Научная статья на тему 'Онтологические основания культурного конфликта в европейской драме XVII века'

Онтологические основания культурного конфликта в европейской драме XVII века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
300
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДРАМА / ТРАГЕДИЯ / КОМЕДИЯ / ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНФЛИКТА / СМЫСЛ КОНФЛИКТА / DRAMA / TRAGEDY / COMEDY / ONTOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE CONFLICT / MEANING THE CONFLICT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нефёдова Людмила Константиновна

Европейская драма XVII века дает яркое представление об онтологических основаниях культурного конфликта данной исторической эпохи: стремление к культурному единству и многоплановости, граничность, со свойственной ей агональностью, взаимопроникновением одного в другое, смена картины мира и секуляризация мышления. В творчестве драматургов выявлено общее и особенное культурного конфликта и рассмотрены возможности его разрешения, раскрыта специфика его граничности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ontological foundations of cultural conflict in European drama of XVII century

European drama XVII century gives a vivid picture of ontological bases of cultural conflict of the given historical period: the pursuit of cultural unity and diversity, border with its typical agony, interpenetration of one to another, changes the picture of the world and the secularization of thinking. In the works of playwrights revealed the General and the particular cultural conflict and considered his permission, disclosed the specifics of its borde.

Текст научной работы на тему «Онтологические основания культурного конфликта в европейской драме XVII века»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 1302 Л. К. НЕФЁДОВА

Омский государственный педагогический университет

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО КОНФЛИКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ДРАМЕ XVII ВЕКА

Европейская драма XVII века дает яркое представление об онтологических основаниях культурного конфликта данной исторической эпохи: стремление к культурному единству и многоплановости, граничность, со свойственной ей агональностью, взаимопроникновением одного в другое, смена картины мира и секуляризация мышления. В творчестве драматургов выявлено общее и особенное культурного конфликта и рассмотрены возможности его разрешения, раскрыта специфика его граничности.

Ключевые слова: драма, трагедия, комедия, онтологические основания конфликта, смысл конфликта.

Поиск смыслов культурного конфликта в европейской драме XVII века представляется актуальным не только с чисто научных позиций, но и в связи с практикой осознанного конструирования социальной реальности. Дело в том, что XVII век, будучи началом Нового времени, является граничным в процессах смены типа культуры средневековой и возрожденческой на культуру Нового времени. Данный ракурс исследования культурного конфликта в очередной раз позволит глубже понять современность в ее граничном состоянии, когда «мы воочию видим, как продолжают отчаянно работать вхолостую общественные силы. Грохочущая машина это-

го неистового времени того и гляди начнет буксовать» [1, с. 342].

Онтологические основания культурного конфликта XVII века объективированы в социальной и политической жизни Европы, в философии и науке, в искусстве и быте. Он проявился в революции 1648 г. в Англии, в процессах контрреформации с судами инквизиции и казнью еретиков. Общество получило небывалый опыт — казни английского монарха короля Карла I, тирана, изменника, убийцы и врага государства. Столь долго вызревавший абсолютизм оказался совсем не столь прочным, как это представлялось ранее. Обозначились неприми-

римые оппозиции: абсолютизм — парламентаризм, собственность — свобода, традиция — новация.

Онтологические основания культурного конфликта нашли частное выражение в европейской драме XVII века, которая многое наследует в его фиксации из драмы эпохи Возрождения, а многое перерабатывает до неузнаваемости, предлагает много новаций, но главное, ищет доминанты в понимании структуры конфликтного процесса и в стратегиях его разрешения. Возможно, это лишний раз подтверждает, что жестокий XVII век был веком поиска метода, и не только универсального метода познания, как, например, в философии, но поиском частных, особых методов познания и деятельности. Это не удивительно, так как процесс созидания и становления культуры предполагает соединение, столкновение, наложение друг на друга множества действий, процессов, тенденций, намерений, интересов, что является общим универсальным качеством конфликта. В то же время культурный конфликт в каждую историческую эпоху имеет свое особенное выражение, что обусловлено, прежде всего, доминированием традиции или инновации в культуре в их конкретном историческом содержании. Иными словами, если смотреть на культурный конфликт в историческом разрезе, то его онтологическим основанием будет столкновение уже сотворенных накопленных и утвердившихся содержательно-формальных культурных образований с формирующимся новым культурным содержанием, требующим для своего проявления новой формы.

Если обобщить сказанное, то эти основания можно свести, во-первых, к культурному единству и многоплановости XVII века. Во-вторых, к гранич-ности этого века как предыдущему XVI веку, так и последующему XVIII веку. В-третьих, к смене картины мира, в-четвертых, к секуляризации мышления, в-пятых, к стилевой направленности процессов осмысления действительности в философии, в науке, в искусстве.

Все сказанное определяет специфику культурного конфликта XVII века. Культурные процессы, происходящие в Европе в XVII веке, включают в себя наследование инноваций эпохи Возрождения. Наследуются, например, понимание человека в диапазоне его возможностей, а также понимание ценности культуры прошлого и креативность в выработке новых ценностей. Иными словами, эпоха Возрождения, характеризуемая многоукладностью культуры, плавно перетекает в новую культурную эпоху. Новое время наследует так же и ренессансный антропоцентризм, правда, осмысляя центральное место человека в универсуме несколько по-иному. Если в человеке эпохи Возрождения постулировался титанизм во взаимоотношениях с действительностью, то Новое время акцентирует ответственность человека за свой жизненный выбор. При этом следует отметить, что диапазон культурных явлений, выработанных Ренессансом, был настолько разнообразен, а диапазон возможностей человека настолько расширился, что это грозило размыванием и утратой ценностных смыслов. Широта и разнообразие содержания и форм культуры и проявлений человеческой натуры после столь широкого разлива необходимо должны были сузиться и унифицироваться. Инновационный пласт культуры Ренессанса, став фундаментальным, подготовил изменение ее качества в XVII веке и позволил открыть страницу Нового времени с принципиально иной картиной мира, во многом определяемой методом познания действи-

тельности. В Новое время достаточно четкого формируются теоретический и эмпирический уровни познания, фундированные в рационалистическом и эмпирическом методах, вполне определившихся в своем размежевании уже на начальных этапах формирования. В то же время это размежевание не носило тотального характера: индукция и дедукция прекрасно уживались в практике.

Специфика культурного конфликта в Европе в XVII веке определялась не просто многоаспектно-стью его проявлений в формах общественного сознания, но теми смысложизненными результатами, которые давало разрешение конфликта в той или иной форме общественного сознания. Так, религиозный конфликт, актуализировавшийся еще в XVI веке, привел к окончательной победе Реформации. Протестантизм не только оформился в самостоятельную христианскую конфессию, но широко открыл двери религиозному разномыслию. Конфликтность религиозного сознания тесно связана с конфликтностью в политической и социальной сферах жизни, проявившейся в тридцатилетней войне, деятельности инквизиции, буржуазной революции в Англии в 1648 г., что говорит о мучительной, хотя и неуклонной выработке нового буржуазного строя жизни, несущего новое понимание политической и гражданской свободы. Благодаря всему этому получает возможность развиваться наука, становясь самостоятельной сферой человеческой деятельности и видом общественного сознания. Она вырастает из философского познания действительности, тесно связана с философией, подчас неотделима от нее, перенимая фундаментальные философские методы познания — сенсуализм и рационализм, позволившие позднее сформироваться эмпирическому и теоретическому уровням науки. Искусство XVII века являет пример выработки стиля художественного познания, каждый из которых, отражая своеобразие конфликтных интенций эпохи, стремится к доминированию: ренессансный реализм, барокко, маньеризм, классицизм. Таким образом, формируется сложное миропонимание и трансуровневый способ отражения действительности, характерный для Нового времени.

Если говорить о репрезентации культурного конфликта эпохи в европейской драме XVII века, то, с одной стороны, как и на предыдущих этапах исторического развития, драматический конфликт выявляет борьбу, столкновение противоположных начал, объективированных в развитии человеческой культуры и цивилизации в их универсальном выражении. С другой стороны, европейская драма раскрывает специфику культурного конфликта

XVII века, его особую конфигурацию, включающую внешние и внутренние конфликты в развитии всех сфер общественного сознания: религии, науки, политики, социальной жизни, искусства, философии.

В культуре этот век называют веком гениев, подтверждением чему служит целый ряд имен: В. Шекспир, М. Караваджо, Г. Галилей, И. Ньютон, Ф. Бэкон, Д. Локк, Б. Спиноза, Р. Декарт, Д. Мильтон, П. Кальдерон, Ж. Расин, П. Корнель, Д. Веласкес, Х. Рембрандт, П. Рубенс, Л. Бернини, Г. Перселл. Список, разумеется, далеко не полный и может быть продолжен. Оценка роли этих деятелей в развитии мировой культуры, как и многих других поэтов, драматургов, писателей, философов, ученых, музыкантов, архитекторов, перечислять которых просто невозможно в рамках данной работы, выдержала проверку временем. Их гениальность несомненна,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

поскольку их культурная значимость вышла за пределы своей эпохи, но дело здесь даже не в масштабе таланта названных и не названных гениев, а в том, что XVII век — время формирования ново временной рациональности, определившей на несколько веков, включая и наше время, развитие всех сфер культуры. Эта рациональность явилась прочным фундаментом, на котором возводилась культура

XVIII — XIX веков, живая и по сей день в силу истинности основания, определяемого гармоническим взаимодействием традиции и инновации. С этих позиций обилие гениев — отнюдь не случайность, а ответ культуры на вызов времени.

Полагаем XVII век временем определения культурных интенций, наиболее значимыми среди которых являются следующие: стремление к культурному единству и многоплановости явлений, граничность, со свойственной ей агональностью, взаимопроникновением одного в другое, смена картины мира и секуляризация мышления. Данные интенции являются культуротворческим фундаментом, а их комплексный характер выразился в стремлении найти метод, стиль, способ познания и деятельности, что придало исторической эпохе XVII века особую стилевую направленность в развитии культуры. Уже «вполне пробудилось свободное самосознание человеческих целей, перипетий и судеб» [2, с. 539] и нашло свое выражение в драме как создании «уже развитой внутри себя национальной жизни» [2, с. 539].

Названные интенции культурного развития лежат в онтологических основаниях культурного конфликта XVII века, которые представлены в европейской драме этого времени и могут быть рассмотрены как факторы, определяющие его художественную репрезентацию. Рассмотрим эти интенции.

Прежде всего, следует выделить интенцию эпохи к культурному единству и многоплановости. Она представляет собой бинарную оппозицию и проявляется в разных сферах действительности: в социальной жизни, в искусстве, науке, философской мысли, в политике. Данная оппозиция укоренена в отношении человека XVII века к пространству и времени и просматривается во всех сферах культуры. Непосредственное пространство Европы, ее место, территория становятся тесными для развивающейся культуры Нового времени и интенция к расширению пространства, раздвижению границ известного и освоенного в XVII веке проявляется в географических открытиях, колонизации, территориальных войнах. Интенция к расширению пространства едина для всей Европы и представлена в многоплановости деятельностных разворотов: политических, социальных, экономических, научных, художественных. Ее можно усмотреть, например, в развороте политического развития, определяемого стремлением к пространственному доминированию, что нашло выражение в революциях, Реформации, колонизации, войнах, характерных для геополитики ряда европейских государств. Так, основание Нового света во многом связано с конкретной датой: 1620 год — высадка отцов пилигримов в будущем Плимуте. Войны за владение территориями идут на вновь осваиваемом континенте между колонистами и индейцами, французами и англичанами, американцами и британцами. В Старом свете идет тридцатилетняя война, затронувшая все европейские государства, вплоть до России, отразившая столкновение интересов всех слоев населения в сферах духовной и материальной жизни. Культурное единство и много-

плановость Европы XVII века стали основанием для смены общественно-политической формации: феодальной на капиталистическую.

Оппозицию единства и многоплановости XVII века можно усмотреть в духовной сфере, например, в отношении человека к жизни и смерти, как оно представлено в литературе и изобразительном искусстве. Предметом изображения столь различных в литературе авторов как В. Шекспир, Д. Донн, А. Грифиус, П. Кальдерон, Д. Мильтон, Ж. Расин, П. Корнель, Ж.-Б. Мольер является человеческое бытие и человек в их сущностных характеристиках. В живописи также столь различных художников как М. Караваджо, Д. Веласкес, Х. Рембрандт, Ф. Хальс при всем их идейно-стилевом различии также представлено человеческое бытие и сам человек в обобщенных сущностных характеристиках, прежде всего, в своем отношении к жизни и к смерти. Актуализация этой проблемы в художественной культуре XVII века во многом связана с тридцатилетней войной со всеми ее ужасами: обезлюживанием, чудовищной жестокостью, развитием популяции хищников в европейских лесах. Приведем здесь свидетельство А. Грифиуса 1636 г. : «В руинах города, соборы опустели,/ В горящих городах звучит чужая речь./ Как пересилить зло? Как женщин оберечь?/ Огонь, чума и смерть... И сердце стынет в теле» [3, с. 211].

Война способствовала формированию особого отношения к жизни и смерти. Осознавалась скоротечность жизни и возможность ее неизбежного окончания не естественным путем, в старости, в кругу близких людей, как завершение, подведение итога и мирное успение, но — возможность смерти в любой момент в связи с перманентными военными действиями. Война представляет собой разрушение порядка, гармонии, она несет страдания и актуализирует в противовес этому стремление человека к гармонии, порядку, радости. Отсюда в живописи XVII века яркое звучание темы повседневности: ситуации в кабачке, застолья, пирушки, приготовление еды, семейные и супружеские портреты. Художники всматриваются в прекрасное и безобразное начала обыденного человеческого мира. Эстетическую ценность обретает не только юность, но и старость, не только дорогой наряд, но и лохмотья. Предметом художественного изображения становится не только прекрасное, но и безобразное, что превращает изображение в исследование. В философии XVII века это выразилось в поиске метода познания, упорядочивающего бытийный хаос, а в драматургии XVII века представлено в жанрах классицистической трагедии и комедии. Метод познания в философии конструируется рационалистически, независимо от того сенсуалистом или рационалистом является сам философ, индукцию или дедукцию он предпочитает в познании. И Ф. Бэкон, и Р. Декарт выдвигают принципы метода, правила, рассматривают примеры, обращаются к истории культуры и опираются на человеческую природу. Если говорить о гносеологической специфике трагедии и комедии XVII века, то и здесь определяются принципы и правила отображения действительности, есть опора на историческую традицию и полемику с ней. Как и в философском поиске, здесь можно увидеть приоритеты: рационализм более свойствен трагедии, а сенсуализм — комедии. Действительно, «Федра» Ж. Расина, «Сид» П. Корнеля представляют собой теоретические конструкты, где с математической точностью и определенностью явлены конфликт-

ные позиции, задана дедуктивная схема конфликтного процесса. Так, Сид — герой, без тени сомнения и упрека, а Федру погружение в преступную страсть неуклонно ведет к гибели. В то же время увлечения, страсти, ошибки, проступки персонажей в комедии дают пример объективации индуктивного познания действительности. Здесь, как это свойственно эмпирике, ощущается постоянный свинг — раскачивание, расшатывание, небольшой выход за пределы общепринятого, нормы, словно нащупывание новых возможностей. Действительно, почему бы не пофлиртовать с кавалером, влюбленным в сестру, притворившись ею, как у Лопе де Веги в «Учителе танцев»? Или, будучи отцом семейства, не нанять с десяток учителей, чтобы соответствовать образовательным стандартам своего времени, как у Ж.-Б. Мольера в «Мещанине во дворянстве»? Персонажи трагедии, как правило, уже известны в истории культуры. Они архетипичны, историчны и принадлежат теоретическому познанию. Федра, Сид, Гораций — это не просто образы, но категории мифологического и исторического познания. Герои комедий являются непосредственным отражением современного им состояния мира, они синхронны своему времени. Их архетипическое категориальное значение проявится только со временем. Трагедия сразу провозглашает свою значимость в культуре, а комедия требует времени для признания. Отсюда становятся понятными квалификация комедии как низкого жанра и ревнивое отношение Мольера к авторам трагедий.

В то же время не стоит столь однозначно закреплять за трагедией рационалистический способ познания, а за комедией — эмпирический. Позиции персонажей, как трагедии, так и комедии, равно рационалистичны. Веселая комедия бичует человеческие пороки, наблюдаемые в действительности, а трагедия транслирует рационалистические идеалы жизнеустройства: долг, нравственность, государство, героизм, благовоспитанность. Идея рационалистического познания получает свое законченное выражение в творчестве французских драматургов XVII века: Ж. Расина, П. Корнеля, Ж.-Б. Мольера. Тенденцию к рационалистической определенности можно увидеть так же и в английской, и в испанской драме XVII века у Б. Джонсона, С. Тернера, П. Кальдерона, Ф. Лопе де Веги. Драма в целом «открывает предмет со всех сторон, а потому и в полной его абсолютности» [4, с. 503].

Единство и многоплановость, как сущностная характеристика эпохи, находят свое выражение не только на уровне метода познания, но в рамках творческой лаборатории отдельного автора. Так, у Ж.-Б. Мольера культурный конфликт проявляется сквозь призму комического. Сколь бы ни были у него острыми столкновения характеров, идей, позиций, они, как правило, заканчиваются житейски благополучно. Тартюф, Журден, скупой, мнимый больной, слуги домочадцы и все прочие действующие лица в пьесах Мольера — репрезентация нововременного типа человека. Это совокупный комический персонаж, репрезентирующий XVII век. С одной стороны, это вполне дифференцированный определенный человеческий тип, изоморфный культурной эпохе, узнаваемой в каждом по отдельности и целостно во всех вместе. С другой стороны, живой человеческий характер. Напомним, что принято характеризовать героев драматургов-классицистов как одномерных, имеющих какую-либо одну ярко выраженную черту — humor — нрав. Это термин Б. Джонсона, его

эстетическое кредо в моделировке драматического характера. Мольер дает хрестоматийные примеры объективации этого приема, определенно показывая скупость скупого, лицемерие лицемерного, простодушие простодушного. Его персонажи убедительно представляют в поступках, намерениях, речевом поведении характер, качество, явление. В истории драматической критики принято сравнивать моделировку характера у Шекспира и Мольера, отдавая преимущество ренессансному реализму Шекспира. Если Шейлок у Шекспира не только скуп, но еще и любящий отец, то скупой у Мольера — только скуп. Однако Мольер пошел дальше Шекспира в мастерстве моделировки характера, приводя многообразие к определенному единству, раскрывая это единство как целостность характера человека. Герой Мольера — живой человеческий характер, а не риторическая фигура. (Кстати заметим, что у Шекспира сохранился средневековый риторизм, например, в монологах его персонажей.)

Заостренность какой-либо черты персонажа у Мольера не упрощает конфликтную конфигурацию, а, напротив, является средством акцентуации причин конфликта, помимо столкновения человеческих характеров. Нрав, humor, словно выводится за скобки, а позиция персонажа — религиозная, политическая, этическая, эстетическая — в целом мировоззренческая становится более определенной. Например, Тартюф — лицемер. Он находится в бытовом конфликте со всеми домочадцами. Однако Мольер выводит не конфликт характеров или жизненных устремлений. В конце концов, в «Тартюфе» нет идеала человека, равного по силе Тартюфу. Лицемерие и ханжество — основные характеристики данного персонажа, средство акцента не просто его характера, но определенной социально-религиозной позиции, концепта, отражающего специфику эпохи. Таким образом, humor является средством раскрытия интенций времени, а не просто приемом моделировки характера драматического персонажа.

Мнимый больной у Мольера — это мнительный легковерный обыватель, сосредоточенный исключительно на своем телесном состоянии, готовый довериться любому шарлатану. Превалирование телесного начала над духовным, эгоизм, легковерие, готовность быть объектом манипуляции — это качественная характеристика типа обывателя вне исторической составляющей. Обыватель, как человеческий тип, разработан, пожалуй, наиболее определенно именно в культуре XVII века. Это уже не renessens-man, бросающий вызов времени, пространству, ставящий высокие (и не самые высокие, а иногда и низменные) цели, умеющий добиваться результата, вопреки преградам. Человек эпохи Возрождения может быть не только героем, но злодеем, деклассированным элементом, опустившимся пьяницей, как сэр Джон Фальстаф, но это всегда масштабный человек. Обыватель — это человек Нового времени, ценящий комфорт, удобство, осваивающий изобретения и новшества. Это человек, научившийся пользоваться вилкой, осознавший движение крови в своем теле и движение планет в небесных сферах. У него развивается вкус к новым продуктам, специям, предметам обихода, манерам, наконец, знаниям. Он отдает дань моде, его ухо приучается к светской музыке, а глаз — к новым пространственным формам в театральном действе, архитектуре, интерьере, мелкой пластике. Он ценитель и потребитель роскоши и комфорта. Культура объективирует себя в его быте, повседневности, в формах

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

цивилизованного общения, которое становится социально все более дифференцированным и утонченным. Развитие культуры быта требует от обывателя адекватного общения с разросшимся кругом коммуникантов: с детьми и супругами, с родителями и слугами, с соседями и родственниками, с учителями и поверенными в делах, с докторами, портными, ювелирами, духовниками, обойщиками мебели. Список тех, с кем соприкасается обыватель Нового времени, ставший героем драматургов-комедиогра-фов XVII века, чрезвычайно длинен и каждый в этом списке предполагает адекватную коммуникацию. Этико-коммуникационная парадигма эпохи усложняется, по сравнению со Средними веками, где она определялась отношениями вассал — сюзерен, доминирование в которых имело однозначно определенный вектор. В Новое время семантика коммуникации усложняется. Так, Сганарель, слуга, может доминировать над Дон-Жуаном, своим господином, а приживал Тартюф — над хозяином дома. Служанки у Мольера поучают хозяина, портной диктует ему моду, учитель философии — стиль эпистолярного общения с возлюбленной. В каждой из коммуникаций обывателя с любым из названных лиц возникают отношения переменного доминирования, определяемого помимо социального и материального положения характером человека, его умом, знаниями, намерениями, целями, интересами. Каждый участник стремится получить максимум выгоды. Это замечательно показано и у Мольера, и у Бена Джонсона. Типичный обыватель, живущий в определенном достатке, в деловом общении со всеми названными лицами поневоле должен усвоить довольно тонкую градацию, определяемую степенью и характером связи с ними. Он пользуется их услугами, но и зависит от них. Это новый тип обоюдной зависимости, которая не есть зависимость вассала от сюзерена, но есть изменчивая зависимость торга: поединок ума, хитрости, предприимчивости. Так, Журден нанимает учителей, он испытывает к знаниям и умениям своих наемных работников определенное уважение, стремясь усвоить эти знания и умения. Зависимость от докторов-шарлатанов у мнимого больного строится на его вере в науку и в ученость докторов, знающих тайны человеческого организма. А хозяин, пригревший Тартюфа, восторгается в нем тем, что не дано ему, обывателю: аскетизмом, альтруизмом,

верой в высшие начала жизни, пусть даже их транслирует лицемер и сластолюбец. Обыватель учится пользоваться благами цивилизации. Он стремится соответствовать своему времени. Так, у Бена Джонсона сам черт не страшен обывателю Фицдупелю: он увлекается прожектерством, стремится разбогатеть, рискует. Обыватель XVII века, в сущности, скорее новатор, чем консерватор. Но это иное новаторство, чем в эпоху Возрождения — новаторство потребления. Потребляются знания, блага, комфорт, искусство, культура в целом.

Итак, единство и многоплановость культуры XVII века, как основание культурного конфликта данной эпохи, нашли отражение в поиске метода познания, а главное, метода конструирования действительности в искусстве, в частности в драматургии. Это находит отражение, с одной стороны, в актуализации жанра философской утопии (Т. Кампанел-ла «Город солнца»), с другой стороны, поиск метода осуществляется в сфере эмпирически проверенного у Ф. Бэкона и рационалистически обоснованного у Р. Декарта. И философская мысль, и художественная практика направлены на поиск противовеса хаосу, разрушению, дисгармонии. То есть на поиск единого устойчивого основания в множественности явленного. Так, трагедия и комедия XVII века являют единство поиска порядка, восстановления гармонии, но решают эту проблему разнопланово.

Библиографический список

1. Хейзинга, Й. Ното Ludens, В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. - М. : АСТ, 2004. - 539 с.

2. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т. Т. 3 / Г. В. Ф. Гегель. — М. : Искусство, 1971. — 624 с.

3. Грифиус, А. Западноевропейская лирика / А. Гри-фиус. — Л. : Лениздат, 1974. — 568 с.

4. Шеллинг, Ф. В. Философия искусства / Ф. В. Шеллинг. — М. : Мысль, 1999. — 608 с.

НЕФЁДОВА Людмила Константиновна, доктор философских наук, профессор кафедры философии.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.11.2013 г.

© Л. Д. Нефёдова

Книжная полка

85.15/О-74

Осмоловская, О. В. Рисунок по представлению в теории и упражнениях, от геометрии к архитектуре : учеб. пособие для вузов по направлению «Архитектура» / О. В. Осмоловская, А. А. Мусатов. - М. : Архитектура-С, 2008. - 392 с. - ISBN 978-5-9647-0148-4.

Учебное пособие предназначено для всех, кто начинает осваивать архитектурный рисунок — прежде всего для абитуриентов и студентов младших курсов архитектурных вузов. Пособие разработано на базе программ и методик кафедры рисунока МАрхИ и содержит теоретические основы архитектурного рисунка, собранные из разрозненных источников и дополненные новейшими разработками педагогов кафедры рисунка, а также практические задания. Последовательное выполнение заданий позволит учащемуся овладеть техникой архитектурного рисунка и приобрести основные навыки как в изображении отдельных геометрических тел, так и составленных из них композиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.