УДК 159.9
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УВЕРЕННОСТЬ: КОНСТРУКТ, ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Н.В. Коптева
Представлен конструкт онтологической уверенности, созданный на основе подхода Р.Лэйнга, включающий континуум экзистенциальных положений уверенности, воплощенности - неуверенности, невоплощенности, соответствующих способам структурирования бытия-в-мире и составляющих его элементов (Я, тело, мир, люди, значимое, как индивидуальная ценность), личностные типы, различающиеся этими положениями, которые при относительной стабильности подвержены колебаниям, связанным с биологическими (возраст, состояние здоровья), социокультурными факторами, а также с жизненными выборами самого индивида. Экзистенциальным положениям соответствует континуум «общих чувств», которые составлены переживаниями двух уровней: менее дифференцированных переживаний элементов-бытия в мире в качестве опор, и более дифференцированных переживаний личностной автономии и одновременно связанности с людьми и миром. Обозначены возможные направления дальнейших исследований.
Ключевые слова: бытие-в-мире, экзистенциальные положения, воплощенность; типы, различающиеся экзистенциальными положениями: переживания онтологической уверенности, диагностика онтологической уверенности.
С тех пор, как понятие онтологической уверенности в самых общих чертах было обозначено британским экзистенциальным психиатром Р.Лэйнгом, создателем феноменологической концепции онтологической неуверенности шизофренических и шизоидных личностей, исследователи, отечественные и западные (психологи, философы), к нему специально не обращались. Они преимущественно изучали творчество и деятельность Р.Лэйнга как одного из основателей и идеологов движения антипсихиатрии, в связи с чем представляли в своих работах более или менее развернутые аналитические эпизоды, относящиеся к концепции онтологической неуверенности (А. Руткевич, 1985; А. Пашинский, 1989; Е.Н. Косилова, 2002; Н. Власова, 2006, 2012; В.М. Лейбин, 2009; D. Burston, 1996; J. Clay, 1997; Z. Kotowicz, 1997; B. Mullan, 1999; Clarke,1999; Ф. Капра, 1996; Ж. Гаррабе 2000; L. Redler, S. Gans, B. Mullan, 2001; J. Berke, 2001; Ф. Дженер, 2007; Reed, 2009). Вместе с тем сам Р.Лэйнг отмечал, что изучает в клиническом плане то, во что «глубоко вовлечена человеческая природа» и во что может привнести лишь частичное понимание [1]. То есть речь идет о феноменах, имеющих отношение к основаниям жизни человека, его здоровью и благополучию.
Конструкт
В проведенном нами исследовании [2] предложен конструкт онтологической уверенности: система понятий, описывающих общепсихологическую часть континуума «онтологическая уверенность -неуверенность» (рисунок).
Конструкт онтологической уверенности
При его создании был использован ряд экзистенциальных понятий Р.Лэйнга. Одни из них были определены заново, другие доопределены, дифференцированы, введены новые понятия, установлены связи между ними. Онтологическая уверенность - неуверенность рассматриваются, во-первых, как экзистенциальные положения, соотносимые с надежностью структурирования бытия-в-мире и составляющих его элементов: Я (ментальное Я, тело), и не Я (другие люди, мир значимое, как индивидуальная ценность); во-вторых, как «общие чувства», в которых соответствующие экзистенциальные положения находят свое выражение. Экзистенциальные положения онтологической уверенности-неуверенности конкретизируются через другую оппозицию экзистенциальных положений воплощенности-невоплощенности. Невоплощенность предполагает, что человек, ощущая угрозу, исходящую от мира, других людей (тревоги поглощения, деперсонализации, разрывания), отделяет свое Я от доступного внешним воздействиям тела. В результате оно превращается в ядро системы ложных Я, которым переданы взаимоотношения с миром. Воплощенность означает во-
площенность ментального Я в теле и шире - вовлеченность человека в действия, поступки, общение, причастность к миру, людям. Неуверенности, невоплошенности соответствуют расколы бытия-в-мире, отсутствие в его пространстве надежных опор. Ущербное невоплощенное Я испытывает дефицит автономии, чтобы сохранить себя прибегает в отношениях к крайностям изоляции и слияния. Онтологическая уверенность, воплощен-ность предполагает целостность Я, бытия-в-мире, наличие надежных опор в собственном Я и за его пределами, автономию и одновременно связанность с людьми и миром.
Косвенно мы уже обозначили полярные общепсихологические типы, различающиеся экзистенциальными положениями. Остановимся на типологии подробнее. Онтологически уверенный тип как некоторый идеальный предел может быть определен в понятиях воплощенного сознания (Г.Марсель, М.Мерло-Понти), бытийствующего сознания (М.Мамардашвили). Соответствующий тип взаимодействует с миром, отстаивает, сохраняет или изменяет себя. Ему доступны отношения, обозначаемые как экзистенциальная коммуникация (К.Ясперс), Встреча, Я-ТЫ общение (М.Бубер), дуальный модус (Д.Бинсвангер). Онтологически неуверенный тип представляет собой «несчастное сознание» (Гегель), никак не проявляет себя, ему остается только наблюдать за тем, как ложное Я ведет жизнь в разделяемом с другими мире. Воплощенность «обычного» человека, представляющего собой промежуточный тип, ограничивает наличие не замечаемой им трещины в ядре собственного бытия, о которой свидетельствует недостаток чувствительности к сигналам организма, а также большая или меньшая представленность в пространстве и времени его существования ложного Я.
Экзистенциальные положения онтологической уверенности, вопло-щенности-неуверенности, невоплощенности не являются абсолютно стабильными; они зависят от состояния здоровья человека, возраста, удовлетворенности внешностью, культурно-исторических факторов (уровня отчуждения в обществе, распространения средств массовой коммуникации), от осуществляемых самим человеком жизненных выборов.
Наконец, экзистенциальные положения онтологической уверенности, воплощенности - неуверенности, невоплощенности находят свое выражение в континууме одноименных «общих чувств» экзистенции. От них производны частные переживания, соотносимые с приведенными основаниями уверенности. Можно выделить два таких уровня. Отправной точкой уровня менее дифференцированных переживаний онтологической уверенности ценностного характера является переживание человеком собственного Я, воплощенного в теле, не являясь специфическими для элементов бытия-в-мире, они придают последним смысл опор, «сшивают» в единое целое пространство существования. Уровень более дифференцированных переживаний онтологической уверенности составляют переживания лич-
ностной автономии и автономии и одновременно связанности с людьми и миром.
Методики
Часть конструкта, относящаяся к общим и частным переживаниям онтологической уверенности, составила исходный пункт эмпирического исследования и, в качестве гипотетической модели была положена в основание диагностических методик. При создании диагностических методик мы ориентировались на два условно выделяемых способа описания Р.Лэйнгом онтологической неуверенности - уверенности: посредством законченных суждений и с помощью набора определений, относящихся к переживанию бытия-в-мире в целом и его отдельных элементов. В обоих случаях помимо многочисленных формулировок, принадлежащих пациентам, часто метафорически передающих их переживания, встречаются обобщающие авторские.
Эти способы и были положены в основу двух методик, соответствующих обозначенным выше уровням ОУ: психометрической методики «ОУ (ПМ)» с пунктами в виде суждений, и методики «ОУ (СД)», построенной по принципу семантического дифференциала, предполагающей оценку объектов (элементов бытия-в-мире), в отношении которых человек испытывает уверенность. При подборе пунктов методик использовались формулировки из книги Р. Лэйнга, относящиеся к онтологической уверенности и неуверенности, определения феноменологии Я, принадлежащие У. Джемсу, экзистенциального богатства - слабости, данные Л. Бинсванге-ром, и т.д.
Итоговый вариант методики «ОУ (ПМ)» включает 30 пунктов, образующих четыре первичные шкалы, совпадающие с четырьмя ортогональными факторами, объясняющими в выборке 540 участников соответственно следующие доли дисперсии переменных: 11,9; 11,1; 10,8; 9,7 %. Ортогональность факторов относительна - после косоугольного облического вращения direct oblimin четыре первичных фактора образовали единый вторичный фактор F2 (табл. 1).
Шкала автономии по своему смыслу более или менее близка к шкалам интернальности, локализации контроля, автономии известных опросников психологического здоровья САТ, СЖО, шкале психологического благополучия К. Рифф и другим, предполагающим переживание человеком себя в качестве независимой личности, способной к самостоятельному выбору.
Шкала витальных контактов с миром подразумевает удовлетворенность жизнью, переживание своего мира как надежного. Метафорические образы этого переживания - «твердо стоять обеими ногами на земле» (Л. Бинсвангер), «чувствовать себя в мире как у себя дома» (Э. Фромм, Р. Лэйнг).
Таблица 1
Факторная структура взаимосвязей пунктов опросника _онтологической уверенности^ - ИМ^ (п =540)_
№ п.п Пункты методики F-2 Факторы 1 порядка
1 2 3 4
1. Я чувствую себя в этом мире как дома 0,508 0,446 0,005 0,082 -0,072
2. Я твердо стою обеими ногами на земле 0,587 0,406 0,028 0,108 0,051
3. Мою жизнь можно назвать наполненной 0,520 0,497 0,006 0,006 -0,038
4. Я неплохо освоилась (освоился) в этой жизни 0,374 0,484 0,044 -0,043 -0,092
5. В целом моя жизнь меня удовлетворяет 0,471 0,418 0,019 -0,030 0,053
6. Мой мир вполне надежен 0,530 0,482 -0,082 -0,096 0,025
7. Моя жизнь наполнена делами, приносящими мне удовлетворение 0,517 0,431 0,022 0,017 0,039
8. Общение доставляет мне удовольствие 0,456 0,036 0,043 0,502 -0,057
9. Мне знакомо чувство «благословенного присутствия» в общении с близким человеком 0,447 0,012 0,038 0,507 -0,047
10. Мне случалось встретить родственную душу 0,345 0,066 0,093 0,456 -0,117
11. Мне интересны другие люди 0,394 -0,149 -0,024 0,543 -0,004
12. У меня есть очень близкий мне человек 0,352 -0,054 -0,089 0,332 0,008
13. Мне нравится, когда вокруг меня «кипит» жизнь 0,476 -0,089 -0,030 0,409 0,149
14. Люди придают мне силы. 0,366 0,154 0,103 0,420 -0,153
15. Я люблю жизнь 0,548 0,068 -0,077 0,272 0,147
16. Я доверяю себе 0,511 0,063 0,073 0,020 0,511
17. Я могу назвать себя личностью 0,466 -0,093 -0,140 0,003 0,482
18. Я не пытаюсь соответствовать ожиданиям других людей 0,232 -0,026 -0,091 -0,134 0,343
19. Обычно я сам (сама) выбираю, что и как делать 0,425 -0,066 0,055 -0,022 0,600
20. Я всегда делаю то, что считаю нужным 0,479 -0,039 0,148 0,221 0,446
21. Как правило, я принимаю решения самостоятельно 0,422 0,080 0,071 -0,002 0,417
22. Я могу на себя положиться 0,433 0,277 0,002 -0,213 0,361
23. Всю свою жизнь я как будто бы хожу по тонкому льду, который вот-вот проломится -0,279 -0,138 0,390 0,096 0,098
24. Я боюсь быть собой и вечно играю какую-то роль -0,321 -0,004 0,539 0,116 0,000
25. Я ощущаю некоторую отстраненность от своего тела, поведения, поступков -0,459 -0,076 0,508 0,021 0,013
26. Я притворяюсь тем, кем я на самом деле не являюсь -0,486 0,033 0,516 -0,113 0,005
27. Меня в действительности никто не знает и не понимает -0,523 -0,166 0,462 -0,123 0,167
28. Я боюсь оставаться наедине с собой -0,375 -0,028 0,498 0,136 -0,086
29. Я не позволяю себе быть собой в присутствии других. -0,349 0,135 0,562 -0,008 -0,044
30. Мир - тюрьма без решеток -0,340 0,200 0,469 -0,225 0,042
Примечание: выделены нагрузки свыше 0,400; фактор F-2 получен после косоугольного вращения direct oblimin
Шкала витальных контактов с людьми предполагает интерес к людям, переживание себя «вместе с другими людьми в этом мире» (Р. Лэйнг), удовольствие от общения, опыт диалогического общения «Я -Ты» (образ высших проявлений подобного опыта, основания которого закладываются в общении младенца с матерью, принадлежит Э. Эриксону: «чувство благословенного присутствия»).
В отличие от перечисленных измерений онтологической уверенности, воплощенности, шкала «ложное Я» характеризует онтологическую неуверенность, невоплощенность, отчуждение, обнаруживающиеся в переживаниях неподлинности существования, разрыва между собственной внутренней сущностью и маской, ролью. Ложное Я сопровождается осознанием разобщенности с людьми и миром, внутренней пустоты, отстраненности от собственного тела и поведения. Соответствующее мироощущение передают образные суждения: «мир - тюрьма без решеток» (Р. Лэйнг), «ходить по тонкому льду» (Л. Бинсвангер).
Общий показатель «ОУ (ПМ)», характеризующий переживание личностной автономии и связей с людьми и миром, вычисляется путем суммирования соответствующих шкал, из суммы вычитается показатель шкалы «ложное Я».
Форма методики «ОУ (СД)» была подсказана «Шкалой временных установок» Ж.Нюттена. Ее вариант «Шкала аттитюдов ко времени» в адаптации К. Муздыбаева выявляет установки по отношению к прошлому, настоящему и будущему с помощью трех индексов (эмоционального и ценностного отношения, а также личностного контроля), в соответствии с которыми подобраны 15 оппозиций прилагательных. В методике «ОУ (СД)» принцип семантического дифференциала использован в целях выявления онтологической уверенности и ее измерений, соответствующих переживанию человеком основных элементов бытия-в-мире (ментальное Я, тело, люди, мир, значимое как индивидуальная ценность) в качестве опор. В полной версии методики для каждого из пяти измерений уверенности использовалось 18 пунктов, в настоящее время используется сокращенный вариант, в котором оставлено всего 35 наиболее информативных пункта (по 7 пунктов для каждой шкалы).. Эксплораторный факторный анализ структуры взаимосвязей этих пунктов показал ее соответствие теоретической модели (табл. 2).
Факторы интерпретируются как: «Уверенность в людях» (13,7 %), «Уверенность в теле» (11,3 %), «Уверенность в мире» (12,3 %), «Уверенность в значимом» (12,3 %) и «Уверенность в Я» (12,7 %), 62,3 % доли суммарной дисперсии переменных (близость, принадлежность)» (1994, с. 321). Нерасчлененность переживаний базового уровня онтологической уверенности соответствует его характеру как первичного и «самообоснованного» чувства целостности экзистенции.
Таблица 2
Факторная структура взаимосвязей пунктов методики _«Онтологическая уверенность -СД» (п =800)_
Пункты методики Факторы
1 2 3 4 5
Уверенность в значимом родное 0,189 0,175 0,757 0,095 0,119
близкое 0,208 0,152 0,785 0,047 0,069
безопасное -0,040 0,082 0,638 0,218 0,287
ценное 0,216 0,092 0,742 0,039 0,091
надежное 0,012 0,085 0,689 0,194 0,274
родственное 0,139 0,186 0,797 0,119 0,092
важное 0,256 0,146 0,715 0,001 0,069
Уверенность в Я родное 0,695 0,153 0,111 0,118 0,211
близкое 0,735 0,152 0,148 0,136 0,241
безопасное 0,467 0,064 0,163 0,313 0,253
ценное 0,735 0,058 0,156 0,149 0,199
надежное 0,504 0,077 0,145 0,302 0,307
родственное 0,695 0,126 0,149 0,196 0,197
важное 0,715 0,117 0,188 0,087 0,235
Уверенность в теле родное 0,362 0,128 0,169 -0,004 0,659
близкое 0,318 0,089 0,205 0,042 0,675
безопасное 0,057 0,080 0,101 0,227 0,743
ценное 0,420 0,075 0,159 0,092 0,639
надежное 0,117 0,136 0,102 0,229 0,749
родственное 0,361 0,114 0,172 0,065 0,685
важное 0,417 0,121 0,155 0,092 0,558
Уверенность в людях родные 0,150 0,781 0,090 0,180 0,081
близкие 0,144 0,843 0,132 0,162 0,036
Лбезопасное -0,056 0,694 0,110 0,263 0,159
ценные 0,162 0,788 0,156 0,121 0,101
надежные -0,035 0,754 0,139 0,250 0,186
родственные 0,144 0,829 0,133 0,200 0,079
важные 0,239 0,740 0,178 0,074 0,045
Уверенность в мире родной 0,233 0,189 0,112 0,717 0,142
близкий 0,204 0,255 0,103 0,752 0,116
безопасный -0,025 0,151 0,031 0,781 0,160
ценный 0,339 0,164 0,130 0,626 0,021
надежный -0,014 0,187 0,048 0,823 0,183
родственный 0,186 0,254 0,121 0,771 0,095
важный 0,245 0,073 0,119 0,417 -0,011
Собственные числа 4,432 4,786 4,304 4,306 3,972
Доля объяснимой дисперсии, % 12,7 13,7 12,3 12,3 11,3
Из пяти первичных шкал уверенность в ментальном Я и уверенность в теле составляют уверенность в собственном Я, «центральном анклаве» индивидуального бытия; уверенность в значимом (индивидуаль-
ной ценности), уверенность в людях, уверенность в мире - уверенность в том, что относится к не-Я. Эти шкалы предполагают переживание соответствующих бытийных опор (в собственном Я и за его пределами), переживание единства своей сущности с тем, что составляет индивидуальную ценность, в качестве общей всем людям; переживание своей единоприрод-ности с миром.
Частные шкалы образуют суммарную, агрегированную шкалу ОУ (СД). Общий показатель характеризует онтологическую уверенность как:
• переживание уверенности в собственном Я (ментальном Я и теле) как ядре индивидуального бытия и в том, что относится к не-Я (в людях, мире, в значимом как индивидуальной ценности);
• систему переживаний, которые восходят к переживанию человеком собственного Я в единстве с телом и, будучи «разнесены» по разным элементам бытия-в-мире, придают им смысл бытийных опор;
• переживание опор в пространстве бытия;
• отношение к другому, как к себе, интеграцию в единое целое элементов бытия-в-мире.
Таблица 3
Уровни онтологической уверенности и соответствующие им диагностические методики
Онтологическая уверенность (система переживаний, соотносимых с бытием-в-мире в целом и его элементами) Диагностические методики
Уровни, аспекты (виды) онтологической уверенности Переживания отделенности и связанности (более дифференцированные): Психометрическая методика «ОУ (ПМ)»
личностной автономии связанности с людьми и миром Шкалы: - витальные контакты с миром, - витальные контакты с людьми, -личностная автономия - ложное Я
Переживания элементов бытия-в-мире в качестве бытийных опор (менее дифференцированные, неспецифические) Методика, основанная на принципе семантического дифференциала, «ОУ (СД)»
- близости, принадлежности, - ценности, - эмоциональной расположенности, - комфорта Шкалы: уверенность -в ментальном Я, -в теле, -в людях, -в мире, -в значимом (как индивидуальной ценности)
Уверенность в Я: в ментальном Я, в теле Уверенность в не-Я: в людях, в мире, в значимом
Нашла эмпирическую поддержку гипотеза о том, что характеристики уровня ОУ как переживания автономии, отделенности от других людей,
мира и связанности с ними и уровня ОУ как переживания бытийных опор коррелируют между собой, смешиваются в факторных структурах: выявлен фактор до вращения (39,8 % ДОД), полюсы которого составили все показатели ОУ обеих методик и показатель онтологической неуверенности (ложное Я). По данным иерархического факторного анализа, показатели обеих методик образуют общее измерение. В пользу гипотезы о наличии двухуровневого конструкта онтологической уверенности свидетельствует также сходная логика связей их общих показателей с целым рядом возможных родственных эмпирических конструктов, в т.ч. наиболее тесные связи с одними и теми же измерениями осмысленности жизни, жизнестойкости, оптимистического атрибутивного стиля, отсутствие значимых связей с одной и той же характеристикой оптимизма (контроль) и т.д.
Онтологическую уверенность в единстве составляющих ее уровней можно определить как переживание человеком целостности своего бытия, автономии и в то же время причастности к миру, другим людям, едино-природности с ними, переживание бытийных опор в собственном Я и в том, что составляет не-Я, как «ресурсное» чувство, которому противостоит переживание отчужденного ложного Я.
Перспективы исследования Проведенное исследование общего чувства уверенности человека в своем бытии-в-мире и производных частных переживаний может быть продолжено посредством их соотнесения с родственными конструктами экзистенциальной исполненности (А.Лэнгле), психологического благополучия (Н.Брадбурн, Э.Динер), с наиболее известными, вошедшими в тезаурус психологии частными психическими переживаниями (интерес, удовольствие, радость, надежда и т.д.). Особого внимания заслуживает определение места переживания онтологической уверенности среди феноменов, имеющих отношение к психологическому здоровью, личностному росту. На основе созданного конструкта с помощью имеющегося инструментария возможно проведение разного рода прикладных исследований. В частности, начато изучение особенностей онтологической уверенности разных категорий интернет-пользователей, установлены значимые различия по всем шкалам «ОУ(СД)» и «ОУ(ПМ)» между контрольной выборкой и выборкой геймеров.
К настоящему времени только обозначен и нуждается в углубленном изучении в теоретическом, эмпирическом и прикладном планах ряд понятий, которые включает представленный выше конструкт: экзистенциальные положения (уверенности - неуверенности), различающиеся ими личностные типы, влияющие на них факторы. Интерес представляет исследование отчуждения, самоотчуждения, ложного Я, соотносимых с негативным полюсом обозначенного континуума, позитивных и негативных (са-мотрансценденция и формирование ложного Я) аспектов освоения и отчуждения и т.д.
Дальнейшая разработка проблематики онтологической уверенности требует расширения спектра исследовательских методов, относящихся не только к естественнонаучной, но и к гуманитарной парадигме психологии. Самостоятельное направление исследования ОУ мы связываем с обращением к феноменологии онтологической уверенности (в частности, анализу текстов, в том числе мифологических, художественных, научно-фантастических, банк которых постоянно пополняется).
Список литературы
1. Лэнг Р. Расколотое Я. СПБ: Белый кролик. 1995. 352 с.
2. Коптева Н.В. Онтологическая уверенность: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Екатеринбург, 2012.
3. Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов// Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 4. С. 5-21.
4. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 608 с.
Коптева Наталья Васильевна, д-р психол. наук, проф., kopteva @pspu.ru, Россия, Пермь, Пермский государственный гуманитарный педагогический университет.
ONTOLOGICAL SECURITY: CONCEPT, DIAGNOSTIC TECHNIQUES, RESEARCH PERSPECTIVES
N. V. Kopteva
This article presents the construct of ontological security based on R Laing's concept. The authorial construct includes the security (embodiment) - insecurity (unembodiment) continuum of existential settings, which relate to the ways of structuring the being-in-the-world and its elements (self, body, world, people, significant - as individual value), and distinguish certain personality types, which, being relatively stable, may fluctuate under the influence of biological factors (age, state of health), sociocultural forces, or person's existential choices. The existential settings represent the "generalfeelings" continuum, formed by experiences of two levels: less differentiated experiences of being-in-the-world elements as existential props, and more discrete experiences of autonomy from others and the world and simultaneous coherence with them. Suggestions for future research are discussed.
Key words: being-in-the-world, existential settings, embodiment, personality types distinguished by existential settings, experience of ontological security, diagnostics of ontologi-cal security.
Kopteva Natalia Vasilievna, Doctor of Psychological Sciences, Professor, kopteva @pspu.ru, Russia, Perm State Humanitarian Pedagogical University.