drawn.

Текст научной работы на тему «Онтология женского юродства»

Примечания

1. Орлов В. В. История человеческого интеллекта. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1999. Ч. 3.

2. Нисбет Р. Прогресс: история идеи. М.: ИРИСЭН, 2007.

3. Рахманин А. А. Зарождение идеи прогресса: Античность или Новое время? // Гуманитарный вектор. Сер.: Педагогика, психология. 2009. № 2. С. 46-49.

4. Ленин В. И. К вопросу о диалектике // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М.: Госполитиздат, 1963. Т. 29. С. 318.

5. Орлов В. В. Указ. соч.

6. Внутских А. Ю. Отбор в природе и отбор в обществе: опыт конкретно-всеобщей теории. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2006. С. 147-148.

7. Кудрин Б. И. Введение в технетику. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 1991. С. 21.

Notes

1. Orlov V. V. Istoriya chelovecheskogo intellekta[History of the human intellect]. Perm. Publishing house of Perm University. 1999. Part 3.

2. R. Nisbet Progress: istoriya idei [Progress: the history of an idea]. M. IRISEN. 2007.

3. Rakhmanin A. Zarozhdenie idei progressa: Antichnost' ili Novoe vremya? [Emergence of the idea of progress: Antique or New time?] // Gumanitarnyj vektor. Ser.: Pedagogika, psihologiya - Humanitarian vector. Ser.: Education, psychology. 2009, No. 2, pp. 46-49.

4. Lenin V. I. K voprosu o dialektike [To the question of dialectics] // Lenin V. I. Polnoe sobranie sochinenij -Complete works. M. Gospolitizdat. 1963. Vol. 29. P. 318.

5. Orlov V. V. Op. cit.

6. Vnutskikh A. Y. Otbor v prirode i otbor v obshchestve: opyt konkretno-vseobshchej teorii [Selection in nature and selection in society: the experience of the specific-universal theory]. Perm. Publishing house of Perm University. 2006. Pp. 147-148.

7. Kudrin B. I. Vvedenie v tekhnetiku [Introduction to technetic]. Tomsk. Publ. of Tomsk State University. 1991. P. 21.

УДК 1/14

А. Н. Ильин

Онтология женского юродства

В статье рассматривается онтология женского юродства. Проанализированы специфические особенности данного явления. Рассмотрен характер присутствия женского юродства в бытии. На примере Блаженной Ксении Петербургской и юродивых Дивеевского монастыря рассмотрены онтологические принципы женского юродства. Если юродивый-мужчина буйно протестует против существующего устройства мира, грехов, постоянно совершаемых людьми, то женское юродство носит ярко выраженный характер молитвенной аскезы. Если юродивого-мужчину можно всегда увидеть в гуще людей проповедующим и взывающим к людям, то юродивая-женщина - это всегда странная по своему поведению женщина, постоянно молящаяся, проводящая свою жизнь в постоянном посте и аскезе. Сделан вывод о том, что присутствие женского юродства в бытии имеет ряд отличительных черт по сравнению с проявлением мужского юродства.

In article the ontology of female craziness is considered. Specific features of this phenomenon are analysed. Nature of presence of female craziness at life is considered. On the example of Blessed Ksenia Peterburg-skaya and foolishes of the Diveevsky monastery the ontologic principles of female craziness are considered. If the male foolish violently protests against the existing peace arrangement, sins which are constantly made by people, female craziness has pronounced character of a prayful ascesis. If the male foolish can always be seen in the thick of people, preaching and appealing to people, the female foolish is always the woman, strange on the behavior who is constantly praying, carrying out the life in a constant post and an ascesis. The conclusion that presence of female crazi-ness at life has a number of distinctive features in comparison with manifestation of male craziness is drawn.

Ключевые слова: юродство, святость, аскеза, вера, онтология, бытие.

Keywords: yurodstvo, sanctity, ascesis, belief, ontology, life.

Юродство является особым аскетическим образом жизни. Со времени установления христианства мы наблюдаем данное явление во всей его многоплановости. В истории религии присутствует множество свидетельств о таком проявлении служения Господу Богу. За несколько ве-

© Ильин А. Н., 2015

ков, в течение которых мы наблюдаем юродивых, количество странностей их жизни представлено очень многообразно (подробнее о юродстве см.: [1]). Несомненно, нам нужно проанализировать юродство с точки зрения половой принадлежности. Конечно, юродивых-мужчин в истории несоизмеримое большинство по сравнению с юродивыми-женщинами. Но те женщины-юродивые, которые вошли в сонм святых подвижниц Христовой веры, являются ярчайшими представительницами юродства. В своей статье мы рассматриваем феномен женского юродства. Для этого мы проанализируем жизнь и аскезу таких юродивых, как Ксения Петербургская, Пелагия Ивановна Серебренникова, Паша Саровская, Мария Ивановна.

Для анализа особенностей юродства необходимо проследить весь путь жизни святых подвижниц. Но здесь есть определённые трудности. Свиде-тельств биографического характера, касающихся периода жизни до начала юродствования, у них, как правило, не существует. Присутствует только ряд скудных сведений их общего положения в обществе: из какого сословия, чем занимались в профессиональном смысле. Мы можем лишь видеть контуры, приведшие их к юродствованию.

Подробного жизнеописания святая блаженная Ксения Петербургская (в миру Ксения Григорьевна Петрова) не имеет. Она является русской православной святой, Иисуса Христа ради юродивой. Родилась между 1719 и 1730 гг. и несла подвиг добровольного безумия в течение 45 лет. Скончалась в Санкт-Петербурге не позднее 1806 г. Как мы видим, даже год смерти официально не обозначен. Это говорит о том, что сами сотворённые чудеса приобретали легендарный характер, передавались из уст в уста, и многие считали, что их покровительница жива.

Любые документальные сведения и свидетельства о её жизни отсутствуют, первые публикации народных преданий о ней относятся к 1840-м гг. Это действительно народные предания. Согласно этим повествованиям, она была женой придворного певчего Андрея Петрова, имевшего чин полковника. После внезапной смерти мужа 26-летняя Ксения и избрала тяжёлый путь юродства во Христе. Она пожертвовала свой дом в приходе Матфеевской церкви и имущество одной из своих знакомых, облачилась в одежды мужа и говорила, что он жив, а сама Ксения умерла. По другим сведениям, после смерти мужа Ксения находилась в каком-то полуобморочном состоянии и никак не могла из него выйти. Она стала раздавать направо и налево своё имущество всем окружающим её людям. За это её посчитали сумасшедшей. Родственники пресекли раздачу имущества. Тогда Ксения и переоделась в одежду мужа и принялась юродствовать. Мы не знаем, что именно послужило толчком к избранию нелёгкого пути. Смерть мужа была настолько сильным потрясением, что после этого события Ксения стала совершенно другим человеком.

Ксения неистово молилась о людях по нескольку часов, не чувствуя усталости и несмотря на непогоду. Молилась по ночам, когда её никто не видит, скрывая от окружающих свою цель -цель Святого служения людям. В отличие от мужского юродства, когда юродивый проклинает правителей, буйствует, провоцирует окружающих на своё порицание, ведёт себя вызывающе, не обращая никакого внимания на общественную мораль, женское юродство пронизано любовью к ближнему.

После многолетнего искреннего народного почитания блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых в 1988 г. на Поместном соборе Русской православной церкви. Память по ней празднуется 6 февраля (по новому стилю) / 24 января (по старому стилю).

Сведения о Ксении доносят до нас свидетельства о сотворённых ею чудесах. Вот одно из них. Однажды Ксения Петербургская зашла к своей знакомой Параскеве Антоновой, у которой не было и не могло быть детей, и сказала ей: «Ты сидишь, чулки свои штопаешь, а не знаешь, что Господь Бог тебе сына послал». Ксения велела ей бросить все дела и идти на кладбище. «Идти на кладбище за сыном?» - Параскева, недоумевая, отправилась туда. Около кладбища мимо проходила молодая беременная женщина. На глазах у Параскевы она попала под лошадь. Женщина сразу умерла, родив ребёнка прямо на мостовой. Параскева забрала посланного ей мальчика себе на воспитание.

Несмотря на то, что Ксения Петербургская юродствовала в мужской одежде, на иконах она всегда изображается в юбке с платком на плечах и платком на голове, опирающейся левой рукой на клюку. На заднем плане представляют Смоленскую церковь и часовню Ксении Блаженной на Смоленском кладбище.

После её похорон на Смоленском кладбище в 1902 г. люди растащили по горсточке весь насыпанный холм земли. Пришлось возвести холм заново, и снова он весь был разобран. Считалось, что растворённая в воде земля исцеляет от многих болезней. Власти предприняли ещё одну попытку возвести холм. Всё повторилось заново... Тогда на могилу была положена плита. И её люди разобрали. Позже на её могиле по проекту архитектора А. А. Всеславина была построена камен-

ная часовня, которая и по сегодняшний день служит одной из святынь Санкт-Петербурга и привлекает многочисленных паломников.

Народное почитание Ксении носит разнообразный характер. Храм Блаженной Ксении Петербургской был построен в селе Арское Ульяновской области по проекту отца Алексея всего за один год. В апреле 2002 г. настоятель отец Алексей Кормишин (в миру по профессии архитектор) приступил к разработке проекта нового храма рядом со старым храмом Богоявления.

В июле этого же года силами прихода начато его строительство, которое велось «во Славу Божию», без целевого стабильного финансирования. Храм был освящён иерейским чином 17 апреля 2003 г. по благословению владыки Симбирского и Мелекесского Прокла. Если во имя человека возводятся храмы, то это говорит о великом признании заслуг подвижника перед Богом и людьми. Женское юродство обладает теми отличительными особенностями, что несёт людям божественную любовь и смирение. Почитание Ксении Петербургской является прямым свидетельством этого утверждения.

Чтобы подробно рассмотреть подвиг женского юродства и определить характер присутствия женского юродства в бытии, необходимо проанализировать феномен Дивеевской обители. В ней присутствовали и присутствуют юродивые-женщины. Эта обитель олицетворяет подвиг великих женщин - юродивых Христа ради. Участвовал в основании обители Святой Серафим Саровский. Он заранее знал особое предназначение монастыря. Он чувствовал, что в нём особым образом проявятся Святые черты женского юродства. И действительно, в Дивеевской обители присутствует особое женское «династическое» юродство.

Христа ради юродивые в своей жизни шли путём истины, добра, свободы от накопившихся в обществе дурных привычек, пристрастий и подобострастия. Это объясняет тот факт, что их так любили во все времена простые верующие люди, что чувствовали близость юродивых с Богом.

По предсказанию преподобного Серафима Саровского, Дивеевский монастырь всегда был и будет местом присутствия духовных стариц, блаженных, юродивых Христа ради. Блаженные Христа ради юродивые подвижницы сохраняли свою Святую обитель великим подвигом юродства. А сами жили по своим высшим законам, так непонятным простым людям.

Женское юродство проявилось здесь как никогда. Сейчас в обители прославлены в лике святых подвижниц три дивеевские женщины-юродивые, сменявшие друг друга на этом тернистом пути. Все они упокоены своими святыми мощами в Преображенском соборе. Сохранились многочисленные свидетельства очевидцев о чудесных событиях и исцелениях, происходивших и продолжающих происходить в наши дни по молитвам блаженных стариц.

Как отмечается в религиозной литературе, Серафим Саровский сказал о будущей блаженной старице Пелагии Ивановне Серебренниковой следующее: «Эта женщина будет великий светильник!» Серафим Саровский чувствовал, что она станет великой юродивой и будет олицетворять Святую обитель своим служением. Нам необходимо проанализировать, каким образом Пелагия Ивановна пришла к юродству. Её жизнеописание сохранилось, и мы можем сделать обоснованный вывод о том, что именно Серафим Саровский определил путь её служения. Жизнеописание сообщает нам, что вскоре после вынужденного замужества Пелагия Ивановна побывала у преподобного Серафима в Сарове и после беседы с ним духовный путь её чётко определился. Она положила на себя лик мнимого безумия. Пелагия Ивановна стала несуразно одеваться и очень странно вести себя, вызывая пересуды людей и явные оскорбления и унижения. Она жила на улице, юродствовала днём, бегала по городу и безумствовала, а ночи проводила в молитве на паперти церкви. Муж, не понимавший великого пути жены, избивал её, морил голодом, сажал на цепь. Эти страдания окончательно подготовили Пелагию Ивановну к переходу в Дивеевскую обитель в 1837 г. С молодости Пелагия Ивановна обладала дарами прозрения и прозорливости, открывая людям будущее. В Дивеево данные способности приобрели особый смысл. Эти духовные дары стали привлекать к ней множество людей, разных по званию, сословию и состоянию. Пелагия Ивановна утешала, исцеляла, наставляла, обличала несправедливость. Многих людей юродивая направила по пути спасения и веры в Иисуса Христа. За святость жизни Пелагию Ивановну и сегодня называют «второй Серафим».

Вторая блаженная Дивеевской обители - Параскева, более известная как Паша Саровская. Её жизнь также хорошо нам известна. Необходимо отметить вехи её жизни и определить, каким образом она стала юродствовать. Параскева в миру была экономкой и пострадала от ложного обвинения в краже. Не выдержав несправедливости, она бежала в Киев и там приняла тайный постриг в великую схиму с именем Параскевы, после чего стала называть себя Пашей. По свидетельству монашествующих обители, преподобный Серафим ещё при жизни благословил Прасковью Ивановну на юродскую жизнь в лесах, прилегающих к Сарову и Дивеево.

Образ жизни юродивой Паши Саровской был очень странен. Годы её жизни были годами одиночества. Родных, друзей у неё не было. И заменяли ей семью несколько кукол, которые она всегда носила с собой. Она постоянно играла с ними. Монашеский чин Паша знала очень плохо: Богородицу наивно называла «маленькая за стёклышком», но почитала её как самого близкого человека. По свидетельствам очевидцев, Паша во время молитвы могла приподниматься над землёй.

Именно к ней в 1903 г. после канонизации преподобного Серафима Саровского приехали император Николай II и императрица Александра Фёдоровна. Настоятельница-игуменья изо всех сил уговаривала Пашу убраться в келье. Но она встретила первых лиц как обыкновенных гостей: самоваром чая и сковородой картошки. «Везде меня встречают как царя, и только здесь как человека», - сказал Николай II. По некоторым данным, блаженная предсказала надвигавшуюся на Россию катастрофу: рождение и болезнь наследника, гибель династии Романовых, гонения на Церковь и море крови. Сейчас в Дивеево ещё одним местом паломничества стала келья блаженной Паши Саровской. Она жила в домике у монастырских ворот. С утра до вечера Паша принимала приходивших к ней людей, кого-то обличая в тайных грехах, кому-то в точности предсказывая их будущее. Именно Паша предсказала последнему русскому императору Николаю II рождение цесаревича. И именно она утверждала, что «этот царь будет выше всех других царей». Наверное, она чувствовала, что Николай Второй и его семья будут причислены к святым как мученики. Перед своей собственной кончиной она поцеловала портрет Николая II со словами: «Миленький уже при конце». Сама она скончалась 5 октября 1915 г. в возрасте примерно 120 лет после тяжёлой болезни. В келье Паши со дня её смерти почти ничего не изменилось. Прикоснуться к её вещам многие верующие считают большой благодатью.

Перед своей смертью блаженная Параскева благословила жить в Дивеевской обители свою преемницу - блаженную Марию Ивановну. Как отмечают свидетельства, Мария Захаровна Феди-на родилась в крестьянской семье. Впоследствии она стала называть себя Ивановной, говоря, что «все блаженные Ивановны - по Иоанну Предтече». С детства Мария отличалась многими своими странностями, любила уединение и молитву. Осиротев в 14 лет, она скиталась между Дивеево и Саровом голодная, полунагая, гонимая всеми, пока не поселилась в Дивеевском монастыре (подробнее о наготе юродивых см.: [2]). Мария Ивановна говорила очень быстро и много, иногда стихами (подробнее о глоссолалии юродивых см.: [3]). Временами сильно ругалась, особенно после революции 1917 г., но под её словами скрывались прозорливые обличения. Она исцеляла страждущих, о чём сохранились многочисленные свидетельства очевидцев. В годы тяжёлых революционных испытаний очень увеличился поток нуждающихся в наставлении и молитвенной помощи. Её пророчества и предсказания помогали людям избежать опасности и гибели. Мария Ивановна, провидя будущие испытания лагерями, ссылками и годами безбожия, укрепляла сестёр обители, предсказывая возрождение Серафимо-Дивеевского монастыря. Дивеевские блаженные Пелагея, Параскева и Мария были причислены к лику местночтимых святых в 2003 г.

Подводя итог нашему исследованию, можно констатировать, что феномен женского юродства коренным образом отличается от юродства мужского. Если юродивый-мужчина буйно протестует против существующего устройства мира, грехов, совершаемых людьми, то женское юродство носит ярко выраженный характер молитвенной аскезы. Если юродивого-мужчину можно всегда увидеть в гуще людей, проповедующего и взывающего к людям, то юродивая-женщина -это всегда странная по своему поведению женщина, постоянно молящаяся, проводящая свою жизнь в постоянном посте и аскезе. Целью её поступков является любовь. Спасение людей происходит через обретение божественной благодати. Люди это чувствуют, и в России всегда будут почитаться великие женщины-юродивые, внесшие огромный вклад в совершенствование человеческого духа.

Примечания

1. Ильин А. Н. Онтологический смысл юродства: монография / под ред. О. И. Кирикова. М.: Наука-Информ; Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. пед. ун-та, 2013. 298 с.; Он же. Юродство как российский феномен // Религия и общество: традиции, особенности и генезис духовных и культурных ценностей: кол. монография: кн. 3 / под общ. ред. О. И. Кирикова. М.: Наука-Информ; Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. пед. ун-та, 2012. С. 104-122; Он же. Онтологическая сущность юродства // Религия и общество: традиции, особенности и генезис духовных и культурных ценностей. С. 85-103; Он же. Анализ критического взгляда на юродство (по материалам книги Н. Баркова 1864 года: «Двадцать шесть московских лже-пророков, лже-юродивых, дуръ и дураковъ») // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: кол. монография: кн. 4 / под общ. ред. О. И. Кирикова. М.: Наука-Информ; Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. пед. ун-та, 2013. С. 92-109; Он же. Феномен изменённого состояния сознания // Материалы международной научной конференции «Философия, педагогика и социология в XXI веке» / под общ. ред. О. И. Кирикова. М.: Наука-Информ; Воронеж: Изд-во Во-

ронеж. гос. пед. ун-та, 2013. С. 46-67; Он же. Феноменология юродства // Казанская наука. 2014. № 1. Январь. С. 106-108; Он же. Юродство как протест против мшелоимства // Казанская наука. 2014. № 2. Февраль. С. 118-121; Он же. Юродство как самотрансценденция // Казанская наука. 2014. № 3. Март. С. 117-119.

2. Ильин А. Н. Юродство как нагоходство // Казанская наука. 2014. № 4. Апрель. С. 125-127.

3. Глоссолалия как признак юродства // Казанская наука. 2014. № 5. Май. С. 71-73.

Notes

1. Ilyin A. N. Ontologicheskij smysl yurodstva: monografiya [The ontological meaning of Holy foolishness: monograph] / ed. by O. I. Kirikov. M. Nauka-inform; Voronezh. Publishing house of Voronezh State Ped. University. 2013. 298 p.; Also him. YUrodstvo kak rossijskij fenomen [Holy foolishness as a Russian phenomenon] // Religiya i obshchestvo: tradicii, osobennosti i genezis duhovnyh i kul'turnyh cennostej: kol. Monografiya - Religion and society: traditions, characteristics and genesis of the spiritual and cultural values: monograph: 3d book / ed. by O. I. Kirikov. M. Nauka-inform; Voronezh. Publishing house of Voronezh State Ped. University. 2012. Pp. 104-122. Also him. On-tologicheskaya sushchnost' yurodstva [The ontological essence of the Holy foolishness] // Religiya i obshchestvo: tradicii, osobennosti i genezis duhovnyh i kul'turnyh cennostej - Religion and society: traditions, characteristics and genesis of the spiritual and cultural values. Pp. 85-103. Also him. Analiz kriticheskogo vzglyada nayurodstvo (po ma-terialam knigi N. Barkova 1864 goda: «Dvadcat' shest' moskovskih lzhe-prorokov, lzhe-yurodivyh, dur" i durakov"») [Analysis of critical look at the Holy foolishness (based on the book of N. Barkov of 1864: "Twenty-six Moscow false prophets, false Holy fools and fools")] // Nauchnye issledovaniya: informaciya, analiz, prognoz: kol. Monografiya -Scientific research: information, analysis, and prediction: monograph: 4th book / ed. by O. I. Kirikov. M. Nauka-inform; Voronezh. Publishing house of Voronezh State Ped. University. 2013. Pp. 92-109. Also him. Fenomen izmenyonnogo sostoyaniya soznaniya [The phenomenon of altered states of consciousness] // Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Filosofiya, pedagogika i sociologiya v XXI veke» - Proceedings of international scientific conference "Philosophy, pedagogy and sociology in the XXI century" / ed. by O. I. Kirikov. M. Nauka-inform; Voronezh. Publishing house of Voronezh State Ped. University. 2013. Pp. 46-67. Also him. Fenomenologiya yurodstva [Phenomenology of the Holy foolishness] // Kazanskaya nauka - Kazan science. 2014, No. 1, Jan., pp. 106-108. Also him. YUrodstvo kak protest protiv msheloimstva [Holy foolishness as a protest against selaimesta] // Kazanskaya nauka - Kazan science. 2014, No. 2, Feb., pp. 118-121. Also him. [Holy foolishness as semitransparency] // Kazan science. 2014, No. 3, March, pp. 117-119.

2. Ilyin A. N. YUrodstvo kak nagohodstvo [Holy foolishness as nikodemo] // Kazanskaya nauka - Kazan science. 2014, No. 4, April, pp. 125-127.

3. Glossolaliya kak priznak yurodstva - The glossolalia as a sign of foolishness // Kazanskaya nauka - Kazan science. 2014, No. 5, May, pp. 71-73.

УДК 1(091):123

В. А. Тимшин

Творение природы и творчество человека в философских работах К. Циолковского

По мнению К. Циолковского, главным источником нового знания является Вселенная. Чувственно созерцая и разумно анализируя воспринятое, отбросив ложные авторитеты и сомнительные знания, человек познает творения Первопричины.

Творчество человека соотносится с творением природы так же, как работа искусного мастера с поделкой ребенка. Тем не менее, обладая волей, человек способен к творческой, созидательной деятельности. Наиболее ярко этот процесс реализуют гении, судьба которых не всегда завидна. Обладая развитым воображением и создавая необычные образы, они становятся непонятными окружающим и часто преследуемыми. Но именно благодаря их идеям общество движется вперед и имеет многократные материальные выгоды. Поэтому человечество должно всячески поддерживать творческих людей и отдавать им не менее трети своих доходов.

В будущем произойдет объединение всех народов Земли и всей Вселенной, что значительно усилит творческий потенциал и приведет к невиданным до сегодняшнего дня открытиям. Подобное уже осуществлено внеземными цивилизациями.

According to Tsiolkovsky, the main source of new knowledge is the universe. With the help of the senses and the mind, rejecting the view of famous people and inaccurate knowledge, man knows the root cause of creation.

Human creativity is related to the creation of nature as the work of an experienced master of crafts with the work of children. However, having a will, a person can exercise creativity and creative activity. Most vividly this

© Тимшин В. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.