Научная статья на тему 'Онтологические аспекты конфликтологического знания'

Онтологические аспекты конфликтологического знания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
427
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ЭВОЛЮЦИЯ КОНФЛИКТОВ / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА / КОНФЛИКТЫ ГЛОБАЛЬНОГО МИРА / CONFLICTOLOGICAL KNOWLEDGE / ONTOLOGICAL ASPECT / EVOLUTION OF CONFLICTS / POST-NON-CLASSICAL SCIENCE / CONFLICTS OF THE GLOBAL WORLD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алиева Наталья Зиновьевна, Ивушкина Елена Борисовна

Статья раскрывает проблему современного понимания конфликтов в конфликтологическом знании, их генезиса, природы и становления. Актуальность исследования связана с изменением онтологической сущности конфликта, обусловленной его нелинейным характером, и, соответственно, с изменением концепта конфликтологического знания. Новизна статьи состоит в выявлении эволюции конфликтологического знания и его представлении в контексте постнеклассической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Алиева Наталья Зиновьевна, Ивушкина Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONTOLOGICAL ASPECTS OF CONFLICTOLOGICAL KNOWLEDGE

The article deals with the problem of modern understanding of conflicts in conflictological knowledge, their genesis, nature and formation. Relevance of the research is related to the change in the ontological nature of the conflict conditioned by its nonlinear character, and, respectively, to the change of the conflictological knowledge concept. Novelty of the article is in identification of evolution of conflictological knowledge and its representation in the context of the post-non-classical science.

Текст научной работы на тему «Онтологические аспекты конфликтологического знания»

Алиева Наталья Зиновьевна, Ивушкина Елена Борисовна ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Статья раскрывает проблему современного понимания конфликтов в конфликтологическом знании, их генезиса, природы и становления. Актуальность исследования связана с изменением онтологической сущности конфликта, обусловленной его нелинейным характером, и, соответственно, с изменением концепта конфликтологического знания. Новизна статьи состоит в выявлении эволюции конфликтологического знания и его представлении в контексте постнеклассической науки.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/5/3.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 5(79) C. 18-20. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/5/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

CONFLICTOLOGICAL KNOWLEDGE IN THE CONTEXT OF THE POST-NON-CLASSICAL SCIENCE

Alieva Natal'ya Zinov'evna, Doctor in Philosophy, Associate Professor Ivushkina Elena Borisovna, Doctor in Philosophy, Professor Institute of Service and Business (Branch) of Don State Technical University in Shakhty alinat1@yandex. ru; Ivushkina62@mail. ru

In the article the problem of studying the post-conflict knowledge with the help of appropriate models of science is revealed. Relevance of the research is connected with the change in interrelation between the world order and geopolitical confrontation accompanied by conflicts. Thereafter, there is a change in the paradigm and concept of conflictological knowledge conditioned by its nonlinear and unstable character. The authors focus on consideration of evolution of conflictological knowledge and its presentation in the context of the post-non-classical science, which is the novelty of this article.

Key words and phrases: conflictological knowledge; post-non-classical science; concept of conflictological knowledge; nonlinearity of conflicts; self-organization of conflicts.

УДК 101.1

Философские науки

Статья раскрывает проблему современного понимания конфликтов в конфликтологическом знании, их генезиса, природы и становления. Актуальность исследования связана с изменением онтологической сущности конфликта, обусловленной его нелинейным характером, и, соответственно, с изменением концепта конфликтологического знания. Новизна статьи состоит в выявлении эволюции конфликтологического знания и его представлении в контексте постнеклассической науки.

Ключевые слова и фразы: конфликтологическое знание; онтологический аспект; эволюция конфликтов; постнеклассическая наука; конфликты глобального мира.

Алиева Наталья Зиновьевна, д. филос. н., доцент Ивушкина Елена Борисовна, д. филос. н., профессор

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты alinat1@yandex. гы; ivushkina62@mail. гы

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

ХХ век привнес в историю множество конфликтов и войн, в том числе две мировые войны, более двухсот войн крупного масштаба, множество локальных конфликтов, борьбу за власть, тоталитарные режимы, терроризм. Конфликты стали решающим фактором сохранения нашего мира и жизни от отдельного человека до человечества в целом. На передний план науки выходит конфликтология - наука о конфликтах. Перед XXI веком выстраивается альтернатива: либо стать веком, владеющим конфликтологическим знанием, конфликтологией, либо стать последним веком и концом истории нашего мира.

Сложные конфликтогенные процессы глобального мира создают проблему современного понимания конфликтов, их генезиса, природы, становления и разрешения. Решение проблемы конфликтологического знания требует применения спектра подходов, методов и средств философии науки, необходимых для исследования разных аспектов конфликтологического знания, в том числе и онтологических. Актуальность исследования связана с методологической плодотворностью использования постнеклассических представлений при изучении конфликтов как открытых, сложных, саморазвивающихся, нелинейных объектов.

В задачу нашего исследования входит выявление эволюции онтологии конфликтологического знания и представление его в контексте постнеклассической науки. Известно, что онтологии могут различаться по критерию их оснований. Нас интересует предметная онтология конфликта, используемая для выражения самой предметности конфликта, обладающей концептуальным содержанием, а также эволюция онтологии картин (конструкций) мира. Основные представления о подходах к онтологии современного конфликтологического знания основываются на некоторых идеях об онтологии:

- в основе представлений и знания о конфликтах лежат философские учения, мировоззрение, картина мира, наука, методология и религия;

- конфликтогенное знание соответствует онтологии конкретной эпохи, его можно разделить на донаучный, классический, неклассический, постнеклассический периоды;

- переход от одной онтологии к другой, называемый реонтологизацией, возникает не за счёт появления новых знаний, а за счёт образования представлений фундаментального характера, которые вносят революционные трансформации в возникающее знание;

- для формирования постнеклассической онтологии нужен метавзгляд - взгляд сверху, чтобы отойти от уже имеющихся представлений и знаний. Такой взгляд может дать постнеклассическая наука, её ядром является синергетика - наука о самоорганизации.

ISSN 1997-292X

№ 5 (79) 2017

19

Онтология давно перешагнула своё первоначальное определение как учение о бытии, раздел философии, определяющий устройство, структуру, соотношение и взаимодействие между составляющими мира. В широком смысле онтологию понимают как науку о сущем. В настоящее время возникла метаонтология, в основе которой лежат фундаментальные представления определённой сферы науки и практики [1]. Также понятие «онтология» применяют к предметной области науки, которая содержит следующие составляющие её структуры: детерминация, нахождение основных онтологических элементов (объектов, свойств, связей и процедур), выполнение действий над этими онтологическими элементами, построение, анализ [5, р. 156]. «В настоящее время производство и трансляция знаний являются настолько разными по основаниям, что в одной и той же сфере знаний могут быть совершенно разные системы знания» [1].

Следует отличать знание и информацию, которой в избытке заполнены все информационные средства, в первую очередь Интернет. Для превращения информации в знание она должны быть включена в конкретную картину мира, систематизирована в теорию, связанную с практической деятельностью, что обуславливает возможность её преобразуемости и проверяемости. Также знание в отличие от информации должно быть распределено и структурировано по способам их онтологизации (полнота, функциональность, глубина).

Логика нашего исследования требует осмысления идеи историчности онтологии конфликтогенного знания: онтологий столько, сколько эпох. Их можно разделить на донаучный, классический, неклассический, постне-классический периоды, соотнося онтологии с периодами развития науки. Особое внимание будет уделено постнеклассической онтологии, которая созвучна с современным состоянием мира и науки. В контексте нашего исследования эволюционных представлений заметим, что само понятие эволюции является всеобщим атрибутом явлений материального мира, который сменяет в истории атрибут «движение». Далее с конца XIX века в естествознании происходит замена идеи движения идеей развития, которая представлена в космогонической гипотезе Канта, дарвиновской теории и т.д. В понимании философов того времени - Гегеля, Декарта, Канта, Лейбница, Спинозы, Шеллинга - развитие может быть только линейным и однонаправленным в виде необратимого и поступательного изменения во времени предметов идеального и материального мира [3]. В дальнейшем понятие развития меняется на понятие эволюции (от лат. еуоШю - развертывание), которое представляет более широкое необратимое и направленное развитие, разновидность становления.

Эволюцию конфликтов можно рассматривать в разных контекстах. В процессе общественно-исторического развития человека эволюция конфликтов длится не менее десяти тысяч лет. Наиболее опасной эволюционной тенденцией этого стало постоянное увеличение численности погибших людей в результате конфликтов разного рода, в том числе и военных. В ХХ в. эволюция конфликтов претерпевает радикальные изменения за счёт существенного изменения характера социальных конфликтов в сторону деструктивности и значимости понимания человечеством таких тенденций развития конфликтов, войн, терроризма.

Эволюция представлений о конфликтах происходит параллельно с развитием научного знания. Развитие науки классифицируется в соответствии с представлениями о классической, неклассической и постнекласси-ческой науке (В. С. Степин), которые могут представить эволюцию взглядов на онтологию конфликтологического знания [2, с. 10]. Доклассический этап развития конфликтогенного знания обязан донаучной онтологии древнего Китая и Греции. А также онтологии Гераклита, которую называют конфликтологией отношений, характеризующейся главным конфликтом - конфликтом отношений человека как стабильного существа с нестабильной окружающей средой.

Классический этап науки (конец XVII в. - конец XIX в.) характеризуется специализацией и дифференциацией подходов и норм дисциплинарных исследований. Для конфликтологической науки этот этап происходил с конца XIX до середины XX века. Он определяется тем, что практически все дисциплины вовлекаются в проблематику конфликтов. В связи с этим происходит переход от специфицированного понимания конфликтов к формированию конфликтологии как единой науки, занимающейся построением категориальных систем, систематизацией знания о конфликтах разного рода.

Неклассическая наука (конец XIX - середина XX в.) включает в своё содержание понимание историчности картины мира, допущение альтернативности и дополнительности описаний одной реальности; включение субъекта в объективный процесс познания; включение новых смыслов в категориальные системы, направленных на фиксацию процессуальности, вероятности, неопределенности, случайности и т.д. Для неклассической конфликтологии это, возможно, тот этап, когда конфликтологическое знание представляется как исторически изменчивое и парадигмальное.

Постнеклассическая наука (последняя четверть XX в. - наши дни) характеризуется взаимодействием подходов и картин реальностей в разных науках и появлением междисциплинарных исследований; рассмотрением объектов исследования как нелинейных, нестабильных, неустойчивых. Постнеклассическую конфликтологию можно представить как конфликт отношений нестабильных, нелинейных сущностей, которыми могут выступать среда, люди в виде отдельных субъектов и объектов, а также групп разного вида [4, р. 79].

Современные научные представления позволяют говорить о формировании постнеклассической онтологии, представляющей целостную систему воззрений на весь мир, не только конфликты. Постнеклассическая онтология в условиях современного мира и сложившегося состояния науки необходима и возможна. Возникает задача конституирования онтологии на основании постнеклассики. Постнеклассическая наука и пост-неклассическая рациональность привносят новые философские воззрения на конфликт как категорию бытия и онтологию конфликтологического знания, что даёт возможность конституировать указанную онтологию в контексте постнеклассической науки в следующих направлениях. Открытость онтологии как системы,

возможность обмена информацией с окружающей средой позволяют устранить существующий разрыв между естественнонаучными и социально-гуманитарными представлениями конфликтологического знания и дать ему новые онтологические интерпретации.

Таким образом, плюрализм научных представлений, множественность возможных интерпретаций действительности делает возможным и необходимым изучение конфликтов разного уровня мира на единой онтологической основе. Существование сложных «человекомерных» развивающихся систем, участвующих в конфликтах, ставит проблематику конфликтов на системный и синергетический уровень постнеклассической науки.

Список источников

1. Дацюк С. А. Онтологизация [Электронный ресурс]. URL: http://www.uis.kiev.ua/xyz/ont/ont.htm (дата обращения: 31.03.2017).

2. Степин В. С. Научное познание в ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 3-18.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки [Электронный ресурс]. URL: http://epistemology_of_science. academic.ru (дата обращения: 31.03.2017).

4. Aliyeva N. Z., Zayats Z. V. Paradigm Foundations of Modern Science: Self-Organization, Evolution, Integrity // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. № 3 (S4). Р. 79-102.

5. Smith B. Ontology // The Blackwell Guide to the Philosophy of Computing and Information / еd. by L. Floridi. John Wiley & Sons, 2008. Р. 155-166.

ONTOLOGICAL ASPECTS OF CONFLICTOLOGICAL KNOWLEDGE

Alieva Natal'ya Zinov'evna, Doctor in Philosophy, Associate Professor Ivushkina Elena Borisovna, Doctor in Philosophy, Professor Institute of Service and Business (Branch) of Don State Technical University in Shakhty alinat1@yandex. ru; Ivushkina62@mail. ru

The article deals with the problem of modern understanding of conflicts in conflictological knowledge, their genesis, nature and formation. Relevance of the research is related to the change in the ontological nature of the conflict conditioned by its nonlinear character, and, respectively, to the change of the conflictological knowledge concept. Novelty of the article is in identification of evolution of conflictological knowledge and its representation in the context of the post-non-classical science.

Key words and phrases: conflictological knowledge; ontological aspect; evolution of conflicts; post-non-classical science; conflicts of the global world.

УДК 94(47)"1900-1917":94(569.4)+281:267 Исторические науки и археология

В статье исследуется Таврический Отдел Императорского Православного Палестинского Общества (далее - ТО ИППО). Результаты работы заключаются в изучении многогранной деятельности ТО ИППО. Научная новизна исследования состоит в первой попытке на малоизвестных материалах периодического издания «Таврические епархиальные ведомости» воссоздать деятельность Отдела. Статья рассчитана на широкий круг читателей, которым небезразлична палестинская тематика в ретроспективном ключе.

Ключевые слова и фразы: ИППО; Палестина; православие; Таврический Отдел ИППО; В. Н. Хитрово; школы; семинарии.

Близняков Роман Александрович, к.и.н. Агатова Мария Александровна

Таврическая академия Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, г. Симферополь [email protected]; [email protected]

ТАВРИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА (1900-1917 ГГ.): ПО МАТЕРИАЛАМ «ТАВРИЧЕСКИХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ»

Наступивший 2017 год богат на памятные даты и юбилеи в отечественной истории. Одним из таких знаковых событий является 135-летие ИППО - структуры, накопившей богатейший материал по отечественному востоковедению, собираемый сподвижниками и старателями научной и гуманитарной организации.

Интерес к Ближневосточному региону был всегда одним из параметров русской православной многомерной идентичности, вектором-константой внешней политики Российской империи [8, с. 34-58]. Так, «в 1859 году создается в Петербурге Палестинский комитет под председательством брата императора Александра Второго - великого князя Константина Николаевича, генерал-адмирала, главы Военно-морского ведомства. С 1860 г. в Иерусалиме начинают возводить Русские постройки - основные подворья для приема русских паломников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.