УДК 37.G18
А.П. АВРАМЕНКО
ОНЛАЙН-МАРАФОН КАК МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ПАРАДИГМЕ МИКРООБУЧЕНИЯ
Рассматривается метод микрообучения для развития информационно-коммуникационного компонента профессиональной компетенции преподавателя иностранных языков. Автор описывает историю развития, психолого-педагогическую базу и принципы данного метода, иллюстрируя его применение на практике в онлайн-марафоне на основе дидактического потенциала мобильного приложения Инстаграм. В статье обсуждаются процесс обучения, форматы заданий и результаты экспериментального марафона.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), методика преподавания, иностранные языки, мобильное обучение, микрообучение, профессиональная компетенция педагога.
The article is devoted to the method of microlearning to develop the ICT competence as a component of a foreign language teacher's professional competence. The author describes the history, pedagogical basis and principles of this method illustrating it with the example of its integration at an online marathon within the Instagram mobile application. The process of teaching, the formats of tasks and the results of piloting are discussed in the article.
Key words: ICT, methods of teaching, foreign languages, mobile learning, microlearning, professional competence of a foreign language teacher.
Сегодня любой специалист развивается в мире больших данных (big data). Огромный поток информации, в том числе профессионального характера, требует от системы образования новых решений в сфере фильтрации знаний и формирования навыков и умений на их основе. Менеджмент знаний (управление знаниями, knowledgement management) как отдельная научная область предлагает различные селективные и аналитические подходы к структурированию элементов интеллектуального капитала. В разрезе образовательных технологий наиболее актуальным представляется метод микрообучения (microlearning).
© Авраменко А.П., 2019
Объектом данного исследования является развитие профессиональной компетенции преподавателя иностранных языков (далее - ИЯ) методом микрообучения. Предметом выступает построение методической модели формирования информационно-коммуникационного (далее - ИК) компонента профессиональной компетенции преподавателя ИЯ в онлайн-марафоне. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что онлайн-марафон как модель реализации метода микрообучения позволит максимально эффективно достичь поставленной цели, а именно сформировать обозначенные компетенции в сжатые сроки посредством:
• актуализации теоретических знаний;
• мгновенного применения этих знаний на практике;
• вовлеченности учащихся в процесс обучения.
Материалы и методы
Материалом для исследования служит модуль программы «Проектирование электронных образовательных ресурсов по иностранным языкам» [1], посвященный интерактивным образовательным технологиям. Рассматриваемый модуль реализуется в исследовании методом микрообучения на базе онлайн-марафона в социальной сети, где мобильная соцсеть Инстаграм как средство обучения в полной мере соотносится с целью описываемого модуля (микрокурса), а именно освоением участниками дидактического потенциала интерактивных инструментов.
Теоретическая база исследования
ИК-компонент профессиональной компетенции педагога
В нормативных и программных документах описывается структура ИК-компетенции. В основу описания ИК-компетенции ложатся рекомендации ЮНЕСКО, где выделяются шесть аспектов работы, предполагающих интеграцию ИКТ (понимание роли ИКТ, учебные программы, педагогические практики, технические и программные средства, организация работы и профессиональное развитие). Эти шесть аспектов описываются, в свою очередь, в рамках трех подходов: применение ИКТ, освоение знаний и производство знаний. Таким образом, в рекоменда-
циях ЮНЕСКО выделяются восемнадцать модулей ИК-компетенции.
В профессиональном стандарте педагога прописаны знания и умения, необходимые для погружения образовательного процесса в информационную среду. Согласно данному проектному документу, профессиональная ИК-компетенция - это квалифицированное использование в развитых странах общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач. К ним относятся три основных компонента:
• общепользовательская ИК-компе-тенция;
• общепедагогическая ИК-компе-тенция;
• предметно-педагогическая ИК-ком-петенция.
Данные компетенции включаются в вышеперечисленные компоненты ИК-компетенции по зарубежным и отечественным классификациям. Общепользовательская компетенция коррелирует с оперативной компетенцией, а общепедагогическая и предметно-педагогическая компетенции отражают общедидактические и частнодидакти-ческие цели интеграции ИКТ в конкретной учебной ситуации.
Микрообучение как метод развития профессиональной компетенции педагога
Микрообучение - это получение знаний и развитие навыков в небольших объемах на постоянной основе. Это достигается посредством лаконичных объемов учебного материала (обычно аудио- и видео-микроконтентом), а также форматов заданий, рассчитанных на ограниченное время выполнения (до 15 мин.). Микрообучение как
метод позволяет реализовать непрерывное обучение на протяжении всей жизни (lifelong learning) посредством ИК-технологий. Учитывая современный заказ общества и рынка труда на обновление профессиональных компетенций индивида каждые несколько лет, можно обратиться к методу микрообучения как максимально эффективному в сфере повышения квалификации.
Метод микрообучения относится к неформальному образованию. Последнее является формой образования, подразумевающей организованную и систематическую учебную деятельность, преимущественно за пределами привычных институтов (школ, вузов и т. д.). Нельзя не отметить, что и формальное образование в современном мире, согласно стандартам, должно быть индивидуализировано. Тем не менее, говорить о персонализации учебного процесса можно лишь при условии дополнения традиционной системы элементами неформального образования, о которых речь пойдет ниже.
Не стоит путать понятия «неформальное образование» (informal education) и «неформальное обучение» (informal или non-formal learning), где первое является более широким и включает в себя различные методики, такие как informal learning и non-formal learning. В первой трактовке неформального обучения (informal learning) субъект получает новые знания в процессе трудовой деятельности и других действий вне учебного контекста. Второе определение неформального обучения (nonformal learning) включает в себя любые учебные практики, организованные за пределами учебных институтов. Таким образом, микрообучение, развиваясь в парадигме неформального образо-
вания, обычно являет собой пример non-formal learning (неформального обучения), где с помощью технологий пользователи делятся друг с другом знаниями в объеме небольших приращений с просветительской целью.
Мобильные технологии выступают в качестве средства микрообучения и способствуют реализации неформального обучения. Еще несколько лет назад было более уместно рассматривать применение мобильных приложений в системе смешанного образования (как части индивидуализированной системы формального образования), потому что в дистанционном формате мобильные устройства на тот момент не меняли методики как таковой, а лишь облегчали доступ к материалам и заданиям.
Говоря об истории вопроса, нельзя не вспомнить ключевые концепты мобильного обучения: вовлеченность, присутствие, свободу действий, аутентичность, сотрудничество и персона-лизацию. Присутствие понимается как взаимодействие, подразделенное на три вида: когнитивное (студент - учебный материал), социальное (студент - студент) и учебное (студент - преподаватель) [2]. Аутентичность, в свою очередь, предоставляет возможности для коллективной деятельности. Причем сотрудничество охватывает часто обсуждаемые аспекты мобильного обучения, связанные с устной речью, в то время как персонализация подразумевает принадлежность, свободу выбора действий и автономное обучение. Ученые отмечают различие между двумя уровнями сотрудничества - сотрудничество низкого уровня и высокого уровня, важного для нашего исследования. Сотрудничество высокого уровня предполагает глубокий, динамичный
диалог посредством среды мобильной сети и создание контекста, сгенерированного учащимся [6].
На сегодняшний день педагоги как в очной, так и в заочной форме сталкиваются с одной и той же нарастающей проблемой общества - стремительно уменьшающимися объемом и фокусом внимания. Данные характеристики цифрового мышления современного человека обусловливают объективный вызов для педагога. Внедрение инновационных методик становится не просто желательным требованием к учителю, преподавателю или тьютору по повышению мотивации учащихся, но первостепенной задачей донесения учебного материала в релевантном формате. Любой объем знаний возможно раздробить на более мелкие фрагменты, чем будет обеспечено их полноценное усвоение при сохранении всей их ценности. Иными словами, заинтересовавшее многих исследователей на заре XXI в. мобильное обучение сегодня сливается с микрообучением.
Психолого-педагогическая база микрообучения - это основанный на сотрудничестве коллективный подход к обучению. Иными словами, социальная основа, опыт и культурные нормы учащихся обретают большую значимость, а устройства начинают играть менее важную роль. Многие ученые подчеркивают социальные аспекты мобильных технологий. Они предлагают комплексные структуры педагогики мобильного и микрообучения, построенные на теории Л.С. Выготского, ставящей на первое место важность диалога в образовательном контексте. Исследовательский подход в обучении представляет собой отступление от более пассивных методов, предполагающих передачу знаний студентам, к бо-
лее благоприятным методам обучения, через которые ожидается, что студенты будут строить свое собственное знание и понимание предмета [5].
Мобильные технологии позволяют преподавателям создавать среду сотрудничества, которая бы вдохновляла студентов на самостоятельное изучение, привнося истинный исследовательский подход к предмету. Исследовательский подход к обучению воодушевляет студентов на поиск доказательств для себя и может помочь в развитии связей между студентами и отношений с преподавателями. Данный подход предполагает фундаментальное изменение философии преподавания и обучения, направленное на межличностную коммуникацию [3].
Принципы микрообучения являют собой современную трактовку классических общедидактичеких принципов, берущих свое начало в трудах Я.А. Коменского и отраженных в стандартах образования. Так, во-первых, по содержанию принципы последовательности и систематичности реализуются в структурной лаконичности и регулярности подачи учебных материалов. Во-вторых, по форме принцип наглядности отражен в мультимедий-ности учебных материалов, предлагаемых в аудио- или чаще видеоформате. В-третьих, касательно степени вовлеченности учащихся в микрообучение принципы активности и самостоятельности достигаются через интерактивность и автономность заданий, которые могут выполняться синхронно или асинхронно. В-четвертых, прочность усвоения знаний обеспечивается доступностью и гибкостью процесса обучения, в котором каждый учащийся может в своем ритме повторять отдельные блоки и возвращаться к ним по
мере надобности. Наконец, абсолютно специфичными и уникальными представляются принципы аутентичности, актуализированности и динамичности микрообучения.
Онлайн-марафон как модель реализации микрообучения
Вышеперечисленные принципы микрообучения составляют методическую основу онлайн-марафона и реализуются посредством дидактического потенциала социальных сетей с мобильным доступом. Онлайн-марафон является формой взаимодействия пользователей социальных сервисов (для образования, взаимного обучения, peer learning). Идея марафона заключается в одновременном выполнении участниками поставленных ведущим задач в обозначенные сроки и обсуждении трудностей, путей их преодоления, а также индивидуальных успехов. На сегодняшний день онлайн-марафоны широко используются как в повседневном, так и в профессионально-образовательном контекстах.
К несомненным преимуществам применения данной формы веб-коммуникации в учебной ситуации относятся следующие аспекты, повышающие мотивацию и концентрацию внимания учащихся и отражающие заложенные принципы. С одной стороны, речь идет о формате учебных материалов, основными характеристиками которых становятся актуальность, практичность и точность; с другой стороны, изменяются и веб-задания на базе этих материалов. Последние, в свою очередь, представляются более ориентированными на учащегося за счет высокой автономии и индивидуализации.
Более того, меняется и сама роль учащегося-участника, который из пас-
сивного получателя знаний превращается в активного созидателя собственных навыков и умений. Педагог же перестает быть ментором или тренером, навязывающим свои позиции, но получает роль учителя-ведущего, прокладывающего маршрут индивидуальной траектории обучения для каждого участника. Таким образом, учитель, не теряя контроль над учебным процессом, сокращает дистанцию между собой и учеником. Подобное межличностное общение подкрепляется взаимным обучением, происходящим в рамках обмена опытом между участниками, и может быть внедрено на практике средствами мобильной социальной сети, например, Инстаграм.
Итак, возвращаясь к принципам микрообучения, можно проследить их реализацию в онлайн-марафоне с помощью дидактических функций сети Инстаграм как платформы проведения марафона.
1. Структурная лаконичность выражается в организации образовательного профиля таким образом, что он соответствует логике изложения материала, что облегчает процесс усвоения. Тем не менее, профиль Инстаграм может содержать и распространять огромное количество информации, что в корне меняет традиционные представления об учебном пространстве и расширяет возможности ведения преподавательской деятельности.
2. Мультимедийность достигается посредством наличия в Инстаграм множества форматов представления информации: изображения, аудио-и видеофайлы, анимация, текст.
3. Интерактивность поддерживается функцией комментирования публикаций, позволяющей ученикам развивать свои коммуникативные умения, об-
мениваться информацией, совместно решать поставленные задачи, а также в случае необходимости обращаться за помощью к сверстникам или преподавателю.
4. Автономность подразумевает возможность самоконтроля и самостоятельной организации учебного процесса.
5. Доступность включает в себя возможность расширения кругозора и углубления знаний в той или иной области для значительного количества пользователей.
6. Гибкость подразумевает под собой простоту и ориентированность сервиса на возможности и интересы участников учебного процесса. Социальная сеть Инстаграм позволяет просматривать публикации неограниченное количество раз, т. е. при необходимости учащиеся могут закрепить пройденный материал и систематизировать собственные знания через повторение той или иной темы.
7. Аутентичность реализуется функцией создания личного учебного пространства, где можно публиковать собственный контент (фото, видео, текст).
8. Актуализированность, динамичность и регулярность - взаимопроникающие и взаимодополняющие принципы, которые могут осуществляться посредством трех форматов постов в Инстаграм, а именно простых постов, историй и прямых эфиров.
Процесс обучения в онлайн-мара-фоне строится по программе модульного микрокурса, где один модуль соответствует теме и определенному сроку (например, неделе), а каждый пост представляет собой одно занятие. Подобная рамочная структура способствует целостности учебного продукта. Причем, форматы заданий варьируют-
ся в зависимости от цели конкретного занятия, но составляют систему из повторяющихся структурных модулей. К новым форматам заданий относятся: микровебинар, микроанализ, микроштурм, микросинтез, микрокейс.
Обратная связь, как правило, рассматривается как один из видов отрицательного подтверждения, помогающего учащимся заметить несоответствие между их результатами и целевой моделью, что облегчает развитие коммуникативной компетенции. В деятельности, связанной с микрообучением, обратная связь может быть в виде оценки и объяснения вслед за индивидуальной работой учащихся с заданием на компьютере или других устройствах. Обратная связь предоставляется максимально оперативно, чтобы учащиеся знали, действительно ли они на верном пути в распознавании и исправлении ошибок.
Что касается контроля, то любые виды совместной работы оцениваются как по общим результатам, так и по динамике группы. Текущий и промежуточный контроль не только мотивирует, но и позволяет студентам развивать навыки и технику предоставления обратной связи в процессе общения с одногруппниками [4]. Тем не менее, большинство описанных методов в сфере механизмов мобильного контроля ограничиваются промежуточным контролем знаний учащихся, их уровня, способностей или результатов с использованием вопросов, составленных с учетом конкретного студента. Текущая оценка обычно противопоставляется промежуточной оценке. В то время как текущий контроль, как правило, происходит в процессе обучения, промежуточный контроль обычно проводится в конце
раздела, модуля, курса или программы. Текущая оценка помогает преподавателю диагностировать пробелы в знаниях студентов и оценивать результаты обучения. Преподаватель может изменить свои методы и стратегии и определить, какой аспект нуждается в большем объяснении или большем количестве упражнений. По прошествии времени учителя могут собрать результаты контроля, чтобы внести корректировки в будущую работу. Текущая оценка не только дает руководство по обучению студентов, диагностирует навыки или пробелы в знаниях, но и измеряет прогресс. Текущий контроль имеет своей целью развитие и разработан, чтобы помочь студентам учиться более эффективно, предоставляя им обратную связь, информацию об их результатах. Обратная связь является ключевым элементом текущего контроля; она включает в себя принятие преподавателем решения относительно качества выполнения студентом заданий. Текущая обратная связь направлена на выявление пробелов в работе, повышение успеваемости и улучшение результатов обучения. Учащиеся могут использовать текущие комментарии для повторения и повышения качества выполнения заданий до проведения итогового контроля.
Результаты эксперимента
Экспериментальная работа по проведению онлайн-марафона «Запуск учебного профиля в социальной сети» проводилась в течение 4 недель в марте 2019 г. на базе закрытого профиля в социальной сети Инстаграм. В пилотном проекте приняли участие 40 преподавателей разных иностранных языков
(английский, итальянский, испанский, корейский, немецкий, французский), которые по результатам обучения запустили авторские учебные профили, повысив свою профессиональную компетенцию и применив полученные умения на практике.
Марафон состоял из 4 модулей с 5 заданиями, иллюстрирующими вышеперечисленные форматы, в каждом. Система заданий предполагала введение материала на прямом эфире (ми-кровебинаре), его иллюстрацию примером на этапе микроанализа, обсуждение его теоретических оснований средством микроштурма, закрепление алгоритма практических действий микросинтезом со списком полезных ресурсов и, наконец, выполнение участниками финальных заданий по каждому модулю в формате микрокейса. 100% участников отметили 4 формата заданий как целесообразные. Формат задания «микроштурм» не был отмечен как эффективный лишь одним участником.
По результатам эксперимента были запущены профили в социальной сети Инстаграм для реализации метода микрообучения по широкому спектру тем, к которым относятся следующие.
1. Подготовка к экзаменам:
• CAE, CPE - https://www.msta-gram.com/cae_cpe_pass;
• ЕГЭ, ОГЭ - https://www.instagram. com/english.oge.ege.
2. Язык профессионального общения:
• стилист - https://www.instagram. com/hair_english;
• маркетолог - https://www.msta-gram.com/englishforthemediaandsmm;
• технологии в образовании -https://www.instagram.com/lang_tech;
• итальянский язык (бизнес) -https://www.instagram.com/italiano_ рег_й_^ого.
3. Практика языка:
• книжный клуб - https://www.ins-tagram.com/brilliantreading;
• французский язык - https://www. instagram.com/grace_ a ca french;
• испанский язык - https://www.ins-tagram.com/spanishforteachers.
Вышеперечисленные учебные профили по иностранным языкам используются практикующими преподавателями для дистанционной и смешанной форм образования. Их пилотирование составляет второй
этап экспериментальной работы и направление для дальнейшего исследования.
Таким образом, микрообучение является актуальной тенденцией современного образования, полностью оправданной педагогически и технически. Данный метод представляет собой синтез предшествующих ему мобильного и адаптивного обучения. Проведенный посредством онлайн-марафона эксперимент на практике подтверждает эффективность применения метода микрообучения для развития профессиональной компетенции преподавателя иностранных языков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авраменко А.П. Рабочая программа дисциплины «Проектирование электронных обучающих ресурсов по иностранным языкам» // Сб. науч. и уч.-метод. тр. Вып. 14 / под общ. ред. проф. С.Г. Тер-Минасовой и доц. М.Г. Бахтиозиной. М, 2017. С. 129-137.
2. Danaher P.A., Gururajan R, Hafeez-Baig A. Transforming the practice of mobile learning: Promoting pedagogical innovation through educational principles and strategies that work. Information Science Reference (IGI Global), 2010. P. 21-46.
3. DeGani A., Martin G, Stead G, Frances Wade. E-learning Standards for an M-learning world -informing the development of e-learning standards for the mobile web. Lincoln House, Cambridge, 2010. P. 8-23.
4. Dudeney G, Hockly N, Pegrum M. Digital literacies. Pearson, 2013.367p.
5. Kahn P., O'Rourke K. Guide to Curriculum Design: Enquiry-Based Learning. Higher Education Academy, 2004. P. 23.
6. Kearney M., Schuck S., Burden K. et al. Viewing mobile learning from a pedagogical perspective // Research in Learning Technology Journal. 2013. 20 (1). P. 21-34.